УДК 342.25
Смирнова Карина Сергеевна
кандидат юридических наук,
начальник кафедры специальных дисциплин
Новороссийского филиала
Краснодарского университета
МВД России
mail2smirnova@mail.ru
Karina S. Smirnova
candidate of law,
Chief of chair of the special disciplines of Novorossiysk branch Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia
mail2smirnova@mail.ru
Организация деятельности представительных органов местных Советов депутатов трудящихся в период «оттепели» (1953-1964гг.)
Organization of activity of the representative bodies of local Soviets during the "thaw" (1953-1964gg.)
Аннотация. В статье проанализирован порядок организации деятельности представительных органов местных Советов депутатов трудящихся в период «оттепели» (1953-1964гг.) и их взаимодействие с исполнительно-распорядительными органами, их нормативно-правовая база, структура, практика деятельности. В рассматриваемый период законодательство фактически предусматривало две функции Советов: Советы выступали как представительный орган местной власти и как исполнительно-распорядительный орган местной власти. Одним из важнейших принципов организации и деятельности местных Советов периода «оттепели» являлся дуализм одновременной соподчиненности (территориальный и ведомственный).
Ключевые слова: местные Советы депутатов трудящихся; исполнительные комитеты (исполкомы); представительный орган; исполнительный орган; сессия местного Совета депутатов трудящихся; Конституция; полномочия местных Советов депутатов трудящихся.
Annotation. In the article the author analyzed the order of organization of representative bodies of local Soviets during the "thaw" (1953-1964gg.) And their interaction with the executive and administrative bodies, their legal framework, structure and practice activities. In the period under review the legislation actually provides two functions of the Council: Councils acted as a representative body of local government and as a executive body of local government. One of the most
important principles of organization and activity of local Councils of the "thaw" period is the dualism of the simultaneous subordination (regional and departmental).
Keywords: local Councils deputy working; the executive committees (ispolkoms); representative body; executive agency; session of the local Council deputy working; Constitution; powers of local Council deputy working.
Деятельность местных Советов депутатов трудящихся в период «оттепели» 1953-1964 годов осуществлялась на основе Конституции СССР 1936 года, союзных конституций и законов, принятых намного ранее, которые не противоречили конституционным нормам, причем, действовали и нормативно-правовые акты, принятые в середине 1920-х - начале 1930-х гг. [1, с. 216-220], что определяло специфичность законодательной основы деятельности местной власти этого периода.
Нормативно, исходя из содержания статьи 77 Конституции, довольно четко было определено территориальное функционирование местной власти в период «оттепели». Такой подход будет существовать вплоть до распада СССР, после чего, уже в рамках постсоветской России местные органы власти будут формироваться, начиная, с городов и районов, а края и области перейдут в разряд территорий, где действуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации [4, с. 53].
Институт местных Советов депутатов трудящихся определялся в Главе VIII «Местные органы государственной власти» (ст. 77-105) [3], органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся, избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года.
Основная задача местных Советов депутатов трудящихся (ст. 79), причем для всех видов местных Советов формулировка была абсолютно одинаковой и заключалась в следующем: руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории; установление местного бюджета; руководство деятельностью подчиненных им органов управления; обеспечение охраны государственного порядка; содействие усилению обороноспособности страны; обеспечение соблюдения законов и охраны прав граждан. Такая формулировка закрепляла определенную непоследовательность, приводящую к размытости границ в разделение функций представительных и исполнительных органов местных Советов депутатов трудящихся.
Исходя из этого, а также руководствуясь содержанием статьи 80 Конституции можно сделать вывод о том что, осуществление принятия решений и распоряжений в рамках компетенций местных Советов было предоставлено им законами СССР, РСФСР и Автономной республики, иными словами, деятельность местных Советов депутатов трудящихся регулировалась на нескольких уровнях законодательства. Здесь же нужно учитывать то
обстоятельство, что под Советами понимались представительные органы власти. Далее, исходя из текста Конституции, речь уже идет об исполнительных и распорядительных органах местной власти.
В статье 81 «исполнительными и распорядительными органами краевых, областных Советов депутатов трудящихся, Советов депутатов трудящихся национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов», с оговоркой в отношении самого низкого уровня местных Советов депутатов трудящихся, а именно: «исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов) в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь».
Организация работы пленарных заседаний местных Советов депутатов трудящихся регламентировано ст.ст. 84-87 Конституции.
Сессии Советов депутатов трудящихся, как представительных органов местной власти, краевых и областных, созывались их исполнительными комитетами не реже 4 раз в год, сессии районных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся административных округов созывались их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год, сессии городских и сельских Советов депутатов трудящихся созывались их исполнительными органами не реже одного раза в месяц.
Принимая к сведению, что сессии Советов созывались по решению исполнительных органов местных Советов депутатов трудящихся, которые были подотчетны сессиям, это противоречие еще раз подтверждает размытость границ в осуществлении своих полномочий представительными и исполнительными органами местной власти и приоритет исполнительной ветви власти. В статье 87 Конституции говорится, что краевые, областные Советы депутатов трудящихся, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Председатель сельского Совета, исходя из текста ст. 88, созывает сельский Совет и ведет его заседания, то есть сессии Советов, как высшие органы государственной власти не имели даже своих постоянных председателей и соответственно не могло быть речи о планомерной организационной работе избранных народом депутатов. Работу сессий Советов координировали исполкомы, подчинённые Советам, которым, в свою очередь они были подотчетны - налицо дуализм власти на местах.
Нормы Конституции, которые действовали в 1953-1964 годах и регулировали деятельность местных органов власти, в свою очередь являлись собирательными предшествующих нормативно-правовых актов о деятельности местных органов власти. Так, исходя из содержания главы четвертой («Работа пленума городского Совета») Положении о городских Советах [5, с. 103] необходимо отметить, что первый пленум нового состава Совета собирался
соответствующей избирательной комиссией в срок, устанавливаемый планом перевыборов, и открывался председателем прежнего совета. Первый пленум избирал президиум Совета и председателя Совета, а также мандатную комиссию и заслушивал отчет избирательной комиссии. В дальнейшем пленарные заседания Совета созываются президиумом совета, пленум Совета созывается на очередные заседания не реже одного раза в месяц, при этом «экстренные заседания созываются по усмотрению президиума совета и по требованию не менее одной трети общего числа членов совета» [5, с. 103].
В заседаниях Совета решающим голосом пользовались только члены Совета, но «к участию в заседаниях совет привлекает и всех кандидатов совета, заведующих городскими отделами и заведующих частями, выделенными для городской работы в отделах соответствующих исполнительных комитетов, а также, по мере фактической возможности, представителей и членов фабрично-заводских и местных комитетов, профессиональных союзов, Красной армии, делегатских женских собраний и других общественных организаций и избирателей, предоставляя им право совещательного голоса».
Основная работа Совета заключалась в сессиях, но в течение «оттепели» сессии созывались не всегда в установленные сроки, особенно в начальный период хрущевских времен - так, в 1954 г. установленная регулярность сессий составляла 69%, но уже через пять лет эта цифра возросла до 93,5% [2, с. 16].
При этом даже, несмотря на свой столь необычный статус, местные Советы выполняли свои представительские функции, поскольку в любом случае депутаты избирались всенародно и несли установленную законом общественную нагрузку. Но при этих же условиях говорить о планомерной работе депутатского корпуса нельзя, так как сессии, как высшие органы государственной власти даже не имели своих постоянных председателей и, соответственно, не могло быть речи о планомерной организационной работе депутатского корпуса - ею ведали все те же исполкомы, т.е. получалось, что подчиненные Советам органы (исполкомы) направляли работу сессий Советов, которым они были подотчетны.
В ст. 89-91 Конституции РСФСР закрепляется один из важнейших принципов организации и деятельности Советов депутатов трудящихся, в том числе и местных Советов депутатов трудящихся, который заключался во вполне определенной соподчиненности как по горизонтали, так и по вертикали и выражался в следующем: исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся, который в свою очередь имеет право отменять их решения и распоряжения, а так же приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся. Вышестоящие же Советы депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.
Дуализм одновременной соподчиненности (территориальный и ведомственный) сыграл в целом негативную роль, поскольку с неизбежностью
принижал роль представительных органов местной власти, то есть самих Советов.
Фактически, местные Советы как представительные органы, принимали юридически значимые решения лишь по вопросам формирования исполнительных комитетов и утверждения бюджета. Все остальные вопросы были текущими и обсуждались на разных уровнях, где сессии отнюдь не были решающим звеном. Таким образом, в реальности влияние местных Советов на решения вопросов местной жизни было номинальным. Такой вывод можно сделать исходя не только из приоритета полномочий исполнительных органов местных Советов депутатов трудящихся, но и из того факта, что депутатами в результате безальтернативных выборов становились так называемые «проверенные товарищи», которые послушно голосовали за все указания вышестоящих органов власти.
Литература:
1. Винниченко О.Ю. Перестройка местных органов власти Урала на основе Конституции СССР 1936г. // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ. Екатеринбург, 2001.
2. Георгадзе М.П. Некоторые вопросы работы Советов депутатов трудящихся в период развернутого строительства коммунизма // Советы депутатов трудящихся в период развернутого строительства коммунизма. М.: ВПШ при ЦК КПСС, 1961.
3. Конституция РСФСР 1937 г. М.: Госполитиздат, 1941.
4. Назарова А.И. Городские советы Чувашской АССР в 1946-1964 гг.: формирование и состав депутатского корпуса. Дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2005.
5. Положение о городских Советах (утверждено постановлением ВЦИК от 22.01.1933 г.) // СУ РСФСР. 1933 . № 29.
Literature:
1. O. Vinnichenko The restructuring of local authorities on the basis of the Ural Soviet Constitution 1936. // The constitutional basis for the organization and functioning of institutions of public authority in the Russian Federation. Yekaterinburg, 2001.
2. M.P. Giorgadze Some questions of the work of the Soviets during the period of the comprehensive building of communism // Soviets during the period of the comprehensive building of communism. M .: Higher Party School of the Central Committee of the CPSU1961.
3. The Constitution of the RSFSR in 1937 M.: Gospolitizdat 1941.
4. A.I. Nazarov City Council of the Chuvash Autonomous Republic in 19461964 gg .: the formation and composition of the deputies. Dis. ... Cand. ist. Sciences. Cheboksary 2005.
5. The position of the City Council (approved by the Central Executive Committee of01/22/1933 city) // SURSFSR. 1933. Number 29.