Научная статья на тему 'Педагогическая стратегия организации самопрезентации обучающихся НПО в профессионально-личностном аспекте'

Педагогическая стратегия организации самопрезентации обучающихся НПО в профессионально-личностном аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / CREATIVITY / CREATIVE SELF-REALIZATION / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE INDEPENDENCE / CREATIVE SELF-EFFICIENCY / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Валентина Владимировна, Шишкова Марина Георгиевна

В статье описана реализация педагогической стратегии, разработанной в нашем исследовании, которое связывается с развёртыванием критериев творческой самореализации посредством организации самопрезентации, способствует развитию творческой самоэффективности на деловом уровне и умению предъявлять (демонстрировать) обучающимися творческий продукт в процессе овладения основными видами деятельности. Основной смысл условия состоит в усилении профессионально-личностного аспекта творческой самореализации обучающихся профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатова Валентина Владимировна, Шишкова Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STRATEGY OF ORGANIZING SELF-PRESENTATION OF STUDENTS OF PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION IN VOCATIONAL AND PERSONAL ASPECT

This article describes the implementation of teaching strategies developed in our thesis research, which is associated with the deployment of our criteria for creative self-realization through the organization of self-presentation, contributing to the development of creative self-efficiency at business level and the ability to present (display) a creative product while mastering core activities. The basic meaning of the condition is to enhance professional and personal aspects of creative self-realization of students of vocational education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая стратегия организации самопрезентации обучающихся НПО в профессионально-личностном аспекте»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОПРЕЗЕНТАИИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НПО В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ АСПЕКТЕ

Творчество, творческая самореализация, творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность, самопрезентация.

В статье описана реализация педагогической стратегии, разработанной в нашем исследовании, которое связывается с развёртыванием критериев творческой самореализации посредством организации самопрезентации, способствует развитию творческой самоэффективности на деловом уровне и умению предъявлять (демонстрировать) обучающимися творческий продукт в процессе овладения основными видами деятельности. Основной смысл условия состоит в усилении профессионально-личностного аспекта творческой самореализации обучающихся профессионального образования.

V.V. Ignatova, M.G. Shishkova

Teaching strategy of organizing self-presentation of students

OF PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION IN VOCATIONAL AND PERSONAL ASPECT

Creativity, creative self-realization, creative activity, creative independence, creative self-efficiency,

self-presentation.

This article describes the implementation of teaching strategies developed in our thesis research, which is associated with the deployment of our criteria for creative self-realization through the organization of self-presentation, contributing to the development of creative self-efficiency at business level and the ability to present (display) a creative product while mastering core activities. The basic meaning of the condition is to enhance professional and personal aspects of creative self-realization of students of vocational education.

Социальные и экономические преобразования в современном российском обществе коренным образом изменили систему требований, предъявляемых к подготовке обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования (НПО). Востребованными стали такие выпускники, которые заинтересованы в своем профессиональном становлении, имеют четкую гражданскую позицию, способны к творческой активности, творческой самостоятельности и творческой самоэффективности. Прежде всего, нами обращено внимание на внедрение компетентностного подхода в образование, затем рассмотрен исследуемый процесс с точки зрения профессионального становления с учетом возрастных особенностей обучающихся, которые выступают субъектами образовательной деятельности начального профессионального образования [Адольф, 2004; Осипова, 2012]. Уровень сформированности компетенций выпускников как результат качества профессионального образования является одним из целевых ориентиров внедрения и реализации новых творческих образовательных программ и педагогических стратегий. Обращение к личности обучающихся НПО как ценности объективно требует, что-

бы одним из ведущих факторов ориентирования на творческую самореализацию в профессиональной деятельности будущего специалиста стало умение презентовать себя на рынке труда, то есть самопрезентация своих деловых и творческих качеств.

Самопрезентацию рассматриваем как умение «эффективно и выигрышно» подавать себя в различных ситуациях, демонстрировать продукты своей деятельности, привлекать внимание окружающих к личным и профессиональным достижениям [Вербицкий, 1982]. В данной работе самопрезентация в содержательном и деятельностном наполнении рассматривалась как педагогическое средство, которое позволяет привлечь внимание окружающих к творческой самостоятельности, творческой самоэффективности и творческой активности обучающихся, что позволяет ее определить как творческую.

Целью данной статьи является освещение исследования педагогической стратегии ориентирования обучающихся начального профессионального образования на творческую самореализацию посредством организации самопрезентации, которая способствует формированию профессиональных компетенций и обогащению опыта будущей профессиональной деятельности.

Для повышения уровня ориентированности обучающихся на творческую самореализацию в рамках проводимого исследования целесообразно выделить деловую и профессионально-личностную самопрезентации, поскольку творческий процесс всегда сопряжен с решением различных личностных и профессиональных задач. Деловая и профессионально-личностная самопрезентации предполагают реализацию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся профессионального образования (согласно ФГОС НПО третьего поколения), которые связаны с их преобразующей деятельностью.

Для эффективной реализации педагогической стратегии были определены и охарактеризованы основные этапы организации деловой и профессионально-личностной самопрезентаций. Деловая самопрезентация представляет собой демонстрацию деловых и профессиональных качеств, коммуникативных навыков. Профессионально-личностная — основана на успехе обучающихся в различных видах деятельности без специального ограничения на профессиональный контекст. Зафиксированы положительные изменения в ориентированности учащихся экспериментальных групп на творческую самореализацию по всем критериям.

При организации самопрезентации, в том числе и творческого продукта, можно выделить как процессуальные, содержательные, так и результативные характеристики. С целью единого наполнения данного процесса посчитали целесообразным разработать его алгоритм. При этом в качестве инструментария подведения итогов организации самопрезентации были выбраны дипломы, наградные листы, благодарности, рекомендательные письма, отзывы о работе, то есть деловые документы, свидетельствующие о результативности творческой деятельности.

Первый шаг - ознакомительно-оценочный - реализовывался с помощью освоения обучающимися коммуникативно-праксиологических навыков самопрезентации: анализ собственных коммуникативных ресурсов; знакомство со средствами, эффектами и каналами самопрезентации; опробование в тренировочных ситуациях действий по самопрезентации; анализ особенностей самопрезентации других людей. Реализация данного шага предусматривала соответствующие формы, методы, приемы, средства творческого характера, которые полезны для расширения представлений обучающихся о деловой самопрезентации.

Обсуждение различных аспектов данного алгоритмического шага строилось по принципу эвристической беседы с акцентом на возможных путях освоения профессиональных компетенций в творческих видах деятельности, способствующих творческой самореализации. Беседа в экспериментальной группе прошла заинтересованно и увлеченно. Более всего обучающихся интересовала проблема представления себя как творческой личности, обладающей деловыми и профессиональными качествами, коммуникативными компетенциями.

Второй шаг - фактололгический - был направлен на отработку действий самопрезентации: умение производить нужное впечатление посредством конкретных фактов и достижений; акцентирование внимания да утих людей на личных достоинствах; самоконтроль ситуативных и неожиданных эмоций. Каждая из форм самопрезентаций обеспечивала баланс двух задач: ориентирование на творческую самореализацию и обогащение знаний о профессии в контексте их творческого воплощения в деятельности.

Третий шаг - организационно-деятельностный - связан с отработкой умений и навыков самопрезентации: построение и ведение деловой беседы; преодоление потерь информации в ходе подготовки презентационных материалов; преодоление коммуникативных барьеров; построение аргументированных доказательств собственной позиции по конкретному вопросу; проведение публичной творческой самопрезентации в командном формате. Кроме того, при реализации данного шага особое внимание обращалось на виды рефлексии.

Основные характеристики данных видов рефлексии в контексте деловой самопрезентации: осмысление результатов проблемного задания, подтверждение правильности выводов, выявление возможных ошибок, поиск причин собственных неудач и успехов в творчестве (ретроспективная рефлексия); создание модели проблемной ситуации, организация коллективного обсуждения возможных подходов к ее решению, осмысление ее элементов, анализ происходящего (ситуативная рефлексия); постановка цели на будущее, размышление о предстоящей творческой деятельности, представление о ходе деятельности по реализации модели (перспективная рефлексия) [Карпов, 2003].

Четвертый шаг — в рамках публичного представления своих творческих качеств (творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности) были реализованы формы личностной самопрезентации, которые позволили обучающимся рекламировать свой творческий потенциал, «восхвалять» самого себя, собственные заслуги и достоинства. Целью данной формы являлись освоение учащимися приемов и способов эффектного самопредставление себя как личности, будущего специалиста, мастера своего дела, создание образа творческой личности, обладающей высокой креативностью, умением грамотно работать с информацией, обладающей профессиональными компетентностями, способностью к новым нестандартным решениям.

Технологию [Левина, 2001] реализованных в образовательном пространстве НПО формы деловой и профессионально-личностной самопрезентации представим в виде таблицы. В результате исследования был обнаружен ряд значимых связей между избранными формами самопрезентации, творческой активностью, творческой самостоятельностью и творческой самоэффективностью.

Таким образом, организация самопрезентации в контексте реализации основных видов деятельности обучающихся НПО обеспечила развёртывание критериев творческой самореализации, что способствовало развитию деловых, профессиональных качеств и коммуникативных навыков на деловом уровне и умению предъявлять

(демонстрировать) учащимися творческий продукт в процессе овладения основными видами деятельности, в том числе профессиональной, тем самым усиливался про-фессионально-личностный аспект творческой самореализации обучающихся.

Таблица

Технология организации самопрезентации

Вид Форма самопрезен- тации Характеристика форм самопрезентации Технологическая функция

1 2 3 4

«Контакт и самоп-родвиже-ние» Направлена на деловое и межличностное взаимодействие, влияние феномена «первое впечатление». Опосредованная самопрезентация в виде резюме. Предполагает: сбор информации о навыках, опыте работы, образовании, творческих достижениях и другой относящейся к делу информации, обычно требуемой при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу Управление производимым впечатлением

«Угадай профес- сию» Осуществление на творческом уровне логического анализа и понимания значимости самопредъявления как творческой личности. Имитационная форма организации. Предполагает: пересмотр собственной позиции в контексте готовности к творческой деятельности Развитие творческой активности

«Портфо- лио» Способствует «накоплению» аргументов и фактов, презенти-руемых при устройстве на работу, переосмыслению собственных творческих возможностей и определению путей развития творческих качеств. Предполагает самостоятельный отбор материала о личном творческом потенциале, достижениях и построении личных профессиональных планов Развитие творческой самостоятельности и творческой самоэффективности

« я я о «Ассоциация профессий» Направлена на освоение учащимися приемов и методов эффективного самопредставления в контексте избранной профессии. Предполагает переход от незнания к осознанию ситуации выбора профессии и своего места в ней. Данный переход имеет циклический характер Развитие регулятивного аспекта рефлексии

Ч 0) К[ «Опыт творче- ства» Способствует осмыслению обучающимися прошлого опыта творческой деятельности, анализу причин собственных неудач и успехов в творчестве. Предполагает взаимодействие двух интенций — интенции самопознания «Чего я достиг в творчестве?» и интенции самопрезентации «Вот чего я достиг!» Развитие ретроспективной рефлексии

«Я в творчестве» Направлена на анализ конкретной ситуации творчества «Что я умею?» и связана с работой в командах, которые формируются самими учащимися с учетом творческих интересов. Предполагает доминирующий тип диалогического взаимодействия Я-позиция или Мы-позиция Развитие ситуативной рефлексии

«Мое творческое будущее» Проектирование деловой самопрезентации с выбором лично значимого объекта. Предполагает: фактическое создание ситуации «личного выбора» своего творческого будущего Развитие перспективной рефлексии

«Творческая самореклама» Освоение учащимися приемов и способов эффектного самопредставления себя как личности, будущего специалиста, мастера своего дела. Предполагает рекламирование творческого потенциала, «восхваление» самого себя, собственных заслуг и достоинств на различных тематических выставках Публичное представление своих творческих качеств

«Рефлексивное са-моодобре-ние» Отражает создание «публичного Я», что выражается в готовности и способности рассказать о себе и созданном продукте перед любой аудиторией. Предполагает участие в научно-практических конференциях Умение управлять своим образом

Окончание табл.

1 2 3 4

Профессионально-личностная «Представление креативности своего Я» Направлена на презентацию и реализацию креативных качеств обучающихся, определяющих предрасположенность к созданию нового, оригинального продукта в процессе деятельности. Предполагает участие в фестивале предпринимательских идей Презентация и реализация креативных качеств

«Создание творческого имиджа» Создание образа творческой личности, обладающей креативностью, умением грамотно работать с информацией, предъявление способности к новым нестандартным решениям. Предполагает сбор информации для видеопрезентации Создание образа творческой личности

«Ориги- нальная самопода- ча» Создание правильной профессионально-творческой самоподачи (техника общения), выход на уровень «работодателя», привлечение его внимания к себе. Предполагает участие в «Ярмарке профессий» Управление восприятием

«Творческое самовыражение» Создание и представление профессиональных кластеров (модель траектории непрерывного образования и дальнейшего трудоустройства). Предполагает, что кластеры служат выставочным экспонатом для волонтерского проекта «Первые шаги» Высвечивание личностно-дело-вых характеристик

Нами разработана идея успешного ориентирования обучающихся на творческую самореализацию в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений НПО с учетом методологических подходов как целенаправленно организованных искусных педагогических действий, заключающихся во включении обучающихся в эвристическое обучение, насыщении учебно-воспитательного процесса интерактивными формами и методами обучения, создании рефлексивных ситуаций, которые являются операционально-действенным компонентом педагогического обеспечения в виде условий, методов, приемов и средств и отражают сущность педагогической стратегии ориентирования обучающихся на творческую самореализацию.

Значение организации самопрезентации обучающихся в контексте основных видов деятельности определяется их потребностью быть в центре внимания, завоевать признание и проявить свой творческий потенциал и в силу этого измениться самим. В целом, оценивая деловую и профессионально-личностную самопрезентации, можно сделать заключение, что они способствовали развитию творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности и позволяли работать на «опережение» — развитие творческого потенциала будущего специалиста в контексте компетентности ого подхода.

Библиографический список

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность как условие формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности // Оценивание качества педагогического образования: сб. матер, конф. Красноярск, 2004. С. 53-59.

2. Вербицкий A.A. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высш. тттк. 1982. № 3 (39). С. 139-141.

3. Карпов A.B. Рефлективность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.

4. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2001. 272 с.

5. Осипова С.И. Компетентностный подход в контексте качества образования. URL: http://www. fkgpu. ru/conf/12. doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.