Н. Е. Симонов, И. Е. Юрченко
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАБЛЮДЕНИЕ»
В статье рассматривается уникальный опыт работы подразделений собственной безопасности ФТС России по организации проведения оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение» с использованием технических средств. Раскрыты содержание и сущность организации проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, показана его взаимосвязь с особенностями оперативной обстановки по линии противодействия коррупции в таможенных органах.
Ключевые слова: оперативная обстановка; оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение»; оперативно-технические средства; должностное лицо таможенного органа; дача и получение взятки; организация деятельности подразделений собственной безопасности; противодействие коррупции в таможне.
Одна из актуальных задач, стоящих перед подразделениями собственной безопасности таможенных органов РФ, - выявление, предупреждение и пресечение коррупционных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих их к совершению преступлений против интересов государственной службы и нанесению ущерба экономической безопасности РФ [1].
На состоявшейся 12 марта 2010 г. коллегии ФТС России, посвященной итогам работы таможенных органов за 2009 г., отмечалось, что по материалам подразделений собственной безопасности (далее - СБ) возбуждено 697 уголовных дел (в 2008 г. - 746), из них 516 (в 2008 г. - 492) уголовных дел по преступлениям против государственной службы, в том числе коррупционной направленности. Доля должностных преступлений, выявленных подразделениями собственной безопасности таможенных органов, составила 96% от выявленных всеми (выделено нами) правоохранительными органами РФ в таможенной сфере (в 2008 г. - 92%) [2]. В целях решения данной задачи подразделения СБ ТО организовывают и проводят оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ), предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствующими приказами ФТС России.
Наиболее востребуемым и часто используемым ОРМ в практике подразделений СБ ТО является ОРМ «Наблюдение». Содержание данного понятия не раскрыто в упомянутом Федеральном законе, в силу чего ведомственные научные школы, например ФСБ России, МВД России и др., в зависимости от специфики оперативно-служебной деятельности придерживаются собственных многовариантных дефиниций данного ОРМ. В Институте правоохранительной деятельности Академии под ОРМ «Наблюдение» понимается организованное, целенаправленное, комплексное и систематическое визуальное (непосредственное или опосредованное с помощью оперативно-технических средств) восприятие оперативным сотрудником таможенного органа признаков деяния лица (лиц), а также явления, события, факта, процесса, значимых для решения задач ОРД, их фиксация и регистрация в установленном порядке [3, 4]. Авторы статьи разделяют эту позицию.
На практике ОРМ «Наблюдение» осуществляется, как правило, в негласной форме с использованием оперативно-технических средств во взаимодействии с другими оперативными подразделениями правоохранительных (таможенных) органов. Организация и тактика проведения данного ОРМ представляют собой сложный комплекс общих и специальных мер и требуют тщательной подготовки и неукоснительного соблюдения принципа конспирации. ОРМ «Наблюдение» с учетом специфики деятельности подразделений СБ, как правило, проводится в отношении лиц, проверяемых на причастность к совершению преступлений, предусмотренных ст. 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки) Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).
Особенность данного ОРМ заключается в том, что оно проводится в негласной форме в условиях сложной оперативной обстановки, складывающейся на таможенном объекте - одной из авиационных таможен Московского региона1. Его суть состоит в том, что многие функциональные подразделения таможен, например отделы таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТО и ТК), как правило, находятся в зданиях (помещениях), владельцами которых являются коммерческие организации (например, склады временного хранения (СВХ), организации таможенных брокеров и т. д.).
Особый режим безопасности на указанных объектах, включая телеметрический и физический контроль въезда (выезда) автотранспорта, входа (выхода) сотрудников и посетителей, предполагает строгую регламентацию, в том числе
1 Здесь и далее название таможен, организаций и ФИО лиц, проходящих по уголовным делам, изменены с учетом требований принципа конспирации.
пропускного режима. Меры общей безопасности осуществляются сотрудниками частных охранных предприятий, которые в соответствии с полученными инструкциями незамедлительно информируют свое руководство, а те, в свою очередь, заинтересованных должностных лиц таможни о прибытии на объект сотрудников подразделений собственной безопасности. Указанные меры также предусматривают круглосуточное наблюдение и осуществление пропускного режима сотрудниками отделов таможенной охраны в соответствии с регламентом их службы. Указанные выше особенности оперативной обстановки предъявляют особые требования к оперативным сотрудникам и конфиденциальным источникам, участвующим в организации и проведении негласных ОРМ.
Основная цель проведения ОРМ «Наблюдение» состоит в выявлении и документировании противоправной деятельности лиц, участвующих в совершении преступления (включая возможных соучастников), посредством получения (добывания) информации об их преступных намерениях, формах и способах их реализации.
Его проведение позволяет подразделениям СБ решать одновременно несколько оперативных задач: проводить мероприятия, направленные на пресечение противоправной деятельности как взяткополучателя, так и взяткодателя, а также после задержания с поличным установить всех участников преступной деятельности и задокументировать ее эпизоды для последующего использования в уголовном процессе. В то же время применение данного ОРМ исключает поиск и работу с «заявителями», позволяет снизить риски расшифровки иных оперативных мероприятий.
Представляется, что практику применения ОРМ «Наблюдение» с использованием технических средств целесообразно рассмотреть на примере работы отдела УСБ ФТС России, оперативно обеспечивающего деятельность авиационных таможен.
Эпизод первый. В 2009 г. по оперативным материалам, полученным в ходе осуществления ОРМ «Наблюдение», в отношении коррумпированных должностных лиц московской авиационной таможни было возбуждено пять уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 290 УК РФ. В процессе осуществления оперативного поиска сотрудниками УСБ ФТС России по выявлению и пресечению преступлений должностных лиц таможенных органов была получена информация о признаках возможной противоправной деятельности начальника ОТО и ТК № 2 таможенного поста «Аэропорт - грузовой». С целью проверки оперативной информации сотрудниками отдела Управления СБ за фигурантом - федеральным государственным инспектором И.С. Афанасьевым (далее - «А»), работающим в этом отделе, было организовано круглосуточное негласное наблюдение с использованием оперативно-технических средств.
В результате проведенного ОРМ было установлено, что «А», являясь должностным лицом таможни, разработал и реализовал на практике преступную схему по получению незаконного денежного вознаграждения от участников ВЭД за действия, связанные с исполнением своих служебных обязанностей (так называемое «ускорение» процедуры таможенного оформления товаров и «общее покровительство в делах»), сопряженные с вымогательством. Выявленные с помощью ОРМ преступные действия - неоднократные эпизоды получения «А» незаконного денежного вознаграждения от различных участников ВЭД - были задокументированы. Удалось также выяснить установочные данные на коммерсантов -участников незаконной сделки, механизм передачи ими денег.
В ходе проведения указанного ОРМ сотрудники УСБ ФТС России получили информацию о том, что в апреле 2009 г. у «А» состоялась встреча с представителем ОАО «СТЕЛС», осуществляющим свою деятельность в зоне ответственности авиационной таможни, - И. П. Шаниной (далее - «Ш»), Из записанной на технические средства слухового контроля беседы было установлено, что «А» в завуалированной форме вымогает у нее денежные средства в размере 2 ООО руб. за каждую поданную к таможенному оформлению в ОТО и ТК таможни грузовую таможенную декларацию (ГТД). «Ш» согласилась с предложенными условиями и пообещала передать деньги при следующей встрече.
В результате реализации полученной информации в мае 2009 г. в момент передачи «Ш» денег «А» был пойман с поличным и задержан при получении взятки в размере 4 ООО руб. Сразу же после задержания сотрудниками УСБ ФТС России в рабочем кабинете «А» было проведено ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». В результате осуществления данного ОРМ в принадлежащей «А» барсетке были обнаружены полученные от «Ш» денежные средства.
Следственным отделом на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ (далее ММСУТСК) в отношении «А» было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 290 УК РФ1.
Одновременно сотрудниками УСБ ФТС России был проведен комплекс ОРМ и неотложных следственных действий, в ходе которых «Ш» чистосердечно призналась в факте передачи взятки «А». На допросе она также пояснила, что ее действия носили вынужденный характер, так как в случае невыплаты указанных денег компании «СТЕЛС» был бы нанесен экономический ущерб, а она была бы уволена с работы.
В результате реализации операции «А» было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 290 УК РФ и избрана мера пресечения - «арест».
Далее сотрудниками УСБ ФТС России был дополнительно проведен комплекс различных ОРМ по легализации ранее добытой информации и оперативно задокументированных эпизодов преступной деятельности «А», в результате чего получены признательные показания еще трех представителей коммерческих структур, среди которых представитель крупной международной брокерской компании «Ральф». Он сообщил, что передал «А» взятку в сумме 55 000 долл. США.
Таким образом, по итогам реализации проведенных оперативно-розыскных мероприятий в отношении «А» было возбуждено пять уголовных дел по ч. 1 и п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ. В настоящее время материалы дел с обвинительным заключением переданы в суд.
Эпизод второй. Параллельно сотрудниками УСБ ФТС России велась разработка другой преступной группы, в состав которой входили должностные лица отдела применения системы управления рисками авиационной таможни «Харитонова», «Лаврентий», «Прима» и «Захар» (далее - «X», «Л», «П» и «3»), Указанные лица действовали в составе организованной преступной группы, систематически вымогавшей и получавшей незаконное денежное вознаграждение у участников ВЭД. Суммы взяток варьировались от 500 до 30 000 руб. В день каждый
1 Приговор суда по данному делу в апреле 2010 г. вступил в законную силу.
член преступной группы получал незаконные денежные средства, превышающие его ежемесячную заработную плату.
В результате проведенного ОРМ «Наблюдение» с использованием технических средств была получена исчерпывающая информация о том, что действия фигурантов носят системный характер, объединены единым замыслом и направлены на получение незаконного денежного вознаграждения от участников ВЭД и дальнейшего его распределения среди соучастников группы. Задокументированные сотрудниками СБ эпизоды свидетельствовали о том, что указанные должностные лица с целью наживы вступили между собой в преступный сговор и действовали в составе организованной преступной группы (далее - ОПГ).
Так, «X», являясь заместителем начальника отдела, помимо организации и координации служебной деятельности подчиненных должностных лиц отдела «Л» и «П», фактически руководила их действиями, направленными на получение путем вымогательства незаконного денежного вознаграждения от участников ВЭД. Деятельность ОПГ была организована практически круглосуточно: «X» как руководитель работала по будним дням с 9.00 до 18.00, «Л» работал в 3-4 смену до 21.00, «П» работал в 1-2 смену на том же рабочем месте, что и «Л». Последние по указанию «X», исполняя свои служебные обязанности по рассмотрению и согласованию направлений (профилей) рисков, формируемых и передаваемых к ним из ОТО и ТК таможенного поста «Аэропорт -грузовой», путем вымогательства осуществляли получение от участников ВЭД незаконного денежного вознаграждения за неприменение мер по минимизации рисков (таможенного досмотра и согласования с иными подразделениями таможни). Часть полученного вознаграждения, согласно ранее достигнутой договоренности, передавалась ими «X». На время отпуска «П» функции последнего исполнял «3».
В ходе реализации дела оперативного учета в ноябре 2009 г. «X» и «Л» были пойманы с поличным и задержаны после получения взяток в размере 2 000 и 3 000 руб. от представителей коммерческих структур «Борисова» и «Евстафьева» (далее - «Б» и «Е») за действия, связанные с принятием положительного решения) при проведении таможенного оформления и таможенного контроля в отношении груза, прибывшего в адрес указанных фирм.
Далее сотрудниками УСБ ФТС России в служебном кабинете «X» и «Л» было проведено ОРМ «обследование помещений», в результате чего были обнаружены денежные средства, ранее полученные ими от «Е» и «Б». В тот же день «Е» и «Б» инициативно обратились в УСБ ФТС России с заявлениями о дачи ими взяток «X» и «Л».
Московским следственным отделом на воздушном и водном транспорте при Прокуратуре РФ было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ, избрана мера пресечения - «арест». В настоящее время в УСБ ФТС России с явкой с повинной обратились федеральный таможенный инспектор «Сидорова» по фактам получения взяток, а также четыре работника коммерческих организаций, в разное время передававших членам указанной выше преступной группы денежные средства.
Таким образом, анализ приведенных выше успешно реализованных УСБ ФТС России дел оперативного учета показывает, что умелая организация проведения подразделениями СБ таможенных органов оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств приносит высокие результаты
А. Ю. Козловский
и, как следствие, приводит к возбуждению уголовных дел с последующей передачей их в суды.
Эффективное проведение подразделениями СБ рассматриваемого ОРМ в совокупности с другими оперативно-служебными мероприятиями позволяет решать следующие задачи:
- в процессе оперативного поиска своевременно добывать и проверять оперативную информацию о планируемых и совершаемых коррупционных преступлениях;
- получать, добывать и проверять оперативную информацию о лицах, причастных к ним;
- выявлять организаторов и соучастников преступления;
- выявлять распределение ролей в преступной группе;
- документировать признаки преступления;
- пресекать выявленные преступления и преступную деятельность лиц, их совершающих;
- предупреждать планируемые преступления, проводить в таможенных органах активную профилактическую работу по противодействию коррупции.
Использованные источники
1. Материалы УСБ ФТС России за 2008-2009 гг.
2. Материалы коллегии ФТС России от 13.03.2010. М.: ГОРГИУ ФТС России, 2010. С. 48.
3. Шумилов А. Ю. Курс основ ОРД: учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Издательский дом И. И. Шумиловой, 2008. 381 с.
4. Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскной словарь: учебное пособие. М., 2008. 175 с.