Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / профессиональная компетентность / технологическая компетентность / специалист-педагог / система высшего образования / профессионализм / competence-based approach / professional competence / technological competence / specialist teacher / higher education system / professionalism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Булаева Марина Николаевна, Воронина Ирина Романовна

В статье рассматривается актуальная задача модернизации содержания высшего образования через формирование профессионально-технологической компетентности будущих педагогов. Раскрывается значимость влияния компетентностного подхода на профессиональное становление будущих педагогов. Обосновывается актуальность современного цифрового общества как доминирующий фактор жизнедеятельности будущего педагога. Выделено понятие «профессионально-технологическая компетентность», отражающее деятельностную структуру педагогической профессии. Разработаны этапы процесса развития профессионально-технологической компетентности будущих педагогов в вузе. Обозначены показатели успешности формирования профессионально-технологической компетентности будущих педагогов. Обоснован структурированный аспект формирования профессионально-технологической компетентности будущего педагога в вузе, включающий в себя совокупность дидактико-технологической, организационно-технологической, предметно-технологической и личностно-индивидуальной технологической компетенций. Условия применения технологического подхода в образовании представляет собой организационно-динамическую систему взаимосвязанных составляющих развития профессиональной компетентности. Формирование профессиональных компетенций специалиста это процесс неоднозначный, сложный и многообразный, зависящий от специальной подготовки по конкретному профилю. Рассматривая технологичность в развитии профессиональной компетенции будущего педагога выделяется обоснованная, перспектива повысить уровень профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Булаева Марина Николаевна, Воронина Ирина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the urgent task of modernizing the content of higher education through the formation of professional and technological competence of future teachers. The significance of the influence of the competence-based approach on the professional development of future teachers is revealed. The relevance of the modern digital society as a dominant factor in the life of the future teacher is substantiated. The concept of "professional and technological competence", reflecting the activity structure of the teaching profession, is singled out. The stages of the process of development of professional and technological competence of future teachers in the university have been developed. The indicators of success in the formation of professional and technological competence of future teachers are indicated. The structured aspect of the formation of professional and technological competence of a future teacher at a higher educational institution is substantiated, which includes a set of didactic-technological, organizational-technological, subject-technological and personal-individual technological competencies. The conditions for applying the technological approach in education is an organizational and dynamic system of interrelated components of the development of professional competence. The formation of professional competencies of a specialist is an ambiguous, complex and diverse process, depending on special training in a particular profile. Considering the manufacturability in the development of the professional competence of the future teacher, a reasonable prospect is highlighted to increase the level of professionalism.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ»

Эффективная реализация акмеологичеекого подхода к формированию педагогического профессионализма обеспечивается многообразием психолого-педагогических условий: применение принципов акмеологии и андрогогики в образовательном процессе; динамический взгляд и отношение на собственную профессиональную деятельность; профессиональное целеполагание.

Акмеологическая закономерность формирования профессионализма педагога заключается в функциональной готовности педагога к саморазвитию и самореализации себя в профессии.

Выводы. Исследование применения акмеологичеекого подхода в развитии педагогического профессионализма предполагает повышение уровня профессионально-педагогических взаимоотношений в образовательном процессе. Практико-акмеологический анализ исследования профессионализма педагога позволяет учитывать стратегии осуществления профессиональной деятельности и профессиональное становление личности преподавателя.

Необходимо уточнить, что педагогическая акмеология подразумевает формирование профессионального мастерства не только педагога, но и достижение учебно-практических умений обучающихся.

Развитие и повышение уровня педагогического профессионализма способствует совершенствованию творческой самоактуализации личности педагога, тем самым обеспечивает устойчивость, стабильность и продуктивность профессионально-педагогической деятельности.

Проведенный исследовательский анализ влияния акмеологичеекого подхода на формирование педагогического профессионализма позволяет судить о многофункциональности и критериальности этого процесса.

В работе обозначена структурированность развития профессионализма педагога через моделирование педагогического профессионализма с учетом акмеологии. Такой подход предполагает оптимизировать систему профессионального становления личности педагога как профессионала.

Литература:

1. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / О.Б. Акимова [и др.]; под ред. О.Б. Акимовой. - Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». -2017.- 157 с.

2. Ефремова-Шершукова, H.A. Акмеологические принципы педагогической деятельности / H.A. Ефремова-Шершукова, Н.С. Шмакова, Г.М. Исмаилов, В.Е. Минеев-Ли, A.B. Пивоварова // Современные наукоемкие технологии. -2019. -№ 11-1.-С. 156-160. -URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37783

3. Дедовская, T.B. Представления о ценностях и смыслах профессии «учитель» на разных уровнях педагогического образования / Т.В. Дедовская // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-7

4. Медведев, В.П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании / В.П. Медведев // Фундаментальные исследования. -2011. - С. 32-34

5. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-3

6. Хамидова, Н.Т. Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя / Н.Т. Хамидова, З.М. Миркамилова. // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 637-639. - URL: https://moluch.ru/archive/136/38207/

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Воронина Ирина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная задача модернизации содержания высшего образования через формирование профессионально-технологической компетентности будущих педагогов. Раскрывается значимость влияния компетентностного подхода на профессиональное становление будущих педагогов. Обосновывается актуальность современного цифрового общества как доминирующий фактор жизнедеятельности будущего педагога. Выделено понятие «профессионально-технологическая компетентность», отражающее деятельностную структуру педагогической профессии. Разработаны этапы процесса развития профессионально-технологической компетентности будущих педагогов в вузе. Обозначены показатели успешности формирования профессионально-технологической компетентности будущих педагогов. Обоснован структурированный аспект формирования профессионально-технологической компетентности будущего педагога в вузе, включающий в себя совокупность дидактико-технологической, организационно-технологической, предметно-технологической и личностно-индивидуальной технологической компетенций. Условия применения технологического подхода в образовании представляет собой организационно-динамическую систему взаимосвязанных составляющих развития профессиональной компетентности. Формирование профессиональных компетенций специалиста -это процесс неоднозначный, сложный и многообразный, зависящий от специальной подготовки по конкретному профилю. Рассматривая технологичность в развитии профессиональной компетенции будущего педагога выделяется обоснованная, перспектива повысить уровень профессионализма.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, технологическая компетентность, специалист-педагог, система высшего образования, профессионализм.

Annotation. The article deals with the urgent task of modernizing the content of higher education through the formation of professional and technological competence of future teachers. The significance of the influence of the competence-based approach on the professional development of future teachers is revealed. The relevance of the modern digital society as a dominant factor in the life of the future teacher is substantiated. The concept of "professional and technological competence", reflecting the activity

structure of the teaching profession, is singled out. The stages of the process of development of professional and technological competence of future teachers in the university have been developed. The indicators of success in the formation of professional and technological competence of future teachers are indicated. The structured aspect of the formation of professional and technological competence of a future teacher at a higher educational institution is substantiated, which includes a set of didactic-technological, organizational-technological, subject-technological and personal-individual technological competencies. The conditions for applying the technological approach in education is an organizational and dynamic system of interrelated components of the development of professional competence. The formation of professional competencies of a specialist is an ambiguous, complex and diverse process, depending on special training in a particular profile. Considering the manufacturability in the development of the professional competence of the future teacher, a reasonable prospect is highlighted to increase the level of professionalism.

Key words: competence-based approach, professional competence, technological competence, specialist teacher, higher education system, professionalism.

Введение. Современные преображения основных целей и ценностей в системе высшего образования влечет за собой соответственно и изменение ролевых позиций в педагогической деятельности.

Компетентностый подход в этой ситуации является одним из средств деятельностной модернизации содержания высшего образования.

Будущие педагоги-специалисты в процессе вузовской подготовки приобретают основные умения и навыки по профилю, т.е. формируются профессиональные компетенции. Следует отметить, что на сегодняшний день развиваются не только универсальные и профессиональные компетенции, но и специальные, в том числе технологические, цифровые, электронные компетенции.

Высшее образование по подготовке будущих педагогов определяет многочисленные требования к профессионализму. Компетентного будущего педагога отличает постоянное обновление и саморазвитие как личности, так и особенностей своей профессиональной деятельности.

Профессионально-технологическая компетентность для будущего педагога-специалиста - это не только обладание различных технологий в образовании, но и способность в постоянном режиме осваивать технологический процесс в профессиональной деятельности.

Технологический компонент в формировании профессиональной компетентности обеспечивает возможность качественно квалифицировать свою практическую деятельность; освоения новообразований в стиле педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Кардинальное преобразование системы высшего образования реализует новый формат взаимодействия в общественном мире. Наряду с производственно-профессиональными технологиями формируются принципиально новые основы социума.

Сегодня принято говорить о цифровой компетенции общественной жизни, обеспечивающей комплекс социальных и гуманитарных технологий. Возникает вопрос, кто должен осуществлять подготовку таких специалистов, однозначно -будущие педагоги, владеющие профессионально-технологической компетенцией.

Актуальным является перестройка функциональных отношений в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе; возросший интерес к интеллектуальным ресурсам студентов и технологической ментальности личности педагога.

Так называемом цифровом обществе главным становиться технологичность как доминирующий фактор жизнедеятельности современного преподавателя. Применение новейших профессионально-технологических приемов позволяет педагогу использовать теоретические и технологические достижения науки.

Формирование профессионально-технологической компетентности будущего педагога в вузе влечет за собой существенные изменения как в сфере педагогического образования, так и в сфере социальных связей и отношений. Электронно-цифровое применение информационных средств в педагогической науке повышает эффективность прогнозирования и проектирования профессиональной деятельности педагога.

На сегодняшний день сложно представить систему высшего образования и подготовку будущих педагогов-специалистов без реализации компетентностного подхода. Формирование профессиональных компетенций специалиста -это процесс неоднозначный, сложный и многообразный, зависящий от специальной подготовки по конкретному профилю.

Структурированный аспект формирования профессионально-технологической компетентности будущего педагога в вузе включает в себя совокупность дидактико-технологической, организационно-технологической, предметно-технологической и личностно-индивидуальной технологической компетенций [4]. Такое разнообразие компетенций соответствует основным видам профессионально-педагогической деятельности.

В нашем исследовании, мы используем понимание профессионально-технологической компетентности как технико-технологическая и электронно-технологическая составляющие. Технологический компонент в процессе формирования профессиональной компетентности отражает деятельностную структуру педагогической профессии, включающая планомерное овладение навыками решения аналитико-исследовательских, прогностическо-рефлексивных и профессионально-педагогических задач.

Применение будущим педагогом электронно-цифровых технологий в образовании способствует формированию творчески-креативного мышления, организационно-операциональной составляющей личности и способности технически реализовать педагогические стратегии и идеи.

При формировании профессионально-технологической компетентности будущих педагогов в вузе необходимо учитывать технологическое оснащение и информационно-цифровое обслуживание учебно-воспитательного процесса [1,3]. Кроме этого следует отметить, что под влиянием новейших цифровых методов и приемов происходят огромные изменения в профессиональной подготовке конкурентоспособных педагогов-профессионалов.

Повышенный уровень профессионально-технологической компетенции способствует освоению современных цифровых технологий, определяющие совместную исследовательскую работу через информационно-коммуникационные технологии.

Процесс развития профессионально-технологической компетентности будущих педагогов в вузе предполагает прохождение ряда этапов:

Планово-технологический этап - организует анализ проблемной ситуации и современной литературы; выявление актуального материала; составление плана и прогноза результатов; выбор и обоснование методов обучения и исследования.

Системно-технологический этап - сбор информационных результатов; совмещение творческой и научной составляющей; обеспечение структурированности процесса технологичности.

Практико-технологический этап - организация применения технико-технологических действий в реальных условиях обучения; экспериментальная системная работа, эффективно реализующаяся в профессиональной деятельности; внедрение нововведений в образовательный процесс; подтверждение верности собственных профессионально-практических действий.

Результативно-технологический этап - происходят осмысление и рефлексия результатов деятельности; формулировка теоретико-практических выводов; оценивание достижений; определение критериев и показателей результата; креативное нестандартное преобразование техник и приемов.

Показатели успешности формирования профессионально-технологической компетентности будущих педагогов свидетельствуют об эффективности освоения педагогических техник, цифровых технологий и навыками пользования электронной образовательной средой и ресурсами. К таким показателям относятся [5]:

Целенаправленность - стремление и нацеленность обязательно решать поставленную цель, дать ей результат.

Творческий опыт - возможность принимать нестандартные решения и применять современные технологии по-новому.

Техничность - соответствие требованиям подготовки будущего педагога; владение технико-технологическими навыками.

Мобильность (оптимистичность) - способность изменять тактические и стратегические решения по педагогическим вопросам.

Исполнительность (продуктивность) - развитие личностно-профессиональных качеств педагога, применяющихся в профессиональной деятельности.

Рассматривая технологичность в развитии профессиональной компетенции будущего педагога выделяется обоснованная, перспектива повысить уровень профессионализма. Такая перспектива определяет готовность студента понимать и интерпретировать структуру деятельности педагога, к четкому соблюдению алгоритма технологии; осваивать и описывать необходимые компоненты реализации технологии.

Условия применения технологического подхода в образовании представляет собой организационно-динамическую систему взаимосвязанных составляющих развития профессиональной компетентности.

Логика формирования профессионально-технологической компетенции обозначена иерархическими уровнями: действия - операции - процесс - деятельность - компетентность.

Технологическая культура, вписанная в контекст профессиональной компетенции, обеспечивает переадресацию теоретико-педагогического уровня на деятельностно-технологический, реализуя при этом собственный вклад в технические способности будущего педагога.

Выводы. Профессионально-технологическая компетенция будущего педагога в вузе предполагает использование электронно-цифровых технологий, применение информационно-цифровых средств в процессе обучения в вузе; подготовку студентов решать практико-педагогические задачи в условиях рыночно-цифровой экономики.

Современное информационно-образовательное пространство вуза организует профессиональную деятельность педагога через сформированные технологические компетенции студентов-будущих педагогов.

Профессионально-технологическая компетентность будущего педагога в вузе понимается нами как интегративное операционально-технологическое профессиональное свойство, нацеленное на эффективный и полезный результат для общества.

Важно отметить, что регулятивное воздействие технологичности способствует выполнению определённых операций в социально-духовных и политически-правовых отношениях.

Метапредметный характер формирования профессионально-технологической компетентности будущих педагогов в вузе определяется через практическое применение технологических электронно-цифровых знаний и навыков в различных видах педагогической деятельности.

В подготовке профессионально-технологически компетентного будущего специалиста-педагога необходимо учитывать мотивационно-ценностное отношение, осуществляющееся в вузе через все формы обучения; уровень участия в научно-исследовательской и методической работе и культурно-образовательное взаимодействие в педагогическом процессе.

Литература:

1. Борисов, В.В. Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий / В.В. Борисов, С.Ю. Ягупец // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 716-721

2. Васева, Е.С. Уровни формирования визуальной компетентности будущих учителей / Е.С. Васева, Н.В. Бужинская // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-2

3. Золотарюк, A.B. Роль облачных сервисов в формировании профессиональных информационно-технологических компетенций студентов / A.B. Золотарюк, А.И. Кижнер, Т.Л. Фомичева // Известия Института инженерной физики. - 2015. -№ 36. - С. 96-100

4. Коновалов, A.A. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета / A.A. Коновалов, А.И. Лыжин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2

5. Макарова, Е.А. Особенности профессионально - ориентированного обучения в компетентном образовательном пространстве / Е.А. Макарова, Е.Л. Макарова. - М.: ИНФРА-М. - 2017. - 128 с.

6. Маринкина, H.A. Модель формирования технологической компетентности будущих учителей в условиях интеграции формального и неформального образования / H.A. Маринкина // Гуманитарные науки и образование. - 2017. -№ 2 (30). - С. 54-57

Педагогика

УДК 378

аспирант, ассистент кафедры педагогического образования Ленчина Милослава Романовна

Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (г. Владикавказ)

ИНФОРМАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ДИСКУРСЕ

Аннотация. В настоящей научной статье раскрывается актуальная для практикующих педагогов тема, посвященная вопросам речевого взаимодействия обучающего и обучающегося, а также описанию сущности и содержания вышеизложенного процесса. Автором отмечается, что педагогика как наука в настоящее время располагает достаточным количеством эффективных приемов, способов и методов воспитательного воздействия и обучения. В то же время к задачам педагогики не относится анализ речевого наполнения педагогических приемов воздействия. Соответственно, по мнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.