Научная статья на тему 'Организация деятельности методического кабинета в воспитательных колониях'

Организация деятельности методического кабинета в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИСТ / METHODOLOGIST / МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL WORK / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ / POSITIVE EXPERIENCE / ПРОПАГАНДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / PROPAGANDA OF PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / METHODICAL CABINET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилин Е.М., Давыдова Н.В.

В статье представлены результаты исследования организации работы методических кабинетов в воспитательных колониях. Анализируется оснащение и оформление методических кабинетов ВК, а также основные направления деятельности методиста. Формулируются предложения по совершенствованию методической работы в ВК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилин Е.М., Давыдова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the work of the methodical cabinet in educational colonies

The author in this article presents the results of research into the problem of organization of methodical rooms in educational colonies. The methodical work carried out in the educational colonies is part of the educational process organized in these institutions. The equipment and design of VC methodical cabinets, as well as the methodologist's work in the main areas of activity are analyzed. Proposals on improving methodical work in educational colonies are formulated.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности методического кабинета в воспитательных колониях»

НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ

Е. М. ДАНИЛИН E. M. DANILIN

ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Н. В. ДАВЫДОВА N. V. DAVYDOVA

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат медицинских наук

Организация деятельности методического кабинета в воспитательных колониях

Organization of the work of the methodical cabinet in educational colonies

Аннотация. В статье представлены результаты исследования организации работы методических кабинетов в воспитательных колониях. Анализируется оснащение и оформление методических кабинетов ВК, а также основные направления деятельности методиста. Формулируются предложения по совершенствованию методической работы в ВК.

Ключевые слова: методист, методический кабинет, методическая работа, положительный опыт, пропаганда педагогических знаний.

Annotation. The author in this article presents the results of research into the problem of organization of methodical rooms in educational colonies. The methodical work carried out in the educational colonies is part of the educational process organized in these institutions. The equipment and design of VC methodical cabinets, as well as the methodolo-gist's work in the main areas of activity are analyzed. Proposals on improving methodical work in educational colonies are formulated.

Key words: methodologist, methodical cabinet, methodical work, positive experience, propaganda of pedagogical knowledge.

Методический кабинет организуется и функционирует в воспитательных колониях (ВК) в соответствии с разделом 8 Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минюста

России от 21.06.2005 № 91 [1]. Организация работы методического кабинета в ВК оформляется приказом начальника учреждения.

В первом полугодии 2017 года сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России были проанализированы материалы о работе методических кабинетов, поступившие из 23 воспитательных колоний.

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

2

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

В каждой ВК организован методический кабинет, но не везде они работают эффективно. Основная причина заключается в том, что только в семи ВК (Алек-синской, Биробиджанской, Брянской, Камышинской, Канской, Кировград-ской и Новооскольской) работают штатные методисты. В остальных учреждениях эту работу ведут совместители, которые, как правило, являются сотрудниками отдела по воспитательной работе с осужденными. Такая практика сложилась в конце 90-х годов прошлого столетия, когда в большинстве ВК должность методиста была сокращена.

Успешная работа методического кабинета во многом зависит от профессиональных и личностных качеств методиста. Он должен быть специалистом своего дела, иметь навыки общения с людьми, хорошую память, обладать такими качествами, как внимательность, аккуратность, организованность, склонность к выполнению творческой работы. Предполагается, что методист - это высокоинтеллектуальный, эрудированный человек, знаток научно-популярной педагогической и психологической литературы. В тех ВК, где методист проявляет желание, интерес и стремление по-настоящему организовать работу, обладает необходимыми знаниями, опытом и навыками в данной области, положительные результаты налицо.

Методист ВК должен идти в ногу со временем, использовать новые информационные технологии, работать с электронными каталогами, информационно-поисковыми системами сети Интернет. Продуктом его деятельности должна стать электронная база данных, созданная им и используемая сотрудниками В К в работе с осужденными. В этом отношении администрации ВК и методистам предстоит многое сделать.

В соответствии с Инструкцией методическая работа в ВК осуществляется по следующим основным направлениям деятельности кабинета: консультативному, аналитическому, пропагандистскому. Эти направления должны отражаться в плане работы методического кабинета, составляемом на квартал методистом учреждения.

Важным элементом организации деятельности методического кабинета является его оформление. Наше исследование показало, что оформление большинства кабинетов не отвечают целям методической работы, не отражает работу с молодыми сотрудниками. Именно эта категория сотрудников часто испытывает затруднения в организации и проведении воспитательной работы с подростками в условиях мест лишения свободы, нуждается в помощи методиста. Поэтому целесообразно, например, найти возможность размещения в методическом кабинете стенда, плаката или уголка под названием «В помощь молодому сотруднику ВК» с разнообразными материалами: как оформить тот или иной документ, составить план работы, провести индивидуальную или групповую беседу с осужденными.

Необходимым условием продуктивной работы методического кабинета является его полноценная оснащенность. При этом имеется в виду оборудование рабочих мест как для методиста, так и для сотрудников ВК. С учетом площади кабинет обеспечивается необходимой мебелью, позволяющей разместить компактно технические средства, методические материалы, документы и литературу.

Одной из форм методической работы является внедрение в практику исправительных учреждений научных разработок, поступающих в ВК, как правило, в виде методических рекомендаций.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018

3

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Анализ организации работы методических кабинетов в воспитательных колониях показал, что сотрудники лишь девяти ВК оценили состояние обеспечения методическими рекомендациями как удовлетворительное. В других ВК по этому поводу своего мнения не высказали.

«Методическая работа в ВК предусматривает привлечение сторонних представителей науки, общественных и благотворительных организаций, особенно когда речь идет о пропаганде педагогических и психологических знаний среди сотрудников учреждения. Поэтому необходимо привлекать специалистов в области педагогики, психологии, права, социальной работы, других наук о человеке и воспитании» [2].

В качестве положительного примера приведем Алексинскую ВК. В этом учреждении в 2015-2016 годах преподавателями Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области проведено обучение сотрудников ВК по программе «Социальный педагог как субъект решения современных проблем социально-педагогической деятельности в условиях пенитенциарного учреждения». В процессе обучения сотрудники получили знания о различных педагогических технологиях, которые в дальнейшем использовали в работе с осужденными.

Помимо привлечения к работе методических кабинетов ВК сторонних сил необходимо обратить внимание и на внутренние резервы учреждений. В первую очередь целесообразно использовать потенциал учителей общеобразовательных школ ВК. Сегодня они являются самыми подготовленными к методической работе сотрудниками колонии. Во всех ВК в той или иной степени учителя принимают участие

в методической работе: оказывают помощь воспитателям в организации и проведении с осужденными разнообразных мероприятий, проводят занятия с сотрудниками по основам педагогических знаний в рамках служебной подготовки.

Одной из эффективных форм методической работы в ВК является совместная деятельность сотрудников различных отделов и служб колоний над научно-методической темой, выбранной и утвержденной на учебно-воспитательном совете колонии. Данный вид коллективной работы позволяет, во-первых, наладить взаимодействие между сотрудниками учреждения и, во-вторых, изучить предложенную проблему с различных позиций: воспитатели и учителя рассматривают педагогический аспект, психологи - психологический, сотрудники режима - организационно-правовой и т. д. Куратором данной работы должен выступать методист колонии. В процессе работы над научно-методической темой целесообразно организовывать конференции, круглые столы, на которых могли бы выступать представители всех отделов и служб колонии с обсуждением полученных результатов. Итоги работы над темой желательно подводить на одном из заседаний учебно-воспитательного совета ВК. Результатом может стать подготовка методических рекомендаций, которые возможно использовать и в других ВК.

Важной формой методической работы является выявление, изучение, распространение и внедрение положительного опыта. Применительно к ВК положительный опыт - это совокупность знаний, навыков и умений, сформировавшихся в процессе деятельности сотрудников и позволяющих добиваться позитивных результатов в исправле-

4

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

нии и воспитании осужденных. В итоге прошедший обсуждение на заседании экспертного совета территориального органа ФСИН России тот или иной положительный опыт, полученный в отдельной колонии и соответствующим образом оформленный, может быть признан передовым опытом с дальнейшим внедрением в практику деятельности всех ВК.

Результаты анализа организации работы методических кабинетов позволяют сказать, что практически в каждой ВК накоплен определенный положительный опыт работы с осужденными. Например, в Канской ВК заслуживает внимания опыт работы учителей общеобразовательной школы. Так, учитель И. Н. Ламтюгина на Всероссийском фестивале педагогического творчества представила дающий положительный результат опыт работы по формированию духовной культуры несовершеннолетних осужденных. Учитель Н. М. Харламова (в составе творческой группы) на благотворительном конкурсе «Преодоление» (фонд М. Прохорова) поделилась опытом работы по организации деятельности школьного творческого объединения. Большинством учителей этого учреждения накоплен интересный опыт работы с несовершеннолетними осужденными по тому или иному направлению деятельности.

Проведенное исследование подтвердило значимость методической работы для сотрудников ВК. Учитывая это, руководству территориальных органов ФСИН России целесообразно рассмотреть вопрос о возможности введения должности методиста в штаты тех ВК, в которых она отсутствует, а начальникам ВК - обратить должное внимание на организацию работы методических кабинетов, превратив их в своеобразную базу педагогических и психологических знаний для сотрудников.

Правильно оформленный и оборудованный, эффективно работающий методический кабинет является показателем профессионализма, современного научного подхода коллектива сотрудников ВК к решению задачи исправления и воспитания осужденных. ^

1. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 21.06.2005 № 91. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Исаева С. Н. К вопросу о нравственном воспитании осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 4. С. 15.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.