Научная статья на тему 'О противодействии контрабанде, перемещаемой автомобильным транспортом'

О противодействии контрабанде, перемещаемой автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / КОНТРАБАНДА / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОИСКА / CUSTOMS AUTHORITIES / SEARCH AND DETECTION ACTIVITY / SEARCH AND DETECTIVE AGENCY / CONTRABAND / VEHICLES / COOPERATION / SEARCH ORGANIZATION AND DETECTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский Александр Юрьевич

В статье рассматривается разработанная автором система оперативно-розыскных мер по противодействию контрабанде, перемещаемой автомобильным транспортом. Данная система оперативно-розыскных мер предназначена для повышения эффективности деятельности таможенных органов в борьбе с этим способом перемещения контрабанды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING VEHICLE-MOVED CONTRABAND

The author presents his own analysis system of search and detection measures against vehicle-moved contraband. The system of search and detection measures is to rise the efficiency of customs law-enforcement divisions activity against vehicle-moved contraband.

Текст научной работы на тему «О противодействии контрабанде, перемещаемой автомобильным транспортом»

А. Ю. Козловский

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОНТРАБАНДЕ, ПЕРЕМЕЩАЕМОЙ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В статье рассматривается разработанная автором система оперативно-розыскных мер по противодействию контрабанде, перемещаемой автомобильным транспортом. Данная система оперативно-розыскных мер предназначена для повышения эффективности деятельности таможенных органов в борьбе с этим способом перемещения контрабанды.

Ключевые слова: таможенные органы; оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные подразделения; контрабанда; автомобильный транспорт; взаимодействие; организация оперативного поиска.

Таможенные органы (далее - ТО) Российской Федерации (далее - РФ) являются субъектом оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) [1, ст. 13]. Они проводят ее в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации

(далее - УПК РФ) к их ведению [2, ст. 151, 157]1, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности [3, ст. 408].

В условиях формирования Единого таможенного пространства Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана осуществляется реформирование деятельности ТО РФ с целью максимального ее приближения к требованиям международных стандартов. В то же время при проведении комплекса мер по оптимизации количества и расположения пунктов пропуска, приближению мест таможенного оформления товаров непосредственно к границе существенное влияние на деятельность ТО РФ оказывает незавершенность оборудования таможенной (государственной) границы и пунктов пропуска через нее.

Изучение сложившейся ситуации показывает, что отдельные элементы оперативной обстановки на таможенной (государственной) границе и в пунктах пропуска через нее способствуют попыткам провоза контрабанды автомобильным транспортом.

Проведенный анализ способов провоза контрабанды этим видом транспорта позволяет сделать вывод, что для повышения эффективности деятельности ТО РФ необходимо выработать специфические подходы к организации и осуществлению ими ОРД, в основе которых должна быть система оперативно-розыскных мер, позволяющая эффективно и рационально использовать имеющиеся силы и средства, формы и методы, как оперативно-розыскные, так и осуществления таможенного контроля для решения поставленных Правительством РФ задач. При этом помимо традиционных способов, связанных с использованием подразделений так называемого «фискального» блока в качестве источников первичной информации о правонарушениях в сфере таможенного дела и «реализаторов» оперативно-розыскной информации, эти подразделения должны являться неотъемлемой составной частью названной системы мер.

В результате исследования автором выработаны составные элементы оперативно-розыскной системы мер по борьбе с контрабандой, перемещаемой автомобильным транспортом. Основными из них являются:

- анализ оперативной обстановки, в том числе совместно с взаимодействующими подразделениями пограничных и территориальных органов ФСБ, оперативно-розыскными подразделениями (далее - ОРП) органов МВД и ФСКН России;

- организация взаимодействия ОРП ТО с пограничными и территориальными органами ФСБ России, ОРП органов МВД и ФСКН России с целью своевременного получения упреждающей информации о провозе контрабанды;

- распределение между взаимодействующими органами и подразделениями (ОРП ТО, пограничных и территориальных органов ФСБ России, ОРП системы МВД России, ОРП системы ФСКН России) участков сосредоточения основных усилий;

- разработка системы оперативно-розыскных и иных мер по организации выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, связанных

1 Таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ, и производства неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ. В дальнейшем эти преступления будут именоваться преступлениями в сфере таможенного дела.

74 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • №3-2010

с контрабандным перемещением товара через границу с использованием автомобильного транспорта;

- разработка системы признаков, свидетельствующих о перемещении товаров (намерении их переместить) через границу контрабандным способом;

- доведение до представителей подразделений таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ТОиТК) таможенных и иных органов, осуществляющих контролирующую деятельность в пунктах пропуска через границу, разработанной системы признаков, а также форм, методов и способов перемещения контрабанды автотранспортом;

- расстановка и подготовка оперативных сил и средств в целях своевременного выявления признаков контрабанды;

- непосредственное осуществление оперативного поиска признаков и фактов перемещения через границу товаров контрабандным способом, а также лиц, совершающих, совершивших и вынашивающих намерение совершить указанное преступление;

- организация взаимодействия ОРП ТО с подразделениями ТОиТК таможенных и иных органов, осуществляющих контролирующую деятельность в пунктах пропуска через границу, в процессе проведения оперативного поиска признаков и фактов контрабанды;

- осуществление мероприятий по проверке надежности выработанной системы мер по борьбе с контрабандой товаров, перемещаемых через границу автомобильным транспортом.

Рассматривая различные аспекты, связанные с реализацией изложенных выше положений, при организации ОРД целесообразно учитывать не только особенности оперативной обстановки на конкретном участке деятельности, но и способы использования правонарушителями противоправных схем [4, с. 145]. Это позволит своевременно организовать получение первичной информации о лицах и фактах, заслуживающих оперативного внимания, скорректировать расстановку оперативных сил и средств, а также решить главную задачу: получение упреждающей оперативной информации о признаках и фактах противоправной деятельности.

При анализе оперативной обстановки учитываются:

- «прозрачность» Государственной границы РФ на конкретном ее участке;

- наличие автомобильных и иных дорог, связывающих Россию и сопредельное государство;

- наличие по маршруту движения автотранспорта возможных мест перегруза товаров, перемещаемых контрабандным способом;

- удобные участки границы для совершения контрабанды и места, используемые для контрабандного перемещения товаров ранее;

- наличие информации у лиц, подготавливающих, совершивших или совершающих преступления, связанные с контрабандой товаров, о дислокации сил и средств таможенных и иных взаимодействующих органов на конкретных участках таможенной (государственной) границы;

- участки местности на выделенных направлениях вероятного перемещения товаров контрабандным способом, удобные для получения информации о данном перемещении (посты ГИБДД, железнодорожные переезды и т. д.);

- места расположения у дорог, по которым может перемещаться контрабанда, хозяйственно-бытовых объектов, деятельность на которых может осуществляться круглосуточно;

- расположение пунктов пропуска и места дислокации служб, осуществляющих различные виды контроля на границе, их техническая оснащенность;

- технологические схемы организации пограничного и таможенного контроля и опыт пресечения контрабандной деятельности;

- информация, полученная ОРП таможенных и взаимодействующих органов, о подготовке (признаках подготовки) к совершению преступлений, связанных с перевозкой контрабанды автомобильным транспортом;

- технологические особенности транспортных средств, такие как: наличие полостей, которые можно использовать для перевозки товара контрабандным способом; возможности для оборудования тайников; необходимость наличия припасов и др.;

- специфика товаров, перемещаемых в данном пункте пропуска, создающая предпосылки для недекларирования или недостоверного декларирования (в том числе использование их в качестве контейнеров для провоза контрабанды);

- основные таможенные характеристики товара, перемещаемого через границу (применения/неприменения к товару тарифных и нетарифных мер регулирования; наличие квоты, преференции; предназначение товара, заявляемые режимы к конкретным видам товара и др.);

- организация и порядок применения ТО системы управления рисками (далее - СУР), ее эффективность и основные уязвимые места;

- наличие оперативной информации о лицах (физических, юридических), отправляющих, получающих, перемещающих товар через границу, а также представляющих его для таможенного контроля и оформления;

- наличие информации о возможных связях должностных лиц служб, осуществляющих свою деятельность в пункте пропуска, с лицами, отправляющими, получающими, перемещающими товар через границу, представляющими его для таможенного контроля и оформления.

Изучение тактики контрабандистов свидетельствует о том, что они в большинстве случаев заранее планируют и готовятся к совершению названного преступления. Если товар планируется переместить в пункте пропуска через границу, то такая подготовка начинается с изучения технологической схемы проведения пограничного, таможенного и других видов контроля при перемещении товара, а также тактики действий и личных интересов должностных лиц, осуществляющих пограничный и таможенный контроль. При этом устанавливаются «дружеские» или коммерческие отношения с пограничниками, таможенниками, членами их семей и близкими, а в отдельных случаях на конкретные должности в таможенные или пограничные органы устраиваются лица, чья деятельность будет осуществляться в интересах соответствующей коммерческой организации.

Практика работы по выявлению контрабандистов и их пособников показывает, что только в отдельных случаях преступная деятельность может быть установлена путем фиксирования таких внешних проявлений, которые неопровержимо свидетельствовали бы о подготовке к осуществлению конкретной контрабандной деятельности в пунктах пропуска. Однако в большинстве случаев выводы о противоправной деятельности могут быть сделаны только после накопления

и всестороннего анализа совокупности внешних проявлений, указывающих на преступный умысел в целом (системы признаков, свидетельствующей о контрабандной деятельности).

Тактика действий лиц, стремящихся переместить товар автомобильным транспортом вне пунктов пропуска через границу контрабандным способом, и система оперативно-розыскных мер по противодействию этому исследованы и изложены автором достаточно подробно [5]. В данной статье будут отражены система оперативно-розыскных мер и актуальные аспекты организации ОРД ТО по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды, перемещаемой автомобильным транспортом в пунктах пропуска через границу.

В процессе анализа оперативной обстановки, в том числе совместно с пограничными и территориальными органами ФСБ России, ОРП органов МВД и ФСКН России, в целях исключения параллелизма и дублирования в работе, а также максимальной эффективности использования имеющихся оперативных сил и средств целесообразно организовать взаимодействие между перечисленными субъектами ОРД.

Правильное распределение участков сосредоточения основных усилий между взаимодействующими органами позволит своевременно получить упреждающую информацию о провозе (попытке провоза) контрабанды автотранспортом. При этом, с точки зрения автора, основные усилия целесообразно сосредоточить:

- ОРП ТО, подразделений пограничных и территориальных органов ФСБ России, осуществляющих свою деятельность в пунктах пропуска, - в пункте пропуска через границу, в фирмах, организациях, предприятиях и учреждениях, являющихся участниками внешнеторговой деятельности (далее - ВТД), а также на каналах (маршрутах) перемещения товаров;

- территориальных подразделений органов ФСБ России, ОРП органов МВД России в приграничных районах - на всей территории района (области, края) в фирмах, организациях, предприятиях и учреждениях, являющихся отправителями, получателями и перевозчиками товаров, перемещаемых в пунктах пропуска через границу;

- иных подразделений территориальных органов ФСБ России, ОРП органов МВД России и ОРП внутренних таможен - в местах упаковки и погрузки товаров для экспортных или импортных операций (промышленные предприятия, частные фирмы, склады, оптовые базы, рынки, гаражи, территории транспортных и иных организаций, торговые центры и т. д.), а также в организациях (учреждениях), где оформляется документация на товары, предназначенные для экспорта (импорта);

- ОРП ФСКН России - в местах хранения и оформления препаратов, содержащих наркотические средства, на участках (объектах) незаконного изготовления наркотиков, на маршрутах транспортировки, а также в среде лиц, употребляющих наркотики и занимающихся их незаконным распространением, в том числе контрабандным перемещением через границу.

При разработке системы оперативно-розыскных мер по противодействию контрабанде, перемещаемой автотранспортом в пунктах пропуска через границу, учитываются особенности оперативной обстановки и специфика сосредоточения основных усилий взаимодействующих органов ФСБ, МВД, ФСКН России, расстановка пограничных и таможенных нарядов, их техническое оснащение, а также

мероприятия по соблюдению режима в пункте пропуска через границу. Указанная система оперативно-розыскных мер может включать:

- организацию оперативного наблюдения за местами упаковки и погрузки товаров, предназначенных для совершения импортных или экспортных операций;

- организацию таможенного и оперативного наблюдения за лицами, перемещающими товар в пунктах пропуска через границу, отправляющих или получающих товар, представляющих товар к декларированию;

- опрос оперативными силами и средствами ТО и (или) взаимодействующих субъектов ОРД лиц, участвующих в ВТД, в поле зрения которых могли попасть признаки контрабандного перемещения товара через границу или информация о наличии фактов данного перемещения;

- осмотр оперативными силами и средствами ТО и (или) взаимодействующих субъектов ОРД транспортных средств, которые используются для перемещения товаров в пунктах пропуска через границу;

- создание условий, способствующих выявлению транспортных средств, предназначенных для провоза товаров контрабандным способом в пунктах пропуска через границу;

- мероприятия по выявлению юридических и физических лиц, причастных к контрабандной деятельности, путем оперативно-аналитического поиска с использованием баз данных таможенных, налоговых и иных контролирующих органов, страховых и торговых компаний, информационных систем пограничных органов ФСБ России, аналитических подразделений органов внутренних дел и ФСКН России.

Разработанная система мер по противодействию контрабанде не может эффективно функционировать без системы признаков, способствующих выявлению соответствующих намерений на различных стадиях совершения преступлений.

На стадии формирования умысла переместить контрабанду в пунктах пропуска через границу такими признаками могут быть:

- высказывание намерений улучшить свое материальное положение путем осуществления контрабандной деятельности в кругу друзей, близких, родственников;

- резкая перемена взглядов и суждений под влиянием складывающейся экономической ситуации, проявление повышенного интереса к товарам «прикрытия» и группы «риска»;

- установление контактов с предприятиями, организациями и учреждениями, поставляющими указанные выше товары;

- проявление интереса к нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность пограничных и таможенных органов, а также определяющим ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела, которое ранее не было характерно для конкретных лиц, и др.

На стадии подготовки к перемещению товара в пунктах пропуска через границу контрабандным способом признаками, способствующими выявлению данного намерения, могут быть:

- ознакомление (в том числе приобретение справочников, литературы) с техническим устройством транспортных средств, осуществляющих перевозки товаров через границу;

- стремление трудоустроить конкретных лиц с целью осуществления содействия контрабандной деятельности в транспортные организации, занимающиеся внешнеторговыми перевозками;

- активный опрос (организация опроса) водителей транспортных средств за-гранследования об особенностях прохождения пограничного и таможенного контроля;

- оборудование в транспортном средстве загранследования тайников и (или) закладок и их «опробование» без вложений при пересечении границы в пунктах пропуска;

- стремление установить дружеские отношения с пограничниками и (или) таможенниками, членами их семей, в том числе путем предложения различного рода услуг, втягивание перечисленных должностных лиц и их близких в коммерческую или неправомерную деятельность и др.

На стадии перемещения товара к числу признаков, способствующих выявлению контрабанды, могут относиться:

- нарушение установленного режима в пункте пропуска;

- прибытие в пункт пропуска в часы наибольшей загруженности;

- предложение денег, подарков, сувениров должностным лицам;

- создание в процессе досмотра провокационных и конфликтных ситуаций, а также стремление воспрепятствовать досмотру всего транспортного средства, его отдельных частей или груза;

- наличие в транспортных средствах каких-либо предметов, веществ, не связанных с их эксплуатацией, а также нарушение пломб, других контролирующих устройств, обеспечивающих доступ к перевозимому товару;

- использование психологических приемов, рассчитанных на ослабление бдительности у таможенников, производящих досмотр, и др.

При перемещении контрабанды физическими лицами, следующими по туристическим путевкам автобусами загранследования, характерными могут оказаться следующие особенности их поведения:

- хорошее знание лицом, пересекающим границу, порядка осуществления пограничного и таможенного контроля, стремление избежать таможенного досмотра или передать какие-либо предметы другим лицам;

- настороженность, суетливость, нервозность в поведении (дрожание рук при предъявлении документов, дрожание голоса, сбивчивые ответы на вопросы и др.);

- особенности покроя верхней одежды (свободный покрой, одежда наглухо застегивается и т. п.), неровности в одежде, подчеркивающие неестественность фигуры, несоответствие одежды погодным условиям, резкое отличие от одежды других пассажиров;

- ограниченность в движениях при досмотре и перемещении1;

- наличие в предметах багажа (ручной клади) специально оборудованных для тайников мест, хранилищ ит.п.;

- оплата услуг не той валютой, которая значится официально ввезенной или обмененной в банках на территории России;

1 Если имеет место сокрытие запрещенных к провозу предметов на теле, в одежде, то, как правило, при заполнении документов и предъявлении вещей человек не наклоняется, а приседает; при подъеме вещей и передвижении у него заметны напряжение тела и скованность движений.

- наличие в ручной клади, багаже или при себе записей о купленных товарах, этикеток, ярлыков, чеков (в том числе буквенных обозначений) при видимом отсутствии самих товаров, которые могут быть укрыты в тайниках, в том числе у следующих совместно лиц;

- обращение пассажиров к водителю с просьбами дать какие-либо инструменты для личных нужд (отвертки, молотки, ножи, плоскогубцы, ключи и т. д.);

- отлучки водителей автобусов, пересекающих границу, экскурсоводов из пунктов пребывания или попытки задержаться там без служебной необходимости и др.

Автор полагает, что в целях повышения эффективности использования имеющихся у ТО РФ сил и средств целесообразно доводить до представителей подразделений ТОиТК таможенных и иных органов, осуществляющих контролирующую деятельность в пунктах пропуска через границу, формы, методы, способы перемещения контрабанды, а также признаки, свидетельствующие об этом. Указанный комплекс мероприятий позволит организовать эффективное взаимодействие между ОРП ТО и подразделениями ТОиТК в процессе осуществления оперативного поиска и комплексно использовать их в целях противодействия контрабанде.

Расстановка и подготовка оперативных сил и средств ТО с целью своевременного выявления признаков контрабанды, перемещаемой автотранспортом, должна обеспечивать:

- согласованное использование подразделений ТОиТК, оперативных сил и средств ТОРФ;

- постоянное оперативное наблюдение за лицами, которые могут переместить (оказать содействие перемещению) контрабандным способом товар, осуществив его укрытие, перегрузку, вложение в тайники, хранилища ит.п.;

- обучение должностных лиц, подразделений ТОиТК, оперативных сил и средств ТО признакам, способствующим выявлению контрабандной деятельности, применительно к конкретным условиям совершения внешнеторговой сделки и перемещения товара.

Таким образом, основные усилия в формировании оперативных позиций целесообразно сосредоточить:

- в пунктах пропуска через границу на различных участках прохождения пограничного и таможенного контроля, иных видов контроля в соответствии с отработанной технологической схемой;

- в коммерческих организациях, осуществляющих ВТД и предоставляющих услуги по таможенному оформлению;

- в транспортных организациях, осуществляющих международные перевозки, в иных фирмах, организациях, предприятиях и учреждениях, осуществляющих ВТД и имеющих гаражи, склады, базы и т. д.;

- в местах проживания лиц, способных оказать содействие контрабандному перемещению товара в пунктах пропуска, а также возможного укрытия, перегрузки и реализации контрабандного товара.

При организации оперативного поиска, направленного на выявление признаков подготовки и совершения контрабандного перемещения товаров через границу автомобильным транспортом, а также лиц, совершающих, совершивших и вынашивающих намерение совершить указанное преступление, целесообразно задействовать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ОРП ТО РФ (в том числе оперативно-аналитические и обеспечивающие собственную безопасность ТО);

- ОРП иных субъектов ОРД, осуществляющих свою деятельность в пунктах пропуска через границу, их ближайшем окружении и на каналах ВТД, связанной с перемещением товаров в данных пунктах пропуска;

- подразделения ТОиТК, в поле зрения которых могут попасть разработанные ОРП ТО признаки, свидетельствующие о возможной контрабандной деятельности, разработку профилей риска и контроль за их применением и др.;

- подразделения милиции общественной безопасности, прежде всего контролирующие потребительский рынок, дорожного надзора, ГИБДД, службы участковых уполномоченных, паспортные столы и др.;

- подразделения охраны организации, предприятия, учреждения, устанавливающего режим в пункте пропуска через границу, а также инспекции государственных, муниципальных и местных органов исполнительной власти, контролирующих деятельность автотранспортных организаций, потребительский рынок, и др.

По мнению автора, выработанная система оперативно-розыскных мер подлежит регулярной проверке на предмет надежности и в целях совершенствования. Для этого целесообразно:

- проводить анализ тактики действий и обстоятельств задержаний лиц и транспортных средств, пытавшихся переместить товар контрабандным способом;

- на основе проведенного совместно с взаимодействующими субъектами ОРД анализа оценивать состояние оперативно-розыскных мер по противодействию контрабанде и разрабатывать единые рекомендации по ее совершенствованию и расстановке оперативных сил и средств;

- проводить разбирательства по фактам провоза контрабанды в целях вскрытия и устранения причин, способствующих совершению преступлений;

- направлять в пункты пропуска через границу учебные объекты (лиц и транспортные средства) для проверки бдительности и подготовленности должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль в пунктах пропуска через границу, сотрудников ОРП ТО и оперативных средств;

- по результатам командирования учебных объектов проводить совместно с взаимодействующими субъектами ОРД разбор и устранять выявленные причины и условия, способствующие контрабандной деятельности.

Таким образом, система оперативно-розыскных мер, разработанная автором, обеспечивает полноту и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения контрабанды, перемещаемой через таможенную (государственную) границу автомобильным транспортом, и предназначена для повышения эффективности деятельности ТО РФ.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

(с изм. и доп.).

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.).

3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Козловский А. Ю. О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации на единой территории таможенного союза // Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой территории таможенного союза: сборник материалов международной научно-практической конференции Секретариата Комиссии таможенного союза и Российской таможенной академии. Люберцы: Изд-во Российскойтаможеннойакадемии, 2009. С. 143-148.

5. Козловский А. Ю. К вопросу о противодействии оперативно-розыскных подразделений таможенных органов Российской Федерации контрабанде, перемещаемой автомобильным транспортом вне пунктов пропуска через таможенную (государственную) границу // Поиск: сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 10 (1). М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. С. 84-90.

82 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • №>3'2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.