Т. И. ЕГОРОВА старший преподаватель кафедры уголовного права
Т I БСОИОУЛ Академии ФСИН России,
кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы
Опыт противодействия распространению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в местах лишения свободы
(по материалам УФСИН России по Тульской области)
Experience of counteraction to distribution of drugs, psychotropic substances and their analogs in places of detention (on materials of OFPS of Russia across Tula region)
Аннотация. Опыт противодействия распространению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в местах лишения свободы УФСИН России по Тульской области свидетельствует о необходимости комплексного подхода к противодействию наркопреступности. Обращается внимание на определение значимых факторов, касающихся особенностей охраны и надзора в исправительных учреждениях, организации профилактического воздействия на осужденных, склонных к потреблению наркотиков, что позволяет обеспечивать выполнение требований режима.
Ключевые слова: исполнение наказания, лишение свободы, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, осужденные, взаимодействие, личный досмотр.
Annotation. In the article the author considers the experience of counteraction to distribution of drugs, psychotropic substances or their analogs in places of detention of OFPS of Russia across Tula region which testifies to need of an integrated approach to drug-related crime counteraction. The author pays attention to the definition of the significant factors concerning features of protection and supervision in correctional facilities, the organization of preventive impact on the convicts inclined to consumption of drugs that allows to provide implementation of requirements of the regulations.
Keywords: execution of the punishment, imprisonment, drug trafficking, psychotropic substances and their analogs, convicts, interaction, personal inspection.
Уголовное и уголовно-исполнитель- преступления, связанные с незаконным
ное законодательство не выделяет оборотом наркотических средств, психо-
каких-либо особенностей испол- тропных веществ или их аналогов. нения наказания в виде лишения свободы В соответствии со ст. 58 Уголовного
в отношении осужденных, совершивших кодекса Российской Федерации (УК РФ)
осужденным, совершившим наркопреступления, для отбывания наказания может быть назначен любой вид исправительного учреждения с соблюдением правил, указанных в законе.
На 01.01.2017 в учреждениях УФСИН России по Тульской области за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, отбывали наказание в виде лишения свободы 2 471 осужденный, из них 1 566 (63,4 %) -в исправительных колониях строгого режима, 649 (26 %) - в исправительных колониях общего режима, 148 заключенных (6 %) содержались в СИЗО, 102 (4,1 %) -в колониях-поселениях, 6 (0,2 %) - в воспитательной колонии. Данные осужденные составляют в среднем % от всего «тюремного населения» исправительных учреждений Тульской области.
Данные о наибольшем количестве лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима, соответствуют среднестатистическим данным о назначении рассматриваемого вида исправительных учреждений за преступления указанной категории.
Ряд авторов [1] отмечают, что применение средств исправления к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, неразрывно связано с надлежащим исполнением требований охраны и надзора, качеством выполнения режимных мероприятий, таких как осмотры, обыски, досмотры, перлюстрация корреспонденции и т. п.
Очевидно, что запрещенные предметы поступают в исправительные учреждения посредством их незаконного перемещения через контролируемые участки - объекты инженерно-технической охраны и надзора.
В результате обобщения мнения сотрудников УФСИН России по Тульской области установлено, что наиболее распространенным способом доставки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на территорию исправительных учреждений является перебрасывание наркотиков через основное ограждение.
Нередко для преодоления инженерно-технических средств охраны используются животные, птицы, а также такие приспособления, как рогатки, арбалеты и т. п.
Сопутствующими факторами в данном случае, по мнению большинства сотрудников УФСИН России по Тульской области, является расположение исправительного учреждения в областном центре или на незначительном удалении от г. Тулы, а также ночное время суток, удобное для скрытого перебрасывания предметов.
Так, приговором по делу 1-180/2016 от 02.11.2016 Щекинского районного суда Тульской области установлено, что 31.07.2016 ОУР ОМВД России по Щекин-скому району совместно с оперативным отделом ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области проводились оперативно-розыскные мероприятия, направленные на пресечение попытки забрасывания на территорию режимной зоны ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, расположенного в пос. Социалистический Щекинского района Тульской области, наркотических средств. В результате около 2 часов 35 минут 31.07.2016 был задержан С. В. А., намеревавшийся путем выстрела переместить на территорию исправительного учреждения стрелу арбалета с прикрепленным к ней наркотическим средством - смесью, содержащей метадон (фе-надон, долофин), в значительном объеме, а также фонариком. С. В. А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 2281 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 4 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
[email protected] www.or.fsin.su 16
В подобных случаях эффективность пресечения преступления зависит не только от необходимого уровня организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России, но и от налаженного взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами, в частности с МВД России. Данная работа осуществляется с учетом конкретных задач по выявлению и расследованию наркопреступлений, складывающихся следственных и оперативных ситуаций, объема и сложности мер по их разрешению, количества участников взаимодействия и других обстоятельств.
Оперативно-розыскная деятельность при взаимодействии по делам о наркопреступлениях осуществляется учреждениями и органами УФСИН России по Тульской области в различных формах согласованных действий:
- обмен оперативной информацией;
- планирование оперативных мероприятий с целью наиболее достоверного и всестороннего документирования преступной деятельности;
- непосредственное проведение оперативно-розыскных мероприятий;
- подведение их итогов;
- обсуждение результатов;
- документальное оформление необходимых материалов расследования.
По данным УФСИН России по Тульской области, необходимое оперативно-розыскное и процессуальное взаимодействие позволяет эффективно предотвращать поступление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в места лишения свободы, а также оказывать содействие в раскрытии преступлений рассматриваемой категории. При этом основной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, может являться не только выявление и пресечение наркопреступлений, но и обеспечение наиболее полного и всестороннего их раскрытия и расследования путем оказания непосред-
ственной или опосредованной помощи заинтересованными ведомствами.
Так, 12.03.2015 Пролетарским районным судом г. Тулы вынесен приговор в отношении 12 членов организованного преступного сообщества, образовавшегося путем слияния четырех организованных преступных групп, руководителем которого стал ранее судимый, в том числе за незаконный сбыт наркотических средств в исправительном учреждении при отбывании ранее назначенного наказания, осужденный Л. С. В., отбывавший наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области с весны 2011 года до 15.05.2012. В результате совместных действий сотрудников УФСКН и УФСИН России по Тульской области, а также органов внутренних дел преступная деятельность наркоторговцев была задокументирована. В ходе задержаний и обысков у них было изъято более двух килограммов героина. Материалы уголовного дела составили 257 томов, более 20 часов аудио- и видеозаписей.
Судом Л. С. В. признан виновным в создании преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения ряда тяжких и особо тяжких преступлений, осуществлении руководства таким сообществом (организацией) и входящими в него структурными подразделениями, а также осуществлении координации преступных действий, создании устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработке планов и создании условий для совершения преступлений такими группами, разделении сфер преступного влияния и преступных доходов между ними с использованием своего влияния на участников организованных групп при нахождении на территории ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области. Виновному путем сложения наказаний по совокупности преступлений и наказаний назначено лишение свободы сроком на 23 года с ограничением свободы сроком на два года с отбыванием нака-
зания в исправительной колонии особого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 07.12.2015 приговор Пролетарского районного суда в отношении осужденного Л. С. В. оставлен без изменений.
Таким образом, усилиями УФСКН и УФСИН России по Тульской области удалось задокументировать и пресечь деятельность преступного сообщества, произвести масштабные изъятия наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов из незаконного оборота, объем которых составил около одного миллиона разовых доз. Результаты подобного взаимодействия трудно переоценить. Кроме того, в ходе оперативно-розыскных и следственных мероприятий выявляются не только лица, причастные к незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, но и каналы поставок из-за границы и распространения наркотиков на территории России, раскрывается целая сеть наркобизнеса.
Проблемным при исполнении наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, является обеспечение противодействия проникновению наркотиков при получении посылок и передач.
Весьма искусное маскирование наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в пищевых продуктах, средствах гигиены и иных предметах представляет, по данным сотрудников УФСИН России по Тульской области, большую трудность при осуществлении досмотров, связанных с приемом посылок, бандеролей и передач.
Так, Донским городским судом установлено, что 18.09.2016 Н. К. прибыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области для передачи продуктов питания осужденному, отбывающему наказание
в данном исправительном учреждении. В ходе досмотра в костях курицы-гриль обнаружены пластиковые трубочки с наркотическим средством - диацетилморфи-ном (героином) общей массой 1,39 грамма. Н. К. признан виновным в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 2281 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 5 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Как показывает практика, в исправительных учреждениях УФСИН России по Тульской области происходит постоянное изобретение незаконных средств и способов доставки в исправительные учреждения наркотических средств и психотропных веществ. Часто они находятся в растворенном состоянии, погружаются в другие предметы или или приспособляются к ним.
В последнее время активно используется сокрытие наркотических средств и психотропных веществ в пропитанных ими предметах одежды, носовых платках, стенках сумок, а также запечатывание марихуаны в пакетики для чая или сигареты. По мнению Л. А. Астаховой, в таких случаях обнаружение наркотических веществ без использования специальной собаки невозможно [2].
Во исполнение приказа ФСИН России от 23.12.2015 № 1239 «О внесении изменений в штатные расписания учреждений, подчиненных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний» в МУЦ был создан цикл кинологической службы.
Большой проблемой противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в местах лишения свободы при оформлении посылок или передач является использование подставных лиц, утерянных или поддельных документов. Зачастую лишь оперативная информация дает возможность выявить и изъять передаваемые или пересылаемые запрещенные предметы.
[email protected] www.or.fsin.su
18
Весьма распространенными в практике исправительных учреждений УФСИН России по Тульской области являются случаи передачи осужденным наркотических средств и психотропных веществ лицами, допущенными на свидания. Нередко для скрытого проноса используются естественные полости тела человека. Физиологические особенности строения организма применяются (особенно женщинами) для перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов при прибытии на длительные свидания.
Так, приговором по делу 1-165/2016 от 07.09.2016 Центрального районного суда г. Тулы К. С. В. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228 УК РФ. В ходе личного досмотра сотрудниками ОУР ОП «Скуратов-ский» УМВД России по г. Туле в кабинете оперативного отдела административного здания ЛИУ № 3 у нее во влагалище были обнаружены три прозрачных полимерных свертка с находящимися внутри наркотическими и психотропными веществами и шприцем с иглой в пластиковом защитном футляре. С учетом всех обстоятельств дела К. С. В. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Современная правовая база предусматривает обязательное проведение досмотра лиц, прибывающих на свидание. В соответствии с п. 77 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, одежда и вещи граждан, прибывших на свидание, подлежат досмотру.
Общепризнано, что понятие «личный досмотр» включает в себя три типа досмотров:
- первичный досмотр - досмотр одетого лица. Данный тип досмотра включает в себя физический контакт между сотрудником и досматриваемым, однако не требует его раздевания;
- досмотр с раздеванием включает в себя частичное или полное снятие одежды для визуального осмотра всех частей тела без физического контакта. Порядок проведения процедур может отличаться, однако, как правило, от заключенных требуют выполнить полное раздевание и предоставить для свободного обозрения места возможного скрытия запрещенных предметов;
- досмотр полостей тела (инвазивный или интимный досмотр) является физическим досмотром отверстий тела. Данный тип досмотра включает в себя ректальный и тазовый осмотр и относится к наиболее физически и психологически навязчивому способу.
Международно-правовые стандарты допускают проведение личного досмотра посетителей исправительных учреждений, включая профессиональных посетителей, таких как работники социальных служб, а также сотрудников. Однако отмечается, что проведение личных досмотров «должно регулироваться нормативными правовыми актами, обстоятельства и условия их применения должны быть явно изложены в соответствующих принципах и правилах. По возможности должны быть разработаны и внедрены альтернативные способы, такие как электронные сканирующие устройства» [3].
Отсутствие в России открытых правил личного досмотра лиц, прибывающих на свидание, носящих доступный для граждан характер, во многом препятствует необходимой активности режимных мероприятий, так как дает основание неправильно оценивать инвазивный досмотр как запрещенный навязчивый способ осмотра лиц, прибывающих на свидание. Подобное предубеждение связано с исключительно серьезным характером нарушения личной неприкосновенности лица при досмотре, порядок производства которого, конечно, должен быть закреплен нормативно.
Таким образом, подавляющее число случаев изъятия наркотических средств
и психотропных веществ происходит при их доставке в исправительные учреждения УФСИН России по Тульской области.
Изъятие наркотических средств и психотропных веществ в жилых и производственных зонах исправительных учреждений УФСИН России по Тульской области происходит в основном в ходе личных досмотров.
Масштаб выявляемых сотрудниками УФСИН России по Тульской области правонарушений свидетельствует о весьма дерзком и циничном характере наркопреступности, вовлекающей в свою деятельность сотрудников ФСИН России.
Так, приговором по делу 1-48/2016 от 15.11.2016 Плавского районного суда Тульской области Д. С. С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 228 и ч. 1 ст. 285 УК РФ. В ходе судебного разбирательства установлено, что Д. С. С., являясь младшим инспектором группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области, совершил пронос на территорию исправительного учреждения в обутом на ногу ботинке наркотического средства - смеси, содержащей диаце-тилморфин (героин), предназначенного для последующей передачи неустановленному лицу, отбывающему наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области. По совокупности преступлений Д. С. С. было назначено 3 года 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Можно утверждать, что необходимый уровень организации оперативно-розыскной работы, деятельности по обеспечению охраны и надзора, а также внутреннего и межведомственного взаимодействия способствует обеспечению в исправительных учреждениях УФСИН России по Тульской области надлежащего порядка исполнения наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и их аналогов.
Проанализированный положительный опыт позволяет выделить обстоятельства, которые необходимо учитывать учреждениям и органам ФСИН России при организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов:
1) особенности совершения в местах лишения свободы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, подготовке и реализации которых содействуют соучастники, находящихся на свободе;
2) необходимость пресечения рассматриваемых преступлений, направленных на нарушение порядка исполнения наказаний, на территории, не подконтрольной администрации исправительных учреждений;
3) важность обеспечения комплексного государственно-правового противодействия наркобизнесу как элементу международной преступности. ф
1. Андреев С. Н., Екимов С. В. Надзор за осужденными в исправительных колониях в системе профилактики правонарушений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 10 (161). С. 32.
2. Астахова Л. А. Поиск и обнаружение наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях УИС - одна из важнейших задач кинологической службы ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 12 (103). С. 30.
3. Личный досмотр. Устранение факторов риска для предотвращения пыток и жестокого обращения : информационный бюллетень по мониторингу предварительного заключения // Международная тюремная реформа : [сайт]. URL: https://www.penalreform.org/wp-content /uploads/2013/11/FS-4-searches-russian-v2.pdf (дата обращения: 21.08.2017).
[email protected] www.or.fsin.su
20