Научная статья на тему 'Организация проведения подразделениями собственной безопасности таможенных органов российской Федерации оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент»'

Организация проведения подразделениями собственной безопасности таможенных органов российской Федерации оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» / ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА / ДАЧА И ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / ORGANIZATION OF OPERATIONAL INVESTIGATION MEASURE «OPERATIVE EXPERIMENT» / OPERATIONAL TECHNICAL FACILITIES / THE CUSTOMS OFFICIAL / BRIBERY / OPERATIONAL SITUATION / ARRANGEMENT OF THE INTERNAL SECURITY DEPARTMENT ACTIVITY ON THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрченко Илья Егорович

В статье анализируется опыт работы подразделений собственной безопасности ФТС России по организации проведения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент». На примере законченного производством уголовного дела раскрываются содержание и особенности его организации в таможенных органах РФ. В статье также рассматривается решение Европейского суда по правам человека, связанное с практикой применения данного оперативно-розыскного мероприятия в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрченко Илья Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Carrying out «operative experiment» by internal security department of the Russian customs authorities as an operational investigation measure

The article presents the unique experience of internal security department of the Russian customs service in setting up of «operative experiment» carrying out with different technical facilities. The essence of organization of this operational investigational measure is considered and interconnection with peculiarities of operational situation at the line of counteraction to the corruption is disclosed.

Текст научной работы на тему «Организация проведения подразделениями собственной безопасности таможенных органов российской Федерации оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент»»

И. е. Юрченко

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

В статье анализируется опыт работы подразделений собственной безопасности ФТС России по организации проведения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент». На примере законченного производством уголовного дела раскрываются содержание и особенности его организации в таможенных органах РФ. В статье также рассматривается решение Европейского суда по правам человека, связанное с практикой применения данного оперативно-розыскного мероприятия в России.

Ключевые слова: организация проведения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент»; оперативно-технические средства; должностное лицо таможенного органа; дача и получение взятки; оперативная обстановка; организация деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов по противодействию коррупции.

Изменения, произошедшие в 2010 г. в политической, экономической и правовой системах РФ, обусловленные формированием Таможенного союза, созданием условий для образования единого экономического пространства стран - членов СНГ и вступления России в ВТО, существенно повлияли на оперативную обстановку в сфере таможенного администрирования, внесли масштабные коррективы в организацию их деятельности. В процессе начавшейся модернизации совершенствуются система и структура, уточняются и дополняются функции и задачи, изменяются количественные и качественные показатели деятельности таможенных органов. Дальнейшая либерализация внешней торговли, реальное сокращение сроков фактического таможенного контроля, упрощение таможенных процедур и другие меры объективно привели к изменению роли и места правоохранительных подразделений таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности России.

В связи с этим Президентом РФ и Правительством РФ в переходный период актуализирована задача повышения эффективности организации государственного таможенного контроля и правоохранительной деятельности таможенных органов в новых условиях. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ предусмотрены разработка и реализация системы дополнительных мер, направленных на совершенствование организации противодействия контрабанде и иным правонарушениям в таможенной сфере, а также усиление борьбы с коррупцией.

Современная оперативная обстановка, обусловленная начавшимися процессами политического демонтажа таможенной границы России, переноса таможенного контроля на границы Таможенного союза, проблемой декриминализации ч. 1 ст. 188 «Контрабанда» и ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), другие изменения в правовом регулировании таможенного дела выявили негативные тенденции разбалансированно-сти существующего механизма борьбы с таможенной преступностью. Следствием этого явилось объективное снижение в 2010 г. общего количества возбужденных уголовных дел в среднем на 30% по сравнению с 2009 г. Аналогичная ситуация сложилась и в деятельности подразделений собственной безопасности (далее -ПСБ), где по их оперативным материалам в 2010 г. возбуждено 556 уголовных дел (в 2009 г. - 697), т. е. на 21% меньше. При этом доля «коррупционных» преступлений в указанном объеме уголовных дел составила 94% от всех подобных преступлений, выявленных иными правоохранительными органами РФ в таможенной сфере (в 2009 г. - 96%) [1].

Так, несмотря на тенденцию общего снижения количества уголовных дел, принятые меры по совершенствованию законодательной и организационной базы, а также первый опыт реализации национального антикоррупционного плана показали, что роль оперативно-розыскных ПСБ в противодействии коррупции в таможенных органах возрастает.

Приведенные факты свидетельствуют, что в 2010 г. наметилась тенденция улучшения качества оперативно-служебной деятельности ПСБ. Так, впервые были возбуждены уголовные дела по некоторым тяжким и особо тяжким преступлениям, в частности по ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». На 30% увеличилось количество уголовных дел по ст. 290 УК РФ «Получение взятки», на 38% - по ст. 291 «Дача взятки». Повысились качественные показатели проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) и подготовки оперативных материалов, направляемых по подведомственности в подразделения Следственного комитета РФ и суды. Например, в 2010 г. за совершение преступлений коррупционной направленности были осуждены 100 должностных лиц таможенных органов (в 2009 г. - 84), а также 17 взяткодателей (в 2009 г. - 10), т. е. общий рост составил 24% [1].

Вышеназванные показатели деятельности ПСБ непосредственно связаны с повышением эффективности организации и проведения такого сложного ОРМ, как оперативный эксперимент.

Как известно, одна из приоритетных задач, стоящих перед ПСБ таможенных органов РФ, - это выявление, предупреждение и пресечение так называемых «коррупционных» преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих их к совершению преступлений против интересов государственной службы [2].

В целях ее решения ПСБ таможенных органов организовывают и проводят ОРМ, предусмотренные Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») и соответствующими ведомственными конфиденциальными приказами ФТС России. Так, проведенное в Институте правоохранительной деятельности Российской таможенной академии (далее - ИПД) анкетирование слушателей - сотрудников ПСБ показало, что ОРМ «оперативный эксперимент» является одним из наиболее востребованных практикой и результативных ОРМ по противодействию коррупции.

Как известно, содержание вышеуказанного понятия, формы и методы его реализации в ФЗ «Об ОРД» не раскрыты, в силу чего данный пробел в законодательстве восполняется частными определениями, разрабатываемыми в научных школах специальных вузов страны. В качестве критерия построения дефиниций данного ОРМ, как правило, выступают общепризнанные теоретические взгляды на содержание, формы и методы ОРД, выраженные в особенностях оперативно-служебной деятельности конкретных правоохранительных и специальных органов РФ с учетом специфики решаемых ими задач (разведывательная, контрразведывательная, сыскная и т. д.) [3].

Автор данной статьи под ОРМ «оперативный эксперимент» понимает «оперативно-розыскное мероприятие, предусмотренное ФЗ «Об ОРД», содержание которого включает в себя совокупность оперативных действий (методов, способов, приемов), направленных на выявление (изучение и документирование), а при необходимости - на пресечение противоправного поведения проверяемого лица в специально созданных и находящихся под контролем опытно-экспериментальных условиях». Данное ОРМ проводится должностными лицами ПСБ таможенных органов самостоятельно, иногда с участием привлеченных иных заинтересованных лиц (например, заявителей, сотрудников взаимодействующих оперативных и следственных органов, лиц, оказывающих содействие таможенным органам).

Указанное ОРМ относится к категории сложных мероприятий, т. е. состоит из двух и более взаимодополняющих оперативных действий, объединенных единым замыслом и осуществляемых двумя и более лицами. Основное его содержание составляет единство двух компонентов: нормативно-правового и организационно-тактического. Проведение ОРМ также сопряжено с постоянным мониторингом оперативной обстановки и принятием множественности разноуровневых решений в режиме «он-лайн» [4].

Практика проведения ОРМ «оперативный эксперимент» в таможенных органах показывает, что в его процессе решаются следующие основные оперативно-служебные задачи:

1. Осуществляется целенаправленное изучение поведения лица в искусственно созданных и управляемых (контролируемых) оперативным подразделением специальных условиях. В результате этих действий проверяется, уточняется имеющаяся оперативная информация о признаках противоправной деятельности, добывается новая информация о противоправном деянии на разных стадиях (приготовления, покушения или совершения), происходит выявление иных лиц, причастных к подготовке и совершению преступления.

2. Проводятся документирование и фиксация противоправной деятельности проверяемого лица в целях создания доказательной базы в процессе дознания, следствия или судебного разбирательства.

вестник российской таможенной академии • № 4 • 2011

3. Принимается решение о завершении ОРМ в случае выполнения поставленных оперативных задач.

4. Проводится пресечение выявленной в ходе эксперимента преступной деятельности.

5. Выявляются причины и условия совершения конкретного «коррупционного» преступления, позволяющие использовать полученную информацию в целях проведения предупредительно-профилактической работы по противодействию коррупции в таможенных органах.

ОРМ «оперативный эксперимент» осуществляется в негласной форме, как правило, с использованием оперативно-технических и оперативно-поисковых средств во взаимодействии с другими оперативными и следственными подразделениями правоохранительных органов.

Организация проведения данного ОРМ образует сложный комплекс практических действий и требует от оперативного сотрудника тщательной и всесторонней подготовки, неукоснительного соблюдения принципа конспирации. ОРМ «оперативный эксперимент» обычно проводится в отношении должностных и иных лиц, проверяемых на причастность к совершению «коррупционных» преступлений, предусмотренных ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки» УК РФ [5].

Основаниями для принятия решения о проведении ОРМ «оперативный эксперимент» являются: письменное заявление лица, у которого вымогают взятку; заявление (рапорт) должностного лица таможенного органа, которому предлагают взятку; справка сотрудника ПСБ, содержащая оперативную информации о признаках «коррупционного» преступления.

Оперативная обстановка, складывающаяся на конкретном объекте таможенной инфраструктуры, имеет свои особенности, оказывающие влияние на организацию и проведение ОРМ «оперативный эксперимент», которые необходимо учитывать при его планировании и проведении. Их суть состоит в том, что многие функциональные подразделения таможенных органов территориально расположены в зданиях (помещениях), владельцами которых являются различные коммерческие организации (например, склады временного хранения (далее - СВХ), организации таможенных брокеров и т. д.). На указанных объектах действует особый режим безопасности, включая телеметрический и физический контроль въезда (выезда) автотранспорта, входа (выхода) сотрудников и посетителей, который обусловливает строгую регламентацию. Меры так называемой общей безопасности возложены на работников частных охранных предприятий, которые в соответствии с полученными инструкциями незамедлительно информируют руководство коммерческих структур, а те, в свою очередь, заинтересованных должностных лиц таможни о прибытии на объект сотрудников ПСБ. Наряду с ними проводится комплекс мер по осуществлению специального пропускного режима, возложенного на сотрудников отделов таможенной охраны, в том числе круглосуточное телевизуальное наблюдение особых зон безопасности (кабинетов, коридоров, мест общего пользования), расположенных на этажах дислокации таможенных подразделений.

Другой особенностью оперативной обстановки является круглосуточный (сменный) режим работы таможни, обусловливающий постоянное нахождение в помещениях должностных лиц, а также режимные меры, связанные со сдачей под охрану помещений, ключей, установкой сигнализации и иных технических средств охраны.

Указанные выше особенности оперативной обстановки предъявляют особые требования к реализации принципа конспирации, организации и тактике деятельности оперативных сотрудников и привлекаемых лиц, участвующих в проведении ОРМ «оперативный эксперимент».

Представляется целесообразным практику проведения указанного ОРМ рассмотреть на примере работы отдела Управления собственной безопасности, оперативно обеспечивающего деятельность таможенных органов, подведомственных ФТС России.

Так, в 2010 г. после получения ПСБ первичной оперативной информации и последующего обращения с заявлением начальника таможенного поста «Голицино»1 А. Н. Гаврикова (далее - заявитель) было принято решение о проведении ОРМ «оперативный эксперимент» в отношении проверяемого гражданина РФ О. М. Ха-санова. В заявлении Гаврикова, в частности, указывалось, что Хасанов предложил ему незаконное вознаграждение в размере 13 000 долл. США за оказание содействия в получении с СВХ багажа без должного таможенного оформления и уплаты таможенных платежей.

ОРМ «оперативный эксперимент» проводился в соответствии с планом и продолжался 21 день. На первом этапе в ходе встречи, проходившей под оперативным контролем с использованием аудиовизуальных технических средств, было зафиксировано и задокументировано содержание их беседы. В ее процессе Хасанов настойчиво просил заявителя оказать ему содействие в выдаче с СВХ багажа, принадлежащего различным лицам, интересы которых он представляет, без применения к ним мер таможенного контроля. За содействие в решении этого вопроса Хаса-нов выразил готовность передать заявителю денежное вознаграждение в размере 10 000 долл. США. В разговоре он выдвинул специальные условия: передача денежных средств состоится после того, как багаж будет погружен в его автомобиль.

На втором этапе оперативный сотрудник в соответствии с планом предложил заявителю на следующей встрече увязать выполнение просьбы с необходимостью участия (за вознаграждение) в данном «мероприятии» работников СВХ «АРГО» (где хранится багаж), без которых он не сможет переместить багаж в машину. В результате переговоров Хасанов согласился выполнить данное условие и передать денежные средства до вывоза багажа с СВХ. После этого они проследовали на склад, где Хасанов в одном из служебных помещений передал ему пачку денежных купюр в сумме 13 000 долл. США. Сразу же после этого Хасанов был задержан, в отношении его было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 291 УК РФ.

Осуществление ОРМ «оперативный эксперимент» с использованием оперативно-технических средств потенциально может повлечь за собой ограничение конституционных прав лица, поэтому процесс его проведения требует от руководителей и сотрудников ПСБ таможенных органов неукоснительного соблюдения принципов ОРД, порядка санкционирования и контроля за его проведением. Следует отметить, что в теории и практике ОРД существуют различные точки зрения на необходимость получения решения суда на его проведение. Сторонники необходимости получения такого решения апеллируют, в частности, к постановлению Европейского суда по правам человека (далее - Суд), в котором констатировано нарушение правоохранительным органом РФ (МВД России) положений

1 Здесь и далее названия таможен, организаций и ФИО лиц, проходящих по делам оперативного учета и уголовным делам, изменены с учетом требований принципа конспирации.

54 -

вестник российской таможенной академии • № 4 • 2011

Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в проведении без разрешения суда негласного ОРМ «оперативный эксперимент» с использованием скрытого радиопередатчика.

По мнению Суда, поскольку в процессе ОРМ ведется скрытая аудио-видеозапись, которая в дальнейшем используется в качестве одного из доказательств вины подозреваемого в совершении преступления, происходит вмешательство в право субъекта на личную жизнь (ст. 8 Конвенции). Субъекты власти РФ в данном случае, по мнению Суда, должны были предоставить соответствующие гарантии (решение суда РФ), препятствующие возможным злоупотреблениям в отношении подозреваемого лица. Суд счел необходимым указать в постановлении, что, несмотря на то, что в ходе ОРМ проведение записи не сопровождалось проникновением и нарушением неприкосновенности жилища, оно должно приравниваться по степени вмешательства к ОРМ «прослушивание телефонных переговоров», которое требует судебного решения.

Генеральная прокуратура РФ, рассмотрев указанное постановление Суда, информационным письмом обязала правоохранительные органы «учитывать его в своей практической деятельности». Вместе с тем было отмечено, что «нормами законодательства об ОРД данный вопрос не определен». Таким образом, налицо еще один пробел в российском законодательстве и противоречие в практике применения общей нормы данного ОРМ правоохранительными органами РФ.

На наш взгляд, до внесения соответствующей поправки в ФЗ «Об ОРД» ПСБ таможенных органов при проведении этого ОРМ, которое осуществляется без проникновения в жилище подозреваемого лица, следует придерживаться действующих норм законодательства об ОРД. В случае планируемого нарушения его неприкосновенности при проведении ОРМ «оперативный эксперимент» необходимо получать разрешение в суде, как и в случае проведения ОРМ «обследование помещений...».

Таким образом, анализ практики проведения УСБ ФТС России ОРМ «оперативный эксперимент» позволяет сделать вывод о том, что данное ОРМ достаточно широко используется в деятельности ПСБ таможенных органов в целях решения задач выявления и пресечения «коррупционных» преступлений и является высоко результативным и эффективным ОРМ. Успешное проведение данного ОРМ позволяет ПСБ своевременно получать и документировать оперативную информацию о планируемых и совершаемых «коррупционных» преступлениях, а также о лицах, к ним причастных, формировать качественную доказательную базу для ее дальнейшего использования в уголовном процессе в рамках уголовного дела.

Использованные источники

1. Материалы УСБ ФТС России за 2008-2010 гг.

2. Материалы коллегии ФТС России от 13.03.2010. С. 48.

3. Шумилов А. Ю. Курс основ ОРД: учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Изд. дом Шумиловой И. И., 2008. С. 381.

4. Симонов Н. Е. и др. Обеспечение собственной безопасности таможенных органов РФ: история и современность: монография. М.: РИО РТА, 2007. С. 238.

5. Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскной словарь: учебное пособие. М., 2008. 175 с.

вестник российской таможенной академии • № 4 • 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.