Научная статья на тему 'Аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы'

Аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ОСУЖДЕННЫЕ К НАКАЗАНИЮ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / JUVENILES CONVICTED TO PUNISHMENT WITHOUT DEPRIVATION OF FREEDOM / EDUCATIONAL WORK WITH UNDERAGE JUVENILES / VALUABLE ORIENTATIONS / AXIOLOGICAL MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина М. С.

Анализируются основные идеи воспитания «трудных» подростков, разработанные А. С. Макаренко. Рассматривается аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций у подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы, как продуктивный и результативный подход к воспитанию в современных условиях развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL MODE TO THE FORMING OF VALUABLE ORIENTATIONS OF TEENAGERS, CONDEMNED TO PUNISHMENT WITHOUT DEPRIVATION OF FREEDOM

The main ideas of upbringing of «difficult» teenagers, developed by A. S. Makarenko, are analyzed. The axiological mode to forming of valuable orientations of teenagers condemned to punishment without deprivation of freedom is examined as productive mode to upbringing in modern conditions of development of society.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы»

УДК Э76.58+37.G17 ББК 442G.G26.4Э

ГСНТИ 14.27.G1

Код ВАК 13.GG.G1

М. С. Головина

Екатеринбург

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подростки, осужденные к наказанию без лишения свободы; воспитательная работа с несовершеннолетними правонарушителями; ценностные ориентации; аксиологический подход.

АННОТАЦИЯ. Анализируются основные идеи воспитания «трудных» подростков, разработанные А. С. Макаренко. Рассматривается аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций у подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы, как продуктивный и результативный подход к воспитанию в современных условиях развития общества.

M. S. Golovina

Ekaterinburg

AXIOLOGICAL MODE TO THE FORMING OF VALUABLE ORIENTATIONS OF TEENAGERS, CONDEMNED TO PUNISHMENT WITHOUT DEPRIVATION OF FREEDOM

KEY WORDS: juveniles convicted to punishment without deprivation of freedom; educational work with underage juveniles; valuable orientations; axiological mode.

ABSTRACT. The main ideas of upbringing of «difficult» teenagers, developed by A. S. Makarenko, are analyzed. The axiological mode to forming of valuable orientations of teenagers condemned to punishment without deprivation of freedom is examined as productive mode to upbringing in modern conditions of development of society.

В

связи с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими сегодня в нашей стране, воспитание и перевоспитание «трудных» подростков является одной из многочисленных проблем, стоящих перед обществом. Актуальность данной проблемы, в первую очередь, связана с высоким уровнем подростковой преступности в структуре общей преступности, негативными изменениями ее качественных характеристик. Острыми социальными проблемами, способствующими росту криминализации, остаются безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов жизни, который оказывает огромное влияние на всю последующую судьбу человека. Обычно его характеризуют как переходный, переломный, критический, возраст полового созревания, перехода от детства к юности, от незрелости к зрелости. Этот возраст по-своему опасный период формирования личности, связанный с процессом взросления. Чаще всего именно подростки попадают в категорию «трудных» детей, которых различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», подростками-правонаруши-телями, безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними. Это дети, чье воспитание вызывает особые трудности.

Одним из выдающихся педагогов в области воспитания «трудных» детей и подростков был А. С. Макаренко. Он занимался перевоспитанием «трудных» подростков — несовершеннолетних правонарушителей-беспризорников — в закрытых учебновоспитательных учреждениях.

Ключевая идея педагогической системы А. С. Макаренко — идея воспитания в коллективе и через коллектив. Он разработал законы, обосновал принципы организации и деятельности коллектива, этапы его становления и развития. «Коллектив — это социальный организм в здоровом человеческом обществе», — указывал мастер-воспитатель [5. С. 13]. Коллектив объединяет воспитанников общей целью, общим трудом, общей организацией труда, имеет свои органы управления, свою структуру, полномочия, ответственность.

Коллектив играет огромную роль в развитии отдельной личности. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме. В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив, и, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив» [3. С. 47]. Он раскрыл содержательную сущность коллектива как условие формирования нравствен-

ной сферы личности.

Воспитанию А. С. Макаренко отводил ведущую роль в формировании и развитии личности, отвергая идеи о наследственных ограничениях, врожденной преступности. По утверждению педагога, никаких прирожденных преступников нет и надо решительно запрещать «какую-нибудь возможность даже говорить о каких-то специфических природных склонностях человека к преступлению или бродяжничеству. Разговоры о том, что так называемые преступные типы, будто бы с самого рождения предназначенные к уголовной деятельности, мы считаем за дикие предрассудки...» [4.

С. 313]. Он подчеркивал, что необходимо стремиться к глубокому и разностороннему учету возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, используя принцип опоры на положительное в воспитании независимо от их прошлого.

Базой практической деятельности, важным средством перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных подростков в педагогической системе А. С. Макаренко выступал труд. Воспитанники включались в самостоятельную трудовую деятельность. Это были общественно значимые дела в колонии, производительные виды труда на заводах. Подростки учились в средней школе, овладевали профессиями, участвовали в экскурсиях, летних походах и т. д.

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко сумел установить важнейшие возможности воспитания подрастающего поколения, наметил многие главные линии практического решения проблем перевоспитания «трудных» подростков. Он не только поднял «со дна» и вернул к жизни сотни правонарушителей-беспризорников, но и воспитал их тружениками, полноценными гражданами общества.

В 90-х гг. XX в. с распадом СССР была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: существовавшие при советском строе государственные структуры, объединения граждан, общественные организации, специально предназначенные для ведения такой работы в среде несовершеннолетних, оказались либо дезорганизованными, либо уничтоженными. Начавшаяся в те годы реформа уголовно-исполнительной системы, направленная на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, поиск эффективных мер воспитательной работы с осужденными, в том числе несовершеннолетними, оказалась до настоящего времени незавершенной.

В современных условиях нестабильно-

сти развития российского общества существует реальная угроза снижения эффективности социализации личности. Резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с распадом прежней ценностной системы, медленным формированием совокупности норм нового общества. Кризис семьи, люмпенизация общества, расширение базы «социального дна» вызывают существенную трансформацию в системе жизненных ценностей несовершеннолетних, влияют на весь комплекс их мироощущений.

Подростковая преступность — насущная проблема всего мира. Сегодня Россия имеет один из самых высоких показателей в мире по количеству несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Активное включение в жизнь альтернатив лишению свободы — наказаний без изоляции от общества — это требование времени, продиктованное ценностями и интересами современного российского общества, его гуманистическими устремлениями.

В современном российском уголовном законодательстве впервые был предусмотрен специальный раздел, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Впервые на законодательном уровне было определено само понятие «несовершеннолетний преступник». В соответствии с ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними преступниками «признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет» [7. С. 41].

Одними из видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним преступникам, являются наказания без лишения свободы. Несовершеннолетние преступники — это подростки в возрасте 14—18 лет, осужденные к наказанию без лишения свободы. Они состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) органов юстиции, где в соответствии с уголовноисполнительным законодательством отбывают наказания без изоляции от общества: наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, обязательных, исправительных работ, ограничения свободы. Подростки данной категории могут быть условно осужденными. Для них характерно делинквентное, в частности криминальное (преступное), поведение, так как до постановки на учет в инспекцию несовершеннолетние совершили разного рода преступления.

Исследования психологов свидетельствуют, что криминальное поведение подростков является следствием искажения и травматизации их личностной сферы. Как

показывает опыт работы с подростками, осужденными к наказаниям без лишения свободы, для них характерно наличие деформаций в ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой личностных сферах. У них, в первую очередь, не сформированы нравственные ценности, редуцированы высшие чувства, деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности, присутствуют искажение направленности интересов, несформированность волевой сферы, низкий уровень социального интеллекта, нравственно-правовой культуры, образования, склонность к аддиктивному поведению.

Одним из видов деятельности УИИ является воспитательная работа с осужденными подростками. Ведущими направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое и трудовое воспитание. К основным методам воспитательного воздействия на подростков, осужденных к наказаниям без лишения свободы, относятся убеждение, поощрение, принуждение, доверие, которые реализуются с помощью разнообразных форм и приемов воспитательной работы.

Процесс перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей имеет свои особенности, которые связаны со спецификой условий, в которых он организуется. До сих пор остаются актуальными идеи, принципы построения системы воспитательных воздействий, обоснованные А. С. Макаренко. Успешному осуществлению идей коллективного воспитания способствовала специфика работы педагога с такими подростками в специальных закрытых учебновоспитательных учреждениях, где было обеспечено постоянное временное и пространственное соприсутствие воспитанников. Но именно эта специфика, по мнению Е. Н. Шиянова и Н. Б. Ромаевой, «не позволила перенести его опыт в систему открытых учебных заведений — общеобразовательных школ» [9. С. 253].

Специфика воспитательной работы с подростками, осужденными к наказаниям без лишения свободы, состоит в том, что она осуществляется без изоляции от общества, в рамках исполнения уголовного наказания — жестких правовых рамках, которые предусматривают права, обязанности и ответственность подростков данной категории за нарушение требований, предъявляемых к ним в течение срока отбытия наказания. Особенности воспитательной работы с такими подростками также обусловлены спецификой объекта (подростки, осужденные к наказанию без лишения свободы) и спецификой субъекта воспитания (сотрудники

УИИ, представители органов и учреждений межведомственного взаимодействия, ответственных за работу в данном направлении). УИИ — карательный орган, исполняющий наказания без изоляции от общества и входящий в структуру УИС, который не является специальным закрытым учебно-воспитательным учреждением.

Изучение опыта воспитательной работы с подростками, осужденными к наказаниям без лишения свободы, ряда территориальных УИИ (по Свердловской, Челябинской, Тверской областям) показало, что отсутствует системная, планомерная воспитательная работа в отношении данных подростков, а культурно-массовые, спортивные и другие мероприятия носят эпизодический, разовый характер. На практике меры воспитательного воздействия в основном сводятся к проведению бесед с «подучетны-ми».

Перевоспитание подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы, — это изменение их сознания и поведения в результате направленного педагогического воздействия, при котором происходит позитивная нравственная переориентация личности. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы изменить внутреннюю систему ценностей таких подростков, привести или хотя бы приблизить ее к общечеловеческими духовно-нравственным нормам.

В основу воспитательной деятельности УИИ следует положить аксиологический подход. Данный подход присущ гуманистической педагогике, так как человек в ней рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. «Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических разработках опирается на ее аксиологические характеристики», — отмечает Е. Н. Шиянов [8. С. 33].

Основой аксиологического подхода является философская теория ценностей. Система ценностей всегда лежит в основе конструирования жизненных планов людей, демонстрирует определенное отношение человека к миру, показывает положительное или отрицательное значение для него какого-либо явления общественного сознания. Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности. Они выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности, и обусловливают выбор в моральных дилеммах.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей. Аксиологический подход решает задачи гуманизации общества.

В рамках данного подхода воспитание рассматривается как специально организованный процесс интериоризации общественных ценностей. Процесс интериоризации — перевод во внутренний план личности общечеловеческих ценностей — включает несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально- положительного отношения к ней; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

Интериоризация ведет к превращению общественных ценностей в высшие психологические функции личности. Она осуществляется в единстве с экстериоризацией — творческим изменением среды путем создания новых объектов. С помощью эксте-риоризации реализуются потребности созидания, которые составляют основу мотивационно-ценностного отношения личности к действительности.

Можно рассмотреть два способа построения процесса воспитания подростков, осужденных к наказаниям без лишения свободы, в рамках аксиологического подхода.

Первый способ состоит в том, что процесс воспитания строится в соответствии со специально организованными психологопедагогическими условиями, которые избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения. При систематической активизации эти побуждения постепенно переходят в более устойчивые мотивационные образования. Данный способ предполагает стимулирование деятельности посредством изменения внешних условий воспитания.

Второй способ заключается в том, что осужденному подростку предъявляются в готовом виде побуждения, цели, идеалы, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые он сам должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренние, реально действующие. Такой способ предполагает стимулирование деятельности посредством изменения внутриличностной среды через сознательно-волевую работу воспитанника по переосмыслению своего отношения к действительности.

Теоретики аксиологического подхода (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург и др.) полагают, что в процессе воспитательной деятельно-

сти необходимо ориентироваться на наивысшие ценности: Человек, Жизнь, Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Истина, Красота. Воспитание подростков, осужденных к наказаниям без лишения свободы, в рамках данного подхода предполагает формирование гуманистической направленности личности: образование иерархической многоуровневой системы регуляции поведения и деятельности, противопоставление высшего уровня развития мотивационно-ценностного отношения стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, интересам, потребностям.

Особое место в воспитательной работе с такими подростками имеет вовлечение их в общественно полезную деятельность, в процессе которой происходит последовательное и постепенное усвоение духовно-нравственных ценностей. В специально организованной общественно полезной деятельности не только формируются нравственные качества, но и определяется место осужденного подростка в обществе, закладывается его социальная позиция. В процессе этой деятельности (учебной, трудовой, художественной, спортивной и др.) формируется умение учитывать чувства, влечения, интересы, желания, позицию, потребности другого человека, развивается отношение сочувствия и потребность принести ему благо.

Сложность воспитательной работы с подростками, осужденными к наказаниям без лишения свободы, обусловлена тем, что период отбытия наказания совпадает с важным периодом их жизни — формированием личности, социальным становлением. Воспитание таких подростков — длительный процесс, так как люди, вставшие на путь преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию. Поэтому построение процесса воспитания осужденных подростков должно осуществляться в соответствии с долгосрочной программой, состоящей из нескольких этапов, содержание которых включает просветительскую деятельность (подростков, представителей всех субъектов, ответственных за работу с ними, родителей), входящую диагностику ценностных ориентаций, непосредственную реализацию воспитательных мероприятий, окончательную диагностику, анализ работы.

Успех в воспитании подростков, осужденных к наказаниям без лишения свободы, может быть обеспечен только планомерной, системной работой путем реализации программ помощи в развитии нравственных начал, формировании системы ценностей как важнейшей подсистемы личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОЛОВАНОВА Н. Ф. Походы к воспитанию в современной отечественной педагогике / / Педагогика.

2007. №10.

2. КАРАКОВСКИЙ В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебновоспитательного процесса. М. : Новая школа, 1993.

3. МАКАРЕНКО А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / гл. ред. М. И. Кондаков. М. : Педагогика,

1983—1986. Т. 4.

4. МАКАРЕНКО А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / гл. ред. М. И. Кондаков. М. : Педагогика,

1983—1986. Т. 5.

5. МАКАРЕНКО А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / гл. ред. М. И. Кондаков. М. : Педагогика,

1983—1986. Т. 7.

6. ОЛЬХОВИК Н. В., ТАРАЛЕНКО К. Н. [и др.] Деятельность уголовно-исполнительных инспекций : учеб.-метод. комплекс. М. : РЫ, 2006. Ч. 2.

7. УГОЛОВНЫЙ кодекс Российской Федерации. Екатеринбург : АЖУР, 2012.

8. ШИЯНОВ Е. Н. Аксиологические основания процесса воспитания / / Педагогика. 2007. №10.

9. ШИЯНОВ Е. Н., РОМАЕВА Н. Б. Гуманистическая педагогика России : становление и развитие. М. : Народное образование, Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола. 2003.

10. ЩУРКОВА Н. Е. Кто будет строить новую школу? / / Педагогика. 2011. №6.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.