БИЛЬЧАК Василий Степанович
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой менеджмента
Российский государственный университет им. И. Канта
236000, РФ, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56а Контактный телефон: (4012) 21-65-35 е-таН:Ы1с1мк(Эа1ЬегШа.ги
САВАНОВИЧ Артём Валерьевич
Аспирант кафедры менеджмента
Российский государственный университет им. И. Канта
236000, РФ, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56а Контактный телефон: (4012) 59-55-95 e-mail: [email protected]
Модель формирования регионального центра трансфера технологий: фактор развития приграничной экономики
Ключевые слова: модель; региональный центр; программа; приморский регион России; трансфер технологий.
Аннотация. Рассматривается типовая сетевая модель программы создания крупного центра трансфера технологий применительно к особенностям приморских регионов России.
Одним из факторов современного этапа глобализации мировой экономики выступает ускоряющийся обмен научно-технической и производственной информацией между странами, регионами и корпорациями. Это относительно новое явление в экономической жизни, получившее название трансфера (передачи) технологий от разработчиков к пользователям, имеет множество определений, среди которых можно выделить следующее: «Под трансфером технологий подразумевается система передачи технологий, попадающих под лицензирование и коммерциализацию, от научно-инновационных организаций разных форм собственности до предприятий бизнеса» [1].
В исторической ретроспективе создание центров трансфера технологий (ЦТТ) уходит своими корнями в конец 70-х годов прошлого столетия, когда в США был принят закон Бай-Доула, предоставлявший исключительно льготные условия для широкого внедрения различных нововведений (прежде всего, научно-технического характера) в производственно-хозяйственные сферы деятельности. Началось формирование новых структурных подразделений, которые специализировались на ускоренной передаче (трансфере) новых технологий от разработчиков потребителям. Центры трансфера технологий первоначально создавались при университетах, затем - при национальных агентствах и различных государственных учреждениях, например: в НАСА, при министерствах энергетики и обороны США. За короткое время они стали важнейшим элементом инновационной инфраструктуры многих развитых стран Северной Америки, Западной Европы и Азии [2; 3]. Сегодня в мире функционирует несколько тысяч ЦТТ, различающихся по характеру деятельности и структурам, - общепризнанного института преодоления технологического разрыва между странами, регионами и корпорациями.
© Бильчак В. С., Саванович А. В., 2009
Особую значимость центры трансфера технологий приобрели в условиях современного кризиса в мировой экономике на всех уровнях, что крайне важно и для условий России. Следует отметить, что процесс создания ЦТТ в Российской Федерации начался с некоторым опазданием - только в 2002 г. На общем заседании Совета безопасности и Госсовета в марте указанного года был рассмотрен комплексный вопрос о путях ускоренного развития научно-технической и инновационной деятельности. В одном из принятых на этом заседании документов четко сформулирована задача - сформировать современную инфраструктуру инновационной деятельности с приоритетным созданием центров трансфера технологий. В 2003 г. была разработана Концепция развития венчурной деятельности и созданы первые шесть ЦТТ. К сожалению, этот процесс идет крайне медленно: к 2005 г. было создано порядка 20 ЦТТ, а в настоящее время их насчитывается около 50.
Анализ показал, что в нашей стране существует целый ряд причин, тормозящих процесс формирования центров трансфера технологий, столь важных для ускоренной коммерциализации научно-инновационных разработок в бизнесе. Среди них следует выделить:
1) отсутствие опыта и четких методических рекомендаций по организации формирования таких структур. Это в огромной степений тормозит процесс создания ЦТТ. Необходима разработка принципиальных моделей программ создания ЦТТ, на основе которых можно было бы уверенно разрабатывать рабочие программы применительно к специфике того или иного региона России;
2) слабое формирование рынка научно-инновационной продукции. Этот фактор, тормозящий процесс создания ЦТТ в стране, тесно смыкается с недостатком, присущим российской экономике в целом, - низким уровнем знаний и недостаточной степенью восприимчивости к инновационной деятельности со стороны как предпринимателей, так и муниципальных и государственных служащих.
Создание центров трансфера технологий приобретает большое значение для приморских регионов России, которые являются своеобразными контактными зонами с развитыми западными странами: первыми встречая западные нововведения, они трансформируют их на российские регионы. В этом отношении наглядным примером служат такие приморские центры, как Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток, Мурманск, где в недавнем прошлом быстро осваивались новые технологии морских портов, развивались сборочные производства телевизоров и другой бытовой техники, осуществлялась сборка иностранных автомобилей. В современных же условиях финансово-экономического кризиса приморские регионы, будучи наиболее тесно связанными с западными приграничными странами, также попали в полосу испытаний.
Одним из факторов, способствующих антикризисному развитию приморских регионов, должны стать именно региональные центры трансфера технологий, учитывающие специфику каждого региона. Хозяйство любого приморского региона в своем развитии опирается на совокупность ряда технологий, образующих некое «технологическое поле», которое обладает определенной динамикой «технологической волны» и, что особенно важно, - своим «пределом» развития [1; 6; 7]. Отметим, что характеристика «предельного состояния» присуща всем сторонам промышленного и в целом - социально-экономического развития любого региона. Сочетание пределов взаимосвязанных технологий образует хозяйственный потенциал определенного региона, который наделен своим пределом возможностей развития. Данный потенциал опирается, как правило, на технологии, находящиеся на разных уровнях зрелости (устоявшиеся, новые развивающиеся, устаревающие). Они фактически обеспечивают соответствующий уровень конкурентоспособности региона. Когда этот потенциал, исчерпав себя, достигнет предела, который не позволит региону сохранить конкурентоспособность, проявляется, образно говоря, «технологический разрыв» между существующим уровнем развития
технологий региона и тем уровнем, которого достигли или который даже надо превысить по сравнению с другими регионами страны или зарубежья. В настоящее время существует технологический разрыв как между конкретными регионами России, так и между Россией и другими государствами. В условиях современного экономического кризиса этот разрыв продолжает углубляться, отбрасывая далеко назад нашу страну по показателю конкурентоспособности. Эта негативная тенденция особенно резко проявилась в приморских регионах, в частности в Калининградской области. Исследования свидетельствуют, что преодоление кризисных явлений в экономике региона может быть успешно осуществлено прежде всего при ускоренном поступлении в его хозяйство и освоении им различных видов новых технологий [1; 6; 8]. Такое положение может быть реализовано при наличии крупных региональных Центров трансфера технологий и развитии в регионе собственного научно-инновационного потенциала в виде конструкторских бюро, инновационных центров, различных научно-исследовательских лабораторий.
Анализ зарубежного и отечественного опыта создания центров трансфера технологий различного типа [1-5; 8] позволяет предложить в обобщенном виде структуру ЦТТ приморского промышленного региона страны (рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная организационная структура центра трансфера технологий приморского промышленного региона страны
Исследование содержания процесса создания крупного регионального центра трасфера технологий на основе матричной формы структуризации этой проблемы (рис. 2) позволило выявить четыре основных направления деятельности:
1) анализ опыта создания существующих ЦТТ;
2) разработка проекта регионального ЦТТ приморского региона;
3) осуществление мер по обеспечению развития ЦТТ;
4) практическое формирование и обеспечение функционирования ЦТТ.
Информационно-логический анализ направлений позволил определить 18 укрупненных программных мероприятий, составивших информационную базу для оценки их продолжительности и стоимости, а также для установления технологических связей между ними.
По содержанию указанные направления охватывают следующие вопросы:
направление 1: анализ зарубежного и отечественного опыта создания ЦТТ, оценка технологического разрыва в экономике региона, маркетинг рынка инноваций приморского региона;
направление 2: разработка технологического задания, учредительных документов, оргструктуры, бизнес-плана и регистрация ЦТТ;
направление 3: выделение стартового финансирования в бюджете регионов, набор и обучение кадров для ЦТТ, уточнение внебюджетных источников финансирования;
направление 4: формирование внутренней структуры ЦТТ, т. е. создание подразделения по мониторингу нововведений и технологическому аудиту, по межрегиональному и международному трансферу технологий; установление договорных отношений с другими ЦТТ и организациями региона; обеспечение в целом функционирования ЦТТ региона на первом этапе.
ь
н
с
f-
с
£
£
с
<3
к
с
15
15
к
н
с
(и
Направление
Программные мероприятия
1. Анализ опыта ЦТТ
1.1 1.2 1.3 1.4
2. Разработка проекта регионального ЦТТ
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5
3. Обеспечение развития ЦТТ
3.1 3.2 3.3 3.4
4. Формирование и обеспечение функционирования ЦТТ
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5
Рис. 2. Матричная информационно-логическая форма структуризации проблемы создания ЦТТ приморского региона
На этой основе на принципах блочного построения формируется укрупненная сетевая модель программы создания центров трансфера технологий приморского региона (рис. 3).
Рис. 3. Схема блочного представления сетевой модели создания ЦТТ развития экономики приморского региона
Укрупненный характер модели, отражающий специфику центров трансфера технологий для всех промышленно развитых приморских регионов страны, придает ей свойство типовости. Опираясь на этот, образно говоря, «типовой скелет» модели, можно разрабатывать рабочие сетевые модели создания ЦТТ применительно к особенностям того или иного приморского региона страны.
В РГУ им. И. Канта разработана опытная сетевая модель такого ЦТТ.
Сетевая модель программы создания центров трасфера технологий может использоваться либо как стационарно-координирующая, либо как динамично управляющая.
В любом случае ее эффект проявляется в резком улучшении координации работ, в принятии рациональных решений по реализации всей программы, в сокращении сроков и, наконец, в снижении затрат на создание центров трансфера техологий.
Источники
1. Ивченко В. В. Региональные центры трансфера технологий // Ивченко В. В. Очерки инновационной экономики приморских регионов. Калининград : РГУ им. И. Канта, 2006.
2. Ершов С. Н., Антонец В. А. Пилотный ЦТТ в России: подход ННГУ // Инновации. 2004. № 8.
3. Ивченко В. В., Цыплаков М. Н. Организационные принципы центров трансфера технологий приморских регионов России // Вестник БНЦ. Калининград : РГУ им. И. Канта, 2005.
4. Загребильский С. Н. Выращивание малых инновационных предприятий (опыт технологического центра «Хормия», Финляндия) // ЭКО. 2002. № 1.
5. Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство. М. : ЮНИ-ТИ, 2002.
6. Проект Калининградского центра трансфера технологий // Никитина М. А., Ивченко В. В. и др. Научно-технический и инновационный потенциал Калининградской области. Калининград : РГУ им. И. Канта, 2005.
7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития : пер. с англ. М. : Прогресс, 1990.
8. Российская сеть трансфера технологий. Режим доступа : http://www.rttn.ru/frames. php?pade=news&setland=rus.