Научная статья на тему 'Технологические аспекты деятельности методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов'

Технологические аспекты деятельности методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАГНОСТИКА / ТВОРЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / САМОРАЗВИТИЕ / ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Галина Евгеньевна

В статье рассматриваются технологические особенности деятельности методической службы ОУ по созданию эффективных условий для развития творческого потенциала педагогов; даются рекомендации по проведению деловых совещаний в интерактивной форме по актуальным проблемам развития методической деятельности в ОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты деятельности методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

В статье рассматриваются технологические особенности деятельности методической службы ОУ по созданию эффективных условий для развития творческого потенциала педагогов; даются рекомендации по проведению деловых совещаний в интерактивной форме по актуальным проблемам развития методической деятельности в ОУ.

Прохорова Галина Евгеньевна,

доцент кафедры технологий и профессионального образования Педагогическая академия Последипломного образования

Московская область

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ

Почему одним из ведущих направлений модернизации системы образования должна стать деятельность по развитию творческого потенциала педагога?

Ключевые слова статьи: научно-методическая деятельность, методическая работа, взаимодействие, диагностика, творчество, развитие творческого потенциала, саморазвитие, деловое совещание.

В современных условиях, когда в образовании реализуется идея модернизации, существенно меняются социальные установки и потребности в области образования, определены новые концептуальные подходы к построению всей системы образования, произошел пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В XX веке особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрение инновационных технологий, усиливается интеграция образования, науки и практики. В этих условиях особую значимость приобретает наличие образовательных структур, которые могли бы обеспечить высокий профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих организацию образовательного процесса современного уровня. Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Решение многих проблем современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса.

Высший смысл пребывания человека в образовательной системе - максимальное раскрытие способностей и воспитанность, проявляющиеся в его реаль-

ном поведении. Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов определяет особую значимость самообразования при решении проблемы формирования творчески мыслящей личности. Для успешного решения задач образования необходимо полнее использовать возможности самих субъектов образования. Возникает необходимость перехода от традиционной «знаниевой» парадигмы образования к «компетент-ностной».

Переход к таким формам работы, в которых подчеркивается самостоятельность учащегося, означает изменение организации образовательного процесса и новый подход к роли педагога, его ответственности и переосмыслению собственных задач, созданию благоприятных условий для раскрытия его творческого потенциала.

Научно-методическая система обеспечения качества обучения направлена на развитие интеллектуальной и продуктивно-профессиональной активности учащихся и позволяет реализовать механизм преобразовательной деятельности через диалектическое взаимодействие ее структурных элементов: цель, содержание, средства, результат, а также на системное эффективное взаимодействие всех субъектов педагогической практики.

В этом плане основным компонентом системной организации выступает личность педагога как организатора образования. Изменяется его отношение к ученику, к самому себе, к системе в целом. Изменяется характер управления, взаимодействия с учеником. Утрачиваются позиции авторитарной власти, права старшего и сильного. Взамен начинает утверждаться

позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, сотворчества.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. При наличии активной обратной связи создается дополнительная возможность объективной оценки и самооценки деятельности субъектов образовательного процесса, что в сочетании названными процедурами и диагностикой условий является основанием для совершенствования управления образовательным процессом, его качественной организации. При этом если анализ конечных, итоговых результатов может проводиться на любом иерархическом уровне образовательной системы, то эффективность текущего состояния возможна только при соответствующей организации различных взаимодействий всех субъектов образовательного процесса.

В понятии «научно-методическая система», заключен не только принцип социального заказа - качественного обучения, но и принцип развития личности педагога, личности учащегося, владеющего и управляющего своим профессионально-образовательным ресурсом, воспитания ответственности обучаемого за свой образовательный потенциал в ближайшей перспективе на различных уровнях обучения внутри одного образовательного учреждения.

Понятие «научно-методическое обеспечение» рассматривается, как инновационная технология обеспечения деятельности педагога в образовательном учреждении и считается нововведением в управлении качеством образования, где научно-методическая работа педагога становится его функциональной обязанностью.

Научно-методическая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с образовательным процессом во взаимодействии и во взаимном обогащении с которыми проявляет свою целостность.

Основной педагогический результат научнометодической системы предполагается как эффективные организационно-педагогические условия для формирования коллектива инновационного типа, обеспечивающего качество образовательного процесса через комплексное научно-методическое обеспечение процесса обучения и педагогическое сотрудничество ученых, педагогов-теоретиков, педагогов-практиков и творческой молодежи, проявившей интерес в проектно-исследовательской деятельности. Особенно актуальным это является сейчас в ситуации перехода к постиндустриальному, информационному обществу. В этой связи появляется острая потребность создавать эффективные условия для обеспечения инновационного характера образовательного процесса.

В настоящее время инновационные процессы требуют эффективной организации научно-методической деятельности образовательных учреждений, направленной на обновление содержания обучения, повышения профессионального мастерства педагогов, оказания им эффективной научно-методической помощи.

Опыт последних лет по организации научнометодической работы в образовательных учреждени-

ях показывает, что количественное увеличение так называемых «инновационных подходов» происходит в связи с тем, что:

^ осознается необходимость радикальных изменений, которые происходят на всех уровнях управления образованием;

^ появляются новое содержание и формы научнометодической работы, характеристики образования, такие как вариативность, разноуровне-вость и др., предопределивших изменение также форм и уровней образования;

^ растет конкуренция на рынке образовательных услуг;

^ появляются новые проблемы в образовании: уменьшается численность учащихся, ведется реструктуризация образовательных учреждений, наблюдаются разные подходы к определению качества образования, разная практика его оценивания и др.;

^ возрастают требования к уровню образования со стороны разных потребителей образовательных услуг: родителей, общественности, самих учащихся и т.д.

Развитие сегодня образовательных систем, информационных форм передачи знаний, резко ускоряет процесс построения, ставит под сомнение понятие «законченное образование» и вызывает внимание к заявлявшейся ранее идее о необходимости непрерывного пополнения знаний, о непрерывном повышении квалификации и методическом обеспечении образовательного процесса, особенно актуальной становится проблема приобщения педагогов к педагогическому творчеству, включение его в научноисследовательскую деятельность.

Анализ и обобщение проблем методической деятельности образовательного учреждения позволяет выделить ряд продуктивных идей: личностноориентированную стратегию в организации методической деятельности образовательного учреждения; приоритет дифференцированного подхода к ее организации; включения педагога в научно-исследовательскую деятельность; опору на активность, инициативность и развитие мотивации самого педагога-участника процесса методического обеспечения деятельности педагогического коллектива; важность обобщения и распространения передового педагогического опыта; необходимость привлечения к повышению квалификации и методической работе педагогов-новаторов, квалифицированных методических работников, работников научной сферы.

Эффективная структура научно-методической службы в образовательных учреждениях должна создавать организационно-педагогические условия для развития творческой деятельности педагога в комфортной среде, ориентированной на научноисследовательскую и экспериментальную работу.

Современные требования и основные задачи, которые стоят сегодня перед методической службой в образовательных учреждениях заключаются в том, чтобы:

■ выявить потребности и запросы педагогических работников в услугах методической службы образовательного учреждения;

■ разработать конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников;

■ разработать новое содержание и формы научно-методической деятельности в условиях инновационной деятельности педагогического коллектива с учетом запросов педагогических работников;

■ разработать программы развития образовательных учреждений в целях совершенствования их деятельности;

■ отказаться от жесткого централизованного внедрения форм и методов научно-методического обеспечения образовательного процесса и строить их на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога.

Необходим единый подход к обозначению явлений и объектов, сопряженных с построением единого методического «пространства», «поля» взаимодействия субъектов педагогической практики, участвующих в научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Как известно, систему методического обеспечения учебного процесса составляют взаимосвязанные элементы (А.Л. Жохов): субъекты учебной деятельности

- учитель и учащиеся, цели и задачи, содержание образования, методические средства, формы организации обучения и результаты обучения. Переориентация процесса обучения на новые цели по развитию личности обучающегося, требует от всей системы методического обеспечения новых подходов к целенаправленному развитию способностей педагога, а это возможно благодаря построению такой системы методической работы, которая обеспечит полноценное раскрытие творческого потенциала каждого педагога.

Система методической работы, ориентированная на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.), не обеспечивает качественного влияния на развитие педагогического процесса и активное проявление творческого потенциала его субъектов.

Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности важно рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научнометодического обеспечения.

Педагогическую деятельность в отечественной науке традиционно принято считать творческой. Известно, что творческая деятельность определяется как форма деятельности человека или коллектива по созданию «качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др..

Обычно выделяют 4 уровня творчества: 1-й уровень творчества - это уровень элементарного взаимодействия с классом, когда учитель уже способен осуществлять обратную связь и корректировать свои действия в зависимости от ее результата, но опирается на опыт других учителей, «методичку», то есть работает по шаблону; 2-й уровень (уровень оптимизации) заключается в способности педагога планировать и осуществлять свою деятельность, умело, подбирая уже известные ему методы и формы обучения;

3-й уровень - эвристический, предполагающий творческие возможности живого общения с учениками. На

4-м, самом высоком уровне творчества, педагог проявляет полную самостоятельность. Он может использовать и готовые приемы педагогической деятельности, но в них уже проявляется его личностная индивидуальность. Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяют 3 сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное и творческое самочувствие.

Деятельность педагога - это деятельность по управлению деятельностью. «Учитель всегда творит на живом «человеческом материале», - подчеркивает В.А. Кан-Калик, - это предъявляет к его деятельности особые требования. Творчество невозможно без осознания учителем собственной творческой индивидуальности. Признать себя, свою индивидуальность в педагогической деятельности, - значит сделать освоенную теорию и опыт других работающих достоянием собственной личности».

Рассчитывать на то, что педагогическое мастерство разовьется с опытом, себя не оправдывает. Замечено, что многолетний опыт работы несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. В процессе профессиональной деятельности педагога, как и любого профессионала, наиболее интенсивно развиваются те его качества, которые особенно необходимы в его работе. Становится неизбежным образование стереотипов выполнения педагогических функций, возникает шаблонность, наступает профессиональная адаптация. Исходя из положения о том, что деятельность

- это активность субъекта по отношению к объекту, вызванная потребностью в изменении последнего (по А.А. Леонтьеву), можно сделать вывод о том, что деятельность педагога, направленная на изучение своей профессиональной деятельности и себя как субъекта этой деятельности, обеспечивает возможность управления развитием этой деятельности.

Надо только систематически формировать потребности! Известно, что потребность активизирует человека, стимулирует его поведение на поиск того, что требуется, и поддерживает активность его до тех пор, пока эта потребность не будет полностью удовлетворена. Испытываемая педагогом неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит его к поиску путей их разрешения, способствуя формированию у педагога положительной мотивации к работе над развитием своего творческого потенциала, к иным формам взаимосотрудничества. Установлено,

что если над учителем довлеет необходимость решения задач, поставленных не им, то это сдерживает творческий потенциал, приводит к формализму, а главное, жизненные, реально значимые задачи практически остаются невыясненными. Об успешности активного усвоения знаний писал и известный русский философ Н.А. Бердяев: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над повышением творческого потенциала педагога будет эффективна лишь в том случае, если станет для него личностно значимой, жизненно необходимой, то есть при наличии устойчивой положительной мотивации.

При организации методической деятельности на основе результатов педагогического диагностирования, необходимо создавать ситуации, при которых педагог может вступить во взаимодействие с коллегами в разрешении своих профессиональных затруднений и одновременно быть источником педагогического опыта для своих коллег. Успешность педагога, подкрепленная возможностью его самореализации при оказании помощи своим коллегам через появление соответствующих структур методической деятельности, способствует возникновению у него положительных установок и повышает стремление к саморазвитию.

Очевидно, что формирование профессиональных потребностей связано с созданием особых отношений в педагогическом коллективе: отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Стремясь повысить творческий уровень педагогов, руководители управленческой и методической деятельности, иногда предпочитают методы контроля и нажима, что вызывает повышенную тревожность педагогов, не способствующую возникновению условий для саморазвития. Практика показывает, что посещение урока учителя кем-либо из администрации может вызвать у него сильное беспокойство, которое мешает ему думать, сосредоточиться на задачах урока. Тревога блокирует успешную деятельность, и, как правило, снижает эффективность процессов саморазвития.

На эффективности взаимодействия в коллективе отрицательно сказывается и авторитаризм руководителя, методического работника. Моральная обстановка в таких коллективах не способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Чтобы развить творчество педагога, методический работник должен сам мыслить творчески, быть творчески инициативным, компетентным, должен хорошо знать сущность методической деятельности, которой занимается, а также цели и задачи данного вида деятельности, основами взаимосотрудничества, должен владеть методами сбора информации, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемой им деятельности.

Это нашло свое подтверждение в процессе поиска новых форм работы с педагогическими коллективами и было выявлено, что педагогическое диагностиро-

вание и активные формы взаимосотрудничества способствует развитию творческого потенциала не только педагогических работников, но и администрации образовательного учреждения. Функцией администрации становится уже не только контроль, а формирование условий для эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе, обеспечивающих самореализацию педагогов на основе выявления их профессиональных потребностей.

Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов разного возраста, ученые заметили, что педагоги-наставники начинают работать более эффективно, творчески, если в их помощи нуждаются молодые коллеги. Усиление потребности в профессиональном росте в зависимости от возможности реализации своих творческих сил в практической деятельности наблюдал Ю.Н. Кулюткин: «Становится все более очевидным, что именно степень вовлеченности личности в деятельность, и, прежде всего профессиональную, играет решающую роль в формировании личностного смысла образования взрослого человека. Лишь в той мере, в какой взрослый человек получает возможность реализовать себя в системе социальнотрудовых отношений, которые определяют его статус, формируется потребность во все более высоких профессиональных достижениях». Когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.

Профессиональная деятельность педагога связана с интенсивным деловым взаимодействием. Особенно это касается образовательных учреждений, выбравших стратегию развития. В таких учреждениях увеличивается число коллективных обсуждений педагогических проблем, повышается частота контактов образовательного учреждения с другими организациями. В этих условиях особенно важным становится выбор технологий взаимодействия между участниками образовательного процесса. Необходимы новые способы взаимодействия. В системе научно-методической работы используются различные виды объединений педагогов для выработки совместных решений по вопросам совершенствования педагогической деятельности. Однако будет не лишним указать, что зачастую, управленцы и методические работники не владеют современными методами ведения деловых совещаний, ведущими из которых в ОУ являются педагогический и методический советы. Эти совещания превращаются для педагогов в простую формальность - «поприсутствовать» на скучном, но обязательном мероприятии. Изменив обычный формат этих деловых совещаний, превратив их в интерактивные «живые» обсуждения насущных проблем, можно добиться, как показывает практика, положительных результатов.

Деловое совещание с применением активных форм организованного группового взаимодействия в настоящее время признается в качестве одного из самых эффективных видов принятия группового решения. От руководителя, проводящего деловые встречи в коллективе в интерактивном режиме, требуются специальные умения: владение методом группового интервью, экспресс - опроса, высокая контактность, до-

брожелательность, открытость. Содержание и средства делового общения влияют на изменение психологического климата и всей организационной культуры образовательного учреждения.

Активные групповые формы принятия коллективных решений позволяют найти оптимальные выходы из создавшихся проблемных ситуаций, выработать общую стратегию практической реализации, добиться личностного принятия решения большинством коллег по работе. Даже включение отдельных элементов групповой опросной и дискуссионной работы в собрание, совет, совещание, деловую планерку способствует значительному повышению эффективности их проведения, результативности внедрения коллективно принятых решений.

Леловое совещание - это принятие единого решения по важному для жизнедеятельности коллектива вопросу. Групповое решение рассматривается не как результат компромисса. В идеальном варианте - это разрешение персонально для каждого члена педагогического коллектива общешкольной задачи.

Таким образом, важнейшими показателями делового совещания являются две характеристики:

- принятие решения в результате обсуждения членами коллектива;

- заявленная тема является важной педагогической проблемой для коллектива в целом и касается лично каждого его участника.

Деловое общение представляет собой систему взаимодействий коллектива по поводу общего для него дела. Деловое общение основано на равноправном участии всех сотрудников во взаимном информировании. Особенностью такого общения является точность понимания содержания информации всеми его участниками. Деловое общение отражает общие для педагогического коллектива цели, деловую продуктивность преподавателей и руководителей учреждения, совместность в поиске истины или выхода из трудного положения. В зависимости от цели делового совещания выбираются различные формы его проведения.

Следует отметить, что деловое совещание может быть проведено таким образом, что все формы будут последовательно представлены в процессе его проведения.

Отличительной характеристикой проведения делового совещания является наличие делового уровня общения в отличие от пяти других:

1. Примитивного, когда партнер по взаимодействию воспринимается как вещь, которая либо нужна, либо является помехой. Например, родители учащихся отстраняются от решения кадровых вопросов в проблемных случаях и активно привлекаются, когда у образовательного учреждения есть потребность в денежных средствах на ремонт.

2. Конвенционального, когда участники обсуждения заняты обменом формальных любезностей или осуществляют внешнее, ни к чему не обязывающее общение, больше напоминающее пустое времяпровождение.

3. Манипулятивного, когда другой участник взаимодействия выступает как партнер по игре, которую необходимо выиграть. Выигрыш означает приобретение выгоды - материальной, социальной, психологи-

ческой. Постановка вопросов совещания передает его цели или отражает желание инициаторов его проведения в получении результата для себя. Такое положение маскируется посредством формулировок типа «стимулировать», «содействовать», «побудить» и т. п., например: «Как заставить учителей лучше работать с родителями по оказанию спонсорской помощи?», «Каким образом настроить родительский комитет учреждения на активную деятельность (помощь ОУ) по решению проблем?». Это - речевые формулы манипулятивного уровня общения.

4. Игрового и ролевого, т.е. общения на уровне флирта. Партнер в этом случае интересен только одной стороной своей личности или деятельности (должностью, социальным положением, финансовыми возможностями). Конкретными проявлениями этого уровня общения в ходе делового совещания может быть заигрывающий (заискивающий) тон со стороны выступающих или ведущего.

5. Луховного, который является высшим уровнем межличностного партнерства. Собеседники интересны сами по себе, результат взаимодействия не задается заранее, а формируется в процессе общения.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма», «отнесенной оценки») предложен Дж. Филипсом (США). Этот метод применяется тогда, когда перед коллективом стоит проблема нахождения новых решений, новых подходов к ситуации. Этот метод является особенно востребованным в условиях деятельности развивающегося образовательного учреждения, преодолевающего трудности своего роста. Метод «мозговой атаки» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (20-60 человек). Основная задача применения метода состоит в том, чтобы за небольшой промежуток времени обнаружить ряд решений одной проблемы.

Основная особенность метода заключается в коллективном поиске оригинальных идей.

Основные закономерности данного метода:

1. В основу метода положен принцип сотрудничества (сотворчества) участников. Опираясь на демократические закономерности общения, поощряя фантазию и неожиданные ассоциации, участники стимулируют зарождение оригинальных идей друг у друга и таким образом выступают их соавтором.

2. Постоянно утверждается вера в творческие силы и способности участников. Они выступают как равноправные партнеры, поддерживающие творческую инициативу и креативные возможности друг друга.

3. Используется оптимальное сочетание интуитивного и логического. В условиях генерирования идей допустимым и желательным является ослабление активности логического мышления и поощрение интуиции. Именно с этой целью критический анализ высказанных идей отсрочен.

Общее количество времени на проведение процедуры составляет 1,5-2 часа. Деловое совещание по типу «мозговой атаки», проходит шесть фаз.

Первая фаза (10 минут).

Ведущий сообщает правила проведения собрания. Группа делится на малые подгруппы, а те в свою очередь - на участников и наблюдателей (секретарей).

Важно, чтобы малые группы состояли из психологически совместимых людей. До каждого участника доводится его задача и способы ее выполнения.

Вторая фаза (5 минут).

Формулирование исходной задачи ( индуктор). Сообщение общей задачи и необходимых частных пояснений, ответы на уточняющие вопросы. Информирование о требовании безоценочности при продуцировании идей и решений.

Третья фаза (от 30 минут до 1 часа).

Гэнерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки». Особое внимание уделяется созданию непринужденной творческой обстановки. Участники высказывают все пришедшие им в голову идеи относительно решения проблемы, какими бы абсурдными они ни казались. Обязательным условием на данном этапе является исключение критических суждений. Участники не должны перебивать или оценивать друг друга. Идея, высказанная одним участником, может навести другого на важную мысль. Атмосфера доброжелательности и заинтересованного поиска - самая оптимальная для всего совещания, но для этого этапа она особенно важна.

Условия, необходимые для эффективной работы на данном этапе:

- участников в малых группах должно быть не более семи человек;

- они должны быть одного социального и профессионального статуса;

- экспертов-секретарей должно быть минимальное количество;

- они должны уметь быстро фиксировать высказанные предложения (лучше каждое из суждений заносить на отдельную карточку) и не вмешиваться в процесс продуцирования идей;

- участники должны быть знакомы друг с другом или иметь предварительный опыт делового взаимодействия;

- обсуждение проходит в кругу, при этом наличие стола не является обязательным;

- руководителю следует держаться в стороне и не вмешиваться в процесс; он является только организатором, который следит за регламентом и соблюдением правил;

- наблюдатели находятся вне группы и сидят поодаль; кроме высказанных идей, они записывают все шутки, каламбуры, не относящиеся к теме суждения; несколько наблюдателей распределяют между собой, реплики каких участников каждый из них записывает.

Итоговым результатом этой фазы является составление полного списка предложенных идей.

Четвертая фаза (15 минут).

Систематизация и классификация идей по темам, подходам к решению задачи, типам решений. Изучаются признаки, по которым можно определить комплексные идеи. При помощи метода модерации проводится ранжирование предложений по значимости высказанных предложений.

Пятая фаза (15 минут).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка идей на реалистичность. Для этого участники групп обмениваются списками высказанных пред-

ложений. В итоге составляется окончательный список практически реализуемых идей и контридей. Если в конце этого этапа предлагается сообщение представителей от каждой группы по итогам рассмотрения предложенных списков, то совещание может перейти в групповую дискуссию. Каждая из групп может участвовать в обсуждении, высказывать дополнительные аргументы в поддержку идей других или возражения.

На этом этапе, как правило, совещание заканчивается. Участников благодарят за работу и спрашивают их о пользе, которую каждый из них получил от делового совещания. Несмотря на незавершенность (отсутствие рекомендательной части), участники уходят с ощущением удовольствия от возможности быть выслушанными, проявить себя. Интеллектуальное оживление переходит в положительное физическое самочувствие.

Шестая фаза - заключительная.

Она может быть отодвинута во времени. Эксперты работают с окончательными вариантами списков для выявления абсолютно пригодных идей для практического воплощения. Как правило, таких идей бывает около 10 % от общего количества предложенных. Участники экспертной группы предлагают расшифровку решений проблемы, этапы и средства ее реализации. Некоторые из высказанных предложений могут быть объединены в одно как этапы достижения практической цели.

Относительно каждой принятой к окончательному рассмотрению идеи они отмечают:

- принципиальную возможность реализации в данных условиях;

- возможность реализации немедленно, или после определенного срока, или при обеспечении дополнительных условий;

- возможность применения идей в других областях, перенесение и наложение их на другие сферы образовательной работы.

Для эффективного взаимодействия членов педколлектива важно не только участие, важно непосредственное деловое обсуждение и возможность принятия решение по затрагиваемой проблеме. Для получения эффективных результатов предлагаем вариант проведения делового совещания по проблеме развития методической работы в ОУ на основе методики «мозговой штурм».

Педагогический (Методический) совет

«Модернизация методической работы в ПОУ: стимулы и препятствия»

Цель: поиск технологических решений для выявления профессиональных потребностей педагогов как основы развития методической работы в ОУ.

Оснащение: бланки для заполнения участниками малых групп.

1 этап (организационный):

Публичное выступление руководителя образовательного учреждения (методической службы ОУ) о роли методической работы в развитии ОУ, педагога, учащихся. Выступление представлено в виде творческого отчета - в нем содержится анализ методической работы и обозначаются проблемные зоны в этом направлении деятельности ОУ.

2 этап (Аналитический):

Групповое интервью. Участники распределяются по малым группам (методическим объединениям, предметным кафедрам или другим профессиональным объединениям (напр., проблемные группы, творческие союзы и др.); при этом руководители ОУ составляют отдельную группу).

В ходе совместного обсуждения им предстоит оценить успешность работы своей методической группы, перечислить факторы, способствующие и препятствующие эффективному проведению методической работы, выявить ресурсы и дать оценку-прогноз по развитию ситуации.

Образец бланка для заполнения в малых группах:

Оцените по 10-бальной шкале степень эффективности работы вашей методической группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Укажите

Факторы, способствующие эффективной работе методического объединения:

1.

2.

Факторы, препятствующие эффективной работе методического объединения:

1.

2.

После завершения работы в малых группах представитель от каждой из них сообщает о результатах работы. По ходу выполнения этого задания ведущий выписывает на доску (экран) названные представителями различных групп причины неэффективности методической работы и ее инновационные ресурсы.

3 этап (Проблемная дискуссия):

«Мозговой штурм». Участники получают бланки для работы и, проводя обсуждение в этих же группах, заполняют их.

По выбору участников работа может проводиться в двух направлениях:

а) обсуждение того, как устранить причины, мешающие развитию методической работы в ОУ;

б) как усилить действие факторов, способствующих эффективности методической работы в ОУ.

Бланки для заполнения в ходе проведения делового совещания «Модернизация методической работы в ОУ: стимулы и препятствия»:

Причины, мешающие методической работе Действия по устранению причины

Препода- вателя Руководителя МО Админи- стратора

Факторы, способствующие методической работе Возможности усиления каждого фактора

Препода- вателем Руководителем МО Админи- стратором

После этого заполненные бланки передаются другим группам для их обработки.

Результаты оцениваются коллегами по следующим критериям:

а) возможность реализации в имеющихся условиях;

б) возможность реализации:

- немедленно;

- после определенного срока;

- при дополнительных условиях;

в) возможность применения идей в других сферах деятельности образовательного учреждения.

4 этап (Поисковая работа) :

Групповая дискуссия на тему: «Методическая работа преподавателя -повинность, профессиональная обязанность или педагогическое творчество?».

Дискуссия проходит наиболее успешно, если предварительно конструктивно проходила работа по поиску путей эффективности методической работы в ОУ. В ходе дискуссии педагоги затрагивают такую проблему, как возможность преподавателя чему-либо научить других, если он сам не учиться и не развивается методически. Дискуссия проходит под девизом: «Развиваясь - развивая», где на начальном этапе в группах педагоги пытаются найти ответ на вопрос как они определяют направления своего саморазвития, а в дальнейшем формируют так называемый заказ на методическую услугу - свои профессиональные потребности ( точки роста творческого потенциала каждого). Завершающий этап: подведение итогов.

На этом этапе обобщаются материалы обеих дискуссий и формируются проблемные и перспективные задачи развития эффективной методической работы ОУ, основанные на конкретных запросах (точки роста) педагогического коллектива и определяются перспективы его развития по научно-методическому обеспечению образовательного процесса.

Таким образом, направление модернизации образования по созданию научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогических кадров можно считать одним из ключевых на сегодняшнем этапе развития отечественной системы образования. Технологии организации делового общения и коллективного принятия управленческих решений вызывают неподдельный интерес в образовательных учреждениях, заявивших о своей инновационном развитии, и могут стать одной из отправных точек для преобразовательной деятельности ОУ в направлении создания наиболее благоприятных условий для повышения творческого потенциала педагогов.

Литература

1. Венедиктова Т.А., Гпазунов А. Т. Творческое развитие педагога. - М.: ИЦАПО, 2000. - 139 с.

2. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия. / М.: Сентябрь, 2000. - 144 с.

3. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПбГУМП, 2002. - 48 с.

4. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова, С.Е. Назарова и др. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. -224 с.

5. Прохорова Г.Е. Технология построения методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях на диагностической основе: Методическое пособие. М.:АПКиППРО, 2009. - 52 с.

6. Черникова Т.В. Деловые совещания в школе, Волгоград, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.