Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный имидж / студент / вуз физической культуры / professional image / student / value-oriented activity / university of physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Ольга Евгеньевна

В статье обоснована актуальность выявления организационно-педагогических условий формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры, представлены их описание и содержательная характеристика. В качестве первого условия выделена необходимость обогащения содержания образовательного процесса вуза имиджелогическими контекстами, которые определяются логической последовательностью ориентации на освоение студентом вуза физической культуры ценностей имиджирования себя как профессионала отрасли физической культуры и спорта, а также объектов профессиональной деятельности (физической культуры, учреждений отрасли, физической активности, физкультурной деятельности, здорового образа жизни, направленного использования средств оздоровления для обеспечения профессиональной успешности, качества жизни и др.). Реализация имиджориентированных технологий формирования и продвижения профессионального имиджа студента как второе условие исследуемого процесса раскрыто в направлении поиска педагогических способов обогащения содержания высшего образования имиджеформирующим содержанием, определяющим расширение и систематизацию студентом знаний о имиджмейкинге в профессиональной сфере по профилю подготовки и развития соответствующих профессиональных качеств. Третьим условием исследуемого процесса определено включение студента в разнообразные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики, в рамках которого они классифицированы и раскрыто их содержание. Сделан вывод о целесообразности реализации выделенных организационно-педагогических условий в их совокупности для обеспечения эффективности формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of the problem of the organization of value-oriented activities of the University of physical culture for the formation of a student's professional image, presents its semantic, informational and transformative possibilities for achieving the effectiveness of the process under study. Semantic possibilities make it possible to organize the educational process of the University of physical culture for the student to master the value content of physical culture in accordance with his prospective professional goals and objectives on the basis of emotionally saturated polysubject interaction, enriching the conscious choice of ways and means of designing and implementing a positive professional brand with a semantic basis. Information opportunities contribute to the expansion, integration and systematization of the student's knowledge about the image of a professional image bearer in the field of physical culture and sports in relation to their own efforts in the context of improving the level of physical development and fitness, taking into account the appropriate combination of external and internal characteristics of a representative of the professional community. Transformative opportunities allow the student to gain and increase the experience of positive self-presentation in the profession based on active participation in image-forming physical culture and professional practices. The conclusion is made about the availability of appropriate resources in universities of physical culture (image-image, organizational-content, interactive-activity).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Таким образом, на основе изученных научных представлений, мы можем сделать вывод о том, что развитие эмоциональной сферы обучающихся - это «внутренняя вселенная», которая начинает развиваться с первых дней жизни, с первых эмоций дает возможность ярче испытывать впечатления, предвосхищая различным явлениям окружающей действительности; способствует активации мыслительной деятельности, как основе успешного обучения; развитию познавательного интереса и поиску творческих идей; установлению норм поведения, набору привычек и поведенческих реакций; развитию способности преодолевать жизненные ситуации, возникающих в социальном пространстве современного

Развитие эмоциональной сферы в педагогической литературе дает ясное представление о важности изучения данного феномена, в развитии, обучении и воспитании детей. Данная работа предполагает перспективу дальнейших исследований.

Литература:

1. Амонашвилли, Ш.А. Основы гуманной педагогики в 20 кн. (кн. 3) Школа жизни / Ш.А. Амонашвилли. - Москва: Амрита-Русь 2015.-320 с.

2. Буянова, И.Б. Модель эстетического воспитания детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования / И.Б. Буянова, Л.Г. Паршина, И.О. Зобова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - № 13 (2). - С. 25-31

3. Варданян, Ю.В. Модель эмоционального развития детей средствами искусства / Ю.В. Варданян, И.Н. Кузьмина // Учебный эксперимент в образовании. - 2022. - № 3 (103). - С. 15-21

4. Гербарт, И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения Йог. Гербарта в систематическом извлечении / И.Ф. Гербарт. -Москва: Тихомиров, 1906. -365 с.

5. Дистервег, Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения / Ф.А.В. Дистервег. - Москва: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

6. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в двух томах / Я.А. Коменский. - Москва: Педагогика, 1982. - 656 с.

7. Лихачев, Б.Т. Педагогика /Б.Т. Лихачев. - Москва: Юрайт, 2001. - 607 с.

8. Локк, Дж. Педагогические сочинения / Дж. Локк. - Москва: Учпедгиз, 1939. - 320 с.

9. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения в 8 т. / A.C. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1984. - 398 с.

10. Новиков, A.M. Основания педагогики / A.M. Новиков. - Москва: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.

11. Песталоцци, ИГ. Избранные педагогические произведения / И.Г. Песталоцци. - Москва: Педагогика, 1965. - 635 с.

12. Соколова, Ю.Н. Методические приемы организации формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе / Ю.Н. Соколова, В.В. Мамонова // Гуманитарные науки и образование. - 2023. - № 14 (2). - С. 90-95

13. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения в 5-ти т. / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1980.-687 с.

14. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

15. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. (т. 3) / С.Т. Шацкий. - Москва: Просвещение, 1964. - 490 с.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Кутепова Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

СТУДЕНТА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье обоснована актуальность выявления организационно-педагогических условий формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры, представлены их описание и содержательная характеристика. В качестве первого условия выделена необходимость обогащения содержания образовательного процесса вуза имиджелогическими контекстами, которые определяются логической последовательностью ориентации на освоение студентом вуза физической культуры ценностей имиджирования себя как профессионала отрасли физической культуры и спорта, а также объектов профессиональной деятельности (физической культуры, учреждений отрасли, физической активности, физкультурной деятельности, здорового образа жизни, направленного использования средств оздоровления для обеспечения профессиональной успешности, качества жизни и др.). Реализация имиджориентированных технологий формирования и продвижения профессионального имиджа студента как второе условие исследуемого процесса раскрыто в направлении поиска педагогических способов обогащения содержания высшего образования имиджеформирующим содержанием, определяющим расширение и систематизацию студентом знаний о имиджмейкинге в профессиональной сфере по профилю подготовки и развития соответствующих профессиональных качеств. Третьим условием исследуемого процесса определено включение студента в разнообразные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики, в рамках которого они классифицированы и раскрыто их содержание. Сделан вывод о целесообразности реализации выделенных организационно-педагогических условий в их совокупности для обеспечения эффективности формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры.

Ключевые слова: профессиональный имидж, студент, вуз физической культуры.

Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of the organization of value-oriented activities of the University of physical culture for the formation of a student's professional image, presents its semantic, informational and transformative possibilities for achieving the effectiveness of the process under study. Semantic possibilities make it possible to organize the educational process of the University of physical culture for the student to master the value content of physical culture in accordance with his prospective professional goals and objectives on the basis of emotionally saturated polysubject interaction, enriching the conscious choice of ways and means of designing and implementing a positive professional brand with a semantic basis. Information opportunities contribute to the expansion, integration and systematization of the student's knowledge about the image of a professional image bearer in the field of physical culture and sports in relation to their own efforts in the context of improving the level of physical development and fitness, taking into account the appropriate combination of external and internal characteristics of a representative of the professional community. Transformative opportunities allow the student to gain and increase the experience of positive self-presentation in the profession based on active participation in image-forming physical culture and professional practices. The conclusion is made about the availability of appropriate resources in universities of physical culture (image-image, organizational-content, interactive-activity).

Key words: professional image, student, value-oriented activity, university of physical culture.

Введение. Формирование профессионального имиджа студента вуза физической культуры актуализируется ввиду высокой социальной значимости воспроизводства высококвалифицированных кадров, способных к результативному имиджмейкингу в избранной профессиональной отрасли для профилактики деструктивных явлений в детской и молодежной среде, оздоровления нации средствами регулярной и систематической физкультурной деятельности. Перед отечественными вузами физической культуры стоит задача обновления содержания высшего образования имиджеформирующим содержанием и поиска соответствующих педагогических способов, обеспечивающих мотивацию студентов на обогащение знаний о имиджмейкинге, развитие необходимых качеств, умений, опыта самопрезентации в профессиональной отрасли.

Определение организационно-педагогических условий формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры потребовало обращения к смысловым составляющим выделенной дефиниции. По отношению к определению организационных условий отметим их содержательную трактовку с точки зрения управленческого аспекта. В данной связи организационно-педагогические условия представляют собой «основополагающий компонент комплекса объектов, явлений или процессов, влияющих на другие в направлении упорядоченного формирования среды, в которой существует исследуемый феномен» (A.A. Володин, Н.Г. Бондаренко) [4].

Относительно определения педагогических условий ученые преимущественно раскрывают содержательный аспект как: совокупность компонентной составляющей целостного педагогического процесса; комплекс педагогически целесообразно сконструированных обстоятельств, оказывающих влияние на обучение, формирование, развитие личности обучающегося, динамику и конечные результаты достижения целевых ориентиров и ведущих замыслов образования. Так, например, Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова определяют педагогические условия «совокупностью возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих на ее функционирование» [8]. C.B. Шаляпина на основе анализа содержания понятия «организационно-педагогические условия» приходит в выводу о том, что они представляют собой «организованный вузом комплекс факторов, которые способствуют обеспечению управления исследуемого процесса и достижению педагогических целей» [13].

Учитывая специфику формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры, которая требует целенаправленности в организации освоения обучающимся профессионально значимого социокультурного опыта имиджирования себя и объектов профессиональной отрасли, необходимости обновления педагогических средств его подготовки к эффективному решению профессиональных задач в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и требований Профессиональных стандартов определены следующие организационно-педагогические условия изучаемого процесса:

- обогащение содержания образовательного процесса вуза имиджелогическим контекстами;

- реализация имиджориентированных технологий формирования и продвижения профессионального имиджа студента;

- включение студента в разнообразные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики.

Изложение основного материала статьи. Отметим, что основными характеристиками организационно-

педагогических условий формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры выступают планируемые управленческо-организационные меры педагогического влияния (формы обучения и воспитания, способы взаимодействия между участниками образовательных отношений, материально-технические и ресурсные возможности организации, программно-методическое и технологическое обеспечение изучаемого процесса), обеспечивающие в своем единстве, взаимосвязанности и взаимообусловленности продуктивное функционирование изучаемого процесса и достижение высокого уровня изучаемой профессионально-личностной характеристики обучающегося (его профессионального имиджа).

Первостепенное значение в формировании профессионального имиджа студента вуза физической культуры мы придаем необходимости обеспечения идентификации обучающегося с профессиональным сообществом, освоения ценностей будущей профессиональной деятельности для их плодотворной трансляции в перспективе профессионального пути. Поэтому, в качестве первого условия выделена необходимость обогащения содержания образовательного процесса вуза физической культуры имиджелогическими контекстами: личностно-центрированного имиджирования, имидж-продвижения и имидж-анализа.

Установлено, что для личностно-центрированного имиджирования в ходе образовательного процесса вуза физической культуры необходим учет аксиологических оснований жизнедеятельности студента, которому важно и значимо самоопределение в профессии, достижение актуальной учебно-профессиональной успешности и будущей самореализации в избранной сфере профессионального труда, быть востребованным и конкурентоспособным в профессиональной отрасли, ощущать себя настоящим профессионалом, мастером своего дела. Для этого необходимо непрерывное обогащение пространственно-предметной среды вуза физической культуры, отражающей его отраслевую принадлежность, визуализацию и трансляцию в ней лучших образцов профессиональной практики в соответствии с профессиональными ценностями сообразными отечественной ментальности и ориентирующими на укрепление национальной безопасности по обеспечению здоровья нации как базового основания воспроизводства человеческого капитала страны.

В организационном плане востребована имиджформирующая работа по: усилению культурологического ядра вуза в его презентационных характеристиках, отражающих отраслевую принадлежность посредством пропаганды физической культуры и спорта, визуализации соответствующей атрибутики, спортивных достижений преподавателей и студентов; обновлению содержания высшего образования по реализации профессиональных образовательных программ на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования детей и взрослых; повышению профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава. В педагогическом плане важно обеспечение для студента вуза физической культуры ситуаций успеха в разнообразных видах деятельности (образовательной, физкультурно-спортивной, физкультурно-оздоровительной, досуговой, научно-исследовательской, социокультурной и т.д.), при которых результаты его имиджформирующей деятельности превосходят ожидаемые пределы. Деятельность в этом направлении может быть успешно реализована целесообразным выбором педагогических средств учебной деятельности студента, в том числе, в реализации таких типов ситуации успеха (A.C. Белкин) [1], как: его предвосхищения, инициирования, обобщения.

Контекст имидж-продвижения отражает предоставление студенту вуза физической культуры широкого спектра профессиональных проб, в которых он обретает образ успешного профессионала в совокупности визуальных характеристик, имиджевых качеств и опыта самопрезентации себя и объектов будущей профессиональной деятельности. В этом плане важна роль практической подготовки студента в сотрудничестве с представителями работодателя в разнообразных формах профессионального взаимодействия и общения, что способствует развитию субъектной позиции студента в области профессионального имиджирования и запускает механизм идентификации со значимыми Другими -специалистами, достигшими значительных высот в профессиональной деятельности, показывающих эталон презентации себя в выбранной сфере труда и задающих стимулы для мобильного построения обучающимся траектории собственного профессионального самосовершенствования и саморазвития.

Контекст имидж-анализа в формировании изучаемого вида имиджа студента вуза физической культуры рассматривается нами относительно обеспечения рефлексии имиджформирующей деятельности обучающегося, организуемой в разнообразных формах организации образовательного процесса высшей школы, обеспечивающей самооценку молодым человеком собственного «Я» как основы для определения перспективы саморазвития в себе имиджевых качеств социально востребованного специалиста. При этом значимым социально-психологическим источником продуктивного формирования профессионального имиджа студента и его анализа выступает социальное сравнение функциональных и социальных характеристик настоящего профессионала, готовых продуктивных образцов поведения с наличествующими реальными проявлениями собственного физического облика (его внешних и внутренних характеристик) в аспекте текущей рефлексии своей имиджформирующей деятельности, управления путем произведения впечатления, в том числе объективизации проблем, связанных с образом «Я» и их своевременной редукции.

Второе условие реализации имиджориентированных технологий формирования и продвижения профессионального имиджа студента рассматривается нами в плане обогащения имиджориентирующим содержанием рабочих программ дисциплин и оптимизации роли учебной (ознакомительной), производственной (тренерской и преддипломной) практики, основных профессиональных образовательных программ (дисциплины по выбору, факультативы, спецкурсы), внеаудиторной работы. К наиболее целесообразным имиджориентированным технологиям можно отнести: технологии смешанного обучения, обусловливающие непрерывность исследуемого процесса) [9]; технологии контекстного образования (А.А.Вербицкий) [3]; технологии проектной деятельности [11], обеспечивающие расширение студентом опыта имиджмейкинга; технологии эдьютейнмента, раскрывающие творческий потенциал студента [5], в совокупности отражающие, как создание позитивного профессионального образа специалиста, так и его презентацию в современных средствах коммуникаций (М.И. Болотова, М.А. Ермакова, С.С. Коровин [2]; Л.Г. Пак, О.Н. Валеева [12]).

В рамках реализации третьего условия - включение студента в разнообразные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики, осуществлена их классификация по основанию средств выражения студентом индивидуальности и самовыражения в реализации физкультурной деятельности (вербальные, невербальные, технологические).

Вербальные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики (устные, письменные, виртуальные) направлены на развитие «речевой ответственности» (Т.В. Деркач) [7] студента вуза физической культуры при выполнении профессиональных функций, поскольку слово специалиста выступает ведущим профессиональным средством достижения ожидаемых результатов профессионального труда при дефиците временного периода, отведенного на вербальное объяснение и его взаимосвязи с речедвигательной координацией. В рамках данных практик для формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры наиболее эффективными выступили: конструирование индивидуальной карты сформированности умений профессионально-речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта; создание банка-презентации речевого мастерства профессионала; видеоанализ речи специалистов, преподавателей, студентов, школьников (логичность, связность, четкость, конвертация смысловая и т.д.); редактирование речевых высказываний из аудиозаписей; публичные выступления; конференции, и т.д.

Невербальные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики (общекультурные, педагогические, специализированные) направлены на развитие у студента вуза физической культуры кинетической системы знаков для выражения и регуляции профессиональных коммуникаций в соответствии со спецификой профессиональной деятельности, оптимальной подачи окружающим себя посредством выражения позитивной двигательной и эмоциональной палитры внутреннего психологического состояния. Особого внимания в невербальных имиджформирующих физкультурно-профессиональных практиках требует становление двигательного компонента профессиональной деятельности студента в соответствии со спецификой деятельности (Л.А. Якимова) [14], его пластической выразительностью и эстетическими аспектами коммуникации. Значимым в рамках формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры при этом выступили: метод редукции дискоординации движений; ментальный тренинг для нахождения оптимального графического образа движения специалиста в области физической культуры и спорта; приемы «мышечный контроль», «снятие мышечных и психоэмоциональных напряжений», «релаксационная импровизация»; аэробика и спортивные танцы для развития умений двигательного комбинирования; уроки актерского мастерства; занятия по гармонизации мимики и жестов по системе К.С. Станиславского; стрейчинг для выразительности и техничности действий и т.д.

Технологические имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики (проектные, конгрессные, рефлексивные) призваны обеспечить движение студента к образу имиджмейкера физической культуры в индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования, развития корпоративных командных качеств участников данных практик. При этом важно в организационном плане обеспечить взаимодействие вуза с представителями других вузов (в том числе, зарубежных), с профильными организациями и представителями работодателя. Значимыми в ходе формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры при этом выступили: проблемные дискуссии, ролевые и деловые игры, метод профессионального моделирования, диспуты, метод проектов (индивидуальный, парный, групповой), методы показательного решения производственных ситуаций, метод работы с партнерами на деловых встречах, метод построения структурно-логических схем и т.д. В ходе реализации данного вида практик важную роль имело «создание ситуаций взаимо- и самооценки, побуждающих участников к осуществлению рефлексивных действий и обеспечивающих запуск механизмов рефлексии, дающих возможность проникнуть в свое «Я», получить опыт понимания своего внутреннего мира, обеспечивающих формирование умений создавать позитивный профессиональный образ «Я» и адекватно оценивать себя» (М.А. Лопарева [10,С. 16]).

Выводы. Теоретическое обобщение и анализ практической деятельности позволяет заключить, что в формировании профессионального имиджа студента вуза физической культуры необходимо: обогащение содержания образовательного процесса вуза имиджелогическим контекстами (личностно-центрированного имиджирования, имидж-продвижения, имидж-анализа); реализация имиджориентированных технологий формирования и продвижения профессионального имиджа студента (смешанного, контекстного, проектного обучения, эдьютейнмента и т.д.); включение студента в разнообразные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики (вербальные, невербальные, технологические), что определяется нами совокупностью организационно-педагогических условий исследуемого процесса, необходимыми и достаточными для достижения его эффективности.

Литература:

1. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики / A.C. Белкин. - Москва: Academia, 2000. - 187 с.

2. Болотова, М.И. Продвижение ценностей физической культуры в цифровой образовательной среде вуза / М.И. Болотова, М.А. Ермакова, С.С. Коровин // Человек. Спорт. Медицина,-2022. - Т.22. -№ 1. - С. 82-88

3. Вербицкий, A.A. Теория и технологии контекстного образования / A.A. Вербицкий. - Москва: МПГУ, 2017.-266 с.

4. Володин, A.A. Организационно-педагогические условия мобильного обучения / A.A. Володин, Н.Г. Бондаренко. -Подольск: AHO ВПО «МОГИ», 2014. - 102 с.

5. Гуремина, Н.В. Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе / Н.В. Гуремина, Л.В. Путинцева // Russian Journal of Bducation and Psychology. - 2016. - №3-2 (59). - C. 88-94

6. Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. - Москва: Изд-во Моск. психол,-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2004. - 750 с.

7. Деркач, Т.В. Формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Владимировна Деркач. -Чебоксары, 2009. - 20 с.

8. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова// General and professional education. -2012. -№ 1. -С. 8-14

9. Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной организации с учетом реализации модели смешанного обучения / Г.М. Голикова, Л.А. Акимова, П.П. Тиссен [и др.]; под ред. Г.М. Голиковой. - Оренбург: 2022. - 143 с.

10. Лопарева, М.А. Формирование рефлексивных умений студента В учебно-познавательной деятельности: авторефератдис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Марина Александровна Лопарева. -0ренбург,2009. -25 с.

11. Новиков, A.M. Методология образования / A.M. Новиков. - Москва: Эгвес, 2006. - 488 с.

12. Пак, Л.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования личностно-профессионального имиджа студента / Л.Г. Пак, О.Н. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 475-481

13. Шаляпина, C.B. Содержание организационно-педагогических условий процесса содействия профессиональному самоопределению студентов (на примере педагогического вуза) / C.B. Шаляпина // Вестник ТГПУ. - 2021. - № 2 (214). -С. 17-23

14. Якимова, Л.А. Формирование культуры двигательной деятельности студентов вузов физической культуры с учетом профиля специальности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Людмила Александровна Якимова. -Краснодар, 2000. - 23 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат философских наук, доцент Ладыкина Татьяна Александровна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Рассматриваются педагогические методы и технологии, предлагающие учащимся примеры для подражания, повышающие мотивацию к учебной деятельности студентов высших юридических учебных заведений. Требования к уровню профессиональной подготовки юристов в настоящее время неуклонно растут. При этом традиционные методы преподавания недостаточно эффективны и не всегда позволяют сформировать специалистов высокого уровня. Автор анализирует существующие в отечественной психологии концепции и подходы к пониманию понятий мотивы и мотивация, определяет ключевую роль позитивной учебной мотивации для эффективности процесса обучения в целом. Педагог может воздействовать на мотивационную сферу личности через примеры для подражания за счет использования некоторых активных методов обучения: метода проектов, профориентационных встреч с юристами-профессионалами, наставничества в рамках учебной и производственной практики. Применение метода проектов предполагает подробную разработку обучающемуся отдельной темы исследования. Автор предлагает конкретные темы проектов, дающие студентам примеры для подражания. Преимущество метода проектов состоит в том, что он формирует активную, самостоятельную и творческую личность. Профориентационные встречи со практикующими специалистами-юристами как педагогическая технология подталкивает студента к самоопределению, показывает важность овладения профессиональным мастерством. Диалог опытного работника и студента дает пример самореализации в профессии, носит мотивирующий, вдохновляющий характер. Педагогическая технология наставничества также способна давать примеры для подражания и эффективно мотивировать к учебной деятельности. Наставник, опытный юрист-профессионал будет служить примером доя студента, а явление наставничества может эффективно воздействовать на сферу позитивной мотивации потому что оно часто представляет собой неформальный, эмоционально окрашенный процесс передачи знаний, профессионального опыта, сопровождающейся психологической поддержкой учащегося. Использование данных педагогических технологий позволит сделать подготовку студентов, будущих правоведов более эффективной.

Ключевые слова: пример для подражания, мотивация, учебная деятельность, метод-проектов, наставничество, профориентационные встречи, педагогика.

Annotation. Pedagogical methods and technologies are considered, offering students role models, increasing motivation for the educational activities of students of higher law schools. The requirements for the level of professional training of lawyers are currently steadily increasing. At the same time, traditional teaching methods are not effective enough and do not always allow the formation of high-level specialists. The author analyzes the existing concepts and approaches to understanding the concepts of motives and motivation in Russian psychology, determines the key role of positive learning motivation for the effectiveness of the learning process as a whole. A teacher can influence the motivational sphere of a person through role models through the use of some active teaching methods: the project method, career guidance meetings with professional lawyers, mentoring within the framework of educational and industrial practice. The application of the project method involves the detailed development of a separate research topic for the student. The author suggests specific project topics that give students role models. The advantage of the project method is that it forms an active, independent and creative personality. Career guidance meetings with practicing lawyers as a pedagogical technology pushes the student to self-determination, shows the importance of mastering professional skills. The dialogue between an experienced employee and a student gives an example of self-realization in the profession, is motivating, inspiring. The pedagogical technology of mentoring is also able to give role models and effectively motivate for learning activities. A mentor, an experienced lawyer-professional will serve as an example for a student, and the phenomenon of mentoring can effectively affect the sphere of positive motivation because it is often an informal, emotionally colored process of transferring knowledge, professional experience, accompanied by psychological support for the student. The use of these pedagogical technologies will make the training of students, future lawyers more effective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.