5. Новик Н. Г. Гутевич В. А. Технологии медиаоб-разования в обучении младших школьников // Проблемы и перспективы современной науки. 2016.-№15.-С. 9-12.
6. Прохоров А. Учебные Р^И-пособия своими руками / А. Прохоров, Н. Прохоров. // КомпьютерПресс. - 2005. - №6. - С. 86-90.
7. Пупонина О. С. Применение flash-технологий на занятиях по математике // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. -№ 13,- С. 159-163.
8. Франклин Д., Паттон Б. Flash 4. Анимация в интернете. - СПб.: Символ Плюс. - 2000. - 464 с.
ACMEOLOGICAL PROVIDING OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT STAFF OF MODERN HIGH SCHOOL
Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychological sciences, Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Special Sciences, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: [email protected]
Znamenskaya Stoyana Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: stoyana2010igiyandex.ru
The article discusses issues related to the functioning of psychological, pedagogical, acmeological services in higher education and professional assistance to all its subjects, in the context of the of acmeoiogists' activities, such a direction as acmeological support of the process of professional competence development of higher school management staff is emphasized and analyzed. The authors define the main tasks, possible forms, methods of influence and interaction of acmeoiogists with the administrative personnel of the University educational environment.
Keywords: acmeological providing; higher school; pedagogical management; psycho-acmeological service; management staff.
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08
© Плугина М.И., 2017 ©Знаменская С.В., 2017
ПЛУГИНА Мария Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, кафедра Педагогики, психологии и специальных наук, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь mpluginaigiyandex.ru
ЗНАМЕНСКАЯ Стояна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь
stoyana2010igiyandex.ru
В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием психолого-педагогических, акмеологических служб в системе высшего образования и оказанием профессиональной помощи всем ее субъектам. В контексте деятельности акмеологов выделяется и анализируется такое направление, как акмеологическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности управленческого персонала высшей школы. Авторы определяют основные задачи, возможные формы, методы воздействия и взаимодействия акмеологов с управленческими кадрами образовательной среды вуза. Ключевые слова: акмеологическое обеспечение; высшая школа; педагогический менеджмент; психолого-акмеологическая служба; управленческий персонал.
I
На современном этапе общественного развития проблема оказания специализированной методической, психолого-педагогической, акмеологической помощи представителям различных профессий приобретают особую практическую значимость. Так, большое количество данных подтверждает эффективность такого направления в деятельности психологов и акмеологов, как комплексное обеспечение личностно-профессионального развития специалистов, в том числе и в сфере организационного управления.
Вопрос организации деятельности специалистов психолого-педагогических и акмеологических служб в области управленческого менеджмента не является новым. Сегодня практически во всех профессиональных областяхуправленческие кадры испытывают потребность в формировании социально-психологической, педагогической и акмеологической компетентности, в совершенствовании методов, приемов эффективного управления. Наличие такой потребности актуализировало выдвижение цели и постановки задач,
связанных с включением в систему повышения квалификации управленческого персонала высшей школы знаний в области педагогического менеджмента, психологии эффективного управления.
Но, как известно, только теоретических знаний для эффективного управления образовательной организации явно недостаточно. Важно сформировать практические умения и навыки для реализации управленческих функций в соответствии с особенностями самой организации. В этом случае необходимо использовать специальные методы, техники, приемы, которые могут обеспечить формирование необходимых компетенций. Решение этих вопросов находится в поле зрения практических ак-меологов и психологов, которые обеспечивают эффективность процесса личностного развития, повышения профессионализма деятельности субъектов профессионального взаимодействия посредством совершенствования их социально-психологической, педагогической, акмеологической компетентности, являющимися необходимыми составляющими профессиональной компетентности, управленческой культуры.
В исследованиях, связанных с психологией управления (A.M. Бандурка, С.П. Бочарова, A.A. Ершов, А.Л. Журавлев, Е.В. Землянская, A.B. Карпов, Л.Д. Кудряшова, O.A. Розанова и др.), отмечается, что проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем. Но ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности длительное время выполняла психология [9, с. 40].
В работах психологов конца XX века достаточно глубоко и подробно стали рассматриваться вопросы, связанные с организацией служб практической психологии в сфереуправ-ления, формированием психологической компетентности и психологической культуры управленцев, с оказанием психологической помощи, поддержки руководителям различных систем и пр. [1; 2; 5; б].
В сфере организационного управления в качестве объекта деятельности специалистов психологического сопровождения рассматривались кадры управленческих подструктур различного уровня. В этом направлении, по мнению исследователей, деятельность служб практической психологии ориентировалась на решение следующих задач: изучение и анализ психологических аспектов внедрения организационных и управленческих нововведений; психологическая интерпретация противоре-
чий, разработка рекомендаций для их устранения, работа с группами риска; участие в подборе и обучении резерва руководителей [3, с. 419].
В начале XXI века стала активно развиваться наука акмеология. Ее представители обратили внимание на то, что в контексте психологического обеспечения чаще всего решались задачи процессов развития и деятельности детей, подростков и личности на этапе ранней юности. На этапах поздней юности и зрелости личность кроме психолого-педагогических методов обучения и воздействия испытывает на себе целую систему акмеологических методов воздействия, направленных на подготовку к осуществлению будущей профессиональной деятельности, а затем и в процессе выполнения самой профессиональной деятельности. Практика показала, что для субъекта профессиональной деятельности необходи-: мо создавать специальные акмеологические условия развития, позволяющие осознать и принять требования профессии, проектировать успешную жизненную стратегию и т.д. И тогда, если быть более точным в определении проблемы обеспечения личности профессионала, то, по мнению акмеологов, правомерно использовать понятие "акмеологическое обеспечение" [7; 11; 12; 14].
В исследованиях A.M. Князева отмечается, что организация психолого-акмеологическо-го обеспечения субъектов образовательной среды вуза не является чем-то новым, но требует определения основных составляющих в этой деятельности [11].
Теоретические исследования и практика показывают, что в сфере компетентности акмеологов находятся вопросы, связанные с комплексными исследованиями процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, разработки технологий оказания им помощи, поддержки на пути вершинных достижений (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, A.M. Князев, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, А.К. Маркова и т.д.).
В контексте заявленной темы выделение целей и задач акмеологического обеспечения должно определяться спецификой деятельности управленческого персонала высшей школы. Поэтому при организации своей деятельности специалисты психолого-акмеологических служб должны учитывать следующее:
-управлениеучебно-воспитательным процессом в вузе представляет собой планомерное воздействие на его содержание, структу-
¥
ш S
О ш
<
С1 ш
52
ру и предпосылки эффективности с целью теоретической и практической подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям;
- важнейшими психологическими особенностями управления учебно-воспитательным процессом в вузе является его соотнесение с задачами формирования личности студента, направленность на согласование деятельности студентов и деятельности преподавателей, общественных организаций, на выявление и реализацию воспитательных возможностей всех видов и форм занятий, условий вуза в целом;
-управленческому персоналу вуза необходимы основательные и разносторонние знания, хорошая подготовленность как в общеобразовательном, гуманитарном,специальном, так и в психолого-педагогическом отношении [1; 4; 7; 11; 13; 14; 1б]. Последнее должно стать пристальным предметом деятельности специалистов акмеологического обеспечения. Иначе говоря, одной из важных задач в процессе реализации идей акмеологического обеспечения является формирование и развитие социально-психологической, психолого-педагогической, акмеологической компетентности в структуре профессиональной компетентности и общей культуры управленческого персонала современного вуза.
Знания в области психологии, акмеологии и педагогики руководителям различных структурных подразделений в высшей школе нужны не только для организации управления процессом обучения и развития студентов, но и для того чтобы решить главную задачу: подготовка конкурентоспособной личности будущего специалиста. А для этого каждому представителю управленческой структуры вуза необходимо самому быть конкурентоспособным; развивать потребность в постоянном совершенствовании профессионализма личности и деятельности; ориентироваться на непрерывное повышение квалификации; определять вектор своего развития,а также уметь определять пути, способы, технологии достижения вершин в профессии [8; 12; 13; 1б].
Все это входит в круг обязанностей практических психологов и акмеологов, осуществляющих акмеологическое обеспечение личност-но-профессионального развития всех субъектов образовательной среды в высшей школе, в том числе и представителей управленческих структур вуза.
Если говорить конкретно о взаимодействии акмеологов с представителями управленчес-
ких структур высшей школы, то в качестве основных здесь правомерно рассматривать следующие задачи: выявление психолого-педагогических проблем в сфере управленческой деятельности; групповое и индивидуальное консультирование по заявленным проблемам; формирование компетентности в области психологии управления; формирование и развитие управленческого потенциала; активизация функций стимулирования и мотивирования педагогических кадров; формирование установок на постоянное самосовершенствование и повышение квалификации педагогических кадров; обучение эффективному решению управленческих задач посредством партнерства и конструктивному разрешению конфликтов в коллективах; поддержка и помощь работникам управленческих структур в решении профессиональных задач и личностных проблем; разработка рекомендаций по проблемам управленческой деятельности, по обучению и воспитанию студентов, по оптимизации психологического климата в коллективах, профессиональной мотивации сотрудников и т.д. [1; 5;6; 8; 11; 12; 15].
При решении обозначенных задач акмео-логи могут использовать различные методы воздействия и взаимодействия с управленческими кадрами: просветительская работа, консультации, научно-методические семинары, деловые игры, совместное проведение конференций, создание проблемных групп. Но большинство исследователей в области управления предпочтение отдают психологическому консультированию. Такая позиция, по мнению Н.В. Клюевой, способствует формированию способности управленцев самостоятельно решать проблемы и определять перспективы собственного развития [10].
Достаточно эффективным методом повышения профессиональной компетентности в области педагогического менеджмента становятся обучающие семинары, включающие элементы тренинга. В частности, на таких семинарах можно отрабатывать наиболее актуальные вопросы, связанные суправлени-ем образовательными учреждениями: основные тенденции, противоречия, актуальные проблемы современного образования; имидж образовательной организации; профессионально-педагогическая культура субъектов педагогического взаимодействия; использование эффективныхуправленческих механизмов и др.
Относительно последнего вопроса следует отметить, что формирование компетентно-
сти руководителей в области использования эффективных управленческих механизмов сегодня наиболее востребовано при решении задач эффективного управления. Особое значение при этом имеют такие механизмы, как механизм контроля, оценки, стимулирования, доверия и потенцирования. Выделение этих механизмов в совместной работе акмеологов и управленческого персонала, их применение в практической деятельности неявляется случайным. Использование перечисленных механизмов обусловлено постановкой перед системой высшего образования принципиально новых целей и задач, выделением специфических функциональных обязанностей. Использование названных выше управленческих механизмов обеспечивает формирование положительной мотивации профессорско-преподавательского состава к педагогической деятельности, развитие потребности всех субъектов образовательной среды в получении результата, который соответствует системе требований общества и профессионального сообщества к высшему образованию [14].
Безусловно, это не все формы, методы, направления, которые могут использовать в своей деятельности практические психологи и акмеологии, не все проблемы, которые должны получить свое разрешение в процессе формирования профессиональной компетентности управленческого персонала современного вуза. Возможности специалистов педагогических, психолого-акмеологических служб гораздо шире и определяются они потребностями конкретного образовательного учреждения, качеством подготовки и актуальным уровнем профессиональной компетентности представителей управленческих структур вуза, их готовностью к совместной деятельности со специалистами, осуществляющими акмеологическое обеспечение. В этом случае управление образовательным процессом в высшей школе будет отвечать требованиям времени и социальному заказу общества, связанному с подготовкой конкурентоспособного выпускника.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что использование накопленного опыта деятельности современных психологических и акмеологических служб в образовательной среде высшей школы, работа практических психологов и акмеологов по оказанию специализированной помощи,
поддержки студентам, преподавателям, управленческому персоналу, по обеспечению образовательного процесса вуза в целом, способствует оптимизации процесса лично-стно-профессионального развития всех субъектов образовательного пространства, повышению качества функционирования образовательной организации и качества подготовки будущего специалиста.
Литература:
1. Агапов B.C. Становление профессиональной Я-концепции руководителя системы образования : монография / B.C. Агапов, Т.И. Салимова. - М. : АПК и ППРО, 2006.- 135 с.
2. Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии. - М. : РАГС, 1995. - 264 с.
3. Бандурка A.M., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков : Фортуна-пресс, 1998.-464 с.
4. Бенедиктов Б. А. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б.А. Бенедиктов, С.Б. Бенедиктов. - Минск : Вышэйш. шк., 1983. - 224 с.
5. Деркач A.A., Марасанов Г.И. Психолого-педагогическое консультирование управленческих кадров. - М., 1996.
6. Емельянов А.Л. Повышение профессионализма управленческой деятельности. - М.: МААН, 1997.
7. Жидаев С.С. Психолого-акмеологическое обеспечение управления кадровой работы : дис.... кандидата психол. наук. - М., 2004. - 173 с.
8. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. - М.: ЭКО, 2004. - 112 с.
9. Карпов A.B. Психология менеджмента : учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 584 с.
10. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М.: Сфера, 2000. - 192 с.
11. Князев A.M. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего образования : учебное пособие. - М.: РАГС, 2007. - 125 с.
12. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акме-ологическая оценка и оптимизация : автореф. дис. ... доктора психол. наук. - М., 2004. - 53 с.
13. Муравьев E.H. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности персонала органов управления образованием : автореф. дис.... доктора пед. наук. - Великий Новгород, 2004. - 58 с.
14. Плугина М.И. Система психолого-акмеологи-ческого сопровождения профессионального становления преподавателей высшей школы : монография. - Ставрополь : ИДНК, 2006. - 274 с.
15. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога : методическое пособие / под ред. Е.А. Яблоковой. - М.: РАГС, 2001.
16. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения / М.Г. Селюч. - М.: МГОУ, 2008. - 334 с.