Научная статья на тему 'Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола'

Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ МУЖСКОГО ПОЛА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / EDUCATIONAL COLONY / MALE MINOR CONVICTS / CRIME / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков А.В., Вилкова А.В.

Статья посвящена изучению особенностей исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола в учебной, трудовой и общественной деятельности с учетом особенностей их личности, что повышает эффективность процесса исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков А.В., Вилкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of correction for male minor convicts

This article is devoted to studying of features of correction of male minor convicts in educational, labor and public work with their personality features taken into account which increases efficiency of process of correction.

Текст научной работы на тему «Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола»

А. В. БЫКОВ A. V. BYKOV

начальник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

А. В. ВИЛКОВА A. V. VILKOVA

ведущий научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола

Features of correction for male minor convicts

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола в учебной, трудовой и общественной деятельности с учетом особенностей их личности, что повышает эффективность процесса исправления.

Ключевые слова: воспитательная колония, несовершеннолетние осужденные мужского пола, преступление, исправление.

Annotation. This article is devoted to studying of features of correction of male minor convicts in educational, labor and public work with their personality features taken into account which increases efficiency of process of correction.

Key words: educational colony, male minor convicts, crime, correction.

Несовершеннолетние осужденные мужского пола отбывают наказания в воспитательных колониях, где осуществляется как общее, так и специфическое воспитание, учитывающее особенности их личности. Практика свидетельствует о том, что они в большинстве своем склонны к насильственным преступлениям, к чис-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

лу которых относятся хулиганские действия, грабеж, разбой, изнасилование. В основе побудительных причин их поведения лежат такие негативные качества, как озлобленность, враждебность к окружающим, больное самолюбие.

Вследствие ранних негативных воздействий в семье (жестокое обращение, скандалы, порочные примеры и т. д.) у них

13

развились такие личностные свойства, как вспыльчивость, обидчивость, драчливость, жестокость и др. Асоциальное поведение воспитанников этой категории основано на самоутверждении путем подавления физической силой, агрессивностью. Самоутверждаясь среди сверстников и окружающих, они выбирают негуманные способы и средства для достижения этой цели: угрозу, запугивание, браваду, преувеличение своих заслуг, расправу с применением физической силы.

Мотивами совершения насильственных действий являются боязнь показаться трусом в глазах приятелей, поиск развлечений, желание походить в героях, пренебрежение к правилам общественного правопорядка, стремление показать свое отрицание каких бы то ни было норм поведения. Данная мотивация не способствует формированию положительной направленности, адекватной самооценки, нравственной ответственности их личности.

Осужденные за насильственные преступления не умеют прощать обид, злопамятны, не умеют контролировать свое поведение, проявляют дерзость, озлобленность и др. Такие несовершеннолетние осужденные мужского пола могут демонстрировать силу воли, решительность, когда мстят за нанесенную обиду. Это порождает упрямство, не имеющее ничего общего с настойчивостью, выдержкой. Упрямство, подкрепленное озлобленностью, делает их злопамятными. В достижении своих целей они становятся неразборчивыми в выборе средств и способов их реализации. Поведение насильника вытекает не из стремления прямо завладеть каким-то внешним объектом, а отражает один из представленных в его сознании способов противодействия препятствиям, которые могли бы помешать его стремлению к самоутверждению. Одна

14

из особенностей насильственных проявлений несовершеннолетних осужденных мужского пола заключается в том, что здесь соединяются воедино эгоцентризм насильника и его повышенная чувствительность к ситуационным влияниям, несоответствие между его представлением о своей действительной значимости и теми социальными ролями, которые, по мнению этого индивида или значимого для него окружения, он может или должен осуществить в определенных сферах деятельности.

Узкоиндивидуалистическая мотивация, соединяясь с низким культурным уровнем, создает готовность к противоправным действиям. В итоге любое действие постороннего лица, не совпадающее с поведением данного индивида, может восприниматься последним как посягательство на свое «я», что создает реальную возможность совершения асоциального поступка. Как правило, речь у таких подростков не развита, засорена словами-паразитами, бранными выражениями; отношения со сверстниками грубые, нетактичные, оскорбительные. Они равнодушны к переживаниям и страданиям других людей, у них не возникает угрызений совести за нанесенное моральное и физическое оскорбление другому, отношение к результатам труда других людей бездушное, небережливое, потребительское.

Низкое развитие у этих правонарушителей культурного уровня и слабая воспитанность приводит их к таким формам поведения, в которых проявляется легкая податливость давлению отрицательной ситуации, относительная слабость внутреннего торможения, большая чувствительность к раздражителям малой интенсивности. Во внешнем поведении таких правонарушителей это может выражаться в цинизме, хамстве, неуважительном отношении к законам и т. д.

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Характеристика несовершеннолетних осужденных мужского пола свидетельствует о том, что формирование их антиобщественной установки явилось следствием хулиганских взглядов, выражающих анархическое отношение к требованиям дисциплины. Следовательно, в период отбывания наказания возникает задача воспитания у них дисциплинированности, уважения к чести и достоинству других людей, неприкосновенности личности человека. При этом первостепенное значение имеет режим. В режиме, как в фокусе, заключены элементы, которые не только тормозят проявление анархических наклонностей у осужденных, но и ускоряют формирование внутреннего динамического стереотипа, лежащего в основе строгого соблюдения норм человеческого общежития, культуры поведения, отношений и действий. Строгая регламентация образа жизни, обеспечение постоянного контроля за поведением приучают воспитанников к сознательному соблюдению установленного порядка отбывания наказания, воспитывают привычку подчинять свое поведение требованиям дисциплины, формируют у них волевые качества, самообладание, выдержку, самоконтроль, уважение к другим людям, доброту.

Поступки нарушителей режима и дисциплины ежедневно разбираются на вечерних линейках, на общих собраниях и заседаниях советов воспитанников отделения, отряда и колонии. От имени коллектива осужденных и воспитателя, если это необходимо, пишутся письма родителям, в которых сообщают, что их сын ведет себя неправильно, систематически нарушает режим содержания и дисциплину, подрывает своим поведением авторитет всего коллектива.

Несовершеннолетние правонарушители мужского пола в большинстве своем совершают преступления в группе.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

Эта особенность их поведения и взаимоотношений рассматривается в работах М. А. Алемаскина, И. П. Башкатова, В. Г. Деева, А. И. Ушатикова и других ученых [1, 2, 3, 4, 5]. В группе они становятся смелее, в ней быстрее рождается мотив совершения преступления, здесь они самоутверждаются и приобретают психологическую и физическую защищенность. Многие из них хотят стать в колонии лидерами отрицательно направленных групп. Практика показывает, что к лидерству активно стремятся, как правило, лица с ярко выраженной отрицательной направленностью деятельности и поведения, имеющие завышенную самооценку и чрезмерный уровень притязаний. Они активно участвуют в образовании малых групп, определяют психологический рисунок их деятельности, влияют на содержание и характер группового взаимодействия и общения.

В основе лидерства лежит механизм психологического влияния личности на окружающих для осуществления целей, значимых для группы. Его роль весьма высока в малой группе и оказывает существенное влияние на процесс воспитания лиц, отбывающих наказание. Недооценивать это обстоятельство в практической деятельности воспитательной колонии нельзя.

В группе отрицательной направленности, где общее мнение, нормы и правила поведения противодействуют воспитательным мероприятиям, а деятельность участников сопряжена с нарушениями установленного режима отбывания наказания, резко увеличивается влияние неофициальных лидеров, отличающихся устойчивыми антиобщественными установками и ценностными ориентациями. В таких группах формирующееся в процессе социального взаимодействия и общения

15

антиобщественное групповое сознание в значительной степени определяется личностью неофициального руководителя. Он выступает для всей группы или большинства ее членов своеобразным эталоном, образцом для подражания.

Нередко в колонии среди несовершеннолетних мужского пола имеется несколько неофициальных лидеров с антиобщественными установками. Оказывая авторитетное давление на отдельные категории осужденных, они не только расширяют сферу своего влияния в микросреде, но и используют других для достижения личных или групповых целей. Эти цели в одних случаях направлены на нейтрализацию или блокирование воспитательных мероприятий, в других - связаны с получением определенных преимуществ в материально-бытовой, производственной и других сферах деятельности, в-третьих - направлены на сохранение или занятие высокого личного положения в среде непосредственного окружения.

В целях нейтрализации отрицательного влияния подобных лидеров воспитателям необходимо в своей организаторской и управленческой деятельности контролировать внутригрупповые социально-психологические процессы, выявлять механизмы психологического воздействия вожаков на членов группы, учитывать факторы и условия, определяющие возникновение явления лидерства.

Способы влияния на лидера и других членов группы весьма разнообразны: это неодобрение поведения в тех или иных ситуациях, моральное либо материальное стимулирование отдельных членов группы, широкое официальное информирование воспитателей о делах и жизни отряда. Эти сведения должны стекаться к ним от руководителей различных частей и служб, мастеров и учителей общеобразовательной школы,

16

а также от актива. Лишь в этом случае можно своевременно нейтрализовать отрицательные последствия лидерства в среде осужденных. Кроме этого, воспитатели могут применять следующие меры воздействия: перевод выявленных лидеров малых групп с отрицательной направленностью в другой отряд, переориентирование или их дискредитирование посредством формирования положительного группового мнения, индивидуальные и групповые беседы, целенаправленное использование средств специальной информации и устной пропаганды.

Трудовая деятельность несовершеннолетних осужденных мужского пола отличается от трудовой деятельности осужденных женского пола. У последних она ориентирована на швейное производство, в то время как у подростков-юношей распространен труд, требующий преимущественно физической нагрузки. Основными профессиями в колонии являются токарь, слесарь, штамповщик, каменщик, электросварщик и др. Многие из воспитанников не имеют специальности. В этом случае они зачисляются в учебные группы проф-обучения. Комплектование учебных групп производится по возможности из воспитанников с одинаковым уровнем общего образования. Это облегчает в дальнейшем ведение с ними теоретических и практических занятий.

Процесс производственного обучения протекает под руководством мастера при активном и сознательном участии воспитанников. Мастера профессиональных училищ в совершенстве владеют своей специальностью и методикой производственного обучения, постоянно совершенствуют педагогическое умение овладевать умами своих слушателей. Уже с первых занятий в учебной группе проводится большая

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

работа по привитию воспитанникам любви к их будущей профессии, разъясняется ее значение для общества, доказывается необходимость стать высококвалифицированными специалистами, востребованными в рыночной экономике.

Принимая новую учебную группу, мастера производственного обучения внимательно знакомятся с личными делами своих учащихся. Беседуя с начальником отряда и учителями, они тщательно изучают индивидуальные особенности каждого человека, его склонности, образ жизни до осуждения, поведение в школе и в быту. Зная их, мастер определяет, как влиять на каждого учащегося, на кого в группе можно опереться, на кого обратить внимание. Кроме того, такое изучение ребят позволяет ему вместе с начальником отряда и классным руководителем правильно подобрать актив группы. Активисты помогают мастеру в подготовке и проведении занятий, они самостоятельно готовят, выдают и принимают инструмент, материал, полуфабрикаты и готовые изделия. Общественники следят за соблюдением воспитанниками чистоты в мастерской, правил техники безопасности, трудовой дисциплины и внутреннего распорядка.

Под руководством мастера актив группы помогает наставнику убеждением влиять на отстающих и недобросовестных воспитанников.

Мастеру в своей работе приходится применять и другие формы и методы воздействия. Если воспитанник ведет себя неправильно, неряшлив, нарушил технику безопасности, плохо выполнил указание мастера или, наоборот, кто-то отличился перевыполнением нормы выработки или другим полезным делом, то это не остается без внимания и ежемесячно записывается мастером в каждый дневник наблюдений за учащимся.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

Основной формой организации учебной работы в профессиональном училище является урок со всеми обязательными для него элементами. Наиболее распространенным является комбинированный урок, на котором проходит проверка домашнего задания, повторение учебного материала, пройденного на предыдущем занятии, изложение нового учебного материала и его конспектирование, закрепление изучаемых вопросов путем опроса воспитанников и беседы с ними.

Кроме того, на уроках составляются короткие конспекты, что помогает упрочить пройденный материал. Объяснение домашнего задания - заключительный этап урока, цель которого - приучить учащихся к самостоятельной работе, закрепить полученные ими знания.

Начиная с первых дней обучения учащимся настойчиво прививаются навыки пользования чертежами, эталонами деталей и изделий. На столе мастера выставляется объемный щит технологии обработки изделий с технологической картой.

В учебных группах ведутся перспективно-тематические и поурочные планы. Имеются перечни выполняемых комплексных работ в соответствии с учебным планом и программой. К каждому уроку мастера и преподаватели тщательно готовятся. Подбирают учебники, другую необходимую литературу, учебные пособия, технические средства обучения.

В конце обучения учащиеся выполняют пробные работы и сдают квалификационные экзамены, им устанавливаются тарифные разряды по специальностям. В торжественной обстановке на собрании выпускникам вручают аттестаты об окончании училища.

Необходимо еще раз подчеркнуть роль мастера как наставника, воспитателя. От мастера во многом зависит, каким будет воспитанник, изменится ли его отношение к труду, станет ли он

17

трудолюбивым, честным, уважающим честь и достоинство человека.

С целью дальнейшего улучшения производственной работы в колониях налаживается постоянный анализ производственно-хозяйственной деятельности. Ежемесячно подводятся и обсуждаются итоги работы по всем технико-экономическим показателям. Внедряется новый порядок учета реализации продукции в зависимости от выполнения договорных обязательств по поставкам готовых изделий. Ведутся планы-отчеты, в которых до сотрудников и воспитанников доводятся развернутые задания по всем показателям и ежемесячно проставляются полученные результаты.

Несовершеннолетние осужденные мужского пола проявляют значительный интерес к спорту. В колонии физическое воспитание организуется по месячному и полугодовому планам работы инструктора по физкультуре, который проводит всю работу с активной помощью спортивной комиссии из числа осужденных.

Спортивная комиссия состоит из физоргов отделений и отрядов. Кроме этого, в проведении спортивных мероприятий, различных соревнований принимают участие инструкторы-общественники и судьи из числа сотрудников и наиболее подготовленных воспитанников.

В колонии создаются и работают спортивные секции: легкой атлетики, гимнастическая, волейбольная, баскетбольная, настольного тенниса, шахматно-шашеч-ная, штангистов и городошников.

В летний период активно работает секция футболистов. Спартакиады, как правило, проводятся в торжественной обстановке, с построением линейки, поднятием флага, прохождением маршем. На соревнованиях присутствуют руководители и сотрудники колонии, учителя,

18

шефы. Лучшим спортсменам присваиваются спортивные юношеские разряды.

На этих своеобразных спортивных праздниках выступают лучшие спортсмены, проводятся товарищеские встречи по футболу, городкам, различные спортивные игры.

В воспитательных колониях, где отбывают наказания несовершеннолетние осужденные мужского пола, широко распространено военно-патриотическое воспитание. Ведется разъяснительная работа в отношении необходимости защиты Родины, осуществляется воспитание таких качеств у юношей, как благородство, мужество, воинская честь. Во многих колониях проводятся уроки мужества, спортивные игры «Зарница», «А ну-ка, парни», функционируют музеи боевой славы. В таких музеях собран большой разнообразный материал о подвигах дедов и прадедов.

Как показывает практика, если в воспитательной колонии для осужденных мужского пола учитываются особенности их личности, то эффективность процесса исправления значительно повышается. ф

1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. М. : О-во «Знание» РСФСР, 1979. 47 с.

2. Башкатов И. П. Гендерные различия в личностных характеристиках несовершеннолетних осужденных : учебное пособие. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2004. 76 с.

3. Вилкова А. В. Средства исправления несовершеннолетних осужденных : монография. М., 2018.

4. Деев В. Г., Ушатиков А. И. Характеристика направленности личности несовершеннолетних правонарушителей : учебно-практическое пособие. Рязань, 1978. 97 с.

5. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 757 с.

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.