Научная статья на тему 'Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников в дв регионе)'

Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников в дв регионе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL AND MATHEMATICAL BACKGROUND / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / PUPILS OLYMPIAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарбин Алексей Владимирович, Лунина Юлия Владимировна

В настоящее время в Российской Федерации разработана и утверждена правительством Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 2020 годы. Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Данная цель достигается путем решения нескольких задач. Одной из задач является популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи, создание условий для личностного развития детей и молодежи и др. Одним из механизмов, решения данной задачи является олимпиадное движение среди учащихся, в основе которого лежит принцип соревнования. Олимпиады школьников (итоги, результаты) позволяют выявить проблемы региональной системы образования, создать систему оценки качества образования, сформировать качественно новое отношение обучающихся и образовательных организаций к образованию и получаемым по его итогам компетенциям, на основе которых формируется научно-технический потенциал и строится экономика региона. В данной статье авторами представлен анализ результатов олимпиад школьников по естественным наукам и выявлена взаимосвязь уровня физико-математической подготовки школьников с научно-техническим потенциалом региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL OLYMPIAD AS AN INDICATOR OF THE QUALITY OF EDUCATION (ON THE EXAMPLE PHYSICAL AND MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE FAR EAST REGION)

Currently, Concept of the Federal target program of education development for 2016 2020 years developed and approved by the Government in the Russian Federation. The aim of the Programme is to ensure the conditions for the effective development of the Russian education aimed at the formation of competitive human capital. This object is achieved by solving several problems. One of the objectives is to promote children and young people of scientific educational and creative activities, identification of talented youth, creation of conditions for the personal development of children and young people and others. One of the mechanisms for solving this problem is the Olympiad movement among students, which is based on the principle of competition. Olympics pupils (outputs, outcomes) make it possible to identify the problems of the regional education system, to create a system for evaluating of quality of education, to form a qualitatively new attitude of students and educational institutions to education and obtained its follow-up competencies, on the basis of which formed the scientific and technical potential and built the region's economy. In this article, the authors provide an analysis of the results of the Olympiad in natural sciences and revealed the relationship of level of physical and mathematical preparation of students with the scientific and technical potential of the region.

Текст научной работы на тему «Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников в дв регионе)»

УДК 37.031

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ДВ РЕГИОНЕ)

©2016

Казарбин Алексей Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Физика» Лунина Юлия Владимировна, магистр, ведущий экономист управления формирования

контингента студентов Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск (Россия)

Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации разработана и утверждена правительством Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Данная цель достигается путем решения нескольких задач. Одной из задач является популяризация среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи, создание условий для личностного развития детей и молодежи и др. Одним из механизмов, решения данной задачи является олимпиадное движение среди учащихся, в основе которого лежит принцип соревнования. Олимпиады школьников (итоги, результаты) позволяют выявить проблемы региональной системы образования, создать систему оценки качества образования, сформировать качественно новое отношение обучающихся и образовательных организаций к образованию и получаемым по его итогам компетенциям, на основе которых формируется научно-технический потенциал и строится экономика региона. В данной статье авторами представлен анализ результатов олимпиад школьников по естественным наукам и выявлена взаимосвязь уровня физико-математической подготовки школьников с научно-техническим потенциалом региона.

Ключевые слова: инновационная развитие экономики, физико-математическая подготовка, одаренные дети, олимпиады школьников.

SCHOOL OLYMPIAD AS AN INDICATOR OF THE QUALITY OF EDUCATION (ON THE EXAMPLE PHYSICAL AND MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS

IN THE FAR EAST REGION)

© 2016

Kazarbin Aleksey Vladimirovich, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor

of the chair «Physics» Pacific National University, Khabarovsk (Russia) Lunina Julia Vladimirovna, master, the lead economist of management of formation

of contingent of students Pacific National University, Khabarovsk (Russia)

Abstract. Currently, Concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020 years developed and approved by the Government in the Russian Federation. The aim of the Programme is to ensure the conditions for the effective development of the Russian education aimed at the formation of competitive human capital. This object is achieved by solving several problems. One of the objectives is to promote children and young people of scientific educational and creative activities, identification of talented youth, creation of conditions for the personal development of children and young people and others. One of the mechanisms for solving this problem is the Olympiad movement among students, which is based on the principle of competition . Olympics pupils (outputs, outcomes) make it possible to identify the problems of the regional education system, to create a system for evaluating of quality of education, to form a qualitatively new attitude of students and educational institutions to education and obtained its follow-up competencies, on the basis of which formed the scientific and technical potential and built the region's economy. In this article, the authors provide an analysis of the results of the Olympiad in natural sciences and revealed the relationship of level of physical and mathematical preparation of students with the scientific and technical potential of the region.

Keywords: innovative development of the economy, physical and mathematical background, gifted children, pupils olympiad.

Уровень образования населения страны является базой для экономического развития государства. Переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно - ориентированных специалистов, в первую очередь, для наиболее важных секторов экономики.

Основой экономики знаний должны стать высокообразованные, инициативные, креативно мыслящие, талантливые молодые люди. Они - национальное достояние, которые составят тот ресурс, из которого формируется интеллектуальная элита государства. Поиск талантливой молодежи, ее воспитание и образование является приоритетной задачей для нашего государства, т.к. без поиска и воспитания талантов, амбициозных в своих научных целях, не построить инновационную экономику.

В связи с новыми вызовами и принятием инновационных подходов в развитии Дальнего Востока региону необходим качественный кадровый потенциал, который обеспечит социально-экономический рост региона и рост уровня жизни населения.

Потенциал региона (человеческий капитал, инно-

вационный потенциал) можно рассматривать как уровень определенных компетенций, обладание которыми влияет на устойчивое развитие территории. Здесь необходимо рассматривать такие элементы как: запас знаний, умений и навыков, культурный уровень населения, уровень образования, мотивация, творчество и др. Особенностью потенциала можно считать его исчерпы-ваемость и деградацию. В формировании уровня потенциала участвуют системы воспитания и образования.

Образовательные организации высшего образования вносят основной вклад в вопрос подготовки высококвалифицированных кадров региона. Процесс подготовки специалистов по новым направлениям и образовательным программам, соответствующим программе развития региона осложняется низкой подготовкой абитуриентов, особенно это касается физико-математической подготовки школьников, в связи с чем, Тихоокеанский государственный университет (далее ТОГУ), на протяжении длительного времени поддерживая инициативу правительства и ведущих вузов страны, является организатором и соорганизатором олимпиад школьников.

Особое место в продвижении олимпиадного движения ТОГУ уделяет естественнонаучным дисциплинам, таким как физика и математика, т.к. университет является классическим вузом и ведет подготовку по многим инженерно-техническим направлениям, в основе которых лежат фундаментальные знания.

Авторы выделяют следующие цели олимпиады:

- поддержка одаренных детей и создание необходимых условий для их развития,

- пропаганда научно-технических знаний,

- поиск талантливой молодежи, проявившей интерес к науке, и обладающей обширными познаниями в избранной области, привлечение их для обучения в образовательные организации высшего образования. [2,3]

В настоящее время ТОГУ является соорганизатором таких олимпиад как:

1. Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири» по физике.

2. Многопрофильная инженерная олимпиада школьников «Будущее России».

3. Олимпиада школьников «Звезда» - Таланты на службе обороны и безопасности» по физике и математике.

4. Интернет-олимпиада школьников по физике.

5. 5. Кутафинская олимпиада школьников по праву.

В данной статье авторы представляют итоги деятельности по развитию движения олимпиад школьников «Будущее Сибири» совместно с Новосибирским государственным техническим университетом и «Звезда» -Таланты на службе обороны и безопасности» совместно с Южно-Уральским государственным университетом в Дальневосточном регионе.

Результаты данных олимпиад позволяют провести анализ качества абитуриентов (физико-математической подготовки) и прогнозов востребованности в инженерно-технических направлениях подготовки со стороны потребителей, так же эти данные, возможно использовать как первоисточник для анализа научно-технического потенциала ДВ региона (качество потенциала).

Перечисленные выше олимпиады проводятся в два этапа. Первый этап - отборочный тур, второй этап - заключительный. Этапы олимпиад проводятся по заданиям, составленным на основе образовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

По степени сложности задания олимпиад делятся на сложные, задачи повышенной сложности (трудности) и творческие.

Сложные - это задания для решения которых необходимо использовать нескольких формул, которые могут быть из разных тем. [4]

Повышенной сложности - в данных заданиях в одной проблеме связаны несколько разделов (часто бывает, что для участников олимпиады сложность вызывает не физическая, а математическая составляющая решения задачи).

Творческие - алгоритм решений данных задач, ученику не известен. Это могут быть задачи, по классификации Разумовского [5], исследовательские или конструкторские. Исследовательская задача отвечает на вопрос «почему?», а конструкторская - на вопрос «как сделать?»

Ежегодно Тихоокеанский государственный университет увеличивает географию присутствия и количество участников олимпиад. Так, например в 2013 году в олимпиаде «Будущее Сибири» по физике приняли участие 335 человек, 2014 году - 197 человек, 2015 - 477 человек.

В олимпиаде «Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности» в 2014 году по математике приняли участие 733 человека, по физике - 307 человек, в 2015 году, по математике - 1291 человек, по физике - 930

человек из следующих субъектов ДВ региона: Амурская область, ЕАО, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край и др.

Всего за период проведения школьных олимпиад количество участников по математике возросло в 1,8 раза, по физике в 4,2 раза.

Анализ участников олимпиад в процентном отношении в зависимости от класса обучения представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Процентное соотношение участников отборочного тура олимпиад

Показатель Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности Будущее Сибири

математика физика физика физика физи

2014 2015 2014 2015 2013 2014 2015

9 класс, % 1,5 20,7 0 27,7 15,5 4,6 35,2

10 класс. % 36,7 39,7 30.6 32,2 26,3 38.6 32,9

11 класс, % 61,8 39,6 69,4 40,1 58,2 56,8 31,9

Как видно из представленной информации наиболее активные участники - это учащиеся 10-11 классов, что объективно, они являются выпускниками, готовятся к выпускным экзаменам и к поступлению в профессиональные образовательные организации.

На рисунках 1,2,3 представлена информация о результатах (итогах) отборочных этапов олимпиад (количество участников ранжированных по баллам).

Рисунок 1 - Итоги отборочного этапа олимпиады «Будущее Сибири» по физике в 2013-2015 годах

Рисунок 2 - Итоги отборочного этапа олимпиады «Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности» по физике в 2014-2015 годах

Рисунок 3 - Итоги отборочного этапа олимпиады «Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности» по математике в 2014-2015 годах

В таблице 2 представлена информация - процентное соотношение баллов, полученных участниками олимпиад.

Таблица 2 - Процентное соотношение баллов, полученных участниками олимпиад

Баллы Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности Будущее Сибири

математика физика физика физика физика

2014 2015 2014 2015 2013 2014 2015

отО до 25, в % 66,3 73,2 77,2 67,1 74.8 68.6 82.6

от 26 до 50, б % 24.8 18,3 17,7 25,7 19,3 20,8 13,6

от 51 до 75, в % 7,6 6,6 3,9 5,5 5,7 9Д 1,7

от 76 до 100, в % 1,3 1.9 1.6 1,7 0,3 1.5 2Д

К сожалению, представленная информация не внушает оптимизма, т.к. фактически ежегодно порядка 70% участников не справляются и с 25% заданий, что говорит о низкой общеобразовательной подготовке участников олимпиад. В последствие, для одних это становится стимулом для дополнительной подготовки, другие, и их большинство, просто отказываются от выбора ЕГЭ по физике. Этот факт подтверждается данным министерства образования и науки РФ, не более 25% выпускников выбирают физику как единый государственный экзамен, а это означает, что профессиональные образовательные организации еще долго будут испытывать дефицит абитуриентов ориентированных на технические направления подготовки. Как следствие дефицит специалистов инженерно-технического направления в экономике и снижение научно-технического потенциала региона.

Призеры и победители отборочного тура выходят в заключительный тур. В 2013 году в олимпиаде «Будущее Сибири» в заключительный тур вышло 108 человек, в 2014 году - 62, в 2015 году 83 человека. В олимпиаде «Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности» эти показатели составили: математика в 2014 году - 47 человек, в 2015 году - 456 человек, по физике в 2014 году - 15 человек, в 2015 году -255 человек.

В таблице 3 дана информация о процентном соотношении участников вышедших в заключительный этап олимпиад по классам.

Таблица 3 - Процентное соотношение участников заключительного этапа олимпиад

Показатель Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности Будущее Сибири

математика физика физика физика физика

2014 2015 2014 2015 2013 2014 2015

9 класс, % 8.5 21,3 0 26.6 4,6 п,з 20,5

10 класс, % 4,3 45.8 20,0 29,5 17,6 11,3 47,0

11 класс,% 87,2 32,9 80,0 43,9 77,8 77,4 32,5

Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

- о заинтересованности школьников в участии в олимпиадах (увеличение количества участников),

- о недостаточной физико-математической подготовке школьников для участия в олимпиадах (70% участников не решают 25% заданий олимпиад, низкие баллы, малое количество призеров и победителей),

- об отсутствии мотивации для изучения физики и математики у школьников, о формировании внешнего формального характера ценностной ориентации или отсутствии ценностных ориентаций у школьников,

- об отсутствии в ряде территорий ДВ региона квалифицированных педагогических кадров для подготовки школьников к участию в олимпиадах,

- о неблагоприятном прогнозе на положительную динамику научно-технического потенциала региона в среднесрочном периоде.

Так же анализируя итоговые результаты олимпиад, и сопоставив их с результатами ЕГЭ, участников впоследствии поступивших на обучение в ТОГУ были выявлено, что участники олимпиады, преодолевшие порог в решении 50% заданий, успешно сдают и ЕГЭ по физике и математике. В последствие обучаясь на инженерно- технических направлениях подготовки, они не испытывают больших проблем, участвуют в студенческой научно-исследовательской работе, их рекомендуют к обучению в магистратуре, у них высокие шансы устроиться на престижную работу.

По мнению авторов, в процессе социально-экономических изменений в стране обострились проблемы развития физико-математического образования, из которых

можно выделить:

1. Низкая учебная мотивация обучающихся на всех уровнях образования, связанная с общественной недооценкой значимости физико-математического образования.

Математика и физика, являются предметами общего образования. Социальная значимость этих предметов заключается в повышении уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе. Обеспечение функциональной грамотности каждого члена общества является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. Ведущей целью математики как предмета общего образования является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации в современном обществе. Содержание, система и методология физики формируют научное мировоззрение учащихся, вырабатывают практические умения и навыки, в том числе и для самостоятельной работы. При реализации этих заданий развиваются умственные способности учеников, в частности логическое мышление.

2. Содержание физико-математического образования продолжает устаревать, нарушена преемственность между уровнями образования. Уровень физико-математического образования в образовательных организациях всех уровней продолжает падать, наблюдается изолированность от современной науки и практики. [6]

3. Кадровые проблемы отрасли. В настоящий момент молодые учителя математики и физики мало отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам и имеют мало опыта педагогической деятельности и применения педагогических знаний.

По мнению авторов без высокого уровня физико-математического образования невозможно выполнение решений по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития дальневосточных территорий.

Возможность достижения высокого уровня физико-математической подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и классов, системы дополнительного образования, а так же системы ученических соревнований - олимпиадного движения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р

2. Положение об Открытой межвузовской олимпиаде школьников Сибирского федерального округа «Будущее Сибири» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://олимпиада-сфо.нгту.рф

3. Положение об олимпиаде «Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://olymp.susu.ru/

4. Бугаев А.И. МПФ в средней школе. Теоретические основы. М.: Просвещение, 1981. 288 с.

5. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1966. 156 с.

6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/laws/acts/ 1/50534854451088.Йш1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.