ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
А. Ю. Козловский
ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
В статье анализируются методы, направленные на совершенствование деятельности подразделений таможенных органов России по противодействию коррупции.
Ключевые слова: таможенные органы; оперативно-розыскные подразделения по противодействию коррупции; взяточничество; оперативно-розыскная деятельность; Таможенный союз.
Проблема противодействия коррупции как составная часть обеспечения экономической безопасности государства имеет глубокие исторические корни [1]. История противодействия современных отечественных таможенных органов коррупционным проявлениям показала, что для этого необходимы оперативно-розыскные подразделения (далее - ОРП), которые должны являться неотъемлемой составной частью таможенной системы. Оперативный состав этих подразделений должен знать и уметь применять в практической деятельности как положения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД), так и таможенное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное и гражданское законодательство России, а также Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) и другие нормативные правовые акты, регламентирующие таможенное регулирование на территории Таможенного союза.
В 1994-2011 гг. противодействие коррупции в таможенных органах осуществлялось их подразделениями собственной безопасности (далее - СБ), которые с 1996 г. являлись субъектами оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) [2, 3]. Функционирование этих подразделений позволило эффективно пресекать коррупционные проявления в сфере таможенного дела и явилось своеобразным логическим завершением построения в таможенных органах системы, способной эффективно выполнять возложенные на нее функции по обеспечению экономической безопасности государства.
В настоящее время в целях совершенствования организационно-штатной структуры центрального аппарата ФТС России и повышения эффективности ОРД по борьбе с преступлениями коррупционной направленности и иными преступлениями в таможенной сфере Управление собственной безопасности
ФТС России ликвидировано, а за счет его численности создано Управление по противодействию коррупции [4, 5]. Основными направлениями деятельности названного подразделения являются [6]:
- защита экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, организация и осуществление ОРД в целях противодействия коррупции и обеспечения СБ таможенных органов;
- осуществление ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы в таможенных органах;
- организация и обеспечение государственной защиты должностных лиц таможенных органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей, безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие таможенным органам РФ в лице Управления, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких;
- оперативное и методическое руководство ОРД подразделений по противодействию коррупции таможенных органов;
- организация и обеспечение взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
- участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в части, касающейся компетенции ФТС России и правоохранительных органов РФ.
В целях решения задач, возложенных на подразделения таможенных органов по противодействию коррупции, помимо опыта, наработанного подразделениями СБ по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных преступлений, целесообразно внедрить системный подход к решению обозначенной проблемы. В основу системного подхода могут быть положены оценка оперативной обстановки и достижение оптимальной расстановки сил и средств подразделений по противодействию коррупции на участках оперативного обслуживания и в ближайшем окружении таможенных органов.
Под оптимальной расстановкой оперативных сил и средств понимается такое их состояние, которое позволяет гарантированно обеспечить получение оперативной информации о фактах и признаках коррупционных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих и совершивших. В целях разработки перспективного плана, позволяющего определить комплекс мероприятий по достижению оптимальной расстановки оперативных сил и средств, необходимо зафиксировать фактическую их расстановку.
Под фактической расстановкой оперативных сил и средств понимается их состояние на момент осуществления действий по выработке оптимальной расстановки.
Разница между показателями разработанной оптимальной расстановки и имеющимися показателями фактической расстановки будет составлять основу перспективного плана подразделений таможенных органов по противодействию коррупции для планирования конкретных мероприятий. На основе перспективного плана, длительность осуществления которого может составлять от трех до десяти лет (в зависимости от сложности оперативной обстановки и фактического состояния сил и средств), вырабатываются мероприятия и определяются показатели текущих планов работы этих подразделений.
Таким образом, работа по совершенствованию расстановки сил и средств подразделений таможенных органов по противодействию коррупции приобретет единое понимание данного процесса на всех уровнях таможенных органов (центральный аппарат, РТУ, таможни), а сам этот процесс - системный характер. Кроме того, научно определенный временной промежуток, в каждом конкретном случае необходимый для достижения оптимальной расстановки оперативных сил и средств, не позволит принудительно форсировать данную работу, сводя ее к простому формализму в целях улучшения показателей отчетности.
Одним из наиболее опасных видов коррупционных преступлений является взяточничество, так как оно наносит существенный ущерб системе управления как таможенными органами, так и государством в целом, дискредитирует власть в глазах общественности, дезорганизует экономику. Поэтому на борьбу именно с этим преступлением должны быть направлены основные усилия подразделений таможенных органов по противодействию коррупции.
Опыт подразделений СБ показывает, что ОРД является достаточно эффективным способом противодействия взяточничеству в таможенных органах [7, 8], а проведение оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) «оперативный эксперимент» позволяет не только разобраться в деталях противоправных деяний, но и провести документирование, способное обеспечить необходимые доказательства в уголовном процессе [9].
Для обоснованного решения о возбуждении уголовного дела в подразделения Следственного комитета РФ должны представляться конкретные материалы, свидетельствующие о признаках преступного деяния со стороны известного или неустановленного лица. Как правило, эти материалы содержатся в оперативно-служебных документах, где отражаются конкретные факты, которые потом можно будет использовать в качестве доказательств. С учетом изложенного, планирование и осуществление ОРМ должно базироваться на основах, заложенных уголовно-процессуальным законодательством, и в полной мере соответствовать требованиям ФЗ об ОРД [10].
В условиях, когда уголовное дело не возбуждено, практически все документы оформляются оперативными сотрудниками, поэтому исключительно важно, чтобы элементы названия и формы этих документов соответствовали требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) , что позволит в дальнейшем приобщить их к уголовному делу. Такими документами могут быть рапорт оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления, протокол принятия устного заявления о преступлении или непосредственно само заявление, протокол явки с повинной или лично оформленная явка с повинной, различные виды постановлений, прежде всего, о проведении ОРМ в соответствии со ст. 6 ФЗ об ОРД, а также акты, фиксирующие результаты проведения ОРМ или происходящие события.
Рапорт об обнаружении признаков преступления сотрудникам ОРП по противодействию коррупции можно также использовать для легализации оперативной информации о совершенном или готовящемся преступлении. Так, оперативный сотрудник, не нарушая требований российского законодательства, может изложить данные, поступившие от лиц, указанных в ч. 2 ст. 12 ФЗ об ОРД, а также в других случаях, когда сведения об источнике информации необходимо сохранить в тайне.
Заявление о вымогательстве взятки может поступить как в письменной, так и в устной форме, однако практика ОРП таможенных органов свидетельствует, что более целесообразно принимать от граждан собственноручно написанные заявления. Излагая происходившие события самостоятельно, заявитель будет более внимательно относиться к последовательности происходящих событий, роли участвующих в них лиц, а также психологически более подготовлен к мероприятиям, связанным с проверкой его сообщения. В заявлении все сведения о заявителе должны быть отражены в том же объеме, как и в протоколе. Кроме того, в заявлении он собственноручно указывает, что предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса РФ.
После получения заявления о вымогательстве взятки у заявителя берется подробное объяснение, в котором должны содержаться ответы на ряд вопросов:
- когда, где, при каких обстоятельствах и в связи с чем заявитель познакомился с лицом, вымогающим взятку, а также кто являлся инициатором знакомства, способствовал ли кто-либо этому или нет (если да, то почему);
- когда, где, при каких обстоятельствах и как часто заявитель встречался с вымогателем взятки, а также имеются ли у заявителя с лицом, вымогающим взятку, какие-либо отношения доверия (если да, то когда и на какой основе они сложились, по чьей инициативе);
- имеются ли в решении вопроса путем вымогательства дачи взятки посредники (если да, то в связи с чем, какова их роль и какую выгоду он или они при этом для себя извлекают);
- в чем должна заключаться взятка (сумма денег полностью или по частям; количество и достоинство денежных купюр: в российских рублях, долларах США, евро и т. д., а также как предмет взятки должен быть упакован: банковская упаковка для денег или конверт, фабричная или фирменная упаковка для вещей и т. д.);
- где, когда (дата, время), кому и каким способом должна быть вручена (или уже вручена) либо передана для вручения взятка или ее часть (до совершения должностным лицом действий в пользу взяткодателя или после этого);
- кто, кроме лиц, участвующих при передаче денег (иных предметов), при этом должен присутствовать (или присутствовал), какова их роль;
- особенности обстановки, предполагаемой в месте вручения взятки, был ли ранее заявитель в предполагаемом месте вручения денег;
- какие следы пребывания в месте вручения денег (иных предметов) могут (могли) остаться, на каких предметах или у каких лиц;
- каким образом получены деньги (приобретены предметы) для удовлетворения требований лица, вымогающего взятку (имелись в наличии, получены в долг, куплены и т. п.);
- кто, когда и какую помощь в этом оказывал заявителю, а также как при этом была объяснена потребность в деньгах (указывалась ли при этом настоящая причина), кто еще был осведомлен о действиях по изысканию необходимой суммы денег или приобретению предмета, предназначенного для вручения в качестве взятки;
- где приобреталась вещь для взятки, когда, за какую сумму, а также где хранится(-лась) до момента передачи вымогателю взятки;
- что и кому известно о действиях, совершенных должностным лицом за взятку, в чем это выражалось, какие обстоятельства этому способствовали, а также
в чем должен выразиться (выразился) результат деятельности (бездействия) должностного лица таможенного органа, требующего (получившего) взятку;
- рассказывал ли кому-либо заявитель о требовании у него взятки, когда, в связи с чем, при каких обстоятельствах;
- известно ли заявителю о других эпизодах взяточничества, касающихся того же должностного лица таможенного органа или посредников (если да, то что и из каких источников);
- является ли решение сообщить о произошедшем (планируемом деянии) добровольным, когда, в связи с чем, самостоятельно или по совету возникло решение обратиться с заявлением (если советовался, то когда и с кем), а также в чьих интересах действовал (действует) заявитель, чьи интересы от преступных посягательств он защищает, какие полномочия для этого имеет, а также какие иные меры (помимо заявления) принимались заявителем для законного удовлетворения своего интереса;
- если деньги были уже переданы, то достиг ли заявитель желаемого (если да, то полностью или частично), и почему он не обратился с заявлением до передачи денег.
Однако при организации оперативного эксперимента необходимо помнить, что указанное ОРМ допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия средней тяжести, тяжкого или особой тяжести преступлений, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД [11].
Дальнейшие действия по организации проведения ОРМ связаны с выдачей денег, вещей или предметов, предназначенных для вручения должностному лицу, вымогающему взятку, а также осмотра и выдачи разрешенных законодательством технических средств документирования. Названные действия, а также осмотр и возврат разрешенных законодательством технических средств документирования в целях возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе целесообразно осуществлять в присутствии представителей общественности [12].
При организации пресечения противоправной деятельности необходимо учитывать возможность прибытия на место встречи, назначенной для передачи взятки, не должностного лица таможенного органа, ее вымогавшего, а иного лица по его просьбе (или посредника). Могут также иметь место случаи, когда таможенник вымогает деньги за решение вопросов, не входящих в его компетенцию. При этом организуется взаимодействие с ОРП полиции, осуществляющими борьбу с экономическими преступлениями.
Практика организации пресечения преступлений в ходе ОРМ «оперативный эксперимент» показывает, что классическое взаимодействие (вертикальное управление по ведомствам) при «захвате с поличным» менее эффективно, чем назначение от одного ведомства руководителя операции и подчинение ему всех рабочих групп и групп захвата. Как правило, руководителем ОРМ назначается наиболее опытный руководитель ОРП органа, который получил и проверяет поступившую информацию, или того органа, к компетенции которого относится совершаемое противоправное деяние. В ряде случаев целесообразно на совещании представителей взаимодействующих органов определить руководителей каждого этапа операции, что в условиях дефицита времени позволит исключить дополнительное
согласование, которое может привести к срыву выполняемых задач. Доказательства преступного деяния должностного лица таможенного органа целесообразно собирать следователю Следственного комитета РФ.
При представлении результатов ОРД в Следственный комитет РФ необходимо исключить упоминание о наличии в ОРП дела оперативного учета (если такое заводилось), так как в противном случае подсудимый и его защитник в ходе судебного заседания имеют право запросить названное дело для ознакомления в соответствии с ч. 5 ст. 49 УПК РФ и ст. 5 ФЗ об ОРД, что будет иметь негативные последствия.
Организованный таким образом оперативный эксперимент позволит ОРП таможенных органов по противодействию коррупции зафиксировать признаки преступления, оформить документы, которые могут быть приобщены в соответствии с УПК РФ к уголовному делу в качестве доказательств, а также обеспечить наличие свидетелей, которых возможно допросить в ходе предварительного следствия и в суде.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. ОРД является основным исторически сложившимся видом деятельности таможенных органов РФ, обеспечивающим эффективность противодействия коррупционным проявлениям в сфере таможенного дела.
2. В условиях функционирования Таможенного союза и дальнейшей интеграции России и мирового сообщества большинство разработанных рекомендаций по организации ОРД в целях противодействия коррупции и обеспечения СБ таможенных органов остается актуальным.
3. В целях повышения эффективности противодействия коррупции в таможенных органах целесообразно внедрить системный подход, в основе которого должна находиться оптимальная расстановка сил и средств ОРП таможенных органов по противодействию коррупции на участках оперативного обслуживания и в ближайшем окружении таможенных органов. Способом достижения оптимальной расстановки оперативных сил и средств должен стать соответствующий перспективный план.
Использованные источники
1. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М.: ИПО «Автор», 1996.
2. 10 лет подразделениям собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации / авт. колл.; под общ. ред. Б. М. Гутина. М.: Ростаможинформ, 2004.
3. Литовченко А. А., Симонов Н. Е., Козловский А. Ю. История создания и становления подразделений собственной безопасности таможенных органов // Поиск: сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 3. М., 2004.
4. Приказ ФТС России от 01.08.2011 № 1570 «О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС России».
5. Приказ ФТС России от 08.08.2011 № 1615 «Об организации работы по обеспечению деятельности Управления по противодействию коррупции ФТС России».
6. Приказ ФТС России от 22.08.2011 № 1708 «Об утверждении Положения об Управлении по противодействию коррупции».
7. Козловский А. Ю. Оперативно-разыскная деятельность - основной инструмент таможенных органов Российской Федерации в противодействии коррупции в сфере таможенного дела // Механизмы противодействия коррупции в правоохранительных органах:
отечественный и зарубежный опыт. Образовательные антикоррупционные программы как инструмент противодействия коррупции среди сотрудников правоохранительных органов. Предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов в правоохранительных органах: материалы круглых столов, проходивших 13-15 июля 2010 г.: сборник статей. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. С. 46-53.
8. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов в борьбе со взяточничеством в таможенной сфере // Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации и меры по противодействию ей: сборник материалов научно-методического семинара. М.: Академия ФСБ России, 2011. С. 128-139.
9. Козловский А. Ю. К вопросу о проведении оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации // Поиск: сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 9. М.: РИО РТА, 2008. С. 15-47.
10. Козловский А. Ю. К вопросу о методике проверки подразделениями собственной безопасности таможенных органов обращений и заявлений граждан в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2004. № 2 (22). С. 32-59.
11. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.). Ст. 8.
12. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007. С. 184-191.