Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
482
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УЧАСТОК / ФОРМЫ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожина Екатерина Сергеевна

В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с деятельностью участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений на территории своего участка. Участковый является важной фигурой в системе правоохранительных органов, лицом, которое непосредственно работает с населением и осуществляет профилактическую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER FOR THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF CRIMES AND OTHER OFFENSES

The article deals with problematic issues related to the activities of district police commissioners for the prevention and suppression of crimes and offenses on the territory of their precinct. The district police officer is an important figure in the system of law enforcement agencies, a person who directly works with the population and carries out preventive work.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Организация деятельности участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений

КОЖИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Organization of the Activities of the District Police Commissioner for the Prevention and Suppression of Crimes

and Other Offenses

KOZHINA EKATERINA SERGEEVNA,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 351.75

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с деятельностью участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений на территории своего участка. Участковый является важной фигурой в системе правоохранительных органов, лицом, которое непосредственно работает с населением и осуществляет профилактическую работу.

Ключевые слова и словосочетания: орган внутренних дел; участковый уполномоченный полиции; административный участок; формы несения службы; преступление; административное правонарушение; профилактика; предупреждение преступности; задачи по предупреждению преступлений и правонарушений; анализ состояния оперативной обстановки.

Annotation. The article deals with problematic issues related to the activities of district police commissioners for the prevention and suppression of crimes and offenses on the territory of their precinct. The district police officer is an important figure in the system of law enforcement agencies, a person who directly works with the population and carries out preventive work.

Keywords and phrases: internal affairs body; district police commissioner; administrative precinct; forms of service; crime; administrative offense; prevention; crime prevention; tasks for the prevention of crimes and offenses; analysis of the operational situation.

Административному праву принадлежит важнейшая роль в регламентировании оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению преступле-

ний и иных правонарушений [1; 2; 5; 10]. В своей работе участковый использует различные формы несения службы, такие как профилактический обход административного участка, рассмотрение обращений граждан, проведение профилак-

тической работы с состоящими на учете лицами1, прием граждан и отчеты перед населением о проделанной работе. В ходе работы с населением участковый устанавливает доверительные отношения с собственниками различных объектов и гражданами, проживающими на обслуживаемом участке, обеспечивает общественный порядок и общественную безопасность2.

Служба участковых уполномоченных полиции в своей деятельности сталкивается с такими проблемами, как нехватка персонала, недостаточное оснащение техническими средствами, отсутствие достаточной подготовки к решению конкретных задач, низкий уровень финансирования [3; 6] и многое другое. Все это негативно сказывается на эффективности работы участковых уполномоченных полиции.

Для решения указанных проблем необходимо совершенствование в организации деятельности участковых уполномоченных полиции [4; 8]. Одно из решений может заключаться в увеличении числа сотрудников и повышении их квалификации, внедрении новых технических средств и оборудования, повышении степени ответственности за выполнение своих обязанностей. Также необходимо увеличивать уровень финансирования деятельности участковых уполномоченных полиции, что позволит значительно улучшить их работу и обеспечить более высокую эффективность в борьбе с преступностью. Кроме того, требует совершенствования не только организация, но и сама деятельность участковых уполномоченных полиции3.

Для успешной работы участкового уполномоченного полиции необходимо иметь доступ к актуальной информации о происходящих на территории его участка преступлениях и правонарушениях. Основными источниками такой информации являются различные государственные и ведомственные статистические отчеты, которые содержат данные о раскрытии преступлений, преступлениях прошлых лет, деятельности подразделений предварительного следствия и дознания.

Кроме того, участковый и орган внутренних дел используют информацию, полученную в результате рассмотрения обращений граждан. Это могут быть заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях, которые поступают

1 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федер. закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

2 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205.

3 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

на участок или в ОВД. Рассмотрение таких обращений позволяет получить более полную картину оперативной обстановки на обслуживаемой территории.

Однако не менее важным источником информации является личное наблюдение и общение с населением. В ходе профилактических мероприятий, проводимых участковым на обслуживаемой территории, могут выявляться дополнительные факты и обстоятельства, которые могут быть полезными при анализе оперативной обстановки.

Также важную роль в получении информации о состоянии оперативной обстановки играют результаты проведенных на участке комплексных оперативно-профилактических мероприятий и отработок жилого сектора. Эти мероприятия позволяют выявить потенциально опасных элементов на территории участка и принять меры по предотвращению правонарушений и преступлений.

В целом все вышеперечисленные источники информации позволяют участковому уполномоченному полиции получать комплексную картину оперативной обстановки на обслуживаемой территории и принимать эффективные меры по предотвращению преступлений и правонарушений.

Участковый является ключевым звеном в системе поддержания общественной безопасности. Для эффективного исполнения своих обязанностей он регулярно анализирует информацию о преступлениях, происшествиях и правонарушениях, зарегистрированных на обслуживаемой территории. Основными критериями, которые участковый учитывает при анализе информации, являются категория лиц, совершивших правонарушения или преступления, время, дни и место их совершения, а также общественный резонанс.

Используя такие данные, участковый определяет тенденции оперативной обстановки на обслуживаемой территории и выявляет места, требующие дополнительного внимания и контроля. Он также оценивает эффективность оперативно-профилактических мероприятий и отработок жилого сектора, проводимых для поддержания общественной безопасности.

Анализ информации позволяет участковому определить наиболее критические точки на обслуживаемой территории и предпринять меры по их укреплению, а также принимать меры по предупреждению возможных преступлений и правонарушений. Результаты анализа также служат основой для разработки предложений по совершенствованию организации деятельности участкового уполномоченного полиции и повышению эффективности работы указанных сотрудников.

После проведения детального анализа оперативной обстановки и эффективности мер, принимаемых территориальным органом МВД России по ее стабилизации и контролю, участковый и руководство ОМВД дает рекомендации по организации и проведению на обслуживаемой территории оперативно-профилактических мероприятий в течение 10 дней с максимальным использованием ресурсов территориального ОМВД, а при необходимости — с привлечением сводных отрядов полиции соседних ОМВД. Такие мероприятия могут иметь следующие условные наименования:

1. «Быт», «Превентив» — в случае увеличения числа преступлений в сфере семейно-бытовых отношений (далее — бытовая преступность). При этом особое внимание уделяется:

— выявлению и раскрытию преступлений по ст. 112, 115, 116, 117 и 119 УК РФ (далее -преступления двойной превентивной направленности), в том числе латентных;

— установлению и постановке на профилактический учет лиц, склонных к совершению бытовых преступлений, а также допустивших в быту административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.1.1 (побои) КоАП РФ, в отношении родственников или близких и другие правонарушения, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 24, ст. 25, ст. 25.1, ч. 1, 5 ст. 319 УПК РФ.

2. «Дорожный контроль» — в случае роста числа дорожно-транспортных происшествий и совершения административных правонарушений на дорогах. При этом особое внимание уделяется усилению дорожно-патрульной службы на обслуживаемой территории (административном участке).

3. «Спецконтингент», «Надзор», «Условник» — в случае роста уровня преступности (рецидива преступлений) со стороны лиц, которые за совершение преступных деяний ранее уже были судимы (с отбытием наказания в местах лишения свободы) или осуждены без изоляции от общества.

Органами внутренних дел (включая участковых) при решении задач по обеспечению общественной безопасности уделяется особое внимание следующим мерам:

— постановке на профилактический учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы, имеющих судимость;

— установлению административного надзора за лицами, подлежащими надзору;

— выявлению и привлечению к административной ответственности лиц, которые формаль-

но подпадают под административный надзор, но нарушают судебные ограничения или не выполняют возложенные на них обязанности;

— выявлению нарушений порядка и условий отбытия наказания лицами, осужденными к условной мере наказания, в тесном взаимодействии с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации.

При этом особое внимание уделяется соблюдению прав и свобод лиц, на которых налагаются указанные меры. В случае выявления нарушений принимаются меры по их пресечению и восстановлению порядка в соответствии с действующим законодательством.

4. «Нелегальный мигрант», «Нелегал» — в случае роста уровня преступности в сфере миграционного законодательства и регистрационных правил со стороны граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В то же время особое значение органами внутренних дел (в том числе участковыми) уделяется своевременному:

— выявлению лиц, допустивших незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации, нарушения правил въезда в Российскую Федерацию и незаконное пребывание на территории нашей страны и подлежащих уголовной ответственности по ст. 322.1 УК РФ;

— выявлению фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации с последующим привлечением виновных лиц к ответственности по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ;

— установлению и документированию нарушений правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ) и представления заведомо ложных сведений либо подложных документов (ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ), нарушений в области трудовой миграции (ст. 18.10, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ).

Вопросы безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей требуют особого внимания со стороны органов внутренних дел (в том числе участковых) для предотвращения краж имущества. Органы внутренних дел проводят профилактические мероприятия на обслуживаемой территории (административном участке) в отношении руководителей (собственников) объектов хранения товарно-материальных ценностей, при этом особое внимание уделяется устранению причин и условий, которые могут способствовать кражам.

В рамках своих полномочий силами участковых уполномоченных полиции вручаются руководителям (собственникам) объектов хранения товарно-материальных ценностей предписания (предостережения) о принятии мер для улучшения технической укрепленности и оснащения объектов, включая установку видеокамер, охранной сигнализации и химических ловушек, с целью обеспечения безопасности имущества.

В целях поддержания общественной безопасности и снижения уровня преступности на территории административного участка с наиболее сложной оперативной обстановкой проводятся отработки жилого сектора с привлечением максимального количества сил и средств территориального ОМВД, представителей общественности, СМИ и общественных объединений правоохранительной направленности в течение 1—2 дней.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется проверка жилых домов на предмет наличия лиц, находящихся в розыске, а также контроль за соблюдением общественного порядка и правил проживания граждан.

Особое внимание уделяется обеспечению безопасности жителей, выявлению и предотвращению совершения преступлений, контролю за соблюдением правил дорожного движения и улучшению качества жизни населения [9; 11].

По результатам отработки жилого сектора, готовятся соответствующие отчеты и рекомендации для руководства территориального ОМВД и местных органов власти.

В целях борьбы с преступностью на территории, обслуживаемой ОМВД, особое внимание уделяется превентивным мерам. Сотрудниками ОМВД, в том числе участковыми, реализуется весь перечень профилактических мероприятий, которые включают организацию и проведение комплексных оперативно-профилактических операций на всей обслуживаемой территории или одного административного участка с наиболее сложной криминогенной обстановкой в течение 1—2 дней с привлечением максимального количества сил и средств территориального ОМВД, представителей общественности, СМИ и общественных объединений правоохранительной направленности [7, с. 3].

Принимаемые меры профилактического характера основываются на результате детального анализа оперативной обстановки и позволяют эффективно предупреждать преступления и административные правонарушения, а также снижать уровень преступности и стабилизировать оперативную обстановку. Контроль за ходом и эффективностью мер, принимаемых сотрудниками полиции, осуществляется ежедневно.

Список литературы:

1. Административное право Российской Федерации / В. Я. Насонов и др. М., 2003.

2. Административный процесс / А. М. Воронов и др. М., 2022.

3. Елагин А. Г., Кирюхин В. В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).

4. Кирюхин В. В. Проблемы реализации и перспективы законодательного регулирования административного доставления несовершеннолетних // Закон и право. 2017. № 1.

5. Настольная книга участкового уполномоченного полиции / С. Ю. Волков и др. М.,

2013.

6. Осуществление государственных надзор-но-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе / Ф. П. Васильев и др. // Вестник Московского университета МВД России.

2014. № 5.

7. Планирование рабочего времени участкового уполномоченного полиции : методические рекомендации / А. Г. Бачурин и др. Барнаул, 2022.

8. Редкоус В. М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2020. № 4.

9. Редкоус В. М, Смирнова Е. С., Зиган-шин М. М. Современные проблемы административной ответственности в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. Рязань, 2018.

10. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения / А. В. Шевцов и др. М., 2020.

11. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A. I. Yastrebova et al. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. No. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.