УДК 376.6:343.815
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: проблема организации работы методического кабинета в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы является на современном этапе одной из самых важных. Для того чтобы этот процесс постоянно изучался, корректировался на научно-методической основе, необходимо в каждой воспитательной колонии создавать методические кабинеты. Начинать следует прежде всего с подготовки Типового положения о методическом кабинете, в котором нужно с формулировать основные задачи по организации методического кабинета. Оснащение и оформление методического кабинета должны включать в себя места для работы, письменные столы, стулья, шкафы с полками для хранения документов и литературы, плакаты, турникеты с информацией по вопросам методики организации воспитательной работы и правового воспитания, стенды. План работы методического кабинета составляется на квартал, подписывается заместителем начальника по воспитательной работе и утверждается начальником колонии. В плане необходимо отражать консультативное, аналитическое и пропагандистское направления деятельности методического кабинета. Не менее важным является обобщение передового опыта.
© Махиборода Н. И., 2017
Н. И. Махиборода
Методический кабинет - центр всей методической работы в воспитательной колонии, в котором собирается психолого-педагогическая информация, необходимая для осуществления учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: исправление, воспитательная колония, методический кабинет, Типовое положение, права, ответственность, план работы методка-бинета, консультативное направление деятельности, аналитическое направление деятельности, пропагандистское направление деятельности методического кабинета.
Исправление несовершеннолетних осужденных - особая и специфическая область психолого-педагогической деятельности человека, где теория и практика, наука и искусство переплетены так тесно, что их разобщение может приводить к непредсказуемым результатам. Успех этой деятельности во многом зависит от многообразия общения, реализуемых в нем взаимодействий и отношений, в которые вступают, с одной стороны, воспитатели, с другой -осужденные как во время отбывания наказания в виде лишения свободы, так и после него. Для того чтобы этот процесс постоянно изучался, корректировался на научно-методической основе необходимо в каждой воспитательной колонии (ВК) создавать методические кабинеты.
Начинать следует прежде всего с подготовки Типового положения о методическом кабинете, так как организация работы методического кабинета осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приказами и директивами ФСИН России, указаниями начальника управления по воспитательной, социальной и психологической работе, а также с самим Типовым положением. Далее нужно организовать во всех воспитательных колониях изучение данного документа. В Типовом положении обязательно указывается, на кого возлагается контроль за выполнением настоящих указаний, что руководство деятельностью кабинета осуществляет заместитель начальника колонии по воспитательной работе и что непосредственно работу методического кабинета организует совет методического кабинета. В состав совета методического кабинета ВК включаются: заместитель начальника по воспитательной работе (председатель совета), другие должностные лица по решению начальника ВК. Работа методического кабинета организуется в соответствии с планом, составляемым на квартал. План подписывается заместителем начальника ВК по воспитательной работе и утверждается начальником колонии.
Основные задачи Типового положения по организации методического кабинета могут быть представлены примерно в таком варианте.
1. Организация методической работы со всеми категориями сотрудников по повышению профессионализма, правовых и психолого-педагогических знаний и навыков.
2. Методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными в ВК.
3. Совершенствование навыков должностных лиц в организации и
проведении воспитательной работы с осужденными.
4. Обучение сотрудников основным формам и методам воспитательной работы с воспитанниками, организации правовой подготовки и правового воспитания, поддержания дисциплины и применения дисциплинарной практики.
5. Оказание практической помощи молодым сотрудникам в приобретении необходимых методических навыков по взаимодействию с другими сотрудниками и воспитанниками.
6. Обобщение и распространение передового опыта работы лучших методистов.
7. Разработка и накопление методических материалов по вопросам проведения воспитательной работы с различными категориями воспитанников.
8. Обучение актива сотрудников подразделений.
9. Создание фонда методической литературы, видеофильмов, других материалов по организации и проведению воспитательной работы и др.
Впоследствии многие из этих задач станут основными в деятельности самого методического кабинета.
В Типовом положении о методическом кабинете должны быть представлены основные формы его работы.
1. Индивидуальные: консультирование, оказание помощи по подбору литературы, видеофильмов, других материалов.
2. Групповые: инструктивно-методические, практические занятия, семинары, деловые игры, круглые столы, дискуссии, показательные занятия, собеседования, обмен опытом, лектории, практикумы.
В Типовом положении о методическом кабинете обязательно прописываются права членов совета методического кабинета, например, может присутствовать следующий раздел.
Члены совета методического кабинета имеют право:
1) получать и анализировать информацию об опыте проведения воспитательной работы с осужденными;
2) разрабатывать и применять на практике различные методики по организации воспитательной работы с осужденными после утверждения советом методического кабинета;
3) знакомиться с опытом организации воспитательной работы в других ВК;
4) вносить предложения по совершенствованию системы воспитательной работы с осужденными.
Ответственность членов совета методического кабинета о проделанной работе также прописывается в Типовом положении и может выглядеть следующим образом. Члены совета методического кабинета отвечают:
- за планирование и организацию работы методического кабинета;
- обеспечение методического кабинета справочными и методическими пособиями, оборудованием,необходимым для его нормального функционирования;
- установление и поддержание связей с местными образовательными учреждениями и общественными организациями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий (консультаций) с сотрудниками по вопросам воспитания личного состава;
- формирование и ведение необходимого банка данных;
- организацию встреч с пенитенциарными юристами, психологами, представителями местных образовательных учреждений с целью совершенствования методики и организации воспитательной работы;
- разработку методических пособий, рекомендаций по организации воспитательной работы;
- представление заместителю начальника колонии по воспитательной работе отчета о состоянии работы методического кабинета за отчетный период, об имеющихся проблемах и нерешенных вопросах, а также о предложениях по улучшению воспитательной работы в ВК.
Создание методического кабинета оформляется приказом начальника воспитательной колонии. В приказе указываются:
- место расположения методического кабинета;
- обеспечение методического кабинета средствами связи, мебелью, другим оборудованием, необходимым для его функционирования;
- состав совета методического кабинета;
- распорядок работы методического кабинета;
- другие вопросы организации работы методического кабинета.
В состав совета методического кабинета ВК входят заместитель начальника по воспитательной работе (председатель совета), другие должностные лица по решению начальника ВК.
Методический кабинет является основной базой для проведения методической работы. Желательно, чтобы кабинет возглавлял штатный методист, с большим стажем работы в ВК, имел высшее педагогическое образование, постоянно проходил курсы повышения квалификации. Сотрудники методического кабинета должны выполнять следующие основные задачи:
- оказание помощи сотрудникам в повышении их профессионального уровня, в самообразовании;
- внедрение в практику работы результатов научных исследований и достижений передового опыта;
- оснащение воспитательного процесса и всего процесса исправления
материалами для воспитательной работы с осужденными.
Размещение методического кабинета. Методический кабинет нужно оборудовать в месте, доступном для посещения осужденными. Для размещения кабинета выделяется, как правило, отдельное помещение в учебном корпусе, клубе или ином здании на территории ВК. О месте расположения методического кабинета, распорядке его работы информируется и личный состав колонии, и воспитанники.
Оснащение и оформление методического кабинета должны включать в себя места для работы, письменные столы, стулья, шкафы с полками для хранения документов и литературы, плакаты, турникеты с информацией по вопросам методики организации воспитательной работы и правового воспитания, стенды. Например, в Но-вооскольской ВК имеется три стенда: «Информация», на котором размещены планы проведения мероприятий с сотрудниками и осужденными, обновляется каждый квартал; «В помощь членам воспитательных звеньев» - размещена информация о работе совета воспитателей отряда, обновляется ежегодно; «Духовно-нравственное воспитание» -размещена информация и фотографии о взаимодействии Новооскольской ВК и Белгородской митрополии, обновляется ежегодно.
В методическом кабинете могут оформляться и другие стенды: теоретические основы исправления несовершеннолетних осужденных; воспитательная работа в УИС; воспитательная работа в ВК; информационно-пропагандистская работа; работа по укреплению дисциплины; патриотическое воспитание; социальная работа; психологическая работа; культурно-досуговая работа; воспитательная работа с семьями
сотрудников УИС; организация взаимодействия с родителями и общественностью; лучшие методисты ВК.
Кроме того, в методическом кабинете должны обязательно быть телевизор, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, желательно мультимедийный видеопроектор с экраном и другая техника. Помещение методического кабинета обеспечивается средствами связи.
В методическом кабинете следует хранить и методические разработки, поступившие в ВК из других вышестоящих инстанций, а также и подготовленные коллегами из других воспитательных колоний, которые будут подспорьем не только молодым, но и опытным сотрудникам.
Это могут быть следующие разработки:
- методические рекомендации по подготовке к освобождению осужденных;
- методические рекомендации по организации читательских конференций среди осужденных;
- рекомендации по составлению характеристик на осужденного;
- методические рекомендации по использованию социометрических методик в процессе исследования социально-психологической обстановки среди осужденных;
- методические рекомендации по совершенствованию деятельности начальников отрядов и советов воспитателей отрядов;
- методические рекомендации о порядке подготовки характеризующих материалов на осужденных, представляемых в суд для решения вопросов их условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
- методические рекомендации по организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы;
- методические рекомендации по работе с осужденными за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью на основе их психологических характеристик;
- методические рекомендации по выявлению и использованию начальниками отделов по воспитательной работе с осужденными положительных лидерских качеств осужденных в процессе воспитательной работы;
- методические рекомендации по оформлению наглядной агитации в служебных помещениях ВК;
- методические рекомендации по посещению учреждений представителями СМИ;
- методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы;
- методические рекомендации по организации и проведению занятий по социально-правовым вопросам с осужденными;
- методические рекомендации «О механизме индивидуальной социальной работы с осужденными к лишению свободы с момента их поступления в учреждения уголовно-исполнительной системы в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации»;
- методические рекомендации об организации работы по оставлению в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, в целях
закрепления результатов исправления, завершения ими среднего общего профессионального образования или профессионального обучения.
План работы методического кабинета составляется на квартал. Он подписывается заместителем начальника ВК по воспитательной работе и утверждается начальником колонии.
В плане необходимо отражать консультативное, аналитическое и пропагандистское направления деятельности методического кабинета.
Консультативное направление деятельности методического кабинета тесно связано с понятиями «совещание», «совещательное обсуждение» сложного, проблемного вопроса со специалистом, «совет специалиста», что для воспитательной колонии является особо актуальной творческой деятельностью в процессе воспитания и исправления осужденных. При непосредственном участии сотрудников методического кабинета проводятся индивидуальные и групповые консультации сотрудников ВК, методические секции, семинары, открытые мероприятия, заседания учебно-воспитательного совета. Ведется подготовка методических материалов для проведения различных воспитательных мероприятий с осужденными.
Консультативную функцию осуществляет:
- непосредственно штатный методист путем сбора, анализа и систематизации материала, из публичных (общедоступных) и закрытых (специализированных и узкоспециализированных) источников;
- библиотека методического кабинета, включающая в себя общепедагогический и пенитенциарный опыт, а именно семинары, лекции, практический опыт, периодику, включая узкоспециальную;
- обмен опытом сотрудников ВК, включая методистов, психологов и воспитателей других учреждений, а также ветеранов УИС, путем как личного общения, так и с использованием средств связи и общения по Skype.
Аналитическое направление деятельности тесно связано с методом, основанном на применении аналитических способностей и на анализе -способе рассуждения. Хорошим методистом может быть только специалист, склонный к анализу, обладающий способностью анализировать поступки воспитанников, своих коллег и свои собственные, а также события, поведение осужденного в той или иной ситуации, умеющий строить процесс изучения человека при помощи методов анализа.
Аналитическое направление деятельности осуществляется:
- путем сбора всемирного опыта работы с несовершеннолетними правонарушителями, включая ближнее и дальнее Зарубежье;
- изучения аналогичных структур и структурных подразделений, передового педагогического опыта для каждой возрастной группы осужденных ВК, позволяющих получить положительный результат;
- систематизации и обобщения данного опыта, способствующих позитивной психологической адаптации осужденных к специфической среде воспитательной колонии и подготовке к жизни на свободе.
Пропагандистское направление деятельности тесно связано с тем опытом воспитательных колоний, который следует внедрить путем распространения каких-либо идей, учений, знаний, подробного углубленного ознакомления, убеждения осужденных в необходимости тех или иных воспитательных
действий, например здорового образа жизни.
Пропагандистское направление деятельности включает в себя:
- формирование правосознания у осужденных, так как правосознание воспитанника определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, его способностью к социо-нормативной саморегуляции;
- принятие правил и норм современного цивилизованного общества;
- формирование целостного восприятия себя как личности в рамках современного общества;
- формирование навыков правомерного взаимодействия с другими людьми на свободе и возможностей использования помощи центров социальной защиты, центров адаптации, центров психологической помощи и экстренной психологической помощи.
В реализации плана работы методического кабинета должны участвовать сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, учителя общеобразовательной школы, а также сотрудники других отделов ВК.
Методисту ВК следует ежеквартально выступать на заседаниях учебно-воспитательного совета с подведением итогов работы методического кабинета.
Методический кабинет должен осуществлять тесное взаимодействие: с Центром содействия реформе уголовного правосудия (г. Москва). Сотрудники Центра пополняют библиотечный фонд методического кабинета пенитенциарной литературой, которая используется для подготовки и проведения методических секций и в практической работе сотрудников ОВРО. Необходимо осуществлять взаимодействие с районной, городской, областной библиотеками, которые оказывают консультации
и предоставляют материалы для проведения различных мероприятий в ВК.
Методическому кабинету следует также тесно взаимодействовать с методическим советом общеобразовательной школы ВК, методическими объединениями классных руководителей, учителей гуманитарного цикла и учителей естественно-математического цикла. Планы работы методических объединений согласовываются с планом работы методического кабинета ВК. Методист участвует в работе методического совета школы, оказывает практическую помощь в работе методических объединений учителей, обобщает актуальный педагогический опыт, осуществляет контроль выполнения методических планов.
Не менее важным является обобщение передового опыта по темам «Практическая работа на уроках с использованием современных педагогических технологий как средство развития учебной и исследовательской компетенции учащихся», «Формирование семейных ценностей у несовершеннолетних осужденных мужского и женского пола», «Технология анализа диагностических и проверочных работ как способ корректировки знаний, умений и навыков учащихся с целью повышения качества знаний, как результат деятельности учителя», «Развитие творческих способностей несовершеннолетних осужденных в процессе проведения кружковой работы», «Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования».
Учитывая, что деятельность женских воспитательных колоний в основном связана со швейным производством, есть необходимость обобщения передового опыта и по таким сложным темам, как «Учет, хранение и выдача колюще-режущего инструмента».
Методист должен быть всегда готов оказать теоретическую и методическую помощь сотрудникам при изучении, обобщении и оформлении передового опыта.
Результаты обобщения опыта заслушиваются на семинарах, заседаниях методических секций. Итоги работы по этим темам подводятся на совещаниях у начальника ВК и на заседаниях экспертного совета. Документы по применению передового опыта сотрудников ВК следует хранить в методическом кабинете. По данным опроса 50 сотрудников ВК, обобщенный опыт работы сотрудников ВК широко применяется в служебной практике и дает положительные результаты.
Правильно организованная работа методического кабинета способствует повышению педагогического мастерства и профессионального уровня коллектива сотрудников.
Методистами должны систематически выноситься на обсуждение предложения, направленные на совершенствование работы методического кабинета ВК. Методист и члены методического совета должны быть инициаторами постоянного взаимодействия с методическими кабинетами других воспитательных колоний с целью обмена опытом и консультаций по проблемным вопросам, заботиться об увеличении числа автоматизированных компьютерных мест с подключением к сети Интернет и пополнении библиотечного фонда методического кабинета современной литературой по теории и практике воспитательной работы с осужденными.
Методический кабинет - центр всей методической работы в ВК, в котором собирается психолого-педагогическая информация, необходимая для осуществления учебно-воспитательного процесса.