Научная статья на тему 'Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя'

Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / УРОВНИ ПРОДУКТИВНОСТИ / ACMEOLOGICAL LAWS / COMPETENCE / PRODUCTIVE COMPETENCE / TEACHER PRODUCTIVITY / PRODUCTIVITY LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Паутова Людмила Евгеньевна, Жаринова Евгения Николаевна

Представлены результаты научно-практического исследования, нацеленного на определение методологических и стратегических основ формирования продуктивных компетентностей преподавателя профессиональной школы. Гипотеза исследования заключается в том, что знание и внедрение акмеологической теории в профессиональную деятельность преподавателя способствует формированию его профессиональной компетентности и достижению высокопродуктивных результатов у обучающихся. Использованы методы: теоретического, логического, научно-практического анализа, систематизации и интерпретации результатов исследования. На основе положений и законов акмеологической теории фундаментального образования предпринята попытка к определению акмеологических основ формирования продуктивной профессиональной компетентности преподавателя современной системы профессионального образования, совокупности научно-практических подходов к формированию профессиональной компетентности преподавателя профессионального образования с учетом единого критерия качества образования (далее по тексту ЕККО), ФГОС и профессиональных стандартов; акместратегии преподавателя в системе профессионального образования. По итогам проведенного исследования: 1) теоретически обосновано и определено положение о том, что уточнение научно-практических основ продуктивности преподавателя способствует: определению основных концептуальных положений высокопродуктивной профессиональной деятельности, генерированию высокопродуктивных авторских систем научно-образовательной деятельности; 2) уточнены акмеологические основы становления профессиональной компетентности преподавателя как субъекта социальных преобразований образовательной системы на макрои мегауровне; 3) уточнены понятие «продуктивная компетентность», ее уровни, структура и принципы формирования у преподавателя в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Паутова Людмила Евгеньевна, Жаринова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological Foundations for Forming Professional Competence of a Teacher

We present the results of a scientific and practical study that is aimed at determining the methodological and strategic foundations for formation of productive competence of a professional school teacher. The hypothesis of the study is that knowledge and implementation of acmeological theory in the professional activity of a teacher contributes to formation of his/her highly productive professional competence as well as achievement of highly productive results among students. We used the following methods: theoretical, logical, scientific and practical analysis; systematization and interpretation of research results. Based on the provisions and laws of the acmeological theory of fundamental education, we made an attempt to determine the acmeological foundations for the formation of productive professional competence of a teacher within modern system of vocational education, a set of scientific and practical approaches to formation of professional competence of a teacher of vocational education, taking into account the single criterion for the quality of education, Federal Educational Standard and professional standards, teacher strategy in vocational education. According to the results of the study: 1) it is theoretically grounded and determined that clarification of scientific and practical foundations of teacher’s productivity contributes to the definition of basic conceptual provisions of highly productive professional activities and generation of highly productive original systems of scientific and educational activities; 2) we clarified the acmeological foundations for the formation of professional competencies of a teacher as the subject of social transformations of the educational system at macro and mega levels; 3) we clarified the concept of “productive competence”, its levels, structure and principles of formation of a teacher in the professional activity.

Текст научной работы на тему «Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя»

АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9:378

Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя

Н. В. Кузьмина, Л. Е. Паутова, Е. Н. Жаринова

Кузьмина Нина Васильевна, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник, Смольный институт РАО, Санкт-Петербург, [email protected]

Паутова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, руководитель Учебно-методического центра ДПО, ФГБНУ ВНИИ «Радуга», Московская область, Коломенский район, поселок Радужный, [email protected]

Жаринова Евгения Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарно-художественного образования, Смольный институт РАО, Санкт-Петербург, [email protected]

Представлены результаты научно-практического исследования, нацеленного на определение методологических и стратегических основ формирования продуктивных компетент-ностей преподавателя профессиональной школы. Гипотеза исследования заключается в том, что знание и внедрение акмеологической теории в профессиональную деятельность преподавателя способствует формированию его профессиональной компетентности и достижению высокопродуктивных результатов у обучающихся. Использованы методы: теоретического, логического, научно-практического анализа, систематизации и интерпретации результатов исследования. На основе положений и законов акмеологической теории фундаментального образования предпринята попытка к определению акмеологических основ формирования продуктивной профессиональной компетентности преподавателя современной системы профессионального образования, совокупности научно-практических подходов к формированию профессиональной компетентности преподавателя профессионального образования с учетом единого критерия качества образования (далее по тексту ЕККО), ФГОС и профессиональных стандартов; акместратегии преподавателя в системе профессионального образования. По итогам проведенного исследования: 1) теоретически обосновано и определено положение о том, что уточнение научно-практических основ продуктивности преподавателя способствует: определению основных концептуальных положений высокопродуктивной профессиональной деятельности, генерированию высокопродуктивных авторских систем научно-образовательной деятельности; 2) уточнены акмеологические основы становления профессиональной компетентности преподавателя как субъекта социальных преобразований образовательной системы на макро- и мегау-ровне; 3) уточнены понятие «продуктивная компетентность», ее уровни, структура и принципы формирования у преподавателя в профессиональной деятельности. Ключевые слова: акмеологические законы, компетентность, продуктивная компетентность, продуктивность преподавателя, уровни продуктивности.

Поступила в редакцию: 29.08.2019 / Принята: 25.11.2019 / Опубликована: 31.03.2020 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1 -4-12 К постановке проблемы

В условиях реализации Национальных проектов РФ, обеспечивающих прорывное развитие экономики страны, ведущее место занимает система образования, формирующая высокий уровень

кадрового состава тех, кто занимается данными проектами. С учетом этого в современных социально-экономических условиях развития образования [1-4] предъявляются достаточно высокие требования к профессиональной компетентности преподавателей и специалистов, сопровождающих образовательный процесс. Высокопродуктивной методологией для их актуализации и достижения мы считаем фундаментально-теоретический и практический потенциал акмеологии как науки о фундаментальном профессиональном образовании. Основные положения ее применительно к деятельности преподавателя следующие:

- высокий профессионализм специалиста выступает в качестве основной детерминанты высокопродуктивного личностно-профессио-нального развития;

- психологические основы деятельности способствуют определению личностных факторов развития специалиста в профессии, профессиональному росту, становлению высокопродуктивной деятельности;

- профессиональная карьера специалиста необходимым образом сопровождается лич-ностно-профессиональным развитием, а данное развитие есть предпосылка движения к высокопродуктивному результату (акмерезультату) в деятельности.

Согласно выделенным положениям и основным законам акмеологической теории фундаментального образования [5], одной из характерных черт концепции компетентности специалиста является повышение роли субъекта в социальных преобразованиях и усовершенствование его способностей для понимания динамики процессов развития и продуктивного воздействия на их ход [6]. Это, в свою очередь, определяет целесообразность непрерывного образования или «образования через всю жизнь» в профессиональном развитии современного специалиста любой отрасли. Прежде всего это относится к специалистам образования всех уровней, поскольку их основной профессиональной задачей является формирование личностной готовности и потребности обучающихся в личностно-про-фессиональном акмеразвитии, что соответствует требованиям инновационного развития экономики и общества.

Цель настоящей работы - поиск и обоснование научно-практических подходов к формированию и оценке продуктивной компетентности преподавателя профессиональной школы.

Методологические основы

На основе акметеории и результатов мониторинга качества образования Н. В. Кузьминой [7, с. 77, 97; 8, 9], методологических подходов к фор-

мированию профессиональных компетентностей специалиста О. С. Анисимова [10], А. А. Бодалева [11], Л. Е. Варфоломеевой [12], А. А. Деркача [13], Е. Н. Жариновой [8, 9, 14], Г. В. Лаврентьева и Н. Б. Лаврентьевой [15, с. 4-12], М. А. Манойло-вой [16], Л. Е. Паутовой [6, 9, 17], С. Д. Пожарского [18], Н. В. Кузьминой и В. Н. Софьиной [19], считаем целесообразным определить и внедрить совокупность научно-практических подходов к формированию профессиональной компетентности преподавателя с учетом единого критерия качества профессионального образования (далее по тексту ЕККО), представленную наглядно на рис. 1 [9, с. 51-55].

Раскроем значение некоторых подходов, на наш взгляд, определяющих продуктивность профессиональной деятельности преподавателя, поскольку назначение и содержание остальных определялись раннее [6, 9, 17, 18, 20].

1. Антикризисный (рыночный) подход. В соответствии с этим подходом основным инструментом развития разных сфер производства являются потребности человека. Как основополагающие потребности профессиональной школы мы определяем интеллектуальное, нравственно-культурное, психо-физиологическое развитие личности и ее профессиональную самореализацию.

На их основе возможна продуктивная реализация потребностей отдельных предприятий, организаций и общества в целом средствами высококвалифицированных трудовых ресурсов, накопления и использования научно-технического, культурного потенциала профессионального образования.

С учетом этого подхода и на основе статистического анализа данных по конкурсу поступления в 2018 и 2019 гг. [21] преподаватель профессионального образования в большей степени имеет дело с рынком, характеризуемым превышением предложения над спросом. Здесь в значительной степени условия диктуют «покупатели», т. е. абитуриенты и студенты, усиливая свое влияние на качество образования в профильных вузах. Если абитуриенты и студенты выступают в качестве потребителей (покупателей) образовательных услуг, то выпускники вузов представляют собой продавцов знаний и профессиональных компетенций, компетентности, которые конкурируют на рынке труда. Здесь в качестве покупателей выступают работодатели - независимые эксперты конечного результата образования.

На основе антикризисного (рыночного) подхода преподаватель организует образовательный процесс таким образом, чтобы интегрировать требования государства (ФГОС), рынка труда (профстандарты) и личностно-профессиональ-ные потребности субъектов образования.

Дифференцированный подход в образовательном процессе

Основы формирования продуктивной компетентности основных субъектов

обоазовательного ппопесса

Рис. 1. Основы формирования профессиональной компетентности преподавателя Fig. 1. Foundations for the formation of professional competence of a teacher

2. Маркетинговый подход. Для преподавателя вуза маркетинговый подход в организации профессионально-образовательной деятельности означает изучение и прогнозирование технологий, личностно-профессиональных траекторий развития студентов как будущих специалистов и социально-активных граждан для жизнеобеспечения ценностей социума. Это возможно, когда в образовательном процессе формируется комплексная личностная потребность в интеграции профессионализма и универсализма основных его субъектов деятельности (преподавателя и обучаемого), потребность в развитии и формировании продуктивных компетенции и компетентностей. Именно оптимальное сочетание профессионализма и универсализма преподавателя может обеспечить личности студента как будущего специалиста конкурентоспособность на рынке труда, а вузам - конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг.

3. Технологический подход. Как его основу мы определяем единую профессионально-образовательную концепцию, принимаемую и реализуемую в деятельности каждого преподавателя. Ее суть в том, что с учетом ФГОС и профстандартов формируются три группы основных навыков об-

учаемых - технологические, коммуникативные и концептуальные. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии - профессиональной компетентности, коммуникативные имеют непосредственное отношение к системе профессиональных коммуникаций, концептуальные - это искусство прогнозировать события, планировать деятельность свою и других людей, принимать ответственные решения на основе результатов системного анализа профессиональных и жизненно важных задач.

4. Акмеологический подход к формированию профессиональной компетентности преподавателя является наиболее значимым, поскольку способствует выявлению и определению критериев оценки продуктивности, путей достижения высших образцов (высокопродуктивных моделей) профессионально-образовательной деятельности. Применительно к формированию профессиональной компетентности преподавателя акмеологиче-ский подход направлен на:

1) выявление и развитие показателей профессионального мастерства;

2) овладение технологиями саморазвития, сбережения здоровья и эффективной работоспособности;

3) формирование продуктивного поведения основных субъектов образовательного процесса в разных учебно-профессиональных ситуациях;

4) формирование позитивного личностного и организационного имиджа, репутации и бренда;

5) осознанную перестройку собственной деятельности по показателям продуктивности.

В рамках реализации акмеологического подхода к формированию профессиональных компетенций в профессиональной школе В. Н. Софьина разработала и апробировала универсальную модель профессиональной компетентности [19, с. 54-69].

Целесообразность применения акмеологического подхода в процессе становления продуктивной компетентности преподавателя обоснована тем, что он предполагает учет:

— ценностного отношения к субъекту профессиональной деятельности;

— системы интегративных связей в профессиональной подготовке студентов как будущих специалистов;

— результатов сравнительного анализа разных уровней продуктивности профессиональной деятельности.

Продуктами созидательной деятельности преподавателя, согласно акмеологическому подходу, являются психические новообразования в личности, деятельности, индивидуальности взрослых людей (студентов), самостоятельно избравших профессию и профессиональное учебное заведение, овладевающих основами профессионального искусства, мастерства и творчества, основами компетентности в своем будущем деле.

5. Акме-синергетический подход при формировании профессиональной продуктивной компетентности преподавателя предполагает направленность личности на активизацию самоорганизующегося ее начала, что способствует включению механизмов самоуправления на лич-ностно-деятельностном уровне. Можно считать, что при управлении процессом формирования профессиональной компетентности преподавателя необходимо целенаправленно учитывать и использовать синергетический эффект, получаемый при сложении усилий специалиста и организации. Это, в свою очередь, способствует выявлению социально-профессиональных факторов продуктивной компетентности преподавателя, уровня ее продуктивности, элементов авторской системы деятельности (АСД) при формировании творческого потенциала для самосовершенствования личности преподавателя в его деятельности.

Развитие продуктивной компетентности специалистов образования, согласно акмеоло-гической теории фундаментального образования Н. В. Кузьминой, подчиняется акме-синергети-ческим законам [5, 9], в соответствии с которыми продуктивную компетентность преподавателя

целесообразно определять руководствуясь критериями и факторами, определяющими достижение:

1) продуктивных компетенции и компетентностей у подавляющего большинства выпускников;

2) продуктивности авторской системы деятельности (АСД) преподавателя; 3) продуктивной компетентности специалистов системы управления образованием. В процессе достижения этих условий происходит синергетическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует обеспечению качества системы профессионального образования в целом.

Значительную роль в формировании профессиональной компетентности преподавателя играют не только теоретические положения акмеологии, но и разработанные на ее основе практические методы акмеологических исследований личностно-профессиональных аспектов специалистов образования [8, 16, 19, 21]. Знание, понимание и внедрение таких методов расширяет горизонты индивидуального самосознания преподавателя, обеспечивает поступательное прогрессивное развитие и формирование продуктивных компетентностей в его профессиональной и образовательно-научной деятельности.

Продуктивность

и профессиональная компетентность

На основе акмеологической теории фундаментального образования Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой [9] и акмеологического обоснования Л. Е. Паутовой целесообразности внедрения стратегического подхода в профессиональной деятельности преподавателя [6, 7, 21] необходимым представляется определение стратегии профессионального образования. Она определяется как вектор непрерывного акмеразвития основных субъектов образовательного процесса на основе жизнеобеспечивающих ценностей, определяющих их личностно-профессиональную траекторию развития, высокопродуктивную деятельность преподавателя, профессиональную зрелость выпускника как основных показателей обеспечения качества системы профессионального образования. С учетом этого профессиональной задачей преподавателя является обучение студентов разработке, внедрению и актуализации собственной системы профессиональной самоорганизации и саморазвития в предстоящей профессиональной деятельности [6, 7, 17]. Основными факторами реализации профессиональной задачи преподавателя являются средства учебной дисциплины и время, заданное на образовательное взаимодействие основных его субъектов.

Признаками продуктивной компетентности (высочайшего мастерства) преподавателя (специалиста образования - созидателя духовных, духовно материализованных, материальных продуктов)

в свойствах его выпускников, их компетентности и компетенциях в области профессии являются:

— самостоятельный выбор методов исследования образовательной ситуации;

— самостоятельное определение образовательных и профессиональных задач с прогнозированием возможных последствий при тех или иных условиях решения;

— продуктивное решение поставленных задач за строго отведенное или сокращенное время;

— объективная оценка качества решения и объяснения причин его результатов.

— личная ответственность за качество решения.

Для определения сформированности профессиональной компетентности с опорой на акмеологическую концепцию развития профессиональной компетентности в вузе [19, с. 54-69] разработана и наглядно представлена классификация уровней ее продуктивности (рис. 2).

5-й уровень -наивысший

Владеет системой общеинженерных компетенций, обладает творческим мышлением, системным подходом в решении разных задач, в том числе профессиональных

Результаты определяются в соответствии с ЕККО: созидание духовного продукта (продуктивной компетентности (ПК)) у всех или подавляющего большинства выпускников средствами учебной дисциплины за отведенное или

сокращенное время

Рис. 2. Многоуровневая система профессиональной компетентности преподавателя Fig. 2. Levels of professional competence of a teacher

Формирование профессиональных компетенций преподавателя на основе акмеологиче-ской теории фундаментального образования предполагает учет основных принципов их организации и развития [5, с. 137-139]:

- системности и целостности;

- опоры на общие структурные компоненты различных образовательных областей (психологии, педагогики, акмеологии, информатики и др.);

- проблемности;

- творческой направленности;

- положительной мотивации;

- непрерывности и поступательности;

- индивидуализации и социализации.

Выделенные научно-методологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя позволяют определить, что его основной профессиональной задачей

с учетом требований ФГОС и ограниченного времени становится обучение продуктивному поиску и овладение студентами необходимыми компетенциями, т. е. способами приобретения знаний, применения их в собственной деятельности, преобразования и выработки новых знаний в разрешении профессиональных проблем.

Таким образом, в профессиональном образовании на уровне взаимодействия «учебное заведение - регион - национальная система образования» эффективность и качество зависят от технологий развития продуктивной компетентности специалистов образования (преподавателей, учителей, специалистов управления образованием и др.).

При анализе особенностей формирования компетентности преподавателя определяется, что продуктивность его деятельности в современной образовательной организации зависит от учета объективно-субъективных факторов [5, 9]:

— стремления к саморазвивающейся организации;

— стимулирования и мотивации сотрудников на повышение уровня профессионализма;

— выработки инновационной позиции у сотрудников и руководителей разных уровней управления.

Заключение

На основании результатов научно-практического анализа проблемы формирования продуктивной компетентности преподавателя, согласно акмеологической концепции профессионализма научной школы Н. В. Кузьминой, можно определить, что достижение продуктивного уровня профессиональной компетентности преподавателя профессиональной школы - это определяющее условие формирования высокопродуктивной системы управления человеческими ресурсами и самообучающейся образовательной организации. Это связано с тем, что образовательные организации являются основными ресурсами производства нового продуктивного знания для прогрессивного общества - будущих специалистов, интеллектуального и трудового потенциала на уровне нации: макро- и мегауровнях.

Основой формирования профессиональной продуктивной компетентности преподавателя являются акмеологическая теория фундаментального образования и акмеологическая концепция качества профессиональной деятельности (рис. 3). Главными признаками продуктивной компетентности преподавателя, в отличие от репродуктивной, являются:

Рис. 3. Формирование профессиональной продуктивности преподавателя Fig. 3. Acmeological basis for the formation of teacher's productivity

— применение компетенций на практике;

— извлечение из практики новой компетенции;

— их интеграция и дифференциация на более высоком научно-практическом уровне;

— перенос и применение их в новых условиях деятельности;

— самоорганизация, самопроектирование и своевременная корректировка АСД по реальным результатам.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). URL: http://government. ru/info/6217/ (дата обращения: 30.07.2019).

2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 30. 07. 2019).

3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 30.07.2019).

4. Национальный проект «Образование» 2019-2024. URL: https://strategy24.ru (дата обращения: 16.04.2019).

5. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин). СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 382 с.

6. Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности: учеб. пособие. Коломна : Госу -дарственный социально-гуманитарный университет, 2016. 184 с.

7. Акмеология : теория, практика и перспективы развития / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 212 с.

8. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии высшего образования. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016. 410 с.

9. Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеология - основы профессионализма преподавателя в XXI веке : учеб. пособие : в 3 ч. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. Ч. 1. 200 с.

10. Анисимов О. С. Акмеология и методология : проблемы психотехники и мыслетехники. М. : Изд-во РАГС, 1998. 772 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бодалев А. А. Изучение взрослого человека - важная задача акмеологической науки. М. : Изд-во РАГС, 1996. 167 с.

12. Варфоломеева Л. Е. Акмеология как средство повышения качества подготовки специалиста по общественным связям // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 15-й междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль, 26-27 сент. 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ akmeologiya-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-podgotovki-spetsialista-po-obschestvennym-svyazyam (дата обращения: 25.07.2019).

13. Акмеология : учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2006. 424 с.

14. Жаринова Е. Н. Психолого-акмеологические технологии в образовании. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. 208 с.

15. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов : учеб. пособие. Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. 146 с.

16. Манойлова М. А. Психолого-акмеологические составляющие профессионального мастерства учителя //

Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2007. Вып. 1. С. 191-195.

17. Olgarenko G. V., Ugryumova A. A., Pautova L. E., Ezhikova T. S. Modern Problems in the Implementation of Supplementary Education Training for Specialists in the Russian's Federation's Reclamation Department // Espacios. 2019. Vol. 40, iss. 3. P. 213-219.

18. Пожарский С. Д. Предыстория акмеологии России. СПб. : НИЦ «Социальная синергетика» ; Лема, 2012. 198 с.

19. КузьминаН. В., СофьинаВ. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 200 с.

20. Olgarenko G.V., Ugryumova A. A., Zamakhovsky M. P., Pautova L. E. Methodological approaches to the formation of the meliorative complex's personnel support in the Russian Federal districts // International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2019. Vol. 19, iss. 3.1. P. 369-377. DOI: 10.5593/ sgem2019/3.1

21. Мониторинг качества приема в вузы [Электронный ресурс]. URL: https://ege.hse.ru/rating/2018/75767645/ all/ (дата обращения: 15.08.2019).

Образец для цитирования:

Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 4-12. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-4-12

Acmeological Foundations for Forming Professional Competence of a Teacher

Nina V. Kuzmina, Lyudmila E. Pautova, Evgenia N. Zharinova

Nina V. Kuzmina, https://orcid.org/0000-0002-3588-768X, Smolny Institute of RAE, St. Petersburg, 59 Polyustrovsky Prospekt, St. Petersburg 195197, Russia, [email protected]

Lyudmila E. Pautova, https://orcid.org/0000-0001-8879-0585, All-Russian Science Institute of Irrigation Systems and Agricultural Water Supply "Raduga", 38 poselok Radugniy, Moscow Region 140483, Russia, [email protected]

Evgenia N. Zharinova, https://orcid.org/0000-0003-0651-6086, Smol-ny Institute of RAE, St. Petersburg, 59 Polyustrovsky Prospekt, St. Petersburg 195197, Russia, [email protected]

We present the results of a scientific and practical study that is aimed at determining the methodological and strategic foundations for formation of productive competence of a professional school teacher. The hypothesis of the study is that knowledge and implementation of acmeological theory in the professional activity of a teacher contributes to formation of his/her highly productive professional competence as well as achievement of highly productive results among students. We used the following methods: theoretical, logical, scientific and practical analysis; systematization and interpretation of research results. Based on the provisions and laws of the acmeological theory of fundamental education, we made an attempt to determine the acmeological foundations for the formation of productive professional competence of a teacher within modern system of vocational education, a set of scientific and practical approaches to formation of professional competence of a teacher of vocational education, taking into account the single criterion for the quality of education, Federal Educational Standard and professional standards, teacher strategy in vocational education. According to the results of the study: 1) it is theoretically grounded and determined that clarification of scientific and practical foundations of teacher's productivity contributes to the definition of basic conceptual provisions of highly productive professional activities and generation of highly productive original systems of scientific and educational activities; 2) we clarified the acmeological foundations for the formation of professional competencies of a teacher as the subject of social transformations of the educational system at macro and mega levels; 3) we clarified the concept of "productive competence", its levels, structure and principles of formation of a teacher in the professional activity.

Keywords: acmeological laws, competence, productive competence, teacher productivity, productivity levels.

Received: 29.08.2019 / Accepted: 25.11.2019 / Published: 31.03. 2020 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for Period up to 2020 (decree of the RF Government of 17 November 2008 № 1662-R (Ed.

on 10 February 2017). Available at: http://government. ru/info/6217/ (accessed 30 July 2019) (in Russian).

2. Concept of Development of Adults' Continuous Education in the Russian Federation for Period up to 2025. Available at: http://government.ru/info/6217/ (accessed 30 July 2019) (in Russian).

3. Decree of President of Russian Federation of 7 May 2012 № 599 "On Measures to Implement the State Policy in the Field of Education and Science". Available at: http:// government.ru/info/6217/ (accessed 30 July 2019) (in Russian).

4. National Project "Education" 2019-2024. Available at: https://strategy24.ru (accessed 16 April 2019) (in Russian).

5. Kuz'mina N. V. Akmeologicheskaya teoriya funda-mental'nogo obrazovaniya (sozidaniya dukhovnykh produktov v svoystvakh sub"yektov obrazovaniya sred-stvami uchebnykh distsiplin) [Acmeological Theory of Fundamental Education (Creation of Spiritual Products in Properties of Subjects of Education by Means of Academic Disciplines)]. St. Petersburg, NU "Tsentr strategicheskikh issledovanii" Publ., 2012. 382 p. (in Russian)

6. Pautova L. E. Akmeologiya kachestvaprofessional'noy deyatel'nosti [Acmeology of Quality of Professional Activity]. Kolomna, Gosudarstvenniy sotsial'no-guman-itarniy universitet, 2016. 184 p. (in Russian)

7. Akmeologiya: teoriya, praktika i perspektivy razvitiya [Acmeology: Theory, Practice and Prospects of Development]. St. Petersburg, NU "Tsentr strategicheskikh issledovanii" Publ., 2018. 212 p. (in Russian).

8. Kuz'mina N. V., Zharinov N. M., Zharinova E. N. Akmeologicheskiye tekhnologii vysshego obrazovaniya [Acmeological Technologies of Higher Education]. St. Petersburg, NU "Tsentr strategicheskikh issledovanii" Publ., 2016. 410 p. (in Russian).

9. Kuz'mina N. V., Pautova L. E., Zharinova E. N. Akmeologiya - osnovy professionalizma prepodavatelya v XXI veke: v 3ch. [Acmeology as Basics of Teacher's Professionalism in XXI Century: in 3 parts]. St. Petersburg, NU "Tsentr strategicheskikh issledovanii" Publ., 2018. Part 1. 200 p. (in Russian).

10. Anisimov O. S. Akmeologiya i metodologiya: problemy psikhotekhniki i mysletekhniki [Psychology and Methodology: Problems of Psycho and Thinking Techniques]. Moscow, RPA Publ., 1998. 772 p. (in Russian).

11. Bodalev A. A. Izucheniye vzroslogo cheloveka -vazhnaya zadacha akmeologicheskoy nauki [Study of the Adult Person as Important Task of Acmeo-logical Science]. Moscow, RPA Publ., 1996. 167 p. (in Russian).

12. Varfolomeyeva L. E. Akmeologiya kak sredstvo povysheniya kachestva podgotovki spetsialista po ob-shchestvennym svyazyam [Acmeology as Means of Improving Quality of Training in Public Relations]. Obrazovaniye cherez vsyu zhizn': nepreryvnoye obra-zovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya: materialy 15 mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Education through Life: Continuing Education for Sustainable Develop-

ment. Materials of 15th Intern. Sci. Conf.]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologiya-kak-sred-stvo-povysheniya-kachestva-podgotovki-spetsialista-po-obschestvennym-svyazyam (accessed 25 July 2019) (in Russian).

13. Derkach A. A., total ed. Akmeologiya [Acmeology]. Moscow, RPA Publ., 2006. 424 p. (in Russian).

14. Zharinova E. N. Psikhologo-akmeologicheskiye tekh-nologii v obrazovanii [Psycho-Acmeological Technologies in Education]. St. Petersburg, NU "Tsentr strategich-eskikh issledovanii" Publ., 2015. 208 p. (in Russian).

15. Lavrent'yev G. V., Lavrent'yeva N. B. Innovatsionnyye obuchayushchiye tekhnologii vprofessional'noypodgo-tovke spetsialistov [Innovative Educational Technologies in Professional Training of Specialists]. Barnaul, Izd-vo Altaiskiy gosudarstvennyi universitet, 2002. 146 p. (in Russian)

16. Manoylova M. A. Psychological and Acmeological Components of Teacher's Professional Skill. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007, iss. 1, pp. 191-195 (in Russian).

17. Olgarenko G. V., Ugryumova A. A., Pautova L. E., Ezhikova T. S. Modern Problems in the Implementation

of Supplementary Education Training for Specialists in the Russian's Federation's Reclamation Department. Espacios, 2019, vol. 40, iss. 3, pp. 213-219.

18. Pozharskiy S. D. Predystoriya akmeologii Rossii [Prehistory of Russian Acmeology]. St. Petersburg, NUTs "Sotsial'naya sinergetika", Lema Publ., 2012. 198 p. (in Russian).

19. Kuz'mina N. V., Sof'ina V. N. Akmeologicheskaya kontseptsiya razvitiyaprofessional'noy kompetentnostiv vuze [Acmeological Concept of Professional Competence Development at University]. St. Petersburg, NU "Tsentr strategicheskikh issledovanii" Publ., 2012. 200 p. (in Russian).

20. Olgarenko G.V., Ugryumova A. A., Zamakhovsky M. P., Pautova L. E. Methodological Approaches to the Formation of the Meliorative Complex's Personnel Support in the Russian Federal Districts. International Multidisci-plinary Scientific GeoConference SGEM, 2019, vol. 19, iss. 3.1, pp. 369-377. DOI: 10.5593/sgem2019/3.1

21. Monitoring kachestvapriyema v vuzy [Monitoring Quality of Admission to Universities]. Available at: https:// ege.hse.ru/rating/2018/75767645/all/ (accessed 15 August 2019) (in Russian).

Cite this article as:

Kuzmina N. V. , Pautova L. E., Zharinova E. N. Acmeological Foundations for Forming Professional Competence of a Teacher. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 1 (33), pp. 4-12 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-4-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.