Научная статья на тему 'О специфике и цели оперативно-розыскной деятельности таможенных органов российской Федерации'

О специфике и цели оперативно-розыскной деятельности таможенных органов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CUSTOMS ADMINISTRATION / HISTORICAL PERIOD / OPERATIVE-INVESTIGATION ACTIVITY / INVESTIGATION SERVICE / INTERACTION / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский Александр Юрьевич

На основе рассмотрения исторической ретроспективы возникновения, становления и развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России анализируются проблемы применения инструмента ОРД таможенными органами РФ в решении возложенных на них задач. В статье обозначены основные проблемы и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of specificity and purpose of operative - investigation activity of the Russian Federation customs service

The author analyzes the problems of application of operative - investigation activity genesis by customs in order to solve the tasks set for the Russian Federation customs service. The main problems are determined and the ways to overcome the difficulties are offered in the article.

Текст научной работы на тему «О специфике и цели оперативно-розыскной деятельности таможенных органов российской Федерации»

А. Ю. Козловский

О СПЕЦИФИКЕ И ЦЕЛИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основе рассмотрения исторической ретроспективы возникновения, становления и развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России анализируются проблемы применения инструмента ОРД таможенными органами РФ в решении возложенных на них задач. В статье обозначены основные проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: таможенные органы; исторический период; оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные подразделения; взаимодействие; экономическая безопасность.

Результаты ретроспективного анализа становления и развития таможенных органов РФ свидетельствуют о том, что российская таможенная служба последовательно развивалась как структура, совмещающая в себе две основные функции: фискально-контрольную и правоохранительную, причем основу последней составляла сначала сыскная, а в последующем оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) [1, 2, 3, 4, 5].

Генезис оперативно-розыскной (сыскной) деятельности как основной составляющей правоохранительной деятельности таможенных органов (далее - ТО) РФ позволяет выделить четыре этапа ее становления, развития и совершенствования:

1) ХУП-ХУШ вв. - формирование правовых и организационных основ сыскной работы ТО (Соборное Уложение 1649 г., именные царские указы 1653, 1681 и 1693 гг., указы Петра I 1723, 1753, 1754 гг. и Екатерины II 1782 г.). В этот период была создана государственная система мер по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, предусматривающая наличие «особой таможенной цепи и стражи» и институтов «местных фискалов1 и осведомителей»;

2) начало XIX в. - 1917 г. - совершенствование системы сыскных (оперативно-розыскных) мер в сфере таможенного дела, основу которых составляло «разведывание через донос» (1819 г.), агентурная работа и организация розыска контрабандистов;

3) 1918-1991 гг. - упразднение созданной в дореволюционной России системы сыскных (оперативно-розыскных) мер отечественных ТО, передача полномочий на ведение ОРД в органы госбезопасности и милицию с введением запрета вмешиваться в сферу деятельности таможен [6]. В этот период ТО осуществляли борьбу с преступлениями в сфере ВЭД во взаимодействии с другими правоохранительными органами, не имея своего инструмента противодействия контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела;

4) с 1991 г. по настоящее время2 - ТО было возвращено право ведения ОРД в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела,

1 В соответствии с Указом Петра I «О фискалах и о их должности и действии» от 17.03.1714 фискальная служба определена сыскной. Основной задачей фискалов являлось выявление преступлений и противодействие им, а в числе функций значились тайное и явное наблюдение, выведывание информации и др.

2 Датой начала современного этапа считается 1991 г. ввиду того, что именно в этом году завершился «советский» и начался «российский» этап развития и совершенствования отечественных ТО.

62 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2010

а также для обеспечения собственной безопасности (далее - СБ). В этот период деятельность ТО продолжает развиваться и совершенствоваться в условиях происходящих реформ.

Рассматривая современный этап развития таможенных органов и соответственно их ОРД, необходимо отметить, что за достаточно короткий исторический период (с 1995 г. по настоящее время - менее 15 лет) оперативно-розыскные подразделения (далее - ОРП) ТО находились на различных стадиях своего развития и совершенствования, что оказало существенное влияние на формирование как оперативного состава, так и взглядов на ОРД.

С момента своего возникновения (1996-1997 гг.)1 ОРП подчинялись руководителям ТО, которые в своем большинстве не имели достаточной специальной подготовки и необходимых знаний в области ОРД ТО и поэтому испытывали значительные трудности в организации оперативно-розыскной работы.

В результате административной реформы 2004 г. ТО РФ были подчинены Министерству экономического развития и торговли РФ (далее - МЭРТ) [7], которое никогда в истории России не являлось правоохранительным органом и не имело полномочий осуществлять ОРД. В связи с этим появились дополнительные трудности в реализации полученной оперативно-розыскной информации, прежде всего об угрозах экономической безопасности России, ввиду значительного увеличения временных промежутков, связанных с принятием управленческих решений федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, которым стало МЭРТ.

В 2006 г. было принято новое положение о Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) [8], которое не только определило ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, его подчиненность Правительству РФ, но и наделило заместителя руководителя таможенной службы, курирующего оперативно-розыскную работу, специальными полно-мочиями2.

В результате проведенного анализа каждого из трех выделенных периодов современного этапа развития и совершенствования ОРД ТО можно сделать вывод, что, даже находясь в различных условиях деятельности, ОРП ТО удавалось достичь существенных успехов в обеспечении экономической безопасности России.

Материалы коллегий ФТС России и отчеты правоохранительных подразделений ТО РФ свидетельствуют, что в 2005-2008 гг. по оперативно-розыскным материалам ежегодно возбуждалось около 65% уголовных дел от общего количества, возбужденных ТО, а подразделениями СБ ТО ежегодно выявлялось более 80% противоправных деяний, совершаемых с участием должностных лиц ТО, от общего количества преступлений данного вида в таможенной среде, выявленных всеми правоохранительными органами России.

Однако в целом исследование современного этапа развития ОРД таможенных органов России (с 1995 г. по настоящее время) позволяет сделать вывод, что, несмотря

1 В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы стали субъектом ОРД в 1995 г., хотя первое положение об оперативно-розыскных подразделениях появилось в 1996 г., а фактические результаты работы этих подразделений - в 1997 г.

2 Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу ТО по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделен правом принятия самостоятельных решений.

на достигнутые ими результаты в обеспечении экономической безопасности России, определенные трудности, связанные с совершенствованием применения ТО инструмента ОРД, по-прежнему имеют место.

Основными причинами подобного положения дел являются:

- отсутствие преемственности у современных ТО опыта организации сыскной деятельности таможенной службы дореволюционной России;

- отсутствие полномочий у ТО на осуществление ОРД в течение достаточно длительного промежутка времени (1918-1995 гг. - более 75 лет), что не позволило в этот период не только сохранить и систематизировать опыт сыскной деятельности таможенной службы дореволюционной России, но и изучить опыт ОРД органов госбезопасности и милиции);

- существенная «текучесть» кадров в ОРП ТО вследствие частых административных реформ и организационно-штатных изменений, что не дало возможности сформироваться профессиональной преемственности в среде оперативного состава;

- недостаточное количество научных теоретических исследований в области организации и осуществления таможенными органами ОРД, направленных на практическое обеспечение решаемых задач [9].

Комплексным решением накопившихся проблем, на наш взгляд, являются, прежде всего, детализация цели и выделение специфики осуществления ОРД ТО, исходя из предназначения ФТС России и подчиненных ей таможенных органов.

Проведенный анализ нормативной правовой базы, определяющей статус и предназначение основных взаимодействующих с ТО РФ субъектов ОРД, свидетельствует, что каждый из них осуществляет эту деятельность для выполнения задач и функций, возложенных на конкретный правоохранительный орган (спецслужбу).

Так, милиция в РФ - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами [10, ст. 1]. Следовательно, ОРД осуществляется подразделениями милиции с целью обеспечения безопасности личности; выявления, предупреждения и раскрытия преступлений; охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказания помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законодательством РФ [10, ст. 2; 11].

Федеральная служба безопасности (далее - ФСБ России) - единая централизованная система органов, осуществляющая решение задач по обеспечению безопасности РФ в пределах своих полномочий [12, ст. 1]. В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» органы ФСБ России осуществляют контрразведывательную, разведывательную, пограничную деятельность, борьбу с терроризмом и преступностью, а также обеспечивают информационную безопасность [12, ст. 8].

Названный федеральный закон прямо указывает цели осуществления ОРД органами ФСБ России: борьба с терроризмом, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым

отнесены законом к их ведению, а также выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ [12, ст. 9 и 10, п. б ст. 13].

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту [13, п. 1].

Таким образом, из указанного предназначения и решаемых задач основными целями ОРД ФСКН России являются: обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [11; 13, п. 3], а также розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно [13, подп. 8 п. 8].

Действующее законодательство и подзаконные нормативные правовые акты определяют специфику ОРД каждого взаимодействующего с ТО РФ правоохранительного органа (спецслужбы). В частности, основной сферой деятельности ОРП милиции является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; органов ФСБ России - обеспечение безопасности РФ; ОРП ФСКН России - противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Рассматривая основные аспекты ОРД ТО, необходимо отметить, что действующее законодательство прямо определяет их правомочия в этой сфере деятельности. В частности, ОРД осуществляется ТО РФ в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее - УПК РФ) к их ведению1, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности [14, п. 5 ст. 408].

Однако, рассматривая предназначение ФТС России [8, п. 1] и соответственно подчиненных ей ТО, необходимо отметить, что реализация функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, т. е. решение ряда задач в области обеспечения экономической безопасности (в том числе касающейся выполнения плановых

1 Таможенные органы РФ осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), и дознание по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

показателей по формированию федерального бюджета России), также требует эффективного применения такого инструмента, как ОРД [11, ст. 2].

Таким образом, при осуществлении ОРД от руководящего и оперативного состава ТО РФ требуется комплексное решение возложенных Правительством РФ задач с использованием возможностей не только правоохранительной, но и экономической составляющей их деятельности. Таким образом, наиболее эффективной с этой точки зрения является структура таможенного органа, возглавляемого профессионалом в области таможенного дела, имеющим необходимые знания и опыт управления правоохранительными, в том числе оперативно-розыскными подразделениями. Подобный опыт в практике правоохранительных органов (спецслужб) имелся и использовался в пограничных войсках КГБ СССР и Федеральной пограничной службы РФ, когда пограничными округами, отрядами и комендатурами управляли офицеры, имеющие необходимые знания и опыт как организации пограничной службы, так и ее ОРД. Данная система обязывала офицеров, не имеющих достаточного опыта оперативно-розыскной работы, перед назначением на руководящие должности, предусматривающие управление ОРП, пройти соответствующее обучение и сдать необходимые экзамены в специальных высших учебных заведениях.

Сформированная постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 и действующая в настоящее время в ТО РФ так называемая «правоохранительная вертикаль» [8, п. 8] в этот исторический период являлась необходимой мерой противодействия постепенному нивелированию правоохранительной составляющей ТО и превращения ее в простую «службу сервиса». Подобное изменение функционального предназначения таможенной службы РФ могло привести к невозможности выполнения задач в области обеспечения экономической безопасности России. Это нанесло бы существенный ущерб российской экономике, привело к утрате фактического контроля за сферой внешнеторговых отношений и за полнотой собираемости таможенных платежей, а также оказало бы существенное негативное влияние и на другие сферы безопасности России: государственную, военную, экологическую.

В то же время опыт упраздненных в ходе административной реформы ФСНП России1 и подразделений СБ ФПС России2 свидетельствует, что государственные и ведомственные системы могут действовать эффективно лишь в случае комплексного решения ими поставленных задач. Эффективность деятельности таможенной системы обусловлена наличием в ней как экономической (фискальной), так и правоохранительной составляющей, которые в неразрывном взаимодействии способны обеспечить решение поставленных Правительством РФ задач по обеспечению экономической безопасности нашей страны.

Анализ генезиса ОРД ТО и опыта правоохранительных органов (спецслужб) России свидетельствует о потребности не только более конкретно детализировать цели

1 Разделение налоговых органов России на ФСНП России и Государственную налоговую службу (ГНС России) привело к тому, что ОРП ФСНП России, обеспечивая полноту собираемости налогов, сами оказались «нерентабельными», так как фактически налоги поступали в ГНС России. ФСНП была упразднена, ее функции переданы в МВД России, а эффективность контроля со стороны налоговых органов за собираемостью налоговых платежей понизилась.

2 Подразделения СБ ФПС России имели самостоятельную штатную структуру и подчинялись Управлению, а затем СБ ФПС России. Решения по противодействию внешним и внутренним угрозам принимались директором ФПС России, командующими пограничными округами и пограничными отрядами, что привело к обособлению подразделений СБ в пограничных округах и пограничных отрядах и соответственно к снижению эффективности деятельности всей системы органов СБ ФПС России.

66 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2010

ОРД ТО на законодательном уровне, но и рационально оптимизировать структуру ТО и систему управления ими.

Учитывая изложенное, автор полагает целесообразным внести изменения в Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ), определив в числе целей осуществления таможенными органами ОРД - обеспечение экономической безопасности в сфере таможенного дела.

Кроме того, в целях создания единого эффективно действующего механизма федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, целесообразно сформировать оптимальную структуру управления таможенными органами, организовав систему подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей ТО РФ в области как таможенного дела, так и оперативно-розыскной и иной правоохранительной деятельности, а также разработать и ввести в действие положение об оперативно-розыскных органах системы ФТС России [15].

Учитывая, что в настоящее время одной из основных задач ТО РФ является формирование федерального бюджета за счет поступления таможенных платежей, необходимо на основе имеющегося исторического опыта оперативно-розыскной (сыскной) деятельности, в том числе органов ФСБ России, МВД России, ФСКН России и других, выработать специфические подходы и к организации и осуществлению ОРД ТО. Это позволит разработать и эффективно применять на практике системы оперативно-розыскных мер и признаков, в том числе с целью создания условий для полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет страны, а также использовать имеющиеся у ТО РФ силы и средства, формы и методы как оперативно-розыскные, так и организации таможенного контроля для решения поставленных Правительством РФ задач. Основой разработанной системы мер должно стать взаимодействие между ОРП и подразделениями так называемого «фискального» блока, которые, помимо источников первичной информации о правонарушениях в сфере таможенного дела и «реализаторов» оперативно-розыскной информации, должны являться неотъемлемой составной частью всей системы мер ТО.

Важнейшей задачей на данном этапе является не только подготовка специалистов для ОРП ТО, имеющих необходимые знания, умения и навыки как в области ОРД, так и в области таможенного дела, но и их закрепление в практических подразделениях, а также обеспечение профессиональной преемственности. Решение данной задачи позволит сохранить в практических подразделениях ТО РФ наработанный опыт ОРД, на основе имеющихся знаний и умений выработать необходимые навыки по осуществлению оперативно-розыскного процесса и сохранить профессиональный потенциал оперативного состава, который будет не только развивать и совершенствовать теорию и практику ОРД ТО, но и создаст основу научных школ в этой области.

Таким образом, полагаем целесообразным:

1) в целях совершенствования законодательного регулирования ОРД ТО РФ внести изменения в п. 5 ст. 408 ТК РФ, определив, что ОРД осуществляется ТО РФ в целях обеспечения экономической безопасности в сфере таможенного дела, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено УПК РФ к их ведению; выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

2) для повышения эффективности деятельности ФТС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, сформировать оптимальную структуру управления ТО, а также разработать и ввести в действие положение об оперативно-розыскных органах системы ФТС России;

3) в целях повышения эффективности руководства и профессиональной компетентности в сфере ОРД ТО организовать систему подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей ТО РФ в области как таможенного дела, так и оперативно-розыскной и иной правоохранительной деятельности;

4) для улучшения кадрового обеспечения ОРП ТО организовать обучение оперативного состава (специалистов) таким образом, чтобы по окончании учебы они имели необходимые знания, умения и навыки в области ОРД и таможенного дела, а также создать условия для их закрепления в практических подразделениях и обеспечения профессиональной преемственности;

5) в целях разработки современной концепции и теоретических основ ОРД ТО РФ основные усилия научных подразделений сосредоточить на исследовании исторических аспектов осуществления правоохранительными органами России ОРД в сфере таможенного дела, опыта оперативно-розыскной (сыскной) деятельности отечественных ТО, а также опыта ОРД ТО России и зарубежных стран.

Использованные источники

1. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М.: ИПО «Автор», 1995.

2. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М.: ИПО «Автор», 1996.

3. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007.

4. Юн Э. И. История оперативно-розыскного дела российской таможни: лекция. М., 1996.

5. Крылов И. Ф, Бастрыкин А. И. Розыск, дознание, следствие. Л., 1984.

6. В. И. Ленин и охрана Государственной границы СССР // Сборник документов и статей. М., 1970.

7. Положение о Федеральной таможенной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «Вопросы Федеральной таможенной службы»).

8. Положение о Федеральной таможенной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе»).

9. Козловский А. Ю. Ставим проблему научного познания оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Оперативник (сыщик). 2008. № 2. С. 39-41.

10. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».

11. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

12. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

13. Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (утверждено Указом Президента РФ от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»).

14. Таможенный кодекс РФ. М., 2003.

15. Козловский А. Ю. О целесообразности разработки положения об оперативно-розыскных органах системы Федеральной таможенной службы // Оперативник (сыщик). 2009. № 4. С. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.