Научная статья на тему 'Организационный механизм формирования региональной системы экономического мониторинга'

Организационный механизм формирования региональной системы экономического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мониторинг / регион / иституты / муниципалитеты / органы управления / региональная служба / региональные хозяйства / информационно-аналитических обследования / Monitoring / region / institutes / municipalities / governing bodies / regional service / regional farms / information and analytical surveys.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Х. Б. Уянаева

В настоящее время одной из важнейших оперативно тактических задач формирования эффективных региональных социально-экономических систем является получение своевременной, объективной и полной информации о состоянии регионального хозяйства. Практика показывает, что официальные органы региональной власти не могут представить объективные данные по состоянию и основным тенденциям регионального развития в силу высокой зависимости от региональных администраций и лично от руководителя ре-гиона. Аналогично поведение территориальных органов федеральной государственной статистики в регионах. Лишний пример низкого качества и ангажированности этих институтов – статистика по выборам, а также данные переписи населения. Регионаальная социально-экономическая система предтавляет собой совокупность ресурсов и экономичсеких субьектов, которые взаимодействуют межжду собой по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления продукта, которая образует систему со сложной структурой врамках пределенной территории. Эта указанная система включает экологическую, экономическую, социально-демографическую составляющие которая характерезуется специфические особенности, которые отличаются от других региоалных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Х. Б. Уянаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MECHANISM FOR THE FORMATION OF A REGIONAL SYSTEM OF ECONOMIC MONITORING

At present, one of the most important tactical tasks of forming effective regional socio-economic systems is to obtain timely, objective and complete information about the state of the regional economy. Practice shows that the official regional authorities cannot provide objective data on the status and main trends of regional development due to the high dependence on regional administrations and personally on the head of the region. The behavior of the territorial bodies of federal state statistics in the regions is similar. Another example of the poor quality and bias of these institutions is the statistics on elections, as well as census data. The regional socio-economic system is a combination of resources and economic entities that interact among themselves about the production, distribution, redistribution and consumption of the product, which forms a system with a complex structure within a limited territory. This indicated system includes ecological, economic, sociodemographic components which are characterized by specific features that differ from other regional systems.

Текст научной работы на тему «Организационный механизм формирования региональной системы экономического мониторинга»

6. Татарскин А., Козлова О. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. - 2008. №5. - С.88

7. Шейнин Л. Административно-территориальное деление: импровизация или наука? // Общество и экономика. -2010. №6. - С.88 - 98

8. Рахаев Х.М., Энеева М.Н. Методологические основы проектирования региональных систем. В сборнике: Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет". Под редакцией З.А. Саидова. 2018. С. 150-154.

9. Уянаева Х.Б., Макитова З.Х. Сельские территории Северного Кавказа (СКФО): их потенциал и формируемые траектории в системе регионального, макрорегионального и национального хозяйства. В сборнике: Устойчивость развития территориальных экономических систем: глобальные тенденции и концепции модернизации сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции памяти профессора Б.Х. Жерукова. 2016. С. 498-502

10. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»

11. Уянаева Х.Б. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ. Теория и практика современной науки. 2015. № 5 (5).. ООО "Институт управления и социально-экономического развития" (Саратов).. С. 453-457/

References:

1. Konstituciya RF. M., 1993.

2. Ukaz Prezidenta Rossii №849 «O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge» ot 13 maya 2000g.

3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 6 oktyabrya 2003 g. N 131-FZ "Ob obshchih principah

4. .Artobolevskij S.S. i dr. Koncepciya regional'nogo razvitiya RF // Ros. ekspertnoe obozrenie. 2005. № 3.

5. Artobolevskij S.S. i dr. Koncepciya regional'nogo razvitiya RF // Ros. ekspertnoe obozrenie. 2005. № 3.

6. Tatarskin A., Kozlova O. Strategiya sbalansirovannogo planirovaniya regional'nogo razvitiya // Obshchestvo i ekonomi-ka. - 2008. №5. - S.88

7. SHejnin L. Administrativno-territorial'noe delenie: improvizaciya ili nauka? // Obshchestvo i ekonomika. - 2010. №6. -S.88 - 98

8. Rahaev H.M., Eneeva M.N. Metodologicheskie osnovy proektirovaniya regional'nyh sistem. V sbornike: Vliyanie novoj geopoliticheskoj real'nosti na gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossijskoj Federacii Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 80-letiyu FGBOU VO "CHechenskij gosudarstvennyj universitet". Pod redakciej Z.A. Saidova. 2018. S. 150-154.

9. Uyanaeva H.B., Makitova Z.H. Sel'skie territorii Severnogo Kavkaza (SKFO): ih potencial i formiruemye traektorii v sisteme regional'nogo, makroregional'nogo i nacional'nogo hozyajstva. V sbornike: Ustojchivost' razvitiya territorial'nyh ekonomicheskih sistem: global'nye tendencii i koncepcii modernizacii sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pamyati professora B.H. ZHerukova. 2016. S. 498-502

10. Federal'nyj zakon ot 1 maya 2019 g. N 87-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obshchih principah organi-zacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii"»

11. Uyanaeva H.B. ROL' I ZNACHENIE RAZVITIYA SEL'SKIH TERRITORIJ. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2015. № 5 (5).. OOO "Institut upravleniya i social'no-ekonomicheskogo razvitiya" (Saratov).. S. 453-457.11.Uyanaeva H.B. ROL' I ZNACHENIE RAZVITIYA SEL'SKIH TERRITORIJ. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2015. № 5(5). OOO "Institut upravleniya i social'no-ekonomicheskogo razvitiya" (Saratov).. S. 453-457.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10365

Исследование выполнено в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук МК-2600.2019.6

Х.Б. Уянаева - кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела «Экономика знаний и опережающее устойчивое развитие» Института информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН (ИИПРУКБНЦ РАН), halimatuyanaeva@mail.ru,

H.B. Uyanaeva - Ph.D. in Economics, researcher at the Department of the Economics of Knowledge and Advanced Sustainable Development of the Institute of Informatics and Problems of Regional Management of the KBSC RAS (IIPRU KBSC RAS).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ORGANIZATIONAL MECHANISM FOR THE FORMATION OF A REGIONAL SYSTEM OF ECONOMIC MONITORING

Аннотация. В настоящее время одной из важнейших оперативно тактических задач формирования эффективных региональных социально-экономических систем является получение своевременной, объективной и полной информации о состоянии регионального хозяйства. Практика показывает, что официальные органы региональной власти не могут представить объективные данные по состоянию и основным тенденциям регионального развития в силу высокой зависимости от региональных администраций и лично от руководителя ре-

гиона. Аналогично поведение территориальных органов федеральной государственной статистики в регионах. Лишний пример низкого качества и ангажированности этих институтов - статистика по выборам, а также данные переписи населения.

Регионаальная социально-экономическая система предтавляет собой совокупность ресурсов и эконо-мичсеких субьектов, которые взаимодействуют межжду собой по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления продукта, которая образует систему со сложной структурой врамках пределенной территории. Эта указанная система включает экологическую, экономическую, социально-демографическую составляющие которая характерезуется специфические особенности, которые отличаются от других региоал-ных систем.

Abstract. At present, one of the most important tactical tasks of forming effective regional socio-economic systems is to obtain timely, objective and complete information about the state of the regional economy. Practice shows that the official regional authorities cannot provide objective data on the status and main trends of regional development due to the high dependence on regional administrations and personally on the head of the region. The behavior of the territorial bodies of federal state statistics in the regions is similar. Another example of the poor quality and bias of these institutions is the statistics on elections, as well as census data.

The regional socio-economic system is a combination of resources and economic entities that interact among themselves about the production, distribution, redistribution and consumption of the product, which forms a system with a complex structure within a limited territory. This indicated system includes ecological, economic, socio-demographic components which are characterized by specific features that differ from other regional systems.

Ключевые слова: Мониторинг, регион, иституты, муниципалитеты, органы управления, региональная служба, региональные хозяйства, информационно-аналитических обследования.

Keywords: Monitoring, region, institutes, municipalities, governing bodies, regional service, regional farms, information and analytical surveys.

Каждый регион России (субьект РФ) характеризуется присущими ему природными ресурсами, особенностями их территориального размещения и освоения, национальными и культурными историческими чертами, своей структурой производства, уровнем социално-экономического развития и спецмализацией. Углуюление межрегиональных диспропорций, обьектвно существующих по причинам политического, географического, исторического ххарактера, происходит на фоне усиления различий по уровню эффективностью действий реио-нальных уровнй власти. [7, 8]

Но очевидно, что строить долгосрочную стратегию развития региональных хозяйств, разрабатывать сценарии развития при отсутствии объективной полноценной и оперативной информации невозможно. Некоторые исследователи предлагают выход из данной ситуации в том, чтобы использовать неоспоримые данные, исследовать лишь крупномасштабные структурные и глобальные тенденции, которые сложно поддаются искажению и использовать описательный метод. Полагаем, что это не решение проблемы. Мы видим ее в формировании полноценной региональной службы мониторинга.

Каковы же ее цели и задачи?

Целью региональной службы мониторинга, по мнению ряда авторов [ 2, 3, 4, 5], является обеспечение органов управления полной, своевременной и достоверной информацией адекватно отражающей наиболее значимые параметры социально-экономической системы региона.

Такая формулировка цели региональной службы мониторинга вытекает из сущности мониторинга, под которым понимают специально организованную и постоянно действующую систему учета (статистической отчетности), сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований [3].

Основные задачи мониторинговой службы в регионе нами исследовались с 2013 по настоящее время и опубликованы в ряде статей.[ 9, 10].

И выглядят следующим образом:

1) организация наблюдения за состоянием основных социально-экономических процессов на территории с целью получения своевременной, достоверной и объективной информации;

2) обобщение полученной информации, ее анализ, выявление тенденций, их формализация, квантифи-кация и оценка с точки зрения пороговости (нормальное, критическое и закритическое)

3) разработка сценариев развития событий, определение характера выявленных тенденций на основе проведенных обобщений и моделирования снятой информации;

4) обеспечение в установленном порядке соответствующих органов государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной и СМИ), а также предприятий, организаций и учреждений независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;

5) разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации и обеспечение ими соответствующих структур органов власти на местах;

6) подготовка рекомендаций и мероприятий, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов власти.

Основные принципы организации региональной службы мониторинга:

1. Независимость (финансовая, организационная, юридическая);

2. Компетентность и профессионализм;

3. Непрерывность наблюдений;

4. Доступность информации;

5. Комплексность проводимых наблюдений;

6. Периодичность и полноценность снятия информации с социальных объектов;

7. Корреспондированность с другими институтами и службами в регионе.

Исходя из высказанных целей и задач, а также принципов формирования региональной службы нами видятся следующие конкретные технологии организации в регионе.

В настоящее время одной из главных задач изучения регионального развития является наличие полноценной, объективной информации о состоянии региональной социально-экономической системы в различных аспектах и в разные периоды ее существования (в прошлом (истории) и современности). Получение такой информации становится одной из центральных проблем в исследовании региональных социально-экономических систем. Однако, это только один аспект. Другой не менее важный - обобщение, анализ и моделирование состояния развития. Разработка сценариев развития и выработка предложений по элиминированию негативных и стимулированию позитивных последствий и тенденций. Решение этой задачи возможно при условии формирование адекватной организационной и научной инфраструктуры регионального и субрегионального (муниципального) уровня. Данную инфраструктуру должны представлять сеть постоянных или временных, специальных или второстепенных агентств. Эти агентства осуществляют сбор, обработку, анализ и моделирование состояния регионального развития в различных сферах региональной социально-экономической системы, т.е. со стороны экологии, демографии, этнополитической, социальной, хозяйственной, а также в различных сегментах: промышленности, сельского хозяйства, коммерческих и некоммерческих услуг, образования, здравоохранения, компаниях (региональных и трансрегиональных), предприятиях, фирмах, домашних хозяйствах.

Статус этих агентств оказывается разным и не только в зависимости от того на постоянный или же временной основе они работают, являются ли специализированными в области наблюдения (соответственно, лишь сбора информации) или же проводят аналитическую работу, разрабатывают разные сценарии развития и т.д., но также и от юридического и организационного уровня. Например, на муниципальном уровне их статус будет иной, чем на уровне региона в целом. Однако, несомненно, одно - эти агентства должны составлять непрерывную сеть, которая покрывает в максимальной степени исследуемый объект, т.е. региональную социально-экономическую систему. Это означает, что региональная служба мониторинга должна состоять из множества агентств, одни из которых специализируются на муниципалитетах, других на предприятиях и проч. институциональных объектах, третьи на направлениях развития региональных систем. Все эти агентства должны быть взаимосвязаны между собой организационно, т.е. выполнением определенных задач. Это совершенно не означает, что такие агентства должны финансово и юридически относится к одной и той же организации, иметь одно и то же юридическое и физическое лицо. Но они должны быть организационно, в зависимости от стоящих задач, объекта исследования, едиными.

В этой связи, возникает новая задача: какой должна быть организационная и пространственная модель региональной службы мониторинга? Есть два варианта. Один - признает, что такая служба, которая, как уже замечено, состоит из множества агентств, должна иметь в каждом муниципалитете свое агентство или агента, который предоставляет ей полноценную, объективную информацию непрерывно, т.е. ведет непрерывный учет состояния муниципального хозяйства и эту информацию передает региональному центру региональной службы мониторинга. Однако, как показывает практика и рациональные оценки, дело это оказывается накладным с точки зрения финансов и малопродуктивным с точки зрения здравого смысла и в целом организационной теории. Оно, во-первых, будет вести к бюрократизации такой службы, во-вторых, в конечном счете, окажется неэффективной, т.к. расходы на содержание службы окажутся выше доходов. Поэтому, следует выбрать второй вариант, в котором признается необходимость создания специализированных агентств, которые будут разбросаны по территории региона, представлять будут к тому же самостоятельные организационно и юридически службы, ведущие самостоятельно свою деятельность на своей территории (т.е. как территории муниципалитета, так и области развития региональной системы), но при этом по одному сценарию, т.к. для различных структур региональной службы мониторинга требуется идентификация информации. Такие агентства можно создавать на базе учебных заведений, крупных предприятий, а также муниципалитетов. Взаимосвязь между частными агентствами должна основываться на следующих принципах: непрерывности и периодичность наблюдения за объектом, целенаправленности деятельности (деятельность частных агентств должна ориентироваться на решение конкретных задач), комплексность оценок и направлений развития объекта исследования, сопоставимость и соизмеримость полученных данных и системность [9].

И в этой связи при формировании региональной службы экономического мониторинга нельзя обойтись без муниципалитетов. Для этого видится два основных направления. С одной стороны, создавать в больших муниципалитетах постоянные самостоятельные службы или агентства по сбору, обобщению и хранению о социально-экономическом развитии территории. В небольших муниципалитетах эту работу могли бы вести агенты, которые неплохо знают местные условия и могут грамотно вести сбор и обобщение информации о различных сторонах жизнедеятельности муниципалитета. В другом случае, можно содержать небольшой штат аген-

тов, которые либо на постоянной основе, либо время от времени осуществляли бы сбор и обобщение информации о различных сторонах социально-экономического развития муниципалитета.

Муниципальные службы (агентства) должны иметь возможность снабжать центральную службу экономического мониторинга оригинальной информацией. Для решения данных вопросов важным направлением являются социологические опросы и анкетирование населения и субъектов хозяйствования, расположенных на территории муниципалитета. Вместе с тем муниципалитеты различаются не только по своему размеру (главным образом численности населения, размеру территории, а также по муниципальному валовому продукту (МВП)), но также и по производственно-хозяйственному профилю. Есть муниципалитеты, в которых основу составляет сельское хозяйство. Но даже в нем есть муниципалитеты, в которых сельское хозяйство ведется в крестьянских подворьях, агрофирмах и т.д. Функционируют муниципалитеты, специализирующие на промышленном производстве: добыче полезных ископаемых (заготовке леса, добыче нефти, газа, железной руды и проч.), производстве какой либо монопродукции. Это, как правило, моногорода или поселки с монопрофильным производством. В таких муниципалитетах, на наш взгляд, рациональнее иметь службы мониторинга на данных объектах. Если говорить об постоянных агентах в муниципалитетах с монопрофильным производством, то их следует формировать в сфере производства. И значит, их могли бы представлять предприятия, занятые производством профильной для данного муниципалитета продукции. В сфере обращения аналогичные институты могли бы быть созданы на крупных продуктовых городских и муниципальных рынках. Кадровый состав таких агентств могли бы составлять муниципальные служащие, либо служащие, соответствующих профилю муниципалитета, предприятий.

Важнейшей задачей таких агентов является сбор достоверной и объективной информации. Однако этого недостаточно. Информация нуждается в оперативной обработке, анализе, моделировании, разработке прогнозов, сценариев развития и выработке мер по предотвращению негативного развития событий и по стимулированию позитивного эффекта. Для этих целей в регионе предполагается создать центральную службу экономического мониторинга, которая занималась бы анализом и обобщением информации, выявлением тенденций, разработкой прогнозов и сценариев развития, а также мер по предупреждению негативного развития событий на территории региона. В муниципалитетах эту работу вести нерационально. На уровне муниципалитетов рационально вести лишь сбор и обобщение информации. Что же касается анализа информации, то муниципалитет мог бы поручать ее специализированным центрам (службам) осуществляющим такие обследования.

На наш взгляд, целесообразно, чтобы центральная служба могла бы вести методическую и методологическую работу с сетью агентств и служб на уровне муниципалитетов и социальных объектов.

Источники:

1. Афанасьев В.В., Никитина Т.А. Мониторинг как особый вид научной теории практики. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государсттвенного университета.

2. Когут А.Е. Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. - ИСЭП РАН, СПб; 1995

3. Лексин В., Селиверстов В., Швецов А. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах российской федерации// http://www.ieie.nsc.ru

4. Рисин И Е , Шлеките И А. Тенденции развития системы мониторинга социально-экономического развития региона // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации 2006. - Вып. 4 (20). - С. 46-50

5. Шанин С. А., Шлеките И А Методологический аспект организации новой системы мониторинга // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион Общественные науки - Ростов - н/Д, - 2006. - С. 101-104

6. Бродель Ф. (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII в. том 3. Время мира. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1992. С.14)

7. Смирнова Т.А, Зандер Е.В, Лобкова Е.В., Мониторинг социально-экономических процессов как инструмент регионального управления и территориального планирования. Litres, 28 июн. 2019 г.

8. Зандер Е.В., Лобкова Е.В, Смирнова Т.А, Мониторинг социально-экономических процессов как инструмент регионального управления и территориального планирования. Монография. стр.5. Красноярск. СФУ 2016г.

9. Уянаева Х.Б. Организационно-хозяйственный механизм обеспечения устойчивого развития сельских территорий (на материалах СКФО) // Диссертационная работа.2015г.

10. Уянаева Х.Б.Система мониторинга устойчивого развития сельских территорий Северного Кавказа. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2018. № 2 (82). С. 62-69.

References:

1. Kogut A.E. Rohchin V.S. Informacionnye osnovy regional'nogo social'no-ekonomicheskogo monitoringa. - ISEP RAN, SPb; 1995

2. Leksin V., Seliverstov V., SHvecov A. O formirovanii gosudarstvennoj sistemy monitoringa social'no-ekonomicheskoj, nacional'no-etnicheskoj i politicheskoj situacii v regionah rossijskoj federacii// http://www.ieie.nsc.ru

3. Risin I E , SHlekite I A. Tendencii razvitiya sistemy monitoringa social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona // Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii 2006. - Vyp. 4 (20). - S. 46-50

4. SHanin S. A., SHlekite I A Metodologicheskij aspekt organizacii novoj sistemy monitoringa // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij Severo-Kavkazskij region Obshchestvennye nauki - Rostov - n/D, - 2006. - S. 101-104

5. F.Brodelem (Brodel' F. Material'naya civilizaciya, ekonomika i kapitalizm, XV - XVIII v. tom 3. Vremya mira. Per. s franc. M.: Progress, 1992. S.14)

6. Smirnova T.A, Zander E.V, Lobkova E.V., Monitoring social'no-ekonomicheskih processov kak instrument regional'nogo upravleniya i territorial'nogo planirovaniya. Litres, 28 iyun. 2019 g.

7. .Zander E.V., Lobkova E.V, Smimova T.A, Monitoring social'no-ekonomicheskih processov kak instrument region-

al'nogo upravleniya i territorial'nogo planirovaniya. Monografiya. str.5. Krasnoyarsk. SFU 2016g.

8. Uyanaeva H.B. Organizacionno-hozyajstvennyj mekhanizm obespecheniya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij (na ma-

terialah SKFO) // Dissertacionnaya rabota.

9. Uyanaeva H.B.Sistema monitoringa ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Severnogo Kavkaza. Izvestiya Kabardino-

Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2018. № 2 (82). S. 62-69.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10366

М.А. Федотова - доцент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), fedotova-ma@yandex.ru,

M.A. Fedotova - Associate Professor of Department «Human Resource Management», Candidate of Economical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University);

А.Р. Затолокина - студентка кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), zatolokina-a @yandex.ru,

A.R. Zatolokina - Student of Department «Human Resource Management», Candidate of Economical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University);

B.С. Прохорова - студент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), vikaproha.2703@gmail.com,

V.S. Prokhorova - Student of Department «Human Resource Management», Candidate of Economical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ FORMATION OF SPECIALIZED CAREER GUIDANCE CENTERS FOR AEROSPACE SPECIALTIES

Аннотация. В данной работе отражена роль центров профориентации и необходимость создания профильных центров, каждый из которых будет относиться к своему отраслевому направлению и знакомить школьников с множеством профессий, входящих в это направление. Основная цель такого центра: ознакомление и подбор специальности, которая подойдёт человеку больше всего.

Формирование таких центров связано с необходимостью повысить осведомленность в специфических профессиях, таких как профессии аэрокосмической области, когда у школьников зачастую нет даже базового представления об отрасли, возникает задача: как ясно преподнести информацию о специальностях аудитории школьников. Формирование площадок и подготовка координаторов по популяризации профессии на базе ВУЗов может быть уникальным решением для профориентации.

Abstarct. This paper reflects the role of career guidance centers and the need to create specialized centers, each of which will relate to its own industry direction and introduce students to a variety of professions included in this direction. The main goal of such a center is to familiarize and select the specialty that will suit the person most.

The formation of such centers is associated with the need to raise awareness in specific professions, such as aerospace, when students often do not even have a basic idea of the industry, the problem arises: how to clearly present information about the specialties of the audience of students. Creating platforms and training coordinators to promote the profession on the basis of Universities can be a unique solution for career guidance.

Ключевые слова: профориентация, центры по профессиональной ориентации, специфика профессий отрасли, координаторы по популяризации профессии, профориентологи, аэрокосмические специальности, вуз, профессии, школьники, работодатели.

Keywords: career guidance, centers for professional orientation, specifics of professions in the industry, coordinators for the promotion of the profession, career guidance specialists, aerospace specialties, universities, professions, school children, employers.

Важность профориентационных работ отмечается в ряде выступлений на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в РФ 23 декабря 2015 года. Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении говорил: «Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача - привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний. Если предприниматель мыслит на перспективу, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать со школой у нас есть очень хорошие примеры, когда бизнес вкладывает деньги в развитие школьного дела, в строительство школ, в оборудование школ в Москве, в других регионах. Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки и факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.