Научная статья на тему 'Организация внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования'

Организация внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
402
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗ ДЕЛЕНИЯ / ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ / СИСТЕМА МЕР ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / CUSTOMS / SEARCH AND DETECTIVE UNITS / INTRA-DEPARTMENT INTERACTION / COMPLEX USAGE OF FORCE AND RESOURCES / SYSTEM OF CUSTOMS MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский Александр Юрьевич

В статье рассмотрены основные направления внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России. Представлены классификация разновидностей такого взаимодействия и пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козловский Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTRA-DEPARTMENT INTERACTION INVOLVING SEARCH AND DETECTIVE CUSTOMS UNITS OF RUSSIA AS WELL AS WAYS FOR ITS PERFECTION

The article describes some basic directions of intra-department interaction involving search and detective customs units of Russia. A sort of classification of such interaction as well as the ways for its perfection are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Организация внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

А. Ю. Козловский

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТИЕМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассмотрены основные направления внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России. Представлены классификация разновидностей такого взаимодействия и пути его совершенствования.

Ключевые слова: таможенные органы; оперативно-розыскные подразделения; внутриведомственное взаимодействие; комплексное использование сил и средств; система мер таможенных органов.

В современных условиях основными задачами таможенных органов (далее -ТО) РФ наряду с противодействием преступности в сфере таможенного дела и обеспечением собственной безопасности (далее - СБ) должны стать обеспечение экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенная защита российской экономики в условиях членства во Всемирной торговой организации (далее - ВТО) [1]. Эффективное выполнение этих задач может быть достигнуто исключительно комплексным использованием всех имеющихся сил и средств ТО РФ, основанным на активном применении оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) и правильно организованном внутриведомственном взаимодействии.

Анализ ведомственной нормативной правовой базы ТО РФ [2; 3; 4] позволяет выделить три основные вида внутриведомственного взаимодействия с участием их оперативно-розыскных подразделений (далее - ОРП):

1) между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и ОРП по противодействию коррупции, а также между названными и специализированными ОРП (региональным оперативно-поисковым управлением -РОПУ и региональным таможенным управлением радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры - РЭБОТИ);

2) между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и подразделениями дознания (дознавателями) ТО в целях противодействия преступлениям, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к компетенции ТО России;

3) между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, ОРП по противодействию коррупции и подразделениями ТО, осуществляющими таможенный контроль, в том числе после выпуска товаров.

Организация взаимодействия между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, ОРП по противодействию коррупции и специализированными ОРП ТО России регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами и аналогична порядку, установленному в иных субъектах ОРД (ФСБ России, МВД России и др.).

Специфика организации взаимодействия между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и ОРП по противодействию коррупции заключается в том, что, с одной стороны, названные субъекты взаимодействия при выполнении общих задач, возложенных на ТО РФ, равнозначны, а с другой - ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями являются объектом оперативного обслуживания ОРП по противодействию коррупции ТО России.

Основные положения по организации такого взаимодействия изложены в Порядке взаимодействия правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции ТО (далее - Порядок) [2]. Принципами взаимодействия в данном случае определены: соблюдение законности и требований конспирации; самостоятельность соответствующих структурных подразделений в пределах своей компетенции; персональная ответственность их руководителей за точное выполнение согласованных мероприятий, своевременность и полноту информационного обмена, сохранность полученной от субъектов взаимодействия информации и сведений об используемых силах и средствах.

В числе форм взаимодействия выделены:

- обмен информацией в соответствии с компетенцией субъектов взаимодействия, в том числе по вопросам пользования ресурсов ведомственных баз данных, и имеющейся статистической и аналитической информацией, а также оказание взаимной помощи;

- проведение правоохранительными подразделениями и подразделениями по противодействию коррупции совместных оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), документирование противоправных деяний с учетом заинтересованности и компетенции взаимодействующих подразделений, проведение совместных проверочных мероприятий;

- реализация мер, направленных на защиту должностных лиц ТО и членов их семей от преступных посягательств в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

Анализ названного документа показывает, что основные аспекты взаимодействия между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и ОРП по противодействию коррупции предусмотрены. Однако этот документ по структуре практически не отличается от аналогичных межведомственных приказов и предназначен в основном для осуществления совместной деятельности, направленной на противодействие преступлениям. Учитывая, что данные ОРП являются неотъемлемой составляющей частью ТО и правомочны осуществлять ОРД на всей территории РФ, полагается целесообразным доработать Порядок таким образом, чтобы он мог стать основой всей системы оперативно-розыскных мер ТО России.

Для этого, по нашему мнению, необходимо дополнить изложенные в Порядке основные направления и формы взаимодействия, поставив на первое место совместный анализ оперативной обстановки и выявление внешних и внутренних угроз деятельности ТО России, связанных с обеспечением экономической безопасности страны. Целесообразно также отразить распределение основных усилий взаимодействующих ОРП, прежде всего на каналах внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и в окружении ТО и объектов таможенной инфраструктуры, предусмотрев возможность маневра оперативными силами и средствами и порядок прикомандирования оперативного состава к взаимодействующим ОРП для выполнения совместных задач на участках оперативной ответственности одного или нескольких ТО.

Требуют отражения в Порядке и вопросы совместного проведения предупредительно-профилактических мероприятий, направленных, прежде всего, на выявление уязвимых мест в таможенных технологиях, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере таможенного дела. Полагается целесообразным расширить перечень вопросов взаимного информирования, включив в него перечень внешних и внутренних угроз экономической безопасности России в таможенной сфере и СБ ТО, а также предусмотреть порядок проверки названной системы взаимодействия путем направления учебных объектов на участки оперативной ответственности взаимодействующих ОРП и создания совместных инспекторских групп, наделенных соответствующими полномочиями.

Анализ ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих взаимодействие между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и подразделениями дознания (дознавателями) в целях противодействия преступлениям, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к компетенции ТО РФ, показывает, что основные теоретические аспекты данного взаимодействия в целом рассмотрены [5, с. 94-102]. Однако ряд практических вопросов, изложенных в Инструкции об организации и порядке взаимодействия ОРП с подразделениями дознания ТО в раскрытии и расследовании преступлений (Инструкция-1) [3], требуют некоторого уточнения.

В Инструкции-1 определены основные принципы и основные направления взаимодействия ОРП и подразделений дознания, которые позволяют при необходимости максимально эффективно использовать потенциал названных подразделений при выявлении, пресечении и расследовании преступлений, относящихся к компетенции ТО. Достаточно емко и гибко в ней отражены способы и формы взаимодействия, а также полно и доступно изложено его осуществление в ходе работы по оперативным материалам и их реализации, в том числе в процессе производства неотложных следственных действий, что делает Инструкцию-1 удобной для практического использования. В то же время в целях выработки навыков совместных действий дознавателей и оперативного состава полагается целесообразным включить в нее раздел, регламентирующий их совместную профессиональную подготовку, в том числе проведение тренировок отдельных элементов при расследовании уголовных дел, находящихся в производстве ТО РФ.

В условиях Таможенного союза и членства в ВТО особое значение приобретает взаимодействие ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями с подразделениями ТО, осуществляющими таможенный контроль, в том числе после выпуска товаров, предусмотренное Инструкцией о действиях

должностных лиц ТО при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции ТО при организации и проведении таможенной проверки (Инструкция-2) [4]. Инструкция-2 регламентирует действия должностных лиц названных подразделений при таможенной проверке, а также возлагает организацию взаимодействия на ФТС России, РТУ и таможни, координатором при этом являются подразделения правоохранительного блока в зависимости от характера деятельности.

В разделах Инструкции-2 «Взаимодействие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности ГУБК таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки», «Взаимодействие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности УТРД таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки» и «Взаимодействие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности УПК таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки» определены сроки и случаи взаимоинформирования указанных подразделений, а также порядок действий в различных ситуациях.

Особый интерес вызывает предусмотренный Инструкцией-2 порядок взаимодействия ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями с подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров на этапе подготовительной работы к проведению таможенной проверки.

Инструкция-2 предусматривает организацию взаимодействия по мотивированному запросу о предоставлении необходимых в целях таможенной проверки сведений в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о признаках подготавливаемого или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, и (или) в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о возможном уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенном в крупном размере [4, раздел II, п. 7]. Далее подробно указываются сведения, направляемые во взаимодействующие подразделения, и порядок действий взаимодействующих подразделений при получении запроса или заслуживающей внимания информации. Здесь правовым основанием для начала совместных действий и использования ТО РФ инструментов ОРД определен запрос, в котором должны быть указаны сведения о признаках преступного деяния или возможного совершения такого деяния, т. е. решение задач, предусмотренных ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД).

Приведенные в Инструкции-2 основания для привлечения к участию в таможенной проверке сил и средств ОРП ТО отвечают требованиям действующего законодательства, однако подобным образом ОРП должны действовать при получении информации о признаках противоправной деятельности из любых источников, а не только по запросу подразделений, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров.

С нашей точки зрения целесообразно организовать названное взаимодействие несколько иным образом, используя возможности ОРП ТО в процессе таможенной

проверки не только на подготовительном этапе, но и на последующих этапах ее осуществления. Основанием использования ТО РФ оперативно-розыскных механизмов в данном случае могут служить положения, изложенные в ч. 3 и 4 ст. 2 ФЗ об ОРД, поэтому целесообразно разработать совместные перспективный и ежегодный планы взаимодействия ОРП и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, которые могут составляться после утверждения перечня объектов, подлежащих плановой таможенной проверке в текущем году.

В содержании названных планов, утверждаемых начальником ТО, нужно предусмотреть следующие разделы:

1) вводная часть, в которой будут изложены основания, цели и задачи взаимодействия;

2) перечень объектов, подлежащих таможенной проверке, и имеющаяся в их отношении информация, заслуживающая оперативного внимания (сведения предыдущих проверок, ранее имевшиеся дела об административных правонарушениях (далее - АП) и уголовные дела, в том числе на работающих в проверяемых субъектах физических лиц, иные компрометирующие материалы, наличие связей руководителей проверяемых объектов в правоохранительных и контролирующих органах и др.);

3) результаты анализа и прогноза действий проверяемых объектов и их должностных лиц при получении информации о проведении таможенной проверки (в том числе после утверждения плана ТО), в преддверии проверки (после получения официального уведомления), в процессе проверки и после ее окончания;

4) выводы о необходимости привлечения на различных этапах проверки подразделений по противодействию коррупции ТО и иных взаимодействующих правоохранительных и контролирующих органов (МВД России, налоговой инспекции и др.);

5) совместные мероприятия ОРП и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров на каждом из этапов осуществления таможенной проверки и вопросы организации управления, связи и взаимного оповещения.

Для реализации положений названного плана взаимодействия ОРП ТО должны разрабатывать свои планы, включающие ОРМ, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, относящихся к компетенции ТО, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ в таможенной сфере, а также на установление имущества, подлежащего конфискации. Способы выполнения ОРП ТО мероприятий, предусмотренных в этих планах, могут быть различными [6; 7; 8]. Основным требованием в данном случае является заблаговременное представление осуществляющими таможенную проверку подразделениями в ОРП ТО сведений о проверяемых субъектах для организации ими оперативного поиска информации, заслуживающей оперативного внимания, в целях решения задач, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ФЗ об ОРД.

Таким образом, по нашему мнению, целесообразно дополнить содержание раздела «Взаимодействие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности ГУБК таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки» Инструкции-2 положениями, связанными с организацией совместного перспективного и текущего планирования

деятельности ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и подразделениями, осуществляющими таможенный контроль после выпуска товаров. Другие разделы Инструкции-2 после внесенных изменений также потребуют корректировки, связанной с привлечением в необходимых случаях подразделений дознания, расследования АП и противодействия коррупции ТО.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1) в условиях Таможенного союза и ВТО основными видами внутриведомственного взаимодействия с участием ОРП ТО России являются:

- взаимодействие между ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и ОРП по противодействию коррупции, в том числе их взаимодействие с РОПУ и РТУ РЭБОТИ;

- взаимодействие ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями с подразделениями дознания (дознавателями) ТО;

- взаимодействие ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями с подразделениями ТО, осуществляющими таможенный контроль, в том числе после выпуска товаров;

2) внутриведомственное взаимодействие с участием ОРП в системе ТО РФ организовано, а ведомственные приказы по его организации в целом отвечают предъявляемым требованиям;

3) в целях совершенствования организации внутриведомственного взаимодействия с участием ОРП ТО целесообразно:

- доработать Порядок взаимодействия правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции ТО таким образом, чтобы он мог стать основой всей системы их оперативно-розыскных мер;

- включить в Инструкцию об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания ТО в раскрытии и расследовании преступлений раздел, регламентирующий совместную профессиональную подготовку дознавателей и оперативного состава ТО, в том числе проведение тренировок отдельных элементов расследования уголовных дел, находящихся в производстве ТО;

- включить в раздел «Взаимодействие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности ГУБК таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки» Инструкции о действиях должностных лиц ТО при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции ТО при организации и проведении таможенной проверки положения, связанные с организацией перспективного и текущего планирования деятельности ОРП по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и подразделениями ТО, осуществляющими таможенный контроль после выпуска товаров;

- скорректировать иные разделы данной Инструкции, предусмотрев возможность привлечения в отдельных случаях подразделений дознания, расследования АП и противодействия коррупции ТО.

Использованные источники

1. Козловский А. Ю. Таможенный сыск через призму наук: сыскология и оперативно-разыскная

деятельность таможенных органов // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С. 39-43.

2. Приказ ФТС России от 25.04.2012 № 818 «Об утверждении Порядка взаимодействия правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов».

3. Приказ ФТС России от 05.06.2012 № 1088 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений».

4. Приказ ФТС России от 17.05.2012 № 949 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки».

5. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007.

6. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в системе контроля после выпуска товаров в условиях Таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3. С. 79-85.

7. Козловский А. Ю. О направлениях совершенствования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в условиях Таможенного союза // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 12. С. 90-94.

8. Козловский А. Ю. Возможные направления осуществления оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности России в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 46-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.