Статья посвящена развитию инновационной инфраструктуры как фактору активного развития малого предпринимательства на экс-клавной территории России. Содержит оригинальное решение, где взять на это средства.
Выход из замкнутого круга
В. В. ИВЧЕНКО,
доктор экономических наук,
руководитель Балтийского центра стратегических
исследований,
А. В. САВАНОВИЧ,
РГУ им. И. Канта,
Калининград
Инфраструктура инновационного предпринимательства в условиях ОЭЗ
Развитие малого предпринимательства, и в первую очередь, инновационного, в условиях современной России можно назвать общепризнанной необходимостью. Тем не менее темпы этого развития, как и удельное значение в экономике страны, пока незначительны.
Существующее положение объясняется рядом причин. Одна из них, долгое время находившаяся вне поля зрения экономистов и политиков, - это недооценка влияния регионального фактора на успешность развития малого предпринимательства. Формирование инновационных малых предприятий происходит на территориях конкретных регионов и зависит от специализации и особенностей хозяйственной структуры этих регионов.
В нашей стране есть специфичная группа регионов, её образуют 24 приморских, в том числе 9 промышленно развитых регионов. Специфика состоит в том, что они выступают контактными зонами между нашей и зарубежными странами. В таких регионах быстрее воспринимают зарубежные нововведения, активнее переходят на выпуск импортозамещающей
© ЭКО 2008 г.
и экспортной продукции. Удельный вес макроэкономических показателей этих регионов в экономике страны уже в настоящее время достаточно высок: по численности населения - свыше 24%, валовому региональному продукту - более 30%, по научно-техническим и инновационным организациям - 26%*.
Один из таких регионов, где в концентрированном виде отражаются многие особенности приморских регионов страны, - это Калининградская область. Границами иностранных государств она отделена от основной территории страны. Обладает чертами приморского типа хозяйства.
Фактически для экономики страны область во многих отношениях стала уникальной экспериментальной площадкой, но результаты «экспериментов» до настоящего времени недостаточно осмыслены и обобщены. На территории области прошли опытно-практическую апробацию два варианта закона об Особой экономической зоне - 1996 и 2006 гг.
Первый закон был связан со льготами в таможенной сфере и в период 2000-2006 гг. дал мощный толчок развитию импортозамещения на базе сборочных производств, носящих инновационный характер. В результате доля области в выпуске сборочной продукции России значительно увеличилась: телевизоров из импортных изделий - до 50%, бытовых пылесосов - свыше 40%, автомобилей иностранных марок - 9-10%, мебели - до 6,5-7,5% и пр. Особое место в импортозамеще-нии на рынках страны занимает пищевая промышленность: например, выпуск рыбных консервов и пресервов достиг 37%.
Закон об ОЭЗ от 2006 г. базируется на другом критерии льготирования - прибыли, и ориентирует экономику области на привлечение крупных инвестиций. Чтобы стать резидентом такой зоны, предприятие должно в течение трех лет осуществить проект в объеме не менее 150 млн руб. Надо заметить, что к настоящему времени, подстраиваясь под этот закон, намерены стать резидентами несколько десятков крупных фирм с общим объемом инвестирования свыше 20 млрд руб. В то же время закон явно тормозит развитие малого и среднего, прежде всего, инновационного предпринимательства.
* Ивченко В. В. Очерки инновационной экономики приморских регионов России. Калининград, РГУ им. И. Канта, 2006.
Оценивая провозглашенный путь развития области на основе крупных инвестиционных проектов (безусловно оправданный в настоящее время), нельзя не заметить его «временности» - скорее всего, он будет действовать только в прогнозируемый период, в течение 6-7 лет. А затем направление исчерпает себя, неминуемо натолкнувшись на объективную ограниченность региональных ресурсов - энергетических, трудовых, водных, сырьевых.
Не менее важным тормозящим фактором может стать и тарифная политика сопредельных государств, через территорию которых проходят транспортные коммуникации области с регионами России.
Возникает вопрос - какой дополнительный фактор может обеспечить поступательное развитие области? Ответ подсказывает опыт сборочных производств: всемерное развитие инновационного предпринимательства, ориентированного на передовые технологии. То есть выпуск наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Влияние первого фактора может дополнить развитие море-хозяйственной деятельности по обеспечению потребностей страны. Но и здесь полно проблем, а первоочередная, с которой сталкивается масштабное развитие малых инновационных предприятий, - это крайне слабое развитие инфраструктурного обеспечения данного вида деятельности.
Далеко не всегда малые предприятия в состоянии самостоятельно работать на рынке: выявлять нужные им новые технологии, проводить патентный поиск, инновационный маркетинг и пр. Они нуждаются в квалифицированной поддержке. Чтобы ее оказывать, как минимум необходима региональная инфраструктура инновационной деятельности.
Для небольшой Калининградской области, как показывает анализ, такая инфраструктура на первом этапе должна включать: центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор инновационных МП, патентные бюро, региональный фонд поддержки, инвестиционные и консалтинговые инновационные компании, учебные заведения с научными библиотеками. В целом для формирования подобной системы есть все предпосылки, и кое-что уже делается. Но в условиях действия на террито-
РЕГИОН
95
рии области закона об ОЭЗ 2006 г. актуальнейшей задачей становится распространение на организации инфраструктуры льгот, предоставляемых этим законом, что в значительной степени экономически облегчит их функционирование. Но, как мы помним, чтобы «войти» в сферу действия данного закона, им необходимо преодолеть барьер инвестиционного финансирования - в 150 млн руб.
Что делать?
Очевидно, что каждая в отдельности организация инфраструктуры такими инвестиционными возможностями не располагает. Единственный выход - представить формирование региональной инновационной инфраструктуры как единый инвестиционный проект. Его финансирование на этапе становления инфраструктуры должно осуществляться преимущественно из регионального и муниципальных бюджетов области при поддержке федеральных фондов развития предпринимательства. По экспертным оценкам, объем инвестиций в данном проекте составит в течение 1,5-2 лет около 200 млн руб., - это сумма, реальная для упомянутых бюджетов.
Представляется, что разработка и реализация региональной программы формирования сбалансированной инфраструктуры инновационной деятельности окажется мощным импульсом в развитии малого предпринимательства в ближайшие годы. И во многом обеспечит устойчивое экономическое развитие такой особой, эксклавной области, как Калининградская.