Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЗИДАНИЕ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паутова Людмила Евгеньевна, Жаринова Евгения Николаевна

Представлены результаты рефлексии научно-практического исследования акмеологических технологий, выступающие основным механизмом внедрения авторских систем деятельности с направленностью на достижение высопродуктивного уровня развития творческого потенциала всех участников. Актуальность исследования определяется тем, что в условиях глобализации профессионального образования преподавателю необходимо владеть высокопродуктивными образовательными технологиями, совершенствуя процесс собственной профессионально-образовательной деятельности и развивая духовный продукт - творческую готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Гипотеза исследования: знание и внедрение высокопродуктивных акмеологических технологий в профессионально-образовательную деятельность способствует развитию творческой готовности обучающихся к предстоящей деятельности и успешному вхождению в последующую образовательную или профессиональную систему. В соответствии с акмеологической теорией фундаментального образования, законов продуктивности в деятельности предпринята попытка классификации акмеологических технологий профессионально-образовательной деятельности, определения и описания их характеристик, результатов применения с учетом критерия качества образования в системе образования на разных уровнях. По итогам проведенного исследования: 1) теоретически обоснованы и определены особенности акмеологических технологий как метода развития продуктивности основных субъектов образовательной системы; 2) выделены и даны характеристики акмеологических технологий разных уровней системы образования; 3) уточнены структурно-функциональные элементы акметехнологий в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паутова Людмила Евгеньевна, Жаринова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY PRODUCTIVITY

The article describes the results of scientific study reflection on acmeological technologies, which are the main mechanisms of adoption of a uniquely designed activity systems aimed at achieving a highly productive level of development of artistic potential in all participants. Significance of the study demonstrates that, in the context of professional education globalization, a teacher must apply highly productive educational technologies, perfecting the process of their professional and educational activities and developing mental work - creative readiness of a student for their individual professional activity. Hypothesis of the study: knowledge and introduction of highly productive acmeological technologies to professional and educational activity facilitate creative readiness in students for future activity and successful entry into forthcoming educational and professional system. According to acmeological theory of fundamental education, productive activity laws, an effort was made to classify acmeological technologies of professional and educational activity, definition and description of their features, results of their application taking into consideration a criterion of education quality in an educational system of different levels. Summarizing the results of the study 1) features of acmeological technologies as a method of productivity development of main subjects of educational system were theoretically proved and defined; 2) features of acmeological technologies of different levels of the educational system were selected and defined; 3) structural and functional elements of acmeological technologies in pedagogic activity were specified.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 197-208 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), рр. 197-208 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-197-208

Научная статья УДК 159.9:378

Акмеологические технологии развития и оценки продуктивности профессионально-образовательной деятельности

Л. Е. Паутова1 Е. Н. Жаринова2

Учебно-методический центр ДПО ФГБНУ ВНИИ «Радуга», Россия, 140483, Московская обл., Коломенский район, поселок Радужный, д. 38

2Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины, Россия, 196084, Санкт-Петербург, ул. Черниговская, д. 5

Паутова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, cosidanie35@yandex.ru, https://orcid. огд/0000-0001-8879-0585

Жаринова Евгения Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры физического воспитания, andromeda55@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0651-6086

Аннотация. Представлены результаты рефлексии научно-практического исследования акмеологических технологий, выступающие основным механизмом внедрения авторских систем деятельности с направленностью на достижение высопродуктивного уровня развития творческого потенциала всех участников. Актуальность исследования определяется тем, что в условиях глобализации профессионального образования преподавателю необходимо владеть высокопродуктивными образовательными технологиями, совершенствуя процесс собственной профессионально-образовательной деятельности и развивая духовный продукт - творческую готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Гипотеза исследования: знание и внедрение высокопродуктивных акмеологи-ческих технологий в профессионально-образовательную деятельность способствует развитию творческой готовности обучающихся к предстоящей деятельности и успешному вхождению в последующую образовательную или профессиональную систему. В соответствии с акмеологической теорией фундаментального образования, законов продуктивности в деятельности предпринята попытка классификации акмеологических технологий профессионально-образовательной деятельности, определения и описания их характеристик, результатов применения с учетом критерия качества образования в системе образования на разных уровнях. По итогам проведенного исследования: 1) теоретически обоснованы и определены особенности акмеологических технологий как метода развития продуктивности основных субъектов образовательной системы; 2) выделены и даны характеристики акмеологических технологий разных уровней системы образования; 3) уточнены структурно-функциональные элементы акметехнологий в педагогической деятельности. Ключевые слова: акмеологическая теория, акмеологические технологии, созидание, продуктивность, творческая готовность, лич-ностно-профессиональное развитие, критерии качества образования

Информация о вкладе каждого автора. Л. Е. Паутова - методология, концепция и дизайн исследования, анализ полученных данных, написание текста; Е. Н. Жаринова - сбор и обработка материалов, анализ полученных данных.

Для цитирования: Паутова Л. Е, Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии развития и оценки продуктивности профессионально-образовательной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 197-208. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-197-208 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Acmeological technologies of development and assessment of professional and educational activity productivity L. E. Pautova1^, E. N. Zharinova2

1All-Russian Science Institute of Irrigation Systems and Agricultural Water Supply "Raduga", 38 Raduzhny, Moscow Region 140483, Russia 2Saint Petersburg State University of Veterinary Medicine, 5 Chernigovskaya St., Saint Petersburg 196084, Russia

Lyudmila E. Pautova, cosidanie35@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8879-0585 Evgenia N. Zharinova, andromeda55@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0651-6086

Abstract. The article describes the results of scientific study reflection on acmeological technologies, which are the main mechanisms of adoption of a uniquely designed activity systems aimed at achieving a highly productive level of development of artistic potential in all participants. Significance of the study demonstrates that, in the context of professional education globalization, a teacher must apply highly productive educational technologies, perfecting the process of their professional and educational activities and developing mental work - creative readiness of a student

for their individual professional activity. Hypothesis of the study: knowledge and introduction of highly productive acmeological technologies to professional and educational activity facilitate creative readiness in students for future activity and successful entry into forthcoming educational and professional system. According to acmeological theory of fundamental education, productive activity laws, an effort was made to classify acmeological technologies of professional and educational activity, definition and description of their features, results of their application taking into consideration a criterion of education quality in an educational system of different levels. Summarizing the results of the study 1) features of acmeological technologies as a method of productivity development of main subjects of educational system were theoretically proved and defined; 2) features of acmeological technologies of different levels of the educational system were selected and defined; 3) structural and functional elements of acmeological technologies in pedagogic activity were specified.

Keywords: acmeological theory, acmeological technologies, creativity, productivity, creative readiness, personal and professional development, criteria for the quality of education

Information about the contribution of each author. L. E. Pautova - research methodology, research concept, design, text; E. N. Zha-rinova - collection and processing of research materials, data analysis, text.

For citation: Pautova L. E., Zharinova E. N. Acmeological technologies of development and assessment of professional and educational activity productivity. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), pp. 197-208 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-197-208

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях глобализации профессионального образования именно преподаватель выступает носителем высокопродуктивных образовательных технологий, направленных на развитие природного творческого потенциала субъектов образования в образовательном процессе и творческой готовности выпускников образовательной системы к самостоятельному продуктивному решению задач в предстоящей деятельности (образовательной, профессиональной). Разработка и внедрение таких технологий основаны на комплексном подходе к развитию преподавателя в профессиональной деятельности, акмеологической теории фундаментального образования, что способствует развитию продуктивных профессиональных компетенции и компетентностей основных субъектов (преподавателя и обучающегося) образовательного процесса. Акметехнологии развития продуктивности преподавателя в профессиональной деятельности способствуют своевременной диагностике показателей для совершенствования:

- структуры и содержания образовательного процесса от отдельной учебной дисциплины и до образовательной системы в целом;

- способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса при достижении целей созидания личности;

- системы личностно-профессионального саморазвития в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

С учетом этого преподавателю в образовательной деятельности целесообразно уметь системно согласовывать особенности обучающихся (индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические), социально-ролевые позиции в учебной деятельности, формы коммуникаций и пути их созидания.

Цель исследования: проведение научно-практического анализа особенностей акмеологических технологий развития и оценки продуктивности педагога, результатов их применения в профессиональной деятельности разноуровневых образовательных систем.

Гипотеза исследования заключается в том, что знание и внедрение высокопродуктивных акмеологических технологий в профессионально-образовательную деятельность способствует развитию творческой готовности обучающихся к предстоящей деятельности и успешному вхождению в последующую образовательную или профессиональную систему.

Продуктивность педагогического творчества определяется количеством выпускников системы образовательной, хорошо подготовленных к вхождению в последующем в профессионально-образовательную систему. В связи с этим эффективность труда воспитателя, учителя, преподавателя можно оценить по уровню сформированности у их подопечных необходимых компетенций, требуемых, соответственно, для успешного обучения в начальных и последующих классах школы или самостоятельного выполнения профессиональных задач.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие теории педагогической психологии и акмеологии за счет:

- расширения представлений о теоретико-методических основах развития продуктивности субъектов образования с направленностью на личностно-профессиональное развитие;

- уточнения и определения особенностей акмеологических технологий как метода развития и оценки продуктивности основных субъектов образования разноуровневых образовательных систем (от дошкольных до послевузовских);

- систематизации выявленных структурно-содержательных элементов акметехнологий в педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для:

- расширения критериально-диагностической базы оценки продуктивности педагогов в профессиональной деятельности разноуровневых образовательных систем;

- конструирования образовательного процесса и системы научного взаимодействия как главных средств образовательного продуктивного воздействия на будущего специалиста;

- разработки высокопродуктивных моделей профессионально-образовательной деятельности, обеспечивающих достижение заданных продуктивных результатов у выпускников определенной образовательной системы.

Акметехнологии профессиональной деятельности

Теоретико-методологическое обоснование понятия «акметехнология» в нашем исследовании определяется на основе акмеологической концепции жизненного пути человека [1, 2], акмеологии философии успеха [3], акмеологической теории фундаментального образования [4] и акме-си-нергетической концепции многовершинности [5]. Ранее нами было определено, что понятие «акметехнология» является интегрированным и комплексным [6]. Существенной чертой акме-технологии является процесс целеобразования включая признаки и показатели, обеспечивающие согласованность действий всех участников образовательного процесса. Акмеологические

технологии учитывают многоуровневость взаимодействия, отношений и взаимоотношений. Важными элементами акметехнологий являются теоретические модели деятельности, которые могут использоваться как компетентными лицами при экспертной оценке, так и в процессе самонаблюдения и самоанализа системы профессиональной деятельности по определенным критериям [6]. В данной работе представлены результаты о продолжении исследования по поиску акметех-нологий развития продуктивной деятельности специалистов образования на разных его уровнях.

Применительно к многоуровневой системе образования понятия технологии и акметехноло-гии в педагогической деятельности исследованы Применительно к многоуровневой системе образования понятия технологии и акметехноло-гии в педагогической деятельности исследованы многими учеными, результаты теоретического анализа работ которых позволяют определить, что акмеологические технологии профессионального развития специалиста должны формировать рефлексивную саморегуляцию специалиста и указывать выход на активные методы его развития, направленные на совершенствование межличностных / личностных и профессиональных отношений, повышение уровня личностно-про-фессиональной готовности.

Акмеологические технологии профессионального развития специалиста, согласно А. С. Гусевой [7], включают целый комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, структурных элементов, которые наглядно представлены на рис. 1.

Рис.1. Структурные элементы продуктивных акметехнологий профессиональной деятельности

Fig. 1. Structural elements of productivity of acmeological technologies in professional activity

Задача акмеологических технологий профессионального развития специалиста - это самоактуализация личностного и профессионального «Я». Основными приемами для решения данной задачи мы определяем индивидуальное консультирование, диагностику, технологические карты, акмеограммы, тест-тренажеры, акмеологический

тренинг и другие системы специальных профессионально-личностный заданий-задач.

Поскольку образовательный маршрут каждого обучающегося системно определяется уровнем образования, целесообразно определить особенности акметехнологий поэтапного развития продуктивности педагога на каждом уровне:

1) воспитателя детского сада или дошкольной образовательной организации (Л. В. Колушева [8]);

2) учителя начальной и общеобразовательной школы (Г. И. Михалевская [9]);

3) преподавателя высшего профессионального образования (Н. В. Кузьмина, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова [10]).

Данные акметехнологии разработаны на основе системно-деятельностного и акмеологи-ческого подходов, которые обеспечивают достижение высокого уровня продуктивности в профессиональной деятельности учителя на основе таких показателей, как:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом единого критерия качества конечного продукта.

Содержание акметехнологий разработано согласно требованиям ФГОС соответствующего уровня образования (далее - Стандарт). В контексте акмеологического подхода реализация содержания Стандарта предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Рассмотрим содержание и особенности каждой акметехнологии более подробно.

Акметехнологии воспитателя детского сада или дошкольной образовательной организации

Цель акметехнологии продуктивности деятельности воспитателя детского сада - разработка и апробирование инвариантной модели развития и оценки продуктивности профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций и акмеологической технологии повышения качества деятельности дошкольной образовательной организации.

Акмеологическая технология для детей дошкольного возраста реализуется в рамках образовательной программы дошкольного образования, призванной обеспечить реализацию условий, способствующих положительной социализации ребенка, его всестороннему личностному, морально-нравственному и познавательному развитию, развитию инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, со-

трудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития согласно теории актуального развития Л. С. Выготского [11].

Акметехнология для детей дошкольного возраста разработана на основе психологической концепции личностного и интеллектуального развития Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина [12], А. В. Запорожца [13], Л. В. Венгера [14], Л. И. Бо-жович [15], В. С. Мухиной [16], Н. Н. Поддья-кова и А. Ф. Говорковой [17], Р. С. Буре [18], И. Ю. Кулагиной [19], В. Г. Каменской [20], И. Н. Агафоновой [21], Т. В. Чередниковой [22], Е. Е. Кравцовой [23].

Акмеологическая технология для воспитателей детских садов с учетом требований ФГОС дошкольного образования разработана и реализуется на основе акмеологической теории фундаментального образования Н. В. Кузьминой [4] и психолого-акмеологических образовательных методик Л. В. Колушевой [8]. Данные методики апробированы и оценены более чем 90 воспитателями детских садов и 30 учителями начальных классов г. Коврова при подготовке дошкольников к учебе в школе по критерию важности параметров развития, необходимых для успешного обучения.

В процессе реализации данной акметехноло-гии была разработана инвариантная модель личности дошкольника, которая может использоваться в качестве критерия оценки продуктивности профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций и ак-меологической технологии повышения качества педагогической деятельности.

Структура акметехнологии основана на шкалах оценки и самооценки:

- признаков готовности детей в подготовительных группах к школьному обучению;

- признаков и уровня профессионального мастерства воспитателя.

Структурные компоненты акметехнологии наглядно представлены на рис. 2.

Параметры оценки деятельности воспитателя в данной акметехнологии основаны на критериях уровня развития новообразований в личности, деятельности, индивидуальности выпускников детских садов, которые необходимы для их успешного обучениях в последующей образовательной системе (начальных классах общеобразовательной школы).

Для оценки достижений детей использовалась пятибалльная система: 5 баллов - данными качествами (компетенциями) обладают все дети, 4 - обладают больше половины детей, 3 - обладает половина детей, 2 - обладают меньше половины детей, 1 - дети не обладают данным качеством (качествами).

Для оценки профессионального мастерства воспитателя использовалась также пятибалльная система оценок: 5 баллов - высокая степень выраженности аттестуемого признака, 4 - достаточная

Рис. 2. Структурные компоненты акметехнологии продуктивности воспитателя дошкольной образовательной организации Fig. 2. Structural components of acmeological technologies of educators' productivity in pre-school educational organizations

степень сформированности признака, 3 - средняя степень сформированности, 2 - слабая степень сформированности, 1 - данное качество не сформировано.

Результаты применения акметехнологии продуктивности дошкольной образовательной организации показали, что она может быть использована: 1) воспитателями для самооценки качества своей деятельности с целью ее самокоррекции и самореорганизации; 2) руководителями

дошкольных образовательных организаций для определения уровня мастерства и профессионализма воспитателей.

Акметехнологии продуктивной профессиональной деятельности учителя начальной и общеобразовательной школы

Цель акметехнологии продуктивности деятельности педагога основного и среднего обще-

го образования - разработка и апробирование инвариантной модели развития и оценки продуктивности профессиональной деятельности педагога основного и среднего общего образования, обеспечивающей возникновение и развитие психолого-акмеологических, деятельностных, индивидуальных новообразований субъектов образования с их последующим саморазвитием.

Акметехнология развития и оценки уровня продуктивности педагогической деятельности учителей начальных классов основана на результатах экспериментальных исследований особенностей профессиональной деятельности педагогов разного уровня продуктивности [9, 24]. Оценка профессиональной деятельности учителей включает в себя три аспекта:

- общепедагогические учебные компетенции, обусловленные структурой деятельности педагога;

- специальные учебные компетенции, обусловленные особенностями обучения конкретным учебным дисциплинам;

- результаты деятельности, заключающиеся в новообразованиях личности, деятельности, индивидуальности учащихся.

Структура акметехнологии для профессиональной деятельности учителя начальных классов основана на шкалах оценки и самооценки:

- достижений и признаков форсированности необходимых компетенций у учащихся при обучении в школе;

- признаков и уровня профессионального мастерства учителя.

Для оценки достижений учащихся также используется пятибалльная система: 5 баллов -учебными компетенциями владеют все учащиеся; 4 - владеют больше половины учащихся; 3 - владеет половина учащихся, 2 - владеют меньше половины учащихся; 1 - учащиеся не владеют учебными компетенциями.

Пятибалльная система оценок используется и для оценки профессионального мастерства учителя: 5 баллов - высокая степень выраженности аттестуемого признака; 4 - достаточная степень его сформированности; 3 - средняя степень сфор-мированности; 2 - слабая степень сформированности; 1 - данный признак не сформирован.

Акметехнологии педагогической деятельности учителей-предметников общеобразовательных школ состоят из двух частей. Первая часть содержит общую для всех учителей акметехноло-гию, в которой основное внимание обращается на психологические результаты труда педагога, его знания, навыки и учебные компетенции, способности, характер и направленность деятельности. Во второй части представлены акметехнологии учителей-предметников, где главное внимание направлено на оценку специальных умений

учителей и результаты их труда (в основном учебные компетенции учащихся по преподаваемому предмету).

Акметехнологии педагогической деятельности учителей-предметников общеобразовательных школ составлены в помощь:

- руководителям школ для анализа ими деятельности своего педагогического коллектива. При оценке работы каждого учителя директор (заведующий учебной частью) должен детально разобраться и понять, какой комплекс знаний и педагогических умений у учителя уже сформирован, что мешает ему осуществлять свою деятельность на достаточном уровне, в какой помощи он нуждается. Рекомендации должны быть рабочими, т. е. учителю должно быть ясно, что делать, чтобы их выполнить;

- учителям для оценки достижений учащихся и собственного профессионального мастерства, а также в качестве экспертной оценки коллег-педагогов.

Выражение мнения в баллах позволяет дать объективную характеристику и оценку коллективу в целом и каждому педагогу в нем, выявить тех, кто обладает мастерством в большей степени. Акметехнологии педагогической деятельности учителей-предметников общеобразовательных школ включают три типа шкал:

1) результатов педагогического труда;

2) структуры знаний и система умений;

3) психолого-акмеологической направленности деятельности.

Содержание акмеологической технологии продуктивности учителей начальной и общеобразовательной школы представлены на рис. 3.

При оценке деятельности учителя и учащихся нужно обратить внимание прежде всего на баллы ниже трех, поскольку это значит, что учителю необходима срочная профессиональная методическая помощь. Для учащихся эта оценка тоже сигнал неблагополучия - данным умением владеют меньше половины, необходимо срочно менять методику обучения и воспитания.

Пристального внимания также требуют баллы выше трех, это помогает определению сильных сторон профессиональной деятельности, на которые можно опереться при совершенствовании профессионального мастерства всего педагогического коллектива. Для учителей среднего уровня мастерства определение сильных и слабых сторон деятельности - средство для преодоления диспропорции в развитии.

Результаты применения этой акметехноло-гии показали, что полученные оценки продуктивности педагога могут быть использованы в работе комиссии по его аттестации, поскольку у комиссии появляется дополнительная возможность принять правильное решение и определить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Структурные компоненты акметехнологии продуктивности

учителей начальной и общеобразовательной школы Fig. 3. Structural components of acmeological technologies of teachers' productivity in primary and general education schools

необходимые рекомендации для профессионального развития учителя, при этом не допустив аттестационных ошибок.

Акметехнологии продуктивности преподавателя высшего профессионального образования

Цель акметехнологии продуктивности преподавателя высшего профессионального образования - разработка и апробирование инвариан-тйно модели развития и оценки продуктивности профессиональной деятельности преподавателя вуза с выделением основных классов профессиональных задач и поиском продуктивных способов, методов их решения, факторов, обеспечивающих продуктивность деятельности преподавателя и показателей творческой готовности студентов (выпускников) к последующей самостоятельной деятельности (образовательной или профессиональной).

В связи с повышением требований к качеству образования во ФГОС и внедрением международных стандартов СМК в сфере образования целесообразным представляется определение направлений повышения продуктивности деятельности научно-педагогических работников

образовательных организаций высшего профессионального образования (далее - ВПО) как обеспечивающего фактора достижения заданного уровня качества профессионального образования [25].

Акмеологические технологии продуктивности преподавателей мы связываем с выделением основных классов профессиональных задач и поиском продуктивных способов, методов их решения. К основным таким задачам мы относим:

- выработку общих стратегий профессионального образования студентов на протяжении всего периода взаимодействия с ними;

- конструирование учебного предмета и системы научного взаимодействия как главных средств образовательного воздействия на будущего специалиста;

- формирование требуемых компетенций у студентов в системе высшего профессионального образования.

Для эффективного решения профессиональных задач в творческой деятельности преподавателю необходимо прежде всего опосредованно создавать благоприятные условия и определенную творческую атмосферу [26]. Это дает возможность на основе инновационных технологий и косвен-

ных методов скрытого воздействия пробуждать интерес, вызывать у студентов стремление к самовыражению и созиданию в деятельности.

В соответствии с акмеологическими аспектами профессиональной деятельности преподавателя [27] обеспечивающими факторами развития «психических новообразований» у студентов и продуктивного решения профессиональных задач являются:

- мастерство преподавателя;

- ценность профессионально-образовательной информации для будущей деятельности;

- профессиональная направленность студента.

С учетом указанных акмеологических факторов главное интеллектуальное качество, которое преподавателям надо воспитывать и развивать у студентов, - продуктивность мышления, т. е. способность создавать новое, совершенствуя собственную деятельность, придавая ей новизну и общественную значимость, проектируя оригинальный и более эффективный план действий с предвидением продуктивного результата как признаки продуктивного мышления. Развитие личности профессионала происходит при условии необходимости постоянно делать выбор, что способствует моральному и интеллектуальному росту личности, руководствующейся принципами честности, ответственности, верности собственному предназначению.

Обобщая результаты исследования акметех-нологий развития и оценки продуктивности преподавателя вуза, целесообразно определить, что преподаватель профессиональной школы является авторитетным представителем определенной области научных знаний, прекрасно владеющим своим предметом и компетентным в других пересекающихся с ним научных областях. Методами своей науки он должен владеть как инструментом для ее совершенствования и применения [26]. Большое значение при этом приобретают совместное участие преподавателей и студентов в научно-исследовательской работе, созидательная работа студентов в образовательном процессе. Из этого следует, что основная миссия преподавателя вуза определяется его искусством решать профессионально-образовательные задачи, направленные на достижение студентами состояния творческой готовности к самостоятельному вхождению в профессиональную среду и решению конкретных профессиональных задач-ситуаций.

В рамках акмеологической теории фундаментального образования преподаватели выступают как созидатели будущего профессионализма выпускника. Преподаватель - это основной субъект общекультурной, образовательной и профессиональной деятельности, результатом которой является созидание личности будущего специалиста, признанного обществом как профессионал в про-

фессиональной деятельности. Характеристиками созидательной деятельности преподавателей мы считаем:

1) профессионально-образовательное и научное сотрудничество;

2) авторскую систему деятельности с последующей ее корректировкой по критериям текущего и конечного результата;

3) потребность в саморазвитии и самообразовании основных субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей);

4) развитие творческого потенциала студентов;

5) социальная значимость и признание духовного продукта творчества студентов.

На основе результатов научно-практических исследований были разработаны акмеологические технологии обучения студентов проектированию авторских систем деятельности (АСД) [27]. Данная акметехнология предполагает три этапа работы студентов по созданию проекта АСД:

1) коммуникативно-контактный - взаимодействие с экспертами;

2) факторный анализ продуктивности деятельности;

3) ауторейтинг.

Требование к выборке исследования или реализации проекта - участие в нем 25-30 учителей-экспертов.

Требование к результатам реализации проекта - выявление зависимости между уровнем продуктивности деятельности и признаками ее конечного результата и уровнем умелости педагога (профессиональных компетенции и компе-тентностей).

Основа АСД - психолого-педагогические знания.

Согласно акмеологической теории фундаментального образования Н. В. Кузьминой [4], главным фактором развития творческой готовности студентов к предстоящей деятельности являются личный успех в работе с учащимися, наблюдение признаков их развития под влиянием собственного воздействия. Поиск интегративных систем работы студентов с учащимися определяется идеализированными моделями развития духовно-нравственных ценностей, общеинтеллектуальных и общетрудовых умений [28].

Их можно применять при принятии студентами творческих решений в двух направлениях: 1) при выборе учителей (специалистов образования), на примере которых можно учиться как надо или как не надо работать; 2) для разработки собственных стратегий деятельности в расчете на искомые положительные результаты.

Для решения акмезадач исследования и оценки продуктивности преподавателя профессиональной школы (на всех уровнях) на основе метода «МАСТАК» Р. Ф. Жукова [29, 30] и метода анализа и рационализации учебной деятельно-

сти Ю. Н. Пароходова [31] Н. В. Кузьминой и Л. Е. Паутовой разработана акметехнология оценки продуктивности преподавателя, давшая положительные результаты [24, 32].

Акметехнологии продуктивности преподавателя, согласно результатам исследования Л. Е. Паутовой [29, 33], направлены на исследование и оценку продуктивности преподавателей, изучение представлений и реальных стратегий профессиональной деятельности которых возможно только при их сравнительной самооценке.

Оценка и сравнение уровня продуктивности преподавателей проводится с помощью шкал порядка по критериям важности показателей и меры реальности их достижения, что является основой данной акметехнологии. Шкала порядка отличается тем, что присваиваемый балл отображает не только равенство или неравенство сравниваемых признаков, но и упорядоченность их значимости. Оценка показателей осуществляется по 5-бальной системе, дающей возвожность конкретизировать и точнее определить значение признаков или суждений каждой шкалы для испытуемого. Это позволяет применить методы математической статистики для более объективной интерпретации результатов исследования.

Структура данной акметехнологии включает следующие шкалы оценивания:

1) цели профессиональной деятельности преподавателя;

2) признаки продуктивной деятельности;

3) стимулы профессионально-образовательной деятельности;

4) факторы, влияющие на развитие продуктивной позиции в профессиональной деятельности;

5) позиция студентов в образовательном процессе;

6) развитие творческой готовности студентов к профессиональной деятельности;

7) оценка профессионализма специалиста образования.

Степень значимости показателей продуктивности по всем шкалам, кроме целей, оценивается по критериям значимости: 5 баллов - показатель очень значим; 4 - достаточно значим; 3 - значим; 2 - менее значим; 1 балл - незначим. Цели профессиональной деятельности преподавателя профессиональной школы оцениваются по признакам их важности и реальности. Мера важности оценивается также по 5-балльной шкале: 5 - очень важно; 4 - достаточно важно; 3 - важно; 2 - важно в малой степени; 1 - важно в минимальной степени; 0 - неважно. Мера реальности их достижения (у студентов за время обучения в вузе): 5 - у всех студентов; 4 - у подавляющего большинства; 3 - примерно у половины; 2 - у меньшей части; 1 - у отдельных студентов; 0 -невозможно.

Результаты применения преподавателем акметехнологий позволяют построить последовательность изучаемых признаков продуктивности профессиональной деятельности, исключая какую-либо перестановку элементов шкалы. Представляется возможным проанализировать собственное отношение преподавателей к профессиональной деятельности и направленности ее результатов на студентов как меры продуктивности и созидания. В процессе оценивания развивается рефлексия преподавателей, что способствует выявлению путей коррекции и перестройки признаков конкретной шкалы как следствие АСД преподавателя. При этом учитываются и оцениваются профессионально-образовательная деятельность, связанная с подготовкой к профессиональному труду и сам труд, подготовка к непрерывному образованию, социальная активность, готовность к самоопределению в сфере профессиональной деятельности, в семьи, быту, межличностном общении, состояние здоровья, сформированность санитарно-гигиенических умений и навыков их реализации.

Заключение

По итогам проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы.

1. Содержательный анализ теоретико-методических и практических основ акмеологических технологий развития продуктивности субъектов образования позволил систематизировать их структурно-содержательные элементы, критерии оценки результатов деятельности педагога.

2. В соответствии с рассмотренными акме-технологиями продуктивности педагога в профессиональной деятельности представляется практическая возможность разработки высокопродуктивных моделей профессионально-образовательной деятельности, обеспечивающих достижение заданных продуктивных результатов в выпускниках определенной образовательной системы.

3. Основной результат практического применения рассмотренных акметехнологий в профессионально-образовательной деятельности - выявляемые связи между деятельностью педагога и результатами - признаками конченого результата в обучающихся. Эти признаки выражаются в профессионально-творческом развитии обучающихся, их эрудиции, культуре, умении применять теорию на практике, самостоятельно разрешать проблемные ситуации.

Таким образом, благодаря научно-методическому обоснованию разработки и внедрения акмеологических технологий в профессионально-образовательную деятельность в многоуровневой системе образования подтверждается гипотеза настоящего исследования, поскольку представле-

ны и обоснованы доказательства продуктивности акметехнологий, их оценка по показателям (критериям) развития творческой готовности обучающихся к предстоящей деятельности и успешному вхождению в последующую образовательную или профессиональную систему. Тем самым обеспечиваются формирование продуктивной многоуровневой системы образования и непрерывное комплексное развитие всех субъектов образования с заданной направленностью на достижение социально-профессиональной зрелости выпускника образовательной системы.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человеко-знания. 2-е изд. СПб. : Питер, 2001. 272 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.

3. Акмеология философии успеха / под ред. С. Д. Пожарского. СПб. : Северный колледж, 2012. 320 с.

4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. СПб. : Центр стратегических исследований, 2013. 272 с.

5. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма. 2-е изд. СПб. : Политехника, 2002. 476 с.

6. Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акместратегии и акметехнологии продуктивной деятельности преподавателя профессиональной школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 4-11. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-4-11

7. Гусева А. С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. 60 с.

8. Колушева Л. В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2001. 26 с.

9. Михалевская Г. И. «Учительница первая моя...»: (технология оценивания деятельности учителя начальных классов). СПб. : Экспресс, 2012. 154 с.

10. КузьминаН. В., ЖариновН. М., ЖариноваЕ. Н. Акмео-логические технологии высшего образования. СПб. : Центр стратегических исследований, 2016. 410 с.

11. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл ; Эксмо, 2005. 1136 с.

12. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. 414 с.

13. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. С. 134-138.

14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М. : Педагогика, 1986. 224 с.

15. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. 349 с.

16. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд., стер. М. : Академия, 1999. 456 с.

17. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М. : Педагогика, 1985. 200 с.

18. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / под ред. В. Вилюновой. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 80 с.

19. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2016. 291 с.

20. Каменская В. Г. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 251 с.

21. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. 2009. № 2. С. 4-9.

22. Чередникова Т. В. Информационная теория психических процессов Л. М. Веккера в решении актуальных проблем патопсихологической диагностики нарушения умственного развития // СПЖ. 2003. № 18. С. 55-61.

23. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 264 с.

24. Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмео-логия - основы профессионализма преподавателя в XXI веке : в 3 ч. СПб. : Центр стратегических исследований, 2018. Ч. 1. 200 с.

25. Максимова В. Н. Акмеологические технологии обучения в школе - учителю // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 2 (4). С. 5-10.

26. Паутова Л. Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2008. № 1 (25). С. 22-32.

27. Кузьмина Н. В., Гладкова В. Н., Пожарский С. Д. Акмеология деятельности. СПб. : Социальная синергетика, 2007. 267 с.

28. Жаринова Е. Н. Психолого-акмеологические технологии в образовании. СПб. : Центр стратегических исследований, 2015. 207 с.

29. Жуков Р. Ф. Методические указания по совершенствованию стиля работы руководящих работников с использованием метода активного социологического текстированного анализа и контроля «Мастак-Р». Ленинград : [б. и.], 1973. 59 с.

30. Жуков Р. Ф. Пути развития активных методов обучения в университете // Технология акмеологических методов обучения: сб. науч. тр. / отв. ред. Р. Ф. Жуков. СПб. : СПбГИЭУ, 2001.

31. Пароходов Ю. Н. Метод анализа и рационализации учебной деятельности студента как средство самоуправления ею: на материале младших курсов технических вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1987. 246 с.

32. Паутова Л. Е. Акмеологическая концепция развития качества профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. № 3. С. 41-46.

33. Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. 184 с.

References

1. Anan'yev B. G. O problemakh sovremennogo chelove-koznaniya. 2-e izd. [On the Problems of Modern Human Science. 2nd ed.]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 272 p. (in Russian).

2. Anan'yev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Human as an Object of Cognition]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p. (in Russian).

3. Pozharskiy S. D., ed. Akmeologiya filosofii uspekha [Acmeology of Philosophy of Success]. St. Petersburg, Severnyi kolledzh Publ., 2012. 320 p. (in Russian).

4. Kuz'mina N. V. Akmeologicheskaya teoriya funda-mental'nogo obrazovaniya v opyte talantlivykhprepoda-vateley [Acmeological Theory of Fundamental Education in the Experience of Talented Teachers]. St. Petersburg, Tsentr strategicheskikh issledovaniy Publ., 2013. 272 p. (in Russian).

5. Branskiy V. P., Pozharskiy S. D. Sotsial'nayasinergetika i akmeologiya. Teoriya samoorganizatsii individuuma i sotsiuma v svete kontseptsii sinergeticheskogo istorizma. 2-e izd. [Social Synergetics and Acmeology. The Theory of Self-Organization of an Individual and Society in the Context of the Synergetic History Concept. 2nd ed.]. St. Petersburg, Politekhnika Publ., 2002. 476 p. (in Russian).

6. Pautova L. E., Zharinova E. N. Acme Strategies and Acme Technologies for Productive Work of a Professional School Teacher. Izv. Saratov Univ. (N. S.). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 1 (29), pp. 4-11 (in Russian). DOI: 10.18500/23049790-2019-8-1-4-11

7. Guseva A. S. Optimization of Human and Technological Development of State Workers. Thesis Diss. Dr. Sci. (Psychol.). Moscow, 1997. 60 p. (in Russian).

8. Kolusheva L. V. Acmeological Factors of Productivity and Expertise of a Kindergarten Teacher. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.)]. Shuya, 2001. 26 p. (in Russian).

9. Mikhalevskaya G. I. «Uchitel'nitsa pervaya moya...»: (tekhnologiya otsenivaniya deyatel'nosti uchitelya nachal'nykhklassov) ["My First Teacher...": (Techniques of Assessing the Activities of a Primary School Teacher]. St. Petersburg, Express Publ., 2012. 154 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kuz'mina N. V., Zharinov N. M., Zharinova E. N. Akmeo-logicheskie tekhnologii vysshego obrazovaniya [Acmeo-

logical Technologies of Higher Education]. St. Petersburg, Tsentr strategicheskikh issledovanii Publ., 2016. 410 p. (in Russian).

11. Vygotskiy L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. Moscow, Smysl Publ., Eksmo Publ., 2005. 1136 p. (in Russian).

12. El'konin D. B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh [Psychological Development in Childhood: selected texts on psychology]. Moscow, Institut prakticheskoy psi-khologii Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1995. 414 p. (in Russian).

13. Zaporozhets A. V. Znachenie rannikh periodov detstva dlya formirovaniya detskoy lichnosti [Importance of Early Childhood in the Formation of a Child's Personality]. In: L. M. Semenyuk, comp. Khrestomatiyapo vozrastnoy psikhologii [Textbook on Age Psychology]. Moscow, Mos-covskiy psikhologo-sotsial'nyi institut Publ., MODEK Publ., 2003, p. 134-138 (in Russian).

14. Venger L. A., ed. Razvitiyepoznavatel'nykh sposobnostey v protsesse doshkol'nogo vospitaniya [Development of Cognitive Abilities in the Process of Preschool Education]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 224 p. (in Russian).

15. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbran-nyye psikhologicheskiye trudy [Problems of Personality Formation: selected texts on psychology]. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 1995. 349 p. (in Russian).

16. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. 4-e izd. [Developmental Psychology: Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence. 4th ed.]. Moscow, Akademiya Publ., 1999. 456 p. (in Russian).

17. Podd'yakov N. N., Govorkova A. F., eds. Razvitie mysh-leniya i umstvennoe vospitanie doshkol'nika [Development of Thinking and Mental Education of a Preschooler]. Moscow, Pedagogika Publ., 1985. 200 p. (in Russian).

18. Bure R. S. Sotsial'no-nravstvennoe vospitanie doshkol'-nikov [Social and Moral Education of Preschoolers]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2014. 80 p. (in Russian).

19. Kulagina I. Yu. Psikhologiya detey mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Psychology of Children of Primary School Age: A textbook and practical course for barchelor's degree students]. Moscow, Yurayt Publ., 2016. 291 p. (in Russian).

20. Kamenskaya V. G. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya: konspekt lektsiy. 3-e izd. [Developmental Psychology: lecture notes. 3rd ed.]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008. 251 p. (in Russian).

21. Agafonova I. N. Development of Students' Communicative Competence. Upravleniye nachal'noy shkoloy [Management of Elementary School], 2009, no. 2, pp. 4-9 (in Russian).

22. Cherednikova T. V. Informational Theory of Psychic Prosseses of L. M. Vekker in Solving of Actual Problems of Pathopsychological Diagnosis of Mental Activity Disorders. Siberian Journal of Psychology, 2003, no. 18, pp. 55-61 (in Russian).

23. Kravtsov G. G., Kravtsova E. E. Psikhologiya ipedagogika obucheniya doshkol'nikov [Psychology and Pedagogy of Teaching Preschoolers]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2013. 264 p. (in Russian).

24. Kuz'mina N. V., Pautova L. E., Zharinova E. N. Akmeo-logiya - osnovy professionalizma prepodavatelya v XXIveke: v 3 ch. [Acmeology as Basics of Teacher's Professionalism in XXI Century: in 3 parts]. St. Petersburg, Tsentr strategicheskikh issledovaniy Publ., 2018. Part 1. 200 p. (in Russian).

25. Maksimova V. N. Acmeological Technologies of Teaching at School - for Teachers. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2010, no. 2 (4), pp. 5-1 (in Russian).

26. Pautova L. E. Acmeological aspects of the creative activity of a higher school teacher. Acmeology, 2008, 1 (25), pp. 22-32.

27. Kuz'mina N. V., Gladkova V. N., Pozharskiy S. D. Akmeologiya deyatel'nosti [Acmeology of Activity]. St. Petersburg, Sotsial'naya sinergetika Publ., 2007. 267 p. (in Russian).

28. Zharinova E. N. Psikhologo-akmeologicheskie tekhnologii v obrazovanii: [Psychological and Acmeological Technologies in Education]. St. Petersburg, Tsentr strategicheskikh issledovaniy Publ., 2015. 208 p. (in Russian).

29. Zhukov R. F. Metodicheskie ukazaniya po sovershen-

stvovaniyu stilya raboty rukovodyashchikh rabotnikov s ispol'zovaniyem metoda aktivnogo sotsiologicheskogo tekstirovannogo analiza i kontrolya «Mastak-R» [Methodological Guidelines for Improving the Work Style of Executive Employees Using the Method of Active Sociological TextAnalysis and Control "Mastak-R"]. Leningrad, 1973. 59 p. (in Russian).

30. Zhukov R. F. Ways of Development of Active Teaching Methods at University. In: R. F. Zhukov, executive ed. Tekhnologiya akmeologicheskikh metodov obucheniya [Technology of Acmeological Teaching Methods: The collection of scientific papers]. St. Petersburg, SPbGIEU Publ., 2001. (in Russian).

31. Parokhodov Yu. N. Method of Analysis and Rationalization of a Student's Learning Activity as a Means of Its Self-Management: Based on the Material of Junior Programmes of Study of Technical Universities. Diss. Cand. Sci. (Pedag.)]. Leningrad, 1987. 246 p. (in Russian).

32. Pautova L. E. Acmeological concept of development of quality of professional activity. Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social work. Sociokinetics, 2016, no. 3, pp. 41-46 (in Russian).

33. Pautova L. E. Akmeologiya kachestva professional'noy deyatel'nosti [Acmeology of Quality of Professional Activity]. Kolomna, Gosudarstvennyi sotsial'no-gumani-tarnyi universitet Publ., 2016. 184 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 01.02.2021, после рецензирования 10.03.2021, принята к публикации 13.05.2021 Received 01.02.2021, revised 10.03.2021, accepted 13.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.