Мировоззренческая
безопасность как
направление
антиэкстремистской
информационно-
просветительской
деятельности
в образовательном процессе
Солонько Игорь Викторович - проректор СПбГАУ к.ф.н., доцент
Современные условия определяют особенности, которые необходимо учитывать в работе с молодежью по профилактике экстремизма и гражданско-патриоти-ческому воспитанию. Глобальная сеть Интернет и всеобщая доступность информационно-коммуникационных технологий дает возможность широкому кругу лиц организовывать электронные СМИ и социальные сети, ориентированные на различные социальные, политические и экономические цели. Активно используют этот ресурс заказчики и идеологи так называемых «цветных» революций и различных экстремистских течений, в том числе и так называемого исламистского толка. Отработанные методики и психологические приемы, направленные на молодого и неопытного человека, потенциально способны завербовать его в своей комнате,
не выходя на улицу или не выезжая на какие-либо сомнительные мероприятия. То есть традиционные формы (безусловно, необходимые, но недостаточные) граждан-ско-патриотического воспитания, профилактики экстремизма могут опаздывать или быть неэффективными в современной быстро-изменяющейся информационной среде. Практика так называемой интернет-вербовки молодежи запрещенными в Российской Федерации экстремистскими и террористическими организациями демонстрирует свою эффективность даже в отношении образованных молодых людей из благополучных семей.
Мы живем и работаем в многонациональной и поликонфессиональной стране с идеологическим плюрализмом, который закреплен в Конституции Российской Федерации. Это обстоятель-
ство определяет принципиальные особенности в проведении работы по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде и гражданско-патриотиче-скому воспитанию. Всевозможные экстремистские течения пытаются наши естественные различия в национальности, религии и идеологии активно эксплуатировать в манипулятивных технологиях для достижения своих деструктивных целей. И поэтому если мы будем пытаться работать на уровне идеологий, мы заведомо будем неэффективны, так как именно на этом уровне пытаются разделять и стравливать нашу молодежь, направлять ее против общества и государства. Однако такие сценарии теряют свою основу, если подняться над указанными различиями и ставить вопрос о формировании у молодежи мировоз-
зренческой безопасности. Только обладая адекватным жизни мировоззрением, основанным на научной картине мира и тысячелетней многонациональной культуре русской цивилизации, человек может понять истинную подоплеку спровоцированного межнационального или межконфессионального конфликта и нивелировать его в правовом поле. Таким образом, мировоззренческая безопасность как направление работы с молодежью, опирающееся на традиционные формы и методы воспитания, является важным и необходимым условием успешного гражданско-патриотического воспитания в сфере профилактики и противодействия экстремизму.
В современных условиях на личностное становление молодого человека постоянно оказывает влияние целый комплекс факторов.
Молодежь живет и формируется в современном информационном пространстве, очень далеком от совершенства, которое влияет на неё значительно сильнее, чем традиционные институты: семья, школа, вуз. Следовательно, и работа по профилактике экстремистских проявлений и гражданско-патри-отическому воспитанию должна носить комплексный, систематический характер, адекватный современным вызовам. Прежде всего, необходимо повышать меру понимания молодежи в текущей международной обстановке, внутриполитических событиях и их причинно-следственной подоплеке, существующих религиозных и идеологических течениях именно на мировоззренческом уровне.
Применяя интересные и доступные формы изложения, мы должны не навязывать, а предлагать здоровую альтернативу высоких нравственных стандартов, чтобы у молодежи было реальное
представление о всех возможных вариантах выбора между добром и злом. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то обязаны позаботиться, чтобы каждый молодой человек имел нравственный компас, способствующий становлению духовной личности. При этом очень важно учитывать особенности современных условий: процесс глобализации, динамичную внешнюю среду, активное влияние средств массовой коммуникации и многое другое. Следовательно, каждый коллектив специалистов по воспитательной работе в любом вузе должен сделать выбор приоритетных направлений и способов воспитательной работы с учетом специфики студенческого контингента (количество студентов, доля и состав иностранных студентов, доля иногородних студентов, общий культурный уровень, социальный и национальный состав, гендерное соотношение и т.д.).
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Гражданином быть обязан
к ч
Основываясь на многолетнем успешном коллективном опыте воспитательной работы, мы сформировали следующие приоритеты.
1. Положительный личный пример субъектов воспитательного процесса. Расхождение слов с делом - это наиболее опасный путь дискредитации воспитательной работы. Молодежь чутко реагирует на фальшь воспитателя и делает противоположные выводы из сказанного. Кроме того, специалисты знают, что подсознательно молодой человек посредством социального импринтинга копирует поведенческие модели референтной группы. Следовательно, руководство университета, факультетов, институтов, воспитательная структура, а в идеале и каждый сотрудник университета, должны личным повседневным примером демонстрировать на практике, что такое хорошо и что такое плохо. А самое главное - стараться доходчиво и в интересной для студенчества форме объяснить, почему именно так правильно.
2. Формирование мировоззренческой безопасности у объектов воспитательного процесса. Помощь студенчеству в формировании адекватного современным реалиям представления о жизни вообще, об обществе как сложной социокультурной системе, о внешних факторах, активно влияющих на каждого студента и студенчество в целом (мировоззренческий, исторический, фактологический, экономический, генетический и силовой приоритеты социального управления) [1], о феномене концептуальной власти [2], о типах строя психики и смене логики социального поведения в массовой статистике общества [3], о способах манипуляции индивидом
и массовым сознанием, о главных ценностных ориентирах в жизни (нравственный компас) [4]. Без всего этого, что мы называем мировоззренческой безопасностью, невозможен современный качественный и эффективный воспитательный процесс. Для этого в университете должны проводиться соответствующие элективные и факультативные образовательные курсы, а также специальные занятия со студенческим активом во внеаудиторное время [5].
3. Активное вовлечение студенчества в различные конкретные проекты и дела, помощь в организации молодежных общественных объединений и организаций и их межвузовское взаимодействие. Необходимая часть студенческой жизни, помимо учебы, — это активный отдых и творчество, которые направлены на формирование командного духа и командного подхода при решении сложных задач. Все эти навыки им пригодятся и в дальнейшей жизни.
4. Активное использование средств массовой коммуникации в воспитательном процессе: интернет-сайты молодежных общественных организаций (http:// golos-molodeji.org/ и др.), студенческие газеты, кабельное телевидение, новостные и мировоззренческие видеоролики; еженедельный просмотр кинофильмов, затрагивающих актуальные проблемы, с их последующим обсуждением; фото - и видеоотчеты о прошедших мероприятиях на молодежном сайте и в студенческой газете и т.д. Все эти средства повышают скорость и эффективность циркуляции полезной информации о жизни студенчества, направленной на воспитание не только высококвалифицированного специалиста,
но и человека с высокой и активной гражданской позицией, носителя великой русской культуры.
5. Развитие всех возможных форм студенческого самоуправления. Делая ставку на развитие студенческого самоуправления как одного из важнейших направлений воспитательной работы, мы убедились в том, что интересное и доходчивое объяснение своих же сверстников - студентов и аспирантов работает более эффективно, чем запреты администрации. Молодой человек скорее послушает своего товарища-старшекурсника, который ближе ему по возрасту и интересам, является для него примером для подражания. Поэтому подбор и подготовка студенческого актива и помощь в его становлении — это важнейшая задача воспитательной структуры университета на первом этапе. Затем необходимо обеспечить преемственность в работе студенческого самоуправления при смене поколений. При таком подходе студенческое самоуправление входит в режим реального само управления и самовоспитания, что позволяет ему быть реальным помощником и опорой ректората и деканатов университета.
Гражданско-патриотическое воспитание в системе высшего образования, профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде должны проводиться, основываясь на самых передовых достижениях гуманитарных наук, специально подготовленными специалистами с учетом современных вызовов и условий глобализации. Комплексной целью такой работы является формирование у молодого человека чувства субъ-ектности и ответственности не только за свое личное будущее, но и за будущее своей страны, кото-
рой он должен искренне гордиться. Для этого необходимо аргументированно объяснять молодежи, что жизненные проблемы и недостатки в работе органов государственной и муниципальной власти есть во всех странах мира, и, сталкиваясь с ними, неправильно думать, что из-за этого регион или страна, в которой они живут, плохие. Вместо эмоциональной реакции или простых решений сложных проблем, которые обычно активно предлагаются в манипуляции общественным мнением, надо стараться находить правовые эффективные решения со всеми заинтересованными участниками. Для этого необходимо помогать молодым людям развивать навыки деловых коммуникаций и создания доброжелательного психологического климата вокруг себя, способности к командному подходу и здоровому лидерству.
Мы считаем, что цель процесса образования - это формирование личности высококвалифицированного специалиста с высоконравственным патриотическим самосознанием, высоким уровнем культуры, которые не позволят ему стать объектом манипулирования со стороны деструктивных организаций и движений, а позволят быть субъектом самоуправления, достойным гражданином своего Отечества. Только в такой социальной системе возможны развитые институты гражданского общества и подлинной демократии. Воспитательный процесс должен быть приоритетной составляющей процесса образования, так как любые знания - это всего лишь приложение к типу строя психики человека. Знания, оторванные от праведной нравственности, зачастую оборачиваются для общества оружием самоуничтожения.
Если студент адекватно понимает, что происходит с ним и вокруг него (мировоззренческая безопасность), если студент чувствует искренность старших (положительный личный пример), если он активно вовлечен в жизнь своего факультета, института, университета, города и страны, то ему интересно жить и учиться, отдыхать и работать. При активном взаимодействии со своими товарищами и администрацией университета он самостоятельно решит большинство проблем студенчества и своего университета в настоящем, и своей страны в будущем.
Эффективность информационно-просветительской работы, направленной на противодействие и профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде, обусловлена наличием специальной компоненты (учебных спецкурсов) в образовательном процессе [5]. Введение такого спецкурса, адаптированного под конкретные нужды каждого вуза, требует коллективных совместных усилий. Сначала предлагается проведение установочного курса лекций для самих сотрудников воспитательной структу-
ры вуза и его студенческого актива. Далее - массовая работа в рамках образовательного процесса. Затем уже обмен опытом и коррекция учебного курса с учетом жизненных реалий. Мы предлагаем всем заинтересованным специалистам сотрудничество по заявленной теме с учетом нашего первоначального успешного опыта работы и готовы к совместному его дальнейшему развитию.
Литература
1. В. А. Ефимов Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования // Ректор вуза № 9/2007. — М.: Панорама, 2007. — С. 32-27.
2. И. В. Солонько Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. — 304 с.
3. В. А. Ефимов Высшее образование и проблемы становления личности // Ректор вуза № 10/2009. — М.: Панорама, 2009. — С. 30-34.
4. В. А.Ефимов Образование - наука - религия: прошлое, настоящее, будущее // Этно-социум № 10 (52). — М.: Этносоциум, 2012. — С. 126-136.
5. Основы мировоззренческой безопасности в условиях глобализации: учебное пособие / В. А. Ефимов, И. В. Солонько, М. В. Величко.