Научная статья на тему 'Мировоззренческая безопасность как направление антиэкстремистской информационно-просветительской деятельности в образовательном процессе'

Мировоззренческая безопасность как направление антиэкстремистской информационно-просветительской деятельности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ МЕРЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / WORLDVIEW SAFETY / COUNTER-TERRORISM MEASURES / NATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солонько Игорь Викторович

Современные условия определяют особенности, которые необходимо учитывать в работе с молодежью по профилактике экстремизма и гражданско-патриотическому воспитанию. Глобальная сеть Интернет и всеобщая доступность информационно-коммуникационных технологий дает возможность широкому кругу лиц организовывать электронные СМИ и социальные сети, ориентированные на различные социальные, политические и экономические цели. Практика так называемой интернет-вербовки молодежи запрещенными в Российской Федерации экстремистскими и террористическими организациями демонстрирует свою эффективность даже в отношении образованных молодых людей из благополучных семей. Всевозможные экстремистские течения пытаются наши естественные различия в национальности, религии и идеологии активно эксплуатировать в манипулятивных технологиях для достижения своих деструктивных целей. Однако такие сценарии теряют свою основу, если подняться над указанными различиями и ставить вопрос о формировании у молодежи мировоззренческой безопасности. Мировоззренческая безопасность как направление работы с молодежью, опирающееся на традиционные формы и методы воспитания, является важным и необходимым условием успешного гражданско-патриотического воспитания в сфере профилактики и противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солонько Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Worldview security as a direction of anti-extremist information and enlightenment activity in the educational process

Modern conditions determine the features that must be taken into account in working with young people to prevent extremism and civic-patriotic education. The Internet and the universal accessibility of information and communication technologies enable a wide range of people to organize electronic media and social networks oriented to various social, political and economic goals. The practice of Internet recruitment of youth by extremist and terrorist organizations banned in the Russian Federation demonstrates its effectiveness even against educated young people from happy families. All kinds of extremist movements are trying to actively exploit our natural differences in nationality, religion and ideology in manipulative technologies to achieve their destructive goals. However, such scenarios lose their basis if we rise above these differences and raise the question of the formation of worldview security among young people. Worldview security as a direction of work with youth, based on traditional forms and methods of education, is an important and necessary condition for successful civil-patriotic education in the field of prevention and countering extremism.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческая безопасность как направление антиэкстремистской информационно-просветительской деятельности в образовательном процессе»

Мировоззренческая

безопасность как

направление

антиэкстремистской

информационно-

просветительской

деятельности

в образовательном процессе

Солонько Игорь Викторович - проректор СПбГАУ к.ф.н., доцент

Современные условия определяют особенности, которые необходимо учитывать в работе с молодежью по профилактике экстремизма и гражданско-патриоти-ческому воспитанию. Глобальная сеть Интернет и всеобщая доступность информационно-коммуникационных технологий дает возможность широкому кругу лиц организовывать электронные СМИ и социальные сети, ориентированные на различные социальные, политические и экономические цели. Активно используют этот ресурс заказчики и идеологи так называемых «цветных» революций и различных экстремистских течений, в том числе и так называемого исламистского толка. Отработанные методики и психологические приемы, направленные на молодого и неопытного человека, потенциально способны завербовать его в своей комнате,

не выходя на улицу или не выезжая на какие-либо сомнительные мероприятия. То есть традиционные формы (безусловно, необходимые, но недостаточные) граждан-ско-патриотического воспитания, профилактики экстремизма могут опаздывать или быть неэффективными в современной быстро-изменяющейся информационной среде. Практика так называемой интернет-вербовки молодежи запрещенными в Российской Федерации экстремистскими и террористическими организациями демонстрирует свою эффективность даже в отношении образованных молодых людей из благополучных семей.

Мы живем и работаем в многонациональной и поликонфессиональной стране с идеологическим плюрализмом, который закреплен в Конституции Российской Федерации. Это обстоятель-

ство определяет принципиальные особенности в проведении работы по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде и гражданско-патриотиче-скому воспитанию. Всевозможные экстремистские течения пытаются наши естественные различия в национальности, религии и идеологии активно эксплуатировать в манипулятивных технологиях для достижения своих деструктивных целей. И поэтому если мы будем пытаться работать на уровне идеологий, мы заведомо будем неэффективны, так как именно на этом уровне пытаются разделять и стравливать нашу молодежь, направлять ее против общества и государства. Однако такие сценарии теряют свою основу, если подняться над указанными различиями и ставить вопрос о формировании у молодежи мировоз-

зренческой безопасности. Только обладая адекватным жизни мировоззрением, основанным на научной картине мира и тысячелетней многонациональной культуре русской цивилизации, человек может понять истинную подоплеку спровоцированного межнационального или межконфессионального конфликта и нивелировать его в правовом поле. Таким образом, мировоззренческая безопасность как направление работы с молодежью, опирающееся на традиционные формы и методы воспитания, является важным и необходимым условием успешного гражданско-патриотического воспитания в сфере профилактики и противодействия экстремизму.

В современных условиях на личностное становление молодого человека постоянно оказывает влияние целый комплекс факторов.

Молодежь живет и формируется в современном информационном пространстве, очень далеком от совершенства, которое влияет на неё значительно сильнее, чем традиционные институты: семья, школа, вуз. Следовательно, и работа по профилактике экстремистских проявлений и гражданско-патри-отическому воспитанию должна носить комплексный, систематический характер, адекватный современным вызовам. Прежде всего, необходимо повышать меру понимания молодежи в текущей международной обстановке, внутриполитических событиях и их причинно-следственной подоплеке, существующих религиозных и идеологических течениях именно на мировоззренческом уровне.

Применяя интересные и доступные формы изложения, мы должны не навязывать, а предлагать здоровую альтернативу высоких нравственных стандартов, чтобы у молодежи было реальное

представление о всех возможных вариантах выбора между добром и злом. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то обязаны позаботиться, чтобы каждый молодой человек имел нравственный компас, способствующий становлению духовной личности. При этом очень важно учитывать особенности современных условий: процесс глобализации, динамичную внешнюю среду, активное влияние средств массовой коммуникации и многое другое. Следовательно, каждый коллектив специалистов по воспитательной работе в любом вузе должен сделать выбор приоритетных направлений и способов воспитательной работы с учетом специфики студенческого контингента (количество студентов, доля и состав иностранных студентов, доля иногородних студентов, общий культурный уровень, социальный и национальный состав, гендерное соотношение и т.д.).

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Гражданином быть обязан

к ч

Основываясь на многолетнем успешном коллективном опыте воспитательной работы, мы сформировали следующие приоритеты.

1. Положительный личный пример субъектов воспитательного процесса. Расхождение слов с делом - это наиболее опасный путь дискредитации воспитательной работы. Молодежь чутко реагирует на фальшь воспитателя и делает противоположные выводы из сказанного. Кроме того, специалисты знают, что подсознательно молодой человек посредством социального импринтинга копирует поведенческие модели референтной группы. Следовательно, руководство университета, факультетов, институтов, воспитательная структура, а в идеале и каждый сотрудник университета, должны личным повседневным примером демонстрировать на практике, что такое хорошо и что такое плохо. А самое главное - стараться доходчиво и в интересной для студенчества форме объяснить, почему именно так правильно.

2. Формирование мировоззренческой безопасности у объектов воспитательного процесса. Помощь студенчеству в формировании адекватного современным реалиям представления о жизни вообще, об обществе как сложной социокультурной системе, о внешних факторах, активно влияющих на каждого студента и студенчество в целом (мировоззренческий, исторический, фактологический, экономический, генетический и силовой приоритеты социального управления) [1], о феномене концептуальной власти [2], о типах строя психики и смене логики социального поведения в массовой статистике общества [3], о способах манипуляции индивидом

и массовым сознанием, о главных ценностных ориентирах в жизни (нравственный компас) [4]. Без всего этого, что мы называем мировоззренческой безопасностью, невозможен современный качественный и эффективный воспитательный процесс. Для этого в университете должны проводиться соответствующие элективные и факультативные образовательные курсы, а также специальные занятия со студенческим активом во внеаудиторное время [5].

3. Активное вовлечение студенчества в различные конкретные проекты и дела, помощь в организации молодежных общественных объединений и организаций и их межвузовское взаимодействие. Необходимая часть студенческой жизни, помимо учебы, — это активный отдых и творчество, которые направлены на формирование командного духа и командного подхода при решении сложных задач. Все эти навыки им пригодятся и в дальнейшей жизни.

4. Активное использование средств массовой коммуникации в воспитательном процессе: интернет-сайты молодежных общественных организаций (http:// golos-molodeji.org/ и др.), студенческие газеты, кабельное телевидение, новостные и мировоззренческие видеоролики; еженедельный просмотр кинофильмов, затрагивающих актуальные проблемы, с их последующим обсуждением; фото - и видеоотчеты о прошедших мероприятиях на молодежном сайте и в студенческой газете и т.д. Все эти средства повышают скорость и эффективность циркуляции полезной информации о жизни студенчества, направленной на воспитание не только высококвалифицированного специалиста,

но и человека с высокой и активной гражданской позицией, носителя великой русской культуры.

5. Развитие всех возможных форм студенческого самоуправления. Делая ставку на развитие студенческого самоуправления как одного из важнейших направлений воспитательной работы, мы убедились в том, что интересное и доходчивое объяснение своих же сверстников - студентов и аспирантов работает более эффективно, чем запреты администрации. Молодой человек скорее послушает своего товарища-старшекурсника, который ближе ему по возрасту и интересам, является для него примером для подражания. Поэтому подбор и подготовка студенческого актива и помощь в его становлении — это важнейшая задача воспитательной структуры университета на первом этапе. Затем необходимо обеспечить преемственность в работе студенческого самоуправления при смене поколений. При таком подходе студенческое самоуправление входит в режим реального само управления и самовоспитания, что позволяет ему быть реальным помощником и опорой ректората и деканатов университета.

Гражданско-патриотическое воспитание в системе высшего образования, профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде должны проводиться, основываясь на самых передовых достижениях гуманитарных наук, специально подготовленными специалистами с учетом современных вызовов и условий глобализации. Комплексной целью такой работы является формирование у молодого человека чувства субъ-ектности и ответственности не только за свое личное будущее, но и за будущее своей страны, кото-

рой он должен искренне гордиться. Для этого необходимо аргументированно объяснять молодежи, что жизненные проблемы и недостатки в работе органов государственной и муниципальной власти есть во всех странах мира, и, сталкиваясь с ними, неправильно думать, что из-за этого регион или страна, в которой они живут, плохие. Вместо эмоциональной реакции или простых решений сложных проблем, которые обычно активно предлагаются в манипуляции общественным мнением, надо стараться находить правовые эффективные решения со всеми заинтересованными участниками. Для этого необходимо помогать молодым людям развивать навыки деловых коммуникаций и создания доброжелательного психологического климата вокруг себя, способности к командному подходу и здоровому лидерству.

Мы считаем, что цель процесса образования - это формирование личности высококвалифицированного специалиста с высоконравственным патриотическим самосознанием, высоким уровнем культуры, которые не позволят ему стать объектом манипулирования со стороны деструктивных организаций и движений, а позволят быть субъектом самоуправления, достойным гражданином своего Отечества. Только в такой социальной системе возможны развитые институты гражданского общества и подлинной демократии. Воспитательный процесс должен быть приоритетной составляющей процесса образования, так как любые знания - это всего лишь приложение к типу строя психики человека. Знания, оторванные от праведной нравственности, зачастую оборачиваются для общества оружием самоуничтожения.

Если студент адекватно понимает, что происходит с ним и вокруг него (мировоззренческая безопасность), если студент чувствует искренность старших (положительный личный пример), если он активно вовлечен в жизнь своего факультета, института, университета, города и страны, то ему интересно жить и учиться, отдыхать и работать. При активном взаимодействии со своими товарищами и администрацией университета он самостоятельно решит большинство проблем студенчества и своего университета в настоящем, и своей страны в будущем.

Эффективность информационно-просветительской работы, направленной на противодействие и профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде, обусловлена наличием специальной компоненты (учебных спецкурсов) в образовательном процессе [5]. Введение такого спецкурса, адаптированного под конкретные нужды каждого вуза, требует коллективных совместных усилий. Сначала предлагается проведение установочного курса лекций для самих сотрудников воспитательной структу-

ры вуза и его студенческого актива. Далее - массовая работа в рамках образовательного процесса. Затем уже обмен опытом и коррекция учебного курса с учетом жизненных реалий. Мы предлагаем всем заинтересованным специалистам сотрудничество по заявленной теме с учетом нашего первоначального успешного опыта работы и готовы к совместному его дальнейшему развитию.

Литература

1. В. А. Ефимов Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования // Ректор вуза № 9/2007. — М.: Панорама, 2007. — С. 32-27.

2. И. В. Солонько Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. — 304 с.

3. В. А. Ефимов Высшее образование и проблемы становления личности // Ректор вуза № 10/2009. — М.: Панорама, 2009. — С. 30-34.

4. В. А.Ефимов Образование - наука - религия: прошлое, настоящее, будущее // Этно-социум № 10 (52). — М.: Этносоциум, 2012. — С. 126-136.

5. Основы мировоззренческой безопасности в условиях глобализации: учебное пособие / В. А. Ефимов, И. В. Солонько, М. В. Величко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.