ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА» ОБЪЕКТОВ «СИТЕС»
Е.В. ЛИПИН,
главный инспектор информационно-методического отдела Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, капитан таможенной службы, соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности РТА Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: Lipin-z@yandex.ru
Научный руководитель: директор Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, профессор Н.Е. Симонов Рецензент: начальник отдела научных исследований правоохранительной деятельности таможенных органов Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, кандидат юридических наук А.И. Ходанов
Аннотация. Определены особенности проведения таможенными органами России оперативно-розыскного мероприятия «контролируемая поставка» в отношении видов животного и растительного происхождения, международное перемещение которых регламентируется Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения. С учетом специфики «природного товара» разработаны предложения по совершенствованию этого мероприятия.
Ключевые слова: контрабанда, виды флоры и фауны, их части и дериваты, оперативно-розыскное мероприятие «контролируемая поставка», международное сотрудничество, оперативно-розыскные подразделения таможенных органов России.
TO A QUESTION ABOUT THE CONDUCTING BY THE CUSTOMS ORGANS OF THE RUSSIAN
FEDERATION OF OPERATIONAL-SEARCH MEASURE THE CONTROLLED DELIVERY OF UNITS «CITES»
E. V. LIPIN,
fellow of the Institute of law-enforcement activity of the Russian customs academy
Annotation. The author determined the special features of organization and conducting by the customs organs of the Russian Federation of operational — search measure controlled delivery with respect to the forms of the animal and plant origin, whose international displacement regulates by the Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (OTES). Taking into account the specific character «natural» goods are developed the proposals for the improvement of this operational- search measure.
Keywords: smuggling, the forms of flora and fauna of their part and derivatives, operational- search measure controlled delivery, international collaboration, the operational- search subdivisions of the customs organs of the Russian Federation.
Международное законодательство относит контролируемую поставку к методу оперативной деятельности, применяемому правоохранительными органами для выявления лиц, занимающихся преступной деятельностью, и сбора доказательств о противоправной деятельности (ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.). Контролируемая поставка — метод, при котором допускаются вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.
Контролируемая поставка в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» является одним из 14 оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) (ст. 13). Положения вступившего в силу в ноябре 2010 г. Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также содержат диспозиции, касающиеся этого комплексного оперативно-розыскного мероприятия. В соответствии с ним контролируемая поставка является оперативно-розыскным мероприятием, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию России, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров (ст. 319).
Контролируемая поставка широко используется оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов России (в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы являются субъектом оперативно-розыскной деятельности) и иными правоохранительными органами России и зарубежных государств для борьбы с незаконным международным оборотом наркотиков, а также применяется с целью выявления и пресечения контрабандных каналов объектов СИТЕС1. Изучению этих оперативно-розыскных мероприятий и разработке рекомендаций по его применению посвящены труды российских ученых, сферой внимания которых является криминалистика, уголовный процесс и теория оперативно-розыскной деятельности2.
Оперативно-розыскное мероприятие «контролируемая поставка» как метод противодействия преступ-
ности в сфере международной торговли животными и растениями, официально принятый статус которых «находящиеся на грани исчезновения», не исследован. Контрабанда объектов СИТЕС несет в себе комплекс угроз безопасности России, который выражается в:
• упущенной выгоде государства от легальной торговли видами, включенными в приложения СИТЕС (экономический аспект) (например, стоимость одного комплекта медвежьих лап в Китае доходит до 500 долл. США, а в период соколиной охоты перекупщики из стран Объединенных Арабских Эмиратов готовы заплатить за сокола-кречета свыше 10 тыс. долл. Среднерыночная стоимость 1 кг сухого корня российского дикорастущего женьшеня составляет 40 тыс. долл. (в зависимости от его размера), цена 1 кг мускусной железы кабарги составляет от 4 тыс. до 5 тыс., а 1 кг желчи медведя — от 3 тыс. до 5 тыс. долл.3);
• доминировании противозаконной торговли особо ценными видами фауны и флоры в приграничных районах даже при наличии у граждан России и сопредельных государств альтернативных легальных вариантов заработка (социальный аспект);
• сокращении биоразнообразия, а также возможности распространения вирусных заболеваний, крайне опасных для человека, животных и растений (экологический аспект).
Уголовная ответственность за контрабанду животных и растений, включенных в приложения Конвенции СИТЕС, установлена ч. 1, 3 и 4 ст. 188 УК. Квалифицирующим признаком, влияющим на привлечение лица
1 Под термином «объекты СИТЕС» понимаются виды животной и растительной среды, их части и изделия из них, международное перемещение которых регламентируется Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 г.
2 Карелин В.Б., Козловский А.Ю. Контролируемая поставка: учеб. пособие. М., 2007; Шевораков А.Н. Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого ФСБ России: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: учеб.-практ. пособие. М., 1998; Липин Е.В., Ляпустин С.Н., Симонов Н.Е. Правовое и организационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС: учеб. пособие. М., 2010. С. 112—123.
3 Ляпустин С.Н. Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке России (конец XIX — начало XXI в.): моногр. Владивосток, 2008. С. 100; Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС / под ред. А.С. Шестакова. М., 2005. С. 25; Бюллетени RILO-Москва Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России за период 2003— 2009 гг. «О задержании контрабанды предметов флоры и фауны, а также их дериватов в регионе деятельности таможенных служб стран-участниц RILO-Москва».
к ответственности, является стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу России видов фауны и флоры, подпадающих под действие СИТЕС. Она должна составлять не менее 1,5 млн руб., что образует крупный размер контрабанды.
В ходе контролируемой поставки животные и растения, их части и изделия из них, являющиеся носителями вирусных инфекций и заболеваний, в обязательном порядке должны быть полностью изъяты либо заменены как товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей и окружающей среды (ст. 320 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). В этой ситуации будет осуществляться чистая поставка4. Однако, как показывает анализ деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов России, замена специфического «природного товара» в короткий срок затруднена или невозможна.
При принятии решения о производстве контролируемой поставки объектов СИТЕС оперативным сотрудникам таможенных органов России следует учитывать следующее:
• какова вероятность установления организаторов поставки, курьеров и перекупщиков контролируемых видов животной и растительной среды, их частей и дериватов5;
• имеются ли сведения о перемещении высокоценных исчезающих видов животных, растений и их частей курьером конкретному покупателю (целевая поставка), а не для личного пользования либо самостоятельной нелегальной реализации в другом государстве;
• предусматривает ли национальное законодательство конкретного государства адекватное наказание в отношении исполнителей контрабанды объектов СИТЕС и иных соучастников этого преступления;
• существуют ли препятствия возврату объектов фауны и флоры в Россию со стороны национального законодательства зарубежных стран;
• может ли животное быть помещено в другие условия, которые соответствуют правилам перевозки; не будет ли это связано с риском срыва этого оперативно-розыскного мероприятия;
• разрешат ли санитарные и фитосанитарные, а также карантинные правила в соответствующих странах такую перевозку;
• сможет ли страна-получатель установленным образом распорядиться животными или растениями,
находящимися под защитой СИТЕС, их частями и изделиями из них по завершении операции.
Необходимо тщательно рассмотреть вопрос о том, оправдывают ли контрабандно перемещаемые объекты СИТЕС прилагаемые усилия по проведению этого сложного оперативно-розыскного мероприятия. Должны быть учтены все факторы: количество, ценность, а также риск заражения людей и животных вирусными заболеваниями, в случае если контрабандистам удастся реализовать преступный замысел.
В большинстве случаев объекты СИТЕС перевозятся с нарушением международных правил перевозки живых животных, и в случае если принимается положительное решение о проведении контролируемой поставки, должностные лица оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России должны быть уверены в том, что контролируемая поставка объектов СИТЕС не будет связана с ненужными страданиями или риском для жизни и здоровья животных. При планировании контролируемой поставки следует принимать во внимание и то, что законодательство зарубежных государств может не предусматривать этого оперативно-розыскного мероприятия. В то же время, если процедура контролируемой поставки предусмотрена национальным законодательством взаимодействующих субъектов, она может не касаться преступлений, связанных с перемещением животных и растений, находящихся на грани исчезновения, их частей и дериватов, а ее применение может быть ограничено иными преступлениями (например, незаконный оборот наркотиков).
Оперативные силы и средства не должны быть сосредоточены только на выявлении признаков контрабанды исчезающих видов животной и растительной среды как преступления экономической направленности, поскольку незаконная деятельность может совершаться организованной преступной группой и нарушать, например, нормы международного законодательства о карантине. В этом случае правовой осно-
4 Различают обычные поставки, когда контролируемые объекты СИТЕС могут не изыматься до конца операции, и чистые, когда оперативным органом производятся изъятие и замена контролируемого товара.
5 Под термином «дериват» понимается изделие, при изготовлении которого использовались части животного либо растения (например, биоактивные добавки, в состав которых входит корень дальневосточного женьшеня, также украшения из клыков, когтей амурского тигра, сумки из крокодильей кожи, холодное оружие с рукоятью из бивня слона).
вой взаимодействия оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и иных правоохранительных служб зарубежных государств может являться Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ст. 20 контролируемая поставка отнесена к специальным методам расследования наряду с электронным наблюдением и агентурными операциями, которые осуществляются компетентными органами государств — участников Конвенции ООН в пределах своих возможностей и на условиях, установленных внутренним законодательством, с целью ведения эффективной борьбы с организованной преступностью).
Международный характер контролируемой поставки, значительный объем подготовительной работы и особенности ее проведения в отношении объектов фауны и флоры требуют слаженной работы таможенных органов России и иных взаимодействующих правоохранительных и природоохранных органов стран — участниц Конвенции СИТЕС. При этом важную роль играет обмен оперативными сведениями, а также справочными и методическими материалами. Такая форма совместной деятельности активно используется оперативными подразделениями таможенных органов России в рамках сотрудничества с таможенными ведомствами и правоохранительными органами зарубежных государств, а при необходимости — с международными организациями, такими как Интерпол, Всемирная таможенная организация (для взаимоинформирования используется региональный узел связи по правоохранительной работе ВТО по странам — участницам СНГ «ШЬО-Москва»6), Секретариат СИТЕС (через Административный и Научный органы СИТЕС в России).
С 2009 г. информационное взаимодействие усилено введением в действие сети «Энвайронет», которая связала таможенные ведомства, экспертов уполномоченных органов стран — членов ВТО и международные организации — партнеры ВТО, специализирующиеся на защите естественной среды. Основной задачей сети является обмен информацией и опытом в области реализации многосторонних природоохранных соглашений, в том числе Конвенции СИТЕС. Наряду с таможенными ведомствами Азербайджана, Армении, Белоруссии и Киргизии ФТС России также является пользователем сети «Энвайронет». Большое место международное правоохранительное сотрудничество
при осуществлении контролируемой поставки занимает в связи с тем, что в процессе противозаконного перемещения объектов СИТЕС контрабандисты применяют тактику изменения маршрута следования партии «специфического природного» товара. В ходе проведения контролируемой поставки необходимы оперативность и слаженность взаимодействующих субъектов при принятии решения о перехвате и конфискации видов фауны и флоры либо о передаче контроля над проведением операции иностранным правоохранительным органам.
Контролируемая поставка объектов СИТЕС наряду с комплексным оперативно-розыскным мероприятием в отношении наркотических средств и психотропных веществ, а также культурных ценностей и других товаров, на которые распространяют действие специальные правила перемещения через таможенную границу России, представляет повышенную сложность. Она обусловлена конкретными особенностями предмета преступного посягательства, к которым можно отнести:
• возможность гибели живых видов в процессе транспортировки;
• наличие (возможность наличия) у контрабандно перемещаемых через таможенную границу России диких и исчезающих видов фауны и флоры особо опасных вирусных заболеваний;
• сложность (невозможность) проведения чистой поставки под контролем.
Выделим направления деятельности таможенных органов России, требующих совершенствования в целях повышения результативности контролируемой поставки объектов СИТЕС. В числе приоритетных мер — укрепление взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов России с правоохранительными и специальными ведомствами (пограничная служба ФСБ России, ОВД) в целях борьбы с контрабандой редких и исчезающих видов фауны и флоры и защиты природоохранных интересов государства и общества.
6 Объединенные единой информационно-коммуникационной правоохранительной сетью ВТО «СЕ№> в мире действуют 10 (в России, Китае, Германии, Польше, Саудовской Аравии, Кении, Камеруне, Сенегале, Марокко и Чили), пользователями которых являются таможенные службы 110 государств. За обеспечение деятельности российского узла этой информационной сети отвечает «^^О-Москва», являющееся подразделением Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России.
Для идентификации видов и оперативного принятия решения о целесообразности проведения контролируемой поставки необходимо совершенствовать практику привлечения в качестве экспертов специалистов государственных природоохранных органов и иных лиц, обладающих специальными познаниями в области биологии. Требуется активизировать работу с подразделениями экспертно-криминалистической службы ФТС России. Минимизировать риск ввоза либо вывоза зараженных видов при подготовке и проведении таможенными органами России контролируемых поставок экзотических животных и растений, отнесенных к исчезающим, позволит развитие совместной деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России с подразделениями ветеринарного и фитосанитарного контроля. Кроме того, контролируемая поставка будет эффективно реализовываться должностными лицами оперативно-розыскных подразделений таможенных
органов России, обладающими системными знаниями о правилах и процедурах, установленных СИТЕС в отношении торговли видами флоры и фауны, их частями и дериватами, а также особенностях контролируемой поставки в борьбе с контрабандой объектов СИТЕС. Решению этой проблемы может послужить их обучение по специальной программе повышения квалификации в Институте правоохранительной деятельности Российской таможенной академии.
Таким образом, комплексное оперативно-розыскное мероприятие «контролируемая поставка» объектов СИТЕС обладает значительным потенциалом развития. В современных условиях интенсификации внешнеторговых процессов, а также интеграции таможенных отношений (создание Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии и пр.) оперативным подразделениям таможенных органов России следует придавать особое значение совершенствованию методики его подготовки и проведения.
ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Н.В. МАКЕЕВА,
доцент кафедры предварительного расследования Московского университета
МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-розыскная деятельность E- mail: mnv-sam03@mail.ru
Аннотация. Анализируется юридическая сущность понятия «безопасность участников уголовного судопроизводства». Определяются основные компоненты, составляющие категорию «безопасность», что позволяет установить весь понятийно-категориальный аппарат искомого понятия.
Ключевые слова: безопасность участников уголовного судопроизводства, защита прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, угрозы безопасности.
CONCEPT OF SAFETY OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS
N. V. MAKEEVA,
senior lecturer of chair of preliminary investigation of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of law science, the senior lecturer
Annotation. In article are analyzed legal essence of concept safety of participants of criminal legal proceedings. The basic components making a category safety that allows to establish all conceptually-categorial device of required concept are defined.
Keywords: safety of participants of criminal legal proceedings, protection of the rights and legitimate interests of participants of criminal legal proceedings, safety threat.