Моделирование
бизнес-инкубирования малых инновационных предприятий
В статье излагается значение и опыт бизнес-инкубирования как пути создания конкурентоспособных малых инновационных предприятий. Приводятся результаты научно-практических разработок концептуальной сетевой модели бизнес-инкубирования инновационных МП.
Важным условием развития малого предпринимательства в России является необходимость придания ему устойчивой конкурентоспособности на рынке. Это давно известная и застарелая проблема нашей экономики. В современной ситуации в ее решении открылись новые горизонты на путях формирования малого инновационного бизнеса.
Это направление приобретает особую актуальность для 22 приморских регионов страны, из которых девять имеют развитые комплексы производительных сил. Их особенность заключается в том, что они традиционно выступают своеобразными контактными зонами с зарубежными странами, быстрее воспринимают их технологии и нововведения, начинают успешно осуществлять производство импортозамещающей и экспортной продукции. Через эти регионы идут мощные потоки внешнеторговых грузов и финансов, они достаточно успешно модернизируют свои транспортные и информационные технологии, эффективно внедряют передовой менеджмент. В этом отношении наглядным примером проявления таких качеств в определенной мере может служить Калининградская область. Благодаря удобному географическому положению и действию закона ОЭЗ в этом регионе за последние годы получили развитие сборочные и другие предприятия на основе зарубежных технологий и комплектующих изделий, которые по своему характеру являются инновационными. В результате этого уже к 2007 г. хозяйство области по ряду видов продукции импортозамещения заняло по России достаточно высокий удельный вес: по выпуску телевизоров около 50%, пылесосов — 30%, мебели 7%, мясных и рыбных консервов до 40% и т. д. И, тем не менее, несмотря на безусловные успехи в этом регио-
В. В. Деменок,
научный сотрудник Балтийского центра стратегических исследований и инноваций (БАЛЦЕС), соискатель Российского госуниверситета им. И. Канта
не страны, так же как и во многих других, в 2007 г. все четче стала проявляться проблема создания устойчиво работающих малых инновационных предприятий. Это, как показывает зарубежный и отечественный опыт — исключительно сложная и многогранная проблема. Не останавливаясь на всех ее сторонах целесообразно рассмотреть одну из узловых задач — организацию бизнес-инкубирования выращивания малых инновационных предприятий.
В развитых западных странах накоплен значительный положительный опыт так называемого «выращивания» (инкубирования) малых инновационных предприятий (МП). Данное явление было обусловлено тем, что малые предприятия весьма уязвимы в рыночной среде, особенно на первом этапе их становления. Это вызвало к жизни создание специализированных организаций, получивших название «бизнес-инкубаторов». Их задача заключается в том, чтобы в течение 1,5-3 лет организовать, обеспечить становление и устойчивое развитие с последующим выходом на самостоятельное функционирование МП, ориентированных на выпуск какой-то определенной конкурентоспособной продукции. В РГУ им. И. Канта в течение последних лет в рамках выполнения международных проектов был изучен и проанализирован опыт организации работы бизнес-инкубаторов во Франции, ФРГ, Финляндии, Норвегии, Литве. Особый интерес для российских условий представляет опыт создания и работы управляющей инновационной компании по инкубированию инновационных МП им. Лейва Эриксона в г. Тронхейме (Норвегия). Она была учреждена в 1998 г совместными усилиями государственных фондов поддержки, технологического университета в Тронхейме и рядом коммер-
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Таблица 1
Проекты сетевых моделей
Типовая сетевая модель создания российско-иностранного технополиса на принципах локальной СЭЗ (в г. Калининграде)
Типовая сетевая модель программы создания локальной СЭЗ
Сетевое моделирование создания и развития Особой экономической зоны для окраинных регионов страны (на примере Калининградской области)
Сетевая модель программы освоения нового приморского месторождения янтаря в Калининградской области
Типовая сетевая модель развития научноинновационного потенциала вузов приморского региона
Типовая сетевая модель программы подготовки к внедрению индикативного планирования (на уровне региона)
Год разработки
1999
2000
2002
2002
2004
2006
✓
✓
✓
✓
I. Главная цель
II. Подцели (направления)
Разработка сетевой модели программы бизнес-инкубирования инновационного МП
1 2 3
Экспертиза и отбор новых идей Подготовка к созданию МП под реализацию идеи Процесс инкубирования инновационного МП
ческих исследовательских центров. На первом этапе в нее было вложено $1 млн. За относительно короткий срок — всего несколько лет — компания быстро продвинулась вперед и заняла в мире четвертое место среди нескольких сот бизнес-инкубаторов. Ежегодно в нее поступает 130-150 идей по осуществлению нововведений, из которых в результате многослойной экспертизы до инвестирования и выращивания доходит 12-13, которые в итоге оформляются в конкурентно работающие МП.
Обобщая опыт работы передовых бизнес-инкубаторов в указанных странах можно выделить следующие их особенности и принципы работы:
^ государственные или муниципальные органы власти на первом этапе берут на себя финансовое и другое обеспечение (например, выделение земельных участков) создания бизнес-инкубатора; создание (инкубирование) любого МП осуществляется под конкретную идею и при непосредственном участии авторов этой идеи; проводится четкое и грамотное организационное программирование процесса инкубирования каждого МП с использованием современных средств и информационных технологий; на последнем этапе процесса инкубирования МП его поддержка переходит на формы государственно-частного партнерства;
предусматривается комплекс мероприятий, гарантирующих высокую конкурентоспособность и коммерческую эффективность создаваемых МП. Возвращаясь к российскому пока еще небольшому и далекому от совершенства опыту бизнес-инкубирования можно отметить следующее. Образно выражаясь одним из «подводных камней» при организации этого процесса, на который в первую очередь наталкиваются его организаторы, является их слабое представление будущей логики инкубирования МП и неумение управления этим процессом. Важным инструментом, во многом компенсирующим этот недостаток, может быть разработка и применение типовых сетевых моделей бизнес-инкубирования на основе метода ПЕРТ (СПУ). Данное утверждение
III. Программные мероприятия (задачи)
Рис. 1. Принципиальное «дерево целей» модели программы инкубирования инновационного МП
обусловлено значительным положительным опытом использования методов сетевого управления к достаточно сложным и уникальным организационным процессам инновационного характера, накопленным за последние девять лет в Балтийском центре стратегических исследований и инноваций (БАЛЦЕС) РГУ им. И. Канта под руководством профессора В. В. Ивченко (см. табл. 1).
Эти успехи позволили подойти к моделированию программы бизнес-инкубирования инновационных МП. В конце 2006 - начале 2007 гг. в РГУ им. И. Канта проведены первые научно-практические разработки и экспериментальная апробация таких моделей. Логическая схема построения сетевой модели процесса инкубирования МП следующая.
1. Проводится структуризация методом «дерева целей» задачи построения модели программы инкубирования МП и выявление комплексов программных мероприятий.
2. Проводится экспертная оценка продолжительности выполнения программных мероприятий в реальной ситуации.
3. Устанавливаются информационно-логические связи между программными мероприятиями и строится сетевая модель процесса инкубирования, осуществляется анализ модели по основным характеристикам (критическому пути, резервам времени и пр.).
4. Разрабатываются принципы системы сетевого управления всем процессом инкубирования с применением разработанной модели.
На рис. 1 приводится принципиальное «дерево целей» модели программы инкубирования МП. Из рис. 1 четко просматриваются три направления:
1. Экспертиза и отбор новых идей.
2. Подготовка к созданию инновационного МП под реализацию идеи.
3. Процесс инкубирования МП.
На основании выявленных через структуризацию программных мероприятий и их экспертной оценки по правилам метода ПЕРТ строится концептуальная укрупненная сетевая модель бизнес-инкубирования МП (рис. 2). По специальным алгоритмам выполняются расчеты основных параметров модели и устанавливается первоначальный (стартовый) прогнос-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Рис. 2. Концептуальная сетевая модель бизнес-инкубирования малого инновационного предприятия
тический срок выполнения всего проекта инкубирования. В нашем примере укрупненная модель представлена 14 событиями с экспериментальным расчетом продолжительности критического пути порядка 27-28 месяцев для инкубирования инновационного МП с численностью работающих 15-18 человек и выпускающих инновационную продукцию средней сложности. Рабочая модель должна иметь порядка 70-80 событий.
В заключение следует подчеркнуть, что сетевое моделирование бизнес-инкубирования инновационных МП — это один из эффективных путей организации быстрого становления и эффективного функционирования отечественных бизнес-инкубаторов.
Литература
1. В. В. Деменок, С. В. Саванович. О применении СПУ в стратегии развития малых предприятий//Сб. науч. трудов «Калининградская область и ЕС: проблемы экономической интеграции». Калининград: КГУ, 2004.
2. Д. С. Егоров. Типовые сетевые модели программы создания локальных СЭЗ//Прогнозирование и стратегия развития Особой экономической зоны России: Межв.сб. науч. тр., Калининград: КГУ, 2000.
3. В. В. Ивченко, В. В. Деменок. Программно-целевой метод в менеджменте развития малого предпринимательства//Социаль-но-экономическое развитие Калининградского региона: Сб. науч. тр., вып. 52. Калининград: БГА, 2002.
4. В. В. Ивченко, Д. С. Егоров. Моделирование программы создания и развития Особой экономической зоны для окраинных регионов страны//Экономическое программирование развития эксклавного региона России: Межв. сб. науч. трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
5. В. В. Ивченко. Очерки инновационной экономики приморских регионов России. Теория, методология, практика: Монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006.
6. А. Кофман, Г. Дебазай. Сетевые модели планирования и их применения: Монография/пер. с англ.: М.: Прогресс, 1968.
7. Р. Миллер. ПЕРТ — система управления. Фундаментальная монография/пер. с англ. М.: Экономика, 1965.
8. М. А. Никитин, В. В. Ивченко. Опыт норвежского инновационного центра им. Лейва Эриксона по инкубированию малых инновационных предприятий//Инновационная экономика как стратегия развития региона: Межв. сб. науч. тр. Калининград: Изд-во КГУ, 2004.
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
«ИННОВАЦИИ»
Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража.
Подписка на 2008 год (12 номеров) 7200 руб. 00 коп ♦ (Семь тысяч двести рублей),
в том числе НДС — 654руб. 55 коп.
Название организации __________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________________________
Должность_________________________
Почтовый адрес (адрес доставки).
Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве
Нами уплачена сумма __________________________________
Платежное поручение __________
. экземпляров.
от
200
Банковские реквизиты редакции:
ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,
к/с 30101810900000000790, БИК 044030790
Дата заполнения талона подписки____________________ Подпись___________________
Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.
Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..
По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ”» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.
Подписной индекс: 38498.
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008