3. Михайловский П. В. Формирование новой парадигмы развития ВЭД региона. Дис. ... д-ра экон. наук 080005 / Уральский гос. ун-т. Екатеринбург, 2001. [Электронный ресурс].
4. Петров Ю. Государственное регулирование трансграничного движения капиталов // Российский экономический журнал. 2003. № 8.
Об авторе
Н. Ю. Бородавкина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта, [email protected]
56
УДК 338.2 (075.8)
В. В. Деменок, А. В. Саванович
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ГЕНЕРИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРИМОРСКОМ РЕГИОНЕ
Излагаются предпосылки, значение и опыт бизнес-инкубирования как пути создания в Калининградской области конкурентоспособных малых инновационных предприятий. Приводятся результаты научно-практических разработок концептуальной сетевой модели бизнес-инкубирования инновационных малых предприятий.
The paper reveals main prerequisites and wide experiences of business-incubators to use them as measures for Kaliningrad region to establish competitive small innovative enterprises. The authors give results of scientific and practical concept of net model for this process.
После 2006 года с принятием нового закона об ОЭЗ в Калининградской области экономическая стратегия развития этого региона определяется политикой реализации крупных инвестиционных проектов, которые предполагают создание устойчивых полюсов экономического роста и ускоренные темпы развития. Последующие два года в целом показали целесообразность такого подхода. В область активно стали поступать предложения на осуществление различных инвестиционных проектов, развернулось широкомасштабное жилищное строительство, завершились крупные проекты по созданию электрических мощностей, началось строительство ряда достаточно крупных обрабатывающих предприятий. Подтверждением этому служит поступление от различных инвесторов к началу 2008 года свыше 40 заявок на проекты на общую сумму 23,6 млрд рублей. Одновременно в экономике области продолжает достаточно эффективно работать Закон об ОЭЗ 1996 года, где одним из главных факторов выступает таможенное льготирование. Благодаря этому закону во многом активизировалось малое и, особен-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 3. Экономические и юридические науки. С. 56 — 62.
но, среднее предпринимательство, в частности сборочные производства. Эти предприятия выпускают продукцию на основе зарубежных технологий и комплектующих, которая выступает в качестве импортозамещающей на рынках России (телевизоры, пылесосы, автомобили, мебель и пр.). В результате экономика области за 2006 — 2007 годы по ряду показателей сделала мощный рывок, опередив многие средние показатели по стране. В то же время Закон об ОЭЗ 2006 года несет и определенный негативный момент — он в некоторой степени выступает тормозом в развитии малого, и прежде всего наукоемкого и инновационного, предпринимательства. Далеко не все малые предприятия могут стать резидентами с учетом требований этого закона и пользоваться его льготами, так как не в состоянии перешагнуть барьер требуемых инвестиций в 150 млн рублей.
Из оценок экспертов следует, что стратегия крупных проектов по этому закону может быть целесообразной только где-то на среднесрочный период времени (5—7 лет). Для небольшого хозяйственного эксклава, отгороженного от остальной территории страны границами иностранных государств, такая политика столкнется с ограниченностью различных ресурсов: трудовых, энергетических, сырьевых и пр. Кроме того, как отмечают аналитики, перед экономикой области неминуемо встанет еще и проблема 2016 года. Суть этой проблемы состоит в том, что в 2016 году прекратится действие Закона об ОЭЗ 1996 года и появятся серьезные вопросы к Закону об ОЭЗ 2006 года в связи со вступлением России в ВТО.
Становится очевидным, что для нейтрализации будущих экономических сложностей необходим ускоренный переход области на путь инновационной экономики, где значительное место должно отводиться микро-, малым и средним инновационным предприятиям. Анализ свидетельствует, что часть средних и большинство крупных предприятий в силу развитого аппарата управления и технологических служб в состоянии самостоятельно обеспечить инфраструктуру своей инновационной деятельности, в то время как конкурентоспособная работа малых предприятий требует государственный поддержки.
К началу 2008 года в Калининграде сложился достаточно развитой потенциал малых предприятий, насчитывающих ориентировочно 10 800 единиц. Среди них по удельному значению можно выделить: оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта — 4300 единиц (40 %); обрабатывающие производства — 1820 (16,9 %); строительство — 1230 (11,7 %); транспорт и связь — 850 (7,8 %); операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг — 1410 (13 %).
Отсюда видно, что в структуре основных видов деятельности малых предприятий преобладают предприятия оптовой и розничной торговли. Значительный удельный вес — почти 29 % — имеют предприятия всех видов обработки и строительные. Можно ожидать, что с реализацией ряда крупных проектов по обрабатывающим предприятиям возрастет число малых предприятий по их обслуживанию и одновременно уменьшится число предприятий в сфере торговли в связи с расширением сети крупных супермаркетов типа «Виктория».
58
К сожалению, статистика по малым инновационным предприятиям по Калининградской области еще не налажена, ее существующие данные крайне ненадежны. Так, по данным региональной статистики, численность малых предприятий науки и научного обслуживания, которые связаны с инновационной деятельностью, составляет 50 — 55. На самом деле их значительно больше.
Учеными РГУ им. И. Канта в конце 2005 года была организована выборочная инвентаризация научно-инновационных предприятий области, включая технико-внедренческие и инновационные консалтинговые. По выборочным и экспертным оценкам, таких средних и малых предприятий насчитывалось около 85, из них около 50 обладали высокой конкурентоспособностью.
Устойчивое развитие малых инновационных предприятий в таком приморском регионе, как Калининградская область, будет обусловливаться: во-первых, разработкой и реализацией региональной программы формирования таких предприятий и их инфраструктурного обслуживания; во-вторых, формированием регионального рынка научно-инновационной продукции малых предприятий на основе (на первом этапе) системы региональных государственных и муниципальных заказов.
По экспертно-прогностической оценке профессора В. В. Ивченко на 2014 год, региональная структура потенциала малых инновационных предприятий (МП) области может быть следующая: информационные технологии — 35 — 40 единиц; приборостроение — 10 — 12; машиностроение — 9 — 12; сельское хозяйство — 15 — 18; промышленное рыболовство, обработка рыбы и проекты марикультуры — 10 — 12; эксплуатация флота, морских портов и морская берегозащита — 15 — 18; химия, использование янтаря и биотехнологии — 20 — 25; здравоохранение — 30—35.
Одним из главных условий программной реализации этих прогностических оценок должно быть решение организационных аспектов генерирования (то есть искусственного воспроизводства) малых инновационных предприятий на принципах инкубирования.
Важным условием развития малого предпринимательства в России является необходимость формирования устойчивой конкурентоспособности на рынке.
Создание МП приобретает особую актуальность для 22 приморских регионов страны, из которых 9 имеют развитые комплексы производительных сил. В этом отношении наглядным примером в определенной мере может служить Калининградская область. Благодаря удобному географическому положению и действию закона ОЭЗ в этом регионе за последние годы получили развитие сборочные и другие предприятия на основе зарубежных технологий и комплектующих изделий, которые по своему характеру являются инновационными. В результате этого уже к 2007 году хозяйство области по ряду видов продукции импорто-замещения заняло по России достаточно высокий удельный вес: по выпуску телевизоров — около 50 %, пылесосов — 30 %, мебели — 7 %, мяс-
ных и рыбных консервов — до 40 % и т. д. И тем не менее, несмотря на безусловные успехи в этом регионе страны, так же как и во многих других, в 2007 году все четче стала проявляться проблема создания устойчиво работающих малых инновационных предприятий. Это, как показывает зарубежный и отечественный опыт, исключительно сложная и многогранная проблема. Одна из них — организация бизнес-инкубирования малых инновационных предприятий.
В развитых западных странах накоплен значительный положительный опыт так называемого «выращивания» (инкубирования) малых инновационных предприятий. Данное явление было обусловлено тем, что малые предприятия весьма уязвимы в рыночной среде, особенно на первом этапе их становления. Это стало причиной создания специализированных организаций, получивших название «бизнес-инкубаторы». Их задача заключается в том, чтобы в течение полутора — трех лет организовать, обеспечить становление и устойчивое развитие с последующим выходом на самостоятельное функционирование МП, ориентированных на выпуск какой-то определенной конкурентоспособной продукции. В РГУ им. И. Канта в течение последних лет в рамках выполнения международных проектов был изучен и проанализирован опыт организации работы бизнес-инкубаторов во Франции, ФРГ, Финляндии, Норвегии, Литве. Особый интерес для российских условий представляет опыт создания и работы управляющей инновационной компании по инкубированию инновационных МП им. Лейва Эриксона в Тронхейме (Норвегия), которая была учреждена в 1998 году совместными усилиями государственных фондов поддержки, технологического университета в Тронхейме и рядом коммерческих исследовательских центров. На первом этапе в нее был вложен 1 млн долларов. За относительно короткий срок — всего несколько лет — компания быстро продвинулась вперед и заняла в мире четвертое место среди нескольких сот бизнес-инкубаторов. Ежегодно в нее поступает 130 — 150 идей по осуществлению нововведений, из которых в результате многослойной экспертизы до инвестирования и выращивания доходит 12 — 13, в итоге оформляющихся в конкурентно работающие МП.
Обобщая опыт работы передовых бизнес-инкубаторов в указанных странах, можно выделить следующие их особенности и принципы работы:
— государственные или муниципальные органы власти на первом этапе берут на себя финансовое и другое обеспечение (например, выделение земельных участков) создания бизнес-инкубатора;
— создание (инкубирование) любого МП осуществляется под конкретную идею и при непосредственном участии авторов этой идеи;
— проводится четкое и грамотное организационное программирование процесса инкубирования каждого МП с использованием современных средств и информационных технологий;
— на последнем этапе процесса инкубирования МП его поддержка переходит на формы государственно-частного партнерства;
60
— предусматривается комплекс мероприятий, гарантирующих высокую конкурентоспособность и коммерческую эффективность создаваемых МП.
Возвращаясь к российскому пока еще небольшому и далекому от совершенства опыту бизнес-инкубирования, можно отметить следующее. Образно выражаясь, одним из «подводных камней» при организации этого процесса, на который в первую очередь наталкиваются его организаторы, является их слабое представление будущей логики инкубирования МП и неумение управлять этим процессом. Важным инструментом, во многом компенсирующим этот недостаток, может быть разработка и применение типовых сетевых моделей бизнес-инкубирования на основе метода ПЕРТ (СПУ). Данное утверждение обусловлено накопленным за последние девять лет в РГУ им. И. Канта под руководством профессора В. В. Ивченко положительным опытом использования методов сетевого управления в достаточно сложных и уникальных организационных процессах инновационного характера (табл.).
Проекты сетевых моделей
№ п/п Проект Год разработки
1 Типовая сетевая модель создания российско-иностранного технополиса на принципах локальной СЭЗ (в г. Калининграде) 1999
2 Типовая сетевая модель программы создания локальной СЭЗ 2000
3 Сетевое моделирование создания и развития Особой экономической зоны для окраинных регионов страны (на примере Калининградской области) 2002
4 Сетевая модель программы освоения нового приморского месторождения янтаря в Калининградской области 2002
5 Типовая сетевая модель развития научно-инновационного потенциала вузов приморского региона 2004
6 Типовая сетевая модель программы подготовки к внедрению индикативного планирования (на уровне региона) 2006
7 Сетевая модель развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в регионе 2007
Эти успехи позволили подойти к моделированию программы бизнес-инкубирования инновационных МП. В конце 2006 — начале 2007 года в РГУ им. И. Канта проведены первые научно-практические разработки и экспериментальная апробация таких моделей.
При анализе этого процесса четко просматриваются три направления: экспертиза и отбор новых идей; подготовка к созданию инновационного МП под реализацию идеи; процесс инкубирования МП.
На основе выявленных через структуризацию программных мероприятий и их экспертной оценки по правилам метода ПЕРТ строится концептуальная укрупненная сетевая модель бизнес-инкубирования МП (рис.). По специальным алгоритмам выполняются расчеты основных параметров модели и устанавливается первоначальный (стартовый) прогностический срок выполнения всего проекта инкубирования.
62
В нашем примере укрупненная модель представлена 14 событиями с экспериментальным расчетом продолжительности критического пути порядка 27—28 месяцев для инкубирования инновационного МП с численностью работающих 15 — 18 человек, выпускающих инновационную продукцию средней сложности. Рабочая модель должна иметь около 70 — 80 событий.
В заключение следует подчеркнуть, что сетевое моделирование бизнес-инкубирования инновационных МП — это один из путей организации быстрого становления и эффективного функционирования отечественных бизнес-инкубаторов.
Список литературы
1. Деменок В. В., Ремина Г. В., Саванович А. В. Инновационный аспект развития малого предпринимательства в регионе / / Актуальные проблемы инновационной экономики и стратегического управления Калининградской области: Сб. науч. тр. / Под ред. В. С. Бильчака. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007.
2. Ивченко В. В. Очерки инновационной экономики приморских регионов России. Теория, методология, практика: Монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006.
3. Ивченко В. В., Деменок В. В., Фролов И. В., Беляк Ю. В. Сетевое моделирование как инструмент прогнозирования и стратегического управления развития предпринимательства в регионе: Инновационно-стратегические аспекты развития предпринимательства в Калининградской области / / Матер. годовой научной конференции / Под ред. В. В. Ивченко. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006.
4. Калининградская область, 2007: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2007.
5. Никитин М. А., Ивченко В. В. Научно-технический и инновационный потенциал Калининградской области. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.
6. Саванович А. В. Проблемы развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства // Труды V международной научной конференции «Инновации в науке и образовании — 2007». Калининград: Изд-во КГТУ, 2007. Ч. 2.
Об авторах
В. В. Деменок — соиск., РГУ им. И. Канта.
А. В. Саванович — асп., РГУ им. И. Канта.