Научная статья на тему 'Инструментарий формирования и реализации инновационной политики региона'

Инструментарий формирования и реализации инновационной политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / REGIONAL INNOVATION POLICY / TOOLS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATION POTENTIAL / REGIONAL INNOVATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрок Татьяна Емельяновна

Раскрыт инструментарий формирования и реализации инновационной политики на мезоуровне, выступающей составной частью инновационной политики государства и основной движущей силой конкурентоспособности региона. П риведены результаты рейтинга инновационной активности российских регионов, уделено внимание инновационному потенциалу Калининградской области, рассматриваются решения органов государственной власти и последние событиям в инновационной сфере России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for developing and implementing the innovative policy of a region

This article focuses on the tools of development and introduction of innovation policy at the mesolevel, which serves as an integral part of the innovation policy of a state and the driving force of regional competitiveness. The author presents the results of innovative activity ranking of Russian regions, pays attention to the innovative potential of the Kaliningrad region, and considers the decisions of public authorities and the recent developments in the field of innovations in Russia.

Текст научной работы на тему «Инструментарий формирования и реализации инновационной политики региона»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

100

УДК 332.146.2

Т. Е. Дрок

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Раскрыт инструментарий формирования и реализации инновационной политики на мезоуровне, выступающей составной частью инновационной политики государства и основной движущей силой конкурентоспособности региона. Приведены результаты рейтинга инновационной активности российских регионов, уделено внимание инновационному потенциалу Калининградской области, рассматриваются решения органов государственной власти и последние событиям в инновационной сфере России.

This article focuses on the tools of development and introduction of innovation policy at the mesolevel, which serves as an integral part of the innovation policy of a state and the driving force of regional competitiveness. The author presents the results of innovative activity ranking of Russian regions, pays attention to the innovative potential of the Kaliningrad region, and considers the decisions of public authorities and the recent developments in the field of innovations in Russia.

Ключевые слова: инновационная политика региона, инструментарий, инновационная активность, инновационный потенциал, региональные инновационные системы.

Key words: regional innovation policy, tools, innovative activity, innovation potential, regional innovation systems.

Инновационная политика на мезоуровне выступает фундаментом формирования национальной инновационной политики, что обусловливает актуальность рассмотрения направлений ее развития в последние несколько лет. Динамизм в развитии региона непосредственно связан с формированием сбалансированной инновационной инфраструктуры, охватывающей образовательные и научные учреждения, предприятия, организации, исследовательские центры, органы государственного управления, финансовые институты.

В рамках настоящей статьи под инструментарием инновационной политики автор подразумевает совокупность средств, методов, способов, направленных на создание благоприятного инновационно-инвестиционного климата, реализацию инновационного потенциала региона в соответствии с приоритетными направлениями развития инновационной деятельности. В свою очередь, инновационная политика ре-

© Дрок Т. Е., 2013

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 3. С. 100—107.

гиона включает в себя совокупность принципов, целей, задач, мероприятий, форм, инструментария, направленных на достижение стратегических ориентиров инновационного развития региона для повышения уровня его конкурентоспособности.

Прежде чем раскрыть содержание блоков формирования инновационной политики региона, приведем результаты рейтинга инновационной активности российских регионов и остановимся на последних событиях в инновационной сфере России в 2012 г.

По данным рейтинга инновационной активности, составленного фондом «Петербургская политика», Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, а также «РБК daily», в инновационную пятерку российских регионов входят: Томская, Калужская области, Республика Татарстан, Новосибирская область и Красноярский край. Снижение инновационной активности в профильных отраслях наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге [1].

Для инновационных регионов России 2012 г. ознаменовался официальными событиями в сфере инноваций. Речь идет, в первую очередь, о формировании новых властных структур и команд инноваторов в ряде российских регионов; во-вторых, о проведении в рассматриваемом периоде Минэкономразвития конкурса территорий инновационного развития; в-третьих, о принятии закона о создании Фонда перспективных исследований. Следует также подчеркнуть невысокое качество технологических проектов, подготовленных государственными компаниями, и низкую активность России в сотрудничестве с международными партнерами в инновационной сфере в 2012 г.

В 2012 г. органы государственной власти приняли следующие решения по сфере инноваций:

— Принятие закона о защите детей от нежелательной информации в СМИ, закона об ужесточении наказания за клевету в сети Интернет.

— Упразднение правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, что объясняется созданием при президенте РФ Совета по модернизации экономики и технологическому развитию России.

— Предъявление счетной палатой РФ негативных результатов экспертно-аналитического мониторинга финансирования ОЭЗ, на основании которого сделан вывод о неэффективном использовании государственной поддержки на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ (для строительства объектов инфраструктуры эти средства либо не используются, либо введенные в эксплуатацию объекты инфраструктуры используются не на полную мощность).

Также следует отметить следующие ключевые события в инновационной сфере такие, как:

— вступление России в ВТО;

— в бюджет заложены приоритетность и рост расходов на образование, науку и инфраструктуру; увеличена господдержка сектора исследований и разработок (федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»);

101

102

Т. Е. Дрок

^ ----------------------------------------------------------------

— Президент В. В. Путин внес и подписал федеральный закон от 16.10.2012 г. № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований»;

— определение двух групп победителей программы поддержки территорий инновационного развития — кластеров (первые 14 кластеров получат финансовую поддержку, а вторые — претендуют на льготы, преференции, приоритетное включение в программы);

— начал работу краудсорсинговый интернет-проект по формированию реестра российских инновационных продуктов;

— состоялся Первый Международный форум инновационного развития (31.10 — 03.11.2012 г.) «Открытые инновации» в г. Москва, на заседании которого Председатель Правительства РФ Д. Медведев заявил о том, что государство будет поддерживать инновационную деятельность через прямое участие в проектах;

— в 2012 г. число резидентов инновационного центра «Сколково» увеличилось на 156 % прироста (на конец 2012 г. было 782 участника), за два первых месяца 2013 г. их количество выросло до 832. В конце 2012 г. фонд применил систему аккаунт-менеджмента с целью мониторинга привлеченных проектов; постепенно вводятся разные системы отчетности самих компаний, их данные проверяются через госорганы: налоговую службу, Росстат, Роспатент.

В свете вышесказанных событий и обстоятельств следует подчеркнуть, что важной предпосылкой активизации инновационной деятельности на макроуровне выступает ее активизация на мезоуровне. Локализация инноваций в регионе и территориальных образованиях может быть успешной при условии формирования и осуществления комплексной инновационной политики.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия — 2020» в девятом разделе «Территории инноваций» определены девять основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне, которые необходимо адаптировать и развивать в условиях отдельно взятого региона с учетом его особенностей развития, организационно-экономических условий, направленных на стимулирование инновационных процессов, и потребностей в инновациях в рамках концепции инновационного развития области [2, с. 81].

Каждый регион ставит конкретные цели инновационного развития, определяет направления проведения инновационной политики, среди которых, к примеру: обеспечение населения высокотехнологичной продукцией; расширение внутреннего и межрегиональных рынков инновационных продуктов и новых технологий; рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего предпринимательства; формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры и др. [3, с. 92].

В странах с развитой рыночной экономикой в рамках реализации направлений по государственной поддержке инновационного предпринимательства выделяют три обширных категории методов инновацион-

---------------------------------------------------------------

ной политики. Среди которых: стимулирование предложения нововведений и спроса на них, а также создание климата для нововведений.

Комплексный показатель инновационной активности региона может быть определен следующим образом:

2 = Е а, хУ,.,

1=\

где й1. . .Яп — весовые коэффициенты на базе экспертных оценок; У1.. .Уп — частные показатели оценки инновационной активности региона, среди которых: доля занятых исследованиями и разработками; доля инновационно-активных организаций; доля приобретаемых основных фондов исследований и разработок в общей их стоимости; доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП; доля затрат на технологические инновации в ВРП; доля инновационных товаров (работ, услуг) в ВРП; доля экономически активного населения; нормативно-правовое регулирование на уровне конкретного региона; формирование и развитие инфраструктуры региона.

В последнее время в научных исследованиях и публикациях, ряде законодательных документов активно используется понятие «инновационная восприимчивость», под которым авторы подразумевают наличие и способность субъектов региона и органов исполнительной власти создавать, осуществлять и реализовывать инновационные процессы исходя из имеющихся условий и ресурсов, в рамках определенной и проводимой региональной инновационной политики [4, с. 23].

Инновационный потенциал региона включает такие частные потенциалы, как: технологический, кадровый, информационный, финансовый, научно-технический, организационный, управленческий, инновационной культуры, потребительского сегмента.

Инструментарий формирования и реализации инновационной политики региона включает бюджетно-налоговый, маркетинговый, институциональный и организационно-управленческий блоки (табл.).

Инструментарий формирования и реализации инновационной политики региона

Блок формирования инновационной политики региона Инструменты

Бюджетно-налоговый (применение финансовых стимулов для повышения инновационной активности и включение инструментов бюджетно-налогового регулирования) Субсидии; налоговые льготы и отсрочки; инвестиционный налоговый кредит; государственный заказ; бюджетные кредиты; ускоренная амортизация; льготная аренда госимущества; частичная оплата патентования; участие в уставном капитале инновационно-активных организаций; государственные гарантии по кредитам

Маркетинговый (направлен на продвижение инновационной деятельности и формирование идеологии инновационного развития в регионе) Создание рабочей группы по стимулированию спроса на инновационную продукцию; открытие частного 1Т-центра; конференции, форумы, ярмарки, выставки, конкурсы; интернет-порталы об инновационном развитии региона; пиар-сопровождение региональной инновационной политики; инструменты формирования имиджа территории инновационного развития

103

Окончание табл.

104

Блок формирования инновационной политики региона Инструменты

Институциональный (используется с целью создания рамочных и специфических условий инновационной деятельности) Нормативные правовые акты; программы научно-технического и инновационного развития региона; технологические прогнозы; дорожные карты; перечень приоритетных направлений инновационной деятельности

Организационно-управленческий (направлен на повышение связности элементов региональной и национальной системы) Развитие кадрового потенциала (организация научнопрактических конференций, обучающих семинаров, круглых столов для субъектов инновационной деятельности, государственных и муниципальных служащих; осуществление выплат стимулирующего характера молодым ученым, предоставление грантов на обучение); инновационная инфраструктура; территории инновационного развития; технопарки и региональные центры передовой технологии; инкубаторы малого бизнеса; инновационные кластеры и сети; консалтинг по подготовке инновационных программ и проектов; венчурный капитал и др.

Инструменты каждого из представленных блоков взаимосвязаны и требуют комплексного применения. Так, наращивание маркетингового блока влияет на эффективность использования инструментов организационного блока, к примеру: лоббирование на федеральном уровне создания в конкретных регионах территорий инновационного развития, элементов инновационного развития, инновационной инфраструктуры из средств федерального бюджета и др. Элементами инновационной инфраструктуры являются производственно-технологические структуры (технопарки, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы), объекты информационной системы (аналитические, статистические центры, информационные базы и сети), организации по подготовке и переподготовке кадров в области технологического менеджмента, финансовые структуры (бюджетные, внебюджетные, венчурные и страховые фонды), система экспертизы (центры, способные дать экспертные заключения для производителей, инвесторов, страховых служб и пр.), объекты патентования, лицензирования и консалтинга и, наконец, развитая система сертификации, стандартизации и аккредитации [5, с. 87—88].

Представленный в таблице инструментарий инновационной политики региона носит обзорный характер и частично применяется в Калининградской области. Анализируя современное состояние инновационной деятельности региона в разрезе четырех представленных блоков, можно сделать следующие выводы.

1. Бюджетно-налоговый блок. Инновационная деятельность — одно из приоритетных направлений развития малого и среднего предприни-

мательства региона, которое включено в целевую программу «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009 — 2013 годы», предусматривающую субсидирование части затрат юридическим лицам на организацию инновационной компании (предоставление грантов на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, которая направлена на практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), созданной не ранее 1 августа 2009 г. Сумма гранта не превышает 0,5 млн руб. на одного получателя господдержки. Общий объем финансирования на 2012 г. составлял 4 млн руб. (за счет средств федерального и областного бюджетов в размере 3 и 1 млн руб. соответственно) [6].

Правительство Калининградской области в 2011 г. заключило соглашение о сотрудничестве с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, реализующим программы финансовой поддержки малых инновационных предприятий.

В докризисный период наблюдался устойчивый рост объемов финансирования на проведение и оснащение материально-технической базы. Бюджетные средства — основной источник финансирования науки, доля затрат из средств организаций предпринимательского сектора сократилась. Уровень общих затрат на технологические инновации в 2006 — 2010 гг. значительно снизился по сравнению с 2006 г. и составил 164 млн руб. С 2008 г. объемы затрат на технологические инновации с каждым годом равномерно сокращались (в 2,2 раза) [7].

2. Маркетинговый блок. Инструменты этого блока в регионе начинают развиваться, работает портал ОАО «Корпорация развития Калининградской области», созданный в соответствии с постановлением правительства Калининградской области (№ 285 от 23.04.2012 г.). Следует также отметить, что на сайте Калининградского инновационно-технического центра формируются базы инновационных проектов региона. В перспективе — создание центра коммерциализации разработок и представления инновационных идей на рынке.

3. Институциональный блок. Нормативно-правовая база поддержки научно-технической и инновационной деятельности нуждается в совершенствовании. В регионе назрела острая необходимость в выработке стратегии научно-технического и инновационного развития Калининградской области, которая будет служить не только директивой для государственного сектора и органов государственного управления, но и ориентиром для частного сектора, национальных и иностранных инвесторов.

4. Организационно-управленческий блок. Регион располагает достаточно высоким научно-техническим потенциалом (в основном кадровым) по таким направлениям исследований и разработок, как морехозяйственная деятельность, промышленное и научное приборостроение и информационные технологии. В настоящее время ведется работа по

105

106

Т. Е. Дрок

^ ---------------------------------------------------------------------

определению форм сотрудничества правительства, вузовского, научного и делового сообществ. В регионе не развита инновационная инфраструктура поддержки малых технологических предприятий в виде технопарков или инновационных центров, что стало предметом обсуждения круглого стола по вопросам развития механизмов господдержки малых предприятий региона в научно-технической сфере, состоявшегося в правительстве Калининградской области в декабре 2012 г. Были высказаны предложения по созданию совета по научно-технической и инновационной политике, разработке концепции целевой программы развития научно-технической и инновационной деятельности Калининградской области [6].

Таким образом, в отношении Калининградского региона можно отметить положительные сдвиги в наращивании инновационного потенциала, однако они не столь значительны, как в других регионах России, и инновационная деятельность основана на покупных зарубежных технологиях, собственные инновационные разработки проводятся в незначительных масштабах.

Профессор БФУ им. И. Канта В. В. Ивченко подчеркивает необходимость ускорения инновационных процессов в регионе посредством разработки на уровне правительства и муниципальных органов комплексной программы инновационного развития региона с участием вузов. По его мнению, в ней должны быть отражены два крупных блока, опирающихся на стартовую финансовую поддержку регионального и муниципального бюджетов: создание региональной инновационной структуры и формирование регионального рынка инновационной продукции и технологий [8, с.64].

В заключение отметим, что построение эффективных и конкурентоспособных региональных инновационных систем, выступающих основной частью инновационной политики государства, должно базироваться на программно-целевом подходе и комплексном использовании известного инструментария инновационной деятельности на мезоуров-не, которому и будут посвящены дальнейшие работы автора.

Список литературы

1. Литвинова А. Рейтинг: инновации по формальному признаку // Сайт ежедневной деловой газеты «РБК daily». URL: http://www.rbcdaily.ru/ (дата обращения: 05.09.2012).

2. Стратегия инновационного развития российской федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020». Разд. IX. С. 81. URL: http://www. economy.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2012).

3. Растворцева С. Н., Фаузер В. В., Каракчиев А. А. и др. Социально-экономические основы инновационного развития региона : монография. М., 2011.

4. Владимирова О. Н. Инновационная восприимчивость региона: условия формирования и управление : монография. Красноярск, 2011.

5. Институциональные проблемы инновационного развития территориальных систем : коллективная монография / под ред. Ю. Г. Лавриковой. Екатеринбург, 2010.

6. О целевой программе Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009 — 2013 годы» : постановление Правительства Калининградской области от 13 февраля 2007 г. № 57. URL: http://gov39.ru/

--------------------------------------------------------------------------

7. Наука и образование в Калининградской области : стат. сб. Калининград, 2011. С. 25.

8. Ивченко В. В., Саванович С. В., Саванович А. В. Развитие инновационной инфраструктуры приморского региона России. Моделирование управления развитием : монография / под ред. проф. В. В. Ивченко. Калининград, 2010.

Об авторе

Татьяна Емельяновна Дрок — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: droklavr@mail.ru

The author

Dr Tatyana Drok, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: droklavr@mail.ru

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.