Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПРАВИЛ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПРАВИЛ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕБЫВАНИЕМ И ПРОЖИВАНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН СЛУЖБОЙ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолаев Вячеслав Геннадьевич, Лысцев Борис Сергеевич, Дудаев Анатолий Борисович

Авторами статьи подробно рассмотрены вопросы реализации форм несения службы участковым уполномоченным полиции по осуществлению контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Российской Федерации, а также выявлению административных правонарушений в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ермолаев Вячеслав Геннадьевич, Лысцев Борис Сергеевич, Дудаев Анатолий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONTROL OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONERS FOR THE EXECUTION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS OF THE RULES OF STAY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors discussed the implementation of the forms of service authorised by the district police to control the enforcement of foreign citizens and persons without citizenship rules of stay in the Russian Federation, as well as detection of administrative violations in the field of migration.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПРАВИЛ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2020_11_135

К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ УЧАСТКОВЫМИ

УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПРАВИЛ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕРМОЛАЕВ Вячеслав Геннадьевич,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: 2-kvadrat@mail.ru;

ЛЫСЦЕВ Борис Сергеевич,

преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: 2-kvadrat@mail.ru;

ДУДАЕВ Анатолий Борисович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. E-mail: 2-kvadrat@mail.ru

Краткая аннотация: авторами статьи подробно рассмотрены вопросы реализации форм несения службы участковым уполномоченным полиции по осуществлению контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Российской Федерации, а также выявлению административных правонарушений в сфере миграции.

Abstract: the authors discussed the implementation of the forms of service authorised by the district police to control the enforcement of foreign citizens and persons without citizenship rules of stay in the Russian Federation, as well as detection of administrative violations in the field of migration.

Ключевые слова: иностранные граждане и лица без гражданства, контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан службой участковых уполномоченных полиции, административные правонарушения в сфере миграции.

Keywords: foreign citizens and stateless persons, control over the stay and residence of foreign citizens by the service of local police commissioners, administrative offenses in the field of migration.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и иным законодательством и подзаконными актами Российской Федерации (далее РФ). «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами, и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».[1] Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяют права и обязанности иностранных граждан при въезде на территорию РФ, выезде из нее и нахождении в РФ. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. В соответствии с официальной сводкой основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - август 2020 года число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации равняется - 392 872 человека, когда за аналогичный период прошлого года данное число лиц равнялось - 221 158 человек. Также, в сводке, предоставлена информация о количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - 6 707 629, когда в 2019 году эта цифра равнялась - 12 984 565. По ряду показателей в заявленной тематике цифры значительно снизились, что в первую очередь связано с ограничениями на въезд, вызванными условиями пандемии в 2020 году.

На территориальные органы МВД России по вопросам миграции возлагается, среди множества прочих, такие

функции, как контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан. Реализация указанных функций затруднительна без тесного взаимодействия со службой участковых уполномоченных полиции. Среди прочего необходим постоянный обмен информацией, представляющей интерес в сфере миграции, для реализации функций, которые возложены на полицию законодательством РФ. Кроме взаимного обмена информацией необходимо проведение совместных мероприятий, целью которых является выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в сфере миграции. Под наиболее важной целью взаимодействия в указанной сфере следует понимать снижение уровня преступности иностранных граждан и преступлений в отношении иностранных граждан. Следует отметить, что официальная статистика фиксирует в качестве преступлений, совершенных иностранными гражданами, только раскрытые преступления при обнаружении виновных лиц, то есть, не в полной мере отражает сложившуюся обстановку в указанной сфере. Важной функцией является осуществление контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства режима проживания и правил пребывания в РФ. Эта контрольная функция осуществляется сотрудниками территориальных органов МВД России по вопросам миграции России и участковыми уполномоченными полиции. В настоящее время[2], определено, что при реализации таких формы несения службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке, как профилактический обход, рассмотрение обращений граждан, особое внимание уделяется информации, которая получена при визуальном наблюдении, общении с гражданами

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 11(191)

и при запросе сведений: об иностранных гражданах и лицах без гражданства проживающих или временно находящихся на территории РФ с нарушением правил въезда либо режима пребывания (проживания).[3] Полученная, в ходе профилактического обхода оперативно значимая информация докладывается прямым начальникам или передается заинтересованным должностным лицам территориальных органов МВД России, которые используют ее в целях выполнения служебных обязанностей в порядке, который определен законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России. В этих действиях участкового уполномоченного полиции, по сути, и заключается взаимодействие с должностными лицами территориальных органов МВД России по вопросам миграции. Если в процессе профилактического обхода выявляются причины и условия, способствующих совершению правонарушения в сфере миграции, то участковый уполномоченный полиции должен доложить своему непосредственному руководителю о том, что необходимо внести в соответствующий орган или организацию независимо от форм собственности, либо общественное объединение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.[4] Выявление участковым уполномоченным административных правонарушений в сфере миграции является одним из критериев оценки деятельности. Количество выявленных административных правонарушений в сфере миграции входит в таблицу сведений об обстановке на обслуживаемой территории и результатах служебной деятельности участковых уполномоченных полиции территориального органа МВД России на районном уровне.[5] В ходе реализации форм несения службы на обслуживаемом административном участке участковый уполномоченный поли-

ции непосредственно обнаруживает достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в сфере миграции. Также такие данные могут быть получены при рассмотрении участковым уполномоченным полиции обращений полученных от физических и юридических лиц, из государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, поступивших в территориальный орган МВД России. Таким образом, имея поводы для возбуждения дела об административном правонарушении, участковый уполномоченный полиции возбуждает дела об административных правонарушениях, и составляет на виновных лиц, не имеющих иммунитета[6] протоколы об административных правонарушениях[7] по ч.1.1, 3.1, 4, 5 ст. 18.8 КоАП РФ; ч.1-3 ст.18.9 КоАП РФ; ч.2,3 ст.18.10.Ко АП РФ[8]. Приведенный перечень не является исчерпывающим^], но выявление указанных составов административных правонарушений в сфере миграции наиболее характерно в деятельности участкового уполномоченного на обслуживаемом административном участке. Для наиболее эффективного осуществления контроля участковыми уполномоченными полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Российской Федерации необходимо конкретизировать обязанности участкового уполномоченного полиции в части контроля над соблюдением иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации. Детализировать вопросы, связанные с взаимодействием в этой сфере службы участковых уполномоченных полиции с территориальными органами МВД России по вопросам миграции.

Библиография:

1. Конституции Российской Федерации. Ст.62. Информационно-правовая система «Консультант Плюс»// Электронный ресурс.

2. «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»: Приказ МВД России от 29 марта 2019 года № 205.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30)

4. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации",Ст.22 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3851).

5. «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»: Приказ МВД России от 29 марта 2019 года № 205.

6. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Ст. 2.6. . Информационно-правовая система «Консультант Плюс»// Электронный ресурс (дата обращения 11 февраля 2020 года).

7. «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»: Приказ МВД России от 30. 08. 2017 № 685.

8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Ст. 28.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.