Научная статья на тему 'Формы организационно- массовой работы местных Советов депутатов трудящихся в период «Оттепели» (1953-1964 гг. )'

Формы организационно- массовой работы местных Советов депутатов трудящихся в период «Оттепели» (1953-1964 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ (ИСПОЛКОМЫ) / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / КОНСТИТУЦИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ / ПОСТОЯННЫЕ КОМИССИИ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ / ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ / ДЕПУТАТСКИЕ ПОСТЫ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Карина Сергеевна

В статье автором рассматриваются основные формы организационно-массовой работы местных Советов депутатов трудящихся в период «оттепели» (1953-1964 гг.), образуемые ими: постоянные комиссии, депутатские группы, депутатские посты. Заслуживает внимания, на сегодняшний день, своеобразная «кооперация» депутатов разных уровней на территории местного Совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы организационно- массовой работы местных Советов депутатов трудящихся в период «Оттепели» (1953-1964 гг. )»

УДК 342.25

Смирнова Карина Сергеевна

кандидат юридических наук, начальник кафедры специальных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России mail2smirnova@mail.ru

Формы организационно-массовой работы местных советов депутатов трудящихся в период «оттепели» (1953-1964 гг.)

Аннотация. В статье автором рассматриваются основные формы организационно-массовой работы местных Советов депутатов трудящихся в период «оттепели» (1953-1964 гг.), образуемые ими: постоянные комиссии, депутатские группы, депутатские посты. Заслуживает внимания, на сегодняшний день, своеобразная «кооперация» депутатов разных уровней на территории местного Совета.

Ключевые слова: местные Советы депутатов трудящихся; исполнительные комитеты (исполкомы); представительный орган; исполнительный орган; Конституция; полномочия местных Советов депутатов трудящихся; постоянные комиссии местных Советов депутатов трудящихся; депутатские группы местных Советов депутатов трудящихся; депутатские посты местных Советов депутатов трудящихся.

Karina S. Smirnova

candidate of law, Chief of chair of the special disciplines of Novorossiysk branch Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia mail2smirnova@mail.ru

Forms of organizational

AND MASS WORK OF LOCAL SOVIETS DURING THE «THAW» (1953-1964 gg.)

Annotation. In article the main forms of organizational and mass work of local councils of deputies of workers in the period of «thaw» (1953-1964) formed by them are considered by the author: fixed commissions, deputy groups, deputy posts. Peculiar «cooperation» of deputies of different levels in the territory of local council deserves attention, today.

Keywords: local Soviets; executive committees (executive committees); representative body; executive agency; Constitution; powers of local Soviets; standing committees of local Soviets; groups of deputies of local Soviets; deputy positions of local Soviets.

Институт местных Советов депутатов трудящихся в период 1953-1964 годов развивался на основе Конституция СССР 1936 года (соответственно и Конституции РСФСР 1937 года), в соответствии с которой местные Советы представляли собой низшее звено строго централизованной вертикали власти, на формальной вершине которой находился Верховный Совет СССР.

Важнейшей формой деятельности местных Советов были образуемые ими постоянные комиссии. Заменившие депутатские секции, постоянные комиссии в целом доказали свои преимущества в сравнении с ними. Как показывала практи-,

функционирования некоторых депутатских комиссий имелись различные точки зрения [6], однако именно эти комиссии дока зали свою жиз-,

место в самом начале 50-х годов [7, с. 71].

Вопрос о количественном и персональном составе той или иной постоянной комиссии решался Советом в зависимости от коли чества депутатов, важности данной отрас ли работы и объ-

ема деятельности комис сии, а также профессий и пожеланий депу татов. Как пра вило, постоянные комиссии привлекали к работе подавляющее большинство депу татов. В среднем в СССР в комиссиях местных Советов на рубеже 1960 г. работали порядка 75 % депутатов этих Советов [4, . 129].

В целом в период «о^епели» вопрос о депутатском участии в деятельности постоянных комиссий местных Советов депутатов трудящихся так и не был решен однозначно ни в юридической литературе, ни в законодательстве (и только значительно позже, когда на рубеже 1970 г. будет меняться законодательство о местных Советах депутатах трудящихся, законодатель посчи-,

Советов могут быть только депутаты соответ-,

комитетов могут привлекаться для решения от).

Что касается практики организации и работы постоянных комиссий местных Советов, то она, не будучи жестко закрепленной в нормах права, .

членами постоянных комиссий депутатов трудящихся были только депутаты Советов. Но были и другие варианты. Так, в ряде случаев члены исполкомов не только избирались в состав комиссий, но и выдвигались в их руководство. Постоянные комиссии привлекали к работе и для

консультаций специалистов различных отраслей , -

ственных учрежде ний, научных и общественных организаций, а также депутатов Советов, не являющихся членами этих комиссий, и широкий , , . практике число привлекаемых к работе трудящихся, как правило, было значительно больше числа членов постоянных комиссий.

Депутаты и тем более привлекаемые члены постоянных комиссий местных Советов депутатов трудящихся работали на общественных началах, реальная отдача актива постоянных комиссий была в целом низкой. Так, нередко ветре чались комиссии, которые мало или совсем не привлекали к своей работе трудящих ся. Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что в состав актива комис сий привлекались преимущественно спе циалисты различных отраслей хозяйства и культуры, и мало привлекались рядо вые труженики - рабочие, колхозники, за нятые непосредственно на производстве (с позиций сегодняшнего ,

, ,

ставилась задача массового привлечения трудящихся к управлению обществом, и в этом контексте, непривлечение «рядовых тружеников» рас).

Существенным недостатком было то, что вопрос

,

трудящихся к работе, не регу лировался суще. -еся привлекались комиссиями в основном без необходимой пла новости, систематичности.

Привлекая тру дящихся к работе, комиссии очень

слабо опирались на коллективы предприятий, уч

,

.

постоянных комиссий местных Советов депутатов трудящихся дали основание для различных предложений по законодательному регулированию деятельности постоянных комиссий, в частности, предлагалось ограничить численный состав привлекаемого актива постоянных комиссий (не бо-

), -

дать решениям комиссий общеобязательный характер и др. [1, с. 38; 3 с. 52-53].

По поводу роли постоянных комиссий в период «»

дискуссия, в частности, предлагалось ограничить численный состав привлекаемого актива постоянных комиссий (не более одной трети от числа

самих депутатов), придать решениям комиссий

,

др. В целом, в большинстве работ явно переоценивалась роль постоянных комиссий, что можно объяснить общими программными установками XXII съезда КПСС о строительстве ком,

должны были участвовать «широкие массы тру».

Другие провозглашенные формы организационно-массовой работы местных Советов (депутатские группы, депутатские посты и др.) оказались

.

В довоенный период депутатские группы организовывались почти исключительно по производ-.

депутатские группы в свою очередь были двух видов: 1) объединяющие депутатов и кандидатов в депутаты городских Советов, а также лиц, работающих на данном предприятии и являю; 2)

только депутатов и членов секций, но и весь актив Советов - делегатов, народных заседателей, членов школьных комиссий, комиссий оздоровления труда и быта и т.д. Они помогали Совету изучать конкретные вопросы хозяйства, готовили рекомендации и предложения, содействовали претворению решений Совета в жизнь.

В литературе отмечалось, что в таких группах депутаты лучше влияют на положение дел непосредственно в той бригаде, где они работают. . . , « -ния депутатских групп заслужи вает серьезного

внимания и всемерной поддержки. Однако, на

,

создавать не только из де путатов сельских Советов. Перестройка партийных и советских органов по производственному принципу вы двигает в качестве главной задачи повышение их роли в

.

депутатских групп местных Советов содействовало бы выполнению этой задачи» [2, с. 45].

Одной из важнейших задач депутатских групп

должно быть активное содействие развитию со,

планов промышленного и сельско хозяйственно,

соревнования и т.д. Поэтому организация депутатских групп по производственному принципу служит одной из форм депутатской деятельности, непосредственно связан ной с материаль-

,

управления и другими.

Наблюдались различные оценки этой формы организационно-массовой работы Советов, противники образования депутатских групп опасались, что они будут подменять или заменять собой постоянные комиссии. Опыт и практика работы Со ветов показал, что там, где депутатским группам уделялось должное внимание в правильном направлении их деятельности, они оказывали большую практическую помощь Советам. Известно, что постоянными комиссиями депутатский состав Совета охватывался в среднем на 50-60 %, остальной состав мог работать в составе депутатских групп, повышая творческую активность депутатского состава.

Также имела место и такая форма депутатской , . -

зовывались в основном в сельской местности в

2-3 -

дельных участках колхозного или совхозного производства для проведения определенных .

Депутатские посты оказывали сельскому Совету большую помощь в организации выполнения принятых решений и намеченных мероприя тий на отдельных участках колхозного и совхозного производства, лич ным трудом показывали пример проведения в жизнь принятых решений,

[5,

с. 103]. Однако широкого распространения эта форма депутатской деятельности не получила.

Литература:

1. . -ско го аппарата / В. Васильев, Ю. Тихомиров // Советы депутатов трудящих ся. 1961. № 6. С. 38;

2. Беца В.М. Некоторые организационные формы участия общественности в управлении сель// .

1963. № 3. С. 45.

3. . / . , . // -

щихся. 1962. № 5. С. 52-53.

4. . . -ных Советов // Правоведение. 1963. № 3. С. 129.

5. . . . / . . , К.Е. Федонюк. С. 152; Петров Г. И. Некоторые теоретические вопросы участия общественности

// .

1962. № 3. С. 103.

6. . . -стической законности местных Советов. М. : Го-сюриздат, 1960.

7. . .

деятельности местных Советов депутатов трудящихся. М. : Госюриздат, 1954. С. 71.

При организации деятельности депутатов не учитывалось то обстоятельство, что управление любой сферой социально-экономического развития предполагает, прежде всего, профессиональный подход к делу, при котором безграничное расширение депутатских общественных формирований, которые часто дублировали друг друга, шло вразрез с профессиональным подходом.

Вместе с тем заслуживает внимания своеобраз-« »

территории местного Совета. В настоящее время этот опыт в некоторых регионах пытаются использовать, и вот здесь, опыт хрущевских времен будет полезен.

Literature:

1. Vasiliev V. Yu mass Involvement Sovietth unit / V. Vasiliev, Y. Tihomirov // deputies Councils trudyaschihsya. 1961. № 6. P. 38;

2. Betz V.M. Some organizational forms of public participation in the management of agriculture field // Jurisprudence. 1963. № 3. P. 45.

3. Konev A. Public departments neobhodimy / A. Konev, A. Bakursky // Soviets. 1962. № 5. P. 52-53.

4. Maydannik A.V. The standing committees of local Councils // Jurisprudence. 1963. № 3. S. 129.

5. Mozdyr S.M. Decree. Job / S.M. Mozdyr, K.E. Fedonyuk. P. 152; Petrov G.I. Some theoretical issues of public participation in government // Jurisprudence. 1962. № 3. P. 103.

6. Osnovin V.S. The standing committees of local Councils of socialist legality. M. : Gosyurizdat 1960.

7. Popov V.I. Socialist legality in the activity of local Soviets. M. : Gosyurizdat, 1954. P. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.