В.В. Игнатова, М.Г. Шишкова
ОРИЕНТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ НА ТВОРЧЕСКУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
В настоящее время весьма актуальной является проблема развития творческой самореализации личности. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что для эффективного решения данной проблемы необходимы соответствующие условия. Однако при существующей традиционной системе образования, где, как правило, происходит формальная передача готовых знаний, где всё подчинено строгим законам и правилам, трудно говорить о формировании и развитии таких важных качеств личности, как творческая самостоятельность, творческая самоэффективность и творческая активность. Именно эти качества необходимы личности для разрешения различных жизненных и профессиональных проблем, возникающих тогда, когда требуется принятие нестандартного решения.
Ключевые слова: творческая самореализация; творчество; творческая активность; творческая самостоятельность; творческая самоэффективность.
С нашей точки зрения, ориентирование на творческую самореализацию отражает специфику подготовки учащегося профессионального училища к профессиональной деятельности и направлено на формирование творческого специалиста, способного самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные проблемы. Первые попытки науковедческого анализа категории «воспитательная стратегия» были предприняты академиком РАО, профессором И.А. Зимней, предложившей термин «стратегиальный подход» [1]. Результаты исследований были приняты нами за основу дальнейшей разработки определения стратегии. Стратегия воспитания - это последовательная разработка концептуальных основ в социальнополитическом, экономическом, организационно-
методическом, социально-психологи-ческом, психоло-го-педагогическом и других планах.
Выведем свое рабочее определение и разработаем собственную педагогическую стратегию относительно ориентирования учащегося на творческую самореализацию: педагогическая стратегия - комплексное педагогическое обеспечение, направленное на ориентирование учащегося профессионального училища на творческую самореализацию. Она охватывает вопросы теории и практики, подготовки учащегося к творческой деятельности, ее планированию и ведению, исследует закономерности творческого процесса, разрабатывает формы, методы, приемы и средства педагогического обеспечения, определяет цели и задачи ориентирования на творческую самореализацию. Главная идея педагогической стратегии заключается в ориентировании учащегося профессионального училища на творческую самореализацию и профессиональное становление личности. Реализация этой идеи является целью профессионального образования.
Исходя из этого, задачу педагога мы видим в создании необходимого педагогического обеспечения ориентирования на творческую самореализацию учащегося профессионального училища, в частности создание условий, выбор методов, приемов и средств, обеспечивающих их эффективное влияние на исследуемый процесс. В нашем понимании педагогическое обеспечение выступает в качестве средств, мер и механизмов, которые делают возможным, действительным, реально выполнимым некий педагогический процесс. В данной статье основное внимание мы сосредоточиваем на изучении форм и методов ориентирования на творческую самореализацию учащегося профессионального учи-
лища и не подвергаем глубокому рассмотрению приемы и средства обучения. Поэтому кратко остановимся на приемах и видах учебной деятельности, а также определим свою позицию относительно средств ориентирования на творческую самореализацию.
К видам учебной деятельности относят парную, групповую, коллективную и индивидуально-обособленную работу учащихся для достижения образовательного результата [2. С. 2]. Составной частью метода, по мнению А.В. Хуторского, является прием. Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода и, наоборот, метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода [3. С. 1]. Мы придерживаемся этой же точки зрения и не рассматриваем отдельно приемы ориентирования на творческую самореализацию.
Анализ исследований в области дидактики показывает, что применение на занятиях активных методов обучения приводит не только к дальнейшей индивидуализации и интенсификации процесса обучения, но и к существенным структурным сдвигам в творческой активности учащегося. Поэтому в рамках нашего исследования рассмотрим эвристические методы обучения. В качестве форм ориентирования на творческую самореализацию возьмем интерактивные формы обучения (групповые, парные, коллективные), при этом выделяя как индивидуальную форму обучения само-презентацию.
Применение эвристических методов обучения основано на эвристических правилах, эвристических приемах. В отличие от формальной логики, которая является методом получения знаний, эвристические методы предназначены для получения знаний, когда решение проблемы, достижение цели логическим путем невозможно [4. С. 61]. Педагогические методы, предназначенные для организации эвристических способов решения проблемных задач, нацелены на обучение обобщенным способам решения интеллектуальных задач и развитие продуктивного мышления. Основная цель заключается в том, чтобы научить учащегося творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, достраивать задачу, развивать интуицию. Использование эвристических методов познания при решении учебной задачи позволяет быстро и успешно достигать цели без последовательного перебора информации. Развитие интеллектуального опыта педагога
с помощью решения оригинальных профессиональных задач - непременное условие творческой самореализации учащегося профессионального училища [4. С. 61].
В.И. Андреев дает следующую классификацию эвристических методов учебно-творческой деятельности: прямая коллективная «мозговая атака», массовая «мозговая атака», «мозговой штурм» - диалог с деструктивной отнесенной оценкой, метод эвристических вопросов, метод многомерных матриц («морфологический ящик»), метод инверсии, метод эмпатии (метод личной аналогии), метод синектики. Мозговая атака (брейнисторминг) (от англ. Brain storming - штурм мозга) - методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Практика использования этой методики привела к скептическим оценкам ее эффективности, а экспериментально - психологическая проверка не подтвердила ее преимуществ при решении творческих задач. Особое значение приобретают высокоэффективные эвристические методы, такие как теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Система ТРИЗ была создана российским ученым Г. С. Альтшуллером и его научной школой. Необходимо отметить различие между преподаванием в школах самой науки ТРИЗ, применением ТРИЗ в научных и технических студиях учреждений дополнительного образования, с одной стороны, и использованием ТРИЗ как методической основы преподавания обычных школьных предметов -с другой.
Таким образом, важным результатом учебного процесса, осуществляемого по системе ТРИЗ - педагогика, становится достаточно частое создание учащимися новых идей, в том числе имеющих научное значение. Все это помогает ориентированию учащихся профессионального училища на творческую самореализацию, способствует формированию знаний, умений и навыков, делая учебный процесс более интересным, эмоциональным.
Продвигаясь именно в этом направлении, последовательно раскроем эвристические методы, которые могут способствовать ориентированию на творческую самореализацию учащихся профессионального училища и широко применяться в практике обучения. Так, например, В.А. Дмитриев [5] предлагает программу опережающего обучения и технологию его реализации; этой концепцией образовательная система может повысить качество своих выпускников, расширить перечень подготавливаемых специалистов, укрепить свое положение на рынке образовательных услуг. В основе опережающего обучения лежит организация творческо-изобретательской деятельности и эвристических исследований, являющейся сущностной для сознания каждого человека и реализующей механизмы изменения сознания человека и окружающего мира.
Результатом обучения является критерий, оценивающий эффективность изобретательской деятельности учащихся; критерий учитывает количество и качество идей, произведенных учащимся в определенный промежуток времени. В целом анализ проблемы эвристического обеспечения процесса обучения показал, что одним из важнейших направлений ее решения является создание эвристических условий за счет применения эвристических методов обучения. При этом эв-
ристические методы в своем многообразии служат эффективным дидактико-эвристическим обеспечением ориентирования учащегося профессионального училища на творческую самореализацию.
Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому поиск эффективной модели совершенствования ориентирования на творческую самореализацию учащихся профессионального училища был сосредоточен на использовании методик активного обучения с акцентом на интерактивные формы. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой.
Интерактивное обучение в процессе ориентирования на творческую самореализацию имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из них - создание комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Такие связи могут быть как прямыми (от ученика к ученику, от ученика к учителю, от ученика к компьютеру и т.д.), так и обратными (от учителя к ученику); как непосредственными (учитель -ученик, ученик - ученик, ученик - учебная группа), так и опосредованными (ученик - учебная группа - учитель, ученик - компьютер - учитель). К групповым формам обучения мы относим работу учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, выполнение и защиту проектов, свободную дискуссию. Эти формы работы интерактивны по сути, т. к. состоят из обмена информацией, в результате чего продуцируется новая учебная информация.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же вопроса, что обеспечивает необходимую связанность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно. От других видов спора, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии -достижение максимальной возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается. Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или большинством. Таким образом, в дискуссии выявляется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент
субъективности: убеждения одного человека или группы людей объективируются, обретая определенную обоснованность.
Работа в группах позволяет настроить каждого слушателя на контакт, устранить стрессовую ситуацию по поводу оценок и ограничений, определения уровня знания или незнания, что очень важно для категории взрослых учащихся; акцент делается на рациональной и эмоционально-образной форме восприятия экономической информации. Работа в малой группе эффективна при решении практической задачи (с различными данными) в процессе изучения и закрепления новой темы. Метод проектов, или проектный метод, представляет собой такой способ обучения, когда слушатель самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет комплекс мероприятий по ее решению и выносит свой проект на защиту.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то, во-первых, эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Известно, что метод анализа конкретных ситуаций обладает наибольшим учебным эффектом из применяющихся методов обучения. Поэтому наиболее успешные учебные заведения используют их в своём учебном процессе. Анализ конкретных ситуаций, или «case-study», позволяет потренироваться в практике решения стратегических проблем, приобретая опыт и информированность [6]. Анализ конкретных ситуаций - популярная технология обучения в условиях работы творческих групп учащихся, включение этого метода в программы профессионального образования дает возможность ощутить реалии социальной ситуации в обществе.
Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе
и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение).
Дистанционное обучение можно определить как организацию учебного процесса, при которой педагог разрабатывает учебную программу, базирующуюся главным образом на самостоятельном обучении учащегося. В целом организация дистанционного обучения призвана решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования, реализация которых затруднена при обычном обучении, -усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях; резкое увеличение объема доступной информации, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для учащихся из любого населенного пункта; получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверст-никами-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности; увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ; создание более комфортных условий для творческой самореализации учащихся, перспектив демонстрации учащимися продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности их оценки.
В-третьих, это обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, т.к. неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и, соответственно, прироста личного опыта каждого субъекта обучения.
К парным формам интерактивного обучения можно отнести работу в парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, проблемнопоисковое обучение и т.д. К коллективным формам -деловые и ролевые игры, беседы, лекции с элементами дискуссий, исследования, практикумы. Работа в парах сменного состава обозначает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член образовательного коллектива работает по очереди с каждым. Отсюда следует, что все группы создаются на короткое время -ровно на столько, сколько им выделяется для решения задачи. За определенное время каждый член группы должен проработать свое задание, «самообучиться», обучить партнера и сделать выводы согласно цели. Одним из видов работы в парах сменного состава является «Интервью». Дается задание опросить всех участников группы с тем, чтобы выяснить их мнение по проблеме, получить ответы на поставленные вопросы. Работают одновременно. Затем результаты, итоги опроса обсуждаются всеми. Интересной формой интервью являются тесты. Вопросы теста на карточках распределяются между участниками. Индивидуальные результаты собираются вместе. Коллективный способ обучения - это
исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному. Коллективная учебная деятельность подразумевает развитие умения построить свою деятельность в другой форме, когда учащиеся «включают» усваиваемый материал в новых ситуациях, при решении более сложных задач, в ходе выполнения творческих заданий.
Беседа - это разговор преимущественно между двумя людьми, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга [6]. Беседа - не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, целью которого является либо стремление лучше понять характер возникшей проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом его интересов и мнений по обсуждаемому вопросу. Поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказывать свое отношение к изложенному. Лекция позволяет слушателям получить научные представления, о какой-либо проблеме или ряде проблем в процессе непосредственного взаимодействия со специалистом.
Организационные деловые игры, как правило, являются продолжительными во времени и требуют от участников применения необходимых знаний, умений и навыков. Деловая игра - это педагогический прием моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдель-
ных личностей и групп принятию решений. Ролевая игра - форма организации коллективной учебной деятельности, имеющая своей целью формирование и развитие умений и навыков в условиях, максимально близких к реальным. Предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой занятия. Во временном плане представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между преподавателем и учащимися, который состоит из трех этапов: подготовки ролевых игр, ее проведения, коллективного обсуждения результатов.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в данной статье, позволил сделать следующие выводы. Во-первых, педагогическая стратегия ориентирования на творческую самореализацию рассматривается нами как совокупность интерактивных форм и эвристических методов обучения, которые делают возможным, действительным, реально выполнимым ориентирование учащегося профессионального училища на творческую самореализацию посредством совокупности видов, приемов и средств педагогического обеспечения. Во-вторых, предположительно выделены условия ориентирования учащегося профессионального училища на творческую самореализацию: насыщение процесса обучения интерактивными формами и эвристическими методами, приемами и средствами; приобщение учащегося к творческому поиску незапланированного результата; своевременное проведение анализа результативности обучения в процессе ориентирования на творческую самореализацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. ИЯЬ: http://www.yspu.
yar.ru:8101/parts/facultets/institut/conf/conf4.htm
2. ГуринаР.В., СоколоваЕ.Е. Фреймовое представление знаний. М.: Нар. образование; НИИ шк. технологий, 2005. 176 с.
3. Хаблицкая С. Как вырастить своего ребенка гением // Комсомольская правда. 1999. 23 окт. С. 12.
4. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2001. 272 с.
5. Попова О.П. К вопросу о проблемах современного профессионального образования. 2003. С. 100-101.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989. С. 789.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 4 марта 2010 г.