Научная статья на тему 'Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы'

Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березкина Е. В.

в статье рассматривается проблема личностнопрофессионального развития преподавателя высшей школы в процессе его подготовки. Его эффективность обеспечивается акмеологическим сопровождением, позволяющим учитывать этапы профессионального становления, раскрыть личностный и профессиональный потенциал, развить продуктивное мышление, реализовать себя в будущей профессии. Использование акмеологического сопровождения позволяет формировать акмеологически зрелую, профессионально компетентную, владеющую навыками самопроектирования себя как личности и профессионала. Акмеологическое сопровождение представлено как целостное, структурное, многоуровневое образование, которое способствует качественно новой подготовке преподавателя высшей школы в образовательной практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березкина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы»

4. Попов А.А. Интеграция хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Автореферат. 2004.

5. Фельдман А. Б. Управление корпоративным капиталом. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. - С. 113.

6. Черемных М.П Образовательный консорциум как модель сетевой организации профильного обучения старшеклассников. Ижевск/ http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=98

Е.В. Березкина

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ACMEOLOGICAL SUPPORT OF PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT

OF HIGH SCHOOL TEACHERS

Аннотация: в статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы в процессе его подготовки. Его эффективность обеспечивается акмеологическим сопровождением, позволяющим учитывать этапы профессионального становления, раскрыть личностный и профессиональный потенциал, развить продуктивное мышление, реализовать себя в будущей профессии. Использование акмеологического сопровождения позволяет формировать акмеологически зрелую, профессионально компетентную, владеющую навыками самопроектирования себя как личности и профессионала. Акмеологическое сопровождение представлено как целостное, структурное, многоуровневое образование, которое способствует качественно новой подготовке преподавателя высшей школы в образовательной практике.

Ключевые слова: акмеологическое сопровождение, личностно-профессиональное развитие, процесс подготовки преподавателя высшей школы, профессионализм, профессиональное становление, профессиональная

компетентность, эффективность, готовность к профессиональной деятельности.

Abstract: this article discusses the problem of personal-professional development of higher school teachers in the process of their preparation. Their effectiveness is ensured acmeological support, allowing to take into account the stages of professional establishment, to reveal personal and professional potential and develop productive thinking, to realize themselves in their future profession. Using acmeological support allows to create acmeologicaly mature, professionaly competent person, who have the skills as a person and a professional. Acmeological support presented as a holistic, structured, multi-leveled education, which promotes the brand new high school teacher training in educational practice.

Keywords: acmeological support, personal-professional development, the process of preparation high school teacher, professionalism, professional establishment, professional competence, efficiency, commitment to the professional activities.

Социальное развитие общества, развитие системы образования актуализируют идею развития личности преподавателя высшей школы, социальная значимость которого постоянно возрастает. Соответствие профессиональной подготовки преподавателя высшей школы современным требованиям предполагает формирование

© Е.В. Березкина, 2012

нового стиля педагогического мышления и действия, а также высокий уровень развития его профессионально-важных качеств, поскольку его деятельность постоянно совершенствуется и характеризуется динамичностью, непредсказуемостью, наличием проблемных ситуаций. В связи с этим все более востребованным становится высокий уровень личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы, заключающегося в овладении метакомпетенциями с использованием всех своих внутренних ресурсов (направленности на профессиональное развитие, мотивации к успеху, самодвижении и др.) Решением этой проблемы может стать разработка и внедрение акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы в процесс его подготовки, опираясь на психолого-акмеологический подход.

Исследованием проблемы личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы с психолого-акмеологической позиции занимались такие ученые, как О.С. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др. [1,2,3,4,5,7]. Анализ их концепций позволяет рассматривать личностно-профессиональное развитие как интегрирующий процесс (взаимодействие его операционной, мотивационной и личностных сфер), отражающий высокую степень самореализации, достижение оптимального результата в процессе подготовки преподавателя высшей школы. По мнению Н.И. Сучковой, необходимым условием высокого уровня личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы в процессе его подготовки является наличие цели на повышение его качества, организацию среды на основе принципа активности в развитии, а также потребности в самом развитии [8, с. 27].

Процесс подготовки преподавателя высшей школы с точки зрения психолого-акмеологического подхода представляет собой индивидуальное, творческое, эффективное прохождение этапов профессионального становления и зависит от сложности профессиональной деятельности в ее профессиональной (компетенции, особые требования к деятельности), психологической (мотивации, профессионально важные качества, способности), акмеологической (навыки самосовершенствования, регуляции своей учебной деятельности) составляющих, а также точной оценки уровня личностно-профессионального развития. Это подтверждает необходимость создания условий для эффективного процесса его подготовки.

В рамках процесса подготовки преподавателя высшей школы использование акмеологического сопровождения является наиболее продуктивным, т. к. базируется на интегративном подходе, определяющем личность как субъект в контексте его ориентации в процессе подготовки на профессиональную деятельность. Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития-целенаправленная деятельность субъектов сопровождения по формированию высокого уровня личностно-профессионального развития. Оно строится в связи с вариативностью и гибкостью образовательной системы, а также этапов профессионального становления, что, по мнению Л.М. Митиной, способствует целостному формированию личности, а также оптимальному выбору образовательного пути и профессиональному росту [6, с. 59-62]. Сопровождение основано на акмеологической технологии, сущность которой состоит в разработанной графологической процессной модели овладения метакомпетенциями, изменяющейся во времени и позволяющей говорить о достижении одной из целей акмеологически-ориентированной основной программы подготовки преподавателя высшей школы. С помощью входящих в ее содержание совокупности методов, форм, средств, на интегративной основе создается интеллектуально-развивающая ситуация, в которой включаются психологические механизмы развития внутренних резервов личности будущего преподавателя высшей школы. Ее реализация является сложным, системообразующим процессом, который нацелен на достижение высоких результатов

подготовки преподавателя высшей школы, проявляющихся в овладении им механизмом самодвижения к идеальному образу результата. Это проявляется, прежде всего, в изменениях компонентов структуры познавательной самостоятельности, а также в системе убеждений, установках, профессиональных ценностях.

К субъектам, осуществляющим акмеологическое сопровождение, относятся руководство кафедры и профессорско-преподавательский состав. Руководство кафедры осуществляет сопровождение, делая акцент на управление - деятельность по организации системы с целью обеспечения ее целостности, поддержания оптимального функционирования и решения поставленных задач.

Профессорско-преподавательский состав является главным субъектом акмеологического сопровождения, т. к. он осуществляет подготовку преподавателей высшей школы. Важным внешним условием обеспечения эффективности акмеологического сопровождения является профессиональный уровень, для этого преподавателю в рамках использования технологий обучения необходимо продуманно использовать методические приемы, дидактические материалы и технические средства обучения в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий, т.е. собственную методическую систему.

Поскольку подготовка преподавателя высшей школы - процесс поэтапный, то и содержание акмеологического сопровождения определяется как последовательность действий, соответствущих этапам адаптации, активизации, вхождения в процессе обучения и становления в качестве будущего преподавателя высшей школы. Проведенное экспериментальное исследование на базе дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, включавшее 102 человека в возрасте 23-36 лет, позволило выявить следующие проблемы личностно-профессионального развития: недостаточное понимание особенностей педагогической деятельности, размытые профессиональные и личные цели, неэффективная организация собственной учебной деятельности, низкий уровень владения необходимыми психолого-акмеологическими знаниями, умениям, недостаточный навык решать проблемы (личные, профессиональные), низкий уровень саморазвития, неумение влиять на людей, недостаток творческого подхода.

Анализ проблем также позволил определить пути оптимизации акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития, заключающихся в целостной программе акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы. Программа акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития в процессе подготовки преподавателя высшей школы осуществляется с учетом следующих принципов: личностно-ориентированный; интегративность; научная обоснованность; субъектность; практикоориентированность и обеспечение единства целенаправленного влияния образовательной среды (средовой компонент); технологические; организационные, исследовательские, профессиональные требования в решении задач обучения (деятельностный компонент); опора на самостоятельность личности будущего преподавателя высшей школы (субъективный компонент). Программа состоит из 4-х этапов: 1 этап-диагностический (аналитическая и экспертная диагностика основных характеристик личностно-профессионального развития; 2 этап -проектировочный (создается система образовательной траектории); 3 этап -организационно-обучающий этап (проведение лекции-конференции, игровое моделирование, упражнения по планированию выступления и повышению ораторского мастерства, деловая игра, тренинг развития креативности, тренинг личностного роста; 4 этап - контрольно-рефлексивный (диагностика результатов воздействия программы, приобретение личностью устойчивого механизма самодвижения и самовыстраивание траектории развития).

Результативность программы акмеологического сопровождения выражается в формировании метапредметных компетенций (расширение объема знаний не только в психологии и педагогике, но и акмеологии; владение технологиями построения будущей педагогической деятельности, а также своей личности, владение умениями научно-исследовательской деятельности); мотивационной сферы (высокая значимость выбранной профессиональной деятельности, стремление к достижению высокого результата в процессе подготовки, направленность на профессиональное развитие); личностного развития (умение видеть и разрешать противоречия и проблемы личностно-профессионального развития, определение собственных возможностей в личностно-профессиональном развитии, переход от внешнего управления к внутреннему - самодвижение).

Литература

1. Анисимов О. С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. Минск, 2002. - 249-432 с.

2. Деркач А. А. Педагогическая акмеология. - М.: 2007. -159 с.

3. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. - М., 2004. - 112с.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности и мастера производственного обучения. - М., 1990. --119 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.

6. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. -М., 2004. - с. 59-62.

7. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4, с. 4-9.

8. Сучкова Н. И. Развитие личностно-профессиональных качеств руководителей высших учебных заведений в современных условиях. - Н. Новгород, 2004. - с. 27.

Н.Н. Бурмистрова

АНАЛИЗ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА О ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЕ

ANALYSIS OF COGNITIVE AND EMOTIONAL COMPONENT REPRESENTATIONS OF THE PARTIES TO THE CONFLICT

TO A THIRD PARTY

Аннотация: в статье представлены и проинтерпретированы результаты, доказывающие ведущее значение не только когнитивного фактора при формировании представлений участников конфликта о третьей стороне, но и значение эмоционального фактора. При изменении знаний об особенностях деятельности третьей стороны представления о третьей стороне, а значит и оценки эффективности разрешения конфликта, меняются не в полной мере. Соотношение оценок эффективности разных форм участия третьей стороны в разрешении конфликта остается прежним, так как обусловлено эмоциональной составляющей представлений о третьей стороне.

Ключевые слова: представления о третьей стороне, эффективность разрешения конфликта, формы участия третьей стороны в разрешении конфликта.

© Н.Н. Бурмистрова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.