Научная статья на тему 'О правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС'

О правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ВИДЫ ФЛОРЫ И ФАУНЫ / ИХ ЧАСТИ И ДЕРИВАТЫ / НЕЗАКОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ / ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / SMUGGLING / THE FORMS OF FLORA AND FAUNA / OF THEIR PART AND DERIVATIVES / ILLICIT TRAFFIC / THE OPERATIONAL-SEARCH SUBDIVISIONS OF THE CUSTOMS ORGANS OF RUSSIA / THE HIERARCHY OF NORMATIVE LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липин Евгений Вячеславович

В статье рассматривается нормативное правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ по выявлению, предупреждению, пресечению контрабанды видов животного и растительного происхождения, транснациональное перемещение которых регламентируется Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. В результате анализа правовых основ и практики деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов России разработаны предложения, касающиеся развития правовых норм международного, федерального и ведомственного уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Липин Евгений Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal base of operational- search activity of the customs authorities of the Russian Federation counteracting smuggling of endangered species of wild fauna and flora

In the article it is examined the system of the normative lawful guarantee of operational- search activity of the customs authorities of the Russian Federation in the direction of development, warning and suppression of smuggling of the forms of animal and plant origin, which international traffic is regulated by the Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (СITES). As a result of the analysis of law basis and practice of the law-enforcement Russian customs subdivisions there are developed the proposals, concerning the development of the lawful standards of international, federal and departmental level.

Текст научной работы на тему «О правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС»

е. В. Липин

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ ОБЪЕКТОВ СИТЕС

В статье рассматривается нормативное правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ по выявлению, предупреждению, пресечению контрабанды видов животного и растительного происхождения, транснациональное перемещение которых регламентируется Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. В результате анализа правовых основ и практики деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов России разработаны предложения, касающиеся развития правовых норм международного, федерального и ведомственного уровней.

Ключевые слова: контрабанда; виды флоры и фауны, их части и дериваты; незаконная торговля; оперативно-розыскные подразделения таможенных органов России; иерархия нормативных правовых актов.

На протяжении многих веков редкие представители животного и растительного мира добывались человеком для дальнейшего использования их частей при изготовлении высокоценных украшений, дорогостоящей одежды, изысканных аксессуаров, а также для создания лекарственных средств и препаратов.

Понимание остроты международной проблемы сохранения биоразнообразия и осознание опасности, наносимой контрабандой животных и растений, привели к разработке в 1973 г. уникального правового акта - Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее - СИТЕС, Конвенция) - Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES).

Российская Федерация стала участницей Конвенции в 1992 г. как правопреемница СССР, присоединившегося к этому документу в 1976 г.

По данным экспертов Международной программы по мониторингу торговли дикими видами фауны и флоры Traffic, созданной Всемирным фондом дикой природы совместно с Международным союзом охраны природы в 1976 г., ежегодный международный объем контрабанды объектов флоры и фауны исчисляется десятками миллионов долларов США, а последствия торговли (в том числе международной противозаконной) привели в последнюю четверть XX в. к уменьшению популяции 13% находящихся на грани исчезновения видов птиц и млекопитающих [1].

В России, как и во многих других государствах мира, проблема противодействия контрабанде объектов СИТЕС1 продолжает оставаться актуальной.

Не прекращается контрабандный вывоз с территории России редких и находящихся на грани исчезновения бурых медведей, уссурийских тигров, дальневосточных леопардов, соколов-балобанов, кречетов, сапсанов, рыб видов осетровых,

1 Под термином «объекты СИТЕС» автор статьи понимает виды животных и растений (живые либо мертвые), их части и изделия из них, перемещение через таможенную границу и интродукция из моря которых регламентируются Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

жень-шеня и прочих видов животных и растений, включенных в приложения СИ-ТЕС, а также их частей (лапы и шкуры медведей, кости и шкуры тигров и леопардов, мускус кабарги, панты оленей, икра осетровых, корни жень-шеня и др.), что наносит значительный ущерб природоохранным интересам государства и общества.

Контрабандно ввозимые в Россию редкие и исчезающие птицы (жако, какаду, амазоны), млекопитающие (мартышки, макаки и иные приматы), рептилии (крокодилы, питоны, хамелеоны, игуаны) и растения (орхидеи, кактусы, цикломены), подпадающие под действие Конвенции, приводят к «вспышкам» опасных вирусных заболеваний граждан.

Проводимые таможенными органами РФ задержания перемещаемых с нарушением требований таможенного законодательства объектов СИТЕС свидетельствуют об активизации межнациональных организованных групп контрабандистов, членами которых являются граждане ряда государств Европы, Центральной Азии, Дальнего Востока, а также малоразвитых районов России.

Анализ сведений природоохранных организаций и результатов правоохранительной деятельности таможенных органов (далее - ТО) РФ по направлению борьбы с контрабандой объектов СИТЕС (в 2006 г. возбуждено 23 уголовных дела о контрабанде объектов СИТЕС, в 2007 г.- 25, в 2008 г. - 29, в 2009 г. - 31, а в 2010 г.- 9) [1, 2] позволяет сделать вывод о высокой латентности, экологической и социальной опасности данного преступления.

Понимая, что урегулированность общественных процессов в сфере внешнеэкономической деятельности нормами таможенного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства и неуклонное их исполнение являются неотъемлемыми условиями экономического суверенитета и экологической безопасности России, автор статьи считает необходимым рассмотреть нормативные правовые основы деятельности оперативно-розыскных подразделений (далее - ОРП) ТО РФ по противодействию особо опасной контрабанде, предметом которой являются представители флоры и фауны, подпадающие под действие СИТЕС.

Так, наивысшей юридической силой обладают нормы международных актов (межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры, конвенции и соглашения), упорядочивающие отношения субъектов правоохранительной деятельности России и зарубежных государств, в том числе в сфере оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) по борьбе с контрабандой объектов СИТЕС. Заключенные Россией международные правовые акты прямого действия устанавливают порядок подготовки и осуществления специальных оперативных мероприятий, обмена оперативно-значимой информацией, оказания правовой помощи и иных мероприятий в области таможенного правоохранительного сотрудничества и прочих видов взаимодействия .

Особую консолидирующую роль в сфере международного правоохранительного сотрудничества на территории государств - участников СНГ играет

1 К таким общепризнанным документам относятся, например, Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12.12.2000), Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20.04.1959), Международная конвенция о взаимном административном содействии в предупреждении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 09.06.1977) и др.

98 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2011

многостороннее решение Совета руководителей таможенных служб (далее -СРТС) государств - участников СНГ от 06.06.2008, утвердившее Положение

0 Комитете глав правоохранительных подразделений (далее - КГПП) СРТС государств - участников СНГ. Одна из основных задач Совета - координация деятельности таможенных ведомств государств - участников СНГ в борьбе с таможенными правонарушениями (в том числе с контрабандой редких и находящихся на грани исчезновения видов фауны и флоры)1.

Переходя к рассмотрению иерархии норм российского законодательства, следует акцентировать внимание на ряде положений Конституции РФ. Их анализ показывает, что Основной закон России содержит нормы, распространяющие действие как на ОРД ТО в целом, так и непосредственно влияющие на ее содержание по направлению борьбы с контрабандой объектов СИТЕС. С учетом этого автор предлагает условно разделить их на два блока: общий и специальный.

Например, к общему блоку следует отнести:

- ст. 2, которая провозглашает высшей ценностью права и свободы человека, а также признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства;

- ст. 22, гарантирующую право на свободу и личную неприкосновенность для каждого (п. 1) и его ограничение не иначе как на основании судебного решения (п. 2);

- ст. 23, устанавливающую право неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени (п. 1), а также тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (п. 2);

- ст. 25, гарантирующую неприкосновенность жилища.

К специальному блоку могут быть отнесены:

- п. 4 ст. 15, включающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России в правовую систему РФ и устанавливающей приоритетность действия международных нормативных правовых ак-

2

тов над национальными ;

- п. 4 ст. 9, провозглашающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

- ст. 42, определяющая право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

- ст. 58, вводящая обязанность каждого по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам (корреспондирует со ст. 42);

1 Примером успешных действий правоохранительных подразделений таможенных ведомств по выявлению и пресечению каналов контрабанды объектов СИТЕС может служить однодневная международная операция «СИТЕС», проведенная 15.01.2009 при участии ТО РФ. В результате объединения усилий более 90 таможенных служб стран - участниц Всемирной торговой организации было пресечено незаконное перемещение через таможенную границу России и зарубежных государств свыше 4,5 тыс. объектов флоры и фауны, их частей и дериватов.

2 Данная норма Конституции РФ отнесена нами к специальному блоку в связи с тем, что при выполнении задачи по борьбе с контрабандой объектов СИТЕС оперативно-розыскные подразделения ТО РФ руководствуются нормами международного природоохранного акта - Конвенции СИТЕС.

- ст. 74, определяющая целями ограничения перемещения (вводятся в соответствии с федеральным законом) товаров и услуг: обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья людей, охрану природы и культурных ценностей.

Подчиненный характер по отношению к конституционным нормам носят федеральные законы (далее - ФЗ) и кодексы Рф.

К основным кодифицированным источникам права, регламентирующим ОРД ТО России по борьбе с контрабандой объектов СИТЕС, относятся Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ).

В настоящее время ответственность за контрабанду объектов СИТЕС установлена ч. 1, 3 и 4 ст. 188 УК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет компетенцию ТО РФ, в соответствии с которой по уголовным делам о контрабанде объектов СИТЕС таможенные органы РФ осуществляют дознание по ч. 1 ст. 188 УК РФ (ст. 151 УПК РФ) и проводят неотложные следственные действия по ч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ (ст. 157 УПК РФ).

Взаимосвязь норм уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства в аспекте рассматриваемого вопроса выражается в том, что, признав общественную опасность контрабанды, законодатель наделил ТО и иные ведомства РФ правом ведения ОРД по борьбе с преступлениями, отнесенными УПК РФ к их компетенции.

Проецируя положения ФЗ от 12.04.1995 №№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») на деятельность ТО РФ, можно сделать вывод о том, что правовые рамки осуществления должностными лицами ОРД по борьбе с контрабандой объектов СИТЕС определяются задачами:

- выявления, предупреждения и пресечения контрабанды видов животной и растительной среды, включенных в приложения СИТЕС, а также выявления и установления лиц, ее подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда в связи с их причастностью к уголовному делу о контрабанде объектов СИТЕС, а также уклоняющихся от наказания за данное преступление, установленного санкциями ч. 1, 3 и 4 ст. 188 УК РФ;

- добывания информации о событиях или действиях (бездействии), свидетельствующей о реальной (потенциальной) внутренней (внешней) угрозе экономической или экологической безопасности РФ, которая может явиться следствием незаконной международной торговли объектами СИТЕС.

Следует обратить внимание на то, что природоохранная направленность цели деятельности ОРП ТО - защита жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об ОРД») - раскрывается через поставленную перед ТО задачу добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»).

Отметим, что нормы ФЗ «Об ОРД», УК РФ и УПК РФ повлияли на содержание положений ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в соответствии с которым ТО РФ осуществляют ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений,

производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено УПК РФ к ведению ТО, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Нужно подчеркнуть, что общее количество законодательных актов федерального уровня, регламентирующих деятельность ОРП по борьбе с контрабандой объектов СИТЕС, составляет более 30. В настоящей статье рассмотрены базовые законы, на основе которых получают развитие нормы других руководящих документов.

На подзаконном уровне регулирования в системе правового обеспечения ОРД ТО в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС особое место «вектора» занимает Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», который относит ТО РФ к силам обеспечения национальной безопасности и требует сосредоточения усилий на обеспечении национальной безопасности в международной, экономической и экологической сферах. Названному документу корреспондирует постановление Правительства РФ от 26.06.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе», устанавливающее право использования оперативно-розыскных сил, средств и методов при решении задач по борьбе с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе с контрабандой.

Также актами Президента и Правительства РФ регламентируются складывающиеся в ходе ОРД по борьбе с контрабандой объектов СИТЕС общественные отношения в сферах защиты государственной тайны, взаимодействия субъектов ОРД и операторов связи, проведения оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и др.

Ведомственные нормативные правовые акты в области ОРД конкретизируют международные соглашения и правовые нормы высших органов законодательной власти. Приказы, распоряжения и инструкции ТО РФ, содержащие сведения об организации, тактике, планах, формах ОРД, составляют государственную тайну и носят закрытый характер, в связи с чем рассматриваться в данной статье не будут.

Нормы ведомственных открытых источников права определяют цели, задачи, полномочия, компетенцию и направления деятельности конкретных оперативных подразделений ТО при осуществлении ОРД в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС. Так, во исполнение нормативных правовых актов ведомственного уровня ОРП ТО:

- пресекают незаконный оборот объектов флоры и фауны, их частей и дериватов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ [3];

- осуществляют ОРД в целях обеспечения собственной безопасности ТО [4];

- реализуют функцию международного сотрудничества ТО России с зарубежными правоохранительными службами и организациями в части, касающейся обмена информацией о приготовлении к контрабанде объектов СИТЕС, фактах задержания, способах ее сокрытия, о планах по проведению совместных специальных мероприятий с целью пресечения незаконной международной торговли объектами СИТЕС [5];

- взаимодействуют с подразделениями дознания на уровне центрального аппарата ФТС России, региональных и территориальных подразделений в процессе раскрытия и расследования контрабанды объектов СИТЕС [6];

- осуществляют передачу оперативно-служебных материалов (результаты ОРД), фиксирующих признаки контрабанды объектов СИТЕС, в подразделения дознания ТО для принятия необходимых уголовно-процессуальных решений [7].

Переходя к рассмотрению межведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих ОРД ТО в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС, следует отметить крайне важную роль совместных приказов, определяющих цели, сферы, формы взаимодействия, процессуальный порядок его осуществления, единые требования к структуре оперативно-служебных документов, которые являются предметом взаимоинформирования и отчетности. Многосторонними межведомственными приказами в настоящее время регламентируется механизм:

- направления запросов и ответов уполномоченными подразделениями ТО России (служба «М» и оперативные таможни) в НЦБ Интерпола и его филиалы в России (в структуре МВД России и субъектов РФ) в целях установления местонахождения лиц, состоящих в преступных сообществах (в том числе специализирующихся на контрабанде), а также выявления их связей и пресечения названной преступной деятельности [8];

- передачи по подследственности материалов с признаками контрабанды, предметом которой явились виды животных, растений, их части и дериваты, подпадающие под действие СИТЕС [9];

- приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях с признаками деяния, квалифицируемого по ч. 1, 3 и 4 ст. 188 УК РФ, предметом которых являются объекты СИТЕС [10].

Таким образом, изучение и анализ международных правовых актов, федерального законодательства РФ и подзаконных источников права, а также отчетов ТО РФ, материалов природоохранных организаций и учебно-практических изданий позволяют сделать ряд выводов и предложить некоторые пути совершенствования правового обеспечения ОРП ТО в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС.

Так, по нашему мнению, требуется разработать иные уточняющие международные договоры и соглашения между отдельными государствами - сторонами СИТЕС с учетом сложившихся правовых особенностей в области правоохранительной деятельности. Такие документы могут быть подписаны Россией (Правительством РФ, ФТС России) и государствами - участниками СИТЕС с целью пресечения наиболее интенсивных контрабандных потоков объектов СИТЕС из стран Европы, Центральной Азии, Дальнего Востока, Америки.

Учитывая современные тенденции интеграции и кооперации в деятельности таможенных служб стран - участниц СНГ (создание Таможенного союза (далее -ТС) на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан), целесообразно также разработать международный акт, регламентирующий ввоз/вывоз объектов СИТЕС с территории ТС, а с целью его реализации создать соглашения между органами исполнительной власти государств - участников ТС.

Затрагивая пробелы законодательного уровня, следует отметить, что в настоящее время существует проблема эффективности охранительной функции ст. 188 УК РФ, касающейся защиты объектов СИТЕС.

Так, декриминализация ст. 188 УК РФ - увеличение крупного размера «экономической» контрабанды с 250 тыс. руб. до 1,5 млн. руб. (ФЗ от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации») в совокупности со сложностью финансовой оценки «природного» товара (некоторые виды исчезающих животных и растений исключены из свободного оборота, в связи с чем отсутствует их официально закрепленная стоимость), как видно из статистических данных во вводной части статьи, привели к резкому сокращению привлечения лиц к уголовной ответственности за контрабанду объектов СИТЕС.

При этом увеличение количества дел об административных правонарушениях (далее - АП), возбужденных ТО РФ в отношении лиц, незаконно переместивших объекты СИТЕС (в 2006 г. - 108 дел об АП, в 2007 г. - 130, в 2008 г. - 153, в 2009 г. - 161, а в 2010 г. - 194) [2], свидетельствует: во-первых, о продолжающемся хищническом вывозе с территории РФ данного высокоценного товара; во-вторых, об установившейся тенденции применения контрабандистами схем дробления крупных партий объектов СИТЕС на мелкие; в-третьих, о неадекватности принимаемых правовых мер воздействия на преступную среду.

Проведенный анализ также показал, что нормы ФЗ «Об ОРД» содержат ряд положений ограничительного характера, которые в сочетании с действующими положениями ст. 188 УК РФ существенно влияют на результативность деятельности ОРП в борьбе с контрабандой видов, включенных в приложения Конвенции. Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» наиболее эффективные оперативно-розыскные мероприятия (ограничивающие права граждан и требующие судебного решения) могут проводиться с целью пресечения преступлений, производство предварительного следствия по которым обязательно, т. е. контрабанды, квалифицируемой по ч. 2, 3 и 4 ст. 188 УК РФ1. При этом для проведения данных оперативно-розыскных мероприятий с целью предупреждения, выявления и пресечения контрабанды объектов СИТЕС сотрудник должен предоставить судье доводы о том, что:

- будет совершено не административное правонарушение, а экономическое преступление (в ситуации со сложностью финансовой оценки предмета посягательства является крайне проблематичным);

- незаконное перемещение объектов СИТЕС создаст угрозу экологической безопасности (например, при ввозе зараженного вида), что, в свою очередь, на стадии оперативно-розыскного процесса установить крайне сложно.

В связи с этим для сохранения исчезающих и редких видов фауны и флоры, предупреждения затрат государства на восстановление их популяций, а также создания необходимых правовых условий для повышения эффективности деятельности ОРП в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС полагаем целесообразным ужесточить уголовную ответственность за названное преступное деяние путем внесения данного предмета преступления в ч. 2 ст. 188 УК РФ либо изменения ст. 188 УК РФ посредством введения новой части, которая предусмотрит дифференцированную ответственность в зависимости от принадлежности вида к одному из трех приложений СИТЕС.

Для развития нормативных основ ведомственного уровня, на наш взгляд, требуется разработать и ввести в действие инструкцию об организации деятельности ОРП ТО по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды видов

1 Виды, включенные в приложения I, II и III Конвенции, не являются предметом преступления, квалифицируемого по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

животной и растительной среды, их частей и дериватов, являющихся объектами международной защиты.

Таким образом, результаты анализа свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития международного, национального законодательства и подзаконных правовых норм, регламентирующих ОРД ТО РФ по направлению борьбы с контрабандой объектов СИТЕС.

Использованные источники

1. Ляпустин С. Н. Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке России (конец XIX - начало XXI в.): монография. Владивосток, 2008. С. 100; Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС / под ред. А. С. Шестакова. М.: Всемирный фонд охраны дикой природы. М., 2005. С. 251; Всемирный фонд дикой природы (WWF): [официальный сайт]. URL: www://wwf.ru; Секретариат СИТЕС: [официальный сайт]. URL: http://www.cites.org/; Международный фонд защиты животных: [официальный сайт]. URL: http://www.ifaw.org/ifaw_russia/who_we_ are/index.php; Всемирный союз охраны природы: [официальный сайт]. URL: http://www. iucn.org/.

2. Бюллетени RILO-Москва ГУБК ФТС России за период 2003-2009 гг. «О задержании контрабанды предметов флоры и фауны, а также их дериватов в регионе деятельности таможенных служб стран - участниц RILO-Москва»; материалы коллегии ФТС России за 2003-2009 гг.

3. Приказ ФТС России от 30.10.2006 № 1066 «Об утверждении положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой».

4. Приказ ФТС России от 30.10.2006 № 1067 «Об утверждении положения об Управлении собственной безопасности».

5. Приказ ФТС России от 12.12.2006 № 1308 «Об утверждении типового положения о подразделении сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран оперативной таможни»; положение о службе «М» ГУБК ФТС России.

6. Приказ ФТС России от 19.07.2006 № 669 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия ГУБК ФТС России и курируемых подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений».

7. Приказ ГТК России от 04.12.2001 № 1150 «Об утверждении Инструкции» (с изменениями от 28.06.2002) вводит в действие «Инструкцию о порядке представления ГУБК в УТРД ГТК России материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о взаимодействии ГУБК и УТРД ГТК России при расследовании уголовных дел».

8. Приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России и ФТС России от 06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

9. Приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России / Минобороны России от 17.04.2007 № 368 / 185 / 164 / 481 / 32 / 184 / 97 / 147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

10. Приказ Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, МЭРТ России и ФСКН России от 29.12.2005 № 39 / 1070 / 1021 / 253 / 780 / 353 / 399 «О едином учете преступлений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.