Научная статья на тему 'Концепция управления развитием региональной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства'

Концепция управления развитием региональной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / INNOVATIVE ECONOMY / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / REGIONAL INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / BUSINESS-INCUBATORS / STATE SCIENTIFICALLY-INNOVATIVE POLITICY / SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саванович А. В.

Обосновывается концептуальный подход к управлению созданием региональной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства и информационно-логическая модель построения программы этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of managing development of regional infrastructure for small innovative entrepreneurship

The author substantiates conceptual approach to regional infrastructure for small innovative entrepreneurship and logical information model for construction of such program.

Текст научной работы на тему «Концепция управления развитием региональной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства»

УДК 338.2 (075.8)

А. В. Саванович

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Обосновывается концептуальный подход к управлению созданием региональной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства и информационно-логическая модель построения программы этого процесса.

The author substantiates conceptual approach to regional infrastructure for small innovative entrepreneurship and logical information model for construction of such program.

Ключевые слова: инновационная экономика, малые инновационные предприятия, региональная инновационная инфраструктура, бизнес-инкубаторы, государственная научно-инновационная политика, особая экономическая зона.

Key words: innovative economy, small innovative enterprises, regional innovative infrastructure, business-incubators, state scientifically-innovative politicy, special economic zone.

На современном историческом этапе остро встала проблема перехода России на путь инновационной экономики. Эта проблема носит комплексный характер. Возникает необходимость проработки многих научно-практических вопросов, связанных прежде всего с малым инновационным предпринимательством (МИП). Среди этих вопросов — государственное регулирование и программирование развития, совершенствование нормативно-правовой базы и многое другое.

Одной из плоскостей решения названной проблемы выступает региональный аспект формирования МИП. В силу различия социальноэкономического положения регионов ее осуществление представляет особую актуальность.

Если проанализировать эту сферу предпринимательства в Калининградской области, то можно увидеть следующее. К 2008 г. в регионе сложился достаточно развитый потенциал малых предприятий (МП) — около 10800 единиц. Из них 40 % — оптовая и розничная торговля, авторемонт; 29 % — обрабатывающие предприятия и строительство; 7,8 % — связь и транспорт; 13 % — аренда, услуги и операции с недвижимостью.

К сожалению, следует отметить, что региональная статистика по МП крайне ограничена и ненадежна. Поэтому учеными РГУ им. И. Канта в 2005—2007 гг. была проведена выборочная инвентаризация научно-инновационных предприятий области. Выяснилось, что вопре-

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 105—110.

ки расхожему мнению о якобы малом использовании в регионе инноваций картина оказалось более обнадеживающей.

По экспертным оценкам, примерно на 50 — 60 % строительных, авторемонтных, информационных и частично на пищевых обрабатывающих предприятиях используются инновационные технологии, в основном зарубежные. Но эти технологии в значительной мере уже отработаны иностранными фирмами; мы идем как бы вторым эшелоном. Поэтому необходимость обновления этих технологий ставит наше предпринимательство в зависимость от западного научно-инновационного потенциала, так как наш еще слаб. По тем же оценкам, в Калининградской области насчитывается всего 55 — 70 единиц предприятий, основная деятельность которых посвящена разработке и внедрению современных технологий. Это крайне недостаточно для масштабного развития МИП. Возникает вопрос: какие могут быть направления решения этой проблемы?

Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что для Калининградской области приоритетными являются три направления.

1. Создание инфраструктуры для обеспечения развития МИП.

2. Формирование рынка научно-инновационной продукции.

3. Распространение льгот Закона об Особой экономической зоне (ОЭЗ) на инновационную инфраструктуру малых предприятий.

Рассмотрим более детально первое направление.

Прежде всего, уместно вспомнить, что понимается под инновационной инфраструктурой и для чего она необходима. В общем виде под ней понимается взаимосвязанный комплекс организаций, оказывающих услуги различным субъектам инновационной деятельности. К ним в общепринятом понимании относятся: центры трансфера технологий (ЦТТ), фонды поддержки развития малых предприятий, бизнес-инкубаторы создания МП, консалтинговые инновационные фирмы и другие структуры. На рисунке 1 приводится концептуальная структура инновационной инфраструктуры Калининградской области, где четко просматриваются структурные элементы.

Почему же практика выдвигает на первое место задачу создания региональных инновационных инфраструктур (РИИ)?

Суть в следующем. МП в силу ограниченности собственных ресурсов и опыта зачастую не имеют возможности самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, вести подготовку кадров под нововведения, осуществлять маркетинг инноваций на рынке и пр. Они объективно нуждаются в поддержке специализированных структур, о которых говорилось выше. Поэтому в мировой науке и практике за последние 20 лет появилось

и хорошо зарекомендовало себя организационное явление — РИИ. Несмотря на очевидную необходимость и ясность таких инфраструктур, отечественная практика столкнулась с большими трудностями при их создании. Это видно и на примере Калининградской области как приморского региона. Местные власти на первом этапе встречаются с главной проблемой — как обеспечить управление созданием региональной инфраструктуры?

В РГУ им. И. Канта и Калининградском инновационно-технологическом центре за последние 10 лет была проведена большая работа по изучению зарубежного опыта создания инновационных инфраструктур: технопарка ЦИРСТ в г. Гренобле (Франция), инновационной компании им. Л. Эриксона в городе Тронхейме (Норвегия), технопарка в Берлине (ФРГ) и др. Опираясь на этот и небольшой отечественный опыт, можно сформулировать общую концепцию управления развитием региональной инфраструктуры МИП применительно к приморским регионам. Под этой концепцией следует понимать некую систему взглядов, научных подходов, принципов, используемых для решения поставленной проблемы и направленных на осуществление мер по управлению формированием и дальнейшим функционированием инновационной инфраструктуры малого предпринимательства в регионе. Концепция является своеобразной аван-стратегией для разработки программного управления созданием такой инфраструктуры.

С общетеоретических позиций в общем виде концепция отражает две организационные формы (два варианта) региональной инфраструктуры: в виде комплекса самостоятельных структур и в виде единого интегрированного центра, куда входят структуры с ограниченной хозяйственной самостоятельностью. Анализ свидетельствует, что эти формы нуждаются в соответствующей научно-методической проработке.

Всестороннее рассмотрение вопроса позволило сформулировать следующие основные положения концепции:

— необходимый набор структур в составе инфраструктуры (ЦТТ, бизнес-инкубаторы и пр.);

— взаимодополнение структур в процессе обеспечения развития малого инновационного предпринимательства;

— государственно-частное партнерство в формировании инфраструктуры;

— формирование рынка инновационных и инфраструктурных услуг при участии государства и муниципалитетов;

— льготирование формирования и функционирования инфраструктуры со стороны государственных и муниципальных властей, в том числе и по Закону об ОЭЗ.

На основе этих положений предлагается принципиальная информационно-логическая модель концепции построения программы создания инновационной инфраструктуры МП в регионе (рис. 2). Такая программа является центральным элементом управления всем процессом построения инфраструктуры и состоит из пяти информационных блоков (этапов).

Основой формирования стратегии и программы создания региональной инфраструктуры служит государственная научно-инновационная политика.

Кратко рассмотрим содержание блоков построения Программы.

Блок 1. На первом этапе разрабатывается региональная стратегия развития малого, и прежде всего инновационного, предпринимательства. Она строится на основе федерального и регионального законодательства по МП, с учетом особенностей того или иного региона. В приморских регионах к таким особенностям относятся: наличие ОЭЗ, морехозяйственные комплексы, кластеры сборочных производств и пр.

Блок 2. Этот блок — центральный. Он охватывает следующие задачи: разработка концепции и структуризация поставленной проблемы, проектирование сетевой модели (графика) программы, формирование информационного и ресурсного обеспечения, оценка ожидаемой результативности программы.

Блок 3. Анализируются результирующие проектные показатели программы и сравниваются с ранее поставленными целями. Если обнаруживается расхождение, то возвращаются к концепции и заново проводят всю проработку.

Блок 4. На этом этапе осуществляется разработка системы управления реализацией программы.

Блок 5. Проводится практическая реализация программы и регулярный контроль за ходом работ. Осуществляется периодическая оценка достигаемой результативности.

Анализ содержания информационно-логической модели говорит о том, что ее практическая реализация требует предварительного проведения серьезных научных исследований, что наглядно показано на правой части рисунка 2.

В заключение следует отметить, что предлагаемый концептуальный подход позволяет разработать обоснованную научно-практическую систему управления всем процессом создания инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в регионе.

Список литературы

1. Деменок В. В., Саванович А. В. Организационный аспект генерирования малых инновационных предприятий / / Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 3.

2. Ивченко В. В. Очерки инновационной экономики приморских регионов России: монография. Калининград, 2006.

3. Ивченко В. В., Саванович А. В. Инфраструктура инновационного предпринимательства в условиях ОЭЗ (Выход из замкнутого круга) // ЭКО. 2008. № 2.

4. Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие для вузов: М., 2002.

5. Никитин М. А., Ивченко В. В. [и др.]. Научно-технический и инновационный потенциал Калининградской области. Калининград, 2005.

6. Саванович А. В. Проблемы развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства // Сборник научных докладов V Международной научной конференции. Калининград, 2007.

Об авторе

А. В. Саванович — асп., РГУ им. И. Канта.

The author

A. V. Savanovich — postgraduate student, IKSUR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.