ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2015. № 1/2
В.А. Змеев*
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
V.A. Zmeev
RUSSIAN EDUCATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
В статье с позиции действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации анализируется понятие «образование». Автор показывает цели и задачи современной отечественной системы образования, ее внутреннюю структуру, называет органы управления образованием и основные типы образовательных учреждений. Рассмотрено влияние процессов глобализации на российскую систему образования в условиях расширения международных связей высшей школы, прежде всего университетов. Отмечено большое значение Х съезда Российского союза ректоров.
Ключевые слова: система российского образования, глобализация, высшая школа, Российский союз ректоров, Московский государственный университет.
In the paper the concept "education" from a position of the existing normative legal acts of the Russian Federation is analyzed. The author shows the purposes and problems of a modern domestic education system, its internal structure, calls governing bodies of education and the main types of educational institutions. Influence of processes of globalization on the Russian education system in the conditions of expansion of international backgrounds of the higher school, first of all universities is considered. The great importance of the X congress of the Russian Union of rectors is noted.
Key words: system of Russian education, globalization, the higher school, Russian Union of rectors, Moscow State University.
Слово «образование» как устоявшийся педагогический термин в научный оборот ввел швейцарский педагог и общественный деятель Иоганн Генрих Песталоц-ци (1780). В русском языке в качестве специального термина педагогики его впервые использовал выдающийся русский просветитель Николай Иванович Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» (1783). Сущностное определение образования дал представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель в работе «Философская пропедевтика». Ученый показал, что восхождение (понятие) отдельного человеческого существа в своей всеобщей природе и есть образование себя. К актуальным проблемам образования на протяжении веков обращались и продолжают обращаться ученые, специалисты разных научных направлений.
Современные российские ученые в монографиях и энциклопедических изданиях рассматривают «образование», во-первых, как составную часть и продукт со-
' Змеев Владимир Алексеевич—докт. ист. наук, профессор каф. глобалистики ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail, [email protected]
циализации человека; во-вторых, как систему информации, которая содержится в образовательных программах; в-третьих, как институционально организованную деятельность; в-четвертых, как характеристику или качество населения. Уровень образования различных социальных групп определяет экономический, политический и культурный потенциал общества. Рассмотрим, как представлено образование в важнейших нормативных актах России.
В Конституции Российской Федерации записано следующее: «1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»1.
Требования ст. 43 Конституции РФ обязательны к безусловному исполнению на всей территории страны. Федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления обязаны добиваться полного и точного выполнения перечисленных положений Основного Закона нашего государства.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. дано развернутое определение понятия. Статья 2 гласит, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»2.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сформулированы основные цели и задачи образования. «Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
1 Конституция Российской Федерации. М.: ЭКСМО, 2015. Ст. 43.
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: ЭКСМО, 2013 (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
- формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
- академическую мобильность обучающихся людей;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе»3.
Система образования — это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Это — сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов. Это — органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Сегодня развивается трехуровневая система образования — федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, уровень местного самоуправления. Все они тесно связаны друг с другом, что обеспечивает относительное единство учебного и воспитательного процесса, а также примерно одинаковое качество подготовки выпускников учебных заведений по всей стране. Слабым звеном являются некоторые негосударственные высшие учебные заведения, где качество подготовки выпускников хуже, чем в государственных вузах.
Система образования Российской Федерации дополняется и развивается государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы функционирования, направления и перспективы развития. Общие направления развития системы образования определяет Президент Российской Федерации. Необходимые нормативно-правовые акты разрабатывает и принимает Федеральное Собрание Российской Федерации. Реализацией Национальной доктрины образования занимается Правительство России, ряд министерств и ведомств. Контролируют соблюдение организациями и гражданами образовательного законодательства Прокуратура Российской Федерации и система судов.
Современная система образования России включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
3 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. URL: http:// sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 01.06.2015).
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования4.
Огромное влияние на развитие системы образования в нашей стране оказывает научное сообщество, прежде всего члены Российской Академии наук, Российской Академии образования и ученые высших учебных заведений, в том числе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В современной России проводятся как фундаментальные, так и прикладные исследования по актуальным проблемам истории, теории и методических основ образования, которые способствуют улучшению его качества. В ряде высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений сложились авторитетные научно-педагогические школы по вопросам образования.
Непосредственную ответственность перед обществом и государством за состоянием системы образования несет Министерство образования и науки Российской Федерации. Оно разрабатывает политику в области образования, стратегию достижения целей этой политики, а также участвует в создании необходимой нормативно-законодательной базы, обеспечивающей реализацию образовательной политики в государстве и обществе.
Согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», руководство деятельностью Министерства образования и науки РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.
В структуру Министерства образования и науки РФ входят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам мо-лодежи5.
Органы управления в центре и на местах осуществляют образовательную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, устанавливающих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников учебных заведений.
В Российской Федерации образование законодательно подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации конституционного права человека на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее и профессиональное образование реализуется по установленным уровням: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее; среднее профессиональное, высшее (ба-
4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 10, п. 1.
5 Российская газета. 2012. 22 мая.
калавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование детей и взрослых, также дополнительное профессиональное образование.
Система образования Российской Федерации создает условия для непрерывного обучения посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности освоения нескольких программ, а также учета уже имеющихся образования, квалификации и опыта практической деятельности.
В России действуют следующие типы образовательных организаций:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- профессиональные;
- высшего образования;
- дополнительного образования;
- дополнительного профессионального образования.
Наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип, также могут использоваться сведения, указывающие на особенности осуществляемой деятельности6.
Сложившаяся в России система образования позволяет нам адекватно встречать вызовы XXI в., сохранять и укреплять конкурентоспособность государства среди мировых лидеров. В современном мире многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. На российскую образовательную систему постоянно влияют глобальные проблемы человечества. Сегодня она испытывает негативное внешнее воздействие, вызванное санкциями США и зависимых от них государств. Рассмотрим некоторые из этих процессов в контексте глобализации. Глобализация образования — это всеобщее изменение порядка распределения знаний через образовательные институты, при котором постепенно складывается обучающееся общество. В процессе глобализации образования учебная деятельность большинства социальных и возрастных групп населения становится основным средством развития и воспроизводства. Глобализация образования становится локомотивом социального прогресса.
Глобализация образования обусловлена прежде всего экономической интеграцией многих стран (Европейский союз, Содружество Независимых Государств, Всемирная торговая организация), деятельностью транснациональных корпораций (Coca-Cola, McDonalds, IBM, Sony, BMW), перераспределением финансовых потоков и более свободной миграцией рабочей силы.
Глобализация образования непосредственно связана с обострением противоречий между развитыми государствами и странами «третьего мира» (проблема «Север-Юг»). Основными направлениями решения этого противоречия в сфере образования являются: а) обеспечение преемственности образования национальных школ и университетского образования; б) рассмотрение «утечки мозгов» как формы инвестирования в человеческий капитал; в) поиск сбалансированного соотношения учебных программ по подготовке работников.
6ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 23.
Для России глобальное образование означает не только сохранение уже сложившегося высокого уровня и традиций отечественной научной и педагогической школы. Предстоит также сделать конкретные шаги к становлению системы непрерывного образования, позволяющей любому человеку, независимо от социального положения и возраста, учиться и (или) действовать на основе необходимых знаний, информации, практических навыков и компетенций.
На Российскую Федерацию оказывают непосредственное влияние мировые образовательные процессы, характерные для начала XXI в.:
- ориентация многих государств на переход от элитного к высококачественному образованию для всех желающих его получить;
- углубление межгосударственного сотрудничества в области образования для создания глобальной образовательной стратегии в интересах людей;
- существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение ориентированных на человека учебных дисциплин (политология, психология, экология, эргономика, экономика);
- значительное распространение в современном мире образовательных инноваций при сохранении сложившихся национальных традиций и культурной идентичности отдельных стран и регионов;
- попытки дискриминации и дискредитации российской системы образования методами недобросовестной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, в том числе с использованием рейтинговых систем.
В XXI в. глобальное образовательное пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и мировой цивилизации в целом. Оно трансформируется в сторону большей открытости для формирования международной образовательной среды, становится наднациональным по характеру знаний и приобщению людей к мировым культурным и научным ценностям. Развивающееся глобальное образовательное пространство позитивно влияет на социальный прогресс всего человечества.
Российская Федерация с 1990-х гг. постепенно втягивается в глобальное образовательное пространство, что закреплено в нормативных актах. Например, в ст. 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» записаны следующие положения:
«1. Высшие учебные заведения вправе участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области высшего и послевузовского образования посредством:
1) участия в программах обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;
2) проведения совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;
3) осуществления научных исследований, а также опытных и конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;
4) участия в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования;
2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в России, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за пределами территории страны в пределах установлен-
ной Правительством РФ квоты осуществляются по международным договорам, а также по прямым договорам, заключенным вузами с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами.
3. В целях участия в международной деятельности Российской Федерации высшие учебные заведения имеют право:
- вступать в неправительственные международные организации;
- заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности,
которые не могут рассматриваться как международные договоры РФ;
- создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения
(центры, лаборатории, технические парки и другие подразделения).
4. Высшие учебные заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, предусмотренной уставами высших учебных заведений и направленной на выполнение задач, которые определены Федеральным законом, а также на развитие международных контактов»7.
19 сентября 2003 г. в истории российского образования произошло знаковое событие — наше государство официально присоединилось к Болонскому процессу. В Берлине по поручению Президента России В.В. Путина министр образования РФ В.М. Филиппов подписал коммюнике Конференции министров, ответственных за высшее образование «Реализация европейского пространства высшего образования». Россия признала и дала согласие выполнять все ранее принятые документы, связанные с Болонским процессом, в том числе «Великую хартию университетов», принятую 18 сентября 1988 г. в итальянском городе Болонья ректорами университетов Европы.
В разделе «Фундаментальные принципы» этого документа записано:
«1. Университет является автономным учреждением, лежащим в основе обществ, по-разному организованных в соответствии с особенностями географии и историческими традициями; он создает, изучает, оценивает и передает из поколения в поколение культуру при помощи научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, эти исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления.
2. Обучение и исследования в университетах должны быть неразделимы, если их преподавание не отстает от изменяющихся потребностей, запросов общества и успехов в научных знаниях.
3. Свобода в исследованиях и профессиональной подготовке есть фундаментальный принцип университетской жизни, и правительства и университеты, каждые в своем направлении, должны уважать это фундаментальное требование. Отвергающие нетерпимость и всегда открытые для диалога, университеты представляют собой идеальное место встреч для преподавателей, где можно поделиться своими знаниями и хорошо подготовиться для их развития с помощью исследований и инноваций, а также для студентов, имеющих право, возможности и желание повысить свои знания.
7 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская Федерация. Законы. М.: Омега-Л, 2012. С. 52-53.
4. Университет является хранителем традиций европейских гуманистов; его постоянной заботой является достижение универсальных знаний; для выполнения своего предназначения он действует вне географических и политических границ и утверждает жизненную потребность различных культур познавать и влиять друг на друга»8.
Ректоры европейских университетов довели до сведения образованной части человеческого общества эти фундаментальные принципы, что способствовало становлению и развитию Болонского процесса. «Великая хартия университетов» органично вписывается в процесс глобализации образования. В последующих документах, принятых на встречах и совещаниях участников Болонского процесса, идеи глобализации образования получили дальнейшее теоретическое обоснование и практическое развитие в деятельности высшей школы государств Европы. Следует выделить: «Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.), «К европейскому пространству высшего образования. Коммюнике Встречи европейских министров, ответственных за высшее образование» (Прага, 19 мая 2001 г.), «Документы Форума Совета Европы по высшему образованию» (Страсбург, 22-23 сентября 2005 г.).
«Глобализация образования — всеобщее изменение порядка распределения знаний через образовательные институты, при котором постепенно складывается обучающее общество, — пишет известный ученый, доктор философских наук, профессор Г.А. Ключарев. — В процессе глобализации образования учебная деятельность всех без исключения социальных и возрастных групп населения становится основным средством развития и воспроизводства. Глобализация образования обусловлена, прежде всего, экономической интеграцией различных государств, деятельностью транснациональных корпораций, перераспределением финансовых потоков и более свободной миграцией рабочей силы»9. В процессе глобализации особая роль принадлежит крупнейшим университетам, которые, являясь национальными образовательными лидерами, одновременно повышают общемировой уровень образования.
В России исторически сложилось два общенациональных образовательных центра — Москва и Петербург. МГУ имени М.В. Ломоносова является крупнейшим университетом Российской Федерации, важным действующим субъектом в глобальном образовательном пространстве. Правовой статус Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов определяется специальным федеральным законом. В ст. 4 этого нормативного акта сказано следующее:
«1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет реализуют образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований.
8 Болонский процесс. Основополагающие материалы / Пер. с англ.; Сост. А.К. Бурцев, В.А.Звонов. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 5.
9Глобалистика: Энциклопедия / Под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова. М.: Радуга, 2003. С. 197.
2. Требования к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ, включаемых в самостоятельно устанавливаемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), определяемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом.
5. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают лицам, завершившим обучение по реализуемым ими образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета, и формы которых утверждаются соответственно этими университетами.
6. Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации»10.
28 февраля 2013 г. состоялась ХХ юбилейная конференция «Московский университет в современных условиях: итоги и планы». В докладе ректора МГУ академика РАН В.А. Садовничего был дан глубокий анализ состояния дел в университете и перспективах его развития. «Сейчас МГУ — это 40 факультетов, 40 тысяч обучающихся, 10 тысяч профессоров и преподавателей», — сказал ректор. Далее он отметил, что Московский университет вышел за рамки общегосударственных стандартов образования, внедрив собственные образовательные стандарты шестилетних специалистов и интегральных магистров, тем самым обеспечив необходимость получения полного образования для каждого студента. Выпускники получают диплом МГУ собственного образца. В Московском университете достигнуто
10 Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». URL: http://www.zakonprost.ru/zakony/259-fz-ot-2009-11-10-o-moskovskom (дата обращения: 01.06.2015).
уникальное соотношение между числом студентов и преподавателей, по последним данным оно равняется 4:1. Такого нет больше ни в одном университете мира, подчеркнул ректор.
Затем академик В.А. Садовничий осветил промежуточные итоги программы развития МГУ-2020. В этой программе выделены десять приоритетных направлений: система подготовки и воспроизводства кадров нового поколения; стратегические информационные технологии; исследования структуры материи и космоса, применение космических технологий; комплексные исследования человека; энергоэффективность, наноматериалы и бионаносистемы; рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России; духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества; социальные основы и механизмы модернизации и инновационного развития; инфраструктура инновационной деятельности; выявление и поддержка новых перспективных научных направлений11.
Могучий научно-образовательный потенциал Московского университета используется для изучения истории, теории и методических основ высшего образования. Определенные успехи в этих важных сферах демонстрирует молодой, динамично развивающийся факультет глобальных процессов. На заседании Ученого совета факультета единогласно принята и успешно реализуется Программа ФГП по развитию научных исследований на 2013-2017 гг. Для достижения цели и решения задач развития факультета в области научно-исследовательской деятельности будут реализованы следующие мероприятия и предлагаются следующие меры:
- формирование на базе ФГП признанной на международном уровне научной школы Московского университета в области глобальных исследований, объединяющей профессоров и преподавателей, аспирантов и студентов факультета, имеющей партнерские отношения с ведущими профильными научно-образовательными центрами России и зарубежных стран;
- расширение участия профессоров и преподавателей факультета в проектах фундаментальных и прикладных исследований;
- проведение на базе факультета и при его участии около тридцати международных конгрессов, конференций и научных школ с приглашением ведущих отечественных и зарубежных ученых, в том числе Международного научного конгресса «Глобалистика-2017», посвященного 100-летию со дня рождения академиков И.Р. Пригожина и Н.Н. Моисеева;
- проведение на базе факультета не менее трех конференций профильных международных научных и профессиональных ассоциаций;
- возможное создание новых кафедр (например, глобализации культуры и международного туризма, глобальной экономики);
- вхождение представителей факультета в редколлегии ведущих международных журналов по соответствующим научным направлениям и в руководство профильными международными организациями и ассоциациями;
- реализация междисциплинарных научных проектов в рамках приоритетных направлений Программы развития МГУ, развитие межфакультетских и меж-
11 Московский университет. 2013. № 9-10.
дисциплинарных проблемно-ориентированных глобальных исследований с другими подразделениями Московского университета;
- регулярное проведение с помощью базового центра интерактивного образования в режиме телеконференций оргкомитетов международных конференций, круглых столов, заслушивание отчетов студентов и сотрудников, проходящих стажировку за рубежом, защиты выпускных квалификационных работ, расширение тем самым состава аудитории слушателей за счет экспертов, в том числе и из других стран;
- внедрение системы трэвел-грантов с целью поддержки участия преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов факультета в международных конференциях, симпозиумах, прохождения ими научных стажировок;
- создание и публикация англоязычных версий научных журналов (дайджестов), издаваемых факультетом и при поддержке факультета («Вестник Московского университета. Серия XXVII. Глобалистика и геополитика», «Век глобализации») в рамках партнерства с одним из ведущих иностранных издательств, дальнейшее расширение состава международного редакционного совета этих научных периодических изданий;
- создание международного англоязычного научного журнала «Global Studies» (совместно с членами Консорциума глобальных исследований);
- развитие деятельности Международной ассоциации глобальных исследований, поддержка веб-сайта www.globalistics.org, формирование на их базе дискуссионных площадок, сетей и сообществ исследователей и практиков, научных и образовательных центров в области глобальных исследований;
- создание международного научно-экспертного объединения «Московский клуб» как международной дискуссионной площадки для обсуждения проблем глобального развития, глобализации и глобальных вызовов;
- развитие аспирантуры и открытие докторантуры, организационное оформление диссертационного совета на базе ФГП МГУ.
На факультете комплексно изучают ряд глобальных проблем, в том числе вопросы образования. Группа ученых факультета под руководством его декана, доктора политических наук И.В. Ильина основательно изучает историю студенчества Московского университета в контексте развития российской высшей школы. По этой теме мы опубликовали десять книг, много научных статей и докладов. Научные наработки оперативно транслируются в студенческую среду, способствуют улучшению качества учебно-воспитательного процесса. Например, среди молодежи МГУ большой интерес вызвала книга, посвященная студенческой жизни Императорского Московского университета. Издание охватывает период становления студенческого движения, в нем представлены краткие биографические очерки о выдающихся воспитанниках университета, выдержки из их произведений и редких исторических документов12.
Несколько профессоров и преподавателей факультета разрабатывают вопросы молодежной политики, прежде всего в образовательной сфере. Ядром этого на-
12Андреев А.И., Змеев В.А., Ильин И.В. Студенческая жизнь Императорского Московского университета (1755-1917). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
правления работы является лаборатория молодежной политики и воспитательных технологий. В публикациях этого структурного подразделения МГУ, которое возглавляет декан факультета глобальных процессов, удачно сочетаются теоретические и методические наработки по вопросам обучения, воспитания и образования студенческой молодежи.
Факультет глобальных процессов оказывает существенную научную и методическую помощь Студенческому союзу Московского университета по различным направлениям его деятельности. Лаборатория молодежной политики и воспитательных технологий систематически публикует научные и методические материалы для студенческого актива13. Ни одно масштабное студенческое или международное мероприятие в МГУ не обходится без активного участия в нем студентов факультета глобальных процессов, что способствует обретению нашей молодежью необходимых профессиональных навыков.
На факультете активно развивается студенческая научная деятельность. Начиная со второго курса, студенты выполняют обязательные научные работы, которые защищают в специальных комиссиях. Молодым исследователям предлагаются темы курсовых работ по актуальным образовательным проблемам, в том числе по образовательным системам различных государств, их сравнению с российской образовательной системой. Актуальную информацию студенты черпают из источников на иностранных языках, а также во время учебно-научных командировок в зарубежные вузы, что позволяет достаточно полно оценивать состояние российской образовательной системы, соотнося ее с системами образования развитых государств мира. Сравнительный анализ состояния образования, прежде всего университетского, в Российской Федерации и других государствах дает возможность отечественным ученым и специалистам делать обоснованные выводы, синтезировать научные обобщения.
Принципиальное значение для динамичного развития отечественной системы образования имеет Х съезд Российского союза ректоров, прошедший в октябре 2014 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова. В своем ярком выступлении Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил конкретные задачи дальнейшего развития отечественной высшей школой. В выступлении на пленарном заседании съезда Президента Российского союза ректоров, академика РАН В.А. Садовничего выделены шесть ключевых моментов развития высшего образования в нашей стране, которые были детально обсуждены и поддержаны ректорским корпусом14.
Таким образом, современная глобализация оказывает на российскую систему образования комплексное воздействие, которое приводит к ее ускоренной модернизации. В силу ряда объективных и субъективных причин последствия этой модернизации не являются однозначно положительными. Это связано, во-первых, с
13 Ильин И.В., Андреев А.И. Словарь современной молодежной политики. М.: Университетская книга, 2006; Памятка студента: Учеб.-метод. издание / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. М.: МАКС-Пресс, 2008; Итоги V Съезда Междунар. содружества студенческих организаций и молодежи: Сб. материалов. М.: МАКС-Пресс, 2011; Материалы Семинара для молодежных лидеров и молодых ученых стран Евразийского региона в рамках V Междунар. конф. «Евразия и глобализация: многоаспектность глобальных исследований. М.: МАКС-Пресс, 2012.
14См.: Материалы X съезда Российского союза ректоров. 30 октября 2014 г. URL: http:// kremlin.ru
медлительностью органов управления системой образования в центре и на местах, во-вторых, отставанием нормативно-правовой базы российского образования от реальных потребностей учебных заведений, в-третьих, недостатком квалифицированных, современно мыслящих профессоров, преподавателей, учителей и воспитателей, особенно в регионах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев А.И., Змеев В.А., Ильин И.В. Студенческая жизнь Императорского Московского университета (1755-1917). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
Болонский процесс. Основополагающие материалы / Пер. с англ.; Сост. А.К. Бурцев, В.А. Звонов. М.: Финансы и статистика, 2006.
Глобалистика: Энциклопедия / Под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова. М.: Радуга, 2003.
Ильин И.В., Андреев А.И. Словарь современной молодежной политики. М.: Университетская книга, 2006.
Итоги V съезда Междунар. содружества студенческих организаций и молодежи: Сб. материалов. М.: МАКС-Пресс, 2011.
Конституция Российской Федерации. М.: ЭКСМО, 2015.
Материалы Семинара для молодежных лидеров и молодых ученых стран Евразийского региона в рамках V Междунар. конф. «Евразия и глобализация: многоаспектность глобальных исследований. М.: МАКС-Пресс, 2012.
Материалы X съезда Российского союза ректоров. 30 октября 2014 г. URL: http:// kremlin.ru
Московский университет. 2013. № 9-10.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
Памятка студента: Учеб.-метод. издание / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. М.: МАКС-Пресс, 2008.
Российская газета. 2012. 22 мая.
Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». URL: http://www.zakonprost.ru/zakony/259-fz-ot-2009-11-10-o-moskovskom
Федеральный закон от 22 августа 1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская Федерация. Законы. М.: Омега-Л, 2012.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: ЭКСМО, 2013.