Научная статья на тему 'Конкурентоспособный преподаватель – конкурентоспособный выпускник вуза'

Конкурентоспособный преподаватель – конкурентоспособный выпускник вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / образование / образовательная па-радигма / преподаватель / студент / сопровождение / competitiveness / education / education paradigm / teacher / student / su-pervision

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохач Александр Яковлевич, Плугина Мария Ивановна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реформированием образования и постановкой новых целей и задач, обеспечивающих подготовку будущих конкурентоспособных специалистов посредством повышения компетентности и конкурентоспособности преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохач Александр Яковлевич, Плугина Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues related to the reform of education and the setting of new goals and objectives, ensuring training of future competitive professionals by enhancing the competence and competitiveness of teachers.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособный преподаватель – конкурентоспособный выпускник вуза»

конкурентоспособный преподаватель -

КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК ВУЗА

А. Я. Сохач М. И. Плугина

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реформированием образования и постановкой новых целей и задач, обеспечивающих подготовку будущих конкурентоспособных специалистов посредством повышения компетентности и конкурентоспособности преподавателей.

The article discusses issues related to the reform of education and the setting of new goals and objectives, ensuring training of future competitive professionals by enhancing the competence and competitiveness of teachers.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, образовательная парадигма, преподаватель, студент, сопровождение.

Key words: competitiveness, education, education paradigm, teacher, student, supervision.

Если говорить об основных тенденциях высшего профессионального образования, то в настоящее время необходимо акцентировать внимание на следующем: (а) демократизация и гуманизация всех образовательных систем; движение высшего образования по направлению в мировую культуру;

(б) компьютеризация и гуманитаризация образовательного процесса;

(в) многоступенчатость и многоуровневость; (г) открытость, гибкость вариативность, непрерывность и поликультурный характер современного образования; (д) повышение фундаментальности и введение инновационных технологий и т. д. (О. Абдулина, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Ю. С. Брановский, Т. П. Воронина, Е. Г. Еремина, А. М. Новиков и др.).

Решение вопроса, связанного с продвижением высшего образования в мировое пространство, в мировую культуру, невозможно без решения такой задачи, как повышение качества отечественного образования. Важной в контексте этой задачи представляется деятельность вуза, направленная на развитие мотивации всех субъектов, связанной с повышением качества образования как системы, как процесса и как результата. Безусловно, здесь важно рассматривать в первую очередь мотивацию к учебной деятельности студентов. Рассматривая мотивацию как совокупность побуждений, систему факторов, детерминирующих поведение; как совокупность психологических процессов, придающих поведению общую направленность; как процесс формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает активность на определенном уровне, необходимо подчеркнуть, что это достаточно сложный, требующий значительных интеллектуальных, эмоциональных, волевых усилий и временных затрат процесс. К основным факторам, формирующим мотивы учебной деятельности, традиционно относят: (а) специфику

образовательного учреждения и образовательной среды; (б) особенности организации образовательного процесса; (в) содержательные характеристики обучаемого как субъекта деятельности (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т. д.);

(г) специфику учебного предмета; (д) интерес обучаемых к учебной

466

деятельности; (е) субъектные особенности педагога и системы его отношений к профессиональной деятельности и пр. Последнее из вышеназванного представляется наиболее значимым. И это неслучайно. Известно, что развитие мотивации, создание условий для формирования полимотивации к образовательной деятельности зависит, прежде всего, от организаторов образовательной деятельности, т.е. от преподавателей и уровня их профессионализма.

Сегодня вопросы профессионализма личности и деятельности учителя, преподавателя приобретают особое значение. Современные задачи образовательной практики не позволяют преподавателю оставаться на прежнем уровне, ориентироваться прежними установками в своей профессиональной деятельности, выполнять только функцию обучения, используя академические знания. Изменение ситуации в образовательных учреждениях повлекло за собой предъявление более высоких требований к педагогическим кадрам. Многие исследователи (Бабанский Ю. К., Кулюткин Ю. Н., Кузьмина Н. В., Лурье Л. И., Сластенин В. А., Шамова Т. И. и др.) видят основную роль педагога в том, чтобы он в современных условиях мог стать организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии каждой личности. Иначе говоря, преподаватель должен быть не просто источником информации, а организатором учебно-познавательной деятельности обучаемых, одним из главных источников формирования личности будущего специалиста в наиболее важный момент его возрастного развития - период формирования мировоззренческой системы. Тогда в качестве главной задачи вузовского преподавателя можно рассматривать мотивационное управление обучением, в процессе которого может эффективно осуществляться интеллектуальное и нравственное развитие личности. А это требует от преподавателя не только высокого уровня академических знаний, но и знаний в области человековедения, готовности проявлять активность, способности выстраивать конструктивные отношение со всеми субъектами образовательного процесса, потребности и способности к саморазвитию и пр.

Все перечисленное соотносится с основными характеристиками конкурентоспособной личности и идеями парадигмы развивающего образования. Реализация идей парадигмы развивающего образования возможна в том случае, если у руководителей образовательных учреждений, у преподавателей будут сформированы соответствующие установки, мотивация, потребности и готовность быть включенным в постоянную образовательную и самообразовательную деятельность, обеспечивающую их продвижение к вершинам личностно-профессионального развития. А это, безусловно, находит свое отражение в разработанной в начале XXI в. концепции непрерывного образования. В силу последних научных достижений образовательная деятельность рассматривается как процесс беспрерывного обновления, расширения, совершенствования имеющихся знаний, как возможность развития профессионально-личностных качеств и личностного роста. При этом важное значение имеет создание условий для удовлетворения потребностей каждой личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского образования; подготовка, переподготовка и повышение

467

квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации. И это должно осуществляться на всех этапах профессионального становления, когда каждый преподаватель имеет возможность включиться в образовательную деятельность, пройти переподготовку, повысить квалификацию и приобрести опыт, необходимый для решения задач, связанных как с личностно-профессиональным саморазвитием, так и с подготовкой активных, творчески мыслящих, конкурентоспособных будущих специалистов. Важным при этом, по мнению исследователей, является разработка универсальной модели образовательной деятельности взрослой личности на этапе послевузовского обучения.

Необходимость включения преподавателей в систему непрерывного образования на всех этапах профессиональной самореализации, с одной стороны, в полной мере соответствует «социальному заказу» общества, связанного с подготовкой конкурентоспособной личности будущего специалиста. И несмотря на то что выполнение такого заказа - крайне сложный и многоплановый процесс, требующий не только высокого уровня академических знаний у преподавателей, но и наличия целого ряда специальных компетентностей у всех сотрудников вуза (психологопедагогической, социальной, экономической, правовой и др.), которые в своей совокупности обеспечивают достижение высокого уровня профессионализма личности и деятельности, сформированность этих и других компетенций позволит на основе полученных знаний выработать рациональные способы профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. С другой стороны, все это сложно сопоставить с содержанием новой образовательной парадигмы, обеспечивающей личности возможность самопознания, раскрытия и реализации собственных способностей, своего внутреннего потенциала, построения позитивных отношений с окружающими, основанных на принципах гуманизма [1; 3; 7]. Преодоление этого противоречия, на наш взгляд, возможно в том случае, если преподаватель, выполняя заказ общества, связанный с подготовкой не только грамотного специалиста, но и личности с высоким уровнем общей культуры, сам должен обладать высоким уровнем общей культуры и такой ее составляющей, как педагогическая культура. Кроме этого, важное значение приобретает проблема развития в преподавателе личностных качеств, имеющих профессиональную значимость, которые обеспечивают ему возможность эмоционально воздействовать на личность обучаемого: доброжелательность, объективность, гуманизм, эмпатия, ответственность и пр. Представляется, что решение поставленной задачи будет более успешным в случае активного функционирования в вузах психологических и акмеологических служб, осуществляющих психолого-акмеологическое сопровождение процесса личностно-профессионального развития всех субъектов образовательной среды.

Существующие исследования и практические наработки показывают, что создание в структуре образовательной среды вуза психологического и акмеологического сопровождения может обеспечить не только активизацию потенциала субъектов деятельности, но средового потенциала. Сегодня уже накоплен достаточный опыт работы таких служб в системе среднего и высше-

468

го профессионального образования, который позволяет сделать выводы о положительном влиянии деятельности специалистов служб практической психологии на развитие обучаемых как субъектов образовательной среды [1; 2; 6; 7]. Но при этом необходимо признать, что работа психологов и акмеоло-гов с преподавателями не получила такого широкого распространения и только нарабатывает свой опыт. Данный вопрос стал одним из главных в исследованиях представителей акмеологического направления: В. С. Агапов, Е. М. Борисова, В. И. Богословский, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, Е. И. Казакова, Л. Б. Лаптева, В. В. Лучков, И. В. Овчинникова, Е. А. Яблокова и др. В работах этих и других педагогов, психологов в контексте идеи непрерывного образования взрослых внимание акцентируется на необходимости организации службы психолого-акмеологического сопровождения профессионала в период его переподготовки и повышения квалификации, что приобретает особую актуальность в условиях разрыва этапов системы непрерывного образования [1; 3; 6].

Если вести речь о личностно-профессиональном развитии преподавателей высшей школы, то акмеологическое сопровождение можно рассматривать как систему; как процесс, который направлен на актуализацию потенциальных возможностей преподавателя как субъекта образовательной среды; как основу создания оптимальных условий для эффективного усвоения новых знаний в области профессиональной деятельности и построения жизненной стратегии; как условие совершенствования профессионализма деятельности через профессионализм личности [1; 7]. При этом могут использоваться разнообразные технологии в реализации идей акмеологическо-го сопровождения преподавателей как субъектов образовательной среды вуза. Но приоритетное значение сегодня отдается акмеологическим технологиям, имеющим гуманистическое содержание, направленным на прогрессивное личностно-профессиональное развитие педагога, раскрытие его личностного потенциала [3; 7]. И в том случае, когда в вузе буду работать высококвалифицированные, хорошо подготовленные, конкурентоспособные преподаватели, можно ставить и решать задачи, связанные с подготовкой конкурентоспособного будущего специалиста.

Список литературы

1. Агапов В. С., Плугина М. И. Акмеология профессионального становления преподавателей высшей школы: моногр. - М.: Наука РАН, 2012. - 489 с.

2. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики: моногр. - СПб., 2000.

3. Деркач А. А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования. - М.: РАГС, 2006. - 247 с.

4. Еремина Е. Г. Управление персоналом в сфере образования в условиях реформирования // Вестн. ГУУ. - №10. - 2011. - С. 40-42.

5. Захарова О. А. Модель системы повышения квалификации и переподготовки специалистов на основе корпоративного партнерства // Вестн. ГУУ. - №5. - 2013. - С. 177-185.

6. Овчинникова И. В. Психолого-акмеологическое сопровождение личностнопрофессионального развития организатора здравоохранения на этапе последипломного образования: дис. ... канд. психол. наук, 19.00.13. - Кострома, 2004. - 302 с.

7. Плугина М. И. Акмеологическое сопровождение профессионального становления преподавателей высшей школы: моногр. - М.: Изд-во ООО «ПКЦ» «Альтекс», 2008. - 416 с.

8. Филлипова С.В. Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания молодых специалистов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 218 с.

469

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.