УДК 377
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КУРСАНТОВ
Майборода А.А.
Черкасская Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Украина
e-mail: [email protected]
Определена актуальность формирования акмеологической компетентности курсантов - будущих специалистов оперативно-спасательной службы гражданской защиты - на основе акмеологического подхода в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Обоснована необходимость достижения курсантами акмеологической компетентности на стадии ранней зрелости и необходимость разработки педагогической технологии формирования такого вида компетентности. Представлено уточненное автором в процессе диссертационного исследования определение понятия «акмеологическая компетентность», названы компоненты, критерии, уровни акмеологической компетентности. Представлена разработанная автором педагогическая технология, ее концептуальные основы, структура, раскрывается содержание работы на каждом этапе технологии (подготовительно-организационный, содержательно-процессуальный, аналитико-коррекционный); определены диагностические методики, акме-формы, методы, педагогические мероприятия, которые использованы в процессе реализации технологии в экспериментальной работе.
The actuality of cadets' acmeological competence formation - the future specialists of efficient-rescue service of civil protection is defined on the basis of acmeological approach to the process of professional education in the higher educational establishment. The author proves the necessity of cadets' acmeological competence achievement on the stage of early maturity and the necessity of such type of competence pedagogical technology development. It is also offered the adjusted by author in the process of investigation the concept "acmeological competence" definition, the components are named, criteria and the levels of acmeological competence. It is suggested developed by the author pedagogical technology, its conceptual basis, structure, the content of the work is revealed on each of the stage (preparatory-organizational, content-processional, analytic-correctional); diagnostic methods are defined, pedagogical and acme forms, methods which will be used in the process of experimental work implementation.
(Поступила в редакцию 19 декабря 2013 г.)
Введение
Современные условия характеризуются глобализацией всех сфер жизни человека, сопровождаются экологическими и техногенными катастрофами, использованием новых технологий, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности специалистов оперативно-спасательной службы гражданской защиты. Подготовка таких специалистов в высшем учебном заведения связана с формированием у них профессиональной компетентности, в структуре которой ученые выделяют акмеологическую компетентность. Актуальными в последнее время становятся исследования акмеологической компетентности будущих специалистов разных сфер профессиональной деятельности (управления, психологии, образования), изучаются возможные пути ее формирования в условиях высшего учебного заведения.
Результаты и обсуждения
В своей последней монографии «Человек как предмет познания» Б. Ананьев развил начатое К. Ушинским исследование в работе «Человек как предмет воспитания» и пришел к заключению, что всех наук о человеке в настоящем и будущем не хватит даже для того, чтобы познать хотя бы одного человека. Открытия ученого в области акмеологии дают возможность констатировать следующее:
1) во-первых, психологическое развитие человека принципиально отличается от соматического развития, оно может продолжаться на протяжении всей жизни и может прекратиться в любом возрасте, даже до наступления соматической старости;
2) во-вторых, вершина психического развития («акме») не связана с возрастным периодом, который был назван учеными (25-35 лет);
3) в-третьих, эта наука изучает закономерности оптимального процесса психического развития человека, его вершин на каждом возрастном этапе, практически направляет на решение важной проблемы «раскрытия психического потенциала человечества» [2].
В контексте нашего исследования значимым есть понимание А. Деркача определения «акме», который трактует его не как «конечный пункт жизненного движения и развития», а как «ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего движения» [3]. Н. Кузьмина определяет акмеологию как междисциплинарную область знаний в системе наук о человеке, изучающую закономерности саморазвития взрослого человека, его творческой самореализации, а также факторы, стимулирующие или препятствующие достижению вершин мастерства личностью зрелого человека, в том числе и в профессиональной деятельности. В рамках акмеологии ученые выделяют педагогическую акмеологию, которая изучает уровни, этапы, технологии самодвижения личности к вершинам профессиональной зрелости и мастерства, а также факторы, стимулирующие и тормозящие его на основе акмеологического подхода. Акмеологический подход представляет собой «систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы», в профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях обучения в вузе. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов, стимулирование творческого потенциала курсантов для достижения успеха в учебно-воспитательной и будущей профессиональной деятельности; в формировании высоких уровней акмеологической компетентности.
Изучение сути такого вида компетентности на основании анализа научных работ Д. Банниковой, А. Деркача, С. Макарова, А. Марковой, О. Селезневой и др. [3; 4; 6; 8] дало возможность определить, что акмеологическая компетентность (АК) - это интегральная характеристика личности, которая представляет собой готовность и способность приобретать, использовать, совершенствовать акмеологические знания, умения, навыки, способы, полученные в процессе учебно-воспитательной и творческой деятельности, для эффективного решения заданий, возникающих в личностной и профессиональной сферах деятельности. Структуру АК представляют три компонента: мотивационно-личностный, когнитивный, операционально-деятельностный.
Мотивационно-личностный компонент предполагает развитую профессиональную и акмеологическую направленность; потребность в достижении неординарных результатов; стремление повысить должность, степень, звание, ценностные ориентации, профессиональное мастерство; потребность в доброжелательном внимании к своим успехам со стороны других, самоуважении; сформированность совокупности профессиональных и личностных качеств (ответственность, уравновешенность, требовательность, уверенность, оптимизм, ориентация на прогрессивное развитие), акме-мотивов, акме-ценностей и стремлений, детерминирующих активность личности. Ценностные ориентации специалиста в профессиональной деятельности определяют, координируют поведение и отношение личности к своей профессии, формируют чувство ответственности, стремление к
саморазвитию, внесению в свою работу некоторых элементов креативности, расширению социальных контактов и др. Мотивация к деятельности и ценностные ориентации личности является базой для формирования знания, умения, навыки, профессиональные качества личности.
Когнитивный компонент - система знаний в области самосовершенствования, самоактуализации, самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Система знаний включает теоретические, общетехнические, специальные, акмеологические знания. Компонент предполагает диагностику курсантами развитости профессиональной и акмеологической направленности. На теоретическом уровне понимания сущности когнитивного компонента курсант должен уметь объяснить факты, осмыслить их в системе понятий акмеологической науки, включаясь в ее теорию. На эмпирическом уровне акмеологические знания выступают как средства самоизменения и самосовершенствования курсанта.
Операционно-деятельностный компонент представлен практическим аспектом деятельности, то есть сформированностью методической и технологической составляющей акмеологической грамотности: знания приемов, способов, методов, техник воздействия на личность и умение их использовать в процессе деятельности. Развитие этого компонента зависит от интенсивности включения будущего специалиста в практику самореализации на пути достижения успеха. Знания, полученные курсантами по теории акмеологии, акмеологических способов деятельности должны быть практически апробированы, закреплены в соответствии с принципом обучения «сочетание теории с практикой». Благодаря развитию умений и навыков происходит становление специалиста как зрелой личности. Компонент составляет совокупность регулятивных умений, проектировочных, прогностических, способность к коррекции собственного поведения, активность в самосовершенствовании, готовность к использованию акмеологических технологий и методов самооценки и саморегуляции, умение решать проблемы, отбирать актуальные сведения, умения и навыки саморегуляции, самосовершенствования своих знаний о себе с целью регуляции поведения.
Акмеологическая компетентность представлена уровнями и показателями ее сформированности. Для низкого уровня АК характерно: наличие неопределенных мотивов саморазвития, неразвитость акмеологических способностей, низкая готовность к саморазвитию, что проявляется в высоком уровне внутреннего конфликта (мотивационно-личностный компонент); недостаток акмеологических знаний (когнитивный компонент); отсутствие умений и навыков самопознания и саморегуляции (операционно-деятельностный компонент). Для среднего уровня АК характерны: недостаточная сбалансированность акме-мотивации и акмеологических способностей, ситуативная готовность к саморазвитию (мотивационно-личностный компонент); несистематизированность акмеологических знаний (когнитивный компонент); начальный уровень формирования умений и навыков самопознания и самооценки, способность к поставке и решению акмеологических задач, но не к постановке и решению акмеологических проблем (операционно-деятельностный компонент). Для высокого уровня АК характерны: целостность акме-мотивации как системы содержательных и динамических составляющих, развитые акмеологические способности (мотивационно-личностный компонент); систематизированные акмеологические знания (когнитивный компонент); высокая степень владения акмеологическими технологиями самопознания и саморегуляции (операционально-деятельностный компонент).
Высокий уровень акмеологической компетентности позволяет ставить и решать акмеологические задачи и проблемы при минимальном уровне внутреннего конфликта. Проявляется такая компетентность, прежде всего, в умении строить свое личностное и профессиональное развитие с постоянным усложнением заданий, наиболее полно реализуя полученные знания про закономерности достижения высокого уровня развития АК. В педагогическом аспекте, формирование личности определяется как процесс и результат ее
становления под влиянием различных факторов; в акмеологическом - как целостность и завершенность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [3].
Формирование АК - сложный целенаправленный, управляемый процесс, который характеризуется переориентацией личности на восприятие себя субъектом деятельности, приобретением статуса в социальной группе, выявлением собственной точки зрения относительно постоянного саморазвития в профессии.
Целью формирования АК будущего специалиста ОРС ЦЗ является приобретение необходимых знаний для постоянного развития и совершенствования личности, стремление к раскрытию и реализации собственного потенциала в процессе овладения основами профессиональной деятельности, выработка устойчивого положительного отношения к выбранной профессии, содействие развитию процессов самости и движения к акме. Задачи формирования акмеологической компетентности заключаются в мотивации личности к акме-вершине, приобретении акме-знаний, определении факторов, влияющих на этот процесс, выработке умений и навыков пользоваться различными способами достижения акме.
Акме определяется как соматический, физиологический, психический и социальный статус личности, характеризующийся зрелостью ее развития, достижением высоких показателей в деятельности и творчестве. Акме является многомерной характеристикой состояния взрослого человека, которая охватывает определенный период прогрессивного развития и связанная с достижениями высоких показателей в личностно-социальном развитии, профессиональной деятельности, творчестве, а вершина (мера достижения) и пик (промежуток времени) отражают существенные признаки.
Формирование АК курсантов (студентов) в высшем учебном заведении осуществляется в период, который определяется психологами «ранней зрелостью» и выделяется в системе длительного периода онтогенеза личности - зрелости. Понятие «зрелая личность» и «взрослость» не отождествляется учеными, а наоборот разводятся. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой об окружающих, социальной активностью, гуманистической направленностью, нормативностью поведения и отношений. Нижний период этапа зрелости личности начинается с 16 лет и заканчивается 21-23 годами. Он характеризуется тенденцией достижения духовных, физических, интеллектуальных способностей личности. Периоды зрелости не четко определены исследователями. Благодаря анализу научных источников можно выделить возрастные границы начала периода ранней зрелости: Ш. Бюллер (16 лет), Д. Биррен (17 лет), Б. Ананьев, В. Квин, Д. Фельдштейн (18 лет), Д. Бромлей (20 лет) и др. [5]. Как видим, начало ранней зрелости в понимании представителей науки приходится на тот период, когда завершается обучение в общеобразовательной школе и начинается этап профессионального обучения в высшем учебном заведении. Придерживаясь основной мысли исследователей, можем отметить, что достижение того или иного биологического возраста не гарантирует само по себе ни физической, ни интеллектуальной, ни моральной зрелости, ни высокой профессиональной квалификации. Стадия ранней зрелости характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственностью, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются важные жизненные решения (выбор профессии), определяется стратегия жизни, продолжается или завершается получение профессионального образования, определяется круг общения, усваиваются социальные и профессиональные роли [7].
Одним из факторов, которые положительно влияют на сформированность компонентов АК, позволяют повысить качество профессиональной подготовки и способствуют интенсификации личностно-профессионального развития, является педагогическая поэтапная технология. Содержание акмеологической технологии составляют способы и методы организации человеческой деятельности, которые помогают выявить природные процессы, которые выступают в роли средства ориентации человека в окружающем мире, самораскрытия своего потенциала. Структура разработанной нами
технологии представляет собой алгоритм формирования АК курсантов. Алгоритм - это система правил, которая определяет процесс перехода от допустимых исходных данных к определенному результату и обладает свойствами завершенности, определенности, детерминированности. Для структуры нашей технологии мы выбрали классический алгоритм технологии - трехмерный:
1) подготовительно-организационный этап, где происходит проверка, диагностика данных, определяется цель, задачи развития АК специалиста и система исходящих данных, определяются критерии, уровни, показатели сформированости АК;
2) на основном этапе - содержательно-процесуальном - избираются оптимальные методы, приемы, техники психолого-педагогического и акмеологического воздействия, происходит их применение в процессе воздействия на личность;
3) на третьем этапе - аналитико-коррекционном - оцениваются результаты деятельности по формированию личностных качеств.
Концептуальной основой разработанной нами технологии были идеи компетентностного, акмеологического и технологического подходов. Основными принципами стали: целостность объектов, которые изучаются, развитие и саморазвитие личности в деятельности, самоценность личности, полноценное функционирование ее в образовательном, профессиональном, жизненном пространстве. Структура реализации разработанной технологии представлена на рис. 1.
Формирование АК курсантов предполагается в процессе изучения актуальных вопросов на занятиях по психологии, во время стажировки на базах практики, в социально-воспитательном процессе, на занятиях «Школы формирования АК». На занятиях по психологии особое внимание должно уделяться изучению понятий: основные факторы и механизмы развития человека, жизненный путь, мотивы, потребности, статус, роль, позиция, компетентность, деятельность, профессиональная деятельность, творчество, общение, взаимодействие, акмеология и психология, идеи развития личности, акме, профессионализм, мастерство. На стажировке курсанты должны выполнять специальные задания по самооценке, самонаблюдению, анализировать встречи и общение с профессионалами, прикрепленными к курсантам специалистами, сравнивать результаты самооценки курсантов и оценки экспертов. Социально-воспитательная работа с курсантами в процессе реализации технологии должна включать серию мероприятий: конкурсов профессионального мастерства, профессионального общения, олимпиад и др.; специальные темы кураторских часов по выяснению основных путей достижения успеха в жизни человека; коллективный просмотр и обсуждение фильмов на темы о способах достижения людьми личностных и профессиональных вершин. Работа «Школы формирования акмеологической компетентности» предполагает выполнение плана проведения теоретических и практических занятий в интерактивной форме, использование подготовленного нами учебно-методического пособия, которое включает теоретический раздел и практикум.
Заключение
Таким образом, обобщающие данные проведенной работы свидетельствуют о том, что разработанная педагогическая технология формирования акмеологической компетентности соответствует существующим правилам, концептуальным, методическим основам технологии. Цель, задачи, структура и содержание технологии подчинены основным теоретическим положениям процесса формирования акмеологической компетентности, которые позволят повысить уровень сформированности всех ее составляющих.
Перспективными направлениями решения поставленной проблемы является внедрение разработанной и описанной в статье педагогической технологии в работу с курсантами.
Подготовительно-организационный
Л вО
H
И
<
е s
s
Cû
О
Ч и
>к „
<5 х
а «
^ о « ь
а > 2 *
а ^ |<
се
и «
о
H
о
ЧД О
с
«
<u H о о
й я й « & О
«
s я
<D
F
<D
с
о 1 °
Ü § ^ О
« Su * £
я § л 2
s
я «
<u H
о с
Мотивационно-личностный
Содержательно -когнитивный
Операционально-деятельностный
- диагностирование уровней АК и показателей успешности личности: профессионально важных качеств, профессиональной мотивации, уровня самооценки курсантов, знаний и умений;
- разработка программы «Школы формирования акмеологической компетентности», подготовка учебно-методического пособия;
- изучение предложений, желаний курсантов относительно формирования АК.
МЕТОДЫ диагностики: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование
«
о
Ё се о
н S
« s
s я
& & а
^O я
So a ce « s о
я
ce «
о
«
s s
H о
Л
л е
2 s я
ce
я
со О о о
H
о «
<ц
а
а
<Ц «
о о о S се о
«
S Я
<D g
« «
О <U S
я .. 5 и
¡г се
<U w
С s
о çe
ю H
S
о a
е
S s S
S R
Я S 4
¡» ^ s
% § §
4 Щ Л
о § s
° S s
s Л о
я a *
a s ю
^ S о
<U ra <U
5 s «
¡3 *
ce о о <u
я
о «
a s
С я
ce «
о «
H
о «
<u
a
s s
со
s «
ce
(h „
л a
ce И
Ь
И Я
о «
о
я «
я
<Ц
( (
со
- объяснение значимости АК для специалиста и необходимости овладения АК в процессе профессиональной подготовки; необходимости осознания своих потенциальных возможностей в достижении успехов МЕТОДЫ: диагностические тесты мотивации личности, достижения успеха, изучения ценностей, стимулирование, самоанализ и др.
Я H о о
я «
я се «
IS С
« м
^ S
со <ц
а
s «
О Л Я S а
О
<ц
я я
<Ц
п
<D
<u & §
О ¡S '¡а §
Ч о Ä «
* ig
X"
ы
с
и ц
н
и р
с
ы
д
о
и
д о
с
е и
« о
е
т
и г о
л
о
д
о т е
- обеспечение овладения курсантами акме-занниями, специальной терминологией, информацией о возможностях акмеологии, содержании акмеологической компетентности;
- формирование акме-умений и навыков АК МЕТОДЫ: изучение результатов обучения, тренинги, развивающие игры, интерактивные занятия, аутотренинг, портфолио, создание жизненного проекта, творческая работа, методы самообразования, коллективные беседы, дискуссии о способах выявления ресурсных возможностей; определение жизненных задач и факторов профессионального становления; консультирование, проектирование процесса личностного акме-роста; методы самосовершенствования, решение ситуативных задач, демонстрация, экспертная оценка, мониторинг
- определение результатов сформирован-ности АК курсантов;
- коррекция в организации процесса саморазвития, самоанализа курсантов;
- коррекция в формировании компонентов АК
МЕТОДЫ:
наблюдение,
анализ,
обобщение,
математическая
обработка
Рисунок 1 - Модель реализации технологии формирования акмеологической компетентности
курсантов
ЛИТЕРАТУРА
1. Акмеология : учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 424 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. -282 с.
3. Банникова, Д.Я. Развитие акмеологической компетентности и эмоционально-ценностных отношений студентов педагогического вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Д.Я. Банникова. - СПб. - 2011. - С. 69.
4. Деркач, А.А. Акмеология : учеб. пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. - 12 с.
5. Крылов, А. Психология / А. Крылов // Акмеологический период развития. Период взрослости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib.org/chapter.php/69387/93/Krylov_-_Psihologiya.html
6. Макаров, С.В. Психолого-дидактические условия и факторы формирования акмеологической компетентности кадров управления : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / С В. Макаров. - М., 2004. - 21 с.
7. Психология : учебник /под ред. А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2000. - 584 с.
8. Селезнева, Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Е.В. Селезнева. - М.: РАГС, 2004. - С. 87.