Научная статья на тему 'Работа опорного вуза со школьниками и молодёжью'

Работа опорного вуза со школьниками и молодёжью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ ВУЗ / РАБОТА ВУЗА С ТАЛАНТЛИВЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВСЕРОССИЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ОЛИМПИАДА "ЗВЕЗДА" / ПРОЕКТ "ВЕНЧУРНЫЙ АКСЕЛЕРАТОР" / ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЁЖИ В ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PILLAR UNIVERSITY / GIFTED YOUTH / GIFTED EDUCATION PROGRAMS / EARLY CAREER GUIDANCE / MULTIDISCIPLINARY ENGINEERING OLYMPIAD "ZVEZDA" / VENTURE ACCELERATOR / YOUTH INNOVATION PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Украинцева Ирина Ивановна, Коновалова Галина Михайловна, Тамбовцев Андрей Владимирович, Берген Ольга Владимировна, Пушкарева Дарья Алексеевна

Важной задачей регионального опорного вуза в рамках реализации «третьей миссии» выступает работа со школьниками и молодёжью, направленная на вовлечение их в научную и инновационную деятельность, на раннюю профориентацию, привлечение в регион талантливых абитуриентов. В Сочинском государственном университете в этих целях реализуется ряд проектов различной направленности, в том числе с партнёрами (Образовательный центр «Сириус», АНО «Море идей» и др.), что позволяет расширять географию приёма, повышать начальный уровень подготовки абитуриентов. В настоящей статье представлен опыт СГУ по работе с талантливыми школьниками и молодёжью, включающий такие проекты, как «Организация Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады "Звезда"», «Занятия с талантливыми школьниками по подготовке их к участию в олимпиадах», «Венчурный акселератор», «Повышение квалификации педагогов регионов РФ для работы в региональных научно-образовательных центрах», «Формирование социологического портрета абитуриентов, студентов и выпускников образовательных программ СПО, обеспечивающих подготовку по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Украинцева Ирина Ивановна, Коновалова Галина Михайловна, Тамбовцев Андрей Владимирович, Берген Ольга Владимировна, Пушкарева Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programs and Activities for Gifted Youth at Pillar University

An important task of pillar university within the framework of the implementation of the "third mission" is the work with gifted schoolchildren and youth of the region. The education programs and activities are aimed at involving them in scientific and innovation activities, identifying talents, early career guidance, attracting talented students to the region. For this purpose, Sochi State University has developed a number of projects of various target orientations, including with partners (Educational Center "Sirius", ANO "Sea of Ideas", etc.), which allows us to expand the geography of admission and raise the initial level of applicants' training. This article presents the experience of SSU in working with talented schoolchildren and young people, including such projects as the organization of the All-Russian Multidisciplinary Engineering Olympiad "Zvezda", Classes with talented schoolchildren in preparing them for participation in competitions, "Venture Accelerator", "Improving teachers' qualification to work in regional research and educational centers", "Formation of a sociological portrait of applicants, students and graduates of educational programs of secondary vocational education providing training for the most popular, new and promising professions and specialties of secondary vocational education".

Текст научной работы на тему «Работа опорного вуза со школьниками и молодёжью»

Работа опорного вуза со школьниками и молодёжью

Украинцева Ирина Ивановна - канд. техн. наук, доцент, проректор по непрерывному образованию и связям с общественностью. E-mail: ukrainceva58@rambler.ru Коновалова Галина Михайловна - д-р биол. наук, проф. E-mail: kon-rgsu@rambler.ru тамбовцев Андрей владимирович - канд. экон. наук, советник ректората. E-mail: info@ moreideas.ru

Берген ольга владимировна - аспирант. E-mail: info@moreideas.ru

Пушкарева Дарья алексеевна - начальник управления научных исследований. E-mail: sci-ence-dpt@mail.ru

Сочинский государственный университет, Сочи, Россия Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а

Аннотация. Важной задачей регионального опорного буза в рамках реализации «третьей миссии» выступает работа со школьниками и молодёжью, направленная на вовлечение их в научную и инновационную деятельность, на раннюю профориентацию, привлечение в регион талантливых абитуриентов. В Сочинском государственном университете в этих целях реализуется ряд проектов различной направленности, в том числе с партнёрами (Образовательный центр «Сириус», АНО «Море идей» и др.), что позволяет расширять географию приёма, повышать начальный уровень подготовки абитуриентов. В настоящей статье представлен опыт СГУ по работе с талантливыми школьниками и молодёжью, включающий такие проекты, как «Организация Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады "Звезда"», «Занятия с талантливыми школьниками по подготовке их к участию в олимпиадах», «Венчурный акселератор», «Повышение квалификации педагогов регионов РФ для работы в региональных научно-образовательных центрах», «Формирование социологического портрета абитуриентов, студентов и выпускников образовательных программ СПО, обеспечивающих подготовку по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования» и др.

Ключевые слова: опорный вуз, работа вуза с талантливыми школьниками, ранняя профориентация, Всероссийская многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», проект «Венчурный акселератор», вовлечение молодёжи в инновационное предпринимательство

Для цитирования: Украинцева И.И, Коновалова Г.М, Тамбовцев А.В, Берген О.В, ПушкареваД.А. Работа опорного вуза со школьниками и молодёжью // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 117-128.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-117-128

введение

Как за рубежом, так и в России важным фактором развития общества выступает выявление и поддержка талантов, начиная с детского возраста. В международных исследованиях отмечается дефицит талантливых школьников и студентов [1; 2], рассматриваются проблемы их выявления и воспитания [3; 4], развития у одарённых детей специфических навыков и компетенций, позволяю-

щих реализовать одарённость и добиться значимых результатов в жизни и профессиональной деятельности [5]. В отечественных и зарубежных работах представлены различные модели организации университетами работы с талантливой молодёжью, в частности социальная когнитивная модель [6], модель выявления, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах [7] и другие.

В России сформирована общенациональная система выявления и развития одарённой молодежи1, которая предусматривает совершенствование нормативно-правового регулирования в этой сфере и информационно-методического сопровождения молодых талантов, расширение мероприятий по развитию кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций и педагогических работников, занимающихся этой деятельностью. Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, образован Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. В ноябре 2015 г. Правительством РФ утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, их дальнейшего сопровождения и мониторинга2. Поиск таких детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, мероприятий, направленных на развитие их способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) и творческой деятельности.

Если рассматривать региональный опорный вуз как как драйвер социальной модернизации [8], то на первый план выдвигается усиление его роли в ранней профориента-

1 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы. (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http:// legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/

2 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71251462/#ixzz5TQxbPt9q

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции, выявлении талантов и работе с талантливыми школьниками. Однако в ряде случаев федеральные и опорные вузы организуют такую работу не в рамках социальной функции (третьей миссии), а как вспомогательную к научной и образовательной деятельности (встроенную в них). Сочинский государственный университет рассматривает работу со школьниками и молодёжью как один из приоритетных проектов в рамках выполнения своих социальных функций в регионе, в реализации которых продуктивно используется научный и образовательный потенциал вуза. В Программе развития СГУ как опорного вуза на 2017-2021 гг. поставлены амбициозные задачи по работе с талантливыми детьми и молодёжью:

- обеспечение непрерывности образования за счёт расширения взаимодействия с образовательными организациями;

- создание необходимых условий для поддержки творческих способностей и интереса к научной деятельности у талантливой молодёжи, распространение и популяризация научных знаний среди школьников и студентов;

- популяризация программ высшего образования, реализуемых в Сочинском государственном университете, предоставление талантливым школьникам возможностей для обучения и включения в большую науку со студенческой скамьи.

Данные задачи преемственно реализуются в работе с различными категориями школьников и молодёжи на разных образовательных ступенях.

Проекты опорного вуза по выявлению и привлечению талантов

Выявление талантов начинается с дошкольного возраста. В СГУ создан студенческий научно-образовательный центр «Корифей», на базе которого силами студентов старших курсов социально-педагогического факультета реализуются программы дополнительного образования детей («Подготовка к школе», «Логопедия», «Шахматы»,

«Английский язык для детей», «Фитнес для детей» и др.).

Затем работа продолжается на уровне школьной ступени. Студенты и сотрудники СГУ проводят для школьников различные уроки образовательной и воспитательной тематики (педагогические уроки, уроки мужества, уроки доброты, футбольные уроки, посвящённые Дню толерантности, уроки по формированию гражданской активности и уважения к Конституции - Основному закону РФ). На базе школ созданы профильные классы по актуальным для региона направлениям - педагогические, по туризму и сервису. В каникулярный период реализуются проекты: «Полезные каникулы» (с целью решения приоритетной задачи Государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани», исполнения Постановления главы администрации Краснодарского края от 12.10.2015 г. № 964), «Площадка нашего двора» (региональный проект), выездная школа с элементами профильного обучения «Инновационные и информационные технологии в архитектуре и строительстве курортных городов» (11 команд, состоящих из школьников и студентов СГУ, выполняют и представляют проекты в области информационных технологий, архитектуры и строительства курортного города), правопросве-тительский проект «Школа правозащитников: учиться и действовать» и др.

На базе СГУ создан Центр ранней профориентации по стандартам World Skills, на базе которого сертифицированными экспертами WorldSkills и обученными по этим стандартам педагогами СГУ проводятся занятия со школьниками по компетенциям «Администрирование отеля», «Программирование», «Поварское дело» (на основе договора с Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи), организуются мастер-классы, презентации и другие профориентационные мероприятия. Для учителей региона разработаны методики ранней профориентации (в т.ч. подготовки к участию в чемпионате JuniorSkills).

Преподавателями СГУ проводятся занятия с талантливыми школьниками 8—10-х классов по подготовке их к участию во всероссийских олимпиадах. Министром образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края отмечены профессионализм и ответственность профессорско-преподавательского состава, задействованного в проведении занятий (письмо № 4713-9532/8 от 18.05.2018 г.).

На базе СГУ организуются конкурсные мероприятия, направленные на выявление талантливых школьников: в частности, зональная олимпиада школьников по избирательному праву (гг. Сочи, Туапсе, Апше-ронск), «Педагогический фестиваль», «Фестиваль науки», «Неделя педагогических инноваций» и др. Студенты и преподаватели вуза осуществляют экспертную деятельность, работая в жюри конкурсов, таких как школьный тур «Живая классика» в рамках Всероссийского конкурса юных чтецов, Региональный конкурс исследовательских работ учащихся 5-7-х классов «Тропой открытий В.И. Вернадского», Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» и др.

Развитие и стимулирование у школьников интереса к научно-исследовательской и инженерной деятельности, формирование мотивации к поступлению на инженерные специальности - одна из важнейших задач, поставленных Правительством РФ перед системой российского образования. В этом контексте на федеральном и региональном уровнях востребована работа СГУ по организации на своей площадке, поддержке и продвижению Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда». Данная олимпиада на протяжении трёх лет включается в «Перечень олимпиад школьников», утверждённый Министерством образования и науки РФ, и нацелена на реализацию современных олимпиадных трендов. Олимпиада проводится в девяти федеральных округах. Партнёрами олимпиады выступают: Министерство просвещения РФ, Общероссийское отраслевое объединение

работодателей «Союз машиностроителей России», Некоммерческая организация «Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям"», ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «Росэлектроника», ОАО «ОПК "ОБОРОНПРОМ"», ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и др., а также ведущие вузы России. Сочинский государственный университет является вузом-соорганизатором олимпиады с момента её основания. Проводимая работа способствует технической профессиональной ориентации молодёжи, стимулирует её к поступлению на инженерные специальности и является эффективным инструментом формирования имиджа университета в образовательном пространстве Краснодарского края и Российской Федерации. Решение этих задач осуществляется на основе укрепления межведомственного взаимодействия СГУ с органами власти и образовательными организациями. Привлечение школьников к участию в олимпиаде обеспечивается за счёт взаимодействия с Управлением по образо-

ванию и науке г. Сочи, Администрацией муниципального образования «Город-курорт Анапа», Администрацией МО «Туапсинский район», с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Наши партнёры заинтересованы в талантливых выпускниках, абитуриентах-финалистах, которые способны не только применять свои знания и широко мыслить, но и иметь дополнительные преференции при поступлении в вуз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В организации и проведении олимпиады активное участие принимают студенты-волонтёры и преподаватели Сочинского государственного университета. Отборочный этап проводится исключительно профессорско-преподавательским составом СГУ и волонтёрами Университетского центра «Форвард». Значительный охват обучающихся региона олимпиадными мероприятиями обеспечивается выездом комиссии в школы и проведением отборочных туров в Туапсин-ском и Анапском районах Краснодарского края. Заключительный этап проходит непосредственно на площадке университета.

100 ^ 90 т~

£ 80

о к ктни 70 ст 60 Си _

а 60 ч у 50 ур

о тв 40

ст чес 30

и л 20 т\

о 1 Л 10 :

я ■

0 - ^ 1--Г—-

0-10

Русский язык - 1941 чел. Обществознание - 1832 чел. Естественные науки - 1720 чел.

11-20

21-30 41-50 61-70 81-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31-40 51-60 71-80 91-100 Баллы

Рис. 1. Распределение участников отборочного этапа МИО «Звезда» на базе СГУ по профилям в 2015-2016 учебном году

В Олимпиаде принимают участие не только ученики общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), но и обучающиеся учреждений среднего профессионального образования. В 2018 г. в олимпиаде, организованной на площадке Сочинского государственного университета, приняли участие воспитанники образовательного центра «Сириус».

Инженерная олимпиада «Звезда» в СГУ проводится по различным профилям и предметам: русский язык, обществознание, история, естественные науки (математика и физика), техника и технологии (техника и технологии наземного транспорта, строительство, авиационная и ракетно-космическая техника, ядерная энергетика). Число ее участников на площадке Сочинского государственного университета ежегодно увеличивается. Так, если в 2015-2016 гг. в ней приняли участие 5493 человек, то в 20162017гг. - уже 7978, а в 2017-2018 гг. - более 8000. Наблюдается повышение внимания к проекту со стороны образовательных организаций, школьников, родителей, органов власти, бизнес-сообщества. С каждым годом проект становится всё более известным, расширяется география его участников как среди регионов Краснодарского края, так

и за его пределами. В 2015-2016 гг. олимпиада на площадке СГУ проводилась по трём профилям: русский язык, обществознание, естественные науки. К участию в ней было привлечено 5 493 обучающихся из 40 образовательных учреждений города Сочи (Рис. 1). Наибольшее количество участников олимпиады набрали от 31 до 40 баллов по профилям «Русский язык» и «Обществознание», наивысшие баллы были получены участниками по профилю «Обществознание», а наиболее низкие баллы оказались по профилю «Естествознание». По итогам в финал вышел победитель (по профилю «Обществознание») и два призёра (по профилю «Русский язык»).

В 2016-2017 гг. число участников Олимпиады возросло более чем на 2 000 человек. Количество вовлечённых образовательных учреждений увеличилось с 40 до 70, а география расширилась за счёт образовательных учреждений Краснодарского края -Анапы, Туапсе и Туапсинского района, а также Курганской и Тюменской областей (Рис. 2). Наибольшее число участников зафиксировано в олимпиадных испытаниях по профилю «Русский язык» - 3137 чел.; в испытаниях по профилю «История» приняли участие 2549 чел., по профилю «Естественные науки» - 2292 чел. Наиболее высокие

Рис. 2. Распределение участников отборочного этапа МИО «Звезда» на базе СГУ по профилям в 2016-2017 учебном году

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

0-10 21-30 41-50 61-70 81-90

11-20 31-40 51-60 71-80 91-100 Баллы

Естественные науки - 1720 чел. История - 1832 чел. Русский язык - 1941 чел.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

J к

л

\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\

/ \ \

/

/ г*

к- Ё

< / ц -у

Естественные науки - 1720 чел. История - 1832 чел. Русский язык - 1941 чел.

0-10 21-30 41-50 61-70 81-90

11-20 31-40 51-60 71-80 91-100 Баллы

Рис. 3. Распределение участников отборочного этапа МИО «Звезда» на базе СГУ по профилям в 2017-2018 учебном году

баллы получены участниками по профилю «Естественные науки» (от 90 до 100 баллов) (в 2015-2016 уч. году - от 61 до 70). По профилю «Русский язык» выросло число обучающихся, набравших от 71 до 80 баллов. По итогам отборочного тура в финал вышли 148 обучающихся, призерами и победителями заключительного тура стали 20 человек (13 - по профилю «Русский язык», шесть -по профилю «Естественные науки», два - по профилю «История»).

В 2017-2018 учебном году в олимпиаде «Звезда» приняли участие более 8000 об-

учающихся образовательных учреждений Сочи (35 гимназий, лицеев и СОШ), Туапсе (семь образовательных организаций) и Анапы (пять организаций), а также обучающиеся образовательного центра «Сириус» из Воронежа, Калуги, Новосибирска, Благовещенска, Смоленска, Тамбова, Полярных Зорь, Новомосковска, Обнинска, Хабаровска, Тольятти, Серышево, Иваново, Тулы, Санкт-Петербурга. Наибольшее число участников было зафиксировано в олимпиадных испытаниях по профилю «Обществознание» - 2859 чел., в испытаниях по профилю «История»

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Где бы вы предпочли работать?» 1 - «на государственной службе»; 2 - «на коммерческом предприятии»; 3 - «в бюджетных организациях»; 4 - «в собственном инновационном бизнесе»; 5 - «предпочёл бы фрилансинг»; 6 - «затрудняюсь ответить»; 7

приняли участие 2734 учащихся, по профилю «Естественные науки» - 2806, по профилю «Техника и технологии» -3 (Рис. 3). Наиболее высокие баллы были получены участниками по профилю «Естественные науки» (от 90 до 100 баллов). По профилю «История» наблюдалось увеличение обучающихся, набравших от 71 до 80 баллов. Незначительно ниже оказались максимальные показатели по профилю «Обществознание» и «Техника и технологии». В заключительный тур вышли 109 обучающихся, призёрами и победителями заключительного тура стали шесть человек (три - по профилю «История, два - «Естественные науки», один - «Обществознание»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018-2019 учебном году планируется расширить географию олимпиады за счёт участия обучающихся средних профессиональных учреждений Краснодарского края; продолжить работу по привлечению участников из числа одарённых воспитанников образовательного центра «Сириус».

Работа с абитуриентами и студентами СПО ведётся на основе предварительных мониторинговых исследований [9; 10]. В 2017 г. СГУ совместно с Южным федеральным университетом по заданию Минобр-науки России выполнен научный проект «Формирование социологического портрета абитуриентов, студентов и выпускников образовательных программ СПО, обеспечива-

свой ответ

ющих подготовку по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО», в ходе которого выявлены мотивационные установки, профессиональные предпочтения и карьерные ожидания обучающихся учреждений СПО и студентов первого курса, поступивших в вуз после получения среднего профессионального образования. Проведённое исследование обозначило проблемные зоны развития студенчества в период обучения по программам СПО, позволило наметить пути формирования дальнейшей образовательной траектории выпускников СПО, поступивших в вуз, привлечь в вуз студентов, которые могут находить новые технологические решения и подходы и способны к созданию инноваций.

Результаты опроса более 10 тыс. респондентов показали, что выбор абитуриентами специальности СПО не всегда связан с будущей профессиональной деятельностью: более 2/3 (68,9%) респондентов связывают свою будущую работу с получаемой специальностью, в то время как 13,5% считают, что будущая работа может быть не особо связана с получаемой профессией, а 2,7% вообще не связывают работу с получаемой профессией (14,8% не определились в ответе на данный вопрос). Такое распределение можно считать характерным для абитуриентов, не имеющих чётких планов и профессиональ-

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Планируете ли вы продолжить

образование? Если да, то что бы вы выбрали?» 1 - «обучение по той же специальности»; 2 - «новую специальность»; 3 - «затрудняюсь

ответить»; 4 - свой ответ

ных ожиданий. Вероятно, такое мнение также может быть обусловлено представлением об обучении в учреждении СПО как промежуточном по отношению к высшему образованию. Повторим: большая часть абитуриентов и студентов СПО считает свой выбор профессии осознанным, основанным на личном интересе в получении среднего профессионального образования и специальности. Как для абитуриентов, так и для студентов СПО важны престиж профессии, возможность профессионального роста.

Интересными, с нашей точки зрения, являются предпочтения студентов относительно инновационного предпринимательства: большая часть респондентов предпочитает работать в собственном инновационном бизнесе (41,6%) и на коммерческом предприятии (20%). В ответах на данный вопрос прослеживается ориентация обучающихся на высокий доход и материальные ценности в выборе профессии. Вместе с тем 17,5% предпочли бы работать на государственной службе и в бюджетных организациях (6,1%). Значимым мотивом для этой группы респондентов является приобретение опыта работы. Выбор фрилансинга (4,90%) и затруднения при ответе (8,16%) свидетельствуют о несформировав-шихся предпочтениях обучающихся (Рис. 4).

Результаты опроса обозначили планы абитуриентов СПО относительно про-

должения образования на следующей ступени: 40,6% респондентов планируют продолжить образование по специальности, 36,5% высказывают намерение продолжить образование и получить новую специальность. Достаточно высок уровень тех, кто ещё не определился (18,2%) или имеет собственную точку зрения (4,7%) (Рис. 5). Следует отметить, что в вопросе не уточняются детали: намерение получить высшее образование сразу или через некоторый период после окончания учреждения СПО, в очной или заочной форме, совмещая обучение и работу или только обучаясь. Поэтому мы интерпретируем полученные данные как не противоречащие намерению респондентов работать после получения специальности. Более того, результаты опроса коррелируют с мнением респондентов о недостаточности среднего профессионального образования для успешного трудоустройства и необходимости получать высшее образование.

На основании результатов проведённого исследования будет осуществлена корректировка учебных программ в соответствии с текущими запросами как рынка труда, так и абитуриентов и студентов, будут выработаны рекомендации по совершенствованию образовательной политики взаимодействия между средним и высшим образованием, форм и

методов профессиональной ориентации для привлечения талантливых абитуриентов.

СГУ ведёт активную деятельность по подготовке педагогических кадров, организующих работу с талантливыми школьниками. С 2018 г. университет реализует совместный проект с образовательным центром «Сириус» по переподготовке педагогических и управленческих кадров для выявления и поддержки одарённых детей и молодёжи в регионах РФ. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (Пр-2346) о создании соответствующей сети центров ведётся работа в рамках новой комплексной программы «Большие вызовы». СГУ заключён государственный контракт с образовательным фондом «Талант и успех» (Образовательный центр «Сириус»), разработан пакет учебно-методических документов, осуществляется повышение квалификации 250 педагогов из различных регионов РФ, которые в дальнейшем будут обучать детей в региональных учебных научно-образовательных центрах. Программа предусматривала два очных модуля (общие темы, ключевые блоки, Softskills) и очную защиту итоговой аттестационной работы. В процессе обучения каждый педагог под научным и методическим руководством со стороны образовательного центра «Сириус» разработал и провёл апробацию образовательной программы для одарённых детей и молодёжи с учётом региональной специфики. Проводилось собеседование по материалам выполненных в ходе учебного процесса работ и защита разработанных образовательных программ перед аттестационной комиссией. В ходе реализации проекта педагоги освоили инновационные подходы к работе с одарёнными детьми и молодёжью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проекты опорного вуза по вовлечению молодёжи в социальное и технологическое предпринимательство

Приоритетной задачей работы СГУ как опорного вуза выступает развитие и поддержка инновационного предпринимательства в молодёжной среде. Первым шагом в

этом направлении стала реализация совместно с АНО «Море идей» при поддержке Администрации города Сочи проекта «Венчурный акселератор». Это бесплатный для школьников и студентов образовательный проект, направленный на обучение технологическому предпринимательству. В программе - формирование проектов от идеи до стартапа, изучение этапов организации технологического бизнеса, создание ИТ-продукта (сайт, мобильное приложение и т.д.) и привлечение первых клиентов. Мотивационными лекциями проекта охвачено более 4720 школьников и студентов, обучающий тренинг прошли уже 322 чел. Курс обучения состоял из онлайн-лекций и занятий в очной форме. В качестве преподавателей выступали опытные предприниматели и профессиональные инвесторы. В ходе обучения осуществлялась разработка стартапа. Школьники и студенты - участники проекта имели возможность консультироваться с экспертами по любым вопросам реализации и развития своего стартапа. За главный приз боролись 322 человека. Финалисты - активные, амбициозные старшеклассники и студенты - самоотверженно трудились на протяжении двух месяцев, чтобы подготовиться к итоговому выступлению и достойно представить свои проекты. Они прошли обучение на платформе www.1va.vc/sochi/, разработали бизнес-модель ИТ-стартапа, протестировали бизнес-идею, нашли первых клиентов для своего бизнеса. В финал вышли семь школьных и пять студенческих стартапов. Каждый проект отличается инновационной составляющей и направлен на развитие города Сочи. Команды студентов Сочинского государственного университета в финале «Акселератора» представили следующие проекты:

- «"Море, горы, два колеса" - мобильное приложение и сервис по аренде гироскуте-ров и сигвеев»; проект направлен на внедрение экологичного и мобильного транспорта для курортной столицы;

- «Мобильное приложение для гостей курорта "Sochi Travel"», которое позволит комфортно и безопасно отдохнуть в Сочи;

- «Исследование характеристик светоотражающих элементов» - разработка предложений, повышающих безопасность участников дорожного движения в г. Сочи;

- дизайн-проект парка отдыха «Огненная вода» - направлен на благоустройство парка в микрорайоне Новая Мацеста в г. Сочи.

Особый интерес вызвали проекты школьников. Так, ученицы 8-го класса гимназии №8 г. Сочи создали экологический стартап по аэрокосмическому мониторингу местности и выявлению несанкционированных свалок; отмечен также проект «Электронное портфолио школьника», который позволит ученикам сохранить свои грамоты и награды за участие в олимпиадах и соревнованиях на облачном сервисе и поделиться данными с заинтересованными сторонами.

В 2018 г. организована серия обучающих и презентационных мероприятий для молодёжи: конференция <^агШр пляж», менторская сессия «Упаковка проектов для получения субсидий», «Школа социального предпринимательства» и др.

На постоянной основе в университете работает Акселерационная программа в рамках проектной лаборатории «Бизнес-инкубатор», созданной совместно со стратегическим партнёром университета - АНО «Море идей». В бизнес-инкубаторе студенты, аспиранты и преподаватели Сочинского государственного университета под руководством команды сертифицированных трекеров получили возможность подготовить и привести свои проекты к экономическому успеху.

Комплексный подход к созданию, реализации, внедрению и масштабированию бизнес-проектов в рамках инновационной экосистемы СГУ позволил значительно увеличить количество школьных и студенческих проектов, повысить их качество, востребованность в реальном секторе экономики, увеличить число жизнеспособных стартапов.

Заключение

Опыт СГУ показывает, что комплексный подход к организации работы со школьника-

ми и студентами в рамках реализации социальной миссии опорного вуза, основанный на предварительных мониторинговых исследованиях, с акцентом на выявление талантов, популяризацию инжеенерно-техниче-ских направлений, вовлечение школьников и студентов в инновационное предпринимательство и научную работу, преемственно реализуемый на разных образовательных ступенях, позволяет привлечь в университет и регион талантливую молодежь.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Peters W.A., Grager-Loidl H, Supplee P. Underachievement in gifted children and adolescents: Theory and practice // Heller K.A., Monks F.J., Sternberg R. and Subotnik R. (Eds). International Handbook of Giftedness and Talent. Oxford: Pergamon, 2000.

2. Reis S.M, McCoach D.B. The underachievement of gifted students: What do we know and where do we go? // Gifted Child. 2000. No. 44. P. 152-170.

3. Gordon E.W, Bridglall B.L. Nurturing talent in gifted students of color // Sternberg R.J. (Ed) Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press, 2005. Р. 120-146.

4. McCoach D.B, Siegle D. Factors that differentiate underachieving gifted students from high-achieving gifted students // Gifted Child. 2003. No. 47. P. 144-154.

5. StoegerН, Ziegler А. Deficits in fine motor skills and their influence on persistence among gifted elementary school pupils // Gifted Education International. 2013. № 29 (1). P. 28-42.

6. Clemons T.L. Underachieving Gifted Students: A Social Cognitive Model. University of Virginia Charlottesville, Virginia, 2008. 84 p.

7. Галустов А.Р., Глухов В.С. Модель выявления, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах // Весшк мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверсггэта irn I. П. Шамяюна. 2017. № 2 (50). С. 59-66. URL: https://cyberleninka.ru/

8. Юрьев В.М. Региональный опорный университет как локомотив социальной модернизации // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования». 2015. № 4. С. 10-14.

9. Украинцева И.И, Новикова С.С., Мушки-на И.А. Социальный портрет абитуриентов СПО: особенности ценностных ориентаций,

направленных на выбор специальности из списка топ-50 // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3 (203). С. 59-63.

10. Романов М.С., Тарасенко Л.В, Украинце-ва И.И, Ермачков И.А. Профессиональное самоопределение студентов СПО: форми-

рование мотивации выборов и карьерных предпочтений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 12. С. 95-102.

Статья поступила в редакцию 02.09.18 Принята к публикации 12.10.18

Programs and Activities for Gifted Youth at Pillar University

Irina I. Ukraintseva - Cand. Sci. (Engineering), Vice-rector; e-mail: ukrainceva58@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Galina M. Konovalova - Dr. Sci. (Biology), Prof.; e-mail: kon-rgsu@rambler.ru

Andrey V. Tambovtsev - Cand. Sci. (Economics), Rector's advisor; e-mail: info@moreideas.ru

Olga V. Bergen - Postgraduate student; e-mail: info@moreideas.ru

Daria A. Pushkareva - Chief Science department; e-mail: science-dpt@mail.ru

Sochi State University, Sochi, Russia

Address: 26, Sovetskaya str., Sochi, 354000, Russian Federation

Abstract. An important task of pillar university within the framework of the implementation of the "third mission" is the work with gifted schoolchildren and youth of the region. The education programs and activities are aimed at involving them in scientific and innovation activities, identifying talents, early career guidance, attracting talented students to the region. For this purpose, Sochi State University has developed a number of projects of various target orientations, including with partners (Educational Center "Sirius", ANO "Sea of Ideas", etc.), which allows us to expand the geography of admission and raise the initial level of applicants' training. This article presents the experience of SSU in working with talented schoolchildren and young people, including such projects as the organization of the All-Russian Multidisciplinary Engineering Olympiad "Zvezda", Classes with talented schoolchildren in preparing them for participation in competitions, "Venture Accelerator", "Improving teachers' qualification to work in regional research and educational centers", "Formation of a sociological portrait of applicants, students and graduates of educational programs of secondary vocational education providing training for the most popular, new and promising professions and specialties of secondary vocational education".

Keywords: pillar university, gifted youth, gifted education programs, early career guidance, mul-tidisciplinary engineering Olympiad "Zvezda", venture accelerator, youth innovation projects

Cite as: Ukraintseva, I.I., Konovalova, G.M., Tambovtsev, A.V., Bergen, O.V., Pushkareva, D.A. (2018). [Programs and Activities for Gifted Youth at Pillar University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 11, pp. 117-128. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-117-128

References

1. Peters, W.A., Grager-Loidl, H., Supplee, P. (2000). Underachievement in Gifted Children and Adolescents: Theory and Practice. In: Heller K.A., Monks F.J., Sternberg R. and Subotnik R. (Eds). International Handbook of Giftedness and Talent. Oxford: Pergamon, pp. 609-620.

2. Reis, S.M., McCoach, D.B. (2000). The Underachievement of Gifted Students: What Do We Know and Where Do We Go? Gifted Child. Vol. 44, pp. 152-170.

3. Gordon, E.W., Bridglall, B.L. (2005). Nurturing Talent in Gifted Students of Color. In: Sternberg R.J. (Ed). Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press, pp. 120-146.

4. McCoach, D.B., Siegle, D. (2003). Factors that Differentiate Underachieving Gifted Students from High-Achieving Gifted Students. Gifted Child. Vol. 47, pp. 144-154.

5. Stoeger, H., Ziegler, A. (2013). Deficits in Fine Motor Skills and Their Influence on Persistence Among Gifted Elementary School Pupils. Gifted Education International. Vol. 29. No. 1, pp. 28-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Clemons, T.L. (2008). Underachieving Gifted Students: A Social Cognitive Model. University of Virginia Charlottesville, Virginia, 84 p.

7. Galustov, A.R., Glukhov, V.S. (2017). [The Model of Identification, Development and Support of Talented Students in Pedagogical Universities]. Vesnyk madrys'ka dzyurzhauna pedahohichna-ha universityta im'ya I. P. Shamyakyn = News of I.P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University. No. 2 (50), pp. 59-66. Available at: https://cyberleninka.ru/ (In Russ.)

8. Yuriev, V.M. (2015). [Regional Fundamental University as the Powerhouse of Social Modernization]. Vestnik VGU. Seriya «Problemy vysshego obrazovaniya» = Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education, Vol. 4, pp. 10-14. (In Russ.)

9. Ukraintseva, I.I., Novikova, S.S., Mushkina, I.A. (2017). [Social Portrait of Applicants of Secondary Vocational Education: Features of Value Orientations Aimed at Choosing a Specialty from the List of top 50]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» = Bulletin of the Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". Vol. 203. No. 3, pp. 59-63. (In Russ.)

10. Romanov, M.S., Tarasenko, L.V., Ukraintseva, I.I., Ermachkov, I.A. (2017). [Professional Self-Determination of Students of Secondary Vocational Education: The Formation of Choice Motivation and Career Preferences]. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestven-nyye nauki = Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. Vol. 12, pp. 95-102. (In Russ.)

The paper was submitted 02.09.18 Accepted for publication 12.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.