Юбилей
69
независимой экспертизы высшей школы Санкт-Петербурга». В этой связи университет участвует в подготовке экспертов и проведении экспертиз, лицензировании образовательных программ СПО и дополнительных образовательных программ, проведении консультаций, научныхи практических конференций. Преподаватели, прошедшие подготовку по реализуемой на базе университета программе, имеют дипломы экспертов.
Особую роль в оценке качества подготовки специалистов играют опросы студентов по поводу их удовлетворенности процессом обучения в университете. Результа-
ты тщательно анализируются, разрабатываются корректировочные планы, направленные на улучшение деятельности.
Сейчас ИНЖЭКОН разрабатывает и документирует процессы по типовой модели системы качества университета, внедрение которой должно обеспечить: организационный порядок и сбалансированность деятельности университета; последовательность действий, основанных на документированных процессах;доверие к университету студентов и преподавателей; эффективность информационных потоков, отражающихвнутренние процессы и связь университета с внешней средой.
В. ЛИМОНОВ, доцент, проректор по учебно -воспитательной работе и связям с общественностью
Студенческая молодежь является значимой социальной группой, важной силой, влияющей на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Вуз - это место действия большого количества молодых людей, причем людей, имеющих высокий уровень образованности, обладающих творческим потенциалом, заряженных на активную деятельность.
Жизнь показала, что одних учебных занятий недостаточно для формирования истинно интеллигентного человека с твердыми патриотическими убеждениями и умениями противостоять всему негативному.
Уважение своего учебного, научно-исследовательского, общественного труда, гордость за свой университет - итог воспитательного процесса определенного уровня. Повседневная жизнь университета постоянно выдвигает вопросы воспитания на передний план даже в связи с рассмотрением материально-технических и финансовых проблем. Это связано прежде всего с проблемами отношения к материальным ценностям,воспитания чувства
Воспитательная
деятельность
университета
хозяина у всех членов университетского коллектива.
Важнейшей концептуальной предпосылкой каждодневной воспитательной общекультурной деятельности руководства
70
Высшее образование в России • № 10, 2006
нашего университета уже многие годы является идея созидания особой социальнопедагогической, воспитывающей «инжэко-новской » среды, способствующей творческому саморазвитию и самореализации каждой личности. В настоящее время уже можно говорить об осязаемых результатах в деле развития корпоративной университетской культуры, поддержания образовательных, научных, культурных, эстетических, этических традиций нашего родного университета.
В середине 90-х гг. в вузе был создан отдел по работе со студентами, а с февраля 2000 г. введена специальная должность проректора, который занимается всеми вопросами, касающимися воспитательной деятельности, сформирована структура управления воспитательной внеаудиторной работой в университете. Сейчас проректор по учебно-воспитательной работе и связям с общественностью при проведении непосредственной работы с обучающимися опирается на следующие подразделения:
♦ отдел по воспитательной работе,
♦ отдел по организации работы с молодежью,
♦ студенческий культурно-досуговый центр,
♦ центр по трудоустройству студентов и выпускников,
♦ музей истории университета,
♦ спортивный клуб.
В систему воспитательной деятельности входят руководители студенческих центров во всех корпусах университета, заместители деканов по учебно-воспитательной работе, Совет кураторов, институт кураторов учебных групп. С 2002 г. возрожден Совет по социальной и воспитательной работе, принята «Комплексная программа по профилактике наркомании в университете», работает Координационная рабочая группа по профилактике наркомании.
Мы считаем целесообразным обозначить три основных интегрированных направления воспитательной работы в университете: профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно-нравственное.
Эти направления воспитания должны присутствовать во всех воспитательных мероприятиях университета: на лекциях, семинарах, в курсовом и дипломном проектировании, на производственной практике, в молодежном и студенческом самоуправлении, а также на занятиях в кружках и секциях, в работе кураторов с обучающи-
Ректор Университета ИНЖЭКОН, профессор А.И. Михайлушкин с лидерами студенческих организаций. 2005 г.
Юбилей
71
мися, в делах молодежных и студенческих общественных организаций, в планах воспитательной работы на всех уровнях.
На первом и втором курсах кураторы всех кафедр университета оказывают помощь студентам в знакомстве с вузом, проводят работу по доведению до каждого студента правил внутреннего распорядка, норм поведения и проживания в общежитиях университета, прав и обязанностей студента. Ежегодно каждый первокурсник получает брошюры «Памятка первокурснику» и «Компас студенческой жизни».
В течение пяти последних лет развивается и крепнет структура молодежного студенческого самоуправления. Если в 1999/ 2000 учебном году у нас было всего четыре студенческие организации (Студенческий совет, профком студентов, Е8Т1ЕМ - локальная группа Европейской ассоциации студентов, изучающих промышленный инжиниринг и менеджмент в Санкт-Петербурге, и А1Е8ЕС - локальная группа Международной организации студентов, изучающих экономику и управление), то в течение 2000-2005 гг. картина резко изменилась. Создан механизм молодежного самоуправления, увеличилось число студенческих общественных организаций и состав их активных членов.
Сегодня в структуру студенческого самоуправления входят:
1) Профсоюзный комитет студентов - 23 члена.
Профсоюзная организация -фундамент студенческого самоуправления в университете - включает более 6500 членов.
В настоящее время при профкоме работают комиссии
по различным направлениям и общественные объединения:
• научный центр - 20 членов;
• спортивный туристический экскурсионный клуб - 30 членов;
2) Студенческий совет - 25 членов;
3) Молодежный экономический клуб -15 членов;
4) Международная студенческая организация А1Е8ЕС - 90 членов;
5) Европейская студенческая организация Е8Т1ЕМ - 35 членов;
6) Студенческие советы общежитий -75 человек;
7) Театрально-художественная студия «Театр +» - 30 студентов.
В 2001 г. создана новая организационная структура - Союз молодежи ИНЖЭ-КОНа, объединившая студенческие общественные организации. Руководство их деятельностью осуществляет специальный координационный совет.
С сентября по декабрь и с февраля по май каждого учебного года студенческие общественные организации привлекают университетскую молодежь к участию в разнообразных мероприятиях. Еженедельно в них активно участвуют в качестве организаторов в среднем 150 чел., а в качестве участников и зрителей - до 1000-1500 чел.
Чемпионат КВН на Кубок ректора ИНЖЭКОНа
72
Высшее образование в России • № 10, 2006
В последние годы в университете проводится работа по возрождению движения студенческих отрядов. С 2001 г. в университете работает курируемый профкомом студенческий отряд «Общественная приемная комиссия - ОПК ». В настоящее время налажены контакты с городским штабом студенческих отрядов. Ежегодно формируются студотряд проводников и сельскохозяйственный отряд из студентов первого курса.
Университетская биржа труда играет
все большую роль в трудовом воспитании студенчества и в трудоустройстве студентов и выпускников.
В целом можно говорить о том, что создана разветвленная система управления процессами воспитательной деятельности, ведется целенаправленная политика по укрепления корпоративной культуры и по связям с общественностью, что позволяет университету укреплять свой имидж старейшего экономического вуза России.
И. БЫСТРОВ, доцент проректор по международным связям
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет имеет многолетний опыт международного сотрудничества. Особенно активный рост международных связей наблюдается за последние пять лет. Открылись границы, появились новые возможности партнерства с вузами других стран. Наш университет сразу отреагировал на подписание Болонской декларации, и уже сейчас мы находимся в нескольких шагах от создания реально функционирующей многоступенчатой системы образования, признаваемой в вузах европейских стран.
Сегодня имя «ИНЖЭКОН » известно в более чем 30 странах мира. Мы имеем устойчивые связи с 40 образовательными и научными учреждениями и организациями из Австралии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Литвы, Монголии, Польши, Финляндии, Франции, США, Швеции, Швейцарии, Эстонии.
Международное сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:
□ обмен студентами по программам включенного обучения;
□ обмен студентами для прохождения учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики;
Международная
деятельность
□ получение второго диплома;
□ обмен преподавателями для чтения лекций;
□ проведение совместных исследований и осуществление научно-исследовательских разработок в области образования, экономики, управления, природопользования и др.;