Научная статья на тему 'Организация деловой самопрезентации учащихся профессиональных училищ'

Организация деловой самопрезентации учащихся профессиональных училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкова Марина Георгиевна

Рассматривается самопрезентация как проявление творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности учащихся профессионального училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкова Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization business summary pupil of the vocational schools

Big importance in creative realization its I pupil of the vocational school has a summary of the businessperson as manifestation to creative activity, creative independence. In condition designed by us strategies, pupils enter in such relations and interactions, which in real life in given period for them unenforceable. Except this, pupils in scholastic activity not always have a possibility for manifestation of the varied creative abilities, since they not are always found in condition of creative searching for of the decision of the problem, result not on plan; well-timed undertaking the analysis result process creative activity, use varied acceptance, facilities, the forms and methods to creative efficiency itself, creative activity, creative independence, summary and so on.

Текст научной работы на тему «Организация деловой самопрезентации учащихся профессиональных училищ»

М.Г. Шишкова

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

Рассматривается самопрезентация как проявление творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности учащихся профессионального училища.

Для нашего исследования мы сочли необходимым акцентировать внимание на деловой самопрезентации, которая реализуется в проблемных и деловых играх, предполагающих реализацию элементов будущей профессиональной деятельности. Данные формы организации учебно-воспитательной деятельности в большей степени способствуют творческой самореализации учащихся профессионального училища. Учитывая это, педагог должен по возможности создавать условия для эффективной творческой самореализации учащегося посредством «проживания» жизненных ситуаций. Игры как педагогическое средство предполагают познания радости творческой самостоятельности, творческой самоэффективности и творческой активности.

Самопрезентация - это умение «подать себя», произвести нужное впечатление на окружающих, грамотно представить себя. В состав эффективной самопрезента-ции входит не только формирование нужного впечатления о себе, но и «считывание» необходимой информации с партнеров по деловому общению, например в условиях переговоров, принятия коллективных решений и в общем руководстве организацией.

Деловая самопрезентация имеет деятельностный характер и направлена на проявление творческой активности, творческой самоэффективности, творческой самостоятельности. Одновременно деловая самопрезентация включает в себя демонстрацию деловых и профессиональных качеств - компетентности, грамотности, профессиональной успешности. С этой целью в презентации используются деловые аргументы - дипломы, наградные листы, благодарности, рекомендательные письма, отзывы о работе, демонстрируются психологические навыки специалиста - умение убеждать, привлекать и удерживать внимание, завоевывать доверие партнеров или аудитории, производить нужное впечатление, а также демонстрация профессиональных навыков - качественное выполнение своих профессиональных функций. Данные качества учащийся может презентовать в ходе деловых и проблемных игр.

Игры проводились нами во внеурочное время. Такие игры, на наш взгляд, более эффективны для творческой самореализации, т. к. игровая ситуация вне урока обеспечивает большую свободу для творческой активности личности, удовлетворения её творческого потенциала. Игровая ситуация на уроке, в отличие от внеурочной, ограничена тематическим, содержательным аспектом и не всегда отражает возможное разнообразие проявления творчества в реальной жизни, в которых у учащихся возникает потребность самореализовываться.

Основной стратегией деловой самопрезентации является самопродвижение, т.е. открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации.

Реально демонстрируя свои возможности, учащийся учится объявлять свои личные цели, а также формулировать запросы и условия.

В соответствии с этим разработаем стратегию деловой самопрезентации:

1. Обучение умениям и навыкам самопрезентации (информационные моменты):

- изучение механизмов поведения людей;

- анализ собственных поведенческих ресурсов;

- знакомство со средствами, эффектами и каналами самопрезентации;

- опробование в тренировочных ситуациях отдельных моментов самопрезентации;

- анализ особенностей самопрезентации других людей.

2. Самопрезентация (проблемно-деловые игры):

- умение производить нужное впечатление;

- акцентирование достоинств;

- контроль ситуативных и неожиданных эмоций.

3. Отработка умений и навыков деловой самопре-зентации (психодиагностика):

- навыки построения и ведения деловой беседы;

- преодоление потерь информации в ходе деловой беседы;

- преодоление психологических барьеров;

- методы и техники аргументированного убеждения;

- навыки ведения деловой беседы в условиях конфликтного взаимодействия.

На первом этапе осуществлялась работа с понятиями, предусматривалось формирование у учащихся профессионального училища представления о деловой самопрезентации и последующее обсуждение возможных путей их профессионального становления с учетом интересов, склонностей и потенциалов личности. Обсуждение поставленных вопросов строилось по принципу эвристической беседы. Была затронута проблема потенциального и актуального в человеке, подростке и обращено внимание на процесс профессионального становления учащегося как будущего специалиста. Было замечено, что многие учащиеся впервые посмотрели на процесс обучения в профессиональном училище как на один из этапов их профессионального становления, задумались о том, что именно училище помогает им определить «свое» потенциальное и реализовать его на начальном этапе обучения, приобщиться к творческой деятельности профессионального характера.

Обсудив процесс профессионального становления как переход потенциального в актуальное, мы перешли к знакомству с понятиями «творческая активность», «творческая самостоятельность» и «творческая самоэффективность». В ходе обсуждения поставленной задачи учащиеся посредством эвристических приемов (свободные ассоциации, прямая коллективная мозговая

атака, эвристические вопросы) определяли, что такое творческая активность, самостоятельность и самоэффективность, обсуждали вопросы о врожденных и приобретенных способностях, ресурсах личности и показали на примерах, что зависит от потребностей, ценностей и какие творческие качества проявляются в деятельности и при каких обстоятельствах.

Мы посчитали целесообразным провести проблемноделовые игры после изучения механизма деловой само-презентации, т.к. предположили, что в этом случае их эффективность с точки зрения творческой самореализации будет выше, поскольку первый этап тренинга способствовал «накоплению» учащимися профессионального училища собственного творческого потенциала.

Охарактеризуем каждый тип игр.

Имитационные игры

Использование термина «имитационная игра» связано с некоторыми существенными характеристиками этого метода. С одной стороны, имитация понимается как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, реального объекта изучения. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих целей. Имитационная игра объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой упрощенную, динамическую модель действительности.

Отличительным признаком имитационной игры, в отличие от организационно-деятельностной, является наличие имитационной модели. Имитационные игры предоставляют возможность наблюдать проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера. Для педагога это очень важно, т. к. у него появляется возможность, наблюдая за этими проявлениями, менять в нужный момент стратегию работы с учащимся, чтобы усилить образовательный эффект. Кроме того, игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как реальные жизненные.

Организационно-деятельностные игры

Цель организационно-деятельностных игр - создать для учащихся образовательное пространство, понимая под образованием выход за пределы своих представлений и умений. Эти игры создают богатые возможности для развития. Они построены так, что одним из основных процессов на протяжении всей игры является процесс творческой самореализации.

Организационно-деятельностные игры ориентированы не на репродукцию, а на творчество. Для организации подобных игр характерно не имитировать известные решения проблем, а решать реальные проблемы, возникающие в процессе профессионального становления. Игра строится на широком проблемном поле, контуры которого приблизительно обозначены темой игры. Таким образом, организационно-деятельностные игры осу-

ществляются в условиях высочайшей неопределенности, которая органически присуща этому типу игры.

Пониманию сущности организационно-деятель-

ностной игры, как нам представляется, способствует рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций рефлексивной психологии. Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в противоречии как объективносодержательного, так и субъективно-смыслового характера. Активизация участников игры достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается учащимся как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс самомобилизации.

Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе организаторов, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью.

Таким образом, организационно-деятельностная игра обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их профессиональной компетентности.

Организационно-деятельностные игры применяются в том случае, когда обучаемые могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Организационно-деятельностные игры могут применяться не только при усвоении новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, т.е. при выполнении упражнений, углубляющих знаний.

Примеры имитационных игр

1. «Угадай профессию» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая активность).

В ходе игры в равной степени решались профориентационные задачи и задачи творческой самореализации. В организации игры исходили из конкретных знаний учащихся о конкретной профессии, а также определяли уровень овладения схемой анализа профессий. Игра включала такие моменты, которые позволяли учащимся профессионального училища проявить творческую активность, обеспечивали на неосознанном уровне фундамент логического анализа и понимания. Учащиеся соотносили свои знания и умения с другими, критически относились к аргументам других, не перенося отношение к суждениям на отношение к личности, старались помочь другому в построении анализа

профессии, чтобы понять и по возможности принять его ценности, по необходимости пересмотреть собственную позицию и выработать общую.

При многократном проигрывании анализа профессий отгадывающие не всегда находили ответ, поэтому интерес к игре снижался (лучше не делать больше двух проигрываний). Незначительная часть участников игры проявили пассивность либо пограничные свойства.

2. «Профконсультация» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самостоятельность).

Игра актуализировала способности к творческой самостоятельности и правильно ориентировала на творческую самореализацию. Она включала в себя два игровых момента: построение личных профессиональных планов и профориентационную помощь товарищам.

Цель игры - познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также обеспечить творческую самореализацию через имитацию в игре жизненных ситуаций. Различные игровые приёмы были направлены на установление контроля над ориентированием правильно выбранной профессии учащегося профессионального училища. Другие приёмы способствовали преодолению у учащихся нежелания узнать о построении своей профессии.

Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность, нередко бывает трудно сохранить логику игры, не давать ей возможность развиваться стихийно, но вмешательство педагога снижает активизирующий эффект. По ходу игры могут возникать вопросы, на которые педагог не знает ответ, поэтому желательно иметь под рукой справочную литературу.

3. «Ассоциация профессий» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самоэффективность).

Цель игры - выявить истинное отношение учащихся профессионального училища к различным профессиям и создать возможность для проявления творческой самоэффективности в процессе творческой самореализации. Игра, являясь эмоционально привлекательной формой и регулятором творческой самореализации, общим положительным фоном заражала каждого участника, способствовала его успешной творческой самоэффективности. Суть данной игры состояла в том, чтобы по возможности подкорректировать соотношение возможностей и желаний учащихся профессионального училища на творческую самоэффективность в той или иной профессии. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа. Каждая профессия отгадывается с помощью ассоциативных вопросов. Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере, что позволяет выявить эмоциональное отношение учащихся к разным профессиям. Так как характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, педагог получает важную информацию для правильного ориентирования на творческую самореализацию учащихся профессионального училища, ему необходимо разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, но не помогать играющим, а наоборот, обострять игру, что повысит интерес учащихся.

Примеры организационно-деятельностных игр

1. «Программирование профессиональной деятельности» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая активность).

Игра на программирование проходит в начале учебного года и главной целью ставит включение учащихся профессиональных училищ в учебный процесс. Игра направлена на формирование каждым учащимся своей образовательной траектории на весь учебный период. Учащиеся анализируют приоритеты своих способностей и интересов, возможности и проблемы и подготавливают программу профессионального образования.

Данный вид игры обеспечивал развитие качества творческой самореализации - творческой активности. Этот проект построен на выделении учащимися приоритетов в учебно-профессиональной деятельности и закреплении их с помощью найденных в ходе игры способов обучения.

Первый этап посвящен анализу учебно-профессиональной ситуации учащегося и нахождению им способа учебного самоопределения. На втором этапе идет работа над выделением проблем в выбранном учащимся приоритетном направлении профессионального образования. На третьем этапе ставятся учебно-профессиональные задачи на ближайшее будущее, которые должны решить поставленные проблемы.

В результате игры учащиеся более осмысленно и целенаправленно выбирают для себя предметы профессиональной направленности, режим и способы работы на этих предметах. Они становятся способны видеть в преподавателях коллег и помощников, более адекватно относятся к требованиям, которые предъявляет программа профессионального училища.

2. «Выбор профессиональных ориентаций» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самостоятельность).

Цель игры - создать условия для размышления учащихся I курса о своей будущей профессии и, соответственно, специализации. Во время игры учащиеся осваивают понятия «профессия» и «профессионализм» и получают достаточно четкие ориентиры о требованиях к грамотности и компетентности специалиста-профессионала. Эти представления закладывают основы для более глубокого освоения предметов, с которыми связана будущая профессия учащихся.

Проект предусматривает запуск процессов профессионального самоопределения учащихся с целью построения рамок, в которых может осмысляться учебная деятельность. Ориентиры для этого самоопределения строятся в ходе игры разными способами: одни учащиеся опираются в выборе профессии на свои способности, другие - на интерес к определенным предметам, третьи - на потребности общества и т. д. В игре исследуются значение и возможности их способов самоопределения. Параллельно идет работа на построение понятий «профессия» и «профессионализм».

3. «Мое будущее» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самоэффективность).

Данная игра усиливает связку «замысел - реализация» за счет предоставления участникам будущей игры

пространства проектирования самой игры и построения проектов. Цель игры - выделить существующие ценности, стоящие за отношением к учебе, и построить действительно профессионально-образовательные цели.

Учащимися выдвигаются следующие игровые проекты:

1. «Поиск подходов к смыслу жизни учащегося профессионального училища». Проблема: апатия по отношению к учебному процессу и к происходящему в профессиональном училище: «зачем все это надо и что это дает в жизни».

2. «Личностное становление в подростковом возрасте». Проблема: отсутствие идеала.

3. «Постановка целей на период обучения в профессиональном училище». Проблема: отсутствие цели, «переутомление от делания того, что требуют другие, в то время как самому это не нужно».

4. «Движение учащегося профессионального училища». Проблема: нет видимых изменений.

5. «Моя профессия». Проблема: нет понимания, какие профессии нужны.

Результатом игры является создание возможности для проявления способности творческой самоэффективности в процессе творчества, для преодоления барьеров творческой самореализации, связанных с негативными эмоциональными состояниями; обеспечение ситуации успешности, положительного эмоционального настроя. Игра, являясь эмоционально привлекательной формой и регулятором настроения, общим положительным фоном заражала каждого участника, способствовала его успешной творческой самореализации.

В целом, оценивая творческую деятельность учащихся профессионального училища на данном творческо-деятельностном этапе работы, отметили, что выделение деловой самопрезентации было целесообразным, поскольку она ориентировала на развитие творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности и позволяла работать в режиме развития творческого потенциала будущего специалиста. Кроме того, деловая самопрезентация позволила удовлетворить потребность учащихся в самопознании, способствовала осознанию ими значимости их профессиональной деятельности.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 29 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.