Научная статья на тему 'Технологии акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды высшей школы на этапе последипломного обучения'

Технологии акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды высшей школы на этапе последипломного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунков Виктор Яковлевич, Кошель Владимир Иванович, Плугина Мария Ивановна

В статье рассматриваются вопросы организации акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды высшей школы (преподаватели, управленческие кадры, слушатели системы повышения квалификации). Центральная идея статьи выбор технологий, обеспечивающих эффективность процесса сопровождения всех субъектов образовательной среды на этапе последипломного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунков Виктор Яковлевич, Кошель Владимир Иванович, Плугина Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGICAL SUPPORT TECHNOLOGIES FOR PERSONAL & PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ACTORS AT THE STAGE OF POSTGRADUATE TRAINING

The article discusses the organization of akmeological support of personal-professional development of the higher school educational environment actors (teachers, administrative staff, training system students). The central idea of the article is a choice of technology, providing the efficiency of the support of all educational environment actors at the stage of postgraduate training.

Текст научной работы на тему «Технологии акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды высшей школы на этапе последипломного обучения»

В.Я. Горбунков В.И. Кошель М.И. Плугина

УДК 159.9

ТЕХНОЛОГИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ЭТАПЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды высшей школы (преподаватели, управленческие кадры, слушатели системы повышения квалификации). Центральная идея статьи - выбор технологий, обеспечивающих эффективность процесса сопровождения всех субъектов образовательной среды на этапе последипломного обучения.

Ключевые слова: акмеологическая служба, акмеологическое сопровождение, высшее образование, компетентность, личностно-профессиональное развитие, образовательная среда, последипломное обучение, субъект деятельности, технология.

Victor Gorbunkov Vladimir Koshel Mariy Plugina

AKMEOLOGICAL SUPPORT TECHNOLOGIES FOR PERSONAL & PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ACTORS AT THE STAGE OF POSTGRADUATE TRAINING

Annotation. The article discusses the organization of akmeological support of personalprofessional development of the higher school educational environment actors (teachers, administrative staff, training system students). The central idea of the article is a choice of technology, providing the efficiency of the support of all educational environment actors at the stage of postgraduate training.

Keywords: akmeological service, akmeological support, higher education, competence, personal and professional development, educational environment, postgraduate training, stakeholder, technology.

Развитие высшего образования в современной России сопровождается глобальными изменениями, следствием которых являются изменение ценностных ориентаций, жизненных позиций, стилей поведения субъектов образовательной среды, среди которых в качестве предпочтительных выбираются рациональные способы деятельности и межличностного взаимодействия. С одной стороны, это соответствует «социальному заказу» общества, связанному с подготовкой конкурентоспособной личности будущего специалиста. И здесь следует признать, что выполнение такого заказа - крайне сложный и многоплановый процесс, требующий не только высокого уровня академических знаний у преподавателей, но и наличия целого ряда специальных компетентностей у всех сотрудников вуза: психолого-педагогической, социальной, экономической, правовой, которые в своей совокупности позволяют достичь высокого уровня профессионализма личности и деятельности. С другой стороны, все это сложно сопоставить с содержанием новой образовательной парадигмы. Суть основных идей парадигмы развивающего образования заключается в построении гуманистической концепции, где предполагается освоение не только основ наук, но и основных элементов культуры, обеспечивающих возможность самопознания, раскрытия и реализации собственных способностей, своего внутреннего потенциала, построения позитивных отношений с окружающими, основанных на принципах гуманизма [1].

Преодоление этого противоречия, на наш взгляд, возможно в том случае, если преподаватель,

© Горбунков В.Я., Кошель В.И., Плугина М.И., 2014

выполняя заказ общества по подготовке не только грамотного специалиста, но и личности, обладающей высоким уровнем общей культуры, сам будет обладать высоким уровнем профессиональных знаний и знаниями о психологии человека, процессом развития которого он призван управлять. Представляется, что решение поставленной задачи будет более успешно в случае активного функционирования в вузах психологических и акмеологических служб, осуществляющих психолого-акмеологическое сопровождение процесса личностно-профессионального развития всех субъектов образовательной среды. Включение психологического и акмеологического сопровождения в структуру образовательной среды вуза обусловлено необходимостью активизации средового потенциала и потенциалов всех ее субъектов. Необходимо отметить, что на современном этапе организация психологических служб, центров в вузе явление не новое. Психологическое сопровождение личностного развития студентов как субъектов образовательной среды уже дает свои положительные результаты [7].

Но аналогичная работа с преподавателями не получила такого широкого распространения. И, если обратиться к вопросам организации помощи, поддержки, сопровождения личности профессионала, то в данном случае правомерно говорить об акмеологических службах [1; 4; 8; 9]. Такие службы сегодня созданы в сфере государственного управления, в производственных сферах, и т.д. Но уже можно говорить и о первом опыте создания таких служб в высшей школе, когда появилась возможность организации акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития преподавателей вуза [1; 9].

Относительно проблемы личностно-профессионального развития преподавателей высшей школы акмеологическое сопровождение можно рассматривать как:

систему деятельности специалистов, обеспечивающих активизацию содержательных характеристик всех структурных компонентов образовательной среды вуза;

процесс, направленный на актуализацию потенциальных возможностей преподавателя как субъекта образовательной среды;

- основу создания оптимальных условий для эффективного усвоения новых знаний в области профессиональной деятельности и построения жизненной стратегии;

- условие совершенствования профессионализма деятельности через профессионализм личности [9].

В этом контексте актуализируются вопросы, связанные с выбором технологий реализации идей акмеологического сопровождения преподавателей как субъектов образовательной среды вуза. Теоретической основой для анализа этого вопроса могут рассматриваться работы акмеологов, которые акцентируют внимание на акмеологических технологиях, имеющих гуманистическое содержание, связанное с прогрессивным личностно-профессиональным развитием, раскрытием личностного потенциала [4]. При этом мы будем исходить из того, что преподаватель сегодня рассматривается не только как субъект профессиональной деятельности, но и как субъект системы непрерывного образования. В этом случае внимание необходимо акцентировать на личностно-ориентированной технологии, самостоятельным направлением которой является технология сотрудничества.

Известно, что технология сотрудничества реализует принципы демократизма, равенства, партнерства в системе субъект-субъектных отношений. Именно это важно в тот период, когда преподаватель меняет свою профессиональную роль - роль «учителя» на роль «ученика» и когда он нуждается в поддержке, помощи. Системообразующим звеном в процессе оказания необходимой помощи может стать совместная деятельность специалистов акмеологического сопровождения и субъектов различных подструктур вуза по трем направлениям:

- управленческие кадры, деятельность которых направлена не только на организацию образовательного процесса в высшей школе, но и на создание условий, обеспечивающих совершенствование профессионализма личности и деятельности педагогических кадров;

- специально подготовленные кадры, обеспечивающие процесс обучения преподавателей в

системе повышения квалификации;

- преподаватели-слушатели различных систем повышения квалификации.

Первое направление находится в сфере организационного управления. В данном случае речь идет об организации совместной деятельности специалистов службы сопровождения с управленческой структурой вуза: работники ректората, ученого совета университета, специалисты отдела аспирантуры, совета молодых ученых, ФПК и пр. Такое сотрудничество, с одной стороны, обеспечит повышение их профессионализма в сфере управленческой деятельности, с другой, - психолого-акмеологическую и педагогическую компетентности, т.к. многие специалисты сферы управления одновременно выполняют функции педагогической деятельности: обучающая, научно-исследовательская и др.

В исследованиях, связанных с психологией управления (А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.Г. Еремина, А.А. Ершов, А.Л. Журавлев, Е.В. Землянская, А.В. Карпов, Л.Д. Кудряшова, В.Н. Марков, Г.С. Михайлов, О.А. Розанова, Г.К. Фомин и др.), отмечается, что проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем. Но ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология [5; 6; 10]. Сегодня решение практических задач в области психологии управления, совершенствовании управленческих функций берут на себя практические психологи и акмеологи. В этом направлении деятельность служб практической акмеологии связана с решением следующих задач: изучение и анализ психологических аспектов внедрения организационных и управленческих нововведений; психологическая интерпретация противоречий и разработка рекомендаций для их устранения; работа с группами риска; участие в подборе и обучении резерва руководителей и т.д. [3, с. 419]. Все это осуществляется с учетом специфики учреждения.

Важнейшими психологическими особенностями управления учебно-воспитательным процессом в вузе является его соотнесение с задачами формирования личности студента, направленность на согласование деятельности студентов и деятельности преподавателей, общественных организаций, на выявление и реализацию воспитательных возможностей всех видов и форм занятий, условий вуза в целом. Все это требует от управленца основательных и разносторонних знаний, глубокой подготовленности как в общеобразовательном, гуманитарном, специальном, так и в психолого-педагогическом отношении. Использование технологии сотрудничества позволяет специалистам ак-меологической службы через организацию различных методов взаимодействия с управленческими кадрами (консультации, научно-методические семинары, деловые игры, совместное проведение конференций, создание проблемных групп) формировать знания в области акмеологии, психологии управления и психологии человека.

Второе направление в деятельности специалистов акмеологического сопровождения связано с деятельностью тех, кто осуществляет обучение преподавателей вуза на этапе последипломного обучения. Главная цель взаимодействия - формирование акмеологической компетентности тех, кто учит «взрослых учеников» в системах повышения квалификации. В этом направлении посредством технологии сотрудничества решаются задачи, связанные с совершенствованием знаний в области психологии развития взрослых, их учебной мотивации, проектировании образовательной деятельности, использовании активных методов обучения, акмеологического воздействия в практике образования взрослых и т.д. Деятельность специалистов акмеологического сопровождения с педагогическими кадрами, осуществляющими процесс подготовки преподавателей в системе повышения квалификации, не может быть эпизодической. Она должна носить системный характер. Основу деятельности в этом направлении могут составить специально разработанные программы подготовки специалистов для системы повышения квалификации.

Третье направление связано непосредственно с организацией совместной деятельности спе-

циалистов службы акмеологического сопровождения и слушателей систем повышения квалификации: аспиранты, слушатели факультета повышения квалификации, преподаватели, занимающиеся в проблемных группах и пр. Иначе говоря, речь идет о профессионально-личностном развитии преподавателей на всех этапах профессионального становления, включенных в образовательную деятельность на этапе послевузовского обучения. И в этом направлении главная цель акмеологической службы - создание в процессе профессионального становления оптимальных условий для личностно-профессионального развития преподавателей. Достижение этой цели может происходить посредством различных форм и методов взаимодействия, построенных на основе сотрудничества: лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации в процессе образовательной деятельности, научно-методические семинары, деловые игры, создание Т-групп (тренинговые группы) и пр. Это не противоречит, а лишь усиливает возможности реализуемых в системе последипломного образования программ для слушателей. На наш взгляд, все обучающие программы должны преломляться через блоки программы сопровождения, гармонично вписываться в ее цели.

Использование технологии сотрудничества с различными субъектами акмеологической среды позволит также усилить и ее возможности, и возможности самих субъектов. В данном случае «возможность» правомерно рассматривать как соединительное звено между субъектом и средой (Дж. Гибсон, В.А. Ясвин), когда возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта [11]. И если акмеологическая среда расширяет свои возможности под влиянием такой ее составляющей как акмеологическая служба, то обновленные, усиленные возможности среды обеспечивают расширение возможностей всех ее субъектов, активизацию их потенциалов (интеллектуальных нравственных, волевых и др.) и потребностей на всех этапах профессионального самоосуществления. Эффект, полученный благодаря технологии сотрудничества в процессе акмеологическо-го сопровождения личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды высшей школы на этапе последипломного обучения, можно усилить посредством использования и других технологий. В частности, практика показывает, что наибольшую эффективность имеют следующие акмеологические технологии, реализуемые в процессе сопровождения личностно-профессионального развития преподавателя как субъекта образовательной деятельности.

1. Технология самопознания. Предоставляет преподавателю в процессе взаимодействия с другими субъектами акмеологической среды возможность получения объективной информации о собственном мире психических процессов и явлений; формирования адекватного представления о своих актуальных и потенциальных возможностях, реальном профессиональном образе. Основным средством этого процесса являются обратная связь, научно-обоснованная психодиагностика, рефлексия, самооценка.

2. Технология саморазвития. Эта технология отражает сознательное стремление субъекта деятельности сохранять и развивать свою индивидуальность. Цель, направления и средства изменения определяются в первую очередь самим субъектом на основе его самопознания. Освоение технологии саморазвития позволяет субъекту выработать новые, альтернативные способы поведения и действий в достижении поставленных целей с учетом новых условий среды. Использование технологии саморазвития при условии акмеологического сопровождения создает предпосылки для разработки траектории профессионального становления преподавателей, достижения им вершин профессионализма деятельности и личности.

3. Технология самореализации. Данная технология составляет основу Я-концепции субъекта профессиональной деятельности, раскрывая потенциал личности посредством ранее реализованных способностей посредством техники инвентаризации, саморегуляции, самоутверждения. Перечисленные техники развивают способность субъекта к формированию адекватной самооценки знаний, качеств, умений, навыков, привычек, ценностных ориентаций, стереотипов [2].

Безусловно, возможно использование и других акмеологических технологий, но перечислен-

ные выше технологии профессионального становления преподавателей высшей школы обеспечивают «запуск» механизмов, связанных с саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием. При этом необходимо установление адекватной обратной связи между преподавателем и другими субъектами акмеологической среды, что обеспечивает не только возможность формирования профессионализма деятельности, но профессионализма личности посредством оптимизации педагогической деятельности и общения.

Проведенное исследование показало, что использование акмеологических технологий в процессе сопровождения личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды вуза на этапе последипломного обучения составляет одну из целей деятельности специалистов обозначенных выше служб и обеспечивает возможность формировать их профессионализм деятельности через совершенствование профессионализма личности.

Сами акмеологические технологии, имея гуманистическое содержание, нацелены на прогрессивное личностно-профессиональное развитие, обеспечивают выбор вектора профессионального становления и представлены следующими конкретными технологиями: технология сотрудничества, самопознания, саморазвития и технология самореализации.

Библиографический список

1. Агапов В.С. Акмеология профессионального становления преподавателей высшей школы: монография / В.С. Агапов, М.И. Плугина. - М.: Наука, 2012. - 489 с.

2. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2005. - 161 с.

3. Бандурка A.M. Психология управления / A.M. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков: Фортуна-пресс, 1998. - 464 с.

4. Деркач A.A. Акмеология / A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин. - М.-СПб., 2003. - 252 с.

5. Еремина Е.Г. Управление персоналом в сфере образования в условиях реформирования // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011,- № 10. - С. 40-42.

6. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособ. / А.В. Карпов. - М.: Гардарика, 1999. - 584 с.

7. Корепанова Е.В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель -студент»: дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2003. - 210 с.

8. Овчинникова И.В. Психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития организатора здравоохранения на этапе последипломного образования: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2004.- 302 с.

9. Плугина М.И. Акмеологическое сопровождение профессионального становления преподавателей высшей школы: монография / М.И. Плугина. - М.: ПКЦ Альтекс, 2008. - 416 с.

10. Фомин Г.К. Управленческий потенциал высшего учебного заведения: сущность, проблемы оценки // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 17. - С. 124-127.

11. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. - 2000. -Т. 21, №4.-С. 79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.