Организация деятельности по противодействию терроризму и профилактике распространения идеологии экстремизма в вузах 2015 года
Солонько Игорь Викторович - проректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, к.ф.н., доцент
Мы живем и работаем в много- ные особенности в проведении вос-
национальной и многоконфессио- питательной работы и профилактике
нальной стране с идеологическим экстремистских проявлений в моло-
многообразием, которое закреплено дежной среде. В своей деятельности
в Конституции России. Это обстоя- мы должны подняться над различия-
тельство определяет принципиаль- ми (национальными, религиозными,
1 ' о
П 'I X " 1
') II с >
,11 и 02
I1 И
и 4 I*
нб о и ц
1 1
7
РРР
■ Ю 0*1 <01 + а ' 1 " з о -Ш >* «а* " 1
|нИ! Ц я Ы
'.и .. ии... \ VI 1*1
О 0 Н Н1 '|
1 ПО"
ц' :И : с| " "
1 о ,
250
и!1! .....
1 и
01II
41 ,
О 1
2
>11
111
7 1 » | (, » I II II I
1 о
9
! 1 4
II
1 1
II
1
1 о ш
|| 1
I К
и
«
9
7
0
идеологическими), которые активно используются в манипулятивных технологиях, и ставить вопрос о формировании у молодежи мировоззренческой безопасности в условиях глобализации.
Сегодня на личностное становление молодого человека постоянно оказывает влияние целый комплекс факторов. Молодежь живет и формируется в современном информационном пространстве, далеком от совершенства и влияющем на неё значительно сильнее, чем традиционные институты - семья, школа, вуз. Следовательно, и воспитательная работа должна носить комплексный систематический характер, адекватный современным вызовам, не навязывая, а предлагая здоровую альтернативу высоких нравственных стандартов, чтобы у студентов было реальное представление о всех возможных вариантах выбора между добром и злом. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то обязаны позаботиться о
том, чтобы каждый молодой человек имел нравственный компас, способствующий становлению духовной личности. При этом очень важно учитывать особенности современных условий: процесс глобализации, динамичная внешняя среда, активное влияние средств массовой коммуникации и многое другое. Следовательно, каждый коллектив специалистов по воспитательной работе любого вуза должен сделать выбор приоритетных направлений и способов воспитательной работы с учетом специфики студенческого контингента (количество студентов, доля и состав иностранных студентов, доля иногородних студентов, общий культурный уровень, социальный и национальный состав, гендерное соотношение и т. д.).
Отталкиваясь от многолетнего успешного практического опыта воспитательной работы, мы сформировали следующие приоритеты:
Положительный личный пример субъектов воспитательного процесса.
Расхождение слов с делом - это наиболее опасный путь дискредитации воспитательной работы. Молодежь чутко реагирует на фальшь воспитателя и делает противоположные выводы из сказанного. Кроме того, специалисты знают, что подсознательно молодой человек посредством социального импринтинга копирует поведенческие модели референтной группы. Следовательно, руководство университета, факультетов, институтов, воспитательная структура, а в идеале и каждый сотрудник университета должны личным повседневным примером демонстрировать на практике что такое хорошо и что такое плохо. А самое главное - стараться доходчиво и в интересной для студенчества форме объяснять, почему именно так правильно.
Формирование мировоззренческой безопасности у субъектов воспитательного процесса. Помощь студенчеству в формировании адекватного современным реалиям представления о жизни вообще, об обществе как сложной социокультурной системе, о внешних факторах, активно влияющих на каждого студента и студенчество в целом (мировоззренческий, исторический, фактологический, экономический, генетический и силовой приоритеты социального управления) [1], о феномене концептуальной власти [2], о типах строя психики и смене логики социального поведения в массовой статистике общества [3], о способах манипуляции индивидом и массовым сознанием, о главных ценностных ориентирах в жизни (нравственный компас) [4; 5]. Без того, что мы называем мировоззренческой безопасностью, невозможен современный качественный и эффективный воспитательный процесс. Для этого в университете должны проводиться соответствующие элективные и факультативные образовательные курсы, а так же специальные
занятия со студенческим активом во внеаудиторное время [6].
Активное вовлечение студенчества в различные конкретные проекты и дела, а также помощь в организации молодежных общественных объединений и организаций и их межвузовское взаимодействие. Необходимая часть студенческой жизни, помимо учебы, — это активный отдых и творчество, направленные на формирование командного духа и командного подхода при решении сложных задач. Все эти навыки им пригодятся и в дальнейшей жизни.
Активное использование средств массовой коммуникации в воспитательном процессе: Интернет-сайты молодежных общественных организаций (http://golos-molodeji.org/ и др.), студенческие газеты, кабельное телевидение, новостные и мировоззренческие видеоролики ^Мр:/Ду^ет-еи. ги/), еженедельный просмотр кинофильмов с их последующим обсуждением, фото- и видео-отчеты о прошедших мероприятиях на молодежном сайте и в студенческой газете и т.д. Все эти средства повышают скорость и эффективность циркуляции полезной информации о жизни студенчества, направленной на воспитание не только высококвалифицированного специалиста, но и человека с высокой и активной гражданской позицией, носителя великой русской культуры.
Развитие всех возможных форм студенческого самоуправления. Делая ставку на развитие студенческого самоуправления, как на одно из важнейших направлений воспитательной работы, мы убедились в том, что интересное и доходчивое объяснение своих же сверстников - студентов и аспирантов более эффективно, чем запреты администрации. Молодой человек скорее послушает своего товарища старшекурсника, который, ближе ему по возрасту и интересам, является для него примером для под-
ражания. Поэтому подбор и подготовка студенческого актива и помощь в его становлении - это важнейшая задача воспитательной структуры университета на первом этапе. Затем необходимо обеспечить преемственность в работе студенческого самоуправления при смене поколений. При таком подходе студенческое самоуправление входит в режим реального самоуправления и самовоспитания, что позволяет ему быть настоящим помощником и опорой ректората и деканатов университета.
Патриотическое воспитание в системе высшего образования, профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде, должны осуществляться, основываясь на самых передовых достижениях гуманитарных наук специально подготовленными специалистами с учетом современных вызовов и условий глобализации.
В самом понятии «образование», заложен вопрос - образование кого? То есть, какая цель у этого процесса? Мы считаем, что цель процесса образования - это образование высококвалифицированного специалиста с высоконравственным патриотическим самосознанием, которое позволяет ему не быть объектом манипулирования чуждой ему власти, а быть полноправным субъектом самоуправления в рамках своей легитимной власти. Только в такой социальной системе возможны развитые институты гражданского общества и подлинной демократии. Воспитательный процесс должен быть приоритетной составляющей процесса образования, так как любые знания - это всего лишь приложение к типу строя психики человека. Знания, оторванные от нравственности, зачастую оборачиваются для общества оружием самоуничтожения. Если студент понимает, что происходит с ним и вокруг него (мировоззренческая безопасность), если студент
чувствует искренность старших (положительный личный пример), если он активно вовлечен в жизнь своего факультета, института, университета, города и страны, то ему интересно жить и учиться, работать и отдыхать. При активном взаимодействии со своими товарищами и администрацией университета он самостоятельно решит большинство проблем студенчества и своего университета в настоящем, и своей страны в будущем, так как молодежь — это действительно наше общее будущее.
Литература:
1. Ефимов В.А. Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования
/Ректор вуза № 9/2007. — М.: Панорама, 2007. — С.32-27.
2. Солонько И.В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. — 304 с.
3. Ефимов В.А. Высшее образование и проблемы становления личности / Ректор вуза № 10/2009. — М.: Панорама, 2009. — С. 30-34.
4. Ефимов В.А. Камертон образования в России / Ректор вуза № 6/2008. — М.: Панорама, 2008. — С. 62-70.
5. Ефимов В.А. Образование - наука - религия: прошлое, настоящее, будущее / Этносоциум № 10 (52). — М.: Этносоциум, 2012. — С. 126-136.
6. Основы мировоззренческой безопасности в условиях глобализации: учебное пособие
/ В.А. Ефимов, И.В. Солонько, М.В. Величко. — СПб.: СПбГАУ, 2013. — 92 с.