ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ
И. А. Афонина
ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОНТРАБАНДЕ НАРКОТИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В статье представлены разработанный автором алгоритм деятельности оперативного сотрудника таможенных органов по противодействию преступлениям, связанным с контрабандой наркотиков, а также предложения по совершенствованию деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов в условиях Таможенного союза.
Ключевые слова: таможенные органы; оперативно-розыскная деятельность; контрабанда наркотиков; Таможенный союз; оперативно-розыскные подразделения; алгоритм деятельности оперативного сотрудника.
В современных условиях интерес международного наркобизнеса к использованию территории России в преступных целях обусловлен рядом факторов, наиболее значительными из которых являются:
- геополитическое положение России, расположенной между регионами, где масштабно культивируются и производятся наркотики: Азией, Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой;
- несовершенство российского законодательства в области контроля за оборотом наркотических средств;
- наличие развитой системы международного транспортного сообщения;
- прозрачность границ с рядом государств-членов СНГ;
- экономический кризис и связанное с ним снижение уровня жизни, стимулирующее вовлечение населения в наркобизнес.
В условиях Таможенного союза деятельность таможенных органов РФ осуществляется в качественно новых условиях [1], которые существенно влияют на использование таможенными органами механизма оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в целях борьбы с контрабандой наркотических средств ввиду разделения таможенной и государственной границ. Дополнительные трудности при осуществлении ОРД создает бланкетная норма, закрепленная в ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в соответствии с которой, несмотря на единство таможенной территории Таможенного союза, таможенные органы государств - членов Таможенного союза вынуждены ограничиться проведением оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) каждый на своей территории, а остальные проблемы борьбы с преступностью решать в процессе взаимодействия. Кроме того, в результате принятия Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» возможности оперативно-розыскных подразделений (далее - ОРП) таможенных органов РФ еще более ограничиваются, что обусловливает необходимость выработки новых подходов к организации ОРД по противодействию контрабанде наркотиков.
Однако статистика противодействия преступлениям в сфере таможенного дела в настоящее время свидетельствует о том, что почти две трети преступлений выявляются в результате ОРД [2, с. 5], поэтому именно ОРД таможенных органов России в условиях Таможенного союза является основным инструментом выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств.
Так, на участке Брянской таможни количество уголовных дел, возбужденных по материалам отдела по борьбе с контрабандой наркотиков (далее - ОБКН), от общего количества уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды наркотических средств, составило в 2009 г. - 22%, в 2010 г. - 28%, за 9 месяцев 2011 г. -19% [3].
Брянская таможня выполняет поставленные задачи по противодействию контрабанде наркотиков на одном из каналов их проникновения в Россию, поэтому участок оперативной ответственности ОБКН Брянской таможни можно рассматривать как типовой объект оперативного обслуживания.
Опыт оперативно-розыскной работы автора и анализ деятельности ОБКН Брянской таможни позволяют сделать вывод о целесообразности применения алгоритма действий оперативного состава в целях повышения эффективности противодействия контрабанде наркотиков.
Предполагается, что предлагаемый алгоритм может включать три этапа:
1) информационный, на котором происходит получение сигнала (первичной информации) о признаках и фактах контрабанды наркотических средств и его оценка, отбор интересующих данных для последующего анализа;
2) аналитический, на котором происходит анализ полученных данных и выработка прогноза дальнейшего развития событий и оптимального решения по организации проверки первичной информации о фактах контрабанды наркотиков, в том числе путем планирования и осуществления ОРМ;
3) заключительный, связанный с представлением собранных материалов, в том числе в процессе ОРМ, в органы дознания (следователю) для принятия по ним соответствующего решения.
Применительно к условиям Таможенного союза, формирования Евразийского экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию проанализируем каждый из названных этапов.
Так, первичную информацию можно получить из официальных источников (интернет-ресурсы, СМИ), в ходе анализа уголовных дел, от оперативных источников и методом личного сыска [4, с. 65].
Интернет-ресурсы являются в настоящее время основным официальным источником получения первичной информации о признаках и фактах контрабанды наркотических средств. Спектр предоставляемых этой сетью коммуникационных услуг постоянно расширяется: сегодня для обмена сообщениями, помимо электронной почты, используются чаты, IP-телефония, ICQ, SKIPE, форумы, блоги, персональные страницы в социальных сетях и т. д. Эти коммуникационные возможности вызывают повышенный интерес у представителей криминального мира [5, с. 36].
В Интернете имеются сайты, на которых размещена информация о способах приобретения, производства, потребления, сокрытия при транспортировке наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, а также о методах, применяемых для затруднения их обнаружения в организме человека. Так, на сайте www.detoxx.ru предлагаются препараты, затрудняющие обнаружение следов наркотического средства в организме человека. Данные препараты могут использоваться для беспрепятственного пересечения таможенной границы лицами, перемещающими наркотические средства внутриполостным способом сокрытия.
Существуют сайты, на которых можно заказать БАДы, лекарственные средства, содержащие в своем составе сильнодействующие вещества, ввоз которых на территорию РФ запрещен. Доставка осуществляется посредством использования международных почтовых отправлений (далее - МПО). Характерным признаком, способствующим выявлению данного вида преступлений, является указание «До востребования» в графе «Адрес отправителя», а в декларацию вносятся заведомо ложные сведения о содержании посылки (в основном это «Чай», «Витамины»).
До начала действия Таможенного союза в зоне деятельности Брянской таможни количество фактов обнаружения контрабанды наркотических средств и сильнодействующих веществ с использованием МПО с территории Беларуси в РФ было значительным, однако в условиях Таможенного союза незаконное перемещение наркотических средств с территории Беларуси в РФ практически выведено из компетенции таможенных органов РФ1.
Основным методом добывания оперативно-розыскной информации в глобальных компьютерных сетях о признаках контрабанды наркотических средств, а также обнаружения сетевых каналов связи, задействованных преступниками, является осуществление в данных сетях ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи» (далее - СИТКС).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществление СИТКС предполагает использование сил и средств органов ФСБ, МВД и ФСКН России в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД. Однако на практике необходимое взаимодействие с органами ФСБ, МВД и ФСКН России для проведения СИТКС не осуществляется в связи с исполнением оперативно-техническими службами названных правоохранительных органов большого объема заданий собственных оперативно-розыскных подразделений. Незначительное использование в практике ОРП таможенных органов РФ ресурсов Интернета в целях получения первичной информации о признаках контрабанды наркотиков, на наш взгляд, обусловлено:
- низким профессиональным уровнем оперативных сотрудников таможенных органов РФ в сфере использования компьютерных технологий;
- трудностями с процессуальным доказыванием причастности «продавца» и «покупателя» к контрабанде наркотических средств;
- отсутствием эффективного взаимодействия с органами ФСБ, МВД, ФСКН России при осуществлении СИТКС.
1 Перенос таможенного контроля на внешние границы ТС может привести к увеличению количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков путем пересылки наркотических средств и сильнодействующих веществ с территории государств-членов ТС.
В связи с этим предлагается дополнить ст. 6 указанного Федерального закона положением, разрешающим таможенным органам России самостоятельно проводить ОРМ СИТКС. Кроме того, целесообразно активизировать научные исследования, связанные с использованием ОРП таможенных органов в целях борьбы с контрабандой наркотических средств, мероприятий по перехвату сообщений, передаваемых по сети Интернет.
В ходе изучения материалов уголовных дел о преступлениях, связанных с контрабандой наркотиков, оперативный сотрудник может получить информацию о маршрутах их поступления в РФ, об используемых способах сокрытия и транспортировки, а также о лицах, совершающих такого рода преступления.
Так, материалы о задержаниях наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ показывают, что для транспортировки наркотиков в течение 2010 г. контрабандистами активно использовались практически все основные виды транспортных средств (ж.-д., в том числе контейнерные перевозки, - 35,89%, авто - 29,05, авиа - 16,80, судно - 6,22%), а также пеший способ - 3,32% и международные почтовые отправления - 8,71% [7, с. 6].
Анализ подобной информации позволяет сделать выводы, на каких направлениях и объектах оперативного обслуживания необходимо активизировать работу по выявлению контрабанды наркотиков и как обеспечить оптимальную расстановку сил и средств.
Личный сыск, осуществляемый оперативным сотрудником, также может быть эффективен. Основными способами личного сыска для получения информации о признаках контрабанды наркотиков, на наш взгляд, являются оперативный мониторинг имеющихся в таможенных органах РФ информационных систем, а также личное общение с лицами, которые могут располагать сведениями о признаках и фактах контрабанды наркотических средств.
В настоящее время в целях информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов РФ используются базы данных, в которых содержатся следующие сведения:
- об участниках ВЭД: отправителе, получателе, перевозчике (ИНН, юридический адрес);
- о деятельности, осуществляемой участниками ВЭД (совершаемые при перемещении товара таможенные процедуры, код ТН ВЭД и наименование товара, стоимость товара, частота перемещения);
- о таможенных преступлениях, нарушениях таможенных правил, особо опасных видах контрабанды, наркотиках;
- о пересечениях таможенной границы физическими лицами на автомобильном транспорте.
В ходе анализа этих сведений оперативный сотрудник может получить следующую информацию:
- о результатах таможенного контроля и оформления за интересующий период, таких как наименование товара, стоимость за 1 кг товара, частота оформления в месяц, наиболее часто используемые пункты пропуска на границе, страна отправителя и получателя, перевозчики (наименование и номера транспортных средств, полные данные водителей);
- о схемах, используемых преступниками для совершения контрабанды наркотических средств:
- об использовании товаров - прикрытиях;
- о необоснованности транзитных поставок с точки зрения маршрута транспортировки, рентабельности внешнеэкономической операции;
- о несоответствии объемов поставляемых товаров объемам их производства в стране происхождения и традиционной номенклатуре экспорта;
- о лицах, возможно причастных к контрабанде наркотических средств с использованием автомобильного транспорта.
Общаясь с лицами, которые могут располагать сведениями о признаках и фактах контрабанды наркотических средств, оперативные сотрудники должны учитывать, что раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется, как правило, по схеме «от лица к преступлению». Работа «от лица к преступлению» требует от оперативного состава определения источников информации, территории и объектов, где должна проводиться поисковая работа, с использованием всего комплекса оперативно-розыскных сил для быстрого и полного раскрытия этой категории преступлений [8, с. 91].
Следовательно, в целях получения и проверки сигналов о преступлениях, связанных с контрабандой наркотиков, необходимо определить круг лиц, которые могут располагать данными сведениями.
По нашему мнению, тактически значимой информацией обладают:
1) лица, располагающие информацией о «внутреннем» рынке наркотиков (ранее судимые; лица, находящиеся в изоляторах временного содержания, медвытрезвителях; лица, привлекаемые к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками; родственники и знакомые наркоманов; потребители наркотиков);
2) лица, располагающие информацией о способах транспортировки наркотиков (перевозчики, водители, проводники, жители приграничных районов).
При добывании информации о лицах, причастных к контрабанде наркотиков, необходимо, помимо прочего, собирать сведения о количестве лиц, участвующих в совершении данного преступления, и характере взаимосвязи между ними. Это обусловлено тем, что контрабанда наркотиков (даже небольшого количества) представляет собой преступление, совершаемое группой лиц, поскольку требует детальной подготовки как на территории РФ, так и за ее пределами. В связи с этим деятельность ОРП таможенных органов по добыванию информации о признаках и фактах контрабанды наркотиков должна быть направлена, в первую очередь, на получение сведений об организаторах данного преступления как на территории РФ, так и за ее пределами. В то же время проведенный анализ общего количества уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды наркотиков в 2009, 2010 и за 9 месяцев 2011 г. в зоне деятельности Брянской таможни, свидетельствует о малой доле уголовных дел, возбужденных по факту совершения данного преступления организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ) [2] (табл.).
На основании вышеизложенного автор частично разделяет точку зрения ряда ученых, полагающих, что существующая в правоохранительных органах система отчетности («палочная») позволяет прикрывать неэффективную работу в сфере борьбы с наркобизнесом результативностью работы по выявлению потребителей и мелких сбытчиков наркотических средств [9, с.14]. В то же время нельзя не учитывать ряд факторов, которые существенно влияют на эффективность деятельности ОРП именно региональных таможен по выявлению и предупреждению
контрабанды наркотиков, совершаемой организованной преступной группой (далее - ОПГ).
В условиях Таможенного союза в целях получения первичной информации о фактах контрабанды наркотических средств на территорию государств-членов для последующей доставки их на территорию РФ у ОРП таможенных органов возникают определенные трудности, в связи с чем было бы целесообразно, помимо заключения двух- или многосторонних соответствующих соглашений, в целях противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков на уровне высших органов власти государств-членов законодательно предусмотреть порядок организации и осуществления таможенными органами ОРД на единой территории Таможенного союза.
Таблица
Сведения о возбуждении уголовных дел по фактам контрабанды наркотиков в зоне деятельности Брянской таможни за 2009, 2010 и 9 месяцев 2011 г.
Период Возбуждено уголовных дел по ч. 2 ст. 188 УК РФ Возбуждено уголовных дел по ч. 4 ст. 188 УК РФ
2009 г. 265 2
2010 г. 289 1
9 месяцев 2011 г. 229 1
Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности ОРП таможенных органов России в борьбе с контрабандой наркотических средств в условиях Таможенного союза целесообразно:
1) законодательно определить порядок организации и осуществления таможенными органами ОРД на единой территории Таможенного союза на уровне высших органов власти государств-членов;
2) дополнить ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» положением, разрешающим таможенным органам России самостоятельно проводить ОРМ СИТКС;
3) внедрить в практическую деятельность оперативного состава ОРП таможенных органов алгоритм действий по противодействию преступной деятельности, связанной с контрабандой наркотиков, включающий три этапа - информационный, аналитический, заключительный;
4) пересмотреть систему показателей работы ОРП таможенных органов России таким образом, чтобы она реально отражала достигнутые результаты в противодействии контрабанде наркотиков (выявленные и пресеченные каналы, деятельность ОПГ и т. п.);
5) активизировать научные исследования, направленные на повышение эффективности ОРД таможенных органов России по противодействию контрабанде наркотиков в условиях Таможенного союза, формирования Единого экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию.
Использованные источники
1. Козловский А. Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов и возможностях ее изучения с позиций сыскологии // Оперативник (сыщик). 2011. № 2 (27). С. 35-41.
А. О. Вихляев
2. Интервью журналу «Таможня» начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России А.В. Иванова // Таможня. 2010. № 24 (декабрь).
3. Материалы отчетов Брянской таможни по линии борьбы с контрабандой наркотиков за 2009, 2010 и 9 месяцев 2011 года.
4. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования таможенных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
5. Осипенко А.Л. Снятие информации с технических каналов связи в сети Интернет / Оперативник (сыщик). 2010. №2 (23).
6. Оперативно-розыскной словарь / авт.-сост. А. Ю. Шумилов: учеб. пособие. М., 2008.
7. Информационно-иллюстрированный обзор деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков в 2010 году // Таможня и наркотики. М., 2010.
8. Шибанов В.В. Организационно-тактические особенности выявления преступных действий лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. Доклад «Организационно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств»: материалы докладов межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 2000.
9. Александров Р. А. К вопросу о состоянии борьбы с наркобизнесом в России // Российский следователь. 2002. № 3.