УДК 351.745.078:343.851.5(470)
Г. Ю. КАРИМОВА, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
G. Y. KARIMOVA, Senior Instructor of the Department of Administrative and Legal Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
О РОЛИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
ON THE ROLE OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN MODERN REALITIES
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке. Проанализировано содержание основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Проведен сравнительный анализ ранее действовавшего приказа МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и нового приказа МВД России от 29 марта 2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» в части, касающейся профилактики правонарушений. Отмечено, что при реализации профилактической деятельности выбор средств и методов профилактического воздействия с учетом особенностей личности профилактируемых лиц участковым уполномоченным полиции осуществляется самостоятельно. Раскрыты особенности функционирования публичной политики участковых уполномоченных в российских реалиях.
Ключевые слова и словосочетания: участковый уполномоченный полиции, несовершеннолетние, предупреждение, профилактика, административный участок, правонарушение.
Annotation. The article deals with the main activities of the district police commissioners in the serviced administrative area. The content of the main normative legal acts regulating the activities of the district police commissionerfor the prevention of juvenile delinquency is analyzed. Comparative analysis of previous Ministry of internal Affairs order dated 31 December 2012 No. 1166 «the organization of the police commissioners» and the new Ministry of internal Affairs order dated 29 March 2019 № 205 «On the duty of a district police officer police accepted administrative area and the organization of work» in respect of the prevention of offences. It is noted that when implementing preventive activities, the choice of means and methods of preventive action, taking into account the personality characteristics of the persons being prevented, is carried out independently by the district police commissioner. The features of the functioning of the public policy of district commissioners in the Russian reality are revealed.
Keywords and phrases: district police commissioner, minors, prevention, prevention, administrative precinct, offense.
Основными направлениями деятельности участкового уполномочен-
ного полиции на обслуживаемом административном участке в соответствии с
законодательством являются:
- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- производство по делам об административных правонарушениях.
Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что участковый уполномоченный полиции исполняет наибольшее количество функций, установленных для МВД России, что является одновременно и «великим подспорьем» в работе всего ведомства, и «великой проблемой».
При реализации профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции он вынужден сам выбирать средства и методы профилактического воздействия с учетом особенностей личности профилактируемых лиц. Здесь эффективным было бы предоставить участковым уполномоченным полиции широкие полномочия по планированию и реализации профилактического воздействия при установлении государством общих средств и методов их регламентации.
В отличие от ранее действовавшего приказа МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» новый приказ МВД России от 29 марта 2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» значительно повысил профилактическую направленность деятельности участкового уполномоченного, исключив практику «привлечения их к проверкам по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких
преступлениях, а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков», уделив больше внимания превентивным мероприятиям. В частности, это нашло отражение в задачах, решаемых участковым уполномоченным полиции на своем административном участке. Согласно статье 9 приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 все задачи, решаемые участковым уполномоченным полиции, носят исключительно профилактическую направленность, начиная от предупреждения преступлений и административных правонарушений и заканчивая осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Содержание указанных задач в деятельности участкового уполномоченного полиции направлены, прежде всего, на недопущение противоправных действий со стороны проживающего населения его административного участка. В поле зрения, в первую очередь, подпадают лица, ранее привлекавшиеся к административной или уголовной ответственности.
В целом, несмотря на многообразие реализуемых направлений деятельности, профилактическая деятельность среди других функций участкового уполномоченного полиции имеет традиционно приоритетное значение.
Профилактическая деятельность полиции регламентируется значительным числом нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую силу. Если обратиться к Федеральному закону от 07.02.2011 г. № 3 «О полиции»[1], то можно заметить, что среди основных направлений деятельности отсутствует подобная формулировка. При этом законодатель указал на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, но не раскрыв механизм предупредительных мер, с помощью которых сотрудники полиции будут осуществлять
профилактические функции. Такой подход по-своему понятен и оправдан. Дело в том, что предусмотреть все возможные формы и методы профилактической работы практически невозможно. В зависимости от ситуации, категории лиц сотрудники полиции сами вынуждены выбирать наиболее подходящие методы воздействия, учитывая характер противоправного поведения, личностные характеристики.
Для того чтобы повысить качество организации деятельности участкового уполномоченного полиции, в том числе и по профилактике правонарушений и преступлений, необходимо создать следующие условия:
- полностью укомплектовать штат участковых уполномоченных полиции;
- установить точное количество административных участков, которые может обслуживать один участковый;
- минимизировать привлечение участковых уполномоченных полиции к выполнению задач, не связанных с обслуживанием закрепленных за ними административных участков.
Все это позволит значительно высвободить время для осуществления деятельности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Профилактическая работа участкового уполномоченного полиции на своем административном участке имеет огромное значение. Участковый уполномоченный полиции в системе органов внутренних дел занимает важное место и в профилактической работе с несовершеннолетними.
Для должного функционирования всех сфер общества и государства необходимо осуществлять полное противодействие проявлениям нарушений законности. Деятельность, направленная на борьбу с преступлениями и правонарушениями, должна осуществляться надлежащим образом. Особое значение в условиях современного информационного общества приобретает слаженная ра-
бота всех государственных и негосударственных организаций по профилактике правонарушений несовершеннолетних с использованием последних достижений науки и техники. Считается, что такая работа снизит показатели рецидивной преступности и поспособствует развитию должного уровня правосознания у подрастающего поколения.
Недостаточная занятость молодежи в сфере образования, отсутствие должного уровня организации досуга и отдыха для подрастающего поколения, а также другие проблемы остаются неразрешенными во многих регионах государства. В связи с этим данные статистики свидетельствуют о ежегодном росте показателей совершения несовершеннолетними преступлений и административных правонарушений [2, с. 45].
Особенности правового положения несовершеннолетнего наиболее ярко проявляются при совершении правонарушения и приобретении им статуса лица, в отношении которого ведется производство.
В теории административного права несовершеннолетние выступают особым субъектом, что определяется особой подведомственностью - как правило, дела рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, основной задачей рассмотрения дел об административном правонарушении является не столько привлечение его к административной ответственности, сколько оказание воспитательного воздействия на сознание и коррекцию системы ценностей, моральных установок несовершеннолетнего.
Само несовершеннолетие признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Следует согласиться с подобной позицией законодателя, поскольку лицо, не достигшее совершеннолетия, не совсем отдает отчет своим поступкам ввиду несформировав-шейся системы ценностей, установок. Однако многие правонарушители поль-
зуются предоставленными законодателем гарантиями и правами в «своих» не всегда правомерных целях, что было бы уместным учитывать при рассмотрении дела в отношении конкретного несовершеннолетнего. Предлагается применять индивидуальный подход к каждому правонарушителю.
Рассматривая вопрос о профилактике правонарушений несовершеннолетних, необходимо учитывать всесторонние факты, отражающие личность несовершеннолетнего, а именно уровень его школьной дисциплины, успеваемость, взаимоотношение в семье, характер дружественных связей, способ проведения досуга [2, с. 47].
Новый подход современного государства, выражающийся сменой карательно-предупреждающей политики на ох-ранно-защитную практику посредством применения комплекса мер медицинского, психологического и педагогического характера, основывает фундамент определенной поддержки такого социального института, как семья. Появилась необходимость в урегулировании вопросов отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правоохранительными органами должно уделяться достаточное внимание предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Своевременная эффективная профилактическая работа позволяет избежать увеличения количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Нет ничего более значимого и полезного в деятельности участковых уполномоченных полиции, чем деятельность по правовому просвещению и правовому информированию лиц, не достигших возраста административной ответственности, а также профилактические беседы воспитательного характера, профилактический учет и надзор. Проводя подобную работу, прежде всего, следует обращать
внимание на недопущение вовлечения несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных и одурманивающих веществ, а также в процесс потребления табака. При этом сотрудники полиции при помощи мер образовательного, воспитательного, информационного или организационного характера должны делать акцент на имеющуюся тенденцию уменьшения количества потребителей табака, алкоголя, пропаганду здорового образа жизни.
С законопослушными несовершеннолетними лицами проводится работа в форме правового просвещения и правового информирования, вовлечения подростков в решение общественно-значимых задач. Органы внутренних дел могут осуществлять профилактическую работу совместно с общественными организациями и неформальными молодежными объединениями.
Следует отметить, что общепрофилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции должна осуществляться во взаимодействии с подразделениями территориальных органов МВД России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами, поскольку должная организация данного взаимодействия во многом определяет качество и эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции.
В условиях современного информационного общества, наряду с традиционными средствами профилактики правонарушений и взаимодействия, такими как печатные СМИ, телевидение, радио, публичные мероприятия, приобретают значение общение и взаимодействие через глобальную сеть Интернет. Особую роль выполняют социальные сети и WhatsApp. Участковым уполномоченным полиции социальные сети дают воз-
можность вступать в коммуникацию с населением, вести разъяснительную работу и решать общественно-полезные задачи. Преимуществами такого взаимодействия с населением являются относительно дешевая стоимость (не нужно доплачивать за создание страницы в отличие от платного размещения информации в печатных СМИ), быстрое распространение информации; охват большой аудитории; открытость и прозрачность работы участкового уполномоченного полиции; возможность общаться через личные сообщения и публичные комментарии и др.
В целом, использование социальных сетей дает определенные возможности для работы службы участковых уполномоченных полиции [3, с. 333]:
1) неограниченный доступ граждан к информации о результатах деятельности участковых уполномоченных полиции;
2) коллективная работа участковых уполномоченных полиции и граждан в достижении общеполезных целей;
3) возможность граждан участвовать в процессах выработки политики и принятия решений через социальные сети;
4) использование аналитических данных социальных сетей для мониторинга общественной значимости и актуальности по различным темам и т. д.
Особую важность применение возможностей социальных сетей приобретает в работе с несовершеннолетними лицами, поскольку молодежь более прогрессивна и активно применяет последние достижения в науке и технике для времяпрепровождения и общения друг с другом. Перечисленные выше преимущества социальных сетей позволяют участковому уполномоченному полиции установить контакт с несовершеннолетними, привлекать их к обсуждению интересующих их вопросов, общественно-полезной деятельности, и, как следствие, формированию у них концепции право-
мерного законопослушного поведения.
В российских реалиях функционирование публичной политики участковых уполномоченных полиции и коммуникаций в социальных сетях имеет определенные особенности:
- за ведением социальных сетей должно быть закреплено отдельное должностное лицо, которое проверяет информацию, предоставленную участковым уполномоченным, согласовывает ее с руководством и проводит постоянный мониторинг обратной связи, публикаций в социальной сети граждан, организаций, журналистов и других;
- участковый уполномоченный полиции должен оперативно реагировать на негативные тренды и «фейковые» материалы в социальных сетях, отвечать на запросы журналистов о предоставлении информации; официально опубликовывать материалы по наиболее острым и актуальным темам и др.
Подрастающая молодежь является будущим любого государства. Принимая данный факт, каждое государство выстраивает определенные действия по формированию должного уровня воспитания к духовным, нравственным, культурным ценностям. Все эти действия целесообразно осуществлять в том числе посредством социальных сетей.
Предупреждение правонарушений несовершеннолетних необходимо осуществлять своевременно, до того, как возникнут антиобщественные установки, с помощью различных мер воспитательного, просветительского, нравственного, информационного воздействия. В условиях современного информационного общества реализация мер общепрофилактического воздействия на сознание несовершеннолетних стала возможна и с помощью применения социальных сетей и других возможностей глобальной сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3 : принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г. : одобр. Советом Федерации 2 фев. 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Демидова-Петрова Е. В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3 (17). С. 45 - 52.
3. Александров Ю. Н., Смирнов В. М., Глушко М. В. Социальные сети как актуальный инструмент формирования работы с населением участковым уполномоченным полиции // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей 2020. № 3. С. 330 - 336.
© Каримова Г. Ю.
УДК 342.8 (470)
В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)
V. K. SAMIGULLIN, Professor of the Department of Constitutional Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor of law (Ufa)
М. З. ФАЙРУШИНА, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Уфимского юридического института МВД России, кандидат политических наук (г. Уфа)
M. Z. FAYRUSHINA, Deputy Head of the Research Department of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Political Sciences (Ufa) M. Z. Fayrushina, Deputy Head of the Research Department of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Political Sciences (Ufa)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN
ELECTORAL SYSTEM
Аннотация. Статья посвящена проблематике избирательной системы. При подготовке статьи учтён закон, который легализовал понятие публичная власть. Ныне по Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления раз-