Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козловский А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



А.Ю. Козловский

• О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ •

В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими нормами) по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще - функциональное, управленческое. Правовое регулирование

оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) также носит функциональный характер. Причем в этом виде деятельности посредством правовых форм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом нормы) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Таким образом, правовое регулирование ОРД - это нормативно-властное воздействие российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочения [1].

Основа ОРД есть базовая, фундаментальная часть правового регулирования всех возникающих в ней общественных отношений. Причем правовая основа - это не единая часть всех источников правового регулирования оперативно-розыскных отношений [2], а только важнейший фрагмент одного из них - нормативного акта.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).

Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: одна часть составляющих ее актов относится к законам, а другая - к подзаконным актам. Таким образом, под правовой основой деятельности оперативно-розыскных подразделений (далее - ОРП) таможенных органов (далее - ТО) РФ понимается фундаментальная, базовая часть правового регулирования, которая осуществляется на уровне:

- Конституции РФ;

- общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, заключенных или признанных РФ;

- федеральных законов РФ;

- подзаконных нормативных правовых актов, включающих указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты (приказы, наставления, инструкции и др.), в которых детализируются организация и тактика осуществления ОРД.

Конституция РФ (ст. 1) провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, тем самым определяя принцип обязательности нормативного правового регулирования всех видов деятельности государства, в том числе и ОРД.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, поэтому законодательное и нормативное правовое регулирование ОРД таможенных органов происходит на конституционной основе. Именно она как Основной Закон государства имеет прямое действие на всей территории России (ст. 15), закладывает важнейшие принципы отношений между ОРП ТО и гражданами в сфере борьбы с преступностью.

К таким принципам относятся: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина (ст. 2) и необходимости создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраны его труда, здоровья и социальной защиты (ст. 7); равенство граждан перед законом (ст. 17); охрана достоинства личности (ст. 21), свобода и личная неприкосновенность (ст. 22); обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений (ст. 23); неприкосновенность жилища (ст. 25); гарантия государственной и судебной за- 83

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 1/2007

щиты прав и свобод (ст. 45 и 46); презумпция невиновности (ст. 49); установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55).

Положение Конституции РФ о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД, поэтому вся деятельность ОРП ТО строится именно на основе указанных выше принципов. Рассматривая конституционные основы деятельности ТО, в том числе их ОРП, необходимо отметить требование ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, разъясняющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [3].

Рассматривая общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, заключенных или признанных РФ в области таможенного дела, хотелось бы выделить те, которые имеют непосредственное отношение к деятельности ОРП ТО. Это четыре основных группы международных нормативных актов:

1) межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах со странами дальнего зарубежья [4];

2) российские межведомственные соглашения о таможенном сотрудничестве с государствами дальнего зарубежья [5];

3) общие нормативные акты о международном правоохранительном сотрудничестве в таможенной сфере [6];

4) межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков [7].

Анализ международных нормативных актов, заключенных РФ в таможенной сфере (всего более 140), свидетельствует о наличии возможности у ТО эффективно использовать общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров для борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела.

Конституционные принципы и нормы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, заключенные или признанные РФ, находят конкретизацию и развитие в российских федеральных законах и подзаконных актах. Анализируя законодательство РФ, целесообразно рассмотреть основные законы, которые регулируют деятельность ОРП ТО.

Ключевое место в списке законов занимает Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ), в ч. 6 ст. 403 которого говорится, что ТО ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей, дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

Для выполнения возложенных функций ч. 5 ст. 408 ТК РФ наделяет ТО правомочиями осуществлять в соответствии с законодательством РФ ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению ТО, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности (далее - СБ).

В соответствии со ст. 13 ФЗ об ОРД ТО являются субъектом ОРД.

Названный закон регламентирует ОРД ТО и имеет для их ОРП ключевое значение. Он определяет понятие ОРД, ее задачи, принципы и правовую основу; регламентирует проведение, указывая виды, основания и условия проведения; предусматривает основания и по-

рядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ, информационное обеспечение и документирование ОРД, использование результатов ОРД, перечень, обязанности, права и защиту сведений об органах, ее осуществляющих; социальную и правовую защиту должностных лиц - участников ОРД; финансовое обеспечение ОРД, контроль и надзор за ее осуществлением.

В частях 2 и 3 ст. 11 ФЗ об ОРД записано, что результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, а их представление осуществляется на основании постановления руководителя оперативно-розыскного органа в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Основной задачей ОРД является борьба с преступностью, поэтому в своей деятельности ТО и их ОРП руководствуются требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ).

УПК РФ в данном случае определяет, прежде всего, положения, наделяющие ТО как осуществляющие ОРД правами органа дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40). Согласно п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ ТО наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). При этом ТО производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ).

Определяющее значение для реализации ОРП ТО норм ст. 11 ФЗ об ОРД имеет ст. 89 УПК РФ, где говорится, что «в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам...». Из изложенного следует, что при планировании ОРМ и документировании противоправных деяний в процессе осуществления ОРД должностные лица ОРП ТО должны руководствоваться не только ФЗ об ОРД, но и учитывать требования УПК РФ.

Значение УК РФ для целей ОРД ТО РФ определяется через установление уголовной ответственности за преступления, отнесенные к компетенции ТО (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ).

Учитывая данную нормативную основу, в соответствии с перечнем непосредственных объектов преступлений, указанных в диспозициях перечисленных статей, ОРП ТО имеют возможность сформировать направления своей работы на объектах оперативного обслуживания. Кроме того, с учетом соответствующих составов преступлений представляется возможным разработать систему признаков и мер, способствующих их своевременному выявлению, предупреждению и пресечению.

К иным законам, регламентирующим деятельность ОРП ТО, можно отнести законы РФ от 05.03.1992 № 2446-I (с изм. и доп.) «О безопасности» и от 21.07.1993 № 5485-I (с изм. и доп.) «О государственной тайне», федеральные законы от 20.02.1995 № 24-ФЗ (с изм. и доп.) «Об информации, информатизации и защите информации», от 07.07.2003 № 126-ФЗ (с изм. и доп.) «О связи», от 20.04.1995 № 45-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 17.01.1992 № 2202 (с изм. и доп.) «О прокуратуре» и др.

Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства; определяет систему безопасности и ее функции, силы и средства безопасности, куда входят и ТО (ст. 12), а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности. Это базовый, систематизированный закон, основные положения которого кон- 85

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 1/2007

кретизируются и развиваются применительно к данному виду государственной деятельности, ориентированной на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, в других законах, в том числе в ФЗ об ОРД, а также иных нормативных правовых актах.

Закон РФ «О государственной тайне» определяет основные понятия, используемые в области защиты государственной тайны; перечень сведений, составляющих государственную тайну; принципы и порядок отнесения сведений к государственной тайне; степени и грифы секретности, а также порядок засекречивания и рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну. Законом определено, что к государственной тайне отнесены сведения об ОРД: силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД; о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует правовые отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов; определяет документирование информации, пользование информационными ресурсами, сертификацию информационных систем, технологий и средств обеспечения, порядок защиты информации и права субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Федеральный закон «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией России, и определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Важное место в правовом регулировании деятельности подразделений таможенных органов занимают ст. 63 «Тайна связи» и ст. 64 «Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении ОРМ и следственных действий» указанного Федерального закона.

Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» определяет перечень лиц, подлежащих государственной защите; виды госзащиты; меры безопасности, поводы, основания и порядок их применения; органы, на которые возложено обеспечение безопасности указанных в законе категорий лиц; права и обязанности защищаемых лиц; меры социальной защиты и порядок отмены применяемых мер безопасности, а также финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты.

Федеральный закон «О прокуратуре» определяет координирующую роль прокуратуры в деятельности по борьбе с преступностью; порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений; организацию прокурорского надзора, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, и полномочия прокурора, его участие при рассмотрении дел судами.

К числу подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ОРП ТО, относятся указы Президента РФ (например: от 24.05.1994 № 1016 «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы»; от 24.01.1998 № 61 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»; от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»; от 10.01.2000 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» и др.); постановления Правительства РФ (например: от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе»; от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»; от 17.07.1996 № 831 «О порядке выдачи оружия лицам,

подлежащим государственной защите» и др.), а также межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты (приказы, наставления, инструкции и др.), в которых детализируются вопросы организации и тактики осуществления ОРМ.

Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОРП ТО, носят закрытый характер и имеют грифы «Совершенно секретно» или «Секретно», содержат сведения ограниченного распространения (гриф «Для служебного пользования») или бывают общедоступными.

Указанные нормативные правовые акты закрытого характера, как правило, регламентируют организацию планирования и отчетности ОРП ТО; работу с лицами, сотрудничающими на конфиденциальной основе с этими подразделениями; тактику осуществления ОРМ, формы, методы и другие стороны ОРД.

Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты регламентируют различные управленческие функции в сфере выполнения задач, поставленных перед взаимодействующими ведомствами или органами (например, приказы ГТК России «Об утверждении Инструкции о порядке учета, обращения и хранения документов, дел и изданий, содержащих несекретные сведения ограниченного распространения в таможенных органах», «Об утверждении Временной инструкции об организации профилактической деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации по предупреждению правонарушений» и др.); порядок организации взаимодействия с иными субъектами ОРД: совместные соглашения и приказы или внутриведомственные приказы, распоряжения и указания (например, Протокол о сотрудничестве и взаимодействии СВР России и ГТК России в области обеспечения собственной безопасности от 03.03.2000; приказ ФСНП России/ ГТК России «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия между подразделениями собственной безопасности ФСНП России и ГТК России»; распоряжение ГУОП МВД России от 20.02.1998 № 8/517 «О взаимодействии с таможенными органами в вопросах борьбы с организованной преступностью» и др.); определяют правовое положение ОРП ТО и организацию внутриведомственного взаимодействия (например, приказы ФТС России от 30.10.2006 № 1066 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой»; от 30.10.2006 № 1067 «Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности» и др.); устанавливают меры по реализации федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, направленных на улучшение деятельности ведомств по определенным направлениям работы (например, приказ МВД России / ФСБ России / ФСО России / ФТС России / СВР России / ФСИН России /ФСКН России от 17.04.2007 № 368 / 185 / 164 / 481 / 32 / 184 / 97 / 147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»; приказ Генеральной прокуратуры РФ / МВД России / ФСБ России / ГТК России от 25.11.1997 № 69 / 777 / 425 / 700 «Об утверждении инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России» и др.).

Анализируя подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов, можно сделать вывод, что особое место в системе межведомственных актов занимают приказы, разработанные субъектами ОРД в целях реализации требований ст. 11 ФЗ об ОРД, в частности приказ, утверждающий «Инструкцию о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

В Инструкции дано определение результатов ОРД в соответствии с УПК РФ, определены порядок и правовая основа их представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, указаны документы, в которых они отражаются и на каких носителях информации могут быть зафиксированы. Здесь же сформулированы требования, предъявляемые к результатам ОРД, порядку их представления дознавателю, органу дознания, сле-

дователю, прокурору или в суд; детально изложены составные части, особенности оформления и последующего хранения экземпляров соответствующего постановления; имеются приложения (№ 1-3), которые значительно облегчают оперативному составу ТО исполнение конкретных оперативно-служебных документов [8].

Важное значение для практической деятельности ОРП ТО, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, имеет приказ ГТК России от 04.12.2001 № 1150, утверждающий «Инструкцию о порядке представления Главным управлением по борьбе с контрабандой в Управление таможенных расследований и дознания материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о взаимодействии Главного управления по борьбе с контрабандой и Управления таможенных расследований и дознания при расследовании уголовных дел». В Инструкции подробно изложено, какие сведения должны содержаться в материалах, передаваемых ОРП ТО в подразделения дознания для возбуждения уголовных дел по ч. 1 и 2 ст. 188, ст. 189, 190, 193 и 194 УК РФ; определены особенности и формы взаимодействия ГУБК и УТРД, их должностных лиц до и после возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, относящихся к компетенции ТО. В ней отражены особенности, связанные с организацией расследования ТО уголовных дел, совершаемых с участием должностных лиц ТО, работников складов временного хранения, таможенных складов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, магазинов беспошлинной торговли и свободных складов, коммерческих структур различных форм собственности, а также при наличии данных о совершении преступления неизвестными лицами с использованием реквизитов, регистрационных документов и открытых банковских счетов коммерческих структур, учрежденных с использованием похищенных или утраченных документов либо с использованием паспортов подставных лиц и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что ОРП ТО РФ располагают необходимой законодательной и иной нормативной правовой базой для ведения ОРД, направленной на борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, однако эффективность деятельности ТО может быть значительно улучшена.

Полагаем, что необходимо скорректировать те положения УПК РФ, которые регулируют порядок проведения дознания по преступлениям в сфере таможенного дела, и определить конкретный орган исполнительной власти, ответственный за все этапы расследования этой категории дел.

Несмотря на увеличение установленного ст. 223 УПК РФ максимального срока дознания с 30 до 60 дней (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»), трудности в расследовании преступлений, связанных с контрабандой товаров и уклонением от уплаты таможенных платежей, остаются. В частности, в большинстве случаев имеется необходимость проведения товароведческих и криминалистических экспертиз, истребования банковских документов, направления международных поручений, получения из-за рубежа грузовых, товаросопроводительных и иных документов. Кроме того, по ч. 2-4 ст. 188 УК РФ ТО проводят неотложные следственные действия, а в дальнейшем направляют материалы по подследственности. В ряде случаев при обнаружении перемещаемых через таможенную границу контрабандным способом веществ, по признакам схожих с наркотическими, ТО вынуждены возбуждать уголовное дело по ч. 1 ст. 188 УК РФ, а после проведения необходимых экспертных исследований - переквалифицировать в ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Профессор В.Д. Ларичев отмечал, что на эффективности борьбы с контрабандой сказываются в определенной степени несовершенство действующего уголовно-процессуального законодательства и отсутствие необходимой нормативной базы по взаимодействию правоохранительных органов при реагировании на выявленные преступления. Так, большинство уголовных дел по ст. 188 УК РФ возбуждаются ТО, которые не имеют в своей структуре

следственных подразделений, а подследственность в данном случае разделена между следственными подразделениями органов внутренних дел (далее - ОВД), ФСБ, прокуратуры. Уголовные дела, возбужденные дознавателями таможни и переданные по подследственности следователям при ОВД или следователям прокуратуры, зачастую имеют слабую судебную перспективу по причине отсутствия оперативного сопровождения и незаинтересованности ОВД в розыске скрывшихся от следствия лиц. Анализ этих дел показывает, что неоправданно много усилий тратится не на работу по выявлению и раскрытию преступлений, а на устранение межведомственных противоречий [9].

Мнение В.Д. Ларичева заслуживает самого серьезного внимания. К сожалению, он не рассматривает возможность оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных дознавателями таможни, ОРП ТО как в процессе дознания и на стадии предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Практика деятельности правоохранительных органов России и исследования ученых убедительно доказали, что наиболее эффективно решаются вопросы взаимодействия между следователем и оперативным сотрудником в рамках одного ведомства. Этому способствуют как максимальная компетентность сотрудников, взаимная заинтересованность в достижении конкретного результата, так и обеспечение конспирации при реализации оперативно-розыскной информации.

Кроме того, в процессуальном плане, по мнению специалистов ТО, процедура расследования преступлений в таможенной сфере запутана, сложна и противоречива. Многие преступления по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей связаны с подделкой и использованием подложных документов, а у ТО в силу требований ст. 151 УПК РФ (подследственность) отсутствует право на проведение дознания по ч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ. В этом случае ОВД при наличии признаков указанных преступлений вынуждены производить дознание по уголовным делам о преступлениях, дознание по которым отнесено к компетенции ТО, в том числе по ст. 194 УК РФ.

Перечисленные проблемы требуют решения, прежде всего, в законодательном порядке путем приведения норм УПК РФ в соответствие с реальными условиями производства дознания, а ТО должны быть определены ответственными за весь этап расследования преступлений, относящихся к их компетенции.

Таким образом, представляется целесообразным п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ изложить в следующей редакции: «дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188, статьей 194, частями первой и третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации».

При расследовании преступлений, относящихся к их компетенции, ТО РФ взаимодействуют с правоохранительными органами зарубежных государств. Особенности работы по данному направлению деятельности ТО РФ связаны с тем, что в ст. 453 и 457 УПК РФ в качестве субъектов, правомочных направлять и исполнять международные запросы о правовой помощи, ТО не значатся. Указанное обстоятельство и ограниченные сроки дознания фактически исключают возможность ТО получить необходимые доказательства о деятельности подозреваемых лиц, связанные с приобретением и декларированием товара.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным внести изменения в ст. 453 и 457 УПК РФ, включив в состав субъектов, правомочных направлять и исполнять запросы о правовой помощи, Федеральную таможенную службу.

Другой проблемой законодательного регулирования деятельности ТО является то, что их подразделения СБ в отличие от органов ФСБ и МВД России не наделены правами дознания по преступлениям против интересов государственной службы, совершаемым таможенниками, которые содействуют контрабанде, уклонению от уплаты таможенных платежей и другим преступлениям в сфере таможенного дела.

Это существенно затрудняет работу подразделений СБ ТО по выявлению и пресечению преступной деятельности, так как при реализации оперативно-розыскной информации для проведения всех неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления им необходимо привлекать подразделения других правоохранительных органов. В ряде случаев это создает серьезные проблемы, например, при необходимости в короткий период времени организовать задержание вымогателя взятки с поличным.

Так, в случае получения проверенной оперативной информации или заявления от граждан о возможном получении должностным лицом ТО взятки за содействие в уклонении от уплаты таможенных платежей подразделения СБ ТО не имеют права самостоятельно осуществить процессуальное задержание и тем самым получить убедительные доказательства совершения преступления. В таких случаях им приходится организовывать межведомственные операции, в которых непосредственно задержание и дальнейшие процессуальные действия в отношении подозреваемых осуществляются силами ОВД и прокуратуры. Сложность проведения таких операций связана с крайне ограниченным временем на их подготовку. Кроме того, существует реальная угроза утечки информации и расшифровки проводимых ОРМ ввиду привлечения к их проведению значительного числа сотрудников других правоохранительных структур.

Решить названную проблему возможно, на наш взгляд, путем наделения подразделений СБ ТО полномочиями по проведению неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях «коррупционной» направленности (по ст. 285, 286, 290-293 УК РФ). Основным аргументом предлагаемого решения является объективная предпосылка к тому, что уровень компетенции федеральных правоохранительных органов в части выявления и пресечения коррупционных правонарушений в своих рядах должен быть в целом единообразным. В соответствии с подп. «а» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ указанные составы преступлений отнесены к подследственности органов прокуратуры, что соответствует ее статусу как органа, способного к осуществлению объективного их расследования, не имеющего узковедомственных интересов.

Вместе с тем имеется исключение, введенное ч. 6 ст. 151 УПК РФ, которое относится к деятельности правоохранительных органов, имеющих следственные подразделения (МВД и ФСБ России). Оно предоставляет им право ведения предварительного следствия по преступлениям, предусмотренным ст. 285, 286, 290-293 и некоторыми другими статьями УК РФ, выявленным соответствующими правоохранительными органами в связи с расследованием других преступлений, относящихся к их подследственности.

Представляется целесообразным предоставить ТО РФ как органам дознания право осуществления неотложных следственных действий по указанным составам преступлений путем внесения соответствующего дополнения в ст. 157 УПК РФ, а именно п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ завершить словами: «...а также о преступлениях, предусмотренных статьями 285, 286, 290-293 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенных сотрудниками таможенных органов или в их отношении и связанных с преступлениями, предусмотренными статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Реализация данного предложения не потребует дополнительного расходования денежных средств, сблизит уровень полномочий подразделений СБ ТО, органов МВД России и ФСБ России, будет способствовать повышению эффективности борьбы с коррупционными проявлениями в таможенной сфере и в конечном итоге обеспечению полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. ТО РФ располагают необходимой законодательной и иной нормативной правовой базой для осуществления ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере таможенного дела, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для обеспечения СБ.

2. В целях повышения эффективности борьбы ТО с преступлениями в сфере таможенного дела имеется необходимость внести изменения и дополнения в УПК РФ, которые бы позволили:

- определить ТО РФ ответственными за все этапы расследования этой категории дел;

- наделить ТО РФ правами проведения дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ;

- предоставить ТО РФ как органам дознания право осуществления неотложных следственных действий по преступлениям, предусмотренным ст. 285, 286, 290-293 УК РФ, совершенных должностными лицами ТО или в их отношении и связанных с преступлениями, предусмотренными ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ;

- предоставить ТО РФ право направлять и исполнять международные запросы о правовой помощи.

Список использованных источников

1. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 163.

2. Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. М., 1997. 190 с.; Глушков А.И. Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства. М., 2005. 178 с.; ДубоносовЕ.С. Основы оперативно-розыскной деятельности. М., 2002. 184 с.; СавельевВ.В. Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении органами внутренних дел оперативно-розыскной деятельности (по материалам аппаратов уголовного розыска): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 26 с.; Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук. Волгоград, 2001. 228 с.; Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2002. 794 с. и др.

3. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав граждан и конституционный статус личности в СССР. М., 1980; Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. В.К. Бабаева. М., 1999; Савельев В.В. Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении органами внутренних дел ОРД (по материалам аппаратов уголовного розыска): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002 и др.

4. Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Финляндией от 11.03.1994, с США от 28.09.1994, с Болгарией от 19.05.1995; Договор о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб с ФРГ от 16.12.1992 и др.

5. Протокол между ГТК России и ГУГТ Монголии о мерах по координации таможенного контроля и оперативному обмену информацией от 11.10.1995; Соглашение между ГТК России и Таможенным департаментом Латвийской Республики о сотрудничестве в области задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей от 06.03.1992 и др.

6. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах»; Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977 (акт присоединения России к указанной Конвенции с принятием приложения X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ» был получен Секретариатом ВТО 13.12.1994; в соответствии с парагр. 2 ст. 16 Конвенция вступила в силу для России с 13.03.1995) и др.

7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими от 22.11.1999; Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30.11.2000 (вступило в силу для России с 11.07.2001) и др.

8. Козловский А.Ю. Применяем новую Инструкцию о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс // Оперативник (сыщик). 2007. № 3 (12). С. 25-27.

9. Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф., Шикунова О.Г. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2002. С. 426.

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 1/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.