Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / САМОРАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Галина Антоновна

Акмеологические исследования педагогической направленности в целом связаны с развитием профессионализма уже состоявшихся педагогических работников и практически не освещают взаимосвязь акмеологических процессов, направленных на развитие личностно-профессиональных качеств студентов на этапе их обучения в вузе. В целом подготовка будущих педагогов осуществляется без учета их индивидуальных особенностей и определенных закономерностей изменения личностно-профессиональных качеств. Отсюда возникает противоречие между требованиями к уровню подготовки будущего педагога, к его личностно-профессиональному развитию и недостаточной разработанностью акмеологических технологий, обеспечивающих данное развитие в условиях обучения студента в вузе. Актуальность проблемы состоит в решении обозначенного противоречия, связанного с проблемой развития личностно-профессиональных качеств будущего педагога с позиции акмеологического подхода. В системе развития личностно-профессиональных качеств личности учитываются две взаимодополняющие тенденции - влияние личности на результативность собственной деятельности и развитие личности под влиянием педагогической деятельности. Студент достигает эффективности в профессиональной деятельности только при изменении и совершенствовании своих личностных качеств. Профессиональное развитие воздействует на психологические аспекты индивида, на его систему отношений с другими людьми, на поведение и образ жизни в целом. Личностное и профессиональное развитие в процессе онтогенеза взаимно дополняют друг друга, являясь, то результатом, то средством развития. Спектр ряда проблем, имеющих место в подготовке будущего учителя, порождает необходимость преобразования методологии обучения студентов педагогической направленности. В статье представлена система развития личностно-профессиональных качеств личности студента в процессе обучения, включающая стадии адаптации к профессиональной деятельности, самоорганизации, самоопределения и самовыражения. Представленная система подготовки будущих педагогов, основанная на акмеологических подходах к развитию педагогических кадров, позволяет разработать индивидуальные маршруты развития каждого студента и оценить степень его достижений в профессиональной деятельности, провести анализ реализации способностей и возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE TEACHER BASED ON ACMEOLOGICAL APPROACHES

Professionalism of already established teaching staff and practically do not cover the relationship of acmeological processes aimed at the development of personal and professional qualities of students at the stage of their studies at the university. In general, the training of future teachers is carried out without taking into account their individual characteristics and certain patterns of changes in personal and professional qualities. Hence, there is a contradiction between the requirements for the level of training of a future teacher, for his personal and professional development and the insufficient development of acmeological technologies that ensure this development in the conditions of a student's education at a university. The relevance of the problem consists in solving the indicated contradiction associated with the problem of the development of personal and professional qualities of the future teacher from the position of the acmeological approach. In the system of development of personal and professional qualities of a personality, two complementary trends are taken into account - the influence of personality on the effectiveness of one's own activity and the development of personality under the influence of pedagogical activity. A student achieves efficiency in professional activity only by changing and improving his personal qualities. Professional development affects the psychological aspects of an individual, his system of relationships with other people, behavior and lifestyle in general. Personal and professional development in the process of ontogenesis complement each other, being either a result or a means of development. The range of a number of problems that take place in the preparation of a future teacher creates the need to transform the methodology of teaching students of pedagogical orientation. The article presents a system for the development of personal and professional qualities of a student's personality in the learning process, including the stages of adaptation to professional activity, self-organization, self-determination and self-expression. The presented system of training future teachers, based on acmeological approaches to the development of teaching staff, allows you to develop individual development routes for each student and assess the degree of his achievements in professional activity, analyze the implementation of abilities and opportunities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ»

PICHUGINA Galina Antonovna

DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL ..

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

V7TK" 147 I (¡9£ПВ2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14 j / 0.1-+ / |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/knz4-2021-1004-0005 fcSeeie(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 2963-8706 AuthorlD: 409274 ORCID: 0000-0002-6036-037X

ПИЧУГИНА Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: galina_p_n@mail.ru) Аннотация. Акмеологические исследования педагогической направленности в целом связаны с развитием профессионализма уже состоявшихся педагогических работников и практически не освещают взаимосвязь акмеологи-ческих процессов, направленных на развитие личностно-профессиональных качеств студентов на этапе их обучения в вузе. В целом подготовка будущих педагогов осуществляется без учета их индивидуальных особенностей и определенных закономерностей изменения личностно-профессиональных качеств. Отсюда возникает противоречие между требованиями к уровню подготовки будущего педагога, к его личностно-профессиональному развитию и недостаточной разработанностью акмеологических технологий, обеспечивающих данное развитие в условиях обучения студента в вузе. Актуальность проблемы состоит в решении обозначенного противоречия, связанного с проблемой развития личностно-профессиональных качеств будущего педагога с позиции акмеологического подхода. В системе развития личностно-профессиональных качеств личности учитываются две взаимодополняющие тенденции - влияние личности на результативность собственной деятельности и развитие личности под влиянием педагогической деятельности. Студент достигает эффективности в профессиональной деятельности только при изменении и совершенствовании своих личностных качеств. Профессиональное развитие воздействует на психологические аспекты индивида, на его систему отношений с другими людьми, на поведение и образ жизни в целом. Личностное и профессиональное развитие в процессе онтогенеза взаимно дополняют друг друга, являясь, то результатом, то средством развития. Спектр ряда проблем, имеющих место в подготовке будущего учителя, порождает необходимость преобразования методологии обучения студентов педагогической направленности. В статье представлена система развития личностно-профессиональных качеств личности студента в процессе обучения, включающая стадии адаптации к профессиональной деятельности, самоорганизации, самоопределения и самовыражения. Представленная система подготовки будущих педагогов, основанная на акмеологических подходах к развитию педагогических кадров, позволяет разработать индивидуальные маршруты развития каждого студента и оценить степень его достижений в профессиональной деятельности, провести анализ реализации способностей и возможностей.

Ключевые слова: акмеология, акмеологический процесс, развитие, студент, будущий педагог, учитель, педагогическая направленность, профессиональная деятельность, личностно-профессиональные качества, профессиональный опыт, процесс обучения, профессиональные навыки, саморазвитие, индивидуальные особенности, профессиональное мастерство.

DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE TEACHER BASED ON ACMEOLOGICAL APPROACHES

© Author(s) 2021

PICHUGINA Galina Antonovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the "Department of General and Inorganic Chemistry" Saratov State University (410026, Russia, Saratov, Astrakhan Street, 83, e-mail: galina_p_n@mail.ru) Abstract. Professionalism of already established teaching staff and practically do not cover the relationship of acmeological processes aimed at the development of personal and professional qualities of students at the stage of their studies at the university. In general, the training of future teachers is carried out without taking into account their individual characteristics and certain patterns of changes in personal and professional qualities. Hence, there is a contradiction between the requirements for the level of training of a future teacher, for his personal and professional development and the insufficient development of acmeological technologies that ensure this development in the conditions of a student's education at a university. The relevance of the problem consists in solving the indicated contradiction associated with the problem of the development of personal and professional qualities of the future teacher from the position of the acmeological approach. In the system of development of personal and professional qualities of a personality, two complementary trends are taken into account - the influence of personality on the effectiveness of one's own activity and the development of personality under the influence of pedagogical activity. A student achieves efficiency in professional activity only by changing and improving his personal qualities. Professional development affects the psychological aspects of an individual, his system of relationships with other people, behavior and lifestyle in general. Personal and professional development in the process of ontogenesis complement each other, being either a result or a means of development. The range of a number of problems that take place in the preparation of a future teacher creates the need to transform the methodology of teaching students of pedagogical orientation. The article presents a system for the development of personal and professional qualities of a student's personality in the learning process, including the stages of adaptation to professional activity, self-organization, self-determination and self-expression. The presented system of training future teachers, based on acmeological approaches to the development of teaching staff, allows you to develop individual development routes for each student and assess the degree of his achievements in professional activity, analyze the implementation of abilities and opportunities.

Keywords: acmeology, acmeological process, development, student, future teacher, teacher, pedagogical orientation, professional activity, personal and professional qualities, professional experience, learning process, professional skills, self-development, individual characteristics, professional skills.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в школах необходим педагог-профессионал, проявляющий креативность в организации учебно-воспитательного процесса, знающий психологи-

ческие аспекты развития ребенка, способный к инновационной деятельности, владеющий приемами исследовательской работы, конструктивно решающий педагогические задачи, готовый к непрерывному личностному и

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

ПИЧУГИНА Галина Антоновна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...

профессиональному развитию.

Конструктивные качества педагога вырабатываются в процессе приобретения опыта работы с детьми, в постоянном общении с ними, в ходе изучения особенностей их развития. Педагогические качества (гностические, конструктивные, организаторские, прогностические и специальные) формируются и совершенствуются в ходе профессиональной деятельности и непрерывного саморазвития. Личностные качества педагога (ответственность, гражданственность, дисциплинированность, коммуникабельность, доброжелательность, гибкость поведения, трудолюбие, настойчивость, ораторские способности) имеют в целом природное происхождение, но их необходимо модернизировать, преобразовать, усовершенствовать как во время обучения в высшем учебном заведении, так и на протяжении всей педагогической деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование и развитие личностных способностей изучается наукой акмеологией. «Акме» означает расцвет, высшую точку, лучшую пору. В исследованиях акмеология определена как наука, направленная на развитие личностных качеств взрослого человека. В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова акмеология представлена как наука, изучающая механизмы и закономерности развития человека на этапе его зрелости [1].

Акмеологический процесс наиболее подробно представлен в трудах Н.А. Рыбникова, Б.Г. Ананьевой, А. А. Бодалева, А. А. Деркач, Н. В. Кузьминой [2,3,4].

Г.М. Андреева акмеологические преобразования также связывает с достижениями в зрелом возрасте [6]. Педагогическая акмеология - это один из видов прикладной акмеологии, раскрывающий пути достижения профессионализма и компетентности в педагогической деятельности.

Акмеология в педагогическом толковании представлена как наука, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им определенных результатов в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала).

Анализ психолого-педагогической литературы и теоретических источников показал, что в целом исследовательские работы в области акмеологии педагогической направленности связаны с достижением успеха и развитием профессионализма уже состоявшихся педагогических работников и практически не освещена взаимосвязь акмеологических процессов с развитием личностно-профессиональных качеств студентов педагогической направленности на этапе их обучения в вузе.

Студенческий возраст характеризуется Б.Г. Ананьевым фазой жизни взрослого человека [4]. В этом возрасте отмечается мобильность, высокая скорость оперативной памяти, комбинированность в решении логических задач. Студенческий период характеризуется становлением взглядов, наиболее активным развитием этетических, нравственных качеств личности и овладением комплексом социальных функций взрослого человека. В период студенчества происходит впитывание всего нового, перспективного, прогрессивного.

На этапе обучения студент знакомится с требованиями к личностным и профессиональным качествам педагога, и если их не начинать формировать в процессе обучения, то знания этих требований так и останутся вне личности. Отсюда можно допустить расширение акмео-логического воздействия и связать педагогическую ак-меологию не только с достижениями в зрелом возрасте, но и с успехами, определенными профессиональными результатами в студенческий период. Поэтому вопрос изучения акмеологического воздействия на развитие личностно-профессиональных качеств студента как будущего педагога является актуальным.

В последние годы происходит широкое обсужде-

ние вопросов совершенствования системы подготовки будущих педагогов в процессе их обучения в высшем учебном заведении. Преобразование педагогической подготовки учителя, по мнению С.Е. Шишовой и В.А. Кальней, направлено на переход «от утилитарно-прагматического педагогического образования», ориентированного на приобретение теоретических знаний и практических умений к гуманистическому, связанного с развитием личности студента [5].

В целом подготовка будущих педагогов организуется без учета их индивидуальных особенностей и определенных закономерностей личностно-профессиональ-ного развития. Отсюда возникает противоречие между требованиями к уровню подготовки будущего педагога, к его личностно-профессиональному развитию и недостаточной разработанностью акмеологических технологий, обеспечивающих данное развитие в условиях обучения студента в вузе.

Актуальность проблемы состоит в решении обозначенного противоречия, связанного с проблемой развития личностно-профессиональных качеств будущего педагога с позиции акмеологического подхода.

В системе профессионального образования акмео-логический подход направлен на усиление мотивации в профессиональной деятельности. Здесь также предусматриваются условия, основные подходы, факторы, механизмы, необходимые для успешного саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности. Личностно-профессиональные качества связываются со стремлением достижения вершины мастерства в профессиональной деятельности. Высокий уровень профессиональных качеств педагога определяется наличием ряда педагогических способностей (академические, авторитарные, дидактические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские и др.), которые помогают организовать учебно-воспитательный процесс и обеспечить эффективность обучения [6].

В исследованиях зарубежных ученых (H. Borko, M. Barber, К. Grey, M., A. Hargreaves [7-11].) отмечено, что развитие профессиоальных качеств педагога следует рассматривать в двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга аспектах: развитие педагогической деятельности и развитие личностно-профессиональных качеств.

Для достижения результативности педагогической деятельности студентов необходимо стимулировать к проявлению индивидуальных способностей, творческого потенциала, инициативности как необходимых качеств в педагогической деятельности. Развитие должно быть прогрессивным и гуманистическим, исключая эгоистичность [12,13].

Проблемы подготовки студентов в рамках общего, специального и инклюзивного образования представлены в работах Д.И. Азбукина, С.В. Алехиной, В.В. Во-ронковой, A.C. Белкина, С.Д. Забрамной, В.З. Кантора и других [14].

В целом российская модель подготовки педагогов соотносится с формированием идеального образа учителя и стремлением системы соответствовать этому образу. Цель связана с образом, моделью учителя-профессионала. Описание этого образа представлено в сертификационных стандартах педагога, детерминирует в профессионально-педагогической подготовке студентов, в образовательных программах по подготовке учителя и предопределена в аккредитационных стандартах. Уровень подготовки будущего педагога и качество его профессиональной компетенции оценивается социальными критерии с учетом соответствия требованиям общепедагогических стандартов.

Профессионально-педагогическая подготовка в США нацелена на подготовку педагога-фасилитатора, способного совершенствоваться в инновационно-образовательной системе [15,16,17]. Одной из основных идей американского педагогического образования является идея непрерывности педагогического образования

PICHUGINA Galina Antonovna

DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL ..

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

на протяжении всего пути становления профессиональной карьеры.

Реформирование процесса подготовки педагогических кадров в российских вузах также включает процесс постоянного развития специалиста. Непрерывное обучение, самосовершенствование может осуществляться при условии, если студент имеет базовые знания, обладает навыками, методами, позволяющими вести постоянное самообучение с учетом перемен в сфере образования.

В системе развития личностно-профессиональных качеств личности учитываются две взаимодополняющие тенденции: влияние личности на результативность собственной деятельности и развитие личности под влиянием педагогической деятельности. Сторонники первого направления (С. Г. Гелперштейн, К. К. Платонов, М. А. Рыбаков) придерживаются изучения профпригодности, самоутверждения в профессии, профессиональной квалификации. Представители второго направления (Э. Ф. Зеера, В. Д. Шадрикова) исследования связывают изучение индивидуально-психологических особенностей личности с условиями профессиональной деятельности

Эти два взаимосвязанных направления могут быть широко использованы в подготовке будущего педагога с учетом методологических принципов, представленных в акмеологии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Студент достигает эффективности в профессиональной деятельности только при изменении и совершенствовании своих личностных качеств. Профессиональное развитие воздействует на психологические аспекты индивида, на его систему отношений с другими людьми, на поведение и образ жизни в целом. Личностное и профессиональное развитие в процессе онтогенеза взаимно дополняют друг друга, являясь то результатом, то средством развития.

Спектр ряда проблем, имеющих место в подготовке будущего учителя, порождает необходимость преобразования методологии обучения студентов педагогической направленности.

Нами разработана система развития личностно-про-фессиональных качеств личности студента в процессе обучения, включающая стадии адаптации к профессиональной деятельности, самоорганизации, самоопределения и самовыражения. (Таблица 1).

Таблица 1. - Система развития личностно-професси-ональных качеств студента.

Стадии развития личностно-про-фессиональных качеств студента. Развитие профессиональных качеств студента Развитие личностных качеств студента

1. Адаптация к профессиональной деятельности Изучение опыта педагогическое деятельности. Изучение требований к личности учителя и профессиональной деятельности. Восприятие и осознание профессиональных качеств. Подражание опыту.

2. Самоадаптация и самоорганизация Развитие педагогических качеств (гностические, конструктивные, организаторские, прогностические и специальные) на основе личностных. Понимание и осознанность необходимости собственных изменений. Перестройка базисных констант личности. Приспособление индивидуальных способностей и возможностей к профессиональным требованиям педагога.

3. Самосознание и самоопределение Приобретение навыков организации учебно-воспитательного процесса. Самосознание развития профессиональных качеств. Развитие мотивации к совершенствованию личностных и профессиональных качеств.

4. Самовыражение, профессиональное становление Приобретение опыта педагогической деятельности. Стремление к педагогическому мастерству. Осознанность себя в профессии педагога Реализация своих способностей и творческого потенциала. Мотивация достижений успеха.

На первоначальной стадии адаптации к профессиональной деятельности в процессе ознакомления студентов с требованиями к личности педагога и к профессиональной деятельности происходит соотношение себя к этим требованиям.

На стадии самоадаптации и самоорганизации в ходе изучения опыта педагогической деятельности наблюдается подражание действиям профессионала. Качества,

которыми обладает учитель-профессионал, студентом воспринимаются, оцениваются, сознательно отбираются и переносятся на себя. На этой стадии развития могут возникнуть противоречия между уже устоявшимися личностными качествами, привычками и профессионально значимыми преобразованиями. И как результат - перестройка базисных констант личности.

Самосознание и самоопределение связаны с мотивацией к педагогической деятельности. На этой стадии можно наблюдать преобразование качеств личности, которые проявляются как приобретении опыта, в развитии умения организовывать учебно-воспитательный процесс, в более ярко выраженной самостоятельности, мобильности. социальной адаптированности.

Заключительная стадия развития личностно-профес-сиональных качеств связана с самовыражением личности, с проявлением индивидуальности, профессиональной компетентности. В сознании личности формируется профессиональная философия в целом. Стремление к профессиональному мастерству обеспечивает успех педагогической деятельности, увеличивает личностный потенциал. Кроме этого, компоненты, организующие деятельность учителя (диагностический, моделирующий, целеполагающий, регулирующий, интерпретирующий) всё в большей степени проявляются в действиях студентов [19,20].

ВЫВОДЫ

Таким образом, развитие личностных и профессиональных качеств студента на этапе реорганизации системы образования является важным компонентом в подготовке будущего учителя. Использование акмеологиче-ских подходов позволяет создать условия для непрерывного развития способностей и творческого потенциала студентов, их возможностей к достижению успехов в педагогической деятельности.

Разработанная система развития личностно-профес-сиональных качеств студентов педагогической направленности на основе акмеологических подходов позволяет разработать индивидуальные маршруты развития каждого студента и оценить степень его достижений в профессиональной деятельности, провести анализ реализации способностей и возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

2. Акмеология / под ред. А.А. Деркач. — М.: РАГС, 2004. — 299 с.

3. Акмеология: учебное пособие /А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.

5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Изменение целей педагогического образования: взгляд учительского сообщества [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // ACADEMIA. Педагогический журнал Подмосковья. — М.: Академия социального управления. 2016. № 3(9). С. 24-28.

6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб-ныхзаведений /Г. М. Андреева. Москва: Аспект Пресс, 1998. 376 с.

7. Borko H. Profession development: ColoradoUniversity // Educational researcher, vol. 33, №8, 2004, рр.5—6.

8. Barber M., MoushedM. How the world best-perfoming school systems come out on top //McKenzie Review. September, 2007

9. Gray K. Seeking the 'tie that binds': Integrating training and development/human resource development ant teacher preparation // Journal of Industrial Teacher Education. 2007. Vol. 34 (4). рр. 80—85.

10. Hargreaves A. Changing Teachers. Changing Times: Teachers Work and Culture in the Postmodern Age. N.Y.: Teachers College Press, 2008. 287 p.

11. Preparing teachers for a changing world: What teachers should learn and be able to do [Text] / Ed. by L. Darling-Hammond and J. Bransford. San-Francisco: Jossey-Bass, 2005. 593 p.

12. Пичугина Г.А. Личностно-профессиональное развитие студента в формировании педагогического опыта. // Балтийский гуманитарный журнал. Т.8 №1 (26) Изд-во: Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования»(Тольятти) 2019. с. 260-264

13. Кожина Л.Ф., Косырева И.В. Педагогические технологии при обучении будущих учителей химии //Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы Х Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, г. Москва 15-16 апреля 2019 г. / под общ.ред. П.А. Оржековского [Электронное издание]. — Москва: МПГУ, 2019, с.214 -218.

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

14. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О. Б. Акимовой; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 251 с.

15. Knight J. Updated definition of internationalization. In International Higher Education /J. Knight // The Boston College Center for International High Education, USA. 2003. № 33. P. 2-3.

16.Marks, H.M. (2000). Student engagement in instructional activity: Patterns in the elementary, middle and high school, American Educational Research Journal, 37, 153-184.

17. Eyong B.K. & Schniederjans M.J. (2004). The role of personality in web-based distance education courses. Communications of the ACM, 47 (3), рр. 95-98.

18. Mahrt Katharina. Gemeinsam Zukunft gestalten. Aus studentischer Sicht besteht grundlegender Reformbedarf // Hochschulrektorenkonferenz (Hrsg.), Lehrerbildung heute. Impulse für Studium und Lehre, Bonn 2014. рр. 14-15.

19. Божович Е.Д. Психолого-педагогическая компетентность учителя. / Сб. ст. «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения»/Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательство «Перо», 2017. — 308 с. [Электронное издание] с. 61-64.

20. Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. 2-е изд., доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 430 с.

21. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 99 с.

Статья поступила в редакцию 03.10.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

ПИЧУГИНА Галина Антоновна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.