Таким образом, мы можем в нескольких чертах обрисовать актуальное поле настоящих и будущих исследований в области программирования образовательных практик:
1) Разделение процессного и проектного подходов к организации образовательной практики (в первом случае, речь идет о стабильно воспроизводящемся продукте в линейной деятельности, а во втором - о достижении некоторого нового качества);
2) Внедрение принципов нелинейного (рефлексивного) управления, подобно Канбан, Кайзен, Скрам и др.;
3) Дополнение линейных (текстуальных) стратегий программирования - нелинейными (гипертекстными), основанными на формировании открытых сетей и связей между фрагментами;
4) Масштабирование программ - включение локальных опытов в глобальные информационно-образовательные контексты;
5) Формирование «прикладной антропологии текста» - представлений о том, как различные типы письма и чтения конструируют различные модели самосознания, самопрезентации и бытия человека в образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. - М.: Центр педагогического образования, 2008 - 256 с.
2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения В 8 т. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983-1986. Т. 4. - 400 с., ил.
Матузова Ирина Григорьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.12
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
THE PROBLEM OF FORMATION OF THE TEACHER'S ACMEOLOGICAL COMPETENCE AND THE CONDITIONS FOR ITS IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
11
Современное профессиональное образование должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов, развитие их способностей самостоятельно решать жизненные и личностные проблемы. В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой формирования и реализации акмеологического подхода в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного и начального образования, в частности, направления подготовки 44.03.01 профиля «Педагогика и методика начального образования»; «Педагогика и методика дошкольного образования»; обоснованы психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессиональной педагогической деятельности; охарактеризована структура и содержание акмеологической направленности личности педагога; обозначены условия формирования и реализации данного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов дошкольного и начального образования.
Ключевые слова: акмеологический подход, качество профессионально-педагогического образования, профессиональная компетентность, акмеологическая компетентность, компетентность педагога дошкольного образования, педагога начальной школы, творческий уровень, компоненты акмеологической компетентности, компетентность личности педагога, профессиональная компетентность воспитателей, учителей начальных классов, творческий потенциал, профессионально-ценностные ориентации педагога.
Modern professional education should be aimed at creating conditions that ensure the high quality of the future specialists' professional training, the development of the specialists' abilities to solve vital and personal problems by themselves. The article deals with the problems connected with the formation and implementation of the acmeological approach in the context of the future specialists' professional training in preschool and primary education, in particular, training profile 44.03.01 "Pedagogy and methodology of primary education"; "Pedagogy and methodology of preschool education"; psychological and pedagogical conditions for the implementation of the acmeological approach in professional pedagogical activity are founded; The structure and content of the acmeological competence of the teacher's personality is characterized; conditions for the formation and implementation of this approach into future specialists' professional training in preschool and primary education are outlined.
Key words: acmeological approach, quality of professional and pedagogical education, professional competence, acmeological competence, professional activity, creative level, components of the acmeological competence, kindergarten teacher's professional competence, primary school teacher's professional competence, creativity, teacher's professional and value orientations.
Перемены, произошедшие в нашем обществе за последние годы,
повлекли за собой изменения в образовательной политике государства,
переосмысление основ теории и практики образования. Приоритетным
заданием системы образования Донецкой Народной Республики стало
формирование новой ценностной системы общества - открытой, вариативной,
духовно и культурно насыщенной. Новая философия образования
предусматривает, прежде всего, изменения личности самого педагога: для того,
чтобы воспитывать учеников, способных к саморазвитию и самореализации,
учитель должен сам стремиться к вершинам собственного духовного,
физического, общекультурного развития. Для воспитания у молодежи
12
современного мировоззрения, творческого мышления педагог, сам являясь носителем общекультурных и профессиональных ценностей, должен иметь высокий уровень моральности, культуры, владеть духовными способами жизнедеятельности.
В этой ситуации особенно важно создать благоприятные условия для развития акмеологической компоненты профессиональной компетентности, основу которой составляет как личностное, так и профессиональное развитие педагога. С нашей точки зрения, в системе профессиональной подготовки и усовершенствования профессионального мастерства педагогов дошкольного и начального образования общепедагогическое развитие и морально-эстетическая культура занимают особое место. Результаты анализа научно-педагогической литературы и педагогической практики показали, что одним из приоритетных направлений обновления начального и дошкольного образования есть развитие духовности как доминирующего начала в структуре личности. С точки зрения акмеологического подхода, наиболее значимой есть потребность педагога в постоянном духовном росте и самосовершенствовании, и как результат, -наличие у педагога духовной культуры.
Детальное изучение акмеологической сферы жизнедеятельности педагога дошкольного и начального образования, рассмотрение научных подходов к конкретизации понятия «акмеология», характеристика структуры акмеологической сферы личности педагога дошкольного и начального образовательного учреждения, анализ условий формирования акмеологической компетентности как основы профессионального стандарта педагога являются целью данной статьи.
Среди множества существующих подходов к определению профессиональной компетентности, подразумевающей наличие таких категорий, как «профессиональная готовность», «квалификация», «профессионализм», «педагогическое мастерство», «профессиональная культура», «компетенция» и т.д., с нашей точки зрения, именно акмеологический подход наиболее полно характеризует готовность педагога к профессиональному росту, а именно к формированию умений выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития.
«Акмеология» происходит от древнегреческого acme - вершина, и logos -наука, знания, то есть это наука о высших достижениях в жизнедеятельности личности. Объектом акмеологии выступает человек, как единое целое, а объектом педагогической акмеологии - личность учителя как единое целое. Предметом педагогической акмеологии исследователи считают процесс
создания условий для формирования акмеологической компетентности учителя, целостного развития его личности в образовательном пространстве, достижения им вершин профессионального мастерства [4, с. 53].
Влияние педагогической акмеологии на психологию развития личности в образовательной и профессиональной деятельности педагога, отражено в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина. Исследователи считают, что не формальная принадлежность педагога к профессии, а занимаемая им личностная позиция, обеспечивающая отношение к педагогическому труду, собственное мировоззрение ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина).
В своих исследованиях Е.М. Бородулина, А.Г. Портнова, Е.С. Каган рассматривают акмеологическую компетентность личности педагога как «интегративную характеристику личности, которая обладает комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеет высокий уровень теоретической и научно-практической подготовленности к творческой педагогической деятельности, способной эффективно взаимодействовать с воспитанниками в педагогическом процессе на основе использования современных технологий» и связывают её с профессиональной компетенцией [1].
Социальный запрос на повышение уровня и качества дошкольного и начального образования внес коррективы в требования к профессиональной компетентности педагогов, что нашло отражение в Государственном образовательном стандарте подготовки воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы. Проблема состоит в том, что воспитателям дошкольных организаций и учителям начальных классов на этапе реализации ГОС дошкольного и начального образования необходимо творчески осмыслить содержание образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного образовательного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса, что напрямую зависит от готовности самого педагога к этому процессу.
С.В. Базилевская считает, что такие перемены в требованиях к профессиональному уровню педагога обусловлены тем, что в психологии развития ребенка возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума [1, с. 765-769].
Таким образом, готовность педагога к профессиональному росту (умение оперативно выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития) и составляет акмеологическую компетентность педагога, которая лежит в основе профессионального стандарта педагога.
Для обеспечения подготовки квалифицированных специалистов в результате освоения программы бакалавриата у выпускника педагогического вуза должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными компетенциями (ОК) (ОК-1 - ОК-15);
общепрофессиональными (ОПК) (ОПК-1 - ОПК-6) и профессиональными компетенциями (ПК) (ПК-1 - ПК-20). Педагог, владеющий акмеологической компетентностью, должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются: аналитические способности; умение определять цели и задачи своей деятельности; планировать методическую работу; умение формулировать прогнозируемые результаты; корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы педагогу-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования [3].
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, современный педагог дошкольного и начального образования должен быть специалистом по развитию ребенка в предметном обучении, владеть коррекционно-развивающими технологиями обучения и развития одаренности и творчества, осуществлять не только традиционное информационно-накопительное, но и методологически ориентированное образование, научить ребенка ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке информации. Замена традиционных ценностей обучения на ценности развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, и как следствие, повышение качества его образования, возможно только при условии формирования зрелой личностной, профессиональной позиции педагога. Мы считаем, что в данном случае как раз речь и идет о формировании акмеологической сферы педагога - как интегративном образовании, включающем в себя мотивационно-ценностную сферу, сферу личной жизни, профессиональную и духовную сферу. Именно при таком сочетании сфер, предложенных исследователем О.Е. Гречаник, возможно духовное,
профессиональное и моральное развитие педагога, его стремление к самосовершенствованию как необходимому условию формирования профессиональных компетентностей современного педагога [4, с. 56-57].
С точки зрения акмеологического подхода, в зависимости от контекста решаемых научных задач, профессиональная компетентность педагога в современной педагогической науке рассматривается как слагаемое из ряда следующих компонентов:
^ уровни творчества; уровни профессиональной рефлексии; стартовые профессиональные позиции педагога;
^ предметно-методологическая компетентность; психолого-педагогическая и валеологическая компетентность; коммуникативная компетентность;
^ управленческая компетентность в системе «учитель-ученик»; компетентность в сфере медиа-технологий и проектирования образовательного процесса;
^ компетентность в сфере моделирования собственного опыта; исследовательская компетентность.
Кроме этого, содержание каждой компетенции рассматривается как единство трех составляющих: когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний); операционально-технологической (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету); личностной (этические и социальные позиций и ценностных установок, стилей деятельности, черт личности педагога) [2, с. 9].
С точки зрения структурного анализа, Бородулина Е.М., Портнова А.Г., Каган Е.С., выделяют такие основные компоненты акмеологической компетентности в профессионально-педагогической деятельности, как мотивационный, инструментально-операциональный, перцептивно-
регулятивный, рефлексивно-оценочный [там же].
Для характеристики профессионализма педагога Байденко В.И. выделяет две общие группы компетенций: первая группа включает личностные компетенции, определяющие компетенции в области прав и свобод человека, общей культуры, готовность к постоянному совершенствованию, стремление и способность постоянно учиться; и социокультурные, основывающиеся на знании законов общественного развития, социальных технологий, умении решать коммуникативные задачи. Основу второй группы составляют общенаучные, определяющие представление человека о картине мира и стремлении познать его, и профессиональные, характеризующиеся пониманием
назначения своей профессии, стремление и готовность решать профессиональные задачи.
Такие ученые, как Зимняя И.А., Татур Ю.Г., Галямина И.Г. и другие отмечают, что педагог должен обладать необходимыми компетенциями, характеризующими его как личность и как специалиста: это компетенции социально-личностные, экономические, организационно-управленческие, общенаучные, специальные, являющиеся фундаментом, позволяющим выпускнику ориентироваться на рынке труда.
В процессе личностно-профессионального развития происходит умножение личностного потенциала педагога дошкольного и начального образования: эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); приобретение опыта и повышение квалификации; развитие профессионально важных психологических качеств; развитие личностно-деловых качеств (организованности, исполнительности, инициативности, нормативности поведения); развитие акмеологических инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, образной сферы, умения принимать решения).
Содержание акмеологической направленности личности определяется степенью выраженности потребности личности в профессиональной деятельности, профессиональными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной самооценкой.
Нисимчук А.С. акцентирует особое внимание на личностно-ориентированной компоненте педагогической культуры учителя, состоящей из общей и научной эрудиции, педагогического мастерства, стремления к самосовершенствованию, культуры общения, педагогической этики, духовного богатства. Вершиной педагогической культуры учителя Нисимчук А.С. считает постоянную направленность педагога к самосовершенствованию (педагогическому, методическому, моральному, духовному). Единицей измерения профессионализма педагога является его педагогическое мастерство, состоящее из системности и единства знаний, методических умений, языковой культуры, личностных качеств, педагогической техники, такта и оптимизма. Признаками профессионализма являются педагогический такт, культура речи, научная эрудиция [6, с. 91-92].
Центральным понятием педагогической акмеологии является профессионализм. Понятие профессионализм определяется как «...совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного
выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [5, с. 88-136].
Профессионализм закладывается в процессе общего и профессионального (высшего и среднего) образования. Основным условием дальнейшего его сохранения и развития является непрерывное профессиональное самообразование и саморазвитие личности как результат ценностного отношения к профессионализму.
По мнению В.Г. Зазыкина, для достижения высокого профессионализма личности и деятельности необходимо, прежде всего, создать значимые обстоятельства, от которых зависит формирование акмеологической компетентности педагога. Такие обстоятельства В.Г. Зазыкин называет акмеологическими условиями [1].
Таким образом, создание пространственно-образовательной среды, включающей систему образовательных и методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов и есть тем необходимым условием, которое обеспечит формирование активной социальной и профессиональной позиции педагога, расширит его профессиональные интересы, будет способствовать развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия, то есть практической реализации акмеологического подхода в профессиональном становлении педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базилевская С.В. Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО / С.В. Базилевская // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 765-769. - URL https://moluch.ru/archive/117/32039/ (дата обращения: 11.05.2018).
2. Бородулина Е.М. Акмеологическая компетентность личности в профессиональной деятельности педагогов / Е.М. Бородулина, А.Г. Портнова, Е.С. Каган // Психологические исследования. - 2012. - №5(25). - С. 9.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 315 от 05.04.2016 г. и зарегистрированный в Министерстве юстиции №1177 от 22.04.2016 г.
4. Гречаник О.Е. Акмеологична сфера педагога. / О.Е. Гречаник // Духовшсть особистосп: методолопя i практика: Збiрник наукових праць / Гол. редактор: Г.П. Шевченко - вип. 2 -Луганськ: вид-во Схщноукр. нац. ушвер-т, 2005. - С. 53 - 58.
5. Деркач А.А., Зазыкин В Г. Акмеология: учебное пособие для педагогических вузов / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПБ.: Питер, 2003. - С. 88-136.
6. Иамчук А.С. Педагогика: Пщручник / А.С. Иамчук. - К.: Атика, 2007. - С. 91-92.