Научная статья на тему 'Формирование профильных центров профориентации для аэрокосмических специальностей'

Формирование профильных центров профориентации для аэрокосмических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / центры по профессиональной ориентации / специфика профессий отрасли / координаторы по популяризации профессии / профориентологи / аэрокосмические специальности / вуз / профессии / школьники / работодатели. / career guidance / centers for professional orientation / specifics of professions in the industry / coordinators for the promotion of the profession / career guidance specialists / aerospace specialties / universities / professions / school children / employers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Федотова, А. Р. Затолокина, В. С. Прохорова

В данной работе отражена роль центров профориентации и необходимость создания профильных центров, каждый из которых будет относиться к своему отраслевому направлению и знакомить школьников с множеством профессий, входящих в это направление. Основная цель такого центра: ознакомление и подбор специальности, которая подойдёт человеку больше всего. Формирование таких центров связано с необходимостью повысить осведомленность в специфических профессиях, таких как профессии аэрокосмической области, когда у школьников зачастую нет даже базового представления об отрасли, возникает задача: как ясно преподнести информацию о специальностях аудитории школьников. Формирование площадок и подготовка координаторов по популяризации профессии на базе ВУЗов может быть уникальным решением для профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. А. Федотова, А. Р. Затолокина, В. С. Прохорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPECIALIZED CAREER GUIDANCE CENTERS FOR AEROSPACE SPECIALTIES

This paper reflects the role of career guidance centers and the need to create specialized centers, each of which will relate to its own industry direction and introduce students to a variety of professions included in this direction. The main goal of such a center is to familiarize and select the specialty that will suit the person most. The formation of such centers is associated with the need to raise awareness in specific professions, such as aerospace, when students often do not even have a basic idea of the industry, the problem arises: how to clearly present information about the specialties of the audience of students. Creating platforms and training coordinators to promote the profession on the basis of Universities can be a unique solution for career guidance.

Текст научной работы на тему «Формирование профильных центров профориентации для аэрокосмических специальностей»

7. .Zander E.V., Lobkova E.V, Smimova T.A, Monitoring social'no-ekonomicheskih processov kak instrument region-

al'nogo upravleniya i territorial'nogo planirovaniya. Monografiya. str.5. Krasnoyarsk. SFU 2016g.

8. Uyanaeva H.B. Organizacionno-hozyajstvennyj mekhanizm obespecheniya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij (na ma-

terialah SKFO) // Dissertacionnaya rabota.

9. Uyanaeva H.B.Sistema monitoringa ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Severnogo Kavkaza. Izvestiya Kabardino-

Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2018. № 2 (82). S. 62-69.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10366

М.А. Федотова - доцент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), fedotova-ma@yandex.ru,

M.A. Fedotova - Associate Professor of Department «Human Resource Management», Candidate of Economical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University);

А.Р. Затолокина - студентка кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), zatolokina-a @yandex.ru,

A.R. Zatolokina - Student of Department «Human Resource Management», Candidate of Economical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University);

B.С. Прохорова - студент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), vikaproha.2703@gmail.com,

V.S. Prokhorova - Student of Department «Human Resource Management», Candidate of Economical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ FORMATION OF SPECIALIZED CAREER GUIDANCE CENTERS FOR AEROSPACE SPECIALTIES

Аннотация. В данной работе отражена роль центров профориентации и необходимость создания профильных центров, каждый из которых будет относиться к своему отраслевому направлению и знакомить школьников с множеством профессий, входящих в это направление. Основная цель такого центра: ознакомление и подбор специальности, которая подойдёт человеку больше всего.

Формирование таких центров связано с необходимостью повысить осведомленность в специфических профессиях, таких как профессии аэрокосмической области, когда у школьников зачастую нет даже базового представления об отрасли, возникает задача: как ясно преподнести информацию о специальностях аудитории школьников. Формирование площадок и подготовка координаторов по популяризации профессии на базе ВУЗов может быть уникальным решением для профориентации.

Abstarct. This paper reflects the role of career guidance centers and the need to create specialized centers, each of which will relate to its own industry direction and introduce students to a variety of professions included in this direction. The main goal of such a center is to familiarize and select the specialty that will suit the person most.

The formation of such centers is associated with the need to raise awareness in specific professions, such as aerospace, when students often do not even have a basic idea of the industry, the problem arises: how to clearly present information about the specialties of the audience of students. Creating platforms and training coordinators to promote the profession on the basis of Universities can be a unique solution for career guidance.

Ключевые слова: профориентация, центры по профессиональной ориентации, специфика профессий отрасли, координаторы по популяризации профессии, профориентологи, аэрокосмические специальности, вуз, профессии, школьники, работодатели.

Keywords: career guidance, centers for professional orientation, specifics of professions in the industry, coordinators for the promotion of the profession, career guidance specialists, aerospace specialties, universities, professions, school children, employers.

Важность профориентационных работ отмечается в ряде выступлений на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в РФ 23 декабря 2015 года. Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении говорил: «Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача - привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний. Если предприниматель мыслит на перспективу, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать со школой у нас есть очень хорошие примеры, когда бизнес вкладывает деньги в развитие школьного дела, в строительство школ, в оборудование школ в Москве, в других регионах. Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки и факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы» [1].

А 24 ноября 2016 г. на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «Политические науки и регионоведение» тогда Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила: «Нужно вернуть в школы ориентацию на профессии, это необходимо, и это наша с вами задача». По ее мнению корень проблемы системы высшего образования в том, что будущим студентам предоставляется слишком обширный выбор ВУЗов и будущих специальностей, что и вызывает у них вопрос о выборе будущей профессии [2].

По окончании школы перед абитуриентами встает вопрос о выборе будущей специальности. Каждый решает эту задачу по-своему. Кто-то продолжает династию и идет по стопам родителей, бабушек, дедушек и т.д. Некоторые с рождения чувствуют свое предназначение и точно знают, куда пойдут учиться дальше и кем станут. Оставшимся лишь предстоит принять решение... И, конечно, лучше всего определиться до «последнего звонка». Для того, чтобы направить школьника в нужное русло существуют разные виды профессиональной ориентации. Получить необходимую базу ученик может в школе или профориентационном центре. Школьника посвящают в разнообразие профессий и помогают обратить внимание на направление, которое ему будет по душе и соответствовать его способностям.

С этой целью в школах проводятся деловые, профориентационные и психологические игры. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересного для себя направления. В некоторых школах предусмотрено комплексное профориентаци-онное сопровождение на протяжении всего времени обучения (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.). Так же проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Однако в школах до сих пор отсутствует систематизированный подход к профориентации. Это обусловлено следующими причинами:

> Большая загруженность учебной программы у выпускников: урочная система, обилие факультативов, дополнительное образование: музыкальные, спортивные и другие школы.

> Психологическая незрелость, отсутствие серьезного подхода к выбору профессии учащихся.

> Отсутствие в школах нужных специалистов, которые наиболее профессионально подойдут к этому вопросу

Но есть школьники, которые заинтересованы в том, чтобы понять какими способностями они обладает, в каких направлениях сильны и к каким предрасположены. Именно поэтому существуют центры профессиональной ориентации, где каждый желающий может пройти определенные мероприятия, которые помогут разобраться в себе.

Таких центров по Москве очень много, и они используют различные методики выявления особенностей и предрасположенностей человека. Один из таких методов- тестирование. В центрах могут использоваться такие опросники как:

• Опросник для определения типа мышления;

• Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока);

• Опросник профессиональных склонностей Йовайши;

• Определение профессионального типа личности Дж. Голланда;

• Формула темперамента;

• Анкета мотивов выбора профессий;

• Тест Климова.

Пройдя вышеперечисленные опросники и тесты можно разобраться в себе и понять к какому направлению вы больше всего предрасположены.

Но что же делать дальше? Перед школьником открывается широкий спектр отраслей и различных специальностей, входящих в какое-ибо направление.

С целью решения данной проблемы был запущен, онлайн-сервис, который позволяет пройти огромное количество качественных профориентационных проектов: от тестирования и профпроб до мастер-классов и мероприятий. Участвуя в них, проявляя творческую активность, человек узнает больше о себе (своих индивидуальных особенностях, склонностях и способностях), знакомится с миром различных профессий и лучшими профессионалами, которые помогут ребятам развиваться. У такой системы есть как свои преимущества, так и недостатки. Минусы такой платформы: нет чётких разделений на профили, благодаря чему многие направления не охвачены; отсутствие чёткой структуры может запутать человека; отсутствует прямое общение, все тесты проводятся онлайн [4].

Поэтому для улучшения ознакомления школьника и студента с профессией необходимо сформировать профильный профориентационный центр .

Что же такое профильный профориентационный центр? Это комплекс в котором сочетается не только функции обычного профориентационного центра, но и такие специфические методики, направленные на изучение профессии.

Рассмотрим подробно профильный центр профориентации в аэрокосмической сфере.

Целью создания такого центра является подготовка, в случае с авиационной и космической промышленностью, кадрового резерва, который с удовольствием бы сделал осознанный выбор для изучения той или иной профессии.

Важно понять, где такой центр должен быть расположен? Начальной стадией развития проекта является создание электронной платформы, где будет собрана основная информация о профессиях и ближайших мероприятиях. Следующим этапом будет являться уже само непосредственное открытие профильного профори-ентационного центра на площадках ВУЗов. Один такой центр будет представлять одно направление и знакомить пришедших на профессиональную ориентацию лиц с профессиями, входящих в него.

Такая форма организации будет иметь ряд преимуществ:

1) Расположение центра на площадке ведущего вуза дает возможность школьникам посмотреть на будущую студенческую жизнь;

2) Профильный центр- следующая ступень после определения своего направления. Здесь школьнику будут предложены ВУЗы и более узкие специальности, которые наиболее точно подходят его особенностям и потенциалу, что будет понятно после прохождения ряда определенных тестов и бесед.

Профильный центр профориентации будет включать в себя следующие элементы развития:

1. проведение квестов, интеллектуальных игр, мастер-классов и других мероприятий для школьников различных возрастов;

2. проведение экскурсий в Вузе, а также на авиационных и космических предприятиях;

3. сбор и хранение информации о всех мероприятиях авиационной и космической направленности для школьников и студентов;

4. консультации с психологом;

5. подготовка координаторов по популяризации профессий.

Для того чтобы преподнесены материал был наилучшим образом усвоен необходимо учитывать возраст ребенка. Можно выделить такие возрастные группы, как начальная школа, средняя школа и старшая школа.

В таких центрах должны работать такие специалисты, которым необходимо знать не только общий профиль этого центра, но и направления, которые этот центр представляет.

Так как из-за неосведомленности большинства профориентологов в специфических профессиях, таких как профессии аэрокосмической области, у школьников возникает еще больше вопросов, возникает проблема, как можно преподнести информацию об этих специальностях школьникам. Формирование отрядов и подготовка координаторов по популяризации профессии на базе ВУЗов было бы уникально и нужно для помощи профо-риентологов.

Давайте разберемся в чем разница между профориентологом и координатором по популяризации профессии [5-8].

По определению профориентолог - это специалист, который помогает людям определиться с выбором профессию или же сменить её. Из определения видно, что такой человек должен быть с высшим образованием и иметь хорошую квалификацию, что трезво оценивать посетителя.

Координатор по популяризации профессии - это активный студент ВУЗа, обладающий комплексом навыков и знаний, позволяющих грамотно и нескучно рассказать о профессии в авиационной и аэрокосмической сфере, проводить тренинги и мастер-классы по основам профессии.

Принципиальный плюс координаторов в том, что они в основном работают со школьниками, причем сами не так давно такими были. Они зачастую лучше понимают молодежь нежели, чем более старшие лица, пусть даже и профессионалы.

К таким координаторам при подборе можно предъявить такие требования, как:

-студент или аспирант МАИ;

-проявление активности;

-оперативное решение поставленных задач;

-культурно образованность;

-без задолженностей по учебе.

Все эти требования обоснованы тем, что координатор будет своим примером показывать, на сколько интересна может быть та или иная профессия.

Так как координаторы по популяризации профессии все-таки должны будут работать с неопределившимся людьми им необходимо обучиться. И тут понадобиться программа подготовки координаторов - программа, включающая в себя комплекс мер по совершенствованию навыков и состоит из 3 блоков, расчитанных на 72 академических часа подготовки:

• общие навыки,

• soft skills,

• hard skills.

• Современные ученые используют именно такие термины как soft skills и hard skills. Что бы понимать разницу между этими понятиями обратимся к определениям.

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills - «мягкие навыки» или «гибкие навыки») - такие навыки, как утверждают психологи - социальные: навык убеждения, умение общаться с людьми, лидерство, общение, time - менеджмент и др.

Soft skills - социальные и профессиональные навыки. При этом чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные от-

ходят на второй план. Ведь чем выше занимаемый пост, тем большее количество подчиненных и сотрудников могут проконсультировать вас по всевозможным вопросам.

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с работой в области технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п.

Общий план подготовки координаторов на базе Московского авиационного института (Национального исследовательского университета) можно представить в виде Таблицы 1.

Таблица 1 - Общий план подготовки

№ Раздел Содержание подготовки Объем часов

Языковая норма устной речи и «умение использовать выразительные языковые средства». 3

1 Общая подготовка Изучение развития детей, психологические особенности подростка. 2

Виды поведения детей и подростков 1

Способы поведения с детьми/подростками и постановка себя для детей и подростков. 6

Изучение аэрокосмической и авиационной отрасли в целом и положение отраслей в экономической системе. 6

2 Soft skills Изучение всех меганаправлений вуза 9

Осуществление экскурсий по лабораториям МАИ и различные мастер-классы 6

Развитие soft-skills 15

Выбор и изучение отдельного профиля- меганаправления, в который студент-координатор должен погрузится 18

3 Hard skills Изучение различных видов деятельности, которые связанны с выбранным направлением и которые будут интересны детям различных возрастов 6

Итого: 72

Общая подготовка должна в себя включать обучение работы с детьми и подростками. Причиной тому является их психика и характер.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. Так можно выделить негативные и положительные стороны подросткового возраста.

-негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.

-положительные факторы: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.

После обучения с целью определения уровня усвоения студентом изученного материала, применения полученных навыков в профориентационной деятельности, а также рациональности расходования средств, вложенных в обучение, проводится оценка эффективности пройденного обучения.

На основании программы пройденного обучения может быть составлен план дальнейшего развития и закрепления полученных знаний и навыков.

Навыки должны удовлетворять потребностям абитуриентов, и координатор должен уметь: проводить профориентацию в школе; давать мастер-классы по меганаправлению, которое координатор выбрал, для представления школьникам и другим желающим; проводить экскурсии; делать квесты; проводить викторины и другие интеллектуальные игры по направлению и другие виды активности, которые будут изучены в течении периода обучения и др. виды активностей, указанные в Таблице 2, которые расписаны по возрастам.

План осуществления такого проекта должен включать в себя такие этапы, как:

1. Оформление в официальном стиле план работы с координаторами по популяризации профессии.

2. Обучение 10-15 студентов этой работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Предоставление обученным координаторам возможность поработать со школьниками.

4. Корректировка программы на основе сделанных выводов по проведенной работе.

В заключении, стоит отметить, что еще в древности люди стали понимать, что все в живом мире должно быть на своих местах и человек не исключение. Он должен заниматься тем, что ему было бы интересно и возможно с учетом способностей. Уже в то время люди стали задумываться о том, как правильнее найти свое

место в жизни. И сегодня проблемы самоопределения и профориентации являются актуальными как для работодателей, так и для студентов и школьников.

Из-за многообразия сфер деятельности человеку трудно определиться с выбором профессии. Для помощи в таком выборе с каждым, кто встал на путь выбора необходимо проводить беседы, тестирования и практические занятия для выяснения его предрасположенностей к той или иной деятельности. Чтобы человек смог комфортно ощущать себя при решении конкретно поставленных задач, а также непосредственно в коллективе, в котором ему предстоит работать, важно наиболее точно выяснить предназначение человека.

Таблица 2 - Виды активностей, которые можно проводить с детьми разных возрастов

5-6 классы 7-8 классы 9-10 классы 11 класс

Урок-мастер класс, «делаем модели самолётов» Решение кроссвордов, составить слова, викторина (ответы на вопросы) Рассказ о мероприятих, олимпиадах, сменах МАИ для школьников Вручить символику МАИ (используется как вид визуальной профориентации) Рассказ о факультетах, специальностях МАИ, спортивных секциях плюсах и минусах этого института. Ответы на вопросы школьников Просмотр видео об институте

Собрать, ракету самолёт. Про-фориентатор рассказывает об области применения самолётов и ракет Викторина о возникновении авиации, космонавтики, основные даты и фамилии Собрать ракету, самолёт назвать её части (пазл); Краткая лекция об авиации и космонавтики Небольшая лекция о роли авиации и космонавтики в мире; Рассказ, приглашение на вступительные экзамены в ФМШ МАИ Организация экскурсий на территории института и предприятиях авиационной и космической назначенно-сти; Проект «Почувствуй себя студентом»

Поэтому авторами и были предложены такие центры профильной профориентации на базе вуза, выполняющие важные социальные функции и задачи профориентации для аэрокосмической отрасли.

Источники:

1. Таточенко Е. В. Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и за рубежом. URL: http://superinf.ru/view_- helpstud.php?id=2786

2. Осенняя сессия Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки 41.00.00 «Политические науки и регионоведение». URL: http://mgimo.ru- /about/news/main/osennyaya-sessiya-fumo-politicheskie-nauki-i-regionovedenie/

3. Профкод — только лучшая профориентация: проверено на качество // прфкод - качественная профориентация столицы URL: https://profkod.mgpu.ru/

4. Методика «тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации г.в.резапкиной) // gurutestov.ru URL: http://www.gurutestov.ru/test/24

5. Soft skills и Hard skills - в чем разница? // Mentalskills URL: https://www.mental-skills.ru/synopses/6981.html

6. Краев В.М., Федотова М.А., Тихонов А.И. Управление персоналом аэрокосмической промышленности. Базовый курс. Учебное пособие / Ставрополь, ЛОГОС. 2018 . - 108 с.

7. Тихонов А.И., Михайлов А.А., Федотова М.А. Управление человеческими ресурсами: организационные и социально-экономические механизмы управления трудом работников предприятий аэрокосмической отрасли / Ставрополь, Знание-М. 2019. - 105 с.

8. Хромова С.А., Федотова М.А. Система раннего профессионального ориентирования и вовлечения школьников как элемент социально-экономического механизма управления брендом работодателя организации // Московский экономический журнал. 2018. № 5-2. С. 34.

9. Тихонов А.И. Основные задачи российских компаний, решаемые с помощью HR-аналитики // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 28 (2). С. 162-166.

10. Tikhonov A.I. Corporate training programs in Russian and foreign companies: impact on staff and time challenges // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9, No. 3. P. 183-189.

References:

1. Tatochenko E. V. Istoricheskie aspekty stanovleniya i razvitiya proforientacionnoj raboty v Rossii i za rubezhom. URL: http://superinf.ru/view_- helpstud.php?id=2786

2. Osennyaya sessiya Federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya ukrupnennoj gruppy napravlenij podgotovki 41.00.00 «Politicheskie nauki i regionovedenie». URL: http://mgimo.ru- /about/news/main/osennyaya-sessiya-fumo-politicheskie-nauki-i-regionovedenie/

3. Profkod — tol'ko luchshaya proforientaciya: provereno na kachestvo // prfkod - kachestvennaya proforientaciya stolicy URL: https://profkod.mgpu.ru/

4. Metodika «tip myshleniya» (metodika opredeleniya tipa myshleniya v modifikacii g.v.rezapkinoj) // gurutestov.ru URL: http://www.gurutestov.ru/test/24

5. Soft skills i Nard skills - v chem raznica? // Mentalskills URL: https://www.mental-skills.ru/synopses/6981.html

6. Kraev V.M., Fedotova M.A., Tihonov A.I. Upravlenie personalom aerokosmicheskoj promyshlennosti. Bazovyj kurs. Uchebnoe posobie / Stavropol', LOGOS. 2018 . - 108 s.

7. Tihonov A.I., Mihajlov A.A., Fedotova M.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami: organizacionnye i social'no-ekonomicheskie mekhanizmy upravleniya trudom rabotnikov predpriyatij aerokosmicheskoj otrasli / Stavropol', Znanie-M. 2019. - 105 s.

8. Hromova S.A., Fedotova M.A. Sistema rannego professional'nogo orientirovaniya i vovlecheniya shkol'nikov kak element social'no-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya brendom rabotodatelya organizacii // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2018. № 5-2. S. 34.

9. Tihonov A.I. Osnovnye zadachi rossijskih kompanij, reshaemye s pomoshch'yu HR-analitiki // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2020. № 28 (2). S. 162-166.

10. Tikhonov A.I. Corporate training programs in Russian and foreign companies: impact on staff and time challenges // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9, No. 3. P. 183-189.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10367

Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, khoroIskaya77@maiI.ru,

T.E. KhoroIskaya - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Е.В. Калашникова - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, ignis2010@maiI.ru,

E.V. Kalashnikova - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Е.И. Еленская - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, k.eIenskaya@yandex.ru,

E.I. EIenskaya - undergraduate, Kuban state agrarian University.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ METHOD OF ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS OF ACTIVITIES OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

Аннотация. Положительные показатели финансовых результатов коммерческой организации выступают основой ее экономического развития, способствуют укреплению взаимоотношений с различными участниками экономических процессов. Однако даже при наличии положительного финансового результата необходим грамотный подход к его анализу. Качественный анализ финансовых результатов дает реальную картину эффективности деятельности этого субъекта по всем направлениям.

Изучение специальной литературы по исследуемой проблематике показало, что проведение анализа финансовых результатов происходит по определенному алгоритму. Проведение анализа финансовых результатов исследуемой организации целесообразно начать с анализа динамики двух показателей прибыли, а именно прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчётный период. В условиях рыночных отношений роль показателей рентабельности деятельности коммерческой организации, характеризующей уровень прибыльности ее деятельности, достаточно велика.

Abstract. Positive indicators of the financial results of a commercial organization are the basis of its economic development, contribute to strengthening relationships with various participants in economic processes. However, even with a positive financial result, a competent approach to its analysis is necessary. A qualitative analysis of financial results gives a real picture of the effectiveness of this entity in all areas.

The study of special literature on the studied issues showed that the analysis of financial results occurs according to a certain algorithm. It is advisable to start the analysis of the financial results of the organization under study by analyzing the dynamics of two profit indicators, namely, profit before tax and net profit for the reporting period. In the conditions of market relations, the role of profitability indicators of a commercial organization characterizing the level of profitability of its activities is quite large.

Ключевые слова: финансовые результаты, анализ финансовых результатов, прибыль, рентабельность, деловая активность

Keywords: financial results, analysis of financial results, profit, profitability, business activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.