С. А. ЛУЗГИН S. A. LUZGIN
доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент
М. И. КУЗНЕЦОВ M. I. KUZNETSOV
доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент
Педагогические взгляды А. С. Макаренко на наказание осужденных: правила и технология их применения ф в практике исполнения уголовных наказаний ф
Pedagogical views of A. S. Makarenko on the punishment of convicts: rules and technology of its application in the criminal penalty execution
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы наказания, принципы и технологии их применения согласно педагогической системе А. С. Макаренко. Выдающийся педагог придавал особое значение наказанию как средству воспитания и перевоспитания, в том числе исправления правонарушителей.
Авторы систематизируют требования, предъявляемые к наказаниям по системе А. С. Макаренко, и приводят свои предложения по совершенствованию наказаний путем обеспечения индивидуализации условий отбывания наказаний и воспитательного процесса.
Ключевые слова: А. С. Макаренко, воспитание, коллектив, педагог, наказание, педагогическая система, исправительные учреждения.
Annotation. In this article the authors consider issues of punishment, the principles and technologies its application according to the pedagogical system of A. Makarenko. The outstanding teacher underlined particular importance of punishment as a tool for education, re-education and corrections of offenders. The authors systematize requirements imposed to punishments given in Ma-karenko's system. Also they provide the offers on improvement of educational process and punishments with the help of individualization of conditions of serving of punishments.
Key words: A. S. Makarenko, education, collective, teacher, punishment, pedagogical system, correctional facilities.
28
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
В 2018 году исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко (1888-1939). И в наши дни не уменьшается громадный интерес к его педагогическим идеям и высокорезультативному опыту практического перевоспитания различных категорий «трудных» детей, беспризорных и молодых преступников. В педагогической системе А. С. Макаренко важное место занимают проблемы наказаний, принципы и технологии их применения, не утратившие своей актуальности для практической деятельности сотрудников исправительных учреждений.
Понимая объективную связь преступления и его причин, осуждения как способа социальной оценки содеянного и защиты от него, уголовного наказания в виде лишения свободы и его условий, а также исправления осужденного, педагог исследует каждый из названных элементов системы. На их основе А. С. Макаренко формулирует тезис о том, что поведение необходимо рассматривать «как продукт индивидуального случая в комбинировании социальных и биологических условий» [1]. Причем эти взаимосвязи (комбинации) имеют сложный характер. Ведущая роль объективных социальных факторов в порождении преступного поведения определяется тем, что, во-первых, они первоначально создают неблагоприятные условия для формирования и развития личности в обществе и его структурных элементах; во-вторых, в своей совокупности они образуют внешние условия, которые могут не только вызвать к жизни проявление биологических предпосылок, но и провоцировать, и даже причинно обусловливать преступное поведение. В свою очередь, личностные, в том числе биологические, характеристики влияют на социальную ситуацию и предопре-
деляют выбор человеком форм поведения. Выдающийся педагог отмечает, что совершение правонарушения или иное «усложнение социальной обстановки влиянием биологических факторов происходит не только тогда, когда в биологической сфере наблюдается нездоровое уклонение - дефект». К числу «здоровых уклонений» А. С. Макаренко относит, например, «повышенное ощущение личности» или интеллектуальное, физическое превосходство конкретного человека, «положение вожака». Очевидно, что, опираясь на эти положения, представляется возможным выявить факторы-детерминанты противоправного поведения, влиять на них и причины, их побуждающие, прогнозировать и организовывать развитие личности, а также создавать для этого соответствующие социально-педагогические условия. Так это и делал сам педагог.
Характеризуя свой метод создания новых социально здоровых людей, А. С. Макаренко выделяет его важнейшие структурные элементы: организующее влияние коллектива, всей советской науки, жизни, влияние личных впечатлений жизни и, самое главное, собственных активных движений, упражнений и переживаний. При определении средств исправления правонарушителей он подчеркивает важность системного подхода: «Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятым от системы. Никакое средство вообще, какое бы мы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний...».
Важнейшее место среди них занимает наказание. В широком смысле это средство принципиально необходимо, поскольку содействует поддержанию определенного порядка и дисциплины,
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018
29
предупреждению и торможению негативных процессов, стимулированию позитивного личностного и социального развития. В зависимости от задач, решаемых с помощью наказания, а также сферы и условий применения педагог выделяет возможные его виды. Будучи настоящим гуманистом, бесконечно веря в возможности человека, А. С. Макаренко особое значение придает наказанию как средству воспитания и перевоспитания, в том числе исправления правонарушителей. Выдающийся педагог-гуманист полностью отвергает наказание, которое «является формой террора по очень простой формуле: кто будет нарушать, тот будет страдать». При таком понимании его содержание составляют разнообразные формы физического и/или духовного страдания.
По мнению А. С. Макаренко, в наказании «никакого физического и нравственного страдания не должно быть... Сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что он поступил неправильно». Следовательно, «в наказании нет подавленности, а есть переживание ошибки, есть переживание отрешения от коллектива». При этом под коллективом педагог подразумевает не только «отряд, бригаду, класс, детское учреждение», но и «советское государство». Учитывая содержание наказания, А. С. Макаренко подчеркивает, что особенно недопустимо, опасно по своим последствиям для здоровья наказание лишением или ухудшением пищи для правонарушителей. Как мы знаем, подобная практика, к сожалению, до недавнего времени была широко распространена в пенитенциарных учреждениях нашей страны и была запрещена несколько десятилетий назад. Касаясь вопроса применения физической силы не в целях наказания, он допускал такую возмож-
ность только для «задержки», «остановки», защиты, например во время чрезвычайных обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Таким образом, данное А. С. Макаренко определение сущности наказания как наложение тех или иных ограничений, естественным образом вытекающих из характера проступка, соответствует самым современным прогрессивным, в том числе и международным, требованиям.
Наказание, в том числе уголовное, является одним из способов защиты интересов общества и конкретных людей. «Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом». Таким образом, наказание является многогранным социальным феноменом. Оно выступает как форма ответственности нарушителя (санкция), как средство коррекци-онно-воспитательного воздействия на его сознание, чувства, поведение, как оценочный показатель способности общества и его специальных структур целесообразно и мудро реагировать на нарушения, предотвращать их и исправлять лиц, склонных к отклоняющемуся, в том числе противоправному, поведению. Главное предназначение наказания, неоднократно подчеркивает А. С. Макаренко, состоит в том, чтобы с его помощью восстанавливать нормальные, ранее нарушенные отношения между личностью и обществом путем разрешения конфликта - в этом принципиальное отличие «нашего наказания от буржуазного», ориентированного на причинение нарушителю страданий. Ничего общего не имеет оно и со «строевой муштровкой». Предпосылкой такого понимания наказания и соответствующих перспектив перевоспитания, по мнению А. С. Макаренко, является принципиально новое отношение к человеку как
30
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
к высшей самоценности. Несмотря на то что каждый правонарушитель представляет собой явление отрицательное со всеми деталями, присущими отрицательному явлению, человеческое отношение к нему, уважение личности человека даже в преступнике, уверенность, что из каждого гражданина можно выработать полноценного члена общества, служит принципиальной основой успешного, педагогически целесообразного применения наказания. Потенциально оно обладает огромной созидательной или разрушительной силой. «Правильное и целесообразное применение наказания является очень важным, - подчеркивал педагог. - Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред нашей работе». Руководствуясь этим положением, А. С. Макаренко решающую роль отводил методике, педагогической технике, «инструментовке» исполнения наказаний, которые теоретически обосновал и экспериментально проверил в своей практике. Результатом работы стала система методологических принципов наказания и его применения, имеющих всеобщую значимость, в том числе и для уголовно-исполнительной системы [2].
Наказание, по А. С. Макаренко, должно обязательно удовлетворять следующим требованиям:
1. Оно «не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое страдание». Цель наказания состоит в полном и окончательном разрешении комплекса серьезных противоречий, конфликта между личностью и обществом. Для этого в процессе его исполнения с помощью системы педагогических средств, в том числе и дисциплинарного воздействия
(наказания и поощрения), необходимо добиться исправления нарушителя и восстановления его нормальных отношений с обществом и другими людьми. Оценивая практику применения наказаний, А. С. Макаренко подчеркивает типичные ошибки: «. обыкновенно наказание страдает тем, что, разрешая один конфликт, оно в самом себе содержит новый конфликт, в свою очередь требующий разрешения». Очевидно, что формально исполненное (отбытое) наказание, не достигающее обозначенных ранее целей или внутреннего раскаяния и работы над собой нарушителя, по мнению педагога, трансформирует конфликт в иное качественное состояние либо порождает новое противостояние. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо не только осознание гуманистической сущности наказания, но и педагогически целесообразная реализация его исполнения.
2. Наказание «имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, . что коллектив защищает общие интересы (в том числе и интересы самого нарушителя, не всегда правильно понимаемые им), .знает, что и почему коллектив от него требует». Следовательно, знание и понимание сути требований, содержащихся в нормативных актах, нравственно-этических и иных правилах, является основанием для применения наказаний. Это условие, в свою очередь, определяет необходимость информационной, разъяснительно-просветительской и воспитательной работы в исправительном учреждении (ИУ).
3. «Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение». Очевидно, что такие его признаки, как открытое, сознательное и реальное (фактическое)
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018
31
нарушение, свидетельствуют не только об игнорировании требований, но и об осознанности выбора линии конфликтного, в том числе преступного, поведения нарушителя. Основным методом коррекционно-воспитательного воздействия при этом следует считать переубеждение.
4. «Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок». Реальный отказ от дальнейшей антиобщественной деятельности является предпосылкой для исправления без применения наказания, его смягчения, изменения вида, приостановления, отсрочки либо полной отмены. Примечательно, что этот принцип А. С. Макаренко получил свое закрепление в современном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, где предусмотрены не только возможности амнистии, помилования, другие виды и основания досрочного освобождения от наказаний, но и отсрочка их исполнения, условное осуждение, а также виды наказаний, являющиеся альтернативой лишению свободы. В этом же контексте может рассматриваться и явка правонарушителя с повинной.
5. «В наказании является важным не столько само содержание наложенных процедур, сколько сам факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива». Это требование предполагает неотвратимость, неизбежность наказания и осуждения виновного человека, а не его тяжесть и суровость. Одновременно А. С. Макаренко подчеркивает единство содержания и формы наказания, а также разнообразие процедур, технологий и порядка его применения и исполнения.
6. «Наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно знать, за что
32
он наказывается, и понимать смысл наказания». Еще раз выделяя важность осознанного отношения нарушителя к наказанию, понимание сущности и соответствующей реакции на меру воздействия, А. С. Макаренко в жесткой императивной форме постоянно подчеркивает его воспитательную направленность. Следовательно, уголовное наказание и его исполнение не могут быть формальной процедурой, нейтральным процессом, сведенным к простой изоляции, ограничению в правах и свободах, а должны обеспечить воспитание правонарушителя, возврат в свободное общество нормальным человеком, готовым решать свои проблемы социально одобряемыми способами.
7. «Каждое наказание нужно строго индивидуализировать применительно к случаю и к данному воспитаннику». Принцип индивидуального подхода при избрании меры осуждения, воздействия, определении порядка и условий отбывания наказаний, а также программы исправления и ресоциализации причинно обусловлены индивидуальностью человека и его проступка. А. С. Макаренко уточнял, что нужно считаться с предшествующей историей воспитанника, его характером, с уже применявшимися по отношению к нему мерами воздействия. С учетом этого требования, на наш взгляд, идеальная модель исправительного учреждения должна обеспечивать максимальную индивидуализацию условий отбывания наказания и воспитательного процесса.
8. «Никогда не нужно выходить в этой строгости за пределы положенного, если наказание уже наложено, не следует вторично о нем вспоминать. Наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков». Подчеркивая соразмерность наказания характеру проступка, степени
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
виновности человека, А. С. Макаренко выделяет не только воспитательно-профилактическую, но и его гуманистическую сущность: «Эта суровость есть самая большая гуманность, какую можно предъявить человеку», поскольку приостанавливается его негативное развитие и открываются возможности для позитивного.
9. Ключевым для всей педагогической системы А. С. Макаренко, в том числе и практики применения наказаний, является принцип «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему». Следовательно, в процессе исполнения наказаний необходимо сочетание и единство требовательности с уважительным и терпимым отношением к человеку, даже (а может быть, и особенно) если он является преступником. Сама форма предъявления требований должна быть уважительной, а подобного отношения заслуживает тот человек, с которого требуют определенного поведения в интересах его самого и общества.
10. «Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками одно за другим.. С другой стороны, даже мелкие проступки воспитанников не должны оставаться без реагирования..., ни один проступок не должен быть незамеченным». Очевидно, что наказание, хотя и является важным и сильным средством воздействия на человека, не всемогуще. Его исправительный потенциал в условиях лишения свободы весьма ограничен. Поэтому важным, по мнению А. С. Макаренко, является неотвратимость и разнообразие видов наказаний в сочетании с другими средствами исправления осужденных.
11. «Всегда нужно стараться наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно и
поддерживается общественным мнением». Экономное и рациональное отношение к наказаниям, их педагогическая целесообразность, общественная поддержка, разнообразие и необязательность применения, а также очевидная необходимость использования в качестве альтернативы иных мер социального исправительного и воспитательно-профилактического воздействия образуют комплекс обязательных организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность исполнения наказаний в ИУ.
12. «Нужно избегать налагать взыскание на целый отряд или группу виновных», поскольку в этом случае оно дополнительно сплачивает нарушителей и нейтрализует силу индивидуального воспитательного воздействия. К сожалению, по нашим наблюдениям, подобная негативная практика довольно широко распространена в ИУ. При этом, заблуждаясь, многие «воспитатели» искренне уверены, что опираются на макаренковский принцип «воспитания через коллектив».
13. Принципиальное значение для А. С. Макаренко имеет вопрос о праве на наказание. Наказание может быть наложено самим коллективом либо избранными им представителями (органами) власти, в том числе самоуправления, которым делегированы соответствующие полномочия. Уточняя эту позицию, выдающийся советский педагог пишет далее: «Необходимо, чтобы право налагать наказания принадлежало в воспитательных учреждениях только помощнику по педагогической части или руководителю учреждения. Никто другой не имеет права накладывать наказания. , во всех случаях в первую очередь отвечает за наказание заведующий педагогической частью». Эти лица, по мнению А. С. Макаренко, не являют-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018
33
ся воспитателями, а выполняют административно-управленческие функции. «Воспитатель, - в категорической форме утверждает он, - не должен иметь право наказания... От этого работа педагогов делалась труднее, ибо они должны были иметь авторитет». Анализируя практику деятельности ИУ, необходимо констатировать, что это требование до недавнего времени не выполнялось. Сегодня единоначалие в применении мер дисциплинарного воздействия восстановлено: эти функции возложены на руководителя ИУ, другие сотрудники в основном имеют право ходатайствовать о наложении наказания. Поэтому им необходимы авторитет, интеллектуальное, нравственное, личностное превосходство над воспитанниками, создающие условия для воздействия собственным примером.
«Главный принцип, на котором и настаиваю, - подчеркивает А. С. Макаренко, - найти середину - меру воспитания активности и тормозов.». При этом в процессе исправления педагог, являясь сторонником «быстрого торможения», считает, что «человека нужно не лепить, а ковать, . создавать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек». По мнению А. С. Макаренко, «это можно сделать взрывом, атакой в лоб, без всяких обходов, без всяких хитростей, решительным категоричным потоком требований». Поэтому наряду с наказанием в систему средств воспитания, социализации и ресоциализации правонарушителей он включил поощрение, педагогически
целесообразный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, организованный порядок жизни коллектива (при котором нужно «не все расписать, как и что нужно сделать», а каждому сформировать собственные требования к самому себе), самоуправление, элементы дисциплинирующей военизации, воспитывающий досуг и др. «Особенно важно было подчеркнуть новую ориентацию на широкое привлечение к работе. советской общественности». В случаях, когда основным мотивом правонарушения является «нужда», А. С. Макаренко считает необходимым использование возможностей такого системного средства, как патронаж.
Таким образом, считая основной задачей колоний преодоление нездорового социально-нравственного опыта прошлого, А. С. Макаренко теоретически обосновал и проверил на практике социально-воспитательную модель исправления и ресоциализации различных категорий осужденных, знание которой особенно востребовано в профессиональной деятельности сотрудников-воспитателей на современном этапе развития УИС. Ф
1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. М. : Педагогика, 1986.
2. Лузгин С. А. Социальная работа с осужденными в России: историческая ретроспектива, современность и будущее : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2006. 135 с.
34
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su