Научная статья на тему 'Особенности противодействия контрабанде наркотиков в условиях Таможенного союза'

Особенности противодействия контрабанде наркотиков в условиях Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ / КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОД РАЗДЕЛЕНИЯ / АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА / CUSTOMS UNITS / SEARCH AND INVESTIGATION WORK / NARCOTICS SMUGGLING / CUSTOMS UNION / SEARCH AND DETECTIVE UNITS / ALGORITHM OF WORK OF A CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонина Ирина Александровна

В статье представлены разработанный автором алгоритм деятельности оперативного сотрудника таможенных органов по противодействию преступлениям, связанным с контрабандой наркотиков, а также предложения по совершенствованию деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов в условиях Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF DRUGS SMUGGLING COUNTERACTION IN CUSTOMS UNION

In article presents the algorithm of work of the criminal investigation department customs officer counteracting narcotics smuggling. The author also suggests some ways of rising efficiency and improving the work of customs search and investigation units in Customs union.

Текст научной работы на тему «Особенности противодействия контрабанде наркотиков в условиях Таможенного союза»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

И. А. Афонина

ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОНТРАБАНДЕ НАРКОТИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье представлены разработанный автором алгоритм деятельности оперативного сотрудника таможенных органов по противодействию преступлениям, связанным с контрабандой наркотиков, а также предложения по совершенствованию деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов в условиях Таможенного союза.

Ключевые слова: таможенные органы; оперативно-розыскная деятельность; контрабанда наркотиков; Таможенный союз; оперативно-розыскные подразделения; алгоритм деятельности оперативного сотрудника.

В современных условиях интерес международного наркобизнеса к использованию территории России в преступных целях обусловлен рядом факторов, наиболее значительными из которых являются:

- геополитическое положение России, расположенной между регионами, где масштабно культивируются и производятся наркотики: Азией, Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой;

- несовершенство российского законодательства в области контроля за оборотом наркотических средств;

- наличие развитой системы международного транспортного сообщения;

- прозрачность границ с рядом государств-членов СНГ;

- экономический кризис и связанное с ним снижение уровня жизни, стимулирующее вовлечение населения в наркобизнес.

В условиях Таможенного союза деятельность таможенных органов РФ осуществляется в качественно новых условиях [1], которые существенно влияют на использование таможенными органами механизма оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в целях борьбы с контрабандой наркотических средств ввиду разделения таможенной и государственной границ. Дополнительные трудности при осуществлении ОРД создает бланкетная норма, закрепленная в ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в соответствии с которой, несмотря на единство таможенной территории Таможенного союза, таможенные органы государств - членов Таможенного союза вынуждены ограничиться проведением оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) каждый на своей территории, а остальные проблемы борьбы с преступностью решать в процессе взаимодействия. Кроме того, в результате принятия Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской

Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» возможности оперативно-розыскных подразделений (далее - ОРП) таможенных органов РФ еще более ограничиваются, что обусловливает необходимость выработки новых подходов к организации ОРД по противодействию контрабанде наркотиков.

Однако статистика противодействия преступлениям в сфере таможенного дела в настоящее время свидетельствует о том, что почти две трети преступлений выявляются в результате ОРД [2, с. 5], поэтому именно ОРД таможенных органов России в условиях Таможенного союза является основным инструментом выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств.

Так, на участке Брянской таможни количество уголовных дел, возбужденных по материалам отдела по борьбе с контрабандой наркотиков (далее - ОБКН), от общего количества уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды наркотических средств, составило в 2009 г. - 22%, в 2010 г. - 28%, за 9 месяцев 2011 г. -19% [3].

Брянская таможня выполняет поставленные задачи по противодействию контрабанде наркотиков на одном из каналов их проникновения в Россию, поэтому участок оперативной ответственности ОБКН Брянской таможни можно рассматривать как типовой объект оперативного обслуживания.

Опыт оперативно-розыскной работы автора и анализ деятельности ОБКН Брянской таможни позволяют сделать вывод о целесообразности применения алгоритма действий оперативного состава в целях повышения эффективности противодействия контрабанде наркотиков.

Предполагается, что предлагаемый алгоритм может включать три этапа:

1) информационный, на котором происходит получение сигнала (первичной информации) о признаках и фактах контрабанды наркотических средств и его оценка, отбор интересующих данных для последующего анализа;

2) аналитический, на котором происходит анализ полученных данных и выработка прогноза дальнейшего развития событий и оптимального решения по организации проверки первичной информации о фактах контрабанды наркотиков, в том числе путем планирования и осуществления ОРМ;

3) заключительный, связанный с представлением собранных материалов, в том числе в процессе ОРМ, в органы дознания (следователю) для принятия по ним соответствующего решения.

Применительно к условиям Таможенного союза, формирования Евразийского экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию проанализируем каждый из названных этапов.

Так, первичную информацию можно получить из официальных источников (интернет-ресурсы, СМИ), в ходе анализа уголовных дел, от оперативных источников и методом личного сыска [4, с. 65].

Интернет-ресурсы являются в настоящее время основным официальным источником получения первичной информации о признаках и фактах контрабанды наркотических средств. Спектр предоставляемых этой сетью коммуникационных услуг постоянно расширяется: сегодня для обмена сообщениями, помимо электронной почты, используются чаты, IP-телефония, ICQ, SKIPE, форумы, блоги, персональные страницы в социальных сетях и т. д. Эти коммуникационные возможности вызывают повышенный интерес у представителей криминального мира [5, с. 36].

В Интернете имеются сайты, на которых размещена информация о способах приобретения, производства, потребления, сокрытия при транспортировке наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, а также о методах, применяемых для затруднения их обнаружения в организме человека. Так, на сайте www.detoxx.ru предлагаются препараты, затрудняющие обнаружение следов наркотического средства в организме человека. Данные препараты могут использоваться для беспрепятственного пересечения таможенной границы лицами, перемещающими наркотические средства внутриполостным способом сокрытия.

Существуют сайты, на которых можно заказать БАДы, лекарственные средства, содержащие в своем составе сильнодействующие вещества, ввоз которых на территорию РФ запрещен. Доставка осуществляется посредством использования международных почтовых отправлений (далее - МПО). Характерным признаком, способствующим выявлению данного вида преступлений, является указание «До востребования» в графе «Адрес отправителя», а в декларацию вносятся заведомо ложные сведения о содержании посылки (в основном это «Чай», «Витамины»).

До начала действия Таможенного союза в зоне деятельности Брянской таможни количество фактов обнаружения контрабанды наркотических средств и сильнодействующих веществ с использованием МПО с территории Беларуси в РФ было значительным, однако в условиях Таможенного союза незаконное перемещение наркотических средств с территории Беларуси в РФ практически выведено из компетенции таможенных органов РФ1.

Основным методом добывания оперативно-розыскной информации в глобальных компьютерных сетях о признаках контрабанды наркотических средств, а также обнаружения сетевых каналов связи, задействованных преступниками, является осуществление в данных сетях ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи» (далее - СИТКС).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществление СИТКС предполагает использование сил и средств органов ФСБ, МВД и ФСКН России в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД. Однако на практике необходимое взаимодействие с органами ФСБ, МВД и ФСКН России для проведения СИТКС не осуществляется в связи с исполнением оперативно-техническими службами названных правоохранительных органов большого объема заданий собственных оперативно-розыскных подразделений. Незначительное использование в практике ОРП таможенных органов РФ ресурсов Интернета в целях получения первичной информации о признаках контрабанды наркотиков, на наш взгляд, обусловлено:

- низким профессиональным уровнем оперативных сотрудников таможенных органов РФ в сфере использования компьютерных технологий;

- трудностями с процессуальным доказыванием причастности «продавца» и «покупателя» к контрабанде наркотических средств;

- отсутствием эффективного взаимодействия с органами ФСБ, МВД, ФСКН России при осуществлении СИТКС.

1 Перенос таможенного контроля на внешние границы ТС может привести к увеличению количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков путем пересылки наркотических средств и сильнодействующих веществ с территории государств-членов ТС.

В связи с этим предлагается дополнить ст. 6 указанного Федерального закона положением, разрешающим таможенным органам России самостоятельно проводить ОРМ СИТКС. Кроме того, целесообразно активизировать научные исследования, связанные с использованием ОРП таможенных органов в целях борьбы с контрабандой наркотических средств, мероприятий по перехвату сообщений, передаваемых по сети Интернет.

В ходе изучения материалов уголовных дел о преступлениях, связанных с контрабандой наркотиков, оперативный сотрудник может получить информацию о маршрутах их поступления в РФ, об используемых способах сокрытия и транспортировки, а также о лицах, совершающих такого рода преступления.

Так, материалы о задержаниях наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ показывают, что для транспортировки наркотиков в течение 2010 г. контрабандистами активно использовались практически все основные виды транспортных средств (ж.-д., в том числе контейнерные перевозки, - 35,89%, авто - 29,05, авиа - 16,80, судно - 6,22%), а также пеший способ - 3,32% и международные почтовые отправления - 8,71% [7, с. 6].

Анализ подобной информации позволяет сделать выводы, на каких направлениях и объектах оперативного обслуживания необходимо активизировать работу по выявлению контрабанды наркотиков и как обеспечить оптимальную расстановку сил и средств.

Личный сыск, осуществляемый оперативным сотрудником, также может быть эффективен. Основными способами личного сыска для получения информации о признаках контрабанды наркотиков, на наш взгляд, являются оперативный мониторинг имеющихся в таможенных органах РФ информационных систем, а также личное общение с лицами, которые могут располагать сведениями о признаках и фактах контрабанды наркотических средств.

В настоящее время в целях информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов РФ используются базы данных, в которых содержатся следующие сведения:

- об участниках ВЭД: отправителе, получателе, перевозчике (ИНН, юридический адрес);

- о деятельности, осуществляемой участниками ВЭД (совершаемые при перемещении товара таможенные процедуры, код ТН ВЭД и наименование товара, стоимость товара, частота перемещения);

- о таможенных преступлениях, нарушениях таможенных правил, особо опасных видах контрабанды, наркотиках;

- о пересечениях таможенной границы физическими лицами на автомобильном транспорте.

В ходе анализа этих сведений оперативный сотрудник может получить следующую информацию:

- о результатах таможенного контроля и оформления за интересующий период, таких как наименование товара, стоимость за 1 кг товара, частота оформления в месяц, наиболее часто используемые пункты пропуска на границе, страна отправителя и получателя, перевозчики (наименование и номера транспортных средств, полные данные водителей);

- о схемах, используемых преступниками для совершения контрабанды наркотических средств:

- об использовании товаров - прикрытиях;

- о необоснованности транзитных поставок с точки зрения маршрута транспортировки, рентабельности внешнеэкономической операции;

- о несоответствии объемов поставляемых товаров объемам их производства в стране происхождения и традиционной номенклатуре экспорта;

- о лицах, возможно причастных к контрабанде наркотических средств с использованием автомобильного транспорта.

Общаясь с лицами, которые могут располагать сведениями о признаках и фактах контрабанды наркотических средств, оперативные сотрудники должны учитывать, что раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется, как правило, по схеме «от лица к преступлению». Работа «от лица к преступлению» требует от оперативного состава определения источников информации, территории и объектов, где должна проводиться поисковая работа, с использованием всего комплекса оперативно-розыскных сил для быстрого и полного раскрытия этой категории преступлений [8, с. 91].

Следовательно, в целях получения и проверки сигналов о преступлениях, связанных с контрабандой наркотиков, необходимо определить круг лиц, которые могут располагать данными сведениями.

По нашему мнению, тактически значимой информацией обладают:

1) лица, располагающие информацией о «внутреннем» рынке наркотиков (ранее судимые; лица, находящиеся в изоляторах временного содержания, медвытрезвителях; лица, привлекаемые к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками; родственники и знакомые наркоманов; потребители наркотиков);

2) лица, располагающие информацией о способах транспортировки наркотиков (перевозчики, водители, проводники, жители приграничных районов).

При добывании информации о лицах, причастных к контрабанде наркотиков, необходимо, помимо прочего, собирать сведения о количестве лиц, участвующих в совершении данного преступления, и характере взаимосвязи между ними. Это обусловлено тем, что контрабанда наркотиков (даже небольшого количества) представляет собой преступление, совершаемое группой лиц, поскольку требует детальной подготовки как на территории РФ, так и за ее пределами. В связи с этим деятельность ОРП таможенных органов по добыванию информации о признаках и фактах контрабанды наркотиков должна быть направлена, в первую очередь, на получение сведений об организаторах данного преступления как на территории РФ, так и за ее пределами. В то же время проведенный анализ общего количества уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды наркотиков в 2009, 2010 и за 9 месяцев 2011 г. в зоне деятельности Брянской таможни, свидетельствует о малой доле уголовных дел, возбужденных по факту совершения данного преступления организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ) [2] (табл.).

На основании вышеизложенного автор частично разделяет точку зрения ряда ученых, полагающих, что существующая в правоохранительных органах система отчетности («палочная») позволяет прикрывать неэффективную работу в сфере борьбы с наркобизнесом результативностью работы по выявлению потребителей и мелких сбытчиков наркотических средств [9, с.14]. В то же время нельзя не учитывать ряд факторов, которые существенно влияют на эффективность деятельности ОРП именно региональных таможен по выявлению и предупреждению

контрабанды наркотиков, совершаемой организованной преступной группой (далее - ОПГ).

В условиях Таможенного союза в целях получения первичной информации о фактах контрабанды наркотических средств на территорию государств-членов для последующей доставки их на территорию РФ у ОРП таможенных органов возникают определенные трудности, в связи с чем было бы целесообразно, помимо заключения двух- или многосторонних соответствующих соглашений, в целях противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков на уровне высших органов власти государств-членов законодательно предусмотреть порядок организации и осуществления таможенными органами ОРД на единой территории Таможенного союза.

Таблица

Сведения о возбуждении уголовных дел по фактам контрабанды наркотиков в зоне деятельности Брянской таможни за 2009, 2010 и 9 месяцев 2011 г.

Период Возбуждено уголовных дел по ч. 2 ст. 188 УК РФ Возбуждено уголовных дел по ч. 4 ст. 188 УК РФ

2009 г. 265 2

2010 г. 289 1

9 месяцев 2011 г. 229 1

Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности ОРП таможенных органов России в борьбе с контрабандой наркотических средств в условиях Таможенного союза целесообразно:

1) законодательно определить порядок организации и осуществления таможенными органами ОРД на единой территории Таможенного союза на уровне высших органов власти государств-членов;

2) дополнить ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» положением, разрешающим таможенным органам России самостоятельно проводить ОРМ СИТКС;

3) внедрить в практическую деятельность оперативного состава ОРП таможенных органов алгоритм действий по противодействию преступной деятельности, связанной с контрабандой наркотиков, включающий три этапа - информационный, аналитический, заключительный;

4) пересмотреть систему показателей работы ОРП таможенных органов России таким образом, чтобы она реально отражала достигнутые результаты в противодействии контрабанде наркотиков (выявленные и пресеченные каналы, деятельность ОПГ и т. п.);

5) активизировать научные исследования, направленные на повышение эффективности ОРД таможенных органов России по противодействию контрабанде наркотиков в условиях Таможенного союза, формирования Единого экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию.

Использованные источники

1. Козловский А. Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов и возможностях ее изучения с позиций сыскологии // Оперативник (сыщик). 2011. № 2 (27). С. 35-41.

А. О. Вихляев

2. Интервью журналу «Таможня» начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России А.В. Иванова // Таможня. 2010. № 24 (декабрь).

3. Материалы отчетов Брянской таможни по линии борьбы с контрабандой наркотиков за 2009, 2010 и 9 месяцев 2011 года.

4. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования таможенных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

5. Осипенко А.Л. Снятие информации с технических каналов связи в сети Интернет / Оперативник (сыщик). 2010. №2 (23).

6. Оперативно-розыскной словарь / авт.-сост. А. Ю. Шумилов: учеб. пособие. М., 2008.

7. Информационно-иллюстрированный обзор деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков в 2010 году // Таможня и наркотики. М., 2010.

8. Шибанов В.В. Организационно-тактические особенности выявления преступных действий лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. Доклад «Организационно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств»: материалы докладов межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 2000.

9. Александров Р. А. К вопросу о состоянии борьбы с наркобизнесом в России // Российский следователь. 2002. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.